при каком московском князе митрополит всея руси переехал в московский кремль

1325 – Переезд митрополита Петра в Москву

1325 – Переезд митрополита Петра в Москву

Закладку московских соборов обычно связывают со служением в Москве митрополита Петра. Еще в 1299 г. митрополит Киевский и всея Руси Максим оставил разоренный Киев и переехал в более надежный, спокойный Владимир и тем самым фактически перенес сюда центр русского православия. Поставленный в митрополиты в 1305 г. Петр шагнул дальше – он перебрался в Москву как в столицу самого сильного русского княжества. К этому шагу он готовился давно, часто и подолгу останавливаясь в Москве под заботливым приглядом Калиты, который уговаривал святителя поселиться в Кремле. Якобы Петр и посоветовал князю построить каменный Успенский собор.

Для московского князя переезд митрополита стал огромной удачей – ведь так Москва становилась церковным центром Руси, укреплялся авторитет набирающего силу княжества Московского. Митрополит Петр умер в 1326 г. и был объявлен первым московским святым. Его преемник Феогност окончательно перенес митрополичью кафедру в Москву.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Читайте также

7. Окончание войны. Переезд из Ленинграда в Москву

7. Окончание войны. Переезд из Ленинграда в Москву В мае 1942 года Ленинград был пустынным. Большая часть жителей или умерла от голода, или эвакуировалась. Если не считать военных, остались главным образом женщины, худые и серые. Но по улицам уже мчались трамваи и машины,

Переезд в Москву

Переезд в Москву Мы должны признать, что самая возможность дальнейших наших дипломатических успехов стоит в тесной связи с наличием хорошей вооруженной силы в распоряжении рабоче- крестьянского правительства… Чем крепче и мощнее будет наш вооруженный кулак в лице

Роль митрополита Петра в возвышении Москвы

Роль митрополита Петра в возвышении Москвы На двадцатом году жизни будущий святитель стал иноком в одном из волынских монастырей, где и получил имя Петр. Носил в монастырь воду на плечах, зимою и летом мыл братские власяницы. Когда ударяли в благовест на богослужение,

1325 FO. 954/24. Fol. 304 — 309. Частное письмо Криппса Идену, 27 мая

1325 Перенос метрополии из Владимира в Москву

1325 Перенос метрополии из Владимира в Москву Еще в 1299 г. митрополит Киевский и всея Руси Максим оставил разоренный Киев, переехал в более спокойный Владимир и тем самым перенес сюда центр русского православия. В 1305 г. на митрополичьей кафедре его сменил Петр. Новый

1728 Переезд двора в Москву

1728 Переезд двора в Москву После свержения Меншикова у власти укрепился клан князей Долгоруких. Фаворитом императора Петра II стал князь Иван Долгорукий – довольно легкомысленный и развратный молодой человек, который вовлек юного императора в весьма сомнительные

1325 Жены инженеров. Общественницы тяжелой промышленности. М, 1937. Гл. 3 (без

Реставраційна праця митрополита Петра Могили

Реставраційна праця митрополита Петра Могили Оскільки запобігливою була досьогочасна праця над піднесенням з румовищ стародавніх палядіїв предківської віри й свідків давньої могутньости і слави, остільки систематичнішою стає вона нід особистим проводом і нерідко

Отдел первый Состояние Русской Церкви от ее первого митрополита святого Михаила до избрания митрополита Илариона (988–1051)

Отдел первый Состояние Русской Церкви от ее первого митрополита святого Михаила до избрания митрополита Илариона (988–1051) Вступление Великим благодеянием Божиим для России было уже самое обращение к христианству великого князя Владимира. Он принял святую веру не

Отдел второй Состояние Русской Церкви от митрополита Илариона до избрания митрополита Климента Смолятича (1051–1147)

Отдел второй Состояние Русской Церкви от митрополита Илариона до избрания митрополита Климента Смолятича (1051–1147) Вступление Избрание Илариона на кафедру митрополии Киевской составляет весьма замечательное явление в истории Русской Церкви: здесь в первый раз

Отдел третий Состояние Русской Церкви от митрополита Климента Смолятича до начала второго периода, или до митрополита Кирилла II (1147–1240)

Отдел третий Состояние Русской Церкви от митрополита Климента Смолятича до начала второго периода, или до митрополита Кирилла II (1147–1240) Вступление Если знаменательно было избрание и возведение на митрополитский престол Илариона Собором русских епископов при великом

Переезд в Москву

Переезд в Москву В 1934 году произошло событие, повлиявшее на мой дальнейший жизненный путь. Неожиданно для нас, аспирантов, руководство института объявило:– Ваша группа переводится в Москву в научно-исследовательский институт аналогичного профиля.Вот так новость!

Глава 1 «Вместо реквизиционного мандата броневой автомобиль»: Петроградский десант, или Переезд Наркомвоена в Москву

Глава 1 «Вместо реквизиционного мандата броневой автомобиль»: Петроградский десант, или Переезд Наркомвоена в Москву В марте 1918 года Советское правительство, спасаясь то ли от наступавших германских частей, то ли от собственной социальной базы, организовало переезд

105. О ПРЕСЕЛЕНИИ МИТРОПОЛИТА Киевскаго в Москву.

105. О ПРЕСЕЛЕНИИ МИТРОПОЛИТА Киевскаго в Москву. ЛЕТА ОТ СОЗДАНИЯ Мира 6791, а от рождества Христова 1283 посвящен бысть Митрополит Киевский Максим Грек от Григория Патриарха Константинопольскаго и пренесеся из Киева в Москву ради Татарския обиды и непокоя; и оттоле начаша

Источник

При каком московском князе митрополит всея руси переехал в московский кремль

при каком московском князе митрополит всея руси переехал в московский кремль

при каком московском князе митрополит всея руси переехал в московский кремль

Общество ЦАРЬГРАД запись закреплена

1 марта 1325 года Москва стала церковным центром Руси

1 марта 1325 года митрополит Пётр перенёс свою резиденцию из Владимира в Москву. Этому способствовал Великий князь Иван Калита, который долгое время уговаривал митрополита и в итоге добился своего. Москва стала не только экономическим, политическим, но и церковным центром государства.

Это произошло неслучайно. В 1299 году митрополит Киевский и всея Руси Максим уехал из Киева в более спокойный Владимир, перенеся сюда и центр русского православия. В 1305 году ему на смену пришёл митрополит Пётр. Он часто гостил в Москве, сблизился со многими московскими князьями и с самим Иваном Калитой.

1 марта 1325 года состоялся переезд митрополита Петра вместе с другими духовниками в Москву, а уже в 1326 году митрополит умер и был объявлен первым московским святым. Его приемник, митрополит Феогност, продолжил дело Петра, и вскоре окончательно перенёс митрополичью кафедру в Москву.

Для Ивана Калиты перенос церковного центра стал огромной удачей. Авторитет Москвы значительно вырос, и это сыграло важную роль в возвышении города как центра, вокруг которого в дальнейшем объединились остальные княжества.

Источник

Устроитель Москвы, уроженец Волыни

Житие святителя Петра, митрополита Московского

Завтра, 6 сентября 2014 года, в день памяти святителя Петра, митрополита Московского, в Высоко-Петровском монастыре Москвы пройдут торжества, приуроченные к 500-летию древнейшего храма обители, построенного в память ее основателя.

Будущий митрополит всея Руси родился на Волыни (сегодня это западная часть Украины) в семье благочестивых и верующих родителей. Уже в 12 лет юный Петр уходит в монастырь и принимает иночество. Он начинает писать иконы, которые дарит братии и паломникам.

За добродетельную, подвижническую жизнь и ревностное несение вверенного послушания, игуменом обители было определено рукоположить благочестивого инока в сан иеромонаха. После многолетних подвигов в монастыре, иеромонах Петр испрашивает благословение у игумена, чтобы оставить обитель. Получив оное, будущий митрополит покидает обитель, и в поисках уединённого места для монашеского подвига идет на берег реки Рать, где и ставит себе маленькую келью. Уже вскоре место тайного подвига иеромонаха Петра стало монастырем, где он был избран игуменом.

Святитель Петр написал икону Богородицы, которая не была похожа ни на одну другую. Назвали ее Петровская икона Божией Матери

Об игумене-подвижнике стало известно далеко за пределами обители. Нередко в монастырь приходил Галицкий князь Юрий Львович, чтобы услышать духовные наставления святого подвижника. Будучи игуменом, святитель Петр написал икону Богородицы, которая не была похожа ни на одну другую. Назвали ее по имени автора – Петровская икона Божией Матери.

Однажды обитель посетил митрополит Владимирский Максим, обходивший Русскую землю со словом поучения и назидания. Принимая святительское благословение, игумен Петр принес в дар митрополиту написанный им Петровский образ Пресвятой Богородицы, перед которым святитель Максим до конца своей жизни молился о спасении вверенной ему Богом Русской земли.

