legal liberal arts что это
Юриспруденция – Legal Liberal Arts
Описание
Пишите нам на Whatsapp
«Юриспруденция – Legal Liberal Arts» – бакалавриат нового уровня, программа подготовки квалифицированных юристов с панорамным видением современного мира.
НАША ЦЕЛЬ
Подготовить специалистов, обладающих глубокими знаниями в сфере права и смежных с ним социогуманитарных дисциплин, широкой эрудицией, критическим мышлением, умением самостоятельно организовывать свою работу, творчески подходить к решению задач.
НАШИ ПРИНЦИПЫ
Программой предусмотрено 12 возможных траекторий построения обучения: у наших студентов будет возможность выбора из трех основных (major) и четырех дополнительных (minor) специализаций.
В состав основных специализаций (Корпоративная юриспруденция, Глобальная юриспруденция, Академическая юриспруденция) включены вариативные курсы: студенты смогут изучать наиболее интересные им дисциплины в рамках выбранного профиля.
Прием проводится на базе среднего общего образования, среднего профессионального образования, высшего образования на основании оцениваемых по стобалльной шкале результатов ЕГЭ и (или) вступительных испытаний, проводимых Академией самостоятельно для отдельных категорий поступающих.
Наименование вступительного испытания и их приоритетность:
2. Предмет по выбору поступающего:
Выдаваемые документы:
Директор образовательной программы
«Юриспруденция – Legal Liberal Arts» –
Назмутдинов Булат Венерович
Декан Высшей школы правоведения –
Зайцев Олег Владимирович
Компетенции и преимущества
Программа, включающая все ключевые юридические дисциплины, при этом позволяет подготовить специалистов, осуществляющих профессиональную деятельность в одной из трех сфер:
Дисциплины специализации вводятся постепенно, начиная со второго курса. В первый год обучения студентам преподают дисциплины общего блока, что позволит им ознакомиться с основными направлениями в праве, сделать осознанный выбор специализации.
В рамках концепции Liberal Arts студенты начиная со второго курса один день в неделю изучают один из четырех майноров:
Программа предполагает проведение лекций, к которым студенты готовятся заранее («перевернутых лекций»), преимущественно семинарское взаимодействие с преподавателями, уникальные авторские курсы, интерактивное обучение (круглые столы, деловые игры, игровые судебные процессы, групповые проекты), проведение мастер-классов и встреч с преподавателями и практиками из различных областей права.
В программу включены четыре модуля, направленных на освоение главных навыков юриста:
Эти курсы пронизывают все четыре года обучения по программе и предполагают поступательное развитие компетенций, необходимых в профессиональной деятельности юриста.
Программа направлена на развитие у студентов универсальных компетенций, включает в себя курсы по глобальным проблемам современного мира, истории, философии, урбанистике, маркетингу, иностранному языку, в том числе в сфере юриспруденции. Данные курсы («Великие книги», «Право и биоэтика») поддерживают и развивают основу юридического образования.
У каждого Major (профиля) будет наставник, занимающийся данной областью в рамках своей научной и профессиональной деятельности. Наставники начнут индивидуальную работу со студентами уже на первом курсе, помогут им сформировать целостное представление о праве, выбрать специализацию. В дальнейшем они будут содействовать в освоении профессиональных навыков, направлять студентов в рамках самостоятельной работы, оказывать помощь в выборе курсов и построении образовательной траектории.
Что такое – система Liberal Arts? Объясняет ИОН РАНХиГС
В преддверие старта приемной кампании в России, мы рассказываем об уникальных программах институтов РАНХиГС. Сегодня речь пойдет о формате Liberal Arts. Эксперты Института общественных наук (ИОН) РАНХиГС расскажут о том, что можно изучать в формате Liberal Arts? При чем тут академическое чтение и критическое мышление. И почему за этим нужно идти именно в Президентскую академию.
Liberal Arts – это американская система обучения, которая получила широкое распространение в университетах и колледжах США во второй половине ХХ века. Основной принцип обучения на программах LA – междисциплинарность и максимальная свобода выбора для студента. Несмотря на мировую популярность, для России этот формат все еще остается редкостью. В Москве программы формата Liberal Arts реализуется только в Институте общественных наук РАНХиГС.
2. На Liberal Arts можно изучать все что угодно?
Почти так. Любой студент самостоятельно выбирает модули и курсы. За 4 года на программах Liberal Arts студент может освоить два профиля: основной (major) и дополнительноый (minor). Поэтому этот формат обучения называют еще «многопрофильный бакалавриат».
В ИОН студенты выбирают из 13 основных и 18 дополнительных профилей. Основные профили делятся в свою очередь на два трека: российские и британские. На британских программах дополнительный профиль не предусмотрен. Вместо этого, бо́льшую часть курсов студенты изучают на английском языке и по окончании программы получают три полноценных диплома: российские дипломы РАНХиГС и МВШСЭН и британский диплом университета Ковентри.
Таким образом, любой первокурсник этих программ имеет 253 возможных траектории построения своего обучения. Кроме того, большая часть дисциплин, входящих в основные профили, состоят из вариативных курсов. То есть, студент самостоятельно может выбирать дисциплины для изучения уже в рамках своей специализации.
3. Мои ЕГЭ будут влиять на возможности выбора?
Liberal Arts предусматривает, что при поступлении ваш набор ЕГЭ может не совпадать с направлением, которое вас интересует: кто-то под страхом смерти не пойдет сдавать профильную математику, кто-то ужасно боится литературы или биологии. Для поступления на Liberal Arts, можно использовать один из 6 наборов ЕГЭ:
· русский + обществознание + математика (профильная)
· русский + история + иностранный язык
· русский + литература + внутренний экзамен
· русский + иностранный язык + математика (профильная)
· русский + биология+ математика (профильная)
Формально, вы поступите на направление, которое предполагает ваш набор ЕГЭ. Но это не совсем так. Первый курс на Liberal Arts отводится на самоопределение. Вам предстоит изучить специальный блок дисциплин, который поможет развить Soft skills и понять, какие направления вам по-настоящему близки. Программа первого курса для студентов всех 13 направлений – единая, но обучение проходит в группах не более 20 человек. По итогам первого курса вы можете снова выбрать программу обучения. Если к этому времени, вы решите, что хотите продолжить обучение на другом направлении, то вы можете это свободно сделать. ЕГЭ в этом случае не будут иметь никакого значения.
4. Так как все-таки можно выбрать основной и дополнительный профиль?
Выбор основного профиля происходит после первого курса. Если вы вдруг решите, что хотите заниматься журналистикой, а не рекламой, или публичной политикой вместо социологии, вам потребуется написать заявление в деканат. Да, это единственное, что от вас потребуется сделать. Со второго курса вы начнете изучать дисциплины направления, которое вам интересно.
Дополнительный профиль вам предстоит выбрать в конце второго курса. Этот выбор тоже абсолютно свободный и потребует от вас также только заявления в деканат. Дополнительный профиль можно выбирать в качестве дополнения к вашему основному профилю, или выбрать что-то совсем несвязанное с вашей основной программой: зарубежное регионоведение + современный медиа-текст – почему бы и… да!
5. Есть ли список дополнительных профилей?
Конечно. Сейчас студенты программ Liberal Arts могут выбрать один из 18 дополнительных профилей. Ежегодно их количество увеличивается, так как у студентов возникают новые профессиональные запросы.
· Языки цивилизаций Востока
· Теория и практика современной мировой экономики (русскоязычный и англоязычный треки)
· Политическая теория и мировая политика
· Конфликтология и медиация: взаимодействие со сложными людьми и проблемами
· Современные социологические исследования
· История массовой культуры
· Новые исследования современной культуры
· Перевод: от теории к практике
· Методы проектирования и управления проектами
· Правовое регулирование предпринимательства и корпоративного управления
· Цифровые гуманитарные науки. Digital Humanities
· Спорт: анализ, управление, продвижение
· Основы филантропии и социального предпринимательства
6. Это все, что мне нужно знать о Liberal Arts?
Пожалуй, есть еще несколько важных нюансов.
1) Языковая подготовка.
Студенты программ LA изучают 2 языка: английский + второй иностранный. И да, второй иностранный тоже можно выбирать без каких-либо ограничений. В ИОН работает крупнейшая кафедра иностранных языков, поэтому выбирать можно из целых 9 :
Если вам захочется изучить какой-то другой язык, это тоже возможно сделать. Достаточно найти 9 единомышленников с курса и обратиться с запросом на Кафедру вторых иностранных языков.
2) Тьюторское сопровождение учебного процесса
На программах LA работает особенная служба, которая помогает выстраивать каждому студенту свой уникальный образовательный и профессиональный маршрут. У тьютора каждого курса свои задачи: от развития у студента навыков самоопределения до работы с профессиональными запросами и разработки резюме выпускника. Тьюторы работают со студентами в двух форматах: групповом и индивидуальном.
3) Академическое чтение, критическое мышление, профессиональные мастерские
На LA студенты изучают особенные курсы, которые помогают развить soft skills. Например, курс Great Books позволяет студентам, познакомится с произведениями мировой литературы, которые оказали влияние на развитие культуры и профессиональной среды.
4) Международная мобильность
Студенты программ могут выезжать в зарубежные стажировки начиная со второго семестра первого курса. Эти стажировки могут быть как языковыми, так и профессиональными. ИОН сотрудничает с 46 университетами в 18 странах мира.
7. Звучит заманчиво. А доплачивать за перевыборы, дополнительный профиль, языки и тьюторов нужно?
Нет. Все, что мы здесь рассказали и есть сам формат. Liberal Arts не включает дополнительных платных опций. Кроме того, на всех программах есть бюджетные места и система скидок для талантливых абитуриентов. Единственный возможный вариант, когда стоимость программы может меняться, связан со сменой выбора направления. При этом, цена обучения на всех программах фиксируется на все 4 года.
«Юриспруденция – Legal Liberal Arts»– программа бакалавриата нового уровня
Представляем новую программу бакалавриата «Юриспруденция – Legal Liberal Arts», которую реализует Высшая школа правоведения ИГСУ РАНХиГС.
Это – программа нового уровня, которая направлена на подготовку квалифицированных юристов с панорамным видением современного мира.
– Чем уникальна программа?
– «Юриспруденция – Legal Liberal Arts» – это бакалаврская программа нового типа, формирующая широкий юридический кругозор: она сочетает углубленные знания и навыки в юриспруденции с дополнительным образованием по выбранному профилю (экономика, психология, журналистика или международные отношения и зарубежное регионоведение). В рамках программы изучаются все базовые юридические дисциплины – от теории права и конституционного права до арбитражного процесса.
Со второго курса начинается профилизация: можно специализироваться в академической, корпоративной, глобальной юриспруденции и параллельно выбрать так называемые «майноры» (неюридические траектории).
Все 4 года будут вестись курсы и практикумы, связанные с юридическим письмом, деловой коммуникацией, проектной работой.
LLA – очень это насыщенная программа, где нужно будет серьезно учиться и готовиться к занятиям.
– Чему конкретно меня научат? Как построено обучение?
– Студенты изучат основы ключевых отраслей права, освоят основные юридические навыки – составление документов, выстраивание аргументации, выступление перед судом и многое другое. Они также научатся работать с большими массивами информации, видеть взаимодействие права со смежными социогуманитарными областями.
Программа предполагает уникальные авторские курсы, так называемые «перевернутые лекции» (студенты готовятся к ним заранее), преимущественно семинарское взаимодействие с преподавателями, встречи с практиками из различных областей права.
Здесь также присутствует множество вариантов интерактивного обучения – круглые столы, деловые игры, игровые судебные процессы, групповые проекты, мастер-классы.
– Кто преподаватели? Есть ли предметы на иностранном языке?
– У нас очень сильный преподавательский состав.
На первом курсе теорию права читает Б.В. Назмутдинов, автор книги о политико-правовых аспектах классического евразийства, специалист по теории государства и права, истории правовых и политических учений.
Историю отечественного государства и права преподает правозащитник, юрист, доктор юридических наук К.П. Краковский, приоритетным научным направлением для которого является исследование судебных институтов в дореволюционной России, соотношение правовых традиций России и Запада.
В сфере научных интересов преподавателя истории государства и права зарубежных стран Л.Р. Симонишвили – проблемы организации государственной власти прошлого и современности в различных типах цивилизаций и правовых культур.
Логику и критическое мышление преподает доктор философских наук Е.Н. Лисанюк, специалист в области средневековой и деонтической логики, теории аргументации, прикладных аспектов современной логики.
Юридическое письмо будут преподавать выпускница Йеля и Оксфорда, бывший член правления проекта «Бизнес и права человека» Американской ассоциации юристов Е. Даниленко; тренер и эксперт по глобальным ресурсам правовой информации и правовым технологиям Э. Мангасарян, имеющая многолетний опыт работы в ведущих международных и российских юридических фирмах; выпускница Оксфорда и Гарварда и нынешний аспирант Кембриджского университета А. Лукина.
Ряд замечательных преподавателей можно продолжать.
Планируется ведение предметов на иностранных языках (в сфере международного права, публичной юриспруденции, налогового планирования, биоэтики и др.)
– Какую специальность получат выпускники?
– Специальность в дипломе – юрист. Специализация 40.03.01 – Юриспруденция, бакалавриат.
– Где будут работать выпускники? Сколько они будут зарабатывать?
– Выпускники смогут работать юристами в различных областях, на которые ориентированы профили программы:
Юридическая специальность – практическая по своей природе. Студенты получают не только знания, но и профессию, которая сможет обеспечить достойный труд и приличную зарплату.
– Как поступить на программу?
– По ЕГЭ (по сумме 3 экзаменов: 1) обществознание, 2) предмет по выбору поступающего: иностранный язык, история, 3) русский язык), а также по предметным олимпиадам (всероссийским или профильным).
Предусмотрено 5 бюджетных мест, 3 места – за счет РАНХиГС (грантовые места), 50 коммерческих мест, стоимость обучения – 380 тысяч, есть скидки.
Обучение проходит в московском кампусе (метро Юго-Западная).
Законы поменялись, а образование нет: что не так с юридическими факультетами в России
Как выучить юриста, чтобы он действительно смог работать по специальности? Сколько времени нужно отводить теории и практике? Как это работает в России — и работает ли? Мы поговорили с Булатом Назмутдиновым, доцентом Высшей школы экономики и директором образовательной программы Legal Liberal Arts в РАНХиГС. Обсудили, что происходит с юридическим образованием в России сегодня — и как его нужно менять.
«Юристы традиционно люди консервативные»
Российское юридическое образование меняется медленно. Вообще, традиционно юристы люди достаточно консервативные, они часто стремятся сохранять и воспроизводить существующую социальную иерархию. Об этом есть классическое исследование Данкана Кеннеди — что юристы составляют такую закрытую профессиональную группу, которая способствует, скажем так, больше охранительным тенденциям, чем реформистским. И в образовании это тоже проявляется: сейчас много внимания у нас уделяется тому, чтобы сохранять существующий юридический бакалавриат.
В то же время история показывает, что во времена кризисов именно юристы брали на себя роль реформаторов, революционеров. Например, во время Великой французской революции многие политические деятели были по образованию юристами. Впрочем, эта традиция идет еще со времен Древнего Рима — политические деятели оказываются так или иначе связаны с правом. Например, Цицерон не был классическим юристом, он был судебным оратором, а потом и публичным политиком, который мог себе позволить писать какие-то политические произведения, высказываться по разным общественно важным вопросам.
Самая крупная реформа, которая пока произошла в юридическом образовании в России, — это переход от специалитета к бакалавриату. На самом деле, в большинстве вузов была скорее такая маскировка под бакалавриат: программу специалитета просто «упаковали» в четыре года, выкинув полугодовую практику. Преимущественно изменения были косметическими, и бакалавриат, который у нас сейчас, — это во многом советский юридический специалитет с некоторыми постсоветскими вариациями. Я думаю, что в нем есть то, что стоит поменять.
«Нужно дать больше свободы вузам»
Как обычно выглядит юридический бакалавриат? От вуза к вузу он варьируется, но не так сильно, как, допустим, социология или культурология. Программа схожая и в тех вузах, где ее разрабатывают по федеральным стандартам (ФГОСам), и там, где могут принимать оригинальные стандарты (это, например, Вышка, РАНХиГС, МГУ, СПбГУ).
На первом курсе преподают общеобразовательные дисциплины (история России, философия, социология) плюс самые базовые вещи из области права (теория и история права, конституционное право). На втором-третьем году начинаются специальные предметы. Преподают гражданское право, административное, уголовное. Затем идет трудовое право, иногда международное публичное право, которое касается взаимоотношений между разными государствами, неправительственными организациями и гражданами. Потом финансовое право, процессуальные дисциплины, международное частное право. Дальше уже студент может выбирать многочисленные спецкурсы, фокусироваться на чем-то одном.
Главная проблема в том, что вся программа чаще всего включает 25 обязательных предметов, и это слишком много. Студенты изучают все: и семейное право, и криминологию, и криминалистику, и информационные технологии. Времени на все эти области не хватает, и в результате все это преподается в очень сжатом объеме.
Эту ситуацию нужно менять — и оставлять в ядре юридического образования 10–12 наиболее фундаментальных предметов
Гражданское право, уголовное право, какие-то процессуальные дисциплины, теорию права, международное публичное право. Остальное в той или иной степени можно отдать на выбор студенту — или руководителю образовательной программы и коллегам, ответственным за наполнение учебных планов. В целом нужно дать больше свободы вузам, чтобы они исходя из своей направленности сами определяли свои траектории, а не заставляли бы факультеты включать все дисциплины подряд — в том числе из страха, что придет проверка и найдет расхождения со стандартами.
Гармония между теорией и практикой
Другая большая проблема российского юридического образования — оно плохо адаптировалось под Болонскую систему с разделением на бакалавриат и магистратуру. К слову, юристы очень не хотели вступать в эту систему, их долгое время продолжали учить в специалитете. Некоторые постсоветские страны просто мимикрировали, сохранив по сути прежнюю систему: например, в Польше после пяти лет обучения юристам сразу дают магистерскую степень.
В России выпускники бакалавриата приходят на свой факультет в магистратуру, и часто там им два года те же самые люди читают те же самые курсы. Магистратура изначально задумывалась как место, где получают узкую специализацию те, у кого уже есть общее образование в своей области. У нас это не так, и не только на юридических факультетах, — программы получаются слишком общие, несфокусированные. Плюс, как это ни странно, в бакалавриате студенты обычно более мотивированные, заинтересованные.
В магистратуру обычно приходят уже взрослые усталые люди — работающие, семейные
Они учатся по вечерам, многие просто приходят за дипломом (например, магистерская степень необходима, чтобы стать судьей). Такие студенты не успевают ничего читать, пропускают занятия. Поэтому качество работы в магистратуре по некоторым направлениям хуже, чем в бакалавриате, а должно быть наоборот. Эту проблему можно решить только комплексно: тут нужны и хорошие стипендии, и более специализированные, связанные с индустрией магистерские программы.
Еще одна большая проблема — как совместить в юридическом бакалавриате глубокое погружение в теорию и практику. Я лично думаю, что это просто нереально. Опять же, в первые два года студент только начинает входить в профессию на самом общем уровне, и только в последние два он накапливает знания по специальности. Чем-то все-таки придется пожертвовать. Если крен будет в сторону практического бакалавриата, жертвовать придется глубиной панорамы и междисциплинарным мышлением. Если двигаться к более классическому юридическому образованию, то придется опускать какой-то практический момент.
Практики сегодня, кстати, охотно идут в университет — проводить мастер-классы, встречи со студентами. В том числе потому, что так они сокращают издержки на привлечение стажеров и работников — приходят в вуз и набирают из числа хороших студентов. Здесь тенденция наблюдается хорошая.
Legal Liberal Arts: майноры, наставники, «перевернутые лекции»
В РАНХиГС меня пригласили возглавить экспериментальную программу, где предметный (юридический) бакалавриат сочетается c элементами Liberal Arts, или «свободных искусств». Это пока не очень известная в России система гуманитарного образования.
Liberal Arts and Sciences (англ. «свободные искусства и науки») — американская система обучения в бакалавриате, которая подразумевает, что студент получает общее гуманитарное образование в атмосфере свободы выбора и междисциплинарного подхода. На программах по Liberal Arts студенты сами выстраивают свою учебную траекторию и далеко не сразу определяется со специализацией, которая при этом может варьироваться от журналистики до политологии и рекламы. В России программы Liberal Arts работают на базе СПбГУ и РАНХиГС, схожая система существует в Школе перспективных исследований ТюмГУ. Хороший обзор того, как работают программы Liberal Arts в России, можно найти здесь.
Наша программа называется «Юриспруденция — Legal Liberal Arts». В целом она у нас небольшая, в этом году мы ждем 60 человек. Выглядеть все это будет следующим образом. В силу нормативных ограничений мы оставили все основные предметы, которые изучают студенты, вплоть до криминалистики и арбитражного процесса, — то есть они получают хорошую юридическую базу. Выбрать можно будет одно из трех направлений: либо это корпоративное право, либо глобальная юриспруденция (юрист в международной среде), либо академическая юриспруденция (юрист в сфере публичной коммуникации, в том числе в университетах).
К этому мы добавили возможность на втором курсе выбрать один из четырех так называемых майноров (дополнительных образовательных траекторий). Майнор можно взять по экономике, психологии, международным отношениям или журналистике. Это будут программы только для юристов этой программы (в Вышке, например, тоже есть майноры, но на них обычно ходят студенты всех специальностей и уровней подготовки). Все специализации будут адаптированы таким образом, чтобы быть полезными будущим юристам: например, для майнора по психологии мы договорились с Московским институтом психоанализа, они будут составлять программу, в том числе включая в нее вещи, связанные с социально-юридической психологией и судебной психиатрией.
Помимо всего этого, мы хотим делать курсы по деловой коммуникации, юридическому письму, медиации, сбору и поиску доказательств. То есть получается гибридная программа, смешанная. Плюс от традиции Liberal Arts мы берем работу с наставниками: преподаватели будут помогать студентам с выбором трека и поиском литературы.
Есть у нас еще одна амбициозная задача: сделать так, чтобы у нас было как можно больше интерактивных занятий. В учебном плане мы делаем акцент на семинарах, а не на лекциях.
Лекции сегодня переживают кризис: в море доступной информации они перестали ощущаться как что-то столь же ценное, как было раньше
Хотя сама по себе лекция— жанр очень важный, это самое быстрое глубинное погружение в тему. Без лекций сложно представить себе, например, курс по философии. У нас будет акцент на «перевернутых лекциях», семинарах, участии, вовлеченности, общении. В идеале это будет такое мягкое вхождение в новый мир — права и междисциплинарной дискуссии.
Фото на обложке: Shutterstock / GaudiLab