ltarv что это финансовый показатель
Как считать EBITDA
И зачем это делать
Когда инвесторы хотят оценить привлекательность компании, они сравнивают различные финансовые коэффициенты. Эти коэффициенты рассказывают о состоянии компании и ее проблемах. EBITDA — один из показателей эффективности компании.
Что такое EBITDA
EBITDA — Earnings Before Interest, Taxes, Depreciation and Amortization — это прибыль компании до вычета процента по кредитам, налога на прибыль и амортизации по основным нематериальным активам. EBITDA показывает реальную прибыль компании без поправок на факторы, которые не касаются операционной деятельности.
Этот финансовый коэффициент стали часто использовать с 1980-х годов для анализа закредитованности компаний. Единого метода расчета EBITDA на сегодняшний день нет, поэтому в разных источниках можно найти разные данные.
EBITDA интересна инвесторам и аналитикам, потому что можно сравнивать компании из разных стран с разной налоговой нагрузкой. Аналитики смотрят на этот показатель для анализа кредитоспособности предприятия. Собственники или крупные инвесторы могут учитывать его, когда запускают новые продукты или обдумывают слияние и поглощение.
Чем отличаются EBIT и EBITDA. EBIT — это прибыль до вычета налога на прибыль и начисленных процентов по кредитам. То есть этот показатель не учитывает амортизацию по основным средствам и нематериальным активам:
EBIT = Чистая прибыль + Налог на прибыль + Начисленные проценты по кредитам
Еще можно рассчитывать по формуле:
EBIT = Выручка − Операционные расходы
По смыслу EBIT ближе к свободному денежному потоку.
Чем отличается EBITDA от операционной прибыли. Операционная прибыль связана с коммерческой деятельностью компании и показывает ее успех.
Операционная прибыль = Выручка − Себестоимость − Коммерческие, административные и общие издержки − Иные операционные издержки
Расчет операционной прибыли начинается с выручки, а расчет EBITDA начинается с чистой прибыли. На чистую прибыль влияют неоперационные прибыли и убытки, а также единоразовые расходы и доходы. Таким образом, операционная прибыль учитывает только коммерческие расходы, а EBITDA учитывает и неоперационные расходы.
Скорректированная EBITDA — это модифицированный показатель. Разные компании могут вычитать из EBITDA разные статьи.
За счет корректировок компания может приукрасить результаты, а скорректированная EBITDA может быть на 30—40% выше.
Например, Lenta LTD вычитает убытки от разовых неоперационных расходов или изменения учетных оценок:
Плюсы и минусы EBITDA
Аналитики используют EBITDA, потому что показатель очищен от влияния разных систем налогообложения и учета. Он позволяет быстро сравнить деятельность компаний по крайней мере из одной отрасли.
Минус EBITDA в том, что показатель игнорирует многие важные параметры бизнеса. Например, чем выше оборачиваемость запасов, тем лучше, но EBITDA не учитывает этот показатель. Еще не учитываются инвестиции в производство, хотя они сильно влияют на будущие результаты компании. Наконец, в разных странах ставка налога может отличаться в несколько раз, а при прочих равных чем меньше налоговая нагрузка, тем лучше для бизнеса.
Таким образом, EBITDA не должна быть единственным показателем для оценки бизнеса и принятия управленческих или инвестиционных решений. Некоторые специалисты по финансам вообще не рекомендуют использовать EBITDA.
Как рассчитать EBITDA и где найти готовые данные
Крупные компании в своих финансовых отчетах и на сайтах публикуют EBITDA. Как правило, они поясняют, как считают этот показатель, поэтому инвесторам не надо тратить время на расчеты.
Формула расчета EBITDA. Самостоятельно считать EBITDA необязательно. Показатель можно найти в финансовых отчетах крупных компаний и на справочных сайтах, например на « Кономи-ру ».
Те, кто любит математику и бухгалтерский учет, могут подсчитать EBITDA двумя основными способами. Первая формула начинается с чистой прибыли. Эту формулу еще называют расчетом «снизу вверх»:
EBITDA = Чистая прибыль + Начисленный налог на прибыль + Начисленные проценты по кредитам + Амортизация основных средств и нематериальных активов
Исходные данные можно найти в консолидированной отчетности. Но в этой формуле может быть много неоперационных расходов и доходов, а также единоразовые прибыли и убытки. Точные данные без корректировки по этой формуле получить нельзя.
Вторая формула начинается с выручки:
EBITDA = Выручка − Себестоимость товаров или услуг − Коммерческие, административные и общие расходы + Амортизация основных средств и нематериальных активов
Эти данные учитывают только операционные результаты, но сама формула сложнее.
«Газпром» рассчитывает EBITDA иначе и подробно формулу в финансовом отчете не раскрывает:
Расчет EBITDA по РСБУ. В РСБУ показателя EBITDA нет, но есть показатель EBIT. Для расчета по РСБУ инвестору нужно подставить в формулу значения соответствующих строк из баланса и приложений к нему. Как правило, амортизацию основных средств и нематериальных активов включают в себестоимость. Посчитать EBITDA по РСБУ в чистом виде сложно.
Пример расчета EBITDA по данным ПАО «Калужская сбытовая компания». Данные для расчета я взяла из финансовой отчетности по РСБУ и по МСФО за 2018 год. Свои расчеты сверила с « Кономи-ру ».
Инвестиционные показатели на основе EBITDA
Рентабельность по EBITDA показывает доходность основной деятельности компании — прибыль без учета затрат на выплату процентов по кредитам, уплату налога на прибыль и амортизацию. Это уровень прибыли до всех отчислений, или создаваемая компанией стоимость.
Например, EV/EBITDA ПАО «Калужская сбытовая компания» за 2018 год — 11,02. Это значит, что компании понадобится 11 прибылей до уплаты налогов, процентов и амортизации, чтобы окупить свою стоимость.
Коэффициент Debt/EBITDA показывает уровень закредитованности компании, то есть может ли компания обслуживать и возвращать долги. ЦБ считает, что закредитованными являются организации, у которых показатель больше 4.
Некоторые российские компании рассчитывают свои дивиденды в зависимости от этого показателя. Например, ПАО «Полюс» в положении о дивидендной политике обещает выплачивать дивиденды в размере 30% от EBITDA каждые полгода, если отношение чистого долга к скорректированной EBITDA составляет менее 2,5.
Ltarv что это финансовый показатель
Gross Sales (GS), Gross Operating Revenues (GOR)
Объём продаж, чистый доход от продаж
Sales Revenue, Net Sales, Net Operating Revenues
= Валовой объём продаж — Стоимость возвращённых продукции или товаров, и предоставленных скидок
Замечание. В соответствии со стандартом МСФО (IAS) 18 «Выручка», объём продаж (выручка) это валовое поступление экономических выгод за определённый период в ходе обычной деятельности предприятия, приводящее к увеличению капитала, не связанного с взносами участников капитала. Поэтому объём продаж в финансовой отчётности по МФСО или GAAP США всегда приводится без полученных сумм НДС, налога на продажи и налогов на товары, поскольку эти суммы не являются получаемыми предприятием экономическими выгодами и не ведут к увеличению его капитала. Также в объём продаж не входят суммы, которые организация, действующая в качестве агента, собирает от имени принципала. Однако сумма комиссионных вознаграждений, получаемых от принципала, или удерживаемая из собранных от имени принципала сумм, входит в объём продаж.
OPEX, Operating Expense
WC, Working Capital, Net working capital
= Краткосрочные активы — Краткосрочные обязательства
EC, Equity Capital, Shareholders’ Equity Shareholders’ Capital
= Итог по разделу баланса «Капитал и резервы» = Сумма пассивов — Заёмный капитал = Уставный капитал (оплаченный акционерный капитал) + Нераспределённая прибыль + Добавочный капитал + Резервный капитал.
IC, Invested capital
Капитал, инвестированный в основную деятельность компании = Собственный капитал + Долгосрочные обязательства
CE, Capital Employed
= Работающий капитал + Долгосрочные активы
GP, Gross Profit, Gross Profitor Loss,
= Чистый доход от продаж — Себестоимость реализованной продукции или реализованных услуг = Суммарный доход от продаж — Стоимость возвращённых товаров и предоставленных скидок — Себестоимость реализованной продукции или реализованных услуг
EBIT, Earnings before interest and taxes
= Валовая прибыль — Операционные затраты (Gross Profit – Operating Expenses; GP–OPEX)
Прибыль до уплаты налогов
EBT, Earnings before taxes
= Операционная прибыль — Проценты к уплате (= EBIT — Interest)
NI, Net Income, EAT, Earnings after taxes
= Прибыль до уплаты налогов — Налог на прибыль (= EBT – Tax expense)
Прибыль до уплаты налогов, процентов, и начисленной амортизации
EBITDA(Earnings before interest, taxes, depreciation and amortization)
= EBIT + Амортизационные отчисления по материальным и нематериальным активам – Переоценка активов
Коэффициент текущей ликвидности
= (Оборотные активы — Долгосрочная дебиторская задолженность — Задолженность учредителей по взносам в уставный капитал) / Краткосрочные обязательства.
Коэффициент быстрой (срочной) ликвидности
= (Текущие активы — Запасы) / Текущие обязательства = (Краткосрочная дебиторская задолженность + Краткосрочные финансовые вложения + Денежные средства)/(Краткосрочные пассивы — Доходы будущих периодов — Резервы предстоящих расходов)
Коэффициент абсолютной ликвидности
= (Денежные средства + Краткосрочные финансовые вложения) / Текущие обязательства = (Денежные средства + Краткосрочные финансовые вложения) / (Краткосрочные пассивы — Доходы будущих периодов — Резервы предстоящих расходов)
Проектное и структурированнное финансирование
1. Обзор
Для финансирования инвестиционных проектов, Real Estate- и M&A-транзакций применяется проектное и структурированное финансирование (Leveraged Finance), в котором основную роль играют кредитные институты. В таких случаях кредитное финансирование предоставляется на базе кэшфло-модели (Finance on a cashflow basis). Это означает, что возврат финансирования следует из кэшфло (Cashflow) проектного предприятия (и, следовательно, из кэшфло проекта) и зависит от экономичночти проекта.
Кредитный институт посредством Financial Covenants «предписывает» кредитополучателю — проектному предприятию (или специально для проведения сделки учрежденному предприятию), — как должно управлять предприятием, чтобы были исполнены согласованные в кредитном договоре финансовые условия.
Так как такие «предписания» устанавливаются в форме конкретных показателей, то они, разумеется, должны учитываться в кэшфло — или финансовых моделях проектов, претендующих на получение финансирования. Построение этих моделей без учета Financial Covenants может быстро привести к ошибкам от десятков тысяч до миллионов евро, что негативно отражается на решениях кредитных институтов. При этом следствием возникают дополнительные расходы у спонсоров и разработчиков проектов.
Инструмент Financial Covenants пришел из англо-американского пространства. Financial Covenants могут участвовать в качестве инструмента раннего распознавания и избежания рисков. Анализ изменений установленных показателей, как правило, предоставляет возможность получить точную картину об экономическом развитии кредитополучателя. После введения Basel II кредитные институты будут все чаще применять Financial Covenants, а выявленная классификация рисков проекта будет динамизировать условия кредита через Financial Covenants.
2. Виды Financial Covenants
При предоставлении кредитов предприятиям кредитные институты все чаще согласовывают Financial Covenants. Этот инструмент, называемый также «условия балансовых соотношений», становится составной частью кредитных договоров, и требует от предприятий исполнения определенных норм и показателей в течении действия кредитного договора.
в форме показателей анализа кэшфло-моделей и/или баланса.
Для проектного и структурного финансирования [1] одно из типичных требований, которое может устанавливаться Financial Covenants, — это минимальное участие собственного капитала в проекте, как индикатора возможностей предприятия «принять» убытки без того, чтобы нарушить установленную границу задолженности. Это участие обычно устанавливается отношением собственного капитала к сумме начальных инвестиций в проект (Equity/Initial Investment — Minimum). Здесь в состав «собственного капитала» входит также сумма Мезанин-капитала, имеющего характер собственного капитала (Equity Mezzanine).
Другим излюбленным условием является установление минимальной квоты чисто собственного капитала (без Equity Mezzanine), которую спонсоры-акционеры обязаны внести в проект (Equity Shareholders/Initial Investment — Minimum).
Оба вышеуказанных требования являются, по сути, критериями структуры капитала проекта и образуют, так называемые Eguity Financial Covenants.
Для кредитных институтов и инвесторов интересны также другие показатели эффективности проекта (Internal Rate of Return, IRR; Return on Equity, ROE; Net Present Value, NPV и пр.). Но эти показатели используются ими для сравнения и отбора наиболее привлекательных проектов и обычно не входят в Financial Covenants.
Вышеуказанные коэффициенты образуют, так называемые Debt Financial Covenants.
Также в части управления ликвидностью используются такие показатели, как требование к наличию минимального резерва ликвидности проектного или перенимаемого предприятия (Reserve liquidity Special Purpose Vehicle, RLSPV) в размере минимального резерва денежных средств для оплаты непредвиденных расходов и требований, или требования по достижению определенных согласованных целей из управления активами (Asset-Management, здесь не рассматриваются).
Если в качестве минимальных требований будут установленны вышеуказанные показатели, само собой разумеется, что кредитополучатель обязан регулярно предоставлять кредитодателю определенную информацию. Как правило, устанавливаются месячные или квартальные интервалы предоставления информации. Дополнительно к этому принято, что при наступлении очевидных изменений кредитополучатель обязан информировать о них кредитодателя в внеочередном порядке. Необходимость участия аудиторов и налоговых консультантов кредитополучателя в оценке ситуации должна быть также зафиксированна письменно.
Если рассматривать типичные условия Financial Covenants для проектного и структурированного финансирования, то можно выделить четыре наиболее часто согласуемых профиля показателей:
Рис.1 Типичная структура Financial Covenants
3. Ограничения и санкции при несоблюдении Financial Covenants
Financial Covenants должны содержать ясные регулирования на случай, если согласованные требования не будут исполненны кредитополучателем.
Так в части соблюдения требований к структуре капитала проекта кредитные институты накладывают ограничения по движению капитала акционеров в течение срока кредита.
При нарушении или несоблюдении установленного Financial Covenants в качестве первой ступени согласовывается право кредитодателя на дополнительное обеспечение или гарантирование исполнения обязательств по кредитному договору.
В таких случаях кредитные организации резервируют на соответсвующих счетах (DSRA, IDSRA) денежные средства в соответствии с установленными квотами резервирования. Такое резервирование происходит из средств Cashflow-акционеров (Cashflow to Equity), что, разумеется, уменьшает планируемые к выплате дивиденды.
Также несмотря на то, что проектное и структурированное финансирование осуществляется вне баланса спонсоров-акционеров проектного предприятия (Off balance sheet), им может быть предъявлено требование к внесению дополнительных гарантий (limited recourse).
На случай, если кредитополучатель не исполнит свои обязательства по первой сутупени в установленный срок, кредитующему институту предоставляется право бессрочного расторжения кредитного договора «по важному основанию». При кредитах, которые должны предоставляться кредитополучателю траншами в течении длительного периода, например для инвестиций, кредитному институту может быть предоставлено право отказа в выплате будущих траншей.
4. Кэшфло-моделирование с учетом Financial Covenants
Важнейшей базой для принятия решения об участии в финансировании проекта или транзакции для кредитных институтов и инвесторов является финансовая модель, представляемая в составе бизнес-планов. Во многих случаях показатели в финансовых моделях рассчитанны ошибочно, что означает не в соответствии с рамочными условиями и Financial Covenants кредитных договоров. Следствием этого являются существенные «дыры» в структуре финансирования (структуре капитала) проекта, неверно рассчитанные договорные платежи и неоптимальные дивиденды акционеров.
Чтобы избежать рисков ошибочных бизнес-планов (отказ в финансировании, дополнительные расходы в доработке и пр.), кэшфло-модель проекта должна максимально близко отражать специфику проекта с учетом рамочных условий и Financial Covenants кредитных договоров. Только так кредитные институты и инвесторы обретают «чувство здоровости» проекта и стабильности ожидаемого кэшфло. Чем лучше они могут оценить стабильность и «здоровость» будущего кэшфло, тем точнее они могут оценить кредитный и инвестиционный риски. Низкие кредитные риски, в свою очередь, выливаются в хороший банковский кредитный рейтинг проекта с соответсвенно благоприятными условиями кредитования.
5. Критические пункты Financial Covenants для кредитных институтов
Применение Financial Covenants должно быть точно продуманно, так как такие условия создают не только дополнительную безопасность, но также и риски для самих кредитных институтов.
Это же действительно для случая, когда кредитный институт обладает сведениями о причинении убытков другим кредиторам или должен неизбежно прийти к этому выводу. Дополнительное гарантирование, представленное за один месяц до объявления банкротства, в любом случае может быть оспоренно как Incongruently Cover. Следовательно, Financial Covenants должен оформляться так, чтобы уровень показателей «сигнализировал» уже задолго до возможного объявления банкротства кредитополучателем и условие по предоставлению дополнительных гарантий исполнялось бы в относительно короткий временной период.
6. Контролировать только некоторые показатели
При применении Financial Covenants считается доказаным на практике, что достаточно использовать лишь незначительное количество показателей. Сложные и комплесные системы показателей часто не приносят большей пользы, но как правило весьма затратны при постоянном контроллинге со стороны кредитных отделов банков.
Дополнительно к этому имеется опасность, что на основании выходящей за «пределы разумного» Financial Covenants, со стороны банка может осуществляться фактическое внедрение в область компетенции менеджмента проекта/предприятия или даже перениматься позиция «квази-акционера». В подобных случаях банкам может быть предъявленна претензия в действиях по «подавлению должника». При этом под «подавлением должника» понимается такое поведение кредитодателя, которое ведет к тому, что у кредитополучателя не остается никакого экономического пространства для принятия предпринимательских решений. «Следствие-бумеранг» такого поведения — это возникновение юридической ответственности кредитодателя на основании нарушения общепризнанных норм и объявления недействительными соответсвующих условий кредитных договоров и договоров обеспечения.
В подобных случаях принятии банком ответственности «квази-акционера» может быть применен аналог права, применяемого для, так называемой, «подмены собственного капитала». Это означает, что если кредитный институт посредством чрезмерного Financial Covenants фактически лишает полномочий главный менеджмент предприятия/проекта и сам оказывает значительное влияние на решения, при юридическом споре это рассматривается как перенятие ответственности, подобной «ответственности акционера», и позволяет сделать вывод, что кредитный институт позволяет с собой обходиться по правилу действовать по правилам «подмены собственного капитала».
В худшем случае это может привести не только к потери всех выданных кредитов, но также к запрету использования предоставленных гарантий/обеспечений. Таким образом будет достигнут эффект, который нежелателен при всех обстоятельствах. Отсюда логически вытекает, что нельзя рекомендовать к применению чрезмерно объемный пакет Financial Covenants.
1 Предпосылки для Incongruently Cover имеются налицо, если кредитор банкрота получает дополнительные гарантии/обеспечение или удовлетворение, на которые он после первоначального установления долговых отношений не претендовал вообще, не того вида и способа или не ко времени.
Коэффициент покрытия за срок кредита, LLCR
Назначение и принцип расчета LLCR
Формула расчета LLCR:
где:
NPV(CFADS) — чистая приведенная стоимость денежных потоков, доступных для обслуживания долга. Дисконтирование выполняется со ставкой дисконтирования, равной стоимости долга
Debt — сумма долга на момент расчета показателя
Если показатель LLCR имеет значение близкое к 1 — это означает, что практически все ожидаемые доходы от проекта предполагают использовать для погашения долга. Такая схема финансирования рискованна, так как даже незначительные колебания в доходах приведут к нарушению графика платежей по кредиту. Поэтому значение показателя LLCR обычно устанавливают на уровне 1,2 и выше — это оставляет проекту определенный запас прочности и гарантирует, что до определенного уровня отклонений от плана компания сможет выполнять свои обязательства по кредиту.
Сравнение DSCR и LLCR
Отличие LLCR от DSCR заключается в том, что LLCR охватывает в каждом периоде все платежи от текущего момента до окончания срока кредита, в то время как DSCR показывает только данные по текущему периоду. В результате у показателя LLCR есть свои преимущества и недостатки.
Преимущество LLCR — отражает весь прогноз по доходам и кредитным платежам. Это позволяет использовать его для оценки ликвидности и финансовой устойчивости компании. Показатель DSCR не «заглядывает» в будущие периоды, и даже если в перспективе у компании ожидается очень высокий уровень платежей по долгу, текущее значение DSCR может показывать отсутствие рисков.
Недостаток LLCR — демонстрируя общее покрытие долговых платежей доходами компании, он не указывает на ситуацию в каждом отдельном периоде. Общая сумма долга может быть не слишком большой для ожидаемых денежных потоков, и показатель LLCR будет достаточно высоким, но в отдельных периодах проекта запланированные суммы погашения будут превышать возможности компании. В связи с этим для планирования графика погашения применяют DSCR.
Пример расчета LLCR
LLCR обычно рассчитывается в модели проекта, подготовленной в Excel. Упрощенный пример такой модели можно загрузить здесь: llcr.xlsx
Вот как выглядит расчет:
Для каждого периода проекта вычисляют дисконтированные денежные потоки CFADS, при этом дисконтирование выполняют не к началу проекта, а к текущему периоду. Далее в каждом периоде вычисляют NPV этих денежных потоков, считая от текущего периода до конца срока кредита. Показатель LLCR будет равен этому значению NPV, деленному на остаток долга на начало периода.
Такие статьи мы публикуем регулярно. Чтобы получать информацию о новых материалах, а также быть в курсе учебных программ, вы можете подписаться на новостную рассылку.
Если вам необходимо отработать определенные навыки в области инвестиционного или финансового анализа и планирования, посмотрите программы наших семинаров.