Когда митрополит Максим скончался, Владимирская кафедра некоторое время была не занята. Великий Владимирский святой князь Михаил Тверской направил к патриарху Константинопольскому своего сподвижника и единомышленника игумена Геронтия с просьбой о поставлении последнего на Русскую митрополию. Геронтий взял с собой в дорогу образ Богородицы, находившийся у митрополита Максима. По совету Галицкого князя Юрия, игумен Петр также отправился к Константинопольскому патриарху для принятия святительской кафедры. Бог избрал для окормления Русской Церкви святого Петра. Плывшему Черным морем Геронтию ночью, во время бури, явилась Божия Матерь и сказала: «Напрасно трудишься, сан святительский не достанется тебе. Тот, кто написал Меня, Ратский игумен Петр, возведен будет на престол Русской митрополии». Слова Божией Матери в точности исполнились: Константинопольский патриарх Афанасий (1289-1293) с собором возвел на Русскую митрополию святителя Петра, передав ему святительские облачения, жезл и икону, привезенные Геронтием.

Геронтию явилась Божия Матерь и сказала: «Напрасно трудишься. Ратский игумен Петр возведен будет на престол Русской митрополии»

Много трудностей испытал Первосвятитель в первые годы управления Русской митрополией. В страдавшей под татарским игом Русской земле не было твердого порядка, и святителю Петру приходилось часто менять места своего пребывания. Во время постоянных объездов епархий он неустанно поучал народ и духовенство о строгом хранении христианского благочестия, а враждовавших между собою князей призывал к миролюбию и единству.

В 1313 году, когда ханом стал Узбек (первый хан, принявший ислам), святитель Петр отправился в Орду. Его приняли там с честью и отпустили с новым ярлыком. Все прежние льготы духовенства были подтверждены и прибавлена новая – церковные люди по всем делам, не исключая уголовных, были подчинены суду митрополита.

Когда после смерти князей Михаила Тверского и Юрия Московского князь Александр Михайлович Тверской получил от хана ярлык на великое княжение и вступил в борьбу с Иваном Даниловичем (Калитой) Московским, митрополит Петр принял сторону Ивана Калиты.

Семьсот лет назад будущая златоглавая столица была еще поселком в стенах Кремля, но уже тогда шумным и многолюдным

Путешествуя по Руси, Святитель все чаще заезжает в Москву. Семьсот лет назад будущая златоглавая столица была еще маленьким поселком в стенах современного Кремля, но уже тогда это был достаточно шумный и многолюдный город. Митрополит Петр нуждался в месте для уединённой молитвы. Таким местом оказался возвышенный берег реки Неглинной, неподалеку от Кремля, где среди лесов располагалось небольшое село Высокое. Это напоминало митрополиту Петру обитель на берегу реки Рать, где прежде он был игуменом. Именно здесь и был устроен будущий Высоко-Петровский ставропигиальный мужской монастырь. Святитель Петр возвел деревянный храм во имя святых первоверховных апостолов Петра – своего небесного покровителя – и Павла, отчего монастырь изначально именовался Петропавловским (и даже спустя более чем триста лет после переосвящения его главного храма, уже в честь самого святителя).

Молясь о судьбах Руси, митрополит Петр все больше укреплялся в мысли о перенесении митрополичьей кафедры из Владимира в Москву. В 1325 году состоялся окончательный переезд. Князь выстроил для святителя «обширный» двор в восточной части Кремля, однако митрополит Петр по-прежнему любил останавливаться в основанной им небольшой обители. От монастыря к Кремлю была проложена хорошая широкая дорога в лесу, которая и по сей день называется Петровкой.

Святитель Петр предсказал освобождение от татарского ига и будущее возвышение Москвы как центра всей России. По его совету великий князь Иван Данилович Калита 4 августа 1326 года заложил в Москве первую каменную церковь во имя Успения Пресвятой Богородицы. «Если ты, – сказал Святитель великому князю, – успокоишь старость мою и возведешь здесь храм Богоматери, то будешь славнее всех иных князей, и род твой возвеличится, кости мои останутся в сем граде, святители захотят обитать в оном, и руки его взыдут на плещи врагов наших». Святой митрополит собственными руками построил себе каменный гроб в стене этого храма, желал видеть строительство оконченным. Однако церковь Успения была освящена уже после его кончины, в 1327 году, 4 августа.

Митрополит Петр сделал Москву местом своих Первосвятительских трудов. Благодаря этому она стала духовным центром Руси

Переезд митрополита Петра в Москву, возведение по его совету Успенского собора в Кремле, ставшего не только усыпальницей Предстоятеля Русской Православной Церкви, но и главным собором возрождавшейся после татарского нашествия Руси, способствовало, как и предсказал Святитель, объединению русских земель вокруг Москвы. Благодаря тому, что он сделал Москву местом своих Первосвятительских трудов, она стала духовным центром Руси, столицей Российской державы.

21 декабря 1326 года митрополит Петр отошёл ко Господу. Святое тело Первосвятителя было погребено в приготовленном самим почившим каменном гробу в Успенском соборе.

Множество чудес совершилось по молитвам угодника Божия. Многие исцеления совершались тайно, что свидетельствует о глубоком смирении Святителя даже после смерти. Глубокое почитание Первосвятителя Русской Церкви со дня его преставления утверждалось и распространялось по всей Русской земле. Уже в 1327 году, всего лишь спустя полгода после его кончины, митрополит Петр был причислен к лику святых Собором русских архиереев во Владимире. А через 13 лет, в 1339 году, при святителе Феогносте он был причтен к лику святых собором в Константинополе.

Святитель Петр стал первым канонизованным московским святым. У его гроба нарекались и избирались русские Первосвятители

Таким образом, святитель Петр стал первым канонизованным московским святым. У его гроба князья целовали крест в знак верности великому князю Московскому. Как особо чтимый покровитель Москвы, митрополит Петр призывался в свидетели при составлении государственных договоров. Новгородцы, имевшие право избирать себе владык у Святой Софии, после присоединения к Москве при Иоанне III клятвенно обещали ставить своих архиепископов только у гроба святителя Петра чудотворца, где нарекались и избирались русские Первосвятители.

О святителе Петре постоянно упоминают русские летописи, ни одно значительное государственное начинание не обходилось без молитвы у его гроба.

В 1472 и 1479 годах совершалось перенесение мощей досточтимого митрополита. В память об этом событии установлены празднования – 5 (18) октября и 24 августа (6 сентября).

Материал подготовил послушник Высоко-Петровского монастыря Богдан Семенюк

Источник

Митрополит Петр: Камень, на котором стоит Москва

Не в удоб­ном ме­сто­рас­по­ло­же­нии — на пе­ре­крест­ке тор­го­вых по­то­ков и вод­ных ар­те­рий — сек­рет воз­вы­ше­ния Моск­вы над бо­лее слав­ны­ми и древни­ми го­ро­да­ми Ру­си. А в за­ве­те свя­ти­те­ля Пет­ра, пер­во­го мит­ро­по­ли­та Мос­ков­ско­го: быть Москве до тех пор, по­ка сто­ит Успен­ский со­бор и «мои ко­сти в нем по­ло­же­ны бу­дут».

За­ве­ща­ние

С мит­ро­по­ли­та Ки­ев­ско­го и всея Ру­си Пет­ра на­чи­на­ет­ся Москва: по при­гла­ше­нию ве­ли­ко­го кня­зя Ива­на Ка­ли­ты он при­ез­жа­ет из Вла­ди­ми­ра Ве­ли­ко­го в быв­ший то­гда за­штат­ный го­ро­док удель­но­го кня­же­ства и за­кла­ды­ва­ет Успен­ский со­бор. В нем же за­ве­ща­ет се­бя по­хо­ро­нить, про­ро­че­ствуя о том, что этот со­бор бу­дет за­ло­гом про­цве­та­ния го­ро­да и кня­же­ско­го ро­да: «Ес­ли по­слу­ша­ешь ме­ня, то и сам про­сла­вишь­ся с ро­дом тво­им па­че иных кня­зей, и град твой бу­дет сла­вен пред все­ми гра­да­ми рус­ски­ми, и свя­ти­те­ли по­жи­вут в нем, и вра­ги его по­беж­де­ны бу­дут, и про­сла­вит­ся Бог в нем».

Мит­ро­по­ли­та хо­ро­нят в при­го­тов­лен­ной им са­мим гроб­ни­це в стене Успен­ско­го хра­ма. Так мо­щи мит­ро­по­ли­та Пет­ра ста­ли «кам­нем» в ос­но­ва­нии Успен­ско­го со­бо­ра Мос­ков­ско­го Крем­ля и пер­вой его свя­ты­ней.

На­род­ное по­чи­та­ние и ис­це­ле­ния от мо­щей мит­ро­по­ли­та Пет­ра на­ча­лись сра­зу же по его кон­чине. При мос­ков­ском мит­ро­по­ли­те Алек­сии, как го­во­рит ле­то­пись, в празд­ник Успе­ния Бо­го­ро­ди­цы, в 1372 го­ду, у гро­ба свт. Пет­ра ис­це­лил­ся маль­чик, немой, с па­ра­ли­зо­ван­ной ру­кой; свя­ти­тель Алек­сий ве­лел зво­нить в ко­ло­ко­ла и слу­жил мо­ле­бен. Офи­ци­аль­ная ка­но­ни­за­ция про­изо­шла через 13 лет по­сле кон­чи­ны, в 1339 го­ду.

Бо­го­ро­ди­ца раз­ре­ша­ет спор

Свя­ти­тель Петр был од­ним из пер­вых рус­ских мит­ро­по­ли­тов, чьи го­ды при­шлись на вре­ме­на бес­сла­вия рус­ской зем­ли. Как со­об­ща­ет жи­тие, ро­дил­ся он в се­ре­дине XIII ве­ка, ко­гда на Русь при­шли та­та­ры.

В 12 лет маль­чик ухо­дит в мо­на­стырь, изу­ча­ет Свя­щен­ное Пи­са­ние, пи­шет ико­ны (был «икон­ник чу­ден»), про­хо­дит ис­пы­та­ние за­тво­ром и из­би­ра­ет­ся игу­ме­ном но­во­го мо­на­сты­ря: крот­ким в на­зи­да­нии, об­ли­чав­шим со­гре­шав­ших без гне­ва. Ес­ли нечем бы­ло по­дать ми­ло­сты­ню, бу­ду­щий мит­ро­по­лит Петр раз­да­вал свои ико­ны и одеж­ды.

Га­лиц­кий князь Юрий, на зем­ле ко­то­ро­го на­хо­дил­ся но­вый (Но­во­двор­ский) мо­на­стырь, хо­тел ви­деть Пет­ра мит­ро­по­ли­том всея Ру­си. Ко­гда при­шло вре­мя вы­бо­ров, Петр, по прось­бе Юрия, едет в Кон­стан­ти­но­поль, где утвер­ждал­ся кан­ди­дат на ка­фед­ру мит­ро­по­ли­та Ки­ев­ско­го. Но в то вре­мя у мно­гих удель­ных кня­зей бы­ли свои кан­ди­да­ты на мит­ро­по­ли­чий пре­стол — вес кня­же­ства рез­ко воз­рас­тал, ес­ли мит­ро­по­лит всея Ру­си из­би­рал его для сво­ей ка­фед­ры. Был кон­ку­рент и у игу­ме­на Пет­ра. Ве­ли­кий князь Вла­ди­мир­ский, св. Ми­ха­ил Твер­ской, вы­дви­га­ет сво­е­го пре­тен­ден­та, игу­ме­на Ге­рон­тия. По пре­да­нию, меч­тав­ший о мит­ро­по­лии Ге­рон­тий са­мо­воль­но взял ар­хи­ерей­ское об­ла­че­ние, при­над­ле­жав­шее по­кой­но­му мит­ро­по­ли­ту Мак­си­му.

Как го­во­рит жи­тие мит­ро­по­ли­та Пет­ра, Са­ма Пре­свя­тая Бо­го­ро­ди­ца раз­ре­ши­ла спор — яви­лась Ге­рон­тию и ска­за­ла, что Петр — из­бран­ник Бо­жий и бу­дет рус­ским мит­ро­по­ли­том.

В 1308 го­ду Петр, по­свя­щен­ный в мит­ро­по­ли­ты пат­ри­ар­хом Кон­стан­ти­но­поль­ским Афа­на­си­ем, воз­вра­ща­ет­ся на Русь, но ме­сто для сво­ей ре­зи­ден­ции в об­ста­нов­ке кня­же­ских рас­прей на­хо­дит не сра­зу. По­сле 1300 го­да мит­ро­по­ли­ты не жи­ли в Ки­е­ве — опу­сто­шен­ный та­та­ра­ми, го­род прак­ти­че­ски обез­лю­дел. Во Вла­ди­ми­ре, где до Пет­ра бы­ла ка­фед­ра мит­ро­по­ли­тов, кня­жил слав­ный, но не бла­го­во­лив­ший ему Ми­ха­ил. Все ча­ще мит­ро­по­лит Петр оста­нав­ли­ва­ет­ся в Москве, с кня­зем ко­то­рой, Ива­ном Ка­ли­той, воз­ни­ка­ет по­ни­ма­ние. В 1322 го­ду Петр окон­ча­тель­но из­би­ра­ет ме­стом сво­е­го пре­бы­ва­ния Моск­ву и за­ве­ща­ет быть в ней сво­им пре­ем­ни­кам — ки­ев­ским мит­ро­по­ли­там.

Кле­ве­та

Стро­го за­бо­тил­ся мит­ро­по­лит Петр о ду­хо­вен­стве, нрав­ствен­ный и об­ра­зо­ва­тель­ный уро­вень ко­то­ро­го неиз­беж­но по­ни­жал­ся за вре­мя ра­зо­ре­ния Ру­си. Со­хра­ни­лось его по­сла­ние — «По­уче­ние игу­ме­нам, по­пам и дья­ко­нам». «Преж­де все­го вам долж­но про­све­тить­ся кро­то­стию и сми­ре­ни­ем, от­се­ки­те. от сер­дец ва­ших гнев, ярость, за­висть, нена­висть, пьян­ство, ко­то­рое есть ко­рень вся­ко­му злу, и сме­хо­твор­ство», — пи­шет Петр. «Ес­ли са­ми вы бу­де­те тво­рить доб­рые де­ла пе­ред Бо­гом, то­гда в со­сто­я­нии бу­де­те на­учить и сво­их де­тей ду­хов­ных».

Не раз вы­сту­пал мит­ро­по­лит ми­ро­твор­цем меж­ду кня­зья­ми, ли­шая их бла­го­сло­ве­ния на по­хо­ды друг про­тив дру­га, ука­зы­вая, что та­тар­ское на­ше­ствие — урок зем­ле рус­ской, не хо­тев­шей жить в ми­ре, и что путь к ми­ру — в един­стве и бра­то­лю­бии.

Ча­сто мит­ро­по­лит Петр предот­вра­щал кро­во­про­ли­тия, но и нема­ло на­жил вра­гов. Твер­ской епи­скоп Ан­дрей от­пра­вил в Кон­стан­ти­но­поль до­нос с об­ви­не­ни­я­ми мит­ро­по­ли­та Пет­ра в си­мо­нии — по­став­ле­нии епи­ско­пов за день­ги. Пат­ри­арх об­ви­не­нию не по­ве­рил, но ве­лел про­ве­сти рас­сле­до­ва­ние, тре­буя оправ­да­ния. Был со­зван Со­бор. Все чле­ны Со­бо­ра ста­ли уко­рять кле­вет­ни­ка — кро­ме мит­ро­по­ли­та Пет­ра, ска­зав­ше­го обо­лгав­ше­му его епи­ско­пу: «Мир те­бе, ча­до. Не ты сие со­тво­рил, но древ­ний за­вист­ник ро­да че­ло­ве­че­ско­го, диа­вол. От­ныне блю­дись лжи, а про­шед­шее да про­стит те­бе Гос­подь». Епи­скоп Ан­дрей остал­ся нена­ка­зан­ным. В этом слу­чае по­ми­мо кро­то­сти и сми­ре­ния мит­ро­по­лит Петр про­явил и по­ли­ти­че­скую муд­рость, не же­лая осуж­де­ни­ем твер­ско­го епи­ско­па уси­ли­вать раз­дор меж­ду твер­ски­ми и мос­ков­ски­ми кня­зья­ми.

Борь­ба за един­ство Ру­си — глав­ный ду­хов­ный по­двиг свя­ти­те­ля Пет­ра, через несколь­ко де­ся­ти­ле­тий ее про­дол­жит дру­гой мос­ков­ский свя­ти­тель — мит­ро­по­лит Алек­сий.

Жи­вые мо­щи

В 1472 го­ду древ­ний Успен­ский со­бор ста­ли пе­ре­стра­и­вать. Разо­бра­ли над­гро­бие свя­ти­те­ля и уви­де­ли нетлен­ные мо­щи, ле­жа­щие от­кры­то: в 1382 го­ду, во вре­мя по­жа­ра при на­па­де­нии на Моск­ву ха­на Тох­та­мы­ша, огонь уни­что­жил гроб свя­то­го, те­ло же оста­лось невре­ди­мым. Мо­щи мит­ро­по­ли­та Пет­ра бы­ли пе­ре­ло­же­ны в но­вую ка­мен­ную гроб­ни­цу.

Через два го­да стро­ив­ший­ся храм об­ру­шил­ся, мо­щи свя­ти­те­ля бы­ли за­сы­па­ны, но не по­вре­ди­лись. В 1479 го­ду зна­ме­ни­тый Ари­сто­тель Фио­ра­ван­ти стро­ит но­вый Успен­ский со­бор. 24 ав­гу­ста 1479 го­да ту­да тор­же­ствен­но пе­ре­но­сят мо­щи мит­ро­по­ли­та Пет­ра. Здесь же с тех пор хра­нят­ся и ико­ны, им на­пи­сан­ные, де­ре­вян­ный пас­тыр­ский жезл с над­пи­сью: «Сми­рен­ный Петр мит­ро­по­лит всея Ру­си». В день пе­ре­не­се­ния мо­щей (24.08 по ст. ст.) бы­ло уста­нов­ле­но празд­но­ва­ние в честь пе­ре­не­се­ния мо­щей свя­ти­те­ля Пет­ра, мит­ро­по­ли­та мос­ков­ско­го и всея Рос­сии чу­до­твор­ца.

Источник

ПЕТР МОСКОВСКИЙ

при каком московском князе митрополит всея руси переехал в московский кремль
Свт. Петр, митрополит Московский

Петр Московский (+ 1326), митрополит Киевский и всея Руси, чудотворец, святитель, первым из русских митрополитов жил в Москве

Память 24 августа в день перенесения мощей, 21 декабря в день преставления, в Соборах Московских святителей, а также Волынских, Галицких, Киевских и Московских святых

Родился на Волыни во второй половине XIII в. от благочестивых родителей Феодора и Евпраксии. Еще до рождения сына в сонном видении Господь открыл Евпраксии благодатную предызбранность ее сына. Повествуют, что он с малолетства был косноязычен и весьма непонятен, но, благодаря чудесному явлению некоего святого мужа, отверзлись уста Петровы и озарились мысли светом. В 12 лет юный Петр поступил в монастырь. К тому времени он успешно изучил книжные науки и с особой ревностью стал исполнять монастырские послушания. Много времени уделял будущий святитель внимательному изучению Священного Писания и обучился иконописанию. Иконы, написанные иноком Петром, раздавались братии и посещавшим монастырь христианам (см. также Петровская икона Божией Матери). За добродетельную подвижническую жизнь игумен обители рукоположил инока Петра в сан иеромонаха.

После многолетних подвигов в монастыре иеромонах Петр, испросив благословение игумена, оставил обитель в поисках уединенного места. На реке Рата он поставил келлию и стал подвизаться в безмолвии. Впоследствии на месте подвигов образовался монастырь, названный Новодворским. Для приходивших иноков был выстроен храм во имя Спаса. Избранный игуменом, святой Петр кротко наставлял духовных чад, никогда не гневался на провинившегося инока, словом и примером поучал братию. О добродетельном игумене-подвижнике стало известно далеко за пределами обители. Нередко в монастырь приходил Галицкий князь Юрий Львович, чтобы услышать духовные наставления святого подвижника.

Однажды обитель посетил митрополит Максим, обходивший Русскую землю со словом поучения и назидания. Принимая святительское благословение, игумен Петр принес в дар написанный им образ Успения Пресвятой Богородицы, перед которым святитель Максим до конца своей жизни молился о спасении вверенной ему Богом Русской земли.

В то же время святой Михаил Ярославич Тверской, направил к патриарху своего сподвижника и единомышленника игумена Геронтия с просьбой о поставлении его на Русскую митрополию. Плывшему Черным морем Геронтию ночью, во время бури, явилась Божия Матерь и сказала: «Напрасно трудишься, сан святительский не достанется тебе. Тот, кто написал Меня [1], Ратский игумен Петр, возведен будет на престол Русской митрополии». Слова Божией Матери в точности исполнились. Когда святитель Афанасий Константинопольский возвел Петра на Русскую митрополию, он передал ему святительские облачения, жезл и икону, привезенные Геронтием.

По возвращении в Россию в 1308 году митрополит Петр в течение года пребывал в Киеве, но беспокойства, угрожавшие этому городу, заставили его, по примеру предшественника его, Максима, жить во Владимире на Клязьме, куда он и переехал в 1309 году.

В это время шла борьба за великокняжеское достоинство между Михаилом Тверским и Юрием Московским. Митрополит Петр принял сторону последнего, вследствие чего тверитяне подвергли его обвинению перед патриархом. Для суда над святителем Петром был созван в 1311 году оправдавший его Собор в Переяславле.

Много трудностей испытал Первосвятитель в первые годы управления Русской митрополией. В страдавшей под татарским игом Русской земле не было твердого порядка, и святителю Петру приходилось часто менять места своего пребывания. В этот период особенно важны были труды и заботы святителя об утверждении в государстве истинной веры и нравственности. Во время постоянных объездов епархий он неустанно поучал народ и духовенство о строгом хранении христианского благочестия. Враждовавших князей он призывал к миролюбию и единству.

Сей кроткий архипастырь умел быть и строгим. Он лишил епископского сана Исмаила Сарского, без сомнения, за важное преступление относительно Церкви или Отечества, и предал анафеме одного опасного еретика, Сеита, обличенного им в богопротивном умствовании, но не хотевшего раскаяться.

В 1313 г., когда ханом сделался Узбек, первый из ханов принявший ислам, свт. Петр отправился в Орду. Его приняли там с честью и отпустили с новым ярлыком. Все прежние льготы духовенства были подтверждены и прибавлена новая: все церковные люди по всем делам, не исключая и уголовных, были подчинены суду митрополита.

Когда после смерти Михаила Тверского и Юрия Московского Александр Михайлович Тверской получил от хана ярлык на великое княжение и вступил в борьбу с Иваном Даниловичем (Калитой) Московским, свт. Петр принял сторону последнего.

21 декабря 1326 года святитель Петр отошел к Богу. Святое тело Первосвятителя было погребено в Успенском соборе в каменном гробу, который он сам приготовил.

Множество чудес совершилось по молитвам угодника Божия. Многие исцеления совершались тайно, что свидетельствует о глубоком смирении святителя даже после смерти. Глубокое почитание Первосвятителя Русской Церкви со дня его преставления утверждалось и распространялось по всей Русской земле. Ставленник святителя Петра, святитель Прохор Ростовский, составил краткое житие и канон почившему митрополиту, и уже на Владимирском Соборе в 1327 году выступал за канонизацию владыки Петра. В 1339 году, при святителе Феогносте, прославление совершилось. У гроба святителя князья целовали крест в знак верности великому князю Московскому. Как особо чтимый покровитель Москвы святитель призывался в свидетели при составлении государственных договоров. Новгородцы, имевшие право избирать себе владык у Святой Софии, после присоединения к Москве при Иоанне III клятвенно обещали ставить своих архиепископов только у гроба святителя Петра чудотворца. При гробе святителя нарекались и избирались русские Первосвятителн.

О нем постоянно упоминают русские летописи, ни одно значительное государственное начинание не обходилось без молитвы у гроба святителя Петра.

Первое перенесение его мощей было 1 июля 1472 года, тогда же установлено празднование. Второе перенесение мощей святителя Петра было после освящения вновь построенного Успенского собора, 24 августа 1479 года, а празднование 1 июля было отменено. Известно также празднование проявления мощей святителя Петра (4 августа) по случаю явления супруге Иоанна Грозного (1533-1584) царице Анастасии (1547-1560). Святитель Петр явился царице Анастасии и не разрешил никому раскрывать свой гроб. Он повелел запечатать гроб печатью и установить праздник.

Тропарь Петру, митр. Московскому, всея России чудотворцу

Яже прежде безплодная, земле, ныне веселися: / се бо Христос светильника в тебе показа, / яве сияюща в мире / и исцелевающа недуги и болезни наша. / Сего ради ликуй и веселися со дерзновением: / святитель бо есть Вышняго, / сия соделоваяй.

Тропарь Перенесение мощей

Наста днесь всечестный праздник / пренесения честных мощей твоих, святителю Петре, / веселя изрядно твое стадо, / и верное отечество, и люди, / о нихже не оскудевай, моляся Христу Богу, / еже от Него дарованной ти пастве сохранитися от враг ненаветованней / и спастися душам нашим.

Труды

От святителя Петра сохранилось три послания. Первое к священникам с увещанием достойно проходить пастырское служение, усердно пасти духовных чад. Оно заканчивается изложением церковного законоположения о вдовых священниках: с целью ограждения их от нарекания и соблазнов им предлагалось поселяться в монастырях, а дети должны были определяться на воспитание и обучение в монастырские школы. Во втором послании Святитель призывает священников быть истинными пастырями, а не наемниками, заботиться об украшении себя христианскими и пастырскими добродетелями. В третьем послании святитель Петр снова дает наставления священникам об их пастырских обязанностях, а мирян увещает исполнять заповеди Христовы.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *