low whistle что это
Вистл
Вистл (от англ. tin whistle, в дословном переводе «жестяной свисток, дудочка», варианты произношения (русск.): вистл, висл, первое более распространено) — народная продольная флейта с шестью отверстиями на лицевой стороне, широко используемая в народной музыке Ирландии, Шотландии, Англии и некоторых других стран.
Содержание
Строй
Вистл — диатонический инструмент с диапазоном примерно в 2 октавы. Аппликатура простая, вилочные аппликатуры и закрытие отверстий наполовину используются редко, за исключением пониженной седьмой ступени, позволяющей играть во второй тональности. С помощью усложнённой аппликатуры можно добиться почти полного хроматического ряда.
Наиболее распространенный строй — D (ре второй октавы), также производятся тинвистлы в большинстве тональностей от G (соль второй октавы) до G (соль первой), инструменты в A и G иногда считаются уже лоу-вистлами.
История
История инструмента теряется в веках, поскольку подобные флейты ведут своё происхождение с доисторических времён и встречаются практически у каждого народа на Земле.
Собственно «tin» — то есть жестяной, whistle появился в 1843 году в Англии. Небогатый фермер Роберт Кларк (Robert Clarke) имел деревянный вистл и захотел сделать подобный, но из нового материала tinplate (луженая жесть), который тогда только появился. Новый инструмент получился настолько удачным, что Кларк решил начать свой бизнес. Вместе со своим сыном он путешествовал по Англии, возя с собой свои инструменты и материалы в ручной тележке. Останавливаясь в городах и деревнях, особенно на рынках, Кларк на глазах у населения сворачивал тин-вистлы из листка жести, получалась коническая трубочка, которая потом закрывалась с одного конца деревянной пробкой — получался свисток, затем в трубочке прорезались отверстия. Кларк тут же демонстрировал инструмент, играя на нём мелодии для зрителей. Дудочка стоила один пенни, от этого происходит ещё одно её название — penny-whistle. Иногда дудочки Кларка покупали ирландские моряки и другие люди с Зелёного острова, которые привозили их домой. Так тин-вистл попал в Ирландию.
В Ирландии дудочка пришлась всем по душе, поскольку очень хорошо подходила для исполнения ирландской народной музыки. Производство Роберта Кларка дожило до наших дней, вистлы марки Clarke пользуются неизменной популярностью по всему миру, в особенности как инструмент для начинающих.
Впоследствии тин-вистлы стали изготовлять из различных материалов, из металлических трубок, латунных, алюминиевых и т. д. Различных видов пластика и других материалов.
Тин-вистл получил гораздо большее распространение по всему свету в 60—70-х годах XX века на волне возрождения интереса к народной музыке в Ирландии и за её пределами. Практически все известные фолк-группы использовали тин-вистл в своей деятельности. Появились новые фирмы и мастера-изготовители тин-вистлов.
Применение
Несмотря на кажущуюся примитивность устройства, тин-вистл — в контексте ирландской народной музыки — довольно изощренный инструмент, обладающий гораздо большими возможностями, чем кажется на первый взгляд. Техника исполнения на нём, вероятнее всего, сложилась под влиянием техники игры на ирландской волынке uilleann pipes, которая имеет давнюю традицию и довольно сложна. Многие ирландские музыканты прославились именно благодаря своей мастерской игре на вистле, например Мэри Бёргин (Mary Bergin), записавшая в конце 70-х два альбома под названием Feadoga Stain 1 & 2 (Tin Whistles 1 & 2), которые оказали и продолжают оказывать заметное влияние на вистлеров всего света.
Современные вистлы
В наши дни существует множество различных видов тин-вистлов. Это и дожившие до наших дней жестяные конические вистлы Clarke, и распространенные латунные с пластмассовым свистком Generation, доступные пластиковые вистлы Dixon и Susato и деревянные вистлы профессиональных изготовителей.
Наиболее популярные производители:
Вистл
Вистл (от англ. tin whistle — жестяной свисток, дудочка) — свистковая продольная флейта с шестью отверстиями на лицевой стороне, широко используемая в народной музыке Ирландии, Шотландии, Англии и некоторых других стран.
Строй
Вистл — диатонический инструмент с диапазоном примерно в 2 октавы. Аппликатура простая, вилочные аппликатуры и закрытие отверстий наполовину используются редко, за исключением пониженной седьмой ступени, позволяющей играть во второй тональности. С помощью усложнённой аппликатуры можно добиться почти полного хроматического ряда.
Наиболее распространённый строй — D (ре второй октавы), также производятся тинвистлы в большинстве тональностей от G (соль второй октавы) до G (соль первой), инструменты в A и G иногда считаются уже лоу-вистлами.
История
История инструмента теряется в веках, поскольку подобные флейты ведут своё происхождение с доисторических времён и встречаются практически у каждого народа на Земле.
Собственно «tin» — то есть жестяной, whistle появился в 1843 году в Англии. Небогатый фермер Роберт Кларк (Robert Clarke) имел деревянный вистл и захотел сделать подобный, но из нового материала tinplate (лужёная жесть), который тогда только появился. Новый инструмент получился настолько удачным, что Кларк решил начать свой бизнес. Вместе со своим сыном он путешествовал по Англии, возя с собой свои инструменты и материалы в ручной тележке. Останавливаясь в городах и деревнях, особенно на рынках, Кларк на глазах у населения сворачивал тин-вистлы из листка жести, получалась коническая трубочка, которая потом закрывалась с одного конца деревянной пробкой — получался свисток, затем в трубочке прорезались отверстия. Кларк тут же демонстрировал инструмент, играя на нём мелодии для зрителей. Дудочка стоила один пенни, от этого происходит ещё одно её название — penny-whistle. Иногда дудочки Кларка покупали ирландские моряки и другие люди с Зелёного острова, которые привозили их домой. Так тин-вистл попал в Ирландию.
В Ирландии дудочка пришлась всем по душе, поскольку очень хорошо подходила для исполнения ирландской народной музыки. Производство Роберта Кларка дожило до наших дней, вистлы марки Clarke пользуются неизменной популярностью по всему миру, в особенности как инструмент для начинающих.
Впоследствии тин-вистлы стали изготовлять из различных материалов, из металлических трубок, латунных, алюминиевых и т. д. Различных видов пластика и других материалов.
Тин-вистл получил большое распространение по всему свету в 60—70-х годах XX века на волне возрождения интереса к народной музыке в Ирландии и за её пределами. Практически все известные фолк-группы использовали тин-вистл в своей деятельности. Появились новые фирмы и мастера-изготовители тин-вистлов.
Применение
Несмотря на кажущуюся примитивность устройства, тин-вистл — в контексте ирландской народной музыки — довольно изощрённый инструмент, обладающий гораздо большими возможностями, чем кажется на первый взгляд. Техника исполнения на нём, вероятнее всего, сложилась под влиянием техники игры на ирландской волынке uilleann pipes, которая имеет давнюю традицию и довольно сложна. Многие ирландские музыканты прославились именно благодаря своей мастерской игре на вистле, например Мэри Бёргин (Mary Bergin), записавшая в конце 70-х два альбома под названием Feadoga Stain 1 & 2 (Tin Whistles 1 & 2), которые оказали и продолжают оказывать заметное влияние на вистлеров всего света.
Современные вистлы
В наши дни существует множество различных видов тин-вистлов. Это и дожившие до наших дней жестяные конические вистлы Clarke, и распространённые латунные с пластмассовым свистком Generation, доступные пластиковые вистлы Dixon и Susato и деревянные вистлы профессиональных изготовителей.
Лоу-вистл
Low-Whistle — лоу-вистл — разновидность тин-вистла. Отличается более низкой настройкой и большим размером, большей требовательностью к дыханию и меньшей подвижностью. Имеет более глубокий и густой тембр. Поэтому лоу-вистл часто применяется для исполнения медленных мелодий. Для изготовления вистлов используется металл, пластик или дерево.
Наиболее распространённая тональность — D (ре первой октавы, на октаву ниже обычного тинвистла). Изготавливается в большинстве тональностей от G (соль первой октавы) до G (соль малой). Самые низкие тональности встречаются очень редко и иногда называются «басовыми».
История
Вероятно, подобные лоу-вистлу продольные флейты существовали ещё в XVI веке, но этот факт остаётся спорным.
Изобретателем лоу-вистла в его современном виде считается английский джазовый музыкант и изготовитель инструментов Бернард Овертон (Bernard Overton), который в 1971 году сделал лоу-вистл для известного ирландского музыканта Финбара Фьюри (Finbar Furey), утратившего свой бамбуковый вистл во время гастролей. Сделав два первых лоу-вистла, которые Фьюри активно использовал в выступлениях, Овертон стал получать заказы от других музыкантов.
Начало массовой популярности лоу-вистла пришлось на 90-е годы XX века после известного танцевального шоу Риверданс (Riverdance), в котором музыкант Дэйви Спиллан (Davy Spillane) играл на этом инструменте.
Low whistle что это
Инструмент, теперь известный среди ирландских музыкантов как tinwhistle, whistle, или tinflute, имеет длинную родословную в исторической летописи народной музыки.
Впервые подобные дудки были известны в Китае, около 5000 лет назад. В Европу их конструкция попала примерно в 11 веке. Самые старые сохранившиеся экземпляры — костяные вистлы 12-ого столетия, недавно обнаруженные при раскопках Высокой улицы в старом нормандском квартале Дублина.
Различные типы свистковых флейт, которые были прародителями современного tinwhistle, часто упоминаются в историях и в законах, управляющих древним ирландским обществом. Существует рассказ, в котором Ailen, предводитель волшебного племени Tuatha de Danann, использует feadan, чтобы разбудить жителей дворца Верховного Короля в Tara, чтобы тот мог выполнить свою «Месть В Канун Ноября», проводимую ежегодно (остаётся только догадываться, что это за мероприятие).
Игроки на feadan также упоминаюся в повествовании о Короле Ирландии, найденном в Судебных Законах, датируемых третьим столетием нашей эры.
В поэме 12-ого столетия упоминаются cuisleannach (исполнители) на cuisle или дудках) часто присутствующие на ярмарках ещё в дохристианский период. Однако сам поэт описывает их довольно неодобрительно (возможно, в силу лишь личной неприязни, или всё-таки из-за их игры).
Более одобрительное отношение к cuisle высказзывается переводчиком 12-ого столетия в Acallam na Senorach, сравнивающим этот инструмент с тембром и звуком голоса девушки.
Одно из самых интересных упоминаний даёт поэма, найденная в древнем городе Teach Miodhchuarta. В ней содержатся описания королевских банкетов в Tara; cuisleannach отнесены в то же самое подразделение, что и кузнецы, изготовители доспехов, жонглеры, сапожники, рыбаки (короче, простой люд, ремесленники), и названы их социальными соотечественниками.
Благодаря исследованим ученых 19-ого столетия стало возможным некоторое понимание того, чем же были эти различные «музыкальные трубки», которые процветали в то время.
Изготовитель uilleann pipes (ирландских волынок) Патрик Эннеллай из Чикаго вспоминал, что, будучи мальчиком в Мейо, он часто делал музыкальные инструменты из соломы зрелого овса, просто удаляя сердцевину стебля, и затем формируя свисток и отверстия для пальцев перочинным ножом.
Скорее всего, основные принципы устройства таких инструментов были обнаружены довольно рано многими людьми. Позже, когда технология обработки продвинулась вперёд, стали использоваться более долговечные материалы типа древесины и кости, а так же различные конструкции свистка, для извлечения звука в инструментах были изобретены язычки и трости.
Высеченные на камнях рисунки 9-11 столетий показывают эти флейты прямыми, или иногда немного изогнутыми у основании. Они обладали узким коническим каналом, который расширялся к основанию, и имели длину примерно 14 или 24 дюйма.
Изготавливаемые в настоящее время вистлы в тональности Bb (си-бемоль) (на два тона ниже «стандатной» тональности D) составляют 14.3/4 дюймов в длину, это предполагаемый, но это не досконально точный строй тогдашних feadog или cuisle.
Гармонические и, возможно, «overblowed», т.е. «передутые» ноты, использовались, как и для подобных типов простых флейт во всем мире.
Продольные представители семейства флейт, найденные сначала в средневековой Бретани и Ирландии, позже были также обнаружены в Сомерсете и Маунтутшире, Англия. Две, сделанные из кости оленя, дудки имели пять верхних отверстий; одна имела два нижних отверстия для больших пальцев, в то время как другая дудка имела только одно. Одна дудка обладала диапазоном в полторы октавы, вторая — две с половиной октавы. Эти инструменты были реставрированы до рабочего состояния, и обнаружилось, что они дают диатонический звукоряд
(как современные tinwhistle). Это свидетельствует о том, что в те времена на таких инструментах можно было играть несложные мелодии.
Современный tinwhistle принадлежит к разновидности музыкальных инструментов, называющихся (в западной традиции) flageolets — флажолетами, известным примером которого является блокфлейта. Чтобы отличить эти инструменты по устройству от других флейт так же используется теермин «свистковая флейта» или «fipple-flute«. Хочется обратить внимание, что теперь flageolet»омназывается свистковая флейта, имеющая четыре верхних и два нижних отверстия, одно из которых — октавное.
Fipple (свисток, фиппл) — устройство, сформированное маленьким блоком, обычно из дерева, закрывающим канал флейты с верхнего конца и формирующего воздушный канал, по корому воздух попадает на лезвие свистка; в некоторых случаях этот деревянный блок не изготавливается отдельно, а является неотъемлемой частью свистка.
Fipples в средневековых костяных флейтах были сделаны из глины. Создавалось узкое пространство в виде щели между фипплом и внутренней стенкой инструмента.
Воздушный поток, формируемый исполнителем, направляется этой системой на острый край дудки сразу за фипплом, таким образом производя звук. Этот тип флейты с продольным воздушным каналом стал известен в Европе в 11 столетии, и, согласно музыковедам, существует сегодня в различных формах во всем мире.
В начале 19 века английский whistle окончательно оформился как инструмент с шестью игровыми отверстиями. Некоторые whistles всё же имели традиционное отверстие для большого пальца, однако техника передувания позволила с успехом обходиться и без него.
История Роберта Кларка
Роберт Кларк жил и работал на ферме в маленькой деревушке Кони Уэстон, что в Англии, простым чернорабочим. Он был талантливым музыкантом, и при всяком удобном случае неплохо играл на деревянном вистле. Может именно из-за этого, а может и по другой причине, но в 1843 году хозяин фермы обвинил его в недобропорядочности, и уволил беднягу.
Роберту пришлось искать способ, как зарабатывать себе на хлеб, да ещё и содержать семью.
Тогда он и заинтересовался возможностью изготовления вистла из металла, наподобие имевшегося у него деревянного. Почему из металла? А спросите современных изготовителей вистлов из дерева, почему они так дороги?:) Роберт узнал о существовании нового материала — «tinplate», то есть белой жести. Так называли стальные листы, покрытые оловом. Олово препятствовало коррозии стали, да и вообще улучшало эстетические свойства материала.
Кларк отправился к знакомому кузнецу, и спросил, можно ли достать tinplate, и как сделать из жести дудочку «…как вот эта, деревянная»? Не видя в этом трудности, кузнец помог (а когда это ребята не помогали?), и у Роберта получилась неплохой инструмент. Причем, настолько неплохой, что он решил начать бизнес по изготовлениюtin-whistle!
Его родная деревня не была местом, где можно было открыть настоящее дело. Поэтому Кларк, собрав инструменты и прочий скарб, погрузил всё это в тележку, и, вместе с сыном (кстати, тоже Робертом) отправился в Ланкашир, где, как ему сказали, «есть, где развернуться».
Так шли они, толкая тележку перед собой от Кони Уэстон аж до самого Манчестера.
Когда по пути встречались деревни и городишки, где был рынок, Кларк останавливался там и делал тин-вистлы, чтобы тут же продать. При всех он мастерил свои дудочки и тут же играл на них. Говорят, гудящий рынок замирал и слушал, как наш герой играет свою любимую мелодию «Danny Boy«.
Иногда ему встречались ирландские чернорабочие, что строили железные дороги и каналы, и он продавал вистлы им — ведь просил Роберт немного, и практически каждый мог купить для себя этот незатейливый музыкальный инструмент. Так тин-вистлы попали в Ирландию, и скоро стали самым любимым ирландским народным инструментом.
Достигнув Манчестера, Роберт Кларк организовал фабрику, и вскоре стал преуспевающим производителем. Позже он отстроил новую, настоящую фабрику, два
дома, да ещё и церковь в близлежащей деревушке Нью-Мостон. К тому времени он был уже довольно богатым человеком…
До сих пор The Clarke Tinwhistle Company производит вистлы, и до сих пор они доступны практически каждому. Вистл, возможно, один из самых недорогих и простых музыкальных инструментов. Свои первые вистлы Кларк называл «Meg», это викторианское слово означает монету в пол-пенни, — именно за это сумму можно было приобрести инструмент у Роберта.
Теперешняя модель «Meg» выпускается в память о тех днях, и теперь это самый дешёвый (но далеко не самый худший) вистл в мире.
Ты можешь купить себе такой, или даже первоначальный вариант — Clarke Original, и прикоснуться к истории Роберта Кларка — человека, делавшего инструменты для народа…
Немного о Low Whistle
Инструмент, называемый теперь low whistle (дословно: низкий свисток) является очень близким родственником обычному вистлу (я не буду употреблять выражение high whistle, которое иногда используется для более чёткого смыслового различения этих инструментов). Широкая популярность low whistle среди традиционных музыкантов современности заставляет внимательнее приглядеться к этому относительно молодому инструменту. Более богатый, сложный, глубокий и задумчивый звук позволяет делать интересные аранжировки произведений не только в жанре традиционного фолка, но и в производных от него стилях.
Согласия относительно происхождения low whistle нет, выделяют три основных версии происхождения «низкого свистка».
Low whistle как инструмент 17-го столетия
Низкий вистл сначала называли «вертикальной флейтой» из-за его формы. Это — потомок блокфлейт, разработанных в течение 16-ого столетия. Первые low whistles имели конический канал и шесть игровых отверстий, заимствованных от ранних поперечных флейт. Они делались из дерева, и были ненастраиваемыми. В конце 17 века, когда металлообработка достигла нужного уровня, низкие вистлы начали изготавливать из латуни и никеля. Для этого, как правило, металл скатывали в трубку и спаивали, как конический вистл Кларка. Некоторые инструменты уже имели слайд для настройки. Эти вистлы использовались в течение всего 18 века, и были найдены в Ирландии, Великобритании, Канаде и Соединенных Штатах. Говорят, что повторное появление вертикальных металлических флейт в ирландской музыке произошло в 1970-х годах благодаря музыканту Finbar Furey. Также считается, что именно он ввёл термин «low whistle«.
Low whistle как инструмент 20-ого столетия
Низкий вистл — недавнее изобретение (возможно, не более 30 лет назад); и тому же, принят в ирландскую традицию ещё более недавно. Применение лоу-вистла в шоу «Riverdance» способствовало узнаваемости и популяризации инструмента, однако немногие музыканты нашли эту новинку пригодной к употреблению вместо традиционных флейты или обычного tinwhistle. Вообще говоря, чаще всего low whistle используют как инструмент «специальных эффектов» на нескольких отдельно взятых мелодиях. Хотя есть некоторые исполнители, играющие исключительно на низких вистлах. Многим кажется, что низкий вистл позволяет получить звук, подобный флейтовому, при этом без техусилий, что требует флейта. Это мнение не совсем верно, так как флейта всё же звучит неповторимо, да и low whistle не всегда так прост в игре, как tinwhistle. Можно с допущением сказать, что low whistle — что-то среднее между вистлом (по простоте игры) и флейтой (по богатству звука). Но это чисто моё мнение, перейдём к третьей, наиболее распространенной теории.
Low whistle как изобретение Бернарда Овертона
Колин Голди и Бернард Овертон
Колин Голди и Бернард Овертон
В конце шестидесятых одними из самых известых музыкантов, что задавали тон на английской фолк-сцене, были братья Эдди и Финбар Фьюри. Основным явлением был состав Финбара под названием «Одинокий лодочник». Сам Финбар играл в этой группе на индийской бамбуковой флейте в Ля-бемоле. В конце концов этот инструмент, в силу физического износа, дал трещину, и держался последние свои дни только благодаря липкой ленте и жевательной резинке. Однажды ночью Финбар случайно сел на свою несчастную флейту, доконав её окончательно.
Необходимость в новом инструменте вынудила Финбара сделать заказ у английского мастера по имени Бернард Овертон. Он в то время занимался изготовлением поперечных флейт. Бернард взялся за создание опытного образца low whistle в тональности СОЛЬ… Когда инструмент был готов, он настолько понравился Финбару, что тот попросил Бернарда сделать для него ещё один, в тональности РЕ (ниже tinwhistle ровно на октаву). Это было рождением династии Overton…
Популярность Финбара Фьюри была высока, и на концертах многие спрашивали у него, где он взял этот новый инструмент. Так Бернард Овертон начал получать свои первые заказы, и вскоре уже оставил всю остальную работу, полностью занявшись изготовлением низких вистлов. В настоящее время лоу-вистлы Overton изготавливаются в более 20 различных тональностях, также производятся специальные модели (с дополнительнымим игровыми отверстиями и нестандартными характеристиками).
Многие производители начали делать low whistle, в большей или меньшей степени копируя модели Overton. Однако мало кому удалось приблизиться к звуку «космической водосточной трубы», как иногда называют эту марку лоу-вистлов за узнаваемый звук.
Несколько лет назад Бернард Овертон решил оставить изготовление вистлов, приняв решение, которые могло разрушить хрупкий рынок продажи мастеровых вистлов. Бернард продал права изготовления вистлов Overton двум людям — Колину Голди и Филу Харди.
Колин Голди придерживаеся полностью ручной работы, и делает вистлы точно так же, как делал их Бернард Овертон. Его инструменты пользуются большим уважением и спросом благодаря безупречности и стабильности качества звука. К несчастью, в 2008 году Берднард ушёл из жизни, и, с августа 2009, по требованию семьи Бернарда Овертона, Колин Голди не называет больше свои вистлы «Overton». Теперь он использует свою собственную фамилию — «Goldie», сохранив высочайшее качество и неповторимый звук инструментов. Фил Харди пошел по более коммерческому пути. Довольно быстро он разработал новую серию вистлов, основанную на дизайне Overton, но заводского, а не ручного изготовления. Теперь эти вистлы выпускаются под маркой «Chieftain», и, благодаря массовому производству и хорошему соотношению цена/качество стали очень распространены. Фил Харди, одако, производит и более дорогие лоу-вистлы полностью ручного изготовления под маркой «Kerry Pro».
«Вот снова пиар!», скажете вы, но тут уж ничего не поделаешь… Много лет термины «low whistle» и «Overton» были практически синонимами, и я не знаю другой истории, которая могла бы более достойно расказать о рождении этого нового инструмента, одного из самых молодых инструментов на свете. Красивый инструмент — красивая история, так уж у нас заведено… 🙂