при каком московском князе митрополит всея руси переехал в московский кремль
1325 – Переезд митрополита Петра в Москву
1325 – Переезд митрополита Петра в Москву
Закладку московских соборов обычно связывают со служением в Москве митрополита Петра. Еще в 1299 г. митрополит Киевский и всея Руси Максим оставил разоренный Киев и переехал в более надежный, спокойный Владимир и тем самым фактически перенес сюда центр русского православия. Поставленный в митрополиты в 1305 г. Петр шагнул дальше – он перебрался в Москву как в столицу самого сильного русского княжества. К этому шагу он готовился давно, часто и подолгу останавливаясь в Москве под заботливым приглядом Калиты, который уговаривал святителя поселиться в Кремле. Якобы Петр и посоветовал князю построить каменный Успенский собор.
Для московского князя переезд митрополита стал огромной удачей – ведь так Москва становилась церковным центром Руси, укреплялся авторитет набирающего силу княжества Московского. Митрополит Петр умер в 1326 г. и был объявлен первым московским святым. Его преемник Феогност окончательно перенес митрополичью кафедру в Москву.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
Читайте также
7. Окончание войны. Переезд из Ленинграда в Москву
7. Окончание войны. Переезд из Ленинграда в Москву В мае 1942 года Ленинград был пустынным. Большая часть жителей или умерла от голода, или эвакуировалась. Если не считать военных, остались главным образом женщины, худые и серые. Но по улицам уже мчались трамваи и машины,
Переезд в Москву
Переезд в Москву Мы должны признать, что самая возможность дальнейших наших дипломатических успехов стоит в тесной связи с наличием хорошей вооруженной силы в распоряжении рабоче- крестьянского правительства… Чем крепче и мощнее будет наш вооруженный кулак в лице
Роль митрополита Петра в возвышении Москвы
Роль митрополита Петра в возвышении Москвы На двадцатом году жизни будущий святитель стал иноком в одном из волынских монастырей, где и получил имя Петр. Носил в монастырь воду на плечах, зимою и летом мыл братские власяницы. Когда ударяли в благовест на богослужение,
1325 FO. 954/24. Fol. 304 — 309. Частное письмо Криппса Идену, 27 мая
1325 Перенос метрополии из Владимира в Москву
1325 Перенос метрополии из Владимира в Москву Еще в 1299 г. митрополит Киевский и всея Руси Максим оставил разоренный Киев, переехал в более спокойный Владимир и тем самым перенес сюда центр русского православия. В 1305 г. на митрополичьей кафедре его сменил Петр. Новый
1728 Переезд двора в Москву
1728 Переезд двора в Москву После свержения Меншикова у власти укрепился клан князей Долгоруких. Фаворитом императора Петра II стал князь Иван Долгорукий – довольно легкомысленный и развратный молодой человек, который вовлек юного императора в весьма сомнительные
1325 Жены инженеров. Общественницы тяжелой промышленности. М, 1937. Гл. 3 (без
Реставраційна праця митрополита Петра Могили
Реставраційна праця митрополита Петра Могили Оскільки запобігливою була досьогочасна праця над піднесенням з румовищ стародавніх палядіїв предківської віри й свідків давньої могутньости і слави, остільки систематичнішою стає вона нід особистим проводом і нерідко
Отдел первый Состояние Русской Церкви от ее первого митрополита святого Михаила до избрания митрополита Илариона (988–1051)
Отдел первый Состояние Русской Церкви от ее первого митрополита святого Михаила до избрания митрополита Илариона (988–1051) Вступление Великим благодеянием Божиим для России было уже самое обращение к христианству великого князя Владимира. Он принял святую веру не
Отдел второй Состояние Русской Церкви от митрополита Илариона до избрания митрополита Климента Смолятича (1051–1147)
Отдел второй Состояние Русской Церкви от митрополита Илариона до избрания митрополита Климента Смолятича (1051–1147) Вступление Избрание Илариона на кафедру митрополии Киевской составляет весьма замечательное явление в истории Русской Церкви: здесь в первый раз
Отдел третий Состояние Русской Церкви от митрополита Климента Смолятича до начала второго периода, или до митрополита Кирилла II (1147–1240)
Отдел третий Состояние Русской Церкви от митрополита Климента Смолятича до начала второго периода, или до митрополита Кирилла II (1147–1240) Вступление Если знаменательно было избрание и возведение на митрополитский престол Илариона Собором русских епископов при великом
Переезд в Москву
Переезд в Москву В 1934 году произошло событие, повлиявшее на мой дальнейший жизненный путь. Неожиданно для нас, аспирантов, руководство института объявило:– Ваша группа переводится в Москву в научно-исследовательский институт аналогичного профиля.Вот так новость!
Глава 1 «Вместо реквизиционного мандата броневой автомобиль»: Петроградский десант, или Переезд Наркомвоена в Москву
Глава 1 «Вместо реквизиционного мандата броневой автомобиль»: Петроградский десант, или Переезд Наркомвоена в Москву В марте 1918 года Советское правительство, спасаясь то ли от наступавших германских частей, то ли от собственной социальной базы, организовало переезд
105. О ПРЕСЕЛЕНИИ МИТРОПОЛИТА Киевскаго в Москву.
105. О ПРЕСЕЛЕНИИ МИТРОПОЛИТА Киевскаго в Москву. ЛЕТА ОТ СОЗДАНИЯ Мира 6791, а от рождества Христова 1283 посвящен бысть Митрополит Киевский Максим Грек от Григория Патриарха Константинопольскаго и пренесеся из Киева в Москву ради Татарския обиды и непокоя; и оттоле начаша
При каком московском князе митрополит всея руси переехал в московский кремль
Общество ЦАРЬГРАД запись закреплена
1 марта 1325 года Москва стала церковным центром Руси
1 марта 1325 года митрополит Пётр перенёс свою резиденцию из Владимира в Москву. Этому способствовал Великий князь Иван Калита, который долгое время уговаривал митрополита и в итоге добился своего. Москва стала не только экономическим, политическим, но и церковным центром государства.
Это произошло неслучайно. В 1299 году митрополит Киевский и всея Руси Максим уехал из Киева в более спокойный Владимир, перенеся сюда и центр русского православия. В 1305 году ему на смену пришёл митрополит Пётр. Он часто гостил в Москве, сблизился со многими московскими князьями и с самим Иваном Калитой.
1 марта 1325 года состоялся переезд митрополита Петра вместе с другими духовниками в Москву, а уже в 1326 году митрополит умер и был объявлен первым московским святым. Его приемник, митрополит Феогност, продолжил дело Петра, и вскоре окончательно перенёс митрополичью кафедру в Москву.
Для Ивана Калиты перенос церковного центра стал огромной удачей. Авторитет Москвы значительно вырос, и это сыграло важную роль в возвышении города как центра, вокруг которого в дальнейшем объединились остальные княжества.
Устроитель Москвы, уроженец Волыни
Житие святителя Петра, митрополита Московского
Завтра, 6 сентября 2014 года, в день памяти святителя Петра, митрополита Московского, в Высоко-Петровском монастыре Москвы пройдут торжества, приуроченные к 500-летию древнейшего храма обители, построенного в память ее основателя.
Будущий митрополит всея Руси родился на Волыни (сегодня это западная часть Украины) в семье благочестивых и верующих родителей. Уже в 12 лет юный Петр уходит в монастырь и принимает иночество. Он начинает писать иконы, которые дарит братии и паломникам.
За добродетельную, подвижническую жизнь и ревностное несение вверенного послушания, игуменом обители было определено рукоположить благочестивого инока в сан иеромонаха. После многолетних подвигов в монастыре, иеромонах Петр испрашивает благословение у игумена, чтобы оставить обитель. Получив оное, будущий митрополит покидает обитель, и в поисках уединённого места для монашеского подвига идет на берег реки Рать, где и ставит себе маленькую келью. Уже вскоре место тайного подвига иеромонаха Петра стало монастырем, где он был избран игуменом.
Святитель Петр написал икону Богородицы, которая не была похожа ни на одну другую. Назвали ее Петровская икона Божией Матери
Об игумене-подвижнике стало известно далеко за пределами обители. Нередко в монастырь приходил Галицкий князь Юрий Львович, чтобы услышать духовные наставления святого подвижника. Будучи игуменом, святитель Петр написал икону Богородицы, которая не была похожа ни на одну другую. Назвали ее по имени автора – Петровская икона Божией Матери.
Однажды обитель посетил митрополит Владимирский Максим, обходивший Русскую землю со словом поучения и назидания. Принимая святительское благословение, игумен Петр принес в дар митрополиту написанный им Петровский образ Пресвятой Богородицы, перед которым святитель Максим до конца своей жизни молился о спасении вверенной ему Богом Русской земли.
Когда митрополит Максим скончался, Владимирская кафедра некоторое время была не занята. Великий Владимирский святой князь Михаил Тверской направил к патриарху Константинопольскому своего сподвижника и единомышленника игумена Геронтия с просьбой о поставлении последнего на Русскую митрополию. Геронтий взял с собой в дорогу образ Богородицы, находившийся у митрополита Максима. По совету Галицкого князя Юрия, игумен Петр также отправился к Константинопольскому патриарху для принятия святительской кафедры. Бог избрал для окормления Русской Церкви святого Петра. Плывшему Черным морем Геронтию ночью, во время бури, явилась Божия Матерь и сказала: «Напрасно трудишься, сан святительский не достанется тебе. Тот, кто написал Меня, Ратский игумен Петр, возведен будет на престол Русской митрополии». Слова Божией Матери в точности исполнились: Константинопольский патриарх Афанасий (1289-1293) с собором возвел на Русскую митрополию святителя Петра, передав ему святительские облачения, жезл и икону, привезенные Геронтием.
Геронтию явилась Божия Матерь и сказала: «Напрасно трудишься. Ратский игумен Петр возведен будет на престол Русской митрополии»
Много трудностей испытал Первосвятитель в первые годы управления Русской митрополией. В страдавшей под татарским игом Русской земле не было твердого порядка, и святителю Петру приходилось часто менять места своего пребывания. Во время постоянных объездов епархий он неустанно поучал народ и духовенство о строгом хранении христианского благочестия, а враждовавших между собою князей призывал к миролюбию и единству.
В 1313 году, когда ханом стал Узбек (первый хан, принявший ислам), святитель Петр отправился в Орду. Его приняли там с честью и отпустили с новым ярлыком. Все прежние льготы духовенства были подтверждены и прибавлена новая – церковные люди по всем делам, не исключая уголовных, были подчинены суду митрополита.
Когда после смерти князей Михаила Тверского и Юрия Московского князь Александр Михайлович Тверской получил от хана ярлык на великое княжение и вступил в борьбу с Иваном Даниловичем (Калитой) Московским, митрополит Петр принял сторону Ивана Калиты.
Семьсот лет назад будущая златоглавая столица была еще поселком в стенах Кремля, но уже тогда шумным и многолюдным
Путешествуя по Руси, Святитель все чаще заезжает в Москву. Семьсот лет назад будущая златоглавая столица была еще маленьким поселком в стенах современного Кремля, но уже тогда это был достаточно шумный и многолюдный город. Митрополит Петр нуждался в месте для уединённой молитвы. Таким местом оказался возвышенный берег реки Неглинной, неподалеку от Кремля, где среди лесов располагалось небольшое село Высокое. Это напоминало митрополиту Петру обитель на берегу реки Рать, где прежде он был игуменом. Именно здесь и был устроен будущий Высоко-Петровский ставропигиальный мужской монастырь. Святитель Петр возвел деревянный храм во имя святых первоверховных апостолов Петра – своего небесного покровителя – и Павла, отчего монастырь изначально именовался Петропавловским (и даже спустя более чем триста лет после переосвящения его главного храма, уже в честь самого святителя).
Молясь о судьбах Руси, митрополит Петр все больше укреплялся в мысли о перенесении митрополичьей кафедры из Владимира в Москву. В 1325 году состоялся окончательный переезд. Князь выстроил для святителя «обширный» двор в восточной части Кремля, однако митрополит Петр по-прежнему любил останавливаться в основанной им небольшой обители. От монастыря к Кремлю была проложена хорошая широкая дорога в лесу, которая и по сей день называется Петровкой.
Святитель Петр предсказал освобождение от татарского ига и будущее возвышение Москвы как центра всей России. По его совету великий князь Иван Данилович Калита 4 августа 1326 года заложил в Москве первую каменную церковь во имя Успения Пресвятой Богородицы. «Если ты, – сказал Святитель великому князю, – успокоишь старость мою и возведешь здесь храм Богоматери, то будешь славнее всех иных князей, и род твой возвеличится, кости мои останутся в сем граде, святители захотят обитать в оном, и руки его взыдут на плещи врагов наших». Святой митрополит собственными руками построил себе каменный гроб в стене этого храма, желал видеть строительство оконченным. Однако церковь Успения была освящена уже после его кончины, в 1327 году, 4 августа.
Митрополит Петр сделал Москву местом своих Первосвятительских трудов. Благодаря этому она стала духовным центром Руси
Переезд митрополита Петра в Москву, возведение по его совету Успенского собора в Кремле, ставшего не только усыпальницей Предстоятеля Русской Православной Церкви, но и главным собором возрождавшейся после татарского нашествия Руси, способствовало, как и предсказал Святитель, объединению русских земель вокруг Москвы. Благодаря тому, что он сделал Москву местом своих Первосвятительских трудов, она стала духовным центром Руси, столицей Российской державы.
21 декабря 1326 года митрополит Петр отошёл ко Господу. Святое тело Первосвятителя было погребено в приготовленном самим почившим каменном гробу в Успенском соборе.
Множество чудес совершилось по молитвам угодника Божия. Многие исцеления совершались тайно, что свидетельствует о глубоком смирении Святителя даже после смерти. Глубокое почитание Первосвятителя Русской Церкви со дня его преставления утверждалось и распространялось по всей Русской земле. Уже в 1327 году, всего лишь спустя полгода после его кончины, митрополит Петр был причислен к лику святых Собором русских архиереев во Владимире. А через 13 лет, в 1339 году, при святителе Феогносте он был причтен к лику святых собором в Константинополе.
Святитель Петр стал первым канонизованным московским святым. У его гроба нарекались и избирались русские Первосвятители
Таким образом, святитель Петр стал первым канонизованным московским святым. У его гроба князья целовали крест в знак верности великому князю Московскому. Как особо чтимый покровитель Москвы, митрополит Петр призывался в свидетели при составлении государственных договоров. Новгородцы, имевшие право избирать себе владык у Святой Софии, после присоединения к Москве при Иоанне III клятвенно обещали ставить своих архиепископов только у гроба святителя Петра чудотворца, где нарекались и избирались русские Первосвятители.
О святителе Петре постоянно упоминают русские летописи, ни одно значительное государственное начинание не обходилось без молитвы у его гроба.
В 1472 и 1479 годах совершалось перенесение мощей досточтимого митрополита. В память об этом событии установлены празднования – 5 (18) октября и 24 августа (6 сентября).
Материал подготовил послушник Высоко-Петровского монастыря Богдан Семенюк
Митрополит Петр: Камень, на котором стоит Москва
Не в удобном месторасположении — на перекрестке торговых потоков и водных артерий — секрет возвышения Москвы над более славными и древними городами Руси. А в завете святителя Петра, первого митрополита Московского: быть Москве до тех пор, пока стоит Успенский собор и «мои кости в нем положены будут».
Завещание
С митрополита Киевского и всея Руси Петра начинается Москва: по приглашению великого князя Ивана Калиты он приезжает из Владимира Великого в бывший тогда заштатный городок удельного княжества и закладывает Успенский собор. В нем же завещает себя похоронить, пророчествуя о том, что этот собор будет залогом процветания города и княжеского рода: «Если послушаешь меня, то и сам прославишься с родом твоим паче иных князей, и град твой будет славен пред всеми градами русскими, и святители поживут в нем, и враги его побеждены будут, и прославится Бог в нем».
Митрополита хоронят в приготовленной им самим гробнице в стене Успенского храма. Так мощи митрополита Петра стали «камнем» в основании Успенского собора Московского Кремля и первой его святыней.
Народное почитание и исцеления от мощей митрополита Петра начались сразу же по его кончине. При московском митрополите Алексии, как говорит летопись, в праздник Успения Богородицы, в 1372 году, у гроба свт. Петра исцелился мальчик, немой, с парализованной рукой; святитель Алексий велел звонить в колокола и служил молебен. Официальная канонизация произошла через 13 лет после кончины, в 1339 году.
Богородица разрешает спор
Святитель Петр был одним из первых русских митрополитов, чьи годы пришлись на времена бесславия русской земли. Как сообщает житие, родился он в середине XIII века, когда на Русь пришли татары.
В 12 лет мальчик уходит в монастырь, изучает Священное Писание, пишет иконы (был «иконник чуден»), проходит испытание затвором и избирается игуменом нового монастыря: кротким в назидании, обличавшим согрешавших без гнева. Если нечем было подать милостыню, будущий митрополит Петр раздавал свои иконы и одежды.
Галицкий князь Юрий, на земле которого находился новый (Новодворский) монастырь, хотел видеть Петра митрополитом всея Руси. Когда пришло время выборов, Петр, по просьбе Юрия, едет в Константинополь, где утверждался кандидат на кафедру митрополита Киевского. Но в то время у многих удельных князей были свои кандидаты на митрополичий престол — вес княжества резко возрастал, если митрополит всея Руси избирал его для своей кафедры. Был конкурент и у игумена Петра. Великий князь Владимирский, св. Михаил Тверской, выдвигает своего претендента, игумена Геронтия. По преданию, мечтавший о митрополии Геронтий самовольно взял архиерейское облачение, принадлежавшее покойному митрополиту Максиму.
Как говорит житие митрополита Петра, Сама Пресвятая Богородица разрешила спор — явилась Геронтию и сказала, что Петр — избранник Божий и будет русским митрополитом.
В 1308 году Петр, посвященный в митрополиты патриархом Константинопольским Афанасием, возвращается на Русь, но место для своей резиденции в обстановке княжеских распрей находит не сразу. После 1300 года митрополиты не жили в Киеве — опустошенный татарами, город практически обезлюдел. Во Владимире, где до Петра была кафедра митрополитов, княжил славный, но не благоволивший ему Михаил. Все чаще митрополит Петр останавливается в Москве, с князем которой, Иваном Калитой, возникает понимание. В 1322 году Петр окончательно избирает местом своего пребывания Москву и завещает быть в ней своим преемникам — киевским митрополитам.
Клевета
Строго заботился митрополит Петр о духовенстве, нравственный и образовательный уровень которого неизбежно понижался за время разорения Руси. Сохранилось его послание — «Поучение игуменам, попам и дьяконам». «Прежде всего вам должно просветиться кротостию и смирением, отсеките. от сердец ваших гнев, ярость, зависть, ненависть, пьянство, которое есть корень всякому злу, и смехотворство», — пишет Петр. «Если сами вы будете творить добрые дела перед Богом, тогда в состоянии будете научить и своих детей духовных».
Не раз выступал митрополит миротворцем между князьями, лишая их благословения на походы друг против друга, указывая, что татарское нашествие — урок земле русской, не хотевшей жить в мире, и что путь к миру — в единстве и братолюбии.
Часто митрополит Петр предотвращал кровопролития, но и немало нажил врагов. Тверской епископ Андрей отправил в Константинополь донос с обвинениями митрополита Петра в симонии — поставлении епископов за деньги. Патриарх обвинению не поверил, но велел провести расследование, требуя оправдания. Был созван Собор. Все члены Собора стали укорять клеветника — кроме митрополита Петра, сказавшего оболгавшему его епископу: «Мир тебе, чадо. Не ты сие сотворил, но древний завистник рода человеческого, диавол. Отныне блюдись лжи, а прошедшее да простит тебе Господь». Епископ Андрей остался ненаказанным. В этом случае помимо кротости и смирения митрополит Петр проявил и политическую мудрость, не желая осуждением тверского епископа усиливать раздор между тверскими и московскими князьями.
Борьба за единство Руси — главный духовный подвиг святителя Петра, через несколько десятилетий ее продолжит другой московский святитель — митрополит Алексий.
Живые мощи
В 1472 году древний Успенский собор стали перестраивать. Разобрали надгробие святителя и увидели нетленные мощи, лежащие открыто: в 1382 году, во время пожара при нападении на Москву хана Тохтамыша, огонь уничтожил гроб святого, тело же осталось невредимым. Мощи митрополита Петра были переложены в новую каменную гробницу.
Через два года строившийся храм обрушился, мощи святителя были засыпаны, но не повредились. В 1479 году знаменитый Аристотель Фиораванти строит новый Успенский собор. 24 августа 1479 года туда торжественно переносят мощи митрополита Петра. Здесь же с тех пор хранятся и иконы, им написанные, деревянный пастырский жезл с надписью: «Смиренный Петр митрополит всея Руси». В день перенесения мощей (24.08 по ст. ст.) было установлено празднование в честь перенесения мощей святителя Петра, митрополита московского и всея России чудотворца.
ПЕТР МОСКОВСКИЙ
Свт. Петр, митрополит Московский |
Петр Московский (+ 1326), митрополит Киевский и всея Руси, чудотворец, святитель, первым из русских митрополитов жил в Москве
Память 24 августа в день перенесения мощей, 21 декабря в день преставления, в Соборах Московских святителей, а также Волынских, Галицких, Киевских и Московских святых
Родился на Волыни во второй половине XIII в. от благочестивых родителей Феодора и Евпраксии. Еще до рождения сына в сонном видении Господь открыл Евпраксии благодатную предызбранность ее сына. Повествуют, что он с малолетства был косноязычен и весьма непонятен, но, благодаря чудесному явлению некоего святого мужа, отверзлись уста Петровы и озарились мысли светом. В 12 лет юный Петр поступил в монастырь. К тому времени он успешно изучил книжные науки и с особой ревностью стал исполнять монастырские послушания. Много времени уделял будущий святитель внимательному изучению Священного Писания и обучился иконописанию. Иконы, написанные иноком Петром, раздавались братии и посещавшим монастырь христианам (см. также Петровская икона Божией Матери). За добродетельную подвижническую жизнь игумен обители рукоположил инока Петра в сан иеромонаха.
После многолетних подвигов в монастыре иеромонах Петр, испросив благословение игумена, оставил обитель в поисках уединенного места. На реке Рата он поставил келлию и стал подвизаться в безмолвии. Впоследствии на месте подвигов образовался монастырь, названный Новодворским. Для приходивших иноков был выстроен храм во имя Спаса. Избранный игуменом, святой Петр кротко наставлял духовных чад, никогда не гневался на провинившегося инока, словом и примером поучал братию. О добродетельном игумене-подвижнике стало известно далеко за пределами обители. Нередко в монастырь приходил Галицкий князь Юрий Львович, чтобы услышать духовные наставления святого подвижника.
Однажды обитель посетил митрополит Максим, обходивший Русскую землю со словом поучения и назидания. Принимая святительское благословение, игумен Петр принес в дар написанный им образ Успения Пресвятой Богородицы, перед которым святитель Максим до конца своей жизни молился о спасении вверенной ему Богом Русской земли.
В то же время святой Михаил Ярославич Тверской, направил к патриарху своего сподвижника и единомышленника игумена Геронтия с просьбой о поставлении его на Русскую митрополию. Плывшему Черным морем Геронтию ночью, во время бури, явилась Божия Матерь и сказала: «Напрасно трудишься, сан святительский не достанется тебе. Тот, кто написал Меня [1], Ратский игумен Петр, возведен будет на престол Русской митрополии». Слова Божией Матери в точности исполнились. Когда святитель Афанасий Константинопольский возвел Петра на Русскую митрополию, он передал ему святительские облачения, жезл и икону, привезенные Геронтием.
По возвращении в Россию в 1308 году митрополит Петр в течение года пребывал в Киеве, но беспокойства, угрожавшие этому городу, заставили его, по примеру предшественника его, Максима, жить во Владимире на Клязьме, куда он и переехал в 1309 году.
В это время шла борьба за великокняжеское достоинство между Михаилом Тверским и Юрием Московским. Митрополит Петр принял сторону последнего, вследствие чего тверитяне подвергли его обвинению перед патриархом. Для суда над святителем Петром был созван в 1311 году оправдавший его Собор в Переяславле.
Много трудностей испытал Первосвятитель в первые годы управления Русской митрополией. В страдавшей под татарским игом Русской земле не было твердого порядка, и святителю Петру приходилось часто менять места своего пребывания. В этот период особенно важны были труды и заботы святителя об утверждении в государстве истинной веры и нравственности. Во время постоянных объездов епархий он неустанно поучал народ и духовенство о строгом хранении христианского благочестия. Враждовавших князей он призывал к миролюбию и единству.
Сей кроткий архипастырь умел быть и строгим. Он лишил епископского сана Исмаила Сарского, без сомнения, за важное преступление относительно Церкви или Отечества, и предал анафеме одного опасного еретика, Сеита, обличенного им в богопротивном умствовании, но не хотевшего раскаяться.
В 1313 г., когда ханом сделался Узбек, первый из ханов принявший ислам, свт. Петр отправился в Орду. Его приняли там с честью и отпустили с новым ярлыком. Все прежние льготы духовенства были подтверждены и прибавлена новая: все церковные люди по всем делам, не исключая и уголовных, были подчинены суду митрополита.
Когда после смерти Михаила Тверского и Юрия Московского Александр Михайлович Тверской получил от хана ярлык на великое княжение и вступил в борьбу с Иваном Даниловичем (Калитой) Московским, свт. Петр принял сторону последнего.
21 декабря 1326 года святитель Петр отошел к Богу. Святое тело Первосвятителя было погребено в Успенском соборе в каменном гробу, который он сам приготовил.
Множество чудес совершилось по молитвам угодника Божия. Многие исцеления совершались тайно, что свидетельствует о глубоком смирении святителя даже после смерти. Глубокое почитание Первосвятителя Русской Церкви со дня его преставления утверждалось и распространялось по всей Русской земле. Ставленник святителя Петра, святитель Прохор Ростовский, составил краткое житие и канон почившему митрополиту, и уже на Владимирском Соборе в 1327 году выступал за канонизацию владыки Петра. В 1339 году, при святителе Феогносте, прославление совершилось. У гроба святителя князья целовали крест в знак верности великому князю Московскому. Как особо чтимый покровитель Москвы святитель призывался в свидетели при составлении государственных договоров. Новгородцы, имевшие право избирать себе владык у Святой Софии, после присоединения к Москве при Иоанне III клятвенно обещали ставить своих архиепископов только у гроба святителя Петра чудотворца. При гробе святителя нарекались и избирались русские Первосвятителн.
О нем постоянно упоминают русские летописи, ни одно значительное государственное начинание не обходилось без молитвы у гроба святителя Петра.
Первое перенесение его мощей было 1 июля 1472 года, тогда же установлено празднование. Второе перенесение мощей святителя Петра было после освящения вновь построенного Успенского собора, 24 августа 1479 года, а празднование 1 июля было отменено. Известно также празднование проявления мощей святителя Петра (4 августа) по случаю явления супруге Иоанна Грозного (1533-1584) царице Анастасии (1547-1560). Святитель Петр явился царице Анастасии и не разрешил никому раскрывать свой гроб. Он повелел запечатать гроб печатью и установить праздник.
Тропарь Петру, митр. Московскому, всея России чудотворцу
Яже прежде безплодная, земле, ныне веселися: / се бо Христос светильника в тебе показа, / яве сияюща в мире / и исцелевающа недуги и болезни наша. / Сего ради ликуй и веселися со дерзновением: / святитель бо есть Вышняго, / сия соделоваяй.
Тропарь Перенесение мощей
Наста днесь всечестный праздник / пренесения честных мощей твоих, святителю Петре, / веселя изрядно твое стадо, / и верное отечество, и люди, / о нихже не оскудевай, моляся Христу Богу, / еже от Него дарованной ти пастве сохранитися от враг ненаветованней / и спастися душам нашим.
Труды
От святителя Петра сохранилось три послания. Первое к священникам с увещанием достойно проходить пастырское служение, усердно пасти духовных чад. Оно заканчивается изложением церковного законоположения о вдовых священниках: с целью ограждения их от нарекания и соблазнов им предлагалось поселяться в монастырях, а дети должны были определяться на воспитание и обучение в монастырские школы. Во втором послании Святитель призывает священников быть истинными пастырями, а не наемниками, заботиться об украшении себя христианскими и пастырскими добродетелями. В третьем послании святитель Петр снова дает наставления священникам об их пастырских обязанностях, а мирян увещает исполнять заповеди Христовы.