long life learning что это
Век учись. Что такое life-long learning
Рубен Варданян и выпускники бизнес-школы СКОЛКОВО рассуждают о том, что заставляет их учиться, учиться и еще раз учиться.
Это может показаться странным, но бизнесмены, уже стоящие во главе компании и многого добившиеся в жизни, продолжают учиться. И речь не только о формальном обучении в вузах: кто-то нанимает себе тьюторов по психологии или истории искусства, кто-то целенаправленно ездит по конференциям, посвященным какой-нибудь совершенно новой области знаний (например, искусственному интеллекту), кто-то слушает лекции онлайн или записывается на курсы в бизнес-школах.
Зачем? Во-первых, стремительно меняющиеся технологии не позволяют расслабиться. Если ты имеешь отношение к IT-бизнесу (а может, и не только к нему) и не разбираешься в том, что такое блокчейн или machine learning, то есть шанс, что через пару лет тебя просто выкинут с рынка.
Во-вторых, многие идеи рождаются на стыке двух или нескольких направлений: биология и IT, спорт и медицина, ретейл и искусственный интеллект. Мало быть специалистом в чем-то одном – нужно заставить себя погрузиться в другую область знаний.
Наконец, в-третьих, продуктивным оказывается сам процесс получения нового знания: он позволяет вытащить себя из текучки, завязать связи с новыми людьми, посмотреть на мир – или хотя бы на свой бизнес – со стороны.
Концепция life-long learning (обучение на протяжении всей жизни) не нова – на Западе первые идеи непрерывного образования возникли еще в 1960-е годы, и сейчас примерно 40% европейцев трудоспособного возраста регулярно проходят повышение квалификации. Кто-то продолжает обучение для того, чтобы двигаться по карьерной лестнице, кого-то вынуждают это делать работодатели. Над предпринимателем или топ-менеджером обычно не стоит никто – они сами бросаются в учебу, сами выбирают, чем заняться. Мы попросили нескольких человек рассказать, почему они продолжают учиться и как именно они предпочитают это делать.
Дмитрий Халин, директор департамента технологической политики Microsoft:
«Надо не просто потреблять информацию, а творчески ее перерабатывать».
Я для себя понял, что сила знаний – в их комбинации. Помню, как в четвертом классе приболел и остался дома на месяц. Одноклассники сообщали мне по телефону домашнее задание, на подготовку которого у меня было много времени. В результате я на месяц опередил школьную программу, а потом у меня заметно повысилась успеваемость – из хорошиста я стал отличником-медалистом. Тогда я не осознавал, как это вышло, но потом понял, что освоил навыки самообучения. Получилась хорошая комбинация: школа как арена, где знания можно обсудить и уточнить + режим проактивности и опережения при самостоятельном обучении. Мне кажется, таким и должен быть эффективный образовательный процесс: даже если ты поступаешь в престижную бизнес-школу, но не занимаешь активную позицию, результат будет хуже.
Сейчас много возможностей учиться – вопрос в том, как выстроить процесс. Долгое время мне казалось, что учиться лучше прямо на работе – в современной компании всегда будут возможности для повышения квалификации. Из-за этого я какое-то время скептически относился к MBA. Но с опытом я понял, что истина где-то посередине – при помощи специальных образовательных программ можно открыть совершенно новые горизонты. Мои одногруппники по Executive MBA в бизнес-школе «Сколково», например, рассказывали о вещах, которые я и вообразить себе не мог, мои представления о бизнесе и мировоззрение в целом заметно расширились.
Чтобы действительно хорошо усваивать знания, надо не просто стать потребителем информации, но и самому ее творчески перерабатывать. Например, читая книгу или слушая лекции, рекомендую открывать какой-нибудь редактор на компьютере и выписывать туда основные тезисы. Я это делаю в PowerPoint. Таким образом, у меня накапливается колода слайдов на разные темы – так я и информацию лучше запоминаю, и у меня остаются заготовки, которые можно использовать для выступлений и обсуждений.
Алексей Губкин, соучредитель компании Ginza Project:
«Учусь у французского философа».
Я всю учебу делю на два направления – прикладное (новые навыки или технологии, которые можно будет использовать в работе) и «для широты кругозора». Я люблю получать знания, которые практического применения не имеют, но зато развивают мозг и в сочетании порой дают интересные инсайты. Например, я изучаю философию, историю, теорию игр. У меня есть список книг, которые надо прочесть, и я стараюсь читать каждый день. В том числе и художественную литературу – недавно вот перечитал «Войну и мир», впервые со школы. Тогда мне страшно не понравилось, но папа говорил: «Вырастешь – поймешь». И он оказался прав, это действительно потрясающее произведение.
Люблю Coursera, проходил курсы по маркетингу, стратегическому планированию, лидерству. Вообще-то я не очень усидчивый, но составлял себе план и смотрел лекции в спортзале на беговой дорожке – все равно там целый час деваться некуда, надо себя чем-то развлечь. Кстати, спорт тоже развивает не только тело, но и когнитивные навыки – например, настольный теннис или тактическая стрельба учат осознанности и концентрации. Еще я много занимаюсь с преподавателями по скайпу. Французский философ помогает мне развивать мышление, учит думать более структурированно, решать разные задачи. В конце каждого занятия мне нужно резюмировать полученные знания – так я учусь формулировать на английском языке. Раньше я еще в конце каждого дня записывал, какие уроки он мне преподнес. Это тоже полезно – начинаешь более осознанно относиться к своему опыту.
А еще я очень люблю общаться и легко заражаюсь интересами и хобби людей из своего окружения. Мне интереснее получать широкий спектр знаний из разных источников, чем сильно погружаться во что-то одно. Раньше я из-за этого чувствовал себя некомфортно – в советской системе образования ценились узкие специалисты, а это совсем не мое. А потом понял, что это классно и полезно для бизнеса. Узкого специалиста всегда можно нанять или взять в партнеры, а широкий кругозор помогает мыслить творчески. Единственная сложность – как расставить приоритеты: все такое интересное.
Рубен Варданян, предприниматель, филантроп, заместитель председателя международного попечительского совета Московской школы управления «Сколково»:
«Учеба помогает мне посмотреть на себя со стороны».
Я думаю, что мы должны жить так, будто завтра умрем, а учиться так, как будто будем жить вечно. Надо периодически выдергивать себя из текучки – помните, как в «Том самом Мюнхгаузене»: «Каждый разумный человек время от времени должен себя вытягивать за волосы из болота»? И обучение – это не столько получение знаний, сколько возможность посмотреть на себя со стороны и сравнить то, чем ты занимаешься, с тем, что происходит в мире.
Наконец, просто важно позволять себе на какое-то время выходить из безумного ритма, в котором мы находимся в бизнесе, и рефлексировать. Это очень полезное упражнение, которое можно делать разными способами – здесь каждый сам выбирает, как ему удобно. Я, например, стараюсь каждые два года ездить на короткие программы в международные вузы– Гарвард, Стэнфорд, Йель. Кроме того, у меня много менторов, но я считаю, что учиться можно не только у тех, кто старше тебя или добился известности и успеха. Можно узнать что-то новое от ребенка или от таксиста. Нужно только уметь общаться и не бояться быть открытым.
Егор Руди, сооснователь Eruditor Group:
«Сохранять “сознание начинающего”».
Мне кажется, что главный вопрос – не как эффективнее учиться, а как добавить страсти к развитию тем, у кого ее недостаточно. Но и в плане методов обучения у меня есть несколько своих лайфхаков.
Нужно, например, корректно выбирать источники знаний. Не быть всеядным. Ни в коем случае не брать книги «с полок». Я веду свой список источников, куда заношу книги, или статьи, или видео после того, как слышу про них от кого-то, кому доверяю. Обязательно сопровождаю источник комментарием – «кто порекомендовал и почему». Когда источник снова упоминается кем-то еще, поднимаю ранг. А когда есть время поучиться – беру текст или видео из топа. Сейчас в списке 135 позиций.
Сохранять «резонирующие» мысли из книг в Evernote, а потом пересказывать друзьям или сотрудникам. Это позволяет гораздо больше запомнить, понять и адаптировать новые знания под свои потребности.
Потреблять знание в контексте. Если готовлюсь к публичному выступлению – отложу все и буду читать про публичные выступления. Если занимаюсь больше продуктом – читаю источники на эту тему. Это точно добавляет усвояемости.
Я стараюсь не забывать регулярно задавать своим друзьям-предпринимателям вопрос «Назови лучшее, что ты прочитал за последнее время».
Еще нужно сохранять «сознание начинающего» (из одноименной книги Сюнрю Судзуки). Пробовать те вещи, про которые думаешь, что никогда не стал бы пробовать. Если я чувствую в себе отторжение к определенной теме – часто принимаю решение окунуться именно в нее. Такие штуки нередко развивают больше всего.
Михаил Воронин, старший партнер Winning The Hearts Group:
«Хороший лектор может “зарядить” настолько, что сразу хочется сделать что-то свое».
Не учиться – скучно. Я 13 лет планировал, как выйду из бизнеса и начну отдыхать и жить полной жизнью. Но когда я вышел из оперативного управления, две недели было клево, через месяц я уже начал скучать, а через три месяца стало совсем плохо – мне никто не звонил, и казалось, что я совсем выпал из контекста.
У меня есть свой educational mix – набор образовательных форматов, которые для меня работают. На первом месте – глубокие модульные программы. Я их проходил в Стокгольмской школе экономики и в бизнес-школе «Сколково» (программа Executive MBA). На втором – профессиональные форумы, которые я сам довольно часто организовываю. В сжатое время ты можешь глубоко погрузиться в тему и пообщаться с интересными людьми. Ну и книги. Но я не умею учиться впрок: я начинаю погружаться в ту или иную тему, когда возникает необходимость.
В образовательных проектах лучше всего работает сочетание обучения и развлекательных форматов, тогда подключаются эмоции и возникает правильная динамика внутригрупповой работы. А вот онлайн-занятия мне не очень подходят, хотя я верю, что будущее за ними. Но мне пока непривычно сидеть и смотреть видео, больше нравится живое общение. Иногда выступление яркого лектора может зарядить настолько, что немедленно хочется сделать что-то свое – например, два года назад я услышал такую речь на форуме в Финляндии, вдохновился ею и сейчас организовал бизнес-форум «Атланты». Заряжаться энергией очень важно, и подобные мероприятия могут в этом помочь.
Андрей Грудин, генеральный директор группы компаний «Пионер»:
«Учусь по мере внутренней потребности».
Я получил три фундаментальных образования – инженерное, экономическое и Executive MBA в «Сколково». И все равно продолжаю периодически посещать курсы, семинары и лекции по важным для меня темам: стратегический менеджмент, лидерство, эффективные переговоры, тайм-менеджмент. Я не делаю это по расписанию – все зависит от внутренней потребности: иду учиться, если чувствую пробел в какой-то области или если накапливается желание систематизировать или пересмотреть уже накопленные знания. Например, мне показался очень полезным семинар Александра Фукса для владельцев бизнеса – он интересно рассказывает про управление бизнес-процессами именно с точки зрения собственника.
Мир не стоит на месте, и все время появляются новые поводы учиться. Из перспективных трендов я бы выделил социальное предпринимательство. Это хорошая альтернатива традиционному бизнесу – когда акцент смещается с простого получения прибыли на создание чего-то полезного для общества, например в области образования и здравоохранения.
Михаил Бройтман, генеральный директор ООО «Варданян, Бройтман и партнеры»:
«Мне важно получать обратную связь».
Работа тоже нас учит – это метод learning by doing. Но этого не всегда хватает – мир быстро меняется, появляются новые взгляды и подходы, и то, чему вы учились несколько лет назад, успевает устареть. Когда я учился в школе, калькулятор был большой редкостью, в институте я работал на ЭВМ, которая занимала целую комнату, а дискеты были диаметром сантиметров пятьдесят и шириной десять. А сейчас у всех ноутбуки и айпады. С появлением новых вызовов нужны и новые знания, но тут важно сохранять драйв, любопытство и открытость. Я закончил обучение в бизнес-школе «Сколково» в 2010 году, когда мне было уже 43 года. Не самый типичный возраст для таких занятий, но у меня появилась потребность в этом, так как у меня не было базового экономического образования, мне казалось, что даже после 15 лет работы будет нелишним проверить собственные знания. И я действительно не зря потратил время. Самым важным и интересным оказалось общение и интерактивные форматы – я начал общаться с людьми, с которыми по работе никогда бы не познакомился: предпринимателями из среднего и малого бизнеса, ретейла, медиабизнеса. Было интересно, как мыслят и чем живут другие люди – и преподаватели, и однокурсники.
Разбор кейсов – тоже очень важный момент в бизнес-обучении, да и в любом обучении. К сожалению, у нас высшее образование до сих пор что-то вроде спорта: соблюдай правила игры, и ты молодец. Например, надо выучить теорему и правильно воспроизвести ее на экзамене. В западных университетах подход другой: студент должен придумать осмысленный проект в какой-то области и доказать, что он имеет смысл. Поэтому нашим специалистам стоит больше тренироваться в разборе кейсов, обсуждении проектов и решении практических задач.
Непрерывное обучение как главный тренд образования будущего
Об авторе: Екатерина Латыпова — руководитель направления по работе с учителями платформы Учи.ру.
Около 20 —30 лет назад, получив профессию, можно было планировать свою карьеру и быть уверенным, что в ближайшие годы в ней ничего не изменится. Сегодня такая ситуация практически невозможна: уходят в прошлое не только целые специальности — структура самих профессий меняется с огромной скоростью.
Например, представим интернет-маркетолога, который не следит за новыми инструментами продвижения и алгоритмами площадок — он очень быстро потеряет свою востребованность на рынке. То же касается верстальщика, который решит всю жизнь пользоваться одним фреймворком. Эта тенденция затрагивает не только диджитал- и IT-специальности: учителям нужно осваивать новые образовательные сервисы, менеджерам по продажам — следить за изменениями в отрасли и совершенствовать навыки коммуникации, косметологам — быть в курсе всех продуктов и средств по уходу за кожей.
Врачи, инженеры, архитекторы, руководители, — практически любым специалистам приходится регулярно проводить «апгрейд» собственных компетенций, иначе они рискуют «выпасть» из рынка.
Часто возникает ситуация, когда знания, полученные студентом в вузе, уже к моменту его окончания теряют свою актуальность. Именно поэтому образование не завершается с получением диплома: на первый план выходит модель lifelong learning — обучения на протяжении всей жизни.
Главный импульс к развитию непрерывного обучения дало онлайн-образование. Именно оно позволило легко совмещать учебу с работой и заниматься по удобному графику.
Самые популярные платформы онлайн-обучения в России.
Благодаря развитию технологий возможности дистанционного обучения существенно продвинулись: искусственный интеллект адаптирует задания под потребности и особенности каждого ученика, а автоматизированные системы проверяют выполнение домашних заданий.
В России пользуется спросом онлайн-обучение профессиям в диджитал- и IT-сферах, управленческим навыкам и иностранным языкам. Такие услуги предлагают, например, онлайн-университет Skillbox, университет интернет-профессий «Нетология», школа английского языка Skyeng, университет для разработчиков Geekbrains. Об их успехе можно судить по цифрам: курсы первых трех компаний суммарно окончили почти 100 тыс. студентов, а количество пользователей, зарегистрированных на портале Geekbrains, превышает 4 млн. Сертификаты, которые выдают такие компании, уже оцениваются многими работодателями на уровне диплома вуза.
С рождения до вуза
Lifelong learning подразумевает не только продолжение обучения после вуза: образование начинается еще в раннем детстве. Например, один из «единорогов» на мировом рынке EdTech, компания Age of Learning, предлагает развивающие и обучающие игры для дошкольников. Многие родители записывают своих детей на дополнительные курсы. В российском сегменте активно развиваются платформы по освоению школьных дисциплин («Фоксфорд», MAXIMUM Education, «Учи.ру») и предметам, выходящим за рамки классической программы, например, программированию («Алгоритмика» и «Учи.ру») или углубленному изучению языков (Skyeng).
Обучение длиною в жизнь: 5 рекомендаций
Life-long learning – это обучение длиною в жизнь или непрерывное обучение. Этим термином обозначают стремление к непрерывному получению знаний. Life-long learning – это образ жизни, при котором человек отказывается прекращать своё развитие, и с помощью различных форм обучения, в том числе самостоятельного, продолжает впитывать новые знания и овладевать новыми навыками.
В статье вы узнаете, что из себя представляет Life-long learning, а также получите конкретные практические рекомендации о том, как сделать непрерывное обучение частью своей жизни. Вы ведь не считаете, что образование должно ограничиваться школой и институтом?
Кстати, у нас есть онлайн-программа «Лучшие техники самообразования», где мы обучаем применять различные техники самообразования, чтобы процесс обучения стал стилем жизни и чтобы это было интересно и эффективно.
Понятие Life-long learning
Сам термин Life-long learning был придуман ещё в двадцатом веке Лесли Уоткинсом. В основе непрерывного обучения лежат две теории: когнитивизм и конструктивизм. Когнитивизм гласит, что обучение – это осмысление отношений между старым и новым, а конструктивистская теория утверждает, что обучение – это не пассивное усвоение знаний, а активное построение субъектом интерпретации окружающего мира. Согласно конструктивизму, в обучении могут использоваться самые разные источники, в том числе жизненный опыт.
Учитесь учиться
К сожалению, в школе на уроках нам не рассказывают о метапознании, и мы едва знаем, как работает наша память, что способствует, а что мешает концентрации внимания и т.д. Чтобы эффективно обучаться, нужно понимать, как вообще происходит обучение и как можно сделать его более эффективным.
Рекомендуем вам как минимум освоить мнемотехнику и скорочтение, прочитать статьи «Как научиться учиться» и «Саморазвитие», а также познакомиться со следующей инфографикой:
Используйте МООК
МООК – это массовый открытый онлайн-курс. К счастью, в наше время существует огромное количество бесплатных, но невероятно полезных ресурсов для самообразования. Любой человек, у которого есть Интернет, может получать знания, не выходя из дома, – было бы желание.
Отличную подборку МООК-платформ с описанием вы можете найти здесь. А ещё одну большую подборку сайтов для самообразования – по этой ссылке.
Используйте друзей и знакомых
«Вы – это среднее арифметическое тех пяти человек, с которыми Вы проводите большую часть своего времени», – Джим Рон. В этой цитате есть доля истины, но чаще мы поддаёмся влиянию своих друзей неосознанно. А ведь мы можем многому у них научиться.
Подумайте, какими полезными для вас навыками или знаниями обладают ваши приятели? Могли бы они вас научить этому?
Если вы не нашли, чему поучиться у ваших друзей (а это тревожный знак!), вы можете завести новых знакомых. Познакомьтесь с другим поклонником саморазвития и договоритесь с ним об образовательном бартере – чему-то его будете учить вы, а чему-то он будет учить вас.
Используйте книги
Книги – это не самый современный, но один из самых эффективных инструментов самообразования. Современные библиотеки и книжные магазины (в т.ч. онлайн) способны удовлетворить практические любые запросы в сфере самообразования. Книг по самообразованию за последние годы написано столько, что прочитать их все практически невозможно.
Но здесь вам на помощь приходят саммари – краткие содержания книг. На 4brain тоже есть раздел, в котором вы можете познакомиться с «выжимкой» самого полезного из мира нон-фикшн.
Используйте другие источники знаний
Повторимся: в наш век способов и инструментов саморазвития невероятно много, было бы только желание. Различные вебинары, тренинги на любой вкус, лекции, самые разнообразные курсы – существует множество форматов, но все они нацелены на одно – дать вам возможность учиться в течение всей своей жизни. Так воспользуйтесь же этой возможностью, и не проживайте жизнь впустую!
Непрерывное обучение — главный тренд XXI века
30–40 лет назад человеку было проще планировать карьеру. В большинстве случаев можно было получить специальность и быть уверенным, что в ближайшие годы в ней ничего не изменится. Сейчас всё не так. Сама структура образования меняется с умопомрачительной скоростью. Даже существует специальное понятие — период полураспада знаний, по аналогии с радиоактивными элементами. Этот показатель обозначает, за сколько месяцев или лет 50% ваших знаний в профессии устаревают и перестают быть актуальными.
Знания инженера в 1930-х годах имели период полураспада в 35 лет. То есть действительно можно было отучиться в университете и почти всю жизнь не осваивать ничего нового. Но в 1960-х это время сократилось уже до 10 лет. В наши дни период полураспада знаний инженера — 2–5 лет, в зависимости от сферы деятельности. А в диджитал-профессиях — вроде маркетолога или SEO-специалиста — и вовсе не превышает полугода.
Непрерывное образование, или LLL (Lifelong Learning), — уже давно не «ещё один способ учиться». Это реальность, необходимость. Осознаём мы это или нет.
И это касается абсолютно всех сфер знаний. Возьмём, к примеру, изучение английского. Если вы последний раз соприкасались с ним 10 лет назад, то поздравляем — ваш разговорный язык безбожно устарел. Каждые два года молодёжный сленг меняется полностью, каждый месяц появляются сотни новых слов, а значения старых забываются. Бизнес-английский тоже постоянно в движении: входят в моду новые идиомы и термины, а прежние перестают использоваться.
Даже в топовых вузах мира всё чаще случаются ситуации, когда самые свежие знания, полученные на лекциях, к моменту выпуска уже устаревают. И выпускнику нужно самостоятельно продолжать обучение и постигать новинки.
Во всём виноват EdTech
Есть две основных причины развития LLL: доступность онлайн-образования и быстрое развитие технологий.
Раньше для непрерывного обучения была масса ограничений. Ведь сначала нужно выделить время после работы или иногда даже вместо неё. При этом совсем не факт, что программы повышения квалификации есть в вашем населённом пункте. А для сложных технических профессий обучение и вовсе возможно только в крупных городах. Так что приходится тратить кучу денег на проезд, проживание и само обучение.
Сейчас же этот процесс практически в любой сфере сузился до «включить интернет, зайти на сайт и выбрать программу».
В период пандемии крупные EdTech-компании продемонстрировали стремительный рост. К примеру, капитализация одного из старейших представителей онлайн-образования — K12 Inc. — выросла до невероятных 1,8 млрд долларов. По отчётам на сентябрь и прогнозам аналитиков, прибыль компании в 2020-м превысит миллиард. На российском и украинском рынке абсолютно та же ситуация. EdTech-компании демонстрируют качественный рост. Ведь сейчас онлайн-образование — чуть ли не единственный способ оставаться в тренде и прокачивать знания.
EdTech позволяет гармонично совмещать работу и учёбу. Выделить час на обучение после рабочего дня или в обед гораздо проще, чем час на дорогу к офлайн-курсам, час непосредственно на учёбу и ещё час на обратный путь. Да и многие учебные программы по стоимости в разы ниже, чем их «живые» аналоги. А повышение квалификации даёт отличное конкурентное преимущество для карьерного роста. Поэтому те, кто стремится занять более высокую должность, прокачивают знания и умения онлайн.
Развитие технологий тоже дало мощный толчок для непрерывного обучения. Ведь технологии постоянно меняют основы даже самых незыблемых профессий.
Возьмём строительство. Можно всё делать по старинке, как 50 лет назад. А можно — гораздо эффективнее, используя современные технологии. В 2019 году китайские строители возвели 30-этажный отель всего за 15 дней. А в сумме строительство пятизвёздочного комплекса на 358 номеров — от появления на площадке первого бульдозера до торжественного открытия здания — заняло 48 дней. Ощутимая разница с нашими долгостроями, не так ли?
Технологии двигают мир вперёд. Практически в каждой сфере знаний появляется что-то такое, что меняет её практически полностью. И есть два варианта: либо вы изучаете это и остаётесь квалифицированным и востребованным специалистом, либо игнорируете и остаётесь на обочине рынка.
Корпоративное обучение: когда компании понимают ценность Lifelong Learning
То, что постоянное обучение необходимо взрослым специалистам, учёные поняли ещё задолго до повсеместного распространения интернета. Потому что существовало множество предпосылок к этому.
Сейчас невозможно представить, что студент-программист выпустился из Массачусетского института технологий в 1980-м и проработал до 2020-го без дополнительного обучения — это кажется абсурдом. Потому что в таком случае ему пришлось бы программировать на старой версии C — она хоть как-то сегодня используется. Остальные же языки, существовавшие тогда, сейчас практически мертвы. Так что хочешь или нет — а учиться придётся.
Книга Lifelong Education for Adults («Непрерывное обучение для взрослых»), в которой довольно точно поданы особенности и принципы, была написана ещё в 1989 году. Но интересно то, что теоретические принципы, выведенные в этой работе, стало возможно применить на практике только недавно.
Авторы книги отмечали, что для значительного развития культуры образования оно должно быть доступным, мобильным, непрерывным и работающим на опережение. Сейчас онлайн-курсы практически по любой специальности вполне доступны по цене, их можно проходить где угодно с помощью ноутбука или смартфона. Сама сфера онлайн-образования развивается постоянно, а информация в ней актуализируется оперативно.
Многие компании инвестируют в непрерывное обучение сотрудников миллионы долларов: Apple, IBM, Booking.com, Dropbox, Unilever, Philips, Asana и ещё десятки гигантов рынка внедрили в своих командах практику непрерывного обучения.
Исследования показывают, что практика обучения сотрудников значительно увеличивает их вовлечённость в рабочий процесс. В компаниях, которые не занимаются обучением персонала, только 11% сотрудников максимально вовлечены в работу. А в тех организациях, которые закладывают минимум 40 часов в год на обучение сотрудников, этот показатель превышает 50%.
И в том же исследовании учёные утверждают, что замотивированный и вовлечённый сотрудник работает в среднем на 400% лучше, чем незамотивированный. То есть человек действительно трудится, а не создаёт видимость.
Тут выигрывают одновременно и сотрудник, и компания. Человек получает возможность комфортно совершенствовать свои навыки, оставаясь востребованным специалистом, а компания — профессионала, который разбирается в новых технологиях. И не нужно искать других экспертов, чтобы поддерживать свою позицию на рынке.
К тому же это отличный инструмент для работы с лояльностью сотрудника. Ведь если компания заинтересована в росте специалиста, то она ценит его и хорошо к нему относится — и сотрудник отвечает тем же.
IBM, к примеру, не стали мелочиться и создали собственную образовательную платформу IBM Training, которая превратилась из внутреннего инструмента для повышения квалификации сотрудников в полноценный портал для обучения, сертификаты которого принимаются по всему миру.
Практически все современные специальности требуют постоянного совершенствования знаний и умений. Ведь технологии развиваются без остановки. И не обучаться — это сегодня значит уже проиграть в конкурентной борьбе за более тёплое место.
Непрерывное обучение — залог здоровья
Исследователи уже несколько десятилетий анализируют, как влияет непрерывное обучение на мозг человека, — и результаты удивительные.
Среди студентов онлайн-школы английского языка EnglishDom 28% людей старше 35 лет. И они учатся, не уступая другим возрастным группам по успехам и темпам. Это подтверждает как наш опыт, так и крупные научные изыскания. Обширное исследование мозга здоровых людей от 14 до 79 лет подтверждает: новые нейронные связи без проблем создаются в любом возрасте. И разница между работой мозга подростка и пенсионера слишком незначительна, чтобы быть причиной плохой обучаемости.
Более того, медики считают непрерывное обучение действенной профилактикой неврологических нарушений, в том числе болезни Альцгеймера. Исследователи полагают, что совершенствование профессиональных знаний или изучение иностранного языка снижает риски даже при генетической предрасположенности. Но важно именно непрерывное обучение — когда мозг каждый день изучает новую информацию и формирует новые ассоциативные связи. При этом сам факт высшего образования у пациентов практически не влияет на статистику по этой болезни.
Сегодня в мире укрепляется тенденция: в вузы всё чаще поступают и оканчивают их пожилые люди, старше 70 лет. Старейшим выпускником и вовсе считается Аллан Стюарт — в 2012 году, на момент выпуска из университета, ему было 97 лет. И это было его четвёртое высшее образование.
Если обобщить, то Lifelong Learning — это залог не только профессионального успеха, но и здоровья. Единственная сложность в LLL — оно должно стать образом жизни. Когда человек стремится каждый день получать новую информацию, осваивать что-то новое.
Можно развиваться как специалист, изучая всё новые и новые нюансы профессии. Можно учить иностранные языки, чтобы читать любимых писателей в оригинале. Можно и вовсе начать погружаться в какую-нибудь специальность с нуля, рассматривая её как хобби. Абсолютно неважно, как и что вы будете учить, — главное сам процесс. Движение — это жизнь. И к работе мозга это тоже относится.
Сейчас учиться проще, чем когда-либо. Достаточно выйти в онлайн и выбрать курс или программу обучения. Непрерывное обучение становится всё более доступным. Вдохновляйтесь новыми технологиями, совершенствуйте свои профессиональные знания и учите английский — он пригодится в любом случае 🙂
30–40 лет назад человеку было проще планировать карьеру. В большинстве случаев можно было получить специальность и быть уверенным, что в ближайшие годы в ней ничего не изменится. Сейчас всё не так. Сама структура образования меняется с умопомрачительной скоростью. Даже существует специальное понятие — период полураспада знаний, по аналогии с радиоактивными элементами. Этот показатель обозначает, за сколько месяцев или лет 50% ваших знаний в профессии устаревают и перестают быть актуальными.
Знания инженера в 1930-х годах имели период полураспада в 35 лет. То есть действительно можно было отучиться в университете и почти всю жизнь не осваивать ничего нового. Но в 1960-х это время сократилось уже до 10 лет. В наши дни период полураспада знаний инженера — 2–5 лет, в зависимости от сферы деятельности. А в диджитал-профессиях — вроде маркетолога или SEO-специалиста — и вовсе не превышает полугода.
Непрерывное образование, или LLL (Lifelong Learning), — уже давно не «ещё один способ учиться». Это реальность, необходимость. Осознаём мы это или нет.
И это касается абсолютно всех сфер знаний. Возьмём, к примеру, изучение английского. Если вы последний раз соприкасались с ним 10 лет назад, то поздравляем — ваш разговорный язык безбожно устарел. Каждые два года молодёжный сленг меняется полностью, каждый месяц появляются сотни новых слов, а значения старых забываются. Бизнес-английский тоже постоянно в движении: входят в моду новые идиомы и термины, а прежние перестают использоваться.
Даже в топовых вузах мира всё чаще случаются ситуации, когда самые свежие знания, полученные на лекциях, к моменту выпуска уже устаревают. И выпускнику нужно самостоятельно продолжать обучение и постигать новинки.
Во всём виноват EdTech
Есть две основных причины развития LLL: доступность онлайн-образования и быстрое развитие технологий.
Раньше для непрерывного обучения была масса ограничений. Ведь сначала нужно выделить время после работы или иногда даже вместо неё. При этом совсем не факт, что программы повышения квалификации есть в вашем населённом пункте. А для сложных технических профессий обучение и вовсе возможно только в крупных городах. Так что приходится тратить кучу денег на проезд, проживание и само обучение.
Сейчас же этот процесс практически в любой сфере сузился до «включить интернет, зайти на сайт и выбрать программу».
В период пандемии крупные EdTech-компании продемонстрировали стремительный рост. К примеру, капитализация одного из старейших представителей онлайн-образования — K12 Inc. — выросла до невероятных 1,8 млрд долларов. По отчётам на сентябрь и прогнозам аналитиков, прибыль компании в 2020-м превысит миллиард. На российском и украинском рынке абсолютно та же ситуация. EdTech-компании демонстрируют качественный рост. Ведь сейчас онлайн-образование — чуть ли не единственный способ оставаться в тренде и прокачивать знания.
EdTech позволяет гармонично совмещать работу и учёбу. Выделить час на обучение после рабочего дня или в обед гораздо проще, чем час на дорогу к офлайн-курсам, час непосредственно на учёбу и ещё час на обратный путь. Да и многие учебные программы по стоимости в разы ниже, чем их «живые» аналоги. А повышение квалификации даёт отличное конкурентное преимущество для карьерного роста. Поэтому те, кто стремится занять более высокую должность, прокачивают знания и умения онлайн.
Развитие технологий тоже дало мощный толчок для непрерывного обучения. Ведь технологии постоянно меняют основы даже самых незыблемых профессий.
Возьмём строительство. Можно всё делать по старинке, как 50 лет назад. А можно — гораздо эффективнее, используя современные технологии. В 2019 году китайские строители возвели 30-этажный отель всего за 15 дней. А в сумме строительство пятизвёздочного комплекса на 358 номеров — от появления на площадке первого бульдозера до торжественного открытия здания — заняло 48 дней. Ощутимая разница с нашими долгостроями, не так ли?
Технологии двигают мир вперёд. Практически в каждой сфере знаний появляется что-то такое, что меняет её практически полностью. И есть два варианта: либо вы изучаете это и остаётесь квалифицированным и востребованным специалистом, либо игнорируете и остаётесь на обочине рынка.
Корпоративное обучение: когда компании понимают ценность Lifelong Learning
То, что постоянное обучение необходимо взрослым специалистам, учёные поняли ещё задолго до повсеместного распространения интернета. Потому что существовало множество предпосылок к этому.
Сейчас невозможно представить, что студент-программист выпустился из Массачусетского института технологий в 1980-м и проработал до 2020-го без дополнительного обучения — это кажется абсурдом. Потому что в таком случае ему пришлось бы программировать на старой версии C — она хоть как-то сегодня используется. Остальные же языки, существовавшие тогда, сейчас практически мертвы. Так что хочешь или нет — а учиться придётся.
Книга Lifelong Education for Adults («Непрерывное обучение для взрослых»), в которой довольно точно поданы особенности и принципы, была написана ещё в 1989 году. Но интересно то, что теоретические принципы, выведенные в этой работе, стало возможно применить на практике только недавно.
Авторы книги отмечали, что для значительного развития культуры образования оно должно быть доступным, мобильным, непрерывным и работающим на опережение. Сейчас онлайн-курсы практически по любой специальности вполне доступны по цене, их можно проходить где угодно с помощью ноутбука или смартфона. Сама сфера онлайн-образования развивается постоянно, а информация в ней актуализируется оперативно.
Многие компании инвестируют в непрерывное обучение сотрудников миллионы долларов: Apple, IBM, Booking.com, Dropbox, Unilever, Philips, Asana и ещё десятки гигантов рынка внедрили в своих командах практику непрерывного обучения.
Исследования показывают, что практика обучения сотрудников значительно увеличивает их вовлечённость в рабочий процесс. В компаниях, которые не занимаются обучением персонала, только 11% сотрудников максимально вовлечены в работу. А в тех организациях, которые закладывают минимум 40 часов в год на обучение сотрудников, этот показатель превышает 50%.
И в том же исследовании учёные утверждают, что замотивированный и вовлечённый сотрудник работает в среднем на 400% лучше, чем незамотивированный. То есть человек действительно трудится, а не создаёт видимость.
Тут выигрывают одновременно и сотрудник, и компания. Человек получает возможность комфортно совершенствовать свои навыки, оставаясь востребованным специалистом, а компания — профессионала, который разбирается в новых технологиях. И не нужно искать других экспертов, чтобы поддерживать свою позицию на рынке.
К тому же это отличный инструмент для работы с лояльностью сотрудника. Ведь если компания заинтересована в росте специалиста, то она ценит его и хорошо к нему относится — и сотрудник отвечает тем же.
IBM, к примеру, не стали мелочиться и создали собственную образовательную платформу IBM Training, которая превратилась из внутреннего инструмента для повышения квалификации сотрудников в полноценный портал для обучения, сертификаты которого принимаются по всему миру.
Практически все современные специальности требуют постоянного совершенствования знаний и умений. Ведь технологии развиваются без остановки. И не обучаться — это сегодня значит уже проиграть в конкурентной борьбе за более тёплое место.
Непрерывное обучение — залог здоровья
Исследователи уже несколько десятилетий анализируют, как влияет непрерывное обучение на мозг человека, — и результаты удивительные.
Среди студентов онлайн-школы английского языка EnglishDom 28% людей старше 35 лет. И они учатся, не уступая другим возрастным группам по успехам и темпам. Это подтверждает как наш опыт, так и крупные научные изыскания. Обширное исследование мозга здоровых людей от 14 до 79 лет подтверждает: новые нейронные связи без проблем создаются в любом возрасте. И разница между работой мозга подростка и пенсионера слишком незначительна, чтобы быть причиной плохой обучаемости.
Более того, медики считают непрерывное обучение действенной профилактикой неврологических нарушений, в том числе болезни Альцгеймера. Исследователи полагают, что совершенствование профессиональных знаний или изучение иностранного языка снижает риски даже при генетической предрасположенности. Но важно именно непрерывное обучение — когда мозг каждый день изучает новую информацию и формирует новые ассоциативные связи. При этом сам факт высшего образования у пациентов практически не влияет на статистику по этой болезни.
Сегодня в мире укрепляется тенденция: в вузы всё чаще поступают и оканчивают их пожилые люди, старше 70 лет. Старейшим выпускником и вовсе считается Аллан Стюарт — в 2012 году, на момент выпуска из университета, ему было 97 лет. И это было его четвёртое высшее образование.
Если обобщить, то Lifelong Learning — это залог не только профессионального успеха, но и здоровья. Единственная сложность в LLL — оно должно стать образом жизни. Когда человек стремится каждый день получать новую информацию, осваивать что-то новое.
Можно развиваться как специалист, изучая всё новые и новые нюансы профессии. Можно учить иностранные языки, чтобы читать любимых писателей в оригинале. Можно и вовсе начать погружаться в какую-нибудь специальность с нуля, рассматривая её как хобби. Абсолютно неважно, как и что вы будете учить, — главное сам процесс. Движение — это жизнь. И к работе мозга это тоже относится.
Сейчас учиться проще, чем когда-либо. Достаточно выйти в онлайн и выбрать курс или программу обучения. Непрерывное обучение становится всё более доступным. Вдохновляйтесь новыми технологиями, совершенствуйте свои профессиональные знания и учите английский — он пригодится в любом случае 🙂