law tech что это
Legal Tech– помощник юриста или его конкурент?
Legal tech – один из самых актуальных вопросов в юриспруденции на данный момент.
Это площадка, на которой встретились юристы и программисты, чтобы автоматизировать работу первых. Однако свои истоки legal tech берет еще с 1992 год, когда стала работать правовая система «Консультант Плюс». Далее в 2008 году была совершена некоторая революция в Legal Tech пространстве. Был разработан первый сервис, который содержал информацию обо всех арбитражных делах. Это был настоящий прорыв: и в цифровой среде, и в юридической.
Теперь не нужно стоять в очереди за решением или проводить половину рабочего дня за телефоном, чтобы узнать информацию по делу. Функция информирования по электронной почте в отношении интересующих споров позволяет оперативно реагировать на любые изменения по ним
В контексте судебной системы резонанс вызвала «новая гласность», потому что теперь о каждом судье можно вынести какой-то вердикт: какие иски, как правило, удовлетворяет, отказывает ли в обеспечительных мерах и прочие.
В настоящее время legal tech используется в большей мере для того, чтобы освободить юриста от рутинных дел, и, соответственно, оставить им время для более творческой или масштабной работы. Так, осенью 2020 года Сбербанк запустило систему проверки организации на правоспособность без участия юристов, лишь на базе искусственного интеллекта. Такая система ускоряет бизнес-процессы и в кратчайшие сроки подготавливает аналитику по различным риск-метрикам юридического лица.
Обрабатывая большие массивы данных, робот-юрист позволяет бизнесу принимать решения в кратчайшие сроки. Робот служит для юристов мощным подспорьем. Он берёт на себя рутинные процессы, освобождая время сотрудников на новые задачи, связанные с ростом бизнеса, на интеллектуальную и творческую работу. Разработка и патентование робота — это не только путь к повышению эффективности процессов, но и прорыв на рынке LegalTech. Сбер справился с задачей, которую долгое время рынок во всём мире считал одной из самых сложных
С одной стороны, подобные программы – огромная помощь в работе юриста, так как подобные задачи у человека отнимают намного больше времени, чем у искусственного интеллекта. Также использование legal tech помогает юристам анализировать больший поток данных и информации. Автоматизировав простые услуги, например, написание шаблонной документации или создание подборки судебной практики, психологические и физические силы юристов направлены на исполнение более глобальных задач. Само собой, юристы продолжают следить за правильностью заполнения документации и актуальностью IT-процессов, но занимает это уже гораздо меньше времени.
С другой стороны, заменяя часть юридической работы автоматизированными процессами, организации не будут нуждаться в существующем количестве юристов. Более того, не все юристы желают выполнять какую-то креативную работу, хотя продолжать заниматься более монотонной. Это не хорошо и не плохо, это просто всегда существовало в юридическом поле, потому что специфика юридической профессии заключается в симбиозе и рутинных задач, и задач неординарных.
Самым актуальным направлением Legal Tech на данный момент является создание и адаптирование приложений, которые по запросу пользователя находят в судебной практике и в законодательстве ответы на простые вопросы.
Споры юристов касаются того, насколько роботизированные системы смогут считывать правильность заданного вопроса, потому что люди без юридического образования не обладают терминологической базой и не всегда корректно ставят задачи. Мы понимаем, что юристы так или иначе поймет проблему клиента и даст консультацию. Сможет ли автоматизированная система сделать то же самое – пока остается загадкой.
Понятно одно: юристам в срочном порядке необходимо подстраиваться под нынешнюю реальность и увеличивать свои компетенции в новых областях, отраслях, развивать критическое и креативное мышление. Рынок оставит специалистов, которые смогут трансформироваться вместе с ним, и безжалостно уничтожит тех, кто продолжит «держаться в профессии» лишь за счет постоянного составления однотипных исков или жалоб.
Если не воспринимать сотрудничество юристов и программистов, как как конец своей юридической работы, а воспринимать, как помощника и проводника в мир более масштабных задач, то новые технологические реформы только преумножат навыки юристов.
Legal Tech: разбираемся в терминах и перспективах
Другие статьи рубрики «Технологии»
Legal Tech в России перестал быть чем-то диковинным. Многие юристы пользуются теми решениями и продуктами, под которыми подразумевается Legal Tech, а некоторые – активно участвуют в их разработке и поддержке. О перспективах Legal Tech PLATFORMA расскажет в этой статье.
В целом, направления и продукты Legal Tech можно разделить на две главные группы: те, которые решают проблемы юристов и юридических компаний, оптимизируя их процессы работы и те, которые возникают, отталкиваясь от запросов потребителей.
Справедливости ради стоит заметить, что в первом случае мы действительно говорим о LegalTech, т.е. о продуктах для юристов и юридического бизнеса.
Во втором же – специалисты призывают применять менее распространенный, но более точный термин – LawTech, под которым подразумевают различного рода онлайн-приложения и сервисы, заменяющие традиционные способы получения юридических услуг новыми и (или) облегчающие пользователям доступ к правовой информации. Целевая аудитория таких продуктов – конечный потребитель, не профессионал.
Более того, примечательно, что несмотря на всю кажущуюся сегодня «инновационность», LegalTech стал зарождаться ещё в 1970-х годах, пережив к настоящему времени три витка развития.
По мнению аналитиков, сейчас мы живём в эпоху так называемого LegalTech 3.0, отличительная черта которого – создание IT-систем, способных обеспечить доступность, в первую очередь – правосудия – для каждого.
Лидерами рынка Legl Tech принято считать компании из США, а также Китая.
Что же касается наиболее интересных разработок и продуктов, ими предлагаемых, можно выделить следующие.
Другой известный игрок RocketLawyer – основан в 2008 году. В отличии от LegalZoom компания не только предоставляет конструктор документов, но и оказывает юридические консультации онлайн. Одним из инвесторов компании является Google Ventures, а общая сумма инвестиций достигла 46 миллионов долларов.
Если же мы говорим о продуктах для неюристов, то надо отметить созданный 2014 году студентом Стэнфорда первый юридический бот для подготовки апелляций на штрафы – DoNotPay. За первые полгода работы бот помог выиграть 3 миллиона долларов своим пользователям.
Австралийская юридическая компания DoogueO’BrianGeorge запустила бота-юриста: он помогает людям готовиться к выступлению в суде и защите своих интересов. Клиенты отвечают на вопросы, а система составляет для них готовую речь.
PLATFORMA собрала все актуальные технологичные проекты в сфере права на карте российских LegalTech-проектов.
Есть и более специализированные сервисы, например, Нью-Йоркский сервис JustFixбесплатно помогает бороться с незаконным выселением из квартиры или добиваться от домовладельца положенного ремонта, а VisaBot помогает получить визу.
Данные примеры показывают, что рынок юридических услуг, несмотря на свою традиционность, некоторую инертность и не высокую гибкость к восприятию нового, тем не менее неуклонно развивается под действием новых технологий. Благодаря перечисленным сервисам – повышается частота обращений за юридической помощью от обычных людей, а также видоизменяются сами механика и правила оказания юридических услуг.
Согласно данным большого исследования Аналитического центра НАФИ, сегодня российский LegalTech – это новый, но активный местный рынок, сопоставимый по разнообразию направлений (хотя пока не по объемам) с мировыми лидерами (США и Китай).
Так, в США рынок юридических консультаций достиг 40 миллиардов долларов, в то время как в России – его объем составляет 1,5 миллиарда долларов.
Несмотря на несопоставимые на сегодняшний момент объемы рынков, можно утверждать, что LegalTech знаком для России без малого 30 лет.
Так, компания «Консультант Плюс» созданная еще в1992 году, в 1995 году выпустила первую версию windows-приложения, а в 1997 заработал ее сайт.
Прародителем «Консультант Плюс» можно считать американскую систему LexisNexis, созданную в 1977 году, на данный момент имеющую офисы более чем в 100 странах мира и численность штата свыше 15 тысяч человек.
Наиболее же развитыми в нашей стране на сегодняшний день являются сервисы, занимающиеся дистанционным консультированием физических лиц: ЕЮС, Правокард, Правовед и некоторые другие игроки.
Специалисты НАФИ в проведённом исследовании, среди передовых и перспективных российских проектов также отметили и сервис PLATFORMA. Первый в России онлайн-сервис по финансированию судебных процессов (financing litigation), который помогает истцам найти финансирование для крупных коммерческих споров, инвесторам – получать прибыль в результате инвестирования в судебные процессы, а адвокатам – находить резонансные дела.
Мнения и перспективы
В исследовании Deloitte прогнозируется, что в ближайшие 5 лет 52% компаний будут использовать те или иные инструменты LegalTech(сейчас об их использовании заявили 18% опрошенных компаний).
Опрос НАФИ также подтверждает готовность отечественных потребителей правовых услуг к инновациям в этой сфере, позволяющим получать правовую помощь быстрее и качественнее.
Согласно данным, проведённого 26.06.2020 вебинара, организованного проектом «Электронное правосудие» (основной разработчик и куратор системы «Картотеки арбитражных дел» и др.), сейчас в России технологии онлайн-ВКС в кратчайшие сроки запущены в 88 судах. Уже 109 судов предоставляют возможность знакомиться с аудиопротоколами заседаний и другими документами по судебным делам. В ходе вебинара руководителем названного проекта Александром Сарапиным были приведены данные о 300% росте подачи электронных исков за последние 5 лет.
Примечательно, что непростая ситуация текущего года в связи с мировой пандемией COVID-19 существенно повлияла на расходы сторон-участниц судебных процессов, но не в негативном плане, а в положительном: сервис «Электронное правосудие» в апреле 2020 отметил значительно возросшую экономию средств участников процессов на судебных расходах (поездки, командировки представителей для участия в заседаниях, ознакомлениях в делах) благодаря внедрению новых технологий доступности правосудия.
PLATFORMA запустила LegalTech-каталог для удобства юристов и клиентов.
——- Евгения Шилина для PLATFORMA Media
Platforma дарит один месяц бесплатного размещения в Едином Каталоге Юристов (ЕКЮ)
Чаты, боты, сервисы: рынок LegalTech в России
Развитие LegalTech
Чат-боты считаются символами LegalTech. Однако в действительности автоматизированные юридические сервисы начали развиваться задолго до их появления, в конце 1960-х годов в Германии. Это были системы, созданные юристами для юристов. Их главная задача – обеспечить доступ к большим объёмам юридической информации, упростить работу с этой информацией и удовлетворять потребности специалистов юридической сферы.
С 2000 годов началось создание IT-систем юристами для людей и компаний. Они не решали вопросов физических лиц и не задействовали никаких принципиально новых механик взаимодействия человека с юриспруденцией. По сути, это были своего рода библиотеки знаний, многие из которых успешно используются и сейчас (например, Консультант Плюс, Гарант, LexisNexis, Lawinfochina).
С 2010 года стали создаваться специализированные юридические сервисы для массовых пользователей, которые придумали юристы для людей и компаний, далеких от юриспруденции. Часть из них автоматизированы и способны предоставлять те или иные юридические услуги без фактического участия человека. Другие облегчают взаимодействие с юристами за счет интернета или телефона. Например, с помощью американского сервиса Legalzoom можно с нуля открыть компанию или зарегистрировать товарный знак. Австралийский проект Legal Vision консультирует малый и средний бизнес по подписке через интернет. Российские Правовед, АМУЛЕКС, Европейская юридическая служба (ЕЮС) и Правокард оказывают дистанционную помощь физлицам по юридическим вопросам.
Предпринимаются попытки автоматизировать любые процессы, относящиеся к юридической отрасли. С помощью автоматизации ускоряется работа юркомпаний и повышается их эффективность. Невозможно масштабировать компанию только при помощи человеческих ресурсов. Необходимо сделать доступ к услугам без визита к юристу. LegalTech дает возможность любому человеку получить квалифицированную юридическую помощь.
Егор Коваленко, управляющий партнер национальной юридической службы «АМУЛЕКС»
Тренды LegalTech
Сегодня в юридическом мире наблюдается цифровая трансформация: все процессы начинают сочетать в себе и цифровые технологии, и юридические практики. Даже консервативных судей уже не удивляет видео-конференц-связь, а консультации по Skype и вовсе стали обыденностью (см. «Видео-конференц-связь в судах: как она работает и какие проблемы с ней возникают»). Крупнейшие юркомпании массово переходят на дистанционное обслуживание – тем более, этого хотят их клиенты. Результаты опроса клиентской базы компании «Амулекс» в апреле-мае 2018 года показали: чем чаще человек звонит или пишет, тем с большей вероятностью ему интересны новые возможности взаимодействия с юристами. Получается, те, кто редко сталкивается с юристами, предпочитают традиционное общение: личные встречи и телефонные звонки. Постоянные клиенты юрфирм выбирают новшества, которые потенциально ускорят и упростят работу с консультантом: чаты, мессенджеры, специальные приложения. Вероятно, в скором времени получение мгновенной юридической помощи станет обязательным и привычным как для физических, так и для юридических лиц.
По данным исследования LegalTech 3.0, проведенного аналитическим центром НАФИ.
Уже сегодня юрфирмы активно используют блокчейн – например, в системе электронного нотариата, во время заключения смарт-контрактов и при защите данных с помощью криптотехнологий. Юридическим программированием (наподобие Scratch) сейчас тоже никого не удивишь. А при выборе оптимальных решений самообучающимися системами и при работе с виртуальными ассистентами вовсю применяется искусственный интеллект.
В первом полугодии 2018 года информация о количестве новых сервисов и заключенных сделках в области LegalTech вдвое превысила количество аналогичных новостей за весь 2017 год. Это говорит о безусловном повышении интереса к указанной теме как со стороны бизнеса, так и со стороны государства. Российские разработчики (например, JeffIt и АМУЛЕКС) во всеуслышание заявляют о своей готовности предоставить на европейский и американский рынки конкурентоспособные продукты. Кроме того, скоро будут представлены технологии, позволяющие пользователям создавать своих юридических роботов.
В России ситуация иная. «Наши клиенты привыкли общаться непосредственно с юристами для решения своих вопросов, поэтому не до конца верят в продукты LegalTech. Вполне возможно, что недоверие потребителей вызывает негатив у инвесторов. Современный рынок госуслуг только начал активно развиваться в направлении автоматизации, и поэтому, к сожалению, пока нет возможности в полной мере использовать базы данных в работе LegalTech-проектов. Законодательство для них тоже еще не сформировано. Если в процессе законотворчества будет учтено мнение экспертов и потребности рынка, а госструктуры дадут возможность работать со своими базами данных, станет больше качественных и удобных продуктов. Тогда и инвестиции в LegalTech вырастут», – считает управляющий партнер национальной юридической службы «АМУЛЕКС» Егор Коваленко.
Отказ от привычных профессий
Сегодня уже нет трубочистов и телефонисток, а завтра, возможно, не станет и юристов в привычном понимании этого слова. Эксперты уже назвали профессии, которые придут им на смену:
Для подготовки таких специалистов понадобится система переквалификации: курсы по быстрому обучению и изменению мышления. При этом Legal SoftSkills будут не менее важны, чем правовая экспертиза. «Развитие Legal SoftSkills – это необходимость. Мир меняется, и клиенты тоже меняются. Для современных молодых людей очень важны коммуникации. Они понимают, что умение управлять ими и своим временем делают человека намного продуктивнее. Когда-то эта тенденция изменила IT, и теперь на очереди юридическая отрасль. Юристы должны научиться работать с миллениалами», – заявил Коваленко.
По данным исследования LegalTech 3.0, проведенного аналитическим центром НАФИ.
Проблемы LegalTech
Впрочем, кому-то никогда не наскучит «луддистская» песня о том, что технологии оставят без работы нижний эшелон юристов, привыкших к типовым документам и стандартным процедурам. Хотя, казалось бы, никаких массовых сокращений не предвидится. Вполне очевидно следующее: юристы постепенно «пересядут» на развивающиеся LegalTech-решения, а так же найдут себя в проектах по развитию новейших технологий.
Эта «секулярность» юртеха на сегодняшний день во многом связана с предельно дружелюбной отраслевой регуляторикой. К примеру, поставщик юридических цифровых услуг или продуктов не должен иметь аттестации, регистрации, так или иначе подтвержденного статуса юриста. Многие развитые экономики не могут о таком и мечтать.
Эти условия плюс ценность айтишников из России в целом определяют инвестиционную привлекательность LegalTech-решений.
Когда началась пандемия, мы в «Сколково» сразу же стали подробно разбирать каждую отрасль нашей экономики, чтобы оценить готовность к переходу в онлайн хотя бы в теории. И если цифровые двойники заводов, полностью роботизированные цеха, беспроводные фуры и погрузчики с компьютерным зрением пока в большей степени служат «образом будущего», то для значительной доли юристов ситуация «удаленки» оказалась привычной: разница между дистанцией и личным присутствием давно размыта цифровыми сервисами.
Что мешает внедрять Legal Tech в США
Больше оплачиваемых часов
Bloomberg Law в сентябре — октябре 2021 года опросил 300 юристов в США, чтобы оценить, как они используют Legal Tech и что это им дает. Респонденты работают и в юридических, и в неюридических фирмах. Результаты исследования проанализировала американская компания Logicforce, создающая Legal Tech решения. 42% опрошенных из юрфирм подтвердили, что у них стало больше оплачиваемых часов, более трети получили больше прибыли, чем в прошлом году.
90% респондентов согласились, что технологии увеличили эффективность в их организации. 73% отметили, что Legal Tech сократил время на простые рутинные задачи. Это не значит, что люди стали меньше работать, просто они теперь выше оценивают качество задач и творчество (72%).
Издержки консерватизма
Многие юристы признали, что им все еще приходится в основном иметь дело с редактором Word и печатать огромное количество документов. При этом внутри компании немногие сотрудники пользуются даже одной и той же версией программы или «железа», не говоря уже об инструментах для совместной работы. По мнению аналитиков Logicforce, обновление и полная интеграция систем с использованием Legal Tech — лучший способ повысить эффективность начиная от примитивных затрат на печать до автоматической подготовки черновых вариантов документов. Bloomberg отмечает, что гораздо полезнее нанять стороннюю компанию-консультанта по технологиям, чем создавать большой ИТ-отдел.
Инструменты совместной работы
Во время удаленки фирмам пришлось полагаться на технологии в повседневной работе. 22% опрошенных отметили, что в их фирмах программы для совместной работы появились вместе с дистантом или гибридной занятостью. Тут речь идет даже не о конкретных программах Legal Tech, то есть созданных для юрбизнеса, а об общих рабочих инструментах, например Microsoft Teams или Trello (это инструменты для планирования и управления совместной удаленной работой команд). Но уже это создает базу для использования технологий, более «заточенных» под юридический бизнес, так как они зачастую совместимы с наиболее популярными облачными решениями. Интересно, что юристы компаний (в отличие от юрфирм) в полтора раза чаще пользуются программами для совместной работы (78% против 45%).
Юрбизнес в облаках
Больше всего востребованы на юридическом рынке технологии, которые можно интегрировать с существующими системами. Например, программы автоматической подготовки черновиков контрактов интегрируются с Google Docs. На втором месте идет простота в использовании. И здесь выигрывают облачные сервисы, которые легче всего «апдейтить» и масштабировать на организацию любого размера. Как отмечает Гулям Заде, гендиректор Logicforce, их клиенты отмечали преимущества облачных решений не только из-за гибкости и доступности, но и из-за того, что они позволяют работать напрямую с клиентом. Именно на облачные технологии многие фирмы делают ставку и хотят, чтобы их юристы их осваивали.
Расходы на Legal Tech
Исследование Bloomberg показало, что 66% юрфирм и 55% юридических департаментов компаний выделяют Legal Tech в отдельную статью расходов. По данным собственных исследований Logicforce, самые технологически продвинутые игроки юридического бизнеса тратят на Legal Tech 3–6% годового дохода. Как отмечает Гулям Заде, компании при заключении контрактов с юрфирмами все больше обращают внимание на технологическую оснащенность. Причина простая: это позволяет оптимизировать расходы на привлеченных юристов.
Риски «нетехнологичности»
По данным опроса Bloomberg Law, в юрфирмах и юрдепартаментах компаний мало используют инструменты кибербезопасности и непрерывности процессов. 89% респондентов из числа руководящих сотрудников (это не только партнеры, но и главы юрдепартаментов и т. п.) заявили, что их организации «в какой-то мере или очень обеспокоены» киберугрозами. Но только 39% старших юристов сказали, что в их организации используют специальные продукты для защиты конфиденциальности и кибербезопасности. (Сюда, разумеется, не входят обычные антивирусные программы на рабочих компьютерах.) Лишь 19% опрошенных внедрили средства, которые обеспечивают непрерывность бизнеса в экстренных случаях и аварийное восстановление систем. Аналитики Bloomberg в числе основных причин назвали недостаток знаний внутри фирмы об этих инструментах. При этом, по их мнению, чем больше юристы будут использовать Legal Tech в работе, тем актуальнее будут такие угрозы.
Что мешает?
Основным препятствием для более широкого использования возможностей Legal Tech в исследовании Bloomberg Law называют общую недостаточную подготовку юристов в цифровой области. Респонденты опроса Legal Technology Survey 2021 на первом месте поставили общее отсутствие цифровых навыков, на втором — незнание конкретных технологий, которые уже даже используются в компании, на третьем — недостаток времени. По мнению издания, эти результаты прямо говорят, что компаниям в стратегиях развития нужно обратить внимание на тренинги по Legal Tech. Сейчас 70% опрошенных говорят, что у них за прошедший год было не более трех часов обучения. А те, у кого было более трех часов обучения, в три раза успешнее осваивали Legal Tech и пользовались его возможностями.