какой звук лучше объемный или стерео

Акустические системы: инструкция по выбору

«Стерео или многоканальность?» Именно так звучит сегодня основной вопрос при выборе акустики. И если многоканальность, то какая? Усечённая 4.0 (без сабвуфера) или редкая 4.1, типичная 5.1 или замороченная 6.1–7.1? А если стерео, то классическое 2.0 или трифоническое 2.1?

Увы, однозначно корректного ответа на сакраментальный вопрос «А что лучше?» не существует – всё зависит от личных предпочтений и от решаемых задач. Ну и, конечно, от бюджета.

В чём же разница между вышеупомянутым приятным звучанием и пресловутым высокодостоверным? Последнее, то бишь Hi-Fi, если закрыть глаза, мало отличимо от живого звука. В случае же просто приятного звучания любой слушатель с ходу определит, что, выражаясь фразой из старого анекдота про Леонида Ильича, «играет пластинка, кх-х-х, пластинка, кх-х-х, пластинка». Но играет качественно, и это главное.

Однако у многоканальной аппаратуры есть один недостаток, и выливается он в проблему с расстановкой колонок и проводкой тыловых кабелей (за исключением колонок, подключаемых по радиоканалу) в ограниченном пространстве. Поэтому если жизненное пространство вас стесняет или просто нет времени вникать во все тонкости расстановки, добро пожаловать в мир старого доброго стерео. Там уютно и укромно. Так что спорить, что лучше, стерео или «многоканал», абсолютно бессмысленно. «Лучше» – понятие относительное. Я бы даже сказал, индивидуальное. Тем не менее, следует признать, что перспектива за «многоканалом», даже если вся коллекция дисков до сих пор в стерео. Скажу откровенно, на правильной акустике лично мне нравится слушать стерео, но при условии, что запись сделана и сведена безукоризненно. А таковых дисков гораздо меньше, чем хотелось бы. Про «пиратскую» продукцию я и не говорю: тут мало что остаётся от исходных фирменных треков. Как правило, сграбленные песенки задирают по среднеквадратичному уровню, что даёт более яркое и громкое звучание на дешёвой аппаратуре, но приводит к сильнейшему клиппингу, который на хорошей аппаратуре «вылазит», подобно песочку на зубах. Не слушайте тех, кто утверждает, мол, при копировании в цифре оригинал полностью сохраняется. Ерунда! И дело тут вовсе не в джиттере (случайном коверкании отдельных нулей и единичек в цифровом потоке при искажении формы сигнала).

На мгновение отвлекусь, рассказав «чудесную» историю. Недавно легально скачал, честно заплатив денежки и выбрав достаточно высокий битрейт, некий Мр3-трек с одного официального сайта. Каково же было мое удивление, когда в полученном файле я обнаружил злосчастный клиппинг, причём удручающе неприятный… Всё. Больше я Мр3 покупать не буду. Ни разу ещё мне не попадалось приемлемого по качеству (даже с учетом сжатия) звука, в том числе, на дисках. А ведь существуют вполне нормальные Мр3 (в частности, на www.telarc.com), которые ещё и предлагаются бесплатно – чисто для ознакомления, конечно.

Как ни грустно признать, но любая, даже самая солидная фирма (за исключением разве что B&W – Ролл-Ройса в мире акустики) порой выпускает неудачные модели, и чаще всего – в бюджетной нише. Тут уж ничего не попишешь – таковы суровые реалии технологической гонки, подстегиваемой нещадной конкурентной борьбой.

Стереоподзвучка

Когда-то компьютерные миниколонки делались пассивными, благо, в саундкартах имелся символический усилитель мощности. Те времена канули в лету. Теперь любая полубутафорская колоночка – активная и норовит что-то там усилить и озвучить, хотя её назначение – элементарная «подзвучка», и не более того. Стерео, как правило, получается натянутым, поскольку взаимопроникновение каналов в усилении никто толком никогда не измерял. На эту удочку могут попасться крайне экономные покупатели.

Мал золотник, да дорог (>50$)

Портативная акустика

Разновидность подзвучки, но уже с серьёзными функциональными намерениями. Характерное отличие данных акустических систем – малый размер и наличие питания от батарей. На российском рынке сия ниша представлена продукцией Creative, например, модель Travel Sound. Рекомендуется путешествующим владельцам ноутбуков (особенно суперлёгких) и Мр3-плееров. Когда производитель ноутбука, раздувая щеки, заявляет, что встроил сабвуфер объёмом 50 куб. см, то ему остаётся только посочувствовать. Природу не обманешь! Портативная акустика позволяет реально исправить ситуацию, однако презентацию с её помощью лучше не делать.

Ждать большой мощности в портативной акустике неоткуда. Тем не менее, уже можно с удовольствием смотреть DVD-фильмы. По крайней мере, озвучивание будет адекватным, голоса зазвучат узнаваемо, а множество звуков не уйдёт в тень или (зависит от частоты) не забьёт передний план.

Creative Travel Sound 500

Заправилы акустической моды вроде JBL не чураются делать портативные активные колонки, причём довольно оригинальные. Например, с раздвижным корпусом для усиления басовитости.

Полноценные активные стереопары

Оптимальная Solo1 mk2

Так что если лично вам важны нюансы стереоэффектов, то обращайте внимание на строгую синфазность правой и левой колонок. Напомню, запаздывание излученной звуковой волны во времени зависит от частоты и, хотя составляет порой миллисекунды, является важным фактором для формирования глубины и панорамы стерео. Для проверки сфазированности на слух существуют специальные тестовые диски, например, Аудио Доктор, выпущенный журналом Salon Audio Video в мартовском номере 2005 года.

Несколько получше по фазировке обстоят дела у Sven 332 (если бы не суховатый бас, быть ей лидером). Вообще, удачная получилась модель – звонкая на верхах и быстрая на низах. Вдобавок довольно чистые средние частоты и гармоничный внешний вид. Единственное неудобство – большой (по меркам настольной акустики) рост, поэтому лучше размещать колонки на отдельных полках-подставках.

какой звук лучше объемный или стерео

какой звук лучше объемный или стерео

Несмотря на кажущуюся простоту классической стереопары, многие фирмы в спешке ломают об неё зубы. Например, гонятся за мощностью в ущерб звучанию или, накрутив цену, наводят внешний лоск, позабыв о звуке как таковом. Случается, что проштрафившуюся модель улучшают на ходу; как следствие, в продаже может оказаться одновременно несколько модификаций, причём внешне похожих, как две капли воды. Так или иначе, выпускается множество моделей-середнячков, коих потребителям, предъявляющим к звуку повышенные требования, следует избегать. Но середнячки вполне способны удовлетворить негурманов звука

Не бойтесь компаний-новичков, ведь на старте они вынуждены выпускать действительно конкурентноспособные модели. Например, AVE-50 – звонко басовитая парочка с двумя микрофонными входами, выдерживающими подключение электрогитары. Но не забывайте принцип «доверяй, но проверяй», который ещё никто не отменял. Так, не советую брать AVE-60 и AVE-70 первой модификации без индивидуального прослушивания.

Если для вас важно дистанционное управление, причём за смешные деньги, то выбирайте между MicroLab Pro2 (осторожно – маркая ткань гриля) и темнокожим «молочным братом» – моделью Dialog серии «блюз». Звучание у них очень схожее, с зернистыми грубоватыми «верхушками» (обнаруживает чуткий слух). Очевидно, весь бюджет съело инфракрасное управление. Удалось ли избежать вышеупомянутых подводных камней в нетривиальной модели Dialog W3200 «собственной» разработки, не знаю.

«Блюзовый» Dialog: найдите три отличия

Совсем иное дело с фазировкой у JetBalance 381 (чудес не бывает, эта модель уже из другой ценовой категории – > 110 уе). Плюс роскошный бас и практически идеальные средние частоты. Регулировки выведены на лицевую панель одной из колонок. Правда, недостатки тоже имеются: система ловит импульсы напряжения в электросети (желателен хороший фильтр-пилот с заземлением нейтрали), вдобавок фактически отсутствует запас по увеличению ВЧ-тембра (обидно! у многих людей слух требует подъёма на высоких частотах).

JetBalance JB-381 (2 модификации) – наиболее «звучная» и элегантная стереопара на сегодняшний день

Об ещё одной продвинутой модели JetBalance – JB362 – распространяться не буду, так как буквально на днях ей был посвящен отдельный обзор (см. обзор «Классика жанра. Обзор стереопары JetBalance JB-362»).

Очень прилично и мощно звучит Defender модели «полтинник», судьбоносная модификация которой вот-вот должна появится в продаже. Вынужден предупредить: это самая объемно-габаритная стереопара в стане мультимедиа из числа полочных. На удивление по «хай-файному» сбалансированное звучание у неказистого внешне (стиль ретро) «сороковника», но эту модель, по слухам, скоро снимут с производства.

Источник

Моно или стерео: какой формат лучше использовать при работе с музыкой

Чем отличаются два формата звука и какой из них предпочтительнее для дорожек в DAW.

какой звук лучше объемный или стерео

какой звук лучше объемный или стерео

Моно и стерео — два столпа современного производства музыки. Несмотря на то, что стерео давно правит музыкальной индустрией, моно до сих пор играет важную роль в процессе создания музыки. Звукорежиссёр и продюсер Майкл Хан специально для блога LANDR рассказал об отличиях двух форматов с точки зрения производства музыки. SAMESOUND приводит адаптированный перевод материала.

Когда вы создаёте новый трек в проекте, перед вами встаёт вопрос: в каком формате звука работать — в моно или стерео? Ответ на вопрос не так очевиден, как может показаться на первый взгляд. Давайте разберёмся, в чём отличия моно и стерео, как оба формата воспринимаются нашим слухом и какие сигналы лучше оставить в стерео, а какие — перевести в моно.

Что такое моно

Моно — одноканальный формат звука. Моносигнал достигает ушей одновременно и поступает строго по центру. Моно не несёт отдельной информации о содержимом правого и левого канала и не даёт представления о нахождении сигнала относительно слушателя.

Моно был первым форматом для записи музыки. Большинство аудиосистем и проигрывателей начала-середины XX века оснащалось одним динамиком, поэтому вся музыка записывалась в одноканальном формате.

какой звук лучше объемный или стерео Сигнал в моно. Изображение: TuneCore

Многие популярные композиции, записанные до 1960-х годов, существуют только в моноформате. В наши дни одноканальные записи встречаются крайне редко — миром правит стерео и многоканальный звук. Тем не менее моно до сих пор играет важную роль в производстве музыки.

Что такое стерео

Стерео — двухканальный формат звука. В отличие от моно, стереосигнал передаёт информацию по двум независимым каналам: данные в левом и правом канале могут различаться.

Записанный в стерео сигнал полагается на бинауральный эффект, имитирующий восприятие звука двумя ушами. Сигнал левого канала предназначается для левого уха, правого — для правого. Отличия в уровне громкости, тайминге и тембре сигналов в двух каналах подсказывают мозгу, где находится тот или иной звук.

Расположение звуков в стереополе называется пространственностью (спатиализацией), играющей важную роль в психоакустике. Умение правильно выбрать позицию и уровень громкости звуков — один из ключевых навыков для звукорежиссёра.

Первые эксперименты с записью стереосигнала датируются 1930-ми годами, хотя сами принципы двухканального звука были заложены ещё в 1881 году. Из-за сложности и дороговизны систем записи многоканального звука стерео не получил должного распространения. Ситуация изменилась только в 1950-х годах, когда стереозапись стала проще, а на рынке появились первые стереомагнитофоны и проигрыватели.

какой звук лучше объемный или стерео Сигнал в стерео. В левом динамике — левый канал (верхний), в правом — правый (нижний). Изображение: TuneCore

Музыканты и слушатели быстро оценили преимущества стереоформата звука, позволявшего гибко располагать сигналы в стереополе, размещая их как будто вокруг слушателя. Начиная с 1960-х годов стерео стал основным форматом производства музыки.

Когда использовать дорожки в моно?

Практически всегда. Нам кажется, что большое количество монодорожек сделает микс плоским и узким, но дело обстоит ровно наоборот: чем больше монотреков в проекте, тем чище микс.

Несмотря на то, что современная музыка выпускается в стерео, большинство дорожек проекта лучше оставить в моно. Все сигналы, не обладающие собственной стереоинформацией должны быть одноканальными. При работе с моно проблема плоскости микса не существует, ведь треки можно свободно расположить в любой точке стереополя.

Самый простой способ добиться микса с широким звучанием — структурированно расположить треки в пространстве. Идея в том, чтобы разместить некоторые элементы микса максимально слева и справа в стереополе, оставив остальные ближе к центру. Какие звуки куда помещать каждый решает сам в зависимости от аранжировки и композиции.

Когда использовать дорожки в стерео?

Стереотреки используются в тех случаях, когда нужно сохранить и передать естественные пространственные свойства записываемого сигнала. К примеру, дорожки оверхедов ударных и микрофонов комнаты, запись рояля, синтезаторов и бэк-вокала можно лучше оставить в стерео. Шины и посылы, собирающие информацию от эффектов, — реверберации и дилэя — также стоит держать в стереоформате.

Стереоисточники звука создают в миксе ощущение реализма и придают дополнительный объём звучанию.

Особенность стереосигнала в том, что информация в левом и правом канале разнится. Часть данных может совпадать, но в целом информация различается.

При полном совпадении данных в левом и правом канале звук собирается строго посередине и ничем не отличается от моносигнала. Когда информация слева и справа отличается по тембру, уровню громкости и таймингу (привет, даблтрек!), сигнал занимает собственное место на стереополе и не мешает другим звукам.

Однако реальность такова, что ни один стереотрек не несёт полностью различающуюся информацию в левом и правом канале. Так или иначе часть данных совпадает, образуя моносигнал.

При большом количестве стереодорожек информация суммируется и занимает всё пространство микса. Данные в моно внутри стереотрека начинают преобладать в общем звуке, совершенно разные по характеру звуки собираются в центре и мешают друг другу. Всё это приводит к нарушению панорамы и ширины стереокартины — микс становится узким и зажатым.

При выборе формата сигнала для дорожек между моно или стерео помните, что две монодорожки с различающейся информацией никогда не мешают друг другу. Различия в содержании и разделение по панораме попросту не позволят им свалиться в центр микса. Поэтому, если позволяют условия, лучше записать две монодорожки, разделить их по панораме и собрать на шине, чем работать с одним стереотреком.

Сведение музыки в моно

При стремлении к широко звучащему миксу моно всё равно остаётся основным форматом для работы с дорожками. Сведение в стерео даёт представление об итоговом звучании микса для слушателя, однако усложняет определение серьёзных конфликтов между сигналами.

Панорамирование становится ещё одной переменной, усложняющей работу. Сигналы расходятся по стереополю и вроде бы не мешают друг другу, но на деле ситуация может обстоять противоположным образом.

Чтобы исключить проблемы со стереосигналами, многие звукорежиссёры сводят музыку в моно. Временное объединение всей информации на одном суммирующем канале даёт более ясную картину взаимодействия звуков в пространстве микса.

какой звук лучше объемный или стерео

Для проверки проекта на предмет конфликтов достаточно переключить мастер-канал в моно, суммировав все сигналы на нём. Все программы для записи музыки умеют суммировать мастер-трек, не нарушая цепочки прохождения сигнала.

Моносовместимость

Временное суммирование мастер-канала также позволяет протестировать микс на моносовместимость трека с различной аппаратурой. Моносовместимость показывает, как микс звучит в «боевых условиях» — на обыкновенной потребительской аппаратуре при «насильственном» объединении в один канал.

Может показаться, что такая монофикация музыки невозможна, ведь мир давно живёт в мире стереозвука — все продающиеся аудиосистемы обязательно работают в стерео. Однако на деле большинство стереосистем не настолько стерео, как может показаться на первый взгляд.

Дело в том, что зачастую динамики стереосистем располагаются слишком близко друг к другу. В случае обыкновенных музыкальных центров расстояние составляет порядка 20-40 см. Расстояние недостаточно для полноценного стереоэффекта, ввиду чего стереокартина сужается, приближаясь к монофонической.

При прослушивании через смартфоны, планшеты, ноутбуки, беспроводные колонки и прочие подобные устройства расстояние становится ещё меньше. Пространство настолько маленькое, что практически неотличимо от мономикса.

Учитывая, что потребительские устройства — основной источник воспроизведения, нужно обязательно проверять микс на моносовместимость.

Мы постоянно слышим в различных уроках, что микс в моно и стерео должен звучать идентично. Проверка в моно нужна не только для устранения конфликтов, но и для проверки микса с точки зрения конечного слушателя.

Если при суммировании в моно наблюдаются проблемы с моносовместимостью, ищите причину в структуре проекта и используемых эффектах. Среди основных причин плохой моносовместимости:

Моно или стерео

Как бы то ни было, треки в моно и стерео — базис любой сессии. Знание о том, какой формат больше подходит для разных сигналов и дорожек поможет добиться лучших результатов и сделать микс чище.

Источник

Наушники для игр: стерео или объемный звук?

какой звук лучше объемный или стерео

Производители оборудования соблазняют игроков дополнительными функциями и элементами. Часто они довольно дороги и в конечном итоге оказываются не очень функциональными. То же самое справедливо для наушников с объемным звуком 5.1 или 7.1? Действительно ли игрокам нужны такие аксессуары?

Нужны ли геймерам наушники с объемным звуком?

Традиционные решение, например, наушники HyperX, на сегодняшний день являются самыми популярными среди геймеров. Сложно сказать, в чем причина этого. На это, безусловно, повлияла более низкая цена и большая доступность данного типа решений. Но чем стереонаушники лучше, чем наушники объемного звучания?

Что такое наушники объемного звучания?

Традиционные стереонаушники имеют два динамика, по одному на каждое ухо. Обычно они имеют диаметр около 40-50 мм для накладных моделей. С другой стороны, устройства с истинным объемным звуком 5.1 или 7.1 имеют несколько динамиков меньшего размера, предназначенных для воспроизведения объемного звука. Это означает, что они расположены в разных частях наушника — посередине, спереди или сзади. Теоретически это должно привести к лучшему звучанию, но как это происходит на практике?

Что нужно игрокам?

Звук, вопреки внешнему виду, чрезвычайно важен во многих играх. В основном это относится к многопользовательским играм, в которых пользователи соревнуются с другими игроками. Например, в «Counter-Strike: Global Offensive» играть без наушников практически бессмысленно. Без них игрок не услышит приближающегося врага и не зафиксируем момент начала обезвреживания бомбы. Но то же самое касается «Battlefield» или «Call of Duty». Тем не менее все эти игры довольно хорошо справляются с воспроизведением объемного звука на обычных стереонаушниках. Создатели позаботились о соответствующих решениях, благодаря которым можно отлично слышать, с какой стороны приближается соперник. Но разве с наушниками 5.1 или 7.1 не было бы еще проще?

Физика делает свое дело

Следует начать с того, что когда дело касается звука и его качества, физика имеет большое значение. Некоторые вещи просто невозможно улучшить из-за множества ограничений. Это хорошо видно в случае наушников с объемным звуком.

Прежде всего, многие драйверы меньшего диаметра необязательно должны обеспечивать более высокое качество звука. Напротив, сопоставимые по цене стереонаушники и наушники с объемным звуком могут существенно отличаться друг от друга в пользу первых. Кроме того, следует помнить, что объемный звук должен звучать — как это ни парадоксально — в просторном помещении, чтобы реально использовать его преимущества. Именно поэтому в кинотеатрах колонки разнесены.

В случае с наушниками нет должного расстояния между драйверами. Поэтому обычно речь идет только об имитации объемного звука. Также не следует забывать, что у каждого пользователя немного разное ухо, что также имеет большое значение. Даже структура ушной раковины влияет на восприятие звука.

Стерео наушники или с объемным звуком?

Ответ на этот вопрос довольно прост — лучше подойдут наушники со стерео преобразователями.

Выбирая наушники, стоит проверить их звучание, а также комфорт их расположения на голове. Это может стать решающим фактором при многочасовых игровых сессиях.

Источник

Современная компьютерная акустика: грамотная стереофония или ущербная многоканальность?

Звуковая карта — центральное, но не единственное устройство компьютерной аудиосистемы. Как усиливать звук, на чем и в каких условиях его слушать, чтобы это было адекватно возможностям звуковой карты и доставляло наслаждение? Покупать новое или использовать старое?

Меломаны-компьютерщики преимущественно сталкиваются с проблемой выбора именно компьютерной акустики. И сопряжение таких систем с вычислительным другом в рамках среднестатистических российских апартаментов (12 квадратных метров на человека) значительно отличается от покупки, например, домашнего кинотеатра для установки в отдельном просторном помещении загородного особняка.

Стереофония и стереотипы

Правильно реализованная стереофония позволяет расставить голоса-звуки в пространстве, четко отделив их друг от друга, что не только улучшает-облегчает восприятие, но и воссоздает эмоциональную атмосферу — так сказать, выпускает джина из бутылки. Именно за джина звука выкладывают немалые денежки аудиофилы. Принято считать, что стереоэффект — это когда звук бегает слева направо и наоборот или когда одни инструменты доносятся из левой колонки, другие из правой. На самом деле люди, которые так считают, либо никогда не слышали настоящего стереозвука, либо им не дано услышать от природы.

Независимо от физиологических особенностей слушателя на качество стереоэффекта влияют три взаимосвязанных параметра:
• удаление слушателя от линии, на которой находится пара акустических систем (стереобазы);
• ширина стереобазы (расстояние между излучателями каналов);
• направленность акустических систем.

Выбрав ширину стереобазы менее 2 м, на большинстве акустических систем при удалении порядка метра — типичная схема для компьютерного гнезда, — получим ширину зоны оптимального стереоэффекта (на приведенных схемах 1 и 2 граница зоны обозначена красным) около 20 см.

какой звук лучше объемный или стерео

какой звук лучше объемный или стерео

При узкой стереобазе наши уши оказываются (ввиду фиксированного расстояния между барабанными перепонками) за пределами зоны стереоэффекта, если удаление от линии, соединяющей излучатели каналов, недостаточно. Чуть голова влево или вправо — и в зоне максимального стереоэффекта находится уже только одно ухо. Если заузить стереобазу, истинной стереокартины не видать как своих ушей : придется смещать акустические системы вглубь, за плоскость экрана монитора. Варьировать получится, увы, лишь в пределах глубины монитора, поскольку обычно он располагается на столе вплотную к стене. Иначе придется отодвигаться от линии «монитор-колонки» хотя бы на метр-полтора, что приемлемо только для страдающих дальнозоркостью обладателей дистанционных клавиатур. В качестве эксперимента колонки можно подвесить к потолку, направив вниз, и за счет расстояния до потолка достигнуть необходимого удаления (если хватит длины кабелей и вообще удастся проложить их более или менее эстетично).

Вопреки расхожему мнению об ответственности за стереоэффект высоких частот, определяющий диапазон — от 300-600 Гц до 3000-5000 Гц 1. Стереоэффект рождается не только разностью звукового давления, но и более тонкими материями звука. Авангардно продвинутые стереоэффекты основаны на фазировке (кувырок на 180 градусов, то есть в противофазе) составляющих звука из вышеупомянутого частотного диапазона. Теоретически волны в противофазе, взаимно складываясь, должны поглощать друг друга, но на практике, благодаря тому, что у нас два уха, расположенных не на нулевом расстоянии друг от друга, аннигиляции не происходит. Динамики излучают звуковые волны в противофазе, создавая сложное звуковое поле с перераспределенной энергией, вносит свою лепту и отражение от стен отставших по фазе волн. Парадоксально, но в этом случае мы явственно слышим мнимые (!) источники звука. Ощущения поразительные — порой кажется, что звук раздается за спиной, хотя никаких акустических систем там нет и в помине (см., например, наши статьи по наушникам Sony MDR-DS5100 — www.ferra.ru/online/multimedia/9006 и акустической системе Creative PlayWorks PS2000 Digital — /multimedia/9049). Правда, угадать, в какой точке пространства комнаты эффект прорежется наиболее сильно, можно только эмпирически. Длина волны в стереофоническом диапазоне частот составляет примерно от 1 м до 6 см. Перенесите свой слуховой аппарат, скажем, на полметра вперед — и, весьма вероятно, эффекты уйдут в тень. Поэтому лучше разместить колонки так, чтобы заранее зарезервировать максимальную площадь пространства, определив впоследствии зону наилучшего стереоэффекта опытным путем. Разумеется, сделать это гораздо легче при широкой стереобазе.

Заметим, что раньше стереоэффекты основывались на разнице громкости между каналами или на распихивании голосов инструментов влево-вправо, как в записях The Beatles шестьдесят какого-то года. По мере совершенствования звукозаписи и познаний в области психоакустики стали использоваться фазовые задержки между звуками разных каналов. Так, если одинаковый по амплитуде звук выпустить с левого канала с задержкой более 3 мс относительно правого, на слух звук начнет преобладать в правом канале. Соответственно при задержке в правом канале, с точки зрения системы слуха человека, звук убежит в левый канал. Если же задержка превысит 60 мс, вместо виртуального стереоэффекта мы услышим разнобой (похожий на эхо) звуков, доносящихся с левого и правого каналов.

При слишком широкой стереобазе (более 4-5 м) и использовании компактных акустических систем всплывает масса сюрпризов, премущественно негативных, но с нашим житейским метражом такой размах не шибко интересен. Кстати, для профессионального прослушивания длина базы выбирается от 3 до 5 м, а для домашней аппаратуры до 3 м 2. Угол разворота акустических систем по отношению к линии базы составляет от 45 до 75 градусов.

Зачастую мы не имеем возможности разместить акустические системы согласно классическим правилам, по строгой симметрии и т. п. Не стоит отчаиваться — есть множество вполне приемлемых вариантов. Один из них для небольшой комнаты представлен на схеме 2. Расплатой будет узость (при базе до 4 м на удалении около 2 м — менее полуметра) и несимметричность оптимальной зоны для прослушивания, а плюсом — хорошая локализация источников звука за счет расширения стереобазы и ослабление акустического давления на низкочастотных резонансах.

При размещении колонок не забывайте прописные истины: не ставить по углам вдоль широкой стены; не задирать под потолок, засунув, например, на шкаф и не обеспечив наклона в сторону головы слушателя; не устраивать зону прослушивания в закутках, образуемых массивной мебелью и разнообразными строительными аппендиксами. В остальном можно смело экспериментировать. Например, если низов, на ваш взгляд, маловато, попробуйте устроить место для прослушивания так, чтобы голова-уши оказались как можно ближе к стене, противоположной от плоскости колонок.

Удаление оптимальной точки прослушивания и расстояние между акустическими системами взаимосвязаны через направленность последних. Не секрет, что под разным углом к оси колонки получишь разную амплитудно-частотную характеристику. Направленность особенно выражена на высоких и средних частотах. Эксперты дружно приветствуют широконаправленные колонки, у которых спад высоких и болтанка средних минимальны по мере возрастания угла отклонения. Никто не сомневается в том, что если под углом звук не ухудшается, то куда бы ни встал (в полуплоскости) слушатель, везде колонка будет звучать одинаково. Замечу, одна колонка. Но вот с двумя — война в Крыму, все в дыму Качество воссоздания стереокартины парой (!) колонок толком оценивать-измерять, похоже, еще не научились. Утверждение, что широконаправленные колонки дают лучшую локализацию источников звука в зоне стереоэффекта, довольно спорно. Инженеры-акустики настаивают: чем шире направленность, тем меньше площадь зоны стереоэффекта 3.О местоположении (продольном) идеальной точки стереоэффекта единого мнения нет. Одни утверждают, что это полторы длины стереобазы, другие настаивают, что это ровно одна длина (естественно, подразумевается равноудаленность от акустических систем).

Многоканальные системы

С вторжением в нашу жизнь многоканального звука, когда по комнате приходится распихивать не менее пяти сателлитов плюс сабвуфер, задача определения оптимальной зоны для прослушивания усложняется неимоверно. Не исключено, что оптимальная точка прослушивания окажется вовсе не в области уютного кресла, а где-нибудь в районе люстры.

Отдельная песня — размещение тыловой (surround) акустики. Dolby Labs рекомендует тыл разносить шире, чем фронт (см. схему 3), при этом угол между тыловыми колонками в точке идеального эффекта составляет 140 градусов, а все колонки равноудалены от нее. То есть несабвуферные динамики должны быть расставлены по кругу.

Осмелюсь предположить, что с круглыми комнатами у нас туго, поэтому с тыловой акустикой придется мудрить. Обратите внимание, что по рекомендациям Dolby расстояние между фронтальными колонками равно радиусу колоночного круга. Тогда если отмеченное расстояние не превышает метра (характерно для классической расстановки компьютерных акустических систем рядом с монитором), то колонки окружающих каналов должны находиться на удалении от слушателя всего лишь в пределах одного метра. А это реализовать на практике крайне проблематично. Всякие подставки-треноги будут постоянно сшибаться-роняться вместе с колонками. В идеале колонки хорошо бы ставить на специальную полку или вешать на стену, только вот стена или полка наверняка окажутся дальше, чем нужно.

Соотношение расстояний, рекомендуемое приведенной схемой, не универсально и работает в неких пределах. Скажем, вряд ли оно будет справедливо для десяти метров и подавно не сработает для десяти сантиметров. Нетрудно предвидеть, что на малых расстояниях (менее полуметра) окажет влияние размер акустических систем.

Если верить все той же Dolby (знающей секреты пространственного звука не понаслышке), приемлемую зону для прослушивания следует искать внутри круга, радиус которого приблизительно равен половине расстояния между фронтальными колонками. Очевидно, что чем меньше это расстояние, тем меньше площадь оптимальной зоны для прослушивания. Следует отметить, что попадание ушей в так называемую приемлемую зону вовсе не гарантирует стопроцентного пространственного звука. Что-то из объемных эффектов останется, а что-то потеряется. Оптимальная зона может оказаться намного меньше приемлемой, это зависит от целого ряда нюансов.

Сюрприз поджидает тех, кто не любит отодвигаться от монитора, особенно при прослушивании музыки или просмотре фильмов с многоканальным звуком. Обычно пользователь сидит на расстоянии 50-70 см от дисплея и фронтальных колонок. А это при расстоянии между фронтальными колонками около метра и более (как правило, любители музыки расставляют их именно так) приводит к несовпадению положения ушей и идеальной зоны прослушивания из-за того, что последняя убегает за голову слушателя чуть ли не на полметра. Сближение фронтальных колонок до 50-70 см (по бокам 15- или 17-дюймового монитора) приближает идеальную точку прослушивания к ушам пользователя, но приводит к крайне нежелательным последствиям. Во-первых, для получения истинного объемного звука тыловые колонки придется располагать еще ближе (новый радиус-то равен пресловутым 50-70 см!). Во-вторых, площадь зоны оптимального прослушивания становится еще меньше, ужимаясь чуть не ли до размеров черепной коробки. В-третьих, область приемлемого прослушивания усыхает до того, что еще одному слушателю просто не найдется места в пространстве истинного объемного звука.

Впрочем, возникает резонная мысль: зачем потеть с расстановкой колонок, если никто не мешает отрегулировать громкость центрального, фронтальных и окружающих каналов в том же микшере аудиокарты, тем самым компенсировав разницу в удалении разбросанных не по правилам колонок. Однако здесь кроется подвох. Дело в том, что даже у идентичных акустических систем частотные характеристики различаются на разной громкости! То есть сильно нагруженные и слабо нагруженные колонки могут звучать по-разному. Вроде того как спеть тихо гораздо легче, чем то же самое спеть громко, не дав петуха или не сорвав голос. Подстройка громкости отдельных каналов может привести к гибели объемного звука, а может и сойти с рук. Тут как повезет с конкретной моделью колонок, как скажутся персональные предпочтения по громкости звучания.

Следует подчеркнуть, что использование разнокалиберных колонок (в частности, по мощности) для тыла и фронта, а также для центра, не есть простой путь с точки зрения воссоздания пространственного звука. Конечно, вы и с первого раза можете попасть в яблочко, но шансы, увы, не велики.

Чтобы правильно настроить объемный звук без волокиты с расстановкой (или подбором) колонок, прибегают к более тонким средствам, нежели подкрутка громкости. В драйверах продвинутых звуковых карт (и очень редко — в усилителях-декодерах многоканальных акустических систем, см. например, www.ferra.ru/online/multimedia/ 12561) можно поиграться задержкой между фронтом и тылом. Например, в Creative SB Audigy2 появилась автоматизированная процедура калибровки многоканальных акустических систем, имеющая нетривиальный алгоритм.

Для корректной расстановки акустических систем в самых общих чертах можно рекомендовать два подхода. Первый (компромиссный) заключается в традиционной расстановке сателлитов фронта в плоскости экрана дисплея, а центра — верхом на мониторе. Тогда при небольшом расстоянии между фронтальными колонками и невесть как пристроенном тыле худо-бедно, но все-таки получим многоканальный звук прямо на рабочем месте, однако слушать придется в одиночку и не шелохнувшись, дабы не выскочить из зауженной зоны объемного звука. При достаточно широкой расстановке фронтальных колонок и, как следствие, отсутствии головной боли о том, куда пристроить тыловые колонки, получим приличную зону оптимального звука, но она будет за пределами типичного рабочего места. То есть при прослушивании многоканального звука придется отодвигать кресло назад.

Второй же подход (дальновидный) состоит в экспериментальной расстановке колонок вдали от монитора с целью расширения зоны оптимального прослушивания, а также придания пространственному звуку большей реалистичности и более четкой локализации.

Расположение колонки центрального канала на передней части монитора (предлагаемое множеством производителей мультимедиа) нельзя признать удачным решением, в том числе при широком расположении фронтальных колонок. Да, в полномасштабном домашнем театре принято громоздить центральную колонку на телевизор, но при этом фронтальные колонки раздвигаются более чем на два метра, а зрители-слушатели восседают на почтенном удалении. Если все-таки колонку центрального канала водрузить на монитор, а фронтальные колонки располагать наугад, ценителю звука придется отодвигаться гораздо дальше по сравнению с привычным рабочим расстоянием. Практика показывает, что порою лучше вообще отказаться от центрального канала. К сожалению, результат зависит от специфики акустических систем. Поэтому самое лучшее решение — удалить от места перманентного пребывания слушателя фронтальные и центральную колонки, разместив центр на подставке (или подвесе, или на полке) за монитором, а фронт — по краям стола или на соседних с ним полках (см. схему 4).

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *