пьер безухов какой он человек

Характер Пьера Безухова, личность, черты, качества, эволюция личности | Роман «Война и мир» Толстого

пьер безухов какой он человек
Пьер Безухов
спасает девочку в горящей Москве.
Художник А. Николаев

Граф Пьер Безухов является одним из центральных персонажей романа «Война и мир».

Характер Пьера Безухова, личность, черты, качества, эволюция личности в романе «Война и мир» Толстого

У Пьера добрая, детская улыбка и добродушный смех:
«. Где ссорились, он – одной своей доброй улыбкой и кстати сказанной шуткой – мирил. »
«. он с доброй и сладкой улыбкой, сдаваясь на просьбы веселой компании, поднимался. »
«. он сам улыбается своею кроткой, детской улыбкой. »
«. Вдруг он захохотал своим толстым, добродушным смехом так громко. «

Пьер является членом Английского клуба, престижного общества для богатых людей:
«. член московского Английского клуба и всеми любимый член московского общества. »

Пьер не имеет постоянных интересов и занятий:

«. умный чудак, ничего не делающий. »
«. Всякая область труда, в глазах его, соединялась со злом и обманом. Чем он ни пробовал быть, за что он ни брался – зло и ложь отталкивали его и загораживали ему все пути деятельности. А между тем надо было жить, надо было быть заняту. »
«. Он ездил во всевозможные общества, много пил, покупал картины и строил, а главное, читал. «

Пьер любит читать:
«. Он читал и читал все, что попадалось под руку, и читал так, что, приехав домой, когда лакеи еще раздевали его, он, уже взяв книгу, читал – и от чтения переходил ко сну, и от сна к болтовне в гостиных и клубе, от болтовни к кутежу и женщинам, от кутежа опять к болтовне, чтению и вину. «

Пьера считают чудаком в обществе:
«. Он был тот рассеянный чудак. »
«. Но мнение о чудаке муже самой замечательной женщины Петербурга уже так установилось, что никто не принимал серьезно его выходок. «

Пьер имеет привычку опаздывать:
«. Противно своей привычке опаздывать, Пьер в этот день, вместо восьми без 10-ти минут, приехал к Бергам в восемь часов без четверти. «

Пьер любит хорошо и плотно поесть:
«. Он много и жадно ел и много пил, как и всегда. »
«. Он любил хорошо пообедать и выпить. «

Пьер не доверяет себе и слушает советы других людей:
«. В сомнении своем я не знал, к чьей помощи и совету прибегнуть. Ежели бы благодетель был здесь, он бы сказал мне. «

Пьер не способен заниматься хозяйством. Его управляющий обманывает его:
«. дело к которому он менее всего имел способности и склонности, – занятие делами. »
«. каждый год главноуправляющий писал то о пожарах, то о неурожаях, то о необходимости перестроек фабрик и заводов. » (управляющий обманывает Пьера, чтобы присваивать себе доходы)

Молодой Пьер не умеет распоряжаться деньгами. При всем своем богатстве он умудряется даже занимать деньги:
«. он сам не знал как, и почти каждый год он принужден был занимать. «

Пьер является щедрым человеком:
«. Кошелек его всегда был пуст, потому что открыт для всех. »
«. Бенефисы, дурные картины, статуи, благотворительные общества, цыгане, школы, подписные обеды, кутежи, масоны, церкви, книги – никто и ничто не получало отказа, и ежели бы не два его друга, занявшие у него много денег и взявшие его под свою опеку, он бы все роздал. »
«. с своей простотой, отдававший все, что у него просили (он получал офицерские три рубля в неделю). «

Пьер занимается благотворительностью, помогая бедным людям (в частности в Петербурге):
«..Он почти один на свои средства поддерживал дом бедных, устроенный орденом в Петербурге. «

Пьер хорошо обращается со своими слугами и редко ругается на них:

«. при вас обиды не видим за такими господами жить можно. »
«. Дурак! ск*тина! – закричал Пьер, что редко с ним случалось, ругая своего кучера. «

Изменения в характере Пьера Безухова после плена

Во время Отечественной войны 1812 года Пьер попадает в плен к французам. После плена он внешне остается самим собой, но в его душе происходят серьезные изменения (том 4 часть 4 глава XIII):
«. Пьер почти не изменился в своих внешних приемах. На вид он был точно таким же, каким он был прежде. Так же, как и прежде, он был рассеян и казался занятым не тем, что было перед глазами, а чем‑то своим, особенным. »
«. Он сделался какой‑то чистый, гладкий, свежий; точно из бани, ты понимаешь? – морально из бани. Правда. » (Наташа Ростова о Пьере)

После плена Пьер обретает счастье внутри себя:
«. Прежде он казался хотя и добрым человеком, но несчастным; и потому невольно люди отдалялись от него. Теперь улыбка радости жизни постоянно играла около его рта, и в глазах его светилось участие к людям – вопрос: довольны ли они так же, как и он? И людям приятно было в его присутствии. «

Побывав в плену, Пьер теперь меньше говорит сам и больше слушает других:
«..Прежде он много говорил, горячился, когда говорил, и мало слушал; теперь он редко увлекался разговором и умел слушать так, что люди охотно высказывали ему свои самые задушевные тайны. «

После плена Пьера учится принимать людей такими, какие они есть:
«. в Пьере была новая черта, заслуживавшая ему расположение всех людей: это признание возможности каждого человека думать, чувствовать и смотреть на вещи по‑своему; признание невозможности словами разубедить человека. Эта законная особенность каждого человека, которая прежде волновала и раздражала Пьера, теперь составляла основу участия и интереса, которые он принимал в людях. «

Побывав в плену, Пьер начинает более разумно тратить деньги:
«. Он был так же, как прежде, равнодушен к денежным делам; но теперь он несомненно знал, что должно сделать и чего не должно. «

Источник

Образ и характеристика Пьера Безухова в романе «Война и мир»

пьер безухов какой он человекПьер Безухов – один из центральных героев романа Льва Толстого «Война и мир». В представленной здесь краткой характеристике Пьера сложно выразить все движения души главного героя, все этапы развития и личностного его формирования. Чтобы понять, чем жили молодые люди в XIX веке, как повлияла война на некоторых из них, нужно прочитать роман «Война и мир». Создавая собирательный образ Пьера Безухова, Лев Николаевич ознакомился с несколькими биографиями декабристов, изучал по возможности их дневники, чтобы понять, что привело их на Сенатскую площадь через 12 лет после Отечественной войны.

Внешность и манеры Пьера Безухова

С Пьером Безуховым читатель знакомится на первых страницах романа в салоне известной светской львицы Анны Павловны. Это «массивный, толстый молодой человек с стриженою головой, в очках, светлых панталонах по тогдашней моде, с высоким жабо и в коричневом фраке». Вначале он производит не очень приятное впечатление своей массивностью и неуклюжей неловкостью. И хотя прибыл из-за границы, он не отличается светскими манерами.

Слабое зрение, вынуждавшее его носить очки, еще более усиливали его неловкость. Так, покидая салон Анны Павловны, он по рассеянности, вместо своей шляпы схватил генеральскую треуголку. И теребил в руках султан шляпы, пока генерал не попросил возвратить ему шляпу.

Образ жизни Пьера Безухова до войны, во время ее и после войны

Десять лет Пьер Безухов провел за границей. И теперь, когда ему исполнилось 20 лет, отец вызвал его и отправил в Петербург, давая время осмотреться и выбрать службу. В Петербурге Пьер жил у князя Василия Курагина, и вот уже три месяца не мог выбрать, где ему служить. Светскому обществу Пьер Безухов был интересен как единственный наследник богатого графа Безухова и выгодный жених. После смерти графа Кирилла Владимировича он получит в наследство 40 тыс. душ крепостных и миллионы.

Образ жизни Пьера Безухова в начале его жизненного пути можно назвать беспутным и бесшабашным. Он участвовал в кутежах вместе с сыном князя Василия. Однажды Пьер пообещал князю Андрею не ездить к Курагину и не кутить, но обещания своего не сдержал. И все это закончилось тем, что он был выслан из Петербурга в Москву за буйство.

После смерти отца, Графа Безухова Пьер наследует его состояние и графский титул. Князь Василий не упускает случая подобраться поближе к миллионам Пьера и принимает деятельное участие в его судьбе. Тут же находятся непонятно откуда взявшиеся долги, которые князь Василий взимает с рязанских имений. По возвращении Пьера в Петербург князь устраивает Пьера в дипломатический корпус и сводит Пьера со своей дочерью Элен.

Став богачом, Пьер ощутил на себе необычайную любовь и поклонение со стороны всех тех, кто еще недавно пренебрегал им и смеялся над его неловкостью.

пьер безухов какой он человек

Получив наследство, он не умеет удержать его, не отличается практичностью и цепкостью. Сначала его обворовывает управляющий, потом еще и жена, дочь князя Василия Курагина – Элен. Он несчастлив в браке. Элен вела распутный образ жизни, а Пьер, не имея возможности с ней развестись, оставил ее, вызвав сначала на дуэль любовника жены Долохова и ранив его.

Разуверившись в Боге, Безухов стремился найти смысл жизни в масонстве. Война и пребывание в плену мало изменили его внешне, но Пьер изменился духовно.

Только после смерти Элен и плена он женился второй раз на Наташе Ростовой. Герой обрел смысл своего существования в детях, в любви к жене и почувствовал себя счастливым человеком.

Характер Пьера и становление его, как личности

Пьер Безухов был простодушен, как дитя. Будучи искренним сам, он не предполагал в людях коварства и предательства. Князь Андрей Болконский ценил Пьера за его искренность и доброту.

Проведя 10 лет за границей, он получил хорошее образование. Знает французский и немецкий языки, много читает. У него сложилось собственное мнение о внешней и политике. И если он не мог определиться с выбором места службы, то только потому, что с высоты своего образования он видел фальшь и ненужность службы в тех департаментах, которые ему предлагали.

пьер безухов какой он человекК военной службе Пьер Безухов был непригоден физически из-за плохого зрения и своей неловкости. До случая с Долоховым он не держал в руках пистолета. Тем не менее, он ранил Долохова.

После пребывания в плену Пьер несколько изменился. Он научился ценить и любить жизнь.

пьер безухов какой он человек

После женитьбы на Наташе Ростовой Безухов пересмотрел свое отношение к деньгам, стал их более разумно тратить. Ведь теперь он был не один. Он нес ответственность за жену и детей.

Источник

Образ Пьера Безухова: описание внешности, характера, поступков

Содержание:

Пьер Безухов, портрет которого детально описывает автор на протяжении всего произведения, является одним из главных действующих лиц. Толстой много внимания уделяет внешности, повадкам, поведению героя. На протяжении жизни граф сталкивается с несколькими ситуациями, заставляющими его полностью изменить свое отношение к жизни. Молодой, неопытный парень к концу романа превращается в счастливого семьянина. Для этого ему пришлось пройти долгий путь: неудачный брак, дуэль, войну и плен.

Писатель с любовью составляет образ Пьера Безухова. Ощущается, что в нем он находит свою родственную душу. Герой также является идейным, добрым, честным и искренним человеком. Некоторые опрометчивые поступки заставляют его менять приоритеты, ценности и моральные ориентиры.

Внешность Пьера Безухова – как выглядит герой романа «Война и мир»

В обществе многие подшучивают над внешним видом Пьера. С годами персонаж становится полнее. В период брака с Курагиной образ героя меняется под влиянием супруги. Она требует от мужа носить модные вещи, отпустить волосы и снять очки. На лице отражается постоянная тоска, уныние.

На войне Пьер Безухов внешность снова поменял, но уже несознательно. Сказались пережитые трагедии и страдания. Герой худеет, на лице появляются борода, усы. Волосы остаются длинными, однако они спутанные, в голове завелись вши.

После всех испытаний герой находит свой идеал – тихий семейный уют с Ростовой. Он обретает истинное счастье, удовлетворение, спокойствие души. Короткая стрижка, сюртук и счастливый взгляд делают мужчину поистине привлекательным в конце романа.

Образ Пьера Безухова – кратко

Пьер Безухов после плена – изменение мировоззрения

Пройдя множество испытаний, Пьер обретает внутреннюю гармонию, душевное равновесие и личное счастье.

Источник

Пьер Безухов

Пьер Безухов – один из центральных персонажей романа-эпопеи Л. Н. Толстого «Война и мир». Герой, отличающийся добротой и состраданием, а также непохожестью на представителей светского общества, прошел сложный жизненный путь.

Положение в обществе

Пьер Безухов не был похож на типичного представителя светского общества. Связано это с тем, что по происхождению герой был незаконнорожденным сыном известного вельможи. После смерти отца Пьер получает бесчисленные богатства, которые и привлекали общество. Герой становится желанным гостем в каждом доме.

Вернувшись в Россию в возрасте 20 лет, Пьер долгое время не может найти свое место, он ищет себя на собственном жизненном пути. Герой долгое время пробыл за границей, поэтому чувствует себя не похожим на других людей. Те занятия, которые были свойственны светскому обществу, не интересовали Пьера, они только вызывали скуку. Поэтому герой пытается найти такое занятие, которое было бы ему по душе. Герой будто самостоятельно хочет найти ответ на вопрос: «Кто такой Пьер Безухов?». Персонаж вступает в ряды масонов, наблюдает на событиями войны, оказывается в плену. Жизненный путь Пьера Безухова сложен и противоречив, однако в финале произведения он находит свое счастье в семейной жизни.

Внешняя характеристика

Пьер Безухов описывается автором романа как некрасивый человек. Присутствует следующая внешняя характеристика: толстый, массивный. Пьер очень неуклюж и неловок. Внешность героя совершенно не соответствует меркам светского общества.

Внутренние качества

Однако у героя очень доброе сердце. Л. Н. Толстой подчеркивает его нравственные качества, утверждая мысль о том, что внешность не способна быть средством оценивания человека как личности. Автор говорит, что у героя «высокая, небесная душа».

У Пьера Безухова очень тонкая душевная организация. Он умеет сопереживать и сочувствовать, герой обладает способностью к самопожертвованию и милосердию. Доброта – это самое главное качество Пьера. По натуре он очень мягок, никогда не способен причинить вред другому человеку.

Пьер – хороший друг. Его отношения с Андреем Болконским можно назвать истинной и искренней дружбой.

Источник

Пьер Безухов

пьер безухов какой он человек

Пьер Безухов. Актер С. Бондарчук. Х/ф «Война и Мир». 1967

Пьер Безухов – один из главных и наиболее психологически сложных персонажей романа «Война и Мир». Представление о характере героя читатель получает через его мысли, дела и поступки. На его фоне более полно раскрываются образы остальных героев, а также эпохи, описанной в произведении. Безухов – собирательный образ, вобравший в себя черты многих исторических личностей того времени.

Описание героя

Знакомство с Пьером Безуховым

Первые события романа начинаются в 1805 году. В этом же году, в салоне московской аристократки Анны Павловны Шерер происходит первое знакомство читателя с Пьером Безуховым. Это был обыкновенный, не публичный молодой человек, недавно вернувшийся в Россию после учебы за границей. Все знали его, как незаконнорожденного сына графа Безухова.

Столичный образ жизни Пьера резко отличался от московского. Гусары, пьяные кутежи, подозрительные компании – все это закончилось тем, что Пьера выслали из Петербурга. Теперь ему предстояло войти в высшее московское общество, которое его совсем не привлекало. Он видел весь его эгоизм, лицемерие, ханжество и пришел к выводу что «Жизнь – это что-то более глубокое, значительное, но неведомое».

Внешность Пьера

Так описывает Толстой первое появление Пьера: «вошел массивный, толстый молодой человек с стриженою головой, в очках, светлых панталонах по тогдашней моде, с высоким жабо и в коричневом фраке», «выше обыкновенного роста, широкий, с огромными красными руками … Пьер был несколько больше других мужчин в комнате».

Образ неуклюжего Пьера у некоторой части публики вызывал легкую ироничную усмешку. Но улыбка молодого человека совершенно преображала его лицо. Оно становилось немного детским, добродушным и начинало светиться какой-то внутренней красотой.

Московская жизнь

Пьер быстро освоился в Москве и вернулся к тому же образу жизни, какой вел в Петербурге. Слабохарактерный от природы, он легко попал под влияние определенных групп московской молодежи, ведущей праздный и разгульный образ жизни. Алкоголь, гусары, женщины, неприглядные поступки – все это теперь занимало большую часть жизни молодого человека.

Перед смертью старый граф Безухов переписал все свое состояние на любимого сына, каким всегда считал Пьера, и в одночасье молодой наследник превратился в неслыханного богача. Отношение к нему света резко изменилось, теперь он для всех не внебрачный сын графа, а самый завидный жених. Интриги, умело сплетенные князем Василием Курагиным, привели к тому, что Пьер женился на его легкомысленной, но очень красивой дочери Элен. Вскоре Пьер понял, что допустил страшную ошибку, связав свою жизнь с этой распутной женщиной. Она оказалась настолько развратной, что Пьеру пришлось отстаивать свою честь на дуэли с ее любовником Долоховым. К счастью, все остались живы, но Пьер не смог простить Элен это унижение.

Пьер и Андрей Болконский

Знакомство будущих друзей состоялось в салоне Анны Павловны Шерер, где собирались сливки петербургского общества. Несмотря на то, что Андрей был завсегдатаем этих приемов, ему была чужда та атмосфера бездуховности, которая там процветала. Для Пьера, оказавшегося впервые в подобной компании, все было странно и необычно. Он с интересом наблюдал за публикой и, даже, пытался поддерживать разговор, но сказывались его неопытность и отсутствие манер. Так, например, нарушив правила этикета, Пьер начал горячо обсуждать Наполеона. Оказалось, что Андрей полностью разделял его мнение об этой великой личности. Но уже потом, пройдя через множество испытаний, друзья одновременно изменили свои представления об этом тщеславном разжигателе одной из самых бесчеловечных войн в истории.

Основой дружбы Пьера и Андрея Болконского было родство их душ. У них совпадали взгляды на жизнь, приоритеты и идеалы, и это делало их близкими людьми. Для Пьера являлось ориентиром мировоззрение Андрея. Болконский же, считал своим долгом на правах старшего указывать Пьеру верное направление, учить его тому, что знал сам. Ему всегда были чужды праздность и безделье, и Пьер поддерживал его взгляды. Целью обоих стало служение обществу, стремление совершать что-то важное и полезное.

Поиски истины

Безухов все чаще начинал задумываться о том, правильно ли он проживает свою жизнь. После событий с Элен и ее любовником он совершенно запутался. Все, что он до этого любил, теперь казалось ему отвратительным и утратившим смысл. К нему начало приходить понимание того, что все эти светские нормы поведения, надуманные правила и условия ужасающе ничтожны перед чем-то настоящим и великим, которое пока еще скрыто от него. Пьер был еще очень слаб и не обладал той духовной силой, которая бы помогла ему приоткрыть завесу к этому таинственному и великому смыслу. Эти мысли истощали Пьера и превращали его жизнь в одно сплошное мучение.

Масонство

При разводе с Элен, Пьер оставил ей приличную часть своего наследства, предоставив право управлять частью имений, сам же решил вернуться в Петербург. На одной из станций ему повстречался человек, от которого Безухов узнал о братстве масонов. По его словам, только этим людям были подвластны все тайны бытия и направление, в котором нужно искать истинный смысл. Измученный своей неопределенностью, Пьер был благодарен судьбе, подарившей ему эту встречу.

В столице он тут же вступил в ряды масонов, пройдя перед этим необходимый обряд посвящения. Поначалу все казалось ему загадочным и увлекательным. Он исправно посещал все собрания и безоговорочно верил всему, что на них говорили. Но постепенно вся эта символика, непонятные взгляды на мир начали казаться ему слишком мрачными и не всегда правильными. Он стал понимать, что не найдет здесь того ключа, который бы открыл ему дверь к истине и тому смыслу, который он мучительно искал все это время.

Попытка преобразований

Постепенно к Пьеру начало приходить осознание того, что отдельно взятый человек не может быть счастлив, когда вокруг столько несправедливости по отношению к обездоленным и бесправным людям. С этой мыслью он затеял преобразования в своих поместьях. Его благая цель по улучшению жизни крепостных почти повсеместно натыкалась на непонимание. Крестьянам был чужд и непривычен тот уклад, который планировал организовать Пьер. Его вновь охватили отчаяние и разочарование. Позже оказалось, что управляющий, воспользовавшись доверчивостью Пьера, растратил огромные суммы, которые были выделены им на проведение реформ.

Цель Пьера – Наполеон

События, происходившие в то время во Франции, и приход к власти Наполеона тревожили всю российскую элиту. Наполеон для части молодежи стал своего рода идолом, которому они были готовы если не служить, то поклоняться. Пьер также восхищался этой личностью, и ему был непонятен настрой тех людей, которые рвались оказать сопротивление этому великому полководцу. В мыслях Безухов был готов присягнуть Бонопарту, но события 1812 года полностью изменили его сознание.

Бородинское сражение

Трагические события войны 1812 года не обошли стороной и Пьера. Он решил окончательно покончить со своей пустой, никчемной жизнью и полностью посвятить ее службе отечеству. Война открыла Пьеру глаза на многие вещи, которые были до сих пор неведомы ему. Нахождение среди простых солдат, сближение с ними позволило переоценить собственную жизнь. Особенно великой оказалась в этом смысле роль Бородинского сражения. Шагая в одной шеренге с солдатами, Пьеру открылся их подлинный, не наигранный патриотизм, их готовность, не раздумывая отдать свои жизни за отчизну.

Пьера спасла судьбоносная встреча с простым русским мужиком Платоном Каратаевым. Долгие беседы с ним в арестантском бараке, его философия всеобщей любви вновь пробудили в Безухове ощущение счастья и страстное желание жить. Для Пьера эта встреча послужила близкому приобщению к той народной мудрости, которую он так стремился постичь. Безухов познал «не умом, а всем существом своим, что человек сотворен для счастья, что счастье в нем самом, в удовлетворении естественных человеческих потребностей».

Судьба жестоко обошлась с Платоном, одарившим Пьера бесценным опытом понимания жизни. Он заболел, лишился возможности передвигаться, и был расстрелян французскими солдатами. Через некоторое время Пьера освободили из плена русские партизаны.

После плена

Вернувшись из плена, Пьер узнает, что в его отсутствие произошло несколько печальных событий: умерла его бывшая жена Элен, смертельно ранен его друг, князь Андрей. Все это, вместе со смертью Платона Каратаева, вновь будоражит душу Безухова. Он начинает винить себя во всем произошедшем, считая себя причиной всех несчастий.

Внезапно перед глазами Пьера, как это всегда было в трудные моменты жизни, возникает образ Наташи Ростовой. Он понимает, что должен немедленно встретиться с этой женщиной. Встреча происходит в доме княжны Марьи Болконской. Герои долго беседуют, вспоминают Андрея, говорят о Боге. Эта встреча имеет для Пьера огромное значение. Благодаря ей, он вновь обретает уверенность и спокойствие.

Пьер и Наташа Ростова

Впервые Пьер встретился с Наташей, когда та была еще тринадцатилетней девочкой. Он был поражен ее естественностью, «ему под взглядом этой смешной, оживлённой девочки хотелось смеяться самому, не зная чему». При каждой новой встрече Пьер все больше осознавал, что полюбил эту открытую, умную, высокодуховную девушку. Позже, узнав об истории Наташи и Анатоля, он всеми силами содействовал восстановлению ее репутации.

Теперь же перед ним стояла совсем другая Наташа – это была грустная, похудевшая женщина с огромными печальными глазами, которые излучали свет мудрости и покоя. В эту минуту Пьер понял «что исчезла вся его прежняя свобода. Он чувствовал, что над каждым его словом, действием теперь есть судья, суд, который дороже ему суда всех людей в мире». У каждого из них за плечами был свой собственный опыт, разочарования, любовь и страдания. Но объединяло их богатство их душ, которым они стремились поделиться друг с другом. В 1813 году Пьер и Наташа стали мужем и женой.

Роль героя в произведении

Л.Н. Толстой определил Пьеру Безухову место одного из главных героев романа. Создавая для него определенные ситуации, он старался, чтобы в них наиболее ярко проявились его духовные качества. Через ощущения этого героя, его взгляды и поступки Толстой смог передать свое представление о великих исторических событиях того времени.

Размышления Пьера о смысле жизни – это внутренняя душевная борьба самого Толстого, которую он испытывал до конца своей жизни. По мнению писателя, человек должен все время находиться в поиске, находить, ошибаться и начинать искать снова, потому что «спокойствие – это душевная подлость». Пьер Безухов у Толстого – один из лучших представителей высшего общества, пришедший после долгих и мучительных поисков к понимаю, что смысл жизни заключается в неразрывной связи со своим народом, в абсолютной любви к этому народу.

Развитие героя по мере сюжета

Для Толстого было очень важно, чтобы читатели стали свидетелями не только итогов жизни героя, но и того пути, который ему пришлось пройти от первой и до последней страницы романа. Поэтому для лучшего понимания образа Пьера немаловажен тот путь, который он преодолел в поисках своей собственной истины. На протяжении всего повествования героя мучил философский вопрос о смысле жизни. Надежда получить на него ответ привела Пьера в масонскую ложу, которую он покинул в полном разочаровании.

Постоянно пребывая в нравственном поиске, герой часто ошибался и делал неправильные выводы, но всегда находил в себе силы для признания ошибок. Благодаря этому, он приобретал бесценный жизненный опыт, который с каждым разом делал его сильнее и мудрее.

Духовное перерождение Пьера произошло во время военных действий и, особенно, после знакомства с Платоном Каратаевым. У этого простого русского мужика он научился быть счастливым без привязки к материальному. Он, наконец, нашел ответы на все вопросы и стал ценить каждое мгновение жизни.

После войны читатели видят совершенно другого Пьера. Теперь его главные ценности – это любовь Наташи, семья, близкие люди. Он научился понимать и ценить жизнь, обрел внутреннюю гармонию, душевное успокоение. Все это досталось ему не сразу, а в результате длинного и трудного периода внутренней борьбы. Но, как показывает эпилог, жизнь продолжается, и герой вновь готов к тому, чтобы двигаться вперед. В 1820 году Пьер принимает решение вступить в тайное общество декабристов.

Отношение автора к герою

Образ Пьера Безухова был во многом близок самому Л.Н. Толстому, прежде всего тем, что его герой – философ. Поэтому Пьера можно причислить к одним из самых любимых персонажей писателя. Безухов является для Толстого своим собственным идеалом, потому что заблуждается и совершает ошибки, которые свойственны обычному человеку. В отличие от Андрея Болконского, который всю свою жизнь стремился выглядеть идеальным, Пьер и Наташа уже являются такими, потому что проживают обычную человеческую жизнь, совершают ошибки, исправляют их, идут вперед и в итоге приходят к своему счастью.

Прототипы

У Пьера Безухова нет конкретного реального прототипа. Этот герой в некоторой степени наделен чертами самого автора и исторических личностей времен жизни Толстого и периода войны 1812 года. Некоторые исследователи отмечают в образе Пьера сходство с поэтом и государственным деятелем Петром Вяземским, у которого с Безуховым были некоторые совпадения: он также носил очки, унаследовал большое наследство и участвовал в Бородинском сражении. В работе над романом Л.Н. Толстой использовал его записи.

Экранизации героя

За все время своего существования знаменитый роман Л.Н. Толстого пережил пять экранизаций. Первый фильм производства США вышел на экраны в 1959 году. Роль Пьера Безухова исполнил голливудский актер Генри Фонда. Во второй раз зрители познакомились с экранной версией романа в 1967 году. Этот четырехсерийный фильм стал классикой советского кинематографа и получил Главный приз Московского международного кинофестиваля, а также удостоился «Оскара».

Роль Пьера Безухова в нем исполнил сам режиссер Сергей Федорович Бондарчук. Сначала он не собирался играть, но так и не нашел подходящего актера. На эту роль пробовались Андрей Кончаловский и тяжелоатлет Юрий Власов «с мощной фигурой штангиста и лицом интеллигентного «очкарика». Но сейчас уже трудно представить себе другого Безухова, кроме образа, созданного знаменитым режиссером. Для этой роли Бондарчуку пришлось поправиться на десять килограммов, но возраст Сергею Федоровичу было изменить не под силу, поэтому 20-летнего Пьера играл 40-летний актер.

Это было стопроцентное попадание в образ – у Бондарчука получился тот самый герой, который существует на страницах романа. Ему удалось понять этого робкого, неловкого героя, который везде чувствовал себя чужим, которым часто манипулировали, и который также искал смысл жизни.

В 1972 году вышла очередная версия фильма производства Великобритании, в 2007 году – «Война и мир» совместного производства России, Франции, Германии, Италии и Польши. И, спустя сорок лет, ВВС вновь выпустила на экраны киноверсию романа Льва Толстого. Сериал получился необыкновенно атмосферным, хотя с некоторым «англиканским» налетом.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *