при каком давлении сработает рдм2 на тепловозе тэ10мк

Защита дизеля

При понижении давления масла. На дизеле имеются три реле давления масла: РДМ1, РДМ2, РДМЗ, размещенные в корпусе комбинированного реле. КР-4.

Реле РДМ1 служит для остановки дизеля. Через его контакты осуществляется питание катушки реле управления РУН,

При давлении масла ниже 1,6 кгс/см2 контакты РДМ1 прекращают питание реле РУН, которое в свою очередь разрывает цепь питания катушки тягового электромагнита ЭТ. Тяговый электромагнит отключается, в результате чего прекращается подача топлива в цилиндры дизеля к он останавливается.

Реле РДМ2 служит для сброса нагрузки. До двенадцатой позиции контроллера питание катушки контактора КВ производится через размыкающие контакты реле РУ4, а при давлении масла в конце масляного канала привода клапанов более 2,2 кгс/см2 также и через замкнутые контакты реле РДМ2.

Начиная с двенадцатой позиции контроллера питание катушки контактора КВ производится только через контакты РДМ2.

На этой и последующих позициях в случае снижения давления масла ниже 2,2 кгс/см2 контакты РДМ2 размыкают цепь катушки КВ и, следовательно, ВВ, что приводит к снятию нагрузки.

Для защиты дизеля от провор ота вала без смазки в пусковой цели предусмотрено реле давления масла РДМЗ, которое исключает пропорот вала и пуск дизеля при давлении масла ниже 0,25-0,3 кгс/смй.

От перегрева воды и масла. При превышении температуры воды и масла дизеля выше допустимой автоматически снимается нагрузка. Это происходит с помощью комбинированного реле КР2.

При температуре воды выше +90°С или температуре масла выше +70°С контакты термореле соответственно ТРВ или ТРМ разрывает цепь питания катушки контактора КВ.

После снижения температуры воды или масла контроллер необходимо поставить на нулевую позицию, а затем снова перевести на нужную позицию.

От воспламенения масляных паров в картере. При нормальной работе дизеля вследствие отсоса газов турбокомпрессорами разряжение в картере дизеля составляет от 5 до 50 мм вод. ст. Появление давления в картере свидетельствует о прорыве в него газов, что может привести к воспламенению ларов масла. При давлении в картере более 10 мм вод. ст. необходимо немедленно остановить дизель.

Для аварийной остановки дизеля предусмотрен дифференциальный манометр (КДМ), Контактное устройство К ДМ при включении создает цепь питания реле РУ7, размыкающие контакты которого разрывают цепь питания реле РУЗ. Последнее, отключаясь, разрывает цепи электродвигателя топливного насоса ТИ и тягового электромагнита ЭТ. Дизель останавливается.

Для повторного проверочного пуска дизеля следует отключить и вновь включить выключатель батареи или автоліат «Управление» на пульте управления, так как реле РУ7 с помощью замыкающих контактов становится на само питание и, чтобы отпал якорь РУ7, необходимо разорвать цепь питания его катушки.

Защита обслуживающего персонала от высокого напряжения. Для защиты обслуживающего персонала от поражения электрическим током в высоковольтной камере установлены конечные выключатели БДІ и БД2 (блокировки дверей), которые при открывании дверей разрывают цепь питания катушек контакторов КВ и ВВ, что обеспечивает снятие нагрузки-

Источник

Памятка локомотивной бригаде по устройству, обнаружению и устранению неисправностей на тепловозах 2ТЭ10МК (стр. 6 )

при каком давлении сработает рдм2 на тепловозе тэ10мкИз за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах:
1 2 3 4 5 6 7

при каком давлении сработает рдм2 на тепловозе тэ10мк

В цепи катушки РУ-9 стоят защитные реле РДМ-1 и РДВ.

при каком давлении сработает рдм2 на тепловозе тэ10мк

при каком давлении сработает рдм2 на тепловозе тэ10мкпри каком давлении сработает рдм2 на тепловозе тэ10мкпри каком давлении сработает рдм2 на тепловозе тэ10мкРДМ-1

В случае запуска дизеля, если давление масла в системе не достигнет величины срабатывания реле РДМ1 (0,07 МПа), а давление воды – (0,05 МПа), то запуск не произойдёт. Если же по данным, выводимым на дисплей «GERSYS» видно, что давление воды и масла превышают данные значения, то допускается под личную ответственность машиниста при провороте заклинить РУ-9 и с повышенным вниманием наблюдать за работой систем и механизмов дизеля и тепловоза.

Так как одной из функций электронного регулятора является обеспечение программной защиты дизеля по минимально-допустимому давлению масла в зависимости от текущих оборотов дизеля, когда рейки ТНВД автоматически переводятся в положение «нуль подачи», то машинистам, у которых периодически глохнет дизель, следует обратить внимание на давление масла.

Повысить давление масла можно, максимально охладив его, тем самым увеличив его вязкость.

9. После запуска отсутствует зарядка АБ.

– проверить состояние пусковых контакторов (возможно они залипли);

– проверить предохранитель на 160 А;

– причиной неисправности также могут быть выход из строя БРН или ВГ.

НЕИСПРАВНОСТИ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ СХЕМЫ В ТЯГОВОМ РЕЖИМЕ

Для приведения тепловоза в движение необходимо убедиться в том, что:

– включен на панели автоматов пульта выключатель SF5«Жалюзи»

– тумблер реверсора переведён по направлению движения «Вперед» или «Назад»

–тумблер SA15 «Управление тепловозом» включен, вставлен и повернут ключ на панели пульта SB12 «БЛОКИРОВКА»

– система «КЛУБ-У», ЭПК включены, рукоятка КМЭУ переведена на 1 позицию.

1. Неисправен контакт автомата SA15 «Управление тепловозом», SB12 «Блокировка» или если необходимо обойти ЭПК

Поставить перемычку кл. 2/8 → 7/17. При отключении ЭПК необходимо выкрутить штепсельный разъём на КОН.

2. При ложном срабатывании датчика ДДР или его неисправности получает питание РУ-12, тем самым разрывая цепь питания катушки РУ-2.

Расклинить реле РУ-12. Далее следовать с особой бдительностью, помня, что при снижении давления в ТМ цепь тяги не разберется.

3. При неисправности контроллера машиниста или блока БЭЛ

Перейти на резервный контроллер машиниста (находиться в нижней части УПУ).

при каком давлении сработает рдм2 на тепловозе тэ10мк

при каком давлении сработает рдм2 на тепловозе тэ10мк

Для перехода на резервный КМ необходимо от блока БЭЛ (находиться в левой ВВК) отключить нижний большой разъём, а затем подсоединить его в разъем на стене левой ВВК (предварительно нужно снять с него заглушку).

при каком давлении сработает рдм2 на тепловозе тэ10мк

при каком давлении сработает рдм2 на тепловозе тэ10мк

при каком давлении сработает рдм2 на тепловозе тэ10мк

при каком давлении сработает рдм2 на тепловозе тэ10мк

При использовании резервного контроллера помнить, что при положении тумблера в режиме «Тяга», а переключателя позиций в нулевом положении будет собираться цепь тяги. Для сброса нагрузки необходимо при нулевом положении переключателя позиций перевести тумблер в режим «Холостой ход». ВНИМАНИЕ: переводить реверсор необходимо только на стоянке.

4. Не получает питание РУ-2

4.1 Если при переведении тумблера реверсора в обратное положение (например, если было «вперед», то перевести «назад») и наборе первой позиции реверсор разворачивается и цепь тяги собирается, то следует проверить вспомогательные контакты реверсора, если цепь тяги не собирается, а реверсор разворачивается, то следует проверить

– состояние пусковых контакторов (возможно они залипли);

– проверить блокировки дверей высоковольтных камер;

– проверить получает ли питание катушка РУ-4;

– убедиться в том, что давление воздуха в ТМ и температура воды и масла дизеля соответствуют необходимым значениям;

– убедиться в том, что УСТА посредством реле безопасности РУ-19 не разрывает цепь питания катушки РУ-2, РВ-3;

Реле безопасности срабатывает при увеличении напряжения генератора свыше 850В, увеличении тока генератора свыше 7200А, увеличении напряжения на измеряемом участке сопротивления изоляции силовых цепей свыше 100В.

4.2 Если при переведении тумблера реверсора в обратное положение и наборе первой позиции реверсор не разворачивается, то

необходимо проверить включение и исправность тумблера «Управление тепловозом», блокировки тормоза усл. № 000, включение ЭПК, отсутствие на дисплее Gersys знака «ТМ».

5. Сброс нагрузки с 12 позиции

– снизилось давление масла ниже 0,3 МПа. В этом случае не рекомендуется следовать выше 11 позиции.

– вышел из строя РДМ-2. Если же по данным, выводимым на дисплей «GERSYS» видно, что давление масла превышает 0,3 МПа, то допускается под личную ответственность машиниста поставить перемычку кл. 1/10 → 6/16. Далее следовать с повышенным вниманием, наблюдая за работой систем и механизмов дизеля и тепловоза.

6. Не получает питание КВ, ВВ (РУ-2 сработало)

проверить срабатывание реле РВ-3, поездных контакторов, состояние вспомогательных контактов поездных контакторов.

проверить, не сработало ли реле РОП, а при следовании на аварийном возбуждении – реле РЗ.

Внимание: при загорании на мониторе Gersys знака РЗ следует помнить о том, что реле РЗ может сработать только при аварийном возбуждении тепловоза. При нормальном возбуждении этот знак показывает, что сработало РОП.

При срабатывании РЗ

Осмотреть видимые участки силовой и вспомогательной цепи, тяговый генератор, поездные контактора. По возможности восстановить поврежденную изоляцию или устранить замыкание на корпус тепловоза.

Если причина не выявлена, то снять реле РЗ кнопкой КРЗ (находиться на внешней панели правой ВВК) и продолжить движение. Если РЗ сработает повторно, то после осмотра допускается отключить защиту тепловоза по «минусу» путем отключения рубильника ВРЗ1. Если защита сработает еще раз, значит нарушена изоляция тяговой цепи в «плюсе». В этом случае необходимо выявить неисправный ТЭД. Проверку цепей тяговых электродвигателей производить методом поочередного выключения ОМ1 — ОМ6 и набором позиций до включения РЗ.

Неисправный электродвигатель отключить со стороны «плюс» (соответствующим ОМом) а со стороны «минус» (отключив соответствующий кабель и подвесив его на специальный изолированный болт). При отключении более одного тягового электродвигателя тяговый режим с поездом запрещается.

Если повреждение тяговых электродвигателей не обнаружено, а реле вновь сработает, то рубильником ВРЗ2 отключить реле РЗ и, по возможности, данную секцию тепловоза заглушить, в противном случае продолжить движение до основного или оборотного депо с особой бдительностью, помня о том, что реле РЗ отключено и защита тепловоза от КЗ в силовой цепи отсутствует.

При срабатывании РОП

Проверить исправность тяговых электродвигателей методом поочередного отключения ОМ1 — ОМ6. О неисправности свидетельствует отсутствие тягового тока на 1-й позиции с нагрузкой. Неисправный электродвигатель отключите, как указано выше, и продолжайте движение до ближайшего депо. Снимается реле РОП также кнопкой КРЗ.

– если не выявлены сработавшие аппараты защиты, а КВ и ВВ всё равно не получают питание

Поставить перемычку кл. 8/9 → плюс ВВ и KB (пр. 257, 1674) и если следуем на аварийном возбуждении, то с повышенным вниманием наблюдать за работой силовой цепи (выводится защита: РЗ, РОП, включение всех поездных контакторов).

7. При неисправности системы УСТА необходимо перейти на аварийную схему возбуждения:

— Перевести контроллер машиниста в нулевую позицию;

— Перевести схему тепловоза с помощью аварийного переключателя в аварийный режим;

Тумблер на плате питания ПИТ УСТА поставить в положение ВЫКЛ (на дисплейном модуле при этом нагрузка отображаться не будет).

при каком давлении сработает рдм2 на тепловозе тэ10мк

при каком давлении сработает рдм2 на тепловозе тэ10мк

8. При неисравности БРН на дисплее Gersys появится сообщение «Неисправен регулятор БС» в этом случае на больших позициях будет происходить сброс нагрузки, либо цепь тяги может и вовсе не собраться. Неисправный БРН в таком случае необходимо заменить, либо обеспечить зарядку второй АБ от исправного БРН. Для следования до основного или оборотного депо, если есть возможность следования на одной секции тепловоза, а неисправен БРН на ведущей секции, то можно переставить исправный БРН с ведомой секции.

9. При обрыве или коротком замыкании цепей ДДН, ДДМа, ДП электронного регулятора частоты вращения

В случае неисправности данных цепей программное обеспечение регулятора автоматически переходит на обходной вариант управления дизелем путем исключения их из алгоритма управления регулятора. Одновременно регулятор по линии связи с системой УСТА передает ей информацию о неисправности преобразователя.

При необходимости, в случае неисправности ДДН, ДДМа, ДП по другим причинам, или при исправных ДДН, ДДМа в случаях, когда к ним не поступает измеряемая среда (лопнула или забилась грязью трубка подвода надувочного воздуха или масла, низкое давление наддува и дизель не развивает обороты) допускается вручную выводить эти цепи из алгоритма работы регулятора путем отключения преобразователя. В этом случае так же регулятор по линии связи с системой УСТА передает ей информацию, что преобразователь неисправен.

Источник

1073 Тепловоз 2ТЭ10М: назначение электрических аппаратов и машин


Предназначено для задержки отключения поездных контакторов после снятия возбуждения возбудителя и тягового генератора, а также для ступенчатого восстановления нагрузки главного генератора после прекращения боксования. Реле имеет два последовательно соединенных замыкающих контакта в цепи катушек контакторов П1 — П6 между проводами 181 и 1064 с выдержкой времени при размыкании. Отрегулировано на выдержку 1,3 — 1,5 с.


Используется для снижения мощности генератора на 20 — 25 %. При срабатывании реле РБ2 получает питание катушка реле РВ5. Реле имеет один замыкающий контакт между проводами 1171 и 1174, который при замыкании шунтирует часть резистора СОУ. Благодаря этому увеличивается ток в управляющей обмотке амплистата, чем снижается мощность генератора. При срабатывании реле РБЗ катушка РВ5 также получает питание при работе на первой ступени ослабления поля.


Снимает нагрузку с генератора при давлении масла в верхнем коллекторе 1,1 — 1,2 кгс/см2, когда ручка контроллера находится от 12-й позиции и выше. Его контакт между проводами 117 и 120 находится в цепи реле РУ2.
кдм
Дифманометр при повышении давления в картере останавливает дизель. Имеет два контакта — один на сигнальную лампу между проводами К14 и К16 (давление в картере 7 мм вод. ст.). При дальнейшем повышении давления в картере срабатывает контакт КДМ (К14, К15). Питание подается на реле РУ7, и дизель останавливается.


Контакты этих реле (соответственно между проводами 121, 122 и 1341, 123) в цепи РУ2 сбрасывают нагрузку с генератора при температуре 97 °С воды и 87 °С масла.


Предназначено для контроля давления воздуха в тормозной магистрали. Если давление устанавливается меньше 2,7 — 3,2 кгс/см2, то разрывается контакт в цепи питания катушки реле РУ2 между проводами 160 и 128. Датчик- реле давления предотвращает также трогание при недостаточном давлении (4,3 — 4,8 кгс/см2) в тормозной магистрали.


При открытом стоп-кране или обрыве тормозной магистрали поезда (независимо от длины) происходит включение пневмоэлектрического датчика ДДР, который контролирует давление воздуха в канале дополнительной разрядки воздухораспределителя. Замыкающий контакт датчика между проводами 1157 и 1167 через размыкающий контакт пневмоэлектрического датчика ДТЦ включает реле РУ12.


Защитное реле от обрыва обмоток возбуждения тяговых двигателей. Оно включено на выход блока БДС. Принцип действия защиты основан на сравнении потенциалов цепей тяговых двигателей при боксовании. Реле имеет один контакт с защелкой. Когда реле РОП срабатывает, его размыкающий контакт между проводами 1673 и 1674 отключает контакторы КВ и ВВ. Реле РЗ и РОП последнего выпуска имеют электрическую защелку.


Защитное реле отключает контакторы КВ и ВВ. Реле имеет три замыкающих контакта: между проводами 1072 и 1073 — создает цепь питания на катушки КВ и ВВ; между проводами 1945 и 266 — замыкает цепь питания на групповой контактор ВШ1 после срабатывания реле РП1. Затем включается РУ16 для подключения “минуса” катушки ВШ2. Третий контакт замыкает цепь катушки РВЗ.


Защитное реле. Участвует в пуске дизеля на 0-й позиции контроллера. Снимает нагрузку с дизель-гене- раторной установки при недостаточном давлении масла (1,2 кгс/см2) с 12-й позиции контроллера и выше; располагает двумя замыкающими контактами: между проводами 342 и 325 — собирает цепь питания на пусковые контакторы Д1, ДЗ и Д2; между проводами 1346 и 1347 — создает цепь питания на катушку РУ2 с 1-й по 11-ю позиции контроллера машиниста в обход контактов РДМ2. На тепловозах последнего выпуска имеются размыкающий и замыкающий контакты в цепи резистора СОЗ.


Вступает в работу вместе с реле боксования РБ2 и РБЗ. Всего имеет четыре замыкающих контакта: от провода 1045 создает цепь на катушку РУ 17; между проводами 1051 и 1049 — включает зуммер при боксовании; между проводами 1051 и 1052 — замыкает цепь питания сигнальной лампы «Сброс нагрузки»; на тепловозах первых выпусков между проводом 115 и контактом РУ19 обеспечивает питанием реле РУ12.


Служит для автоматического пуска дизеля. Реле имеет четыре вспомогательных контакта: замыкающий между проводами 442 и 337 — обеспечивает самопитание катушки РУ6; замыкающий между проводами 200 и 220 — создает цепь питания катушки КМН; размыкающий от провода 993 — разрывает цепь питания РУ7 в момент запуска дизеля; размыкающий между проводами 256 и 1291 — в момент запуска дизеля включает все топливные насосы правой стороны (отключая ВП9).


Защитное реле, останавливающее дизель при давлении в картере. Имеет замыкающий и размыкающий контакты: между проводами 993 и 915 — создает цепь самопитания при замкнутом КДМ, а также к сигнальной лампе “Давление в картере»; между проводами 442 и 338 — разрывает цепь питания контактора КТН, в результате чего прекращает работу топливный насос ТН, и дизель останавливается.


Предотвращает случайное включение режима движения на позициях контроллера выше первой. Замыкающий контакт между проводами 1334 и 463 закорачивает часть резистора СВВ при аварийном режиме возбуждения. Замыкающий контакт между проводами 419 и 417 со 2-й позиции контроллера выводит часть резистора в задающей обмотке амплистата. Еще один размыкающий контакт расположен между проводом 1466, катушкой РУ19 и блокировкой, что предотвращает перевод работы дизеля второй секции на холостой ход на позиции выше первой.
Размыкающий контакт между проводами 342 и 338 позволяет осуществлять пуск дизеля только на 0-й позиции контроллера. Размыкающий контакт в цепи РУ2 не дает возможность привести тепловоз в движение на 2-й позиции контроллера и выше. Размыкающий контакт между проводами 256 и 1291 со 2-й позиции контроллера вводит в работу отключенные до этого пять топливных насосов правого ряда.


Реле контроля работы дизеля. Имеет семь задействованных в схеме контактов. Два размыкающих контакта между проводами 342 и 337 осуществляют автоматический разбор схемы пуска после создания давления масла 0,6 кгс/см2 и после включения РДМ1. Размыкающий контакт между проводами 230 и 366 при включенных контакторах Д1 и ДЗ создает цепь питания реле РВ2, которое ограничивает время пуска дизеля.
Замыкающий контакт между проводами 228 и 230 собирает цепь питания ЭТ (БМ) после включения реле РДМ1. Замыкающий контакт между проводами 228 и 1328 замыкает цепь сигнальной лампы «Работа дизеля 2-й секции». Замыкающий контакт в цепи катушки РУ2 обеспечивает ее питание, а следовательно, и катушек контакторов КВ и ВВ только при работающем дизеле. Размыкающий контакт между проводами 1366 и 1368 включает в работу указатель повреждения электрической схемы в режиме «Пуск дизеля».


Реле срабатывает при переводе дизеля данной секции на холостой ход тумблером ХД2 (ХДЗ), а также в случае, когда включается реле РПЗ (реле ограничения скорости вращения якорей тяговых двигателей, отрегулированное на ток срабатывания 2250 — 2600 А при 15-й позиции контроллера). Имеет шесть вспомогательных контактов. Размыкающие контакты стоят в цепях питания МР1 — MP4 объединенного регулятора дизеля.
Замыкающие контакты создают цепь питания катушкам MP3 и MP4. При этом обеспечивается работа дизеля на 8-й позиции контроллера с частотой вращения коленчатого вала, соответствующей этой позиции.


Включается с 8-й позиции контроллера. Служит для формирования наклонных внешних характеристик генератора на первых позициях контроллера. Имеет один размыкающий контакт между проводами 1098 и 1047, который до 7-й позиции контроллера шунтирует диод В7 селективного узла. Благодаря этому характеристики генератора идут более полого и, следовательно, уменьшается возможность развития боксования, облегчаются трогание и разгон тепловоза, происходящие при больших токах.


Реле предназначено для повышения чувствительности противобоксовочной защиты при ослабленном возбуждении ТЭД. Реле РУ16 имеет 5 контактов. Замыкающий контакт между проводами 1292 и 1293 шунтирует контакт РВ4 при включенном реле РП1, чем исключается звонковая работа ВШ1 при включенном РВ4. Замыкающий контакт между проводами 1931 и 1932 создает минусовую цепь катушки ВШ2.
Замыкающий контакт между проводами 1555 и 1554 создает цепь питания катушки РВ5 после срабатывания реле РБ2 и РБЗ при выключенном АУР, а следовательно, уменьшается мощность на 20 — 25 %. Замыкающий контакт между проводами 1120 и 1121 включает в работу реле РБЗ. Размыкающий контакт между проводами 1552 и 1551 шунтирует резистор ССН при включенном АУР, так как уравнительные соединения позволяют не вводить ССН при бок- совании на полном возбуждении.


Уменьшает мощность дизель-генераторной установки при боксовании колесных пар, когда срабатывают РБ1, РБ2 или РБЗ.
Имеет два замыкающих и два размыкающих контакта. Замыкающий контакт между проводами 342 и 1331 в цепи питания катушки МР5 выводит индуктивный датчик на минимальный упор, в результате чего снижается мощность. Замыкающий контакт между проводами 1051 и 1039 создает цепь питания катушки РВ4, что предотвращает переход на ослабленное возбуждение. Размыкающий контакт между проводами 1042 и 419 вводит резистор ССН при выключенном АУР, вследствие чего уменьшается магнитный поток в задающей обмотке ам- плистата и, следовательно, уменьшается мощность на 50 — 55 %. Размыкающий контакт между проводами 1334 и 668 шунтирует часть резистора СВВ при аварийном режиме возбуждения возбудителя.


Предназначено для управления контактором ВШ2. Реле отрегулировано на срабатывание при скорости тепловоза 55 — 65 км/ч. Имеет один замыкающий контакт между проводами 1944 и 263, создающий цепь питания вентиля ВШ2, который своими контактами вводит резистор СШ1-6 параллельно обмотке главных полюсов ЭДТ. По обмоткам возбуждения тяговых двигателей будет проходить 25 — 39 % общего тока цепи.

Источник

710 Тепловоз типа ТЭ10М: назначение аппаратов в электрической схеме

Поиск неисправностей на локомотиве значительно облегчается, если известно расположение и назначение аппаратов в электрической схеме. Это, в первую очередь, относится к реле управления, контакты которых коммутируют, как правило, несколько не связанных между собой цепей. Особенно важно владеть такими знаниями локомотивным бригадам, обслуживаемым наиболее распространенные на магистралях России тепловозы типа ТЭ10, так как на них используются шесть вариантов электрических схем, которые имеют непринципиальные отличия. Материал подготовил канд. техн. наук И.П. АНИКИЕВ (ВНИИЖТ).

Предназначено для формирования выдержки времени, в течение которого происходит предпусковая прокачка масляной системы дизеля. Реле включается после нажатия на кнопку «Пуск дизеля» и через 90 с обеспечивает включение пусковых контакторов.

С помощью данного реле формируется выдержка времени, в течение которого пусковые контакторы могут находиться во включенном положении. Как известно, при этом тяговый генератор подключен к аккумуляторной батарее и, работая в режиме двигателя, вращает коленчатые валы дизеля.

В связи с тем, что ток, протекающий по обмоткам генератора, равен 700 — 900 А, то для исключения значительного разряда батареи время работы генератора в режиме двигателя должно быть ограничено. В частности, на тепловозе 2ТЭ10М оно принято равным 30 с. Если в течение этого времени после включения пусковых контакторов дизель не запустился, то реле РВ2 осуществляет разборку схемы пуска и отключение пусковых контакторов.

Тепловоз из режима тяги выводится размыканием контакторов ВВ, КВ и П1 — П6. После отключения контакторов ВВ и КВ э.д.с. тягового генератора и, соответственно, токи тяговых двигателей в течение некоторого времени уменьшаются до нуля. Если перечисленные контакторы отключаются одновременно, то главные контакты поездных контакторов П1 — П6 будут размыкаться под током, что будет сопровождаться их повышенным износом из-за возникновения электрической дуги.

Чтобы уменьшить износ контактов, необходимо отключать поездные контакторы с некоторой задержкой. Для этого и предназначено реле РВЗ, контакты которого обрывают цепь питания катушек поездных контакторов через 1,3 — 1,5 с после отключения контакторов ВВ и КВ. В результате размыкание главных контактов поездных контакторов происходит без возникновения дуги, что значительно уменьшает их износ.

Данное реле предотвращает переход тяговых двигателей на режимы ослабленного поля при боксовании, если они работали в режиме полного поля. Разрыв цепи питания катушек контакторов ВШ1 и ВШ2 размыкающими контактами РВ4 происходит одновременно с включением реле боксования, а восстановление этой цепи — с выдержкой времени 3 с.

Предназначено для уменьшения мощности тягового генератора при боксовании колесных пар, если тяговые двигатели работают на режимах ослабленного или полного поля, но при отключенном АУР. Введение части резистора ССН в цепь задающей обмотки амплис-тата для снижения мощности происходит одновременно с включением реле боксования РБ2 или РБЗ, а шунтирование ее размыкающими контактами РВ5 — через 1,5 с после отключения этих реле.

В некоторых вариантах схемы тепловоза типа ТЭ10М при боксовании замыкающие контакты РВ5 шунтируют часть резистора СОУ, включенного в цепь обмотки управления амплистата, независимо от состояния АУР и режима возбуждения тяговых двигателей.
Реле давления масла РДМ1

Обеспечивает защиту работающего дизеля от недопустимого снижения давления масла в его системе. Если давление станет менее 0,5 кгс/см2, то контакты реле РДМ1 размыкаются и обрывают цепь питания катушки реле управления РУ9, что в конечном итоге приводит к остановке дизеля.

Реле давления масла РДМ2

Служит для защиты дизеля от недопустимого снижения давления масла при работе под нагрузкой на 12— 15-й позициях контроллера. Если давление масла в верхнем коллекторе в процессе эксплуатации дизеля станет менее 1,1 кгс/см2, то контакты реле РДМ2 размыкаются и обрывают цепь питания катушки реле управления РУ2, что приводит к отключению контакторов ВВ и КВ. При этом дизель переходит на режим холостого хода.

Дифференциальный манометр КДМ

Температурные реле воды (ТРВ) и масла (ТРМ)

Обеспечивают защиту дизеля от недопустимого повышения температур воды и масла. Если температура воды превысит 97 °С, а масла 87 °С, то контакты соответствующего реле размыкаются и обрывают цепь питания катушки реле управления РУ2, что вызывает отключение контакторов ВВ и КВ. При этом дизель переходит на режим холостого хода.

Реле давления воздуха РДВ

С помощью данного реле обеспечиваются запрет на включение режима тяги, если давление воздуха в тормозной магистрали менее 4,3 кгс/см2, а также отключение режима тяги, если давление в тормозной магистрали по любой причине станет менее 2,7 кгс/см2. Это осуществляется разрывом контактами РДВ цепи питания катушки реле РУ2.

Датчик давления разрядки ДДР

Служит для отключения режима тяги, если давление в тормозной магистрали начало уменьшаться, например, при открытии стоп-крана, обрыве тормозной магистрали или установке ручки крана машиниста в любое тормозное положение. После замыкания контактов ДДР получает питание катушка реле РУ12, которое непосредственно осуществляет данное отключение.

Датчик давления в тормозном цилиндре ДТЦ

Предназначен для отключения реле РУ 12. Если этого не сделать, то режим тяги не включится. Размыкающие контакты ДТЦ установлены в цепи катушки РУ12, которую они обесточивают при появлении давления в тормозных цилиндрах. Таким образом, чтобы обесточить реле РУ 12, необходимо привести в действие тормоза тепловоза.

Реле заземления РЗ

Обеспечивает отключение режима тяги при повреждении изоляции токоведущих частей тяговой цепи и возникновении кругового огня на коллекторах тяговых электрических машин. Когда появляются приведенные неисправности, реле РЗ срабатывает и своими размыкающими контактами разрывает цепь питания катушек контакторов ВВ и КВ. Для повышения быстродействия, в отличие от других защит, контакты реле РЗ установлены непосредственно в цепи катушек отмеченных контакторов.

На тепловозах ТЭ10М используются два типа РЗ — однокатушечное (Р-45Г2-11) и двухкатушечное (РМ-1110). Первое реле обнаруживает повреждения изоляции участков тяговой цепи, соединенных с «плюсом» тягового генератора, а второе — в любом месте этой цепи. На круговой огонь реагируют оба реле.

Реле обрыва внутренней цепи тягового двигателя РОП

Отключает режим тяги при обрыве цепи обмотки возбуждения тягового двигателя. Причиной этого, как правило, является излом одной из перемычек между выводами обмоток возбуждения главных полюсов электродвигателя. Для повышения быстродействия размыкающие контакты реле РОП, также как и контакты реле РЗ, установлены непосредственно в цепи катушек контакторов ВВ и КВ.

Особенностью конструкции реле РЗ и РОП является наличие у них защелки — механической (у реле типа Р-45Г2-11) или электрической (у реле типа РМ-1110). Эти защелки не позволяют данным аппаратам разомкнуть свои контакты после отключения контакторов ВВ и КВ.

Реле управления РУ2

Предназначено для разрыва цепи катушек контакторов ВВ и КВ, а также для запрета их включения при установке главной рукоятки контроллера на 1-ю позицию или отключении (если эта рукоятка находится на любой рабочей позиции) в случаях, когда:

снижается давление воздуха в тормозной магистрали (см. назначение датчика ДДР);

) давление воздуха в тормозной магистрали менее установленного (см. назначение реле давления воздуха РДВ);

после завершения процесса пуска дизеля не отключился контактор Д2;

не закрыта хотя бы одна из дверей высоковольтных камер; при работе под нагрузкой на 12— 15-й позициях контроллера давление масла в системе дизеля менее установленного (см. назначение реле давления масла РДМ2);

; температура воды или масла дизеля превышает установленную (см. назначение температурных реле ТРВ и ТРМ);

) в режиме тяги тумблер УТ «Управление тепловозом» включен после установки главной рукоятки контроллера на 2-ю и более высокие позиции;

силовая установка тепловоза не работает; дизель данной секции тумблером «Холостой ход» переведен в режим холостого хода.

Реле управления РУ4

Имеет следующие назначения. При пуске дизеля данное реле обеспечивает включение пусковых контакторов после окончания предпусковой прокачки масла. Цепь питания катушки реле РУ4 собирается через замыкающие, действующие с выдержкой времени, контакты реле времени РВ1 (см. назначение реле времени РВ1).

Кроме того, при работе дизеля под нагрузкой через реле РУ4 включается защита от пониженного давления масла на 12 — 15-й позициях контроллера. В этом случае катушка реле РУ4 получает питание от контактов контроллера машиниста, замкнутых на 1 — 11-й позициях.

Замыкающие контакты реле РУ4 и РДМ2 включены параллельно. На 12 — 15-й позициях контроллера отмеченные контакты РУ4 размыкаются. При этом режим работы дизеля обеспечивеается в зависимости от состояния (замкнуты или разомкнуты) контактов реле давления РДМ2 (см. назначение реле давления масла РДМ2).

Реле управления РУ5

Предназначено для включения звукового (сирена) и светового (сигнальная лампа «Сброс нагрузки») сигналов при боксовании колесных пар и срабатывании реле боксования РБ2 или РБЗ.

Реле управления РУ6

Служит для автоматизации процесса пуска дизеля, а также обеспечивает выполнение нескольких вспомогательных операций управления при пуске дизеля. В частности, для различных вариантов схем
тепловозов типа ТЭ10М реле РУ6 включает контактор маслопрокачивающего насоса КМН и пять топливных насосов высокого давления правой стороны. Кроме того, это реле разрывает цепь питания катушки реле управления РУ7, создает цепь питания собственной катушки в обход контактов кнопки «Пуск дизеля».

Реле управления РУ7

Обеспечивает остановку дизеля при появлении в его картере давления паров масла (см. назначение дифференциального манометра КДМ). Остановка осуществляется разрывом цепи питания катушки контактора КТН, один из замыкающих контактов которого обесточивает катушку блок-магнита ЭТ регулятора дизеля.

Реле управления РУ8

Предотвращает произвольное трогание тепловоза с места. Для этого катушка реле РУ8 получает питание от контактов контроллера машиниста, замкнутых на 2 — 15-й позициях, а параллельно его размыкающим контактам, расположенным в цепи питания катушки реле управления РУ2 (см. назначение реле управления РУ2), включены вспомогательные замыкающие контакты контактора КВ.

Если при установке главной рукоятки контроллера на 1-ю позицию тумблер УТ «Управление тепловозом» включен, то собирается схема включения режима тяги, и локомотив приходит в движение. При этом ток к катушке РУ2 сначала протекает по размыкающим контактам реле РУ8, а затем через десятые доли секунды — по замкнувшимся контактам контактора КВ. В случае перемещения главной рукоятки на другие позиции, на 2-й получит питание катушка реле РУ8, контакты которого разомкнутся. Теперь катушка реле РУ2 будет получать питание только через замкнутые контакты контактора КВ.

Если же на 1-й позиции тумблер УТ не был включен, то и реле РУ2 и, соответственно, контактор КВ не включатся, а также не соберется цепь питания катушки РУ2 в обход размыкающих контактов РУ8. Так как реле РУ8 срабатывает на 2-й позиции, то включение тумблера УТ на этой и более высоких позициях не приводит к включению РУ2 и, следовательно, схема включения режима тяги не будет собираться. Таким образом, случайное включение тумблера УТ, когда главная рукоятка контроллера находится на 2-й и более высокой позиции (например, при прогреве дизеля), не приводит к тро-ганию тепловоза с места.

Кроме того, реле РУ8 служит для:

— реализации первой ступени плавного пуска на нормальном и аварийном режимах возбуждения тягового генератора;

— включения в работу пяти топливных насосов правой стороны;

№» прекращения пуска дизеля, если в процессе его выполнения главная рукоятка контроллера будет переведена на 2-ю и более высокие позиции;

Р» запрета перевода дизелей ведомых секций тумблерами ХД на режим холостого хода, если главная рукоятка контроллера находится не на 0-й или 1-й позиции.

Реле управления РУ9

Функции данного реле следующие:

разборка схемы пуска, когда при его выполнении давление масла в системе дизеля достигнет 0,6 кгс/см2, а также исключает срабатывание реле управления РУ6 при работающем дизеле и случайном нажатии на кнопку «Пуск дизеля».

В последних вариантах схемы управления тепловозов типа ТЭ10М реле РУ9 только не допускает включение реле РУ6, а разбирает схему пуска реле времени РВ2 (см. назначение реле РВ2);

создание цепи питания блок-магнита регулятора дизеля в обход вспомогательных замыкающих контактов пускового контактора ДЗ (в других вариантах схемы — Д1);

обеспечение питания сигнальных ламп «Дизель 2 (3)» на пультах управления других секций;

запрет включения реле времени РВ2 при работающем дизеле данной секции и пуске дизелей другой (других) секции (секций); подготовка цепи питания реле управления РУ2.

Реле управления РУ10

Предназначено для реализации второй ступени плавного пуска на нормальном и аварийном режимах возбуждения тягового генератора, а также введения в работу индуктивного датчика разрывом цепи питания электромагнита МР5 регулятора дизеля. Есть варианты схемы, у которых в цепи регулировочной обмотки размещены замыкающие контакты реле РУ 10, разрывающие цепь этой обмотки на 1 — 3-й позициях контроллера.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *