little endian и big endian что это

Little endian и big endian что это

Чтобы было понятнее, рассмотрим пример. 4-байтное целое число 0x01020304 будет сохранено в памяти системы big endian следующим образом:

Байт0Байт1Байт2Байт3
0x010x020x030x04

Big endian всегда используется для так называемого сетевого порядка байт (network byte order), который применяется при кодировании адресов в сетевых протоколах.

Та же самая величина, которая будет храниться в памяти системы little endian, разместится в противоположном порядке:

Байт0Байт1Байт2Байт3
0x040x030x020x01

Linux kernel может быть либо big endian, либо little endian, в зависимости от архитектуры, в расчете на которую kernel скомпилировано. Ниже в таблице показан endianness для различных типов архитектур процессоров и протоколов.

Big EndianLittle EndianОба варианта
Архитектуры процессоров
AVR32
FR-V
H8300
PA-RISC
S390
Motorola 680×0 PowerPC
SPARC
Alpha
CRIS
Blackfin
Intel 64
IA-32 (x86) MN10300
AT91SAM7
Cortex, STM32
ARM
SuperH (sh)
M32R
MIPS
Xtensa

Протоколы
TCP/IPUSB

Примечание: процессор ARM может быть либо с архитектурой big endian, либо little endian, в зависимости от типа применяемого чипа, однако чаще всего это big endian. Архитектура PowerPC может быть сконфигурирована для работы либо в режиме big endian, либо little endian, но в Linux используется только big endian.

[Почему следует беспокоиться об endianness]

Как уже упоминалось, порядок байт на низком уровне в системе полностью прозрачен для программиста (про endianness можно часто забыть). Однако могут быть проблемы, когда происходит обмен данными с другой системой, поскольку эта другая система может ожидать появления данных в блоке памяти в противоположном порядке.

Например, если заранее нельзя предсказать тип системы на каком-то дальнем окончании сетевого соединения, сетевые протоколы должны заранее определить порядок байт, используемый для хранения многобайтных величин в заголовках пакетов. В этом случае порядок байт называют сетевым порядком байт (network byte order), и для протокола TCP/IP это будет big endian. Таким образом, отправляющая пакеты система конвертирует данные из локального порядка хранения байт в сетевой. После этого принимающая система преобразует данные из сетевого порядка байт в локальный. На практике, когда есть жесткие требования к быстродействию и заранее известно, что локальный порядок байт такой же, как сетевой, операция конверсии отбрасывается в целях оптимизации.

[Как программно определить endianness]

Можно написать простую программу, которая будет определять порядок байт в имеющейся системе.

Строки 1..4 определяют переменную foo, к которой можно обращаться либо как к числу типа int (тип int почти всегда состоит из нескольких байт) или как к массиву символов characters. На строке 6 переменная инициализируется целым значением 1, так что как минимум один байт в многобайтном числе станет равен 1 (наименее значащий байт), а все остальные значащие байты будут нулями. Если байт 0 массива наименее значимый, то он станет равным 1, и это означает, что система little endian. Если байт 0 массива самый значимый байт, то он будет нулем, и значит система big endian.

Kernel определяет различные типы переменных и макросы для обработки значений, которые зависят от порядка байт, отличающегося от используемого процессором текущей системы.

[Идентификаторы типов]

Следующие идентификаторы соответствуют типам u16, u32 и u64, за исключением случаев, когда они определены с поразрядным (bitwise) атрибутом, который вводят для ограничения применения их как целых чисел. Bitwise-атрибут используется утилитой sparse, чтобы гарантировать, что переменная преобразована в локальный тип процессора перед тем, как над переменной выполнятся другие (небезопасные, unsafe) операции.

Следующие типы можно применять для endian-зависимых переменных, после подключения header-файла linux/kernel.h.

[Макросы для преобразований]

Имеется множество макросов для преобразования порядка байт, используемого текущим процессором, в порядок либо big, либо little endian. Дополнительно для каждого типа конверсии имеются отдельные макросы для 16-, 32- и 64-разрядных значений. Имена макросов кодируют исходный и целевой порядок байт значения, так что по имени сразу понятно, что каждый макрос делает.

В целях написания портируемого кода Вы должны всегда применять эти макросы для преобразования из одного целевого порядка байт в другой, даже если заранее знаете, что это не требуется для того процессора, который сейчас используете. Если исходный и целевой порядок байт одинаковый, то макрос не будет выполнять никаких действий, так что применение макросов на быстродействии никак не скажется.

Следующие макросы вернут значение после конвертации. Обратите внимание, что заголовочный файл linux/kernel.h является заголовком, который должен быть подключен к файлам исходного кода, где макросы используются, но это не тот файл заголовка, где макросы реально определены.

Следующие макросы делают то же самое, что и предыдущие, но здесь место расположения исходной величины и преобразованной величины совпадают. Обратите внимание, что имена этих макросов такие же, только добавлен суффикс «s» (от латинской фразы in situ, что обозначает в том же месте) в конце каждого имени.

Следующие макросы предоставляют алиасы для имен функций, которые обычно применяются для преобразования порядка байт в коде сетевых приложений. Первые два макроса используются для преобразования из локального в сетевой порядок байт. Остальные два предоставляют обратное преобразование. Буквы «s» и «l» в конце имен в этом случае означают short (16-битное значение) и long (32-битное значение).

Как отмечалось ранее, сетевой порядок байт всегда big endian, и реализация этих макросов гарантирует корректное использование порядка байт сетевым хостом.

Источник

Сокеты Windows. Порядок байтов

в этой статье и двух сопутствующих статьях объясняются некоторые проблемы, связанные с программированием сокетов Windows. В этой статье описывается порядок байтов. другие проблемы описаны в статьях: сокеты Windows: блокировка и Windowsные сокеты: преобразование строк.

Если вы используете или наследуете от класса CAsyncSocket, вам придется самостоятельно управлять этими проблемами. Если вы используете или наследуете от класса CSocket, MFC управляет ими.

Порядок байтов

Различные архитектуры компьютеров иногда хранят данные, используя различные порядки байтов. Например, компьютеры на базе технологии Intel хранят данные в противоположном порядке компьютеров Macintosh (Motorola). Порядок байтов Intel, называемый прямым порядком байтов, также является обратным по отношению к сетевому стандарту с обратным порядковым порядком байтов. Эти термины объясняются в следующей таблице.

Упорядоченность больших и Little-Endian байт

Порядок байтовЗначение
Big-EndianНаиболее значимый байт находится в левом конце слова.
Little-EndianНаиболее значимый байт находится в правом конце слова.

Как правило, не нужно беспокоиться о преобразовании порядка байтов для данных, отправляемых и получаемых по сети, но существуют ситуации, в которых необходимо преобразовать заказы байтов.

Когда необходимо преобразовать порядок байтов

Порядок байтов необходимо преобразовать в следующих ситуациях:

Вы передаете сведения, которые должны интерпретироваться сетью, а не данные, отправляемые на другой компьютер. Например, можно передать порты и адреса, которые должны быть понятны сети.

Серверное приложение, с которым вы обмениваетесь данными, не является приложением MFC (и у вас нет исходного кода). Это вызывает преобразование порядка байтов, если два компьютера не имеют одинаковый порядок байтов.

Если не нужно преобразовывать порядок байтов

Вы можете избежать операций преобразования порядка байтов в следующих ситуациях:

Компьютеры на обоих концах могут согласиться не менять байты, и оба компьютера используют одинаковый порядок байтов.

Сервер, с которым вы обмениваетесь данными, является приложением MFC.

У вас есть исходный код для сервера, с которым вы обмениваетесь данными, поэтому вы можете явно определить, нужно ли преобразовывать побайтовые заказы.

Сервер можно перенести в MFC. Это довольно просто, и результат обычно меньше, чем быстрее.

Работая с CAsyncSocket, необходимо самостоятельно управлять любыми необходимыми преобразованиями порядка байтов. Windowsные сокеты стандартизируют модель порядка байтов с обратным порядком следования и предоставляют функции для преобразования между этим заказом и другими. Однако CArchive, который используется с CSocket, использует противоположный порядок («с прямым порядком следования байтов)», но позаботится о преобразованиях порядка байтов. используя это стандартное упорядочение в приложениях или используя функции преобразования порядка байтов Windows сокетов, можно сделать код более переносимым.

Идеальным вариантом использования сокетов MFC является ситуация, когда вы пишете оба конца связи: использование MFC на обоих концах. если вы создаете приложение, которое будет взаимодействовать с приложениями, не использующими MFC, например с FTP-сервером, вам, вероятно, придется самостоятельно управлять обменом байтов перед передачей данных в архивный объект с помощью подпрограмм преобразования Windows sockets нтохс, нтохл, хтонси хтонл. Ниже в этой статье приводятся примеры этих функций, используемых при взаимодействии с приложениями, не использующими MFC.

Если другой конец обмена данными не является приложением MFC, необходимо также избегать потоковой передачи объектов C++, производных от, CObject в архив, так как получатель не сможет их обрабатывать. см. примечание в Windows sockets: использование сокетов с архивами.

дополнительные сведения о побайтовых заказах см. в описании спецификации сокетов Windows, доступной в Windows SDK.

Пример преобразования Byte-Order

В следующем примере показана функция сериализации для CSocket объекта, который использует Архив. кроме того, в нем показано использование функций преобразования порядка байтов в API Windows sockets.

В этом примере представлен сценарий, в котором выполняется запись клиента, взаимодействующего с серверным приложением, не являющимся MFC, для которого отсутствует доступ к исходному коду. В этом сценарии необходимо предположить, что сервер, не являющийся сервером MFC, использует стандартный сетевой порядок байтов. В отличие от этого, клиентское приложение MFC использует CArchive объект с CSocket объектом и CArchive использует порядок байтов с прямым порядком следования, противоположный стандарту сети.

Предположим, что сервер, не относящийся к MFC, с которым планируется обмениваться данными, имеет установленный протокол для пакета сообщений, который выглядит следующим образом:

В терминах MFC это выражение выражается следующим образом:

В C++, по struct сути, это то же самое, что и класс. Message Структура может иметь функции элементов, например Serialize функцию члена, объявленную выше. Serialize Функция члена может выглядеть следующим образом:

В этом примере вызывается преобразование порядка байтов данных, так как существует четкое несоответствие порядка байтов серверного приложения, не относящегося к MFC, на одном конце и CArchive используемого в клиентском приложении MFC на другом конце. в примере показаны несколько функций преобразования порядка байтов, которые Windows предоставляются сокетами. Эти функции описаны в следующей таблице.

Windows сокеты Byte-Order функции преобразования

ФункцияНазначение
нтохсПреобразование 16-разрядного количества из сетевого байтового порядка в порядок размещения байтов (с обратным порядком байтов (Big-endian).
нтохлПреобразование 32-разрядного количества из сетевого байтового порядка в порядковый номер размещения в байтах (с обратным порядком байтов).
хтонсПреобразует 16-разрядное количество из байтового порядка узла в сетевой байтовый порядок (с прямым порядком байтов с обратным порядком байтов).
хтонлПреобразование 32-разрядного количества из байтового порядка узла в сетевой байтовый порядок (с прямым порядком байтов с обратным порядком байтов).

Еще одной точкой этого примера является то, что если приложение сокета на другом конце связи является приложением, не являющимся MFC, необходимо избегать выполнения следующих действий:

Дополнительные сведения можно найти в разделе

Источник

Little-Endian против Big-Endian

Одно время приходилось постоянно работать с сетевыми данными и в особенности с заголовками сетевого и транспортного уровней модели OSI. Постоянно напрягал тот факт, что многие поля были в Big-Endian, а код выполнялся на архитектуре Little-Endian. Ну невозможно было постоянно вызывать ntohl(), htonl(), ntohs(), htons().

little endian и big endian что это
Автор фото: Ciroduran, источник фото: flickr.

Шаблон для порядка байтов LittleEndian:

little endian и big endian что это

Шаблон для порядка байтов BigEndian:

little endian и big endian что это

Используются шаблоны следующим образом:

little endian и big endian что это

Осталось дать типам более симпатичные имена, например так:

little endian и big endian что это

Теперь можно использовать типы через более короткие имена u16be, u32be

UPDATE1:
Как был верно замечено пользователем qehgt в комментарии к посту, код не вполне корректен для 64-битных чисел. Прошу прощения за эту оплошность. Вот LittleBigEndian.h (см. новую ссылку ниже в UPDATE3), в котором эта ошибка исправлена.

UPDATE2:
Товарищ sic провел тесты скорости работы приведённых шаблонов по сравнению с функциями htohl(), htonl(), ntohs(), htons(). Тесты показали относительное повышение быстродействия при использовании приведенных шаблонов вместо вызова библиотечных функций. Спасибо, за проделанную работу.

Источник

Понятие порядка байтов в цифровых системах: прямой (Big Endian) и обратный (Little Endian) порядок байтов

Различные термины «порядка байтов» («endian») могут показаться немного странными, но основная концепция довольно проста. Если вы еще не хорошо знакомы с вариантами порядка байтов, читайте статью дальше!

Порядок байтов, прямой порядок (big endian), обратный порядок (little endian). Что означают эти термины, и как они влияют на работу инженеров?

Что такое порядок байтов?

Оказывает, это неправильный вопрос. При обсуждении данных «порядок байтов» не является отдельным термином. Вернее, к форматам расположения байтов относятся термины «прямой порядок» («big-endian») и «обратный порядок» («little-endian»).

Термины берут начало в «Путешествиях Гулливера» Джонатана Свифта, в которых начинается гражданская война между теми, кто предпочитает разбивать вареные яйца на большом конце («big-endians»), и теми, кто предпочитает разбивать их на маленьком конце («little-endians»).

В 1980 году израильский ученый-компьютерщик Денни Коэн написал статью («О священных войнах и призыве к миру»), в которой он представил насмешливое объяснение столь же мелкой «войны», вызванной одним вопросом:

«Каков правильный порядок байтов в сообщениях?»

Чтобы объяснить эту проблему, он позаимствовал у Свифта термины «big endian» и «little endian», чтобы описать две противоположные стороны дискуссии о том, что он называл «endianness» (в данном контексте «порядок байтов»).

Когда Свифт писал «Путешествия Гулливера» где-то в первой четверти восемнадцатого века, он, конечно, не знал, что однажды его работа послужит вдохновением для неологизмов двадцатого века, которые определяют расположение цифровых данных в памяти и системах связи. Но такова жизнь – часто странная и всегда непредсказуемая.

Зачем нам нужен порядок байтов

Несмотря на сатирическую трактовку Коэном борьбы «big endians» (прямого порядка, от старшего к младшему) против «little endians» (обратного порядка, от младшего к старшему), вопрос о порядке байтов на самом деле очень важен для нашей работы с данными.

Блок цифровой информации – это последовательность единиц и нулей. Эти единицы и нули начинаются с наименьшего значащего бита (least significant bit, LSb – обратите на строчную букву «b») и заканчиваются на наибольшем значащем бите (most significant bit, MSb).

Это кажется достаточно простым; рассмотрим следующий гипотетический сценарий.

32-разрядный процессор готов к сохранению данных и, следовательно, передает 32 бита данных в соответствующие 32 блока памяти. Этим 32 блокам памяти совместно назначается адрес, скажем 0x01. Шина данных в системе спроектирована таким образом, что нет возможности смешивать LSb с MSb, и все операции используют 32-битные данные, даже если соответствующие числа могут быть легко представлены в 16 или даже 8 битами. Когда процессору требуется получить доступ к сохраненным данным, он просто считывает 32 бита с адреса памяти 0x01. Эта система является надежной, и нет необходимости вводить понятие порядка байтов.

Возможно, вы заметили, что слово «байт» в описании этого гипотетического процессора нигде не упоминалось. Всё основано на 32-битных данных – зачем нужно делить эти данные на 8-битные части, если всё оборудование предназначено для обработки 32-битных данных? Вот здесь-то теория и реальность расходятся. Реальные цифровые системы, даже те, которые могут напрямую обрабатывать 32-битные или 64-битные данные, широко использую 8-битный сегмент данных, известный как байт.

Порядок байтов в памяти

Удобным средством демонстрации порядка байтов действии и объяснения разницы между прямым и обратным порядками является процесс хранения цифровых данных. Представьте, что мы используем 8-разрядный микроконтроллер. Всё аппаратное обеспечение в этом устройстве, включая ячейки памяти, предназначено для 8-битных данных. Таким образом, адрес 0x00 может хранить один байт, адрес 0x01 тоже хранит один байт, и так далее.

little endian и big endian что это Эта схема показывает 11 байтов памяти, то есть 11 ячеек памяти, причем каждая ячейка хранит 8 бит данных

Допустим, мы решили запрограммировать этот микроконтроллер, используя компилятор C, который позволяет нам определять 32-разрядные (т.е. 4-байтовые) переменные. Компилятор должен хранить эти переменные в смежных ячейках памяти, но что не очень понятно, так это то, в самом младшем адресе памяти должен храниться наибольший значащий байт (most significant byte, MSB – обратите внимание на заглавную «B») или наименьший значащий байт (least significant byte, LSB).

Другими словами, должна ли система использовать порядок памяти от старшего к младшему (прямой порядок, big-endian) или от младшего к старшему (обратный порядок, little-endian)?

little endian и big endian что это Хранение данных с прямым порядком и с обратным порядком. » D » относится к 32-разрядному слову данных, а номера индексов указывают на отдельные биты от MSb ( D31 ) до LSb ( D0 )

Здесь на самом деле нет правильного или неправильного ответа – любая договоренность может быть совершенно эффективной. Решение между прямым и обратным порядком может быть основано, например, на поддержании совместимости с предыдущими версиями данного процессора, что, конечно, поднимает вопрос о том, как инженеры приняли решение для первого процессора в этом семействе. Я не знаю; возможно, генеральный директор подбросил монету.

Прямой порядок против обратного порядка

Прямой порядок (big endian) указывает на организацию цифровых данных, которая начинается с «большого» конца слова данных и продолжается в направлении «маленького» конца, где «большой» и «маленький» соответствуют наибольшему значащему и наименьшему значащему битам соответственно.

Обратный порядок (little endian) указывает на организацию, которая начинается с «маленького» конца и продолжается в направлении «большого» конца.

Решение между прямым и обратным порядками байтов не ограничивается схемами памяти и 8-разрядными процессорами. Байт является универсальной единицей в цифровых системах. Подумайте только о персональных компьютерах: пространство на жестком диске измеряется в байтах, ОЗУ измеряется в байтах, скорость передачи данных по USB указывается в байтах в секунду (или в битах в секунду), и это несмотря на тот факт, что 8-разрядные персональные компьютеры полностью устарели. Вопрос о порядке байтов вступает в игру всякий раз, когда цифровая система совмещает хранение или передачу данных на основе байтов с числовыми значениями, длина которых превышает 8 бит.

Инженеры должны знать о порядке байтов, когда данные хранятся, передаются или интерпретируются. Последовательная связь особенно восприимчива к проблемам с порядком байтов, поскольку байты, содержащиеся в многобайтовом слове данных, неизбежно будут передаваться последовательно, обычно либо от MSB до LSB, либо от LSB до MSB.

little endian и big endian что это Порядок байтов в контексте последовательной передачи данных

Параллельные шины не защищены от путаницы с порядком байтов, поскольку ширина шины может быть короче ширины данных. И в этом случае прямой или обратный порядок байтов должен быть выбран для параллельной побайтовой передачи данных.

Примером интерпретации на основе порядка байтов является случай, когда байты данных передаются от модуля датчика на ПК через «последовательный порт» (что в настоящее время почти наверняка означает, что в качестве COM порта используется USB соединение). Допустим, всё, что вам нужно сделать, это вывести эти данные, используя какой-то код MATLAB. Когда вы вводите эти байты в среду MATLAB и конвертируете их в обычные переменные, вы должны интерпретировать значения отдельных байтов в соответствии с порядком, в котором они хранятся в памяти.

Заключение

Очень жаль, что универсальная система порядка байтов не была создана еще в начале цифровой эпохи. Я даже не хочу знать, сколько коллективных часов человеческой жизни было посвящено решению проблем, вызванных несовпадающим порядком байтов.

В любом случае, мы не можем изменить прошлое, и мы также вряд ли убедим каждую компанию, производящую полупроводниковую технику и программное обеспечение, пересмотреть свои производственные линии для достижения единого универсального порядка байтов. Что мы можем сделать, так это добиваться согласованности наших собственных проектов и предоставлять четкую документацию, если существует вероятность конфликта между двумя составляющими частями системы.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *