какой звук издает соловей
Соловей: слушать звуки пения и голоса птицы соловей, описание с фото и видео, интересные факты.
Соловей — небольшая певчая птица с буровато-серым оперением, относится к отряду Воробьинообразных. Самый известный вид – обыкновенный соловей. Всего в роду Соловьи – 14 видов. Соловьи славятся своими трелями, которые издают в основном в ночное время.
Рацион питания этой птицы – жуки, черви, пауки и личинки, ягоды некоторых растений. В России соловей водится в умеренных широтах. Часто его можно услышать в городских парках, птица сидит высоко в кроне деревьев и практически незаметна.
Брачный период начинается ранней весной, когда листья на деревьях только начинают распускаться. Его начало знаменуется соловьиным пением. В мае-июне самка откладывает 5-6 зеленоватых яиц и высиживает их в течение 15 дней. Гнездовья обычно устраивают по берегам водоемов или рек, в зарослях бузины, ивняка, ольшаника.
К концу июня появляются птенцы, которые становятся вполне самостоятельными к началу сентября и смогут проделать долгий путь на зимовье в Африку вместе с родителями. Там все вместе они пережидают суровые русские зимы, чтобы снова вернуться обратно ранней весной.
Интересен тот факт, что, в зависимости от местности, соловьи поют по-разному. Старые птицы обучают пению молодых. Настоящие мастера издают трели из 10 колен.
В неволе соловья содержать очень сложно. Нужна просторная клетка, лучше всего вольер, и специальный уход. Прижившаяся птица начинает петь по ночам, и тогда у обитателей квартиры возникают проблемы с ночным отдыхом. Так что лучше всего восхищаться соловьиными трелями на природе.
Смотрите фото соловья далее:
Видео: Соловей поет редкий кадр. Nightingale song Nightingales singinig
Видео: Nachtegaal / Common Nightingale singing
Незабываемое Пение соловья / Chill out Nightingale Singing
Какой звук издает соловей
Обыкновенный соловей
Соловей охотно гнездится и в густых зарослях влаголюбивых трав. Важно лишь то, чтобы под пологом травостоя, хорошо скрывающего птицу и притеняющего землю, оставалось голое, свободное от травы пространство. Лучшие условия такого типа возникают в зарослях крапивы, некоторых зонтичных и припойменных кустарниках. Прекрасным примером благоприятных гнездовых микростаций являются тенистые по влажным низинным и овражным участкам заросли бузины.
В средней полосе европейской части СССР и Западной Сибири первые соловьи появляются 8-10 мая. В эти же дни можно услышать и их первые песни. В поймах больших рек и на речных островах в это время собирается множество поющих самцов. В теплые годы они могут петь с первых дней прилета и все сразу, еще на пролете. В пойме реки Камы, на ее поросших кустарниками и лиственным лесом островах в середине и в конце мая нам приходилось слышать по 20-40 поющих самцов. При этом каждый певец слышал поющего соседа на расстоянии 10-15-25 м (а иногда и 5 м). Это были редчайшие случаи предгнездового хорового пения.
Первыми на места гнездований прилетают старые опытные самцы. Их довольно легко опознать по песне. Они занимают лучшие местообитания, расселяются на значительных расстояниях друг от друга (200-300 м и более). Многие старые самцы забираются в глухие заросли и гнездятся на отлете от основных густых поселений птиц. Среди этих самцов иногда встречаются певцы небывалого совершенства, силы и строя песни. Это так называемые «ночные соловьи», нередко первыми начинающие вечернее пение около 22 ч, часто поющие в тишине, до начала пения всех птиц и как бы задающие тон всему огромному лесу. Песни этих птиц выделяются не только сложностью, стройностью и совершенством. Поют эти самцы неторопливо, размеренно, удивительно сочетая полные, спокойные, чуть удлиненные по сравнению с обычной нормой звуки. У таких певцов издавна ценился и необычный строй песни, и совершенство главных колен, и полнота, и глубина звука, и чистота фраз, и удивительное умение чередовать песни своего репертуара, недоступное для ординарных певцов.
Бывают случаи, когда старый и молодой соловьи поют, сидя на одной ветке, и молодая птица строго соблюдает свою очередь для пения. Если она увлекается и начинает мешать старой птице, та, в свою очередь, либо нападает и изгоняет нарушителя законов леса, либо «усмиряет» молодую птицу песней необычной силы и совершенства.
Чаще рядом живущие самцы строго соблюдают и время, и режим пения и не мешают друг другу. Многие самцы поют в разное время суток. Но такие плотные поселения встречаются лишь в самых благоприятных местах. Нередко складываются группировки из нескольких взрослых и молодых самцов. В таких группировках может и не быть лидера или господствующего старого самца. Отдельные плотные группы могут образовывать одни взрослые (но не старые) самцы. Часто молодые самцы-первогодки гнездятся изолированными группами на выселках. Такие группы можно узнать по бедному репертуару, нестройному, торопливому пению, множеству так называемых «помарок», скрипов, тресков в песне и, наконец, по необычной «горячности» песни. В северных районах своего ареала соловьи часто гнездятся отдельными парами на расстоянии в несколько сот метров друг от друга. В этих случаях, когда птицы не мешают друг другу, легче слушать и изучать правила согласования песен отдельных певцов.
Песня восточного соловья имеет строго организованную типологическую структуру. Каждая птица, имея 5-7, чаще 12-25, а иногда и до 93 фиксированных типов песен, лишена возможности произвольного изменения их конструкций. В результате вокальная активность соловья сводится к чередованию типов песен. Песни одного типа исполняются настолько строго, что при наложении их изображений они сливаются до мельчайших деталей. У некоторых типов песен может быть несколько вариантов, отличающихся либо числом, либо строением, формой отдельных колен или звуков. Но и такие варианты всегда исполняются столь же строго, как и главные типы песен.
У большинства самцов есть наиболее часто исполняемые ординарные песни, есть особые типы песен, которые птица воспроизводит лишь в крайне редких случаях. Есть у соловья и совершенно загадочная, так называемая «тихая песня», которую можно услышать, лишь стоя рядом с поющим самцом. В тихой песне нередко можно отметить поразительные звуки, колена и целые типы песен, которые птица никогда не исполняет в громком варианте.
Строгая фиксация репертуара колен и типов песен каждой птицы позволяет до мельчайших деталей изучать сходство и различие вокального репертуара отдельных особей, их микро- и макрогрупп, а также отдельных популяций. Целостный вокальный репертуар каждого самца может, таким образом, стать своеобразным его паспортом.
Во многих исследованных нами популяциях соловьев весь арсенал типов песен каждой популяции оказывался особым, неповторимым. У соседних популяций может быть множество общих типов колен, но ни разу нам не удалось даже на границах популяционных систем обнаружить птиц с одинаковыми типами песен.
Это удивительное свойство песни восточного соловья позволяет не только точно намечать границы отдельных популяционных систем, но и следить за их историей, перемещением в отдельные годы, точно регистрировать пульсацию их границ, изменения численности и др. Кроме того, подобные наблюдения позволяют прогнозировать погодные и общеэкологические условия отдельных сезонов, погодных циклов и более продолжительные изменения климата.
Так, в жесточайшие засухи, охватившие южные районы центральной России (Тульскую, Калужскую, Курскую и другие области) во второй половине 70-х годов, мы зарегистрировали не только массовое вторжение на территорию Московской области тульских, калужских и рязанских соловьев, но и не менее впечатляющее переселение подмосковных птиц на северо-восток, на территорию Владимирской области. Эти географически масштабные переселения целых популяций птиц постепенно приобрели характер широких волн. Подмосковные соловьи, хорошо изученные нами в конце 60-х годов, все еще не вернулись с севера на свои исконные земли. Только в 1986-1987 гг. в северных районах Подмосковья вновь появились соловьи с прекрасными водопойными дудками, так характерными для напева московских птиц.
Под принципом гомологии колен или «генетическим» принципом мы подразумеваем законы устойчивых звуковых превращений, переходов, трансформаций и связей отдельных типов колен. Следует различать полные и вырожденные типы колен и звуков, а также их зародыши. Такие зародыши звуков, например, четко фиксируются в песне южного соловья и впоследствии, пройдя ряд строгих и последовательных превращений, достигают максимального развития и совершенства в песне восточного соловья. У отдельных популяций восточного соловья многие дудки, свисты и стукотни, пройдя стадии максимального развития, иногда вырождаются, а затем, видимо, и отмирают, часто ухудшая звучание песни.
Изучение всех этих процессов представляет исключительный интерес. Оно указывает на большое значение наследственных механизмов в становлении и развитии песни соловья и возможности передачи, а затем и географических миграций отдельных типов песен генетическим путем, на основе механизмов гибридизации птиц и направленного движения «генных потоков». Все эти проблемы имеют огромное значение для генетики, теории эволюции и экологии. Они позволяют не только восстанавливать историю отдельных морф, популяций птиц, но и вести экологические, генетические и эволюционные наблюдения в природе.
Многие сложные и характерные звуки и колена песни восточного соловья, по-видимому, существуют очень долго. 150-летний период жизни колен и даже целых напевов доказан нами вполне надежно. Нам удалось, основываясь на описаниях песни соловья, сделанных старыми любителями птиц, не только опознать и зафиксировать на магнитофонной ленте большинство описанных в старые времена характерных колен, но и найти многие из них в тех местах и районах, которые были отмечены в середине и начале XIX в.
Поэтому процедура удачного наименования характерных колен песни восточного соловья имеет огромное значение. Как и в именах людей, улиц, площадей, кораблей, имя колена позволяет не только «навечно» отметить данный конкретный звук, но и с его помощью в дальнейшем «замаркировать» целые классы песен, популяции, определить «генные потоки» и восстановить историю «рода» тех или иных линий птиц.
Подобно тому, как нам удалось восстановить по имени и опознать множество популяций птиц, будущие исследователи по нашим описаниям смогут разыскать соловьев с «лешевой дудкой», «Кирилловой стукотней», «кукушиным перелетом» и выяснить их историю и их судьбу. Ни один другой прием современной науки, кроме этнографии, языкознания и других наук о человеке, не дает в биологии столь тонких и впечатляющих данных.
Гениальное совершенство народных названий колен соловьиной песни, по которым даже без магнитофонной записи через 100 и более лет нам удалось разыскать эти колена, свидетельствует о том, что эта работа требует огромного таланта, чутья и огромной культуры. Это очень высокая поэзия и не менее высокое знание. К подобному творчеству надо иметь особую склонность и постоянно совершенствовать ее до уровня высокого мастерства.
Наиболее близки к классу свистов так называемые свистовые «передние» дудки, приуроченные к начальной части песни. Именно поэтому в народной традиции нередко типичные свисты называли дудками (волчковые передние дудки), а многие типы свистов характеризовали то как свист, то как дудку (водопойные свисты и дудки).
Наиболее разнообразна и характерна для восточного соловья группа водопойных дудок. Основой всех этих дудок служит подражательный звук «пью-пью» (или «пив-пив», «у-пив», «тк-пиу», «пив. пив. пив. «). Водопойные дудки и свисты очень характерны для московско-владимирских и московско-ярославских популяций. Нередко встречаются они и в Калининской области. Мы выделяем: хлыстовую водопойную дудку («у-пив»), редкую водопойную («пив. пив. «), двойной водопойный свист, нежную водопойную, серебряную водопойную дудки. К серебряной водопойной дудке генетически близко так называемое пленьканье (серебряное, нежное пленьканье) и громкое пленьканье. Реже встречаются водопойные дудки в песнях курских и воронежских птиц.
Среди усложненных, формируемых на основе строгой ритмической модуляции звукового элемента колен выделяется большая группа луговых дудок, особенно характерная для воронежских популяций, но встречающаяся и в других районах (варианты: «тюр-лип», «тюлип», «тюли», «тю-лю-ли» и т. п.). Для курских популяций характерна кириллова дудка или сложная кириллова стукотня («кирилл-кирилл», «крилл-крилл», «тлил-тлил» и другие формы вырождающихся кирилловых стукотней). Среди сложных дудок следует упомянуть широко распространяющуюся в последние годы и, по-видимому, маркирующую холодоустойчивые формы соловьев, белковую дудку («белки-белки», «блки-блки»), зародыши которой обнаружены нами у закавказских популяций южного соловья в пойме реки Куры. Там же найдены птицы с зародышами кивковых, хлыстовых и многих других дудок. Интересна филиппова дудка («пил-пилип. пил-пилип»), впервые найденная у воронежских, а потом и у многих других птиц. Для многих популяций характерны разнообразные формы клыканья, которое старые любители называли клыканьем, желной, зеленым дятлом и т. д. Это тоже большой класс самых разнообразных звуков восточного соловья («клы-клы-клы», «кли-кли-кли», «кий-кий-кий» и т. д.).
В центральной части песни восточного соловья, то ближе к ее началу, то, наоборот, ближе к завершающим коленам песни располагаются многие одиночные фигурные элементы, часто не образующие особых колен: «журавлик» («кру», «крри»), «пеструшка» («кру-ти. кру-ти», «ци-кру. ци-кру»). Широко распространены, особенно в южных популяциях, такие знаменитые колена, как «лешева дудка» (ленивая, мягкая полутрель или частое «ту-ту-ту-ту»), кукушкин перелет (крик самки кукушки, зовущей самца), воронова, голубковая дудки, похожие на крик ворона и горлицы.
Большинство обычных песен восточного соловья завершают стукотни, дроби, раскаты. В больших, слитых песнях и в разгаре пения эти колена ограничивают отдельные законченные и часто строго очерченные фразы (или строфы) песни. Появление стукотни, дроби или раската сигнализирует окончание отдельной фразы или отдельной песни. Часто стукотни, дроби, раскаты завершают и сверхкороткие выкрики или выкрикиваются отдельно, почти чисто, с коротким вступлением, принимающим характер мелочей. В особых случаях затрудненной или особенно дальней связи (разреженные поселения, чаще на севере) стукотни и раскаты приобретают особенно важный смысл. В ночной тиши или в тумане именно они бывают слышны за 1,5-2, а иногда и 3 км.
Стукотни как ритмически организованные, чистые и сильные звуки очень характерны для южных и многих центральных популяций. Наоборот, для северных и восточных популяций характерны раскаты и дудки. У курских и воронежских популяций стукотни в Свое время выделялись исключительным разнообразием (ленивая, резкая, свистовая, хлыстовая, двойная, игольчатая, визговая и др.).
Большой интерес представляют собою так называемые «помарки» и «мелоча», а также фигурные элементы песни, как правило, сосредоточенные в центральной, «пустой», ее зоне. Во многих случаях здесь формируются организованные типы «шумовых» звуков (чок, щелканье, треск, двойной треск, циканье, цирканье, особо мелкие трели и трелевые свисты). Бросается в глаза четко выраженное правило. У подмосковных и близких к ним северных птиц центральная зона песни прочно занята чоком или двойным треском, у курских и особенно воронежских птиц эта зона заполнена неразвитыми или крайне разнообразными по форме и типам зародышами звуков или аберрантными их формами. В ряде случаев центральная зона песни допускает разрастание свистовых звуков и передних дудок, в других, наоборот, увеличение числа элементов задних дудок, или стукотней, против обычной статической нормы. Это позволяет лучшим певцам создавать поразительные по красоте песни.
Однако главный механизм, характеризующий неповторимость вокального репертуара каждого самца популяции, определяется тем, что из общего арсенала песен популяции каждая птица выбирает лишь часть типов песен. В результате в репертуаре отдельных самцов либо есть песни, которых нет у соседей, либо, наоборот, отсутствуют некоторые типы песен, входящие в репертуар других птиц. При большом числе типов песен, составляющих арсенал всей популяции, и множественности типов песен у каждого самца бывает очень трудно найти самцов с одинаковым репертуаром. К тому же такие самцы не любят гнездиться рядом друг с другом.
У соловья довольно много сигналов и в обычном его звуковом «словаре». Но большинство их используется в строго определенных ситуациях и крайне редко. Основных тревожных сигналов два: характерный свист «тии» из группы сигналов замаскированной тревоги и знаменитое «крыканье» (крр. крр. » или «кры. кры. «) из группы сигналов демонстративной тревоги. По этим сигналам легко разыскивать соловьев. Рядом с поющими самцами по этим звукам можно узнать о самке.
Обыкновенный, или восточный, соловей очень похож на южного, или западного, соловья, но на горле и груди у обыкновенного соловья заметны коричневые волнистые пестринки, которых нет у южного. Фото М. В. Штейнбаха
Самки появляются на участках самцов по вечерам, но до утра ведут себя очень тихо. Утром обнаруживают свое присутствие негромким свистом или крыканьем и привлекают внимание самца. Чаще при этом они прыгают по земле или по ветвям в основании кустов. Здесь и происходит формирование пары. При этом самец принимает разные позы, горбится, опускает крылья, развертывает веером хвост, поводит им в разные стороны. Иногда он преследует самку и со скрипучей песней гоняется за ней в воздухе. Через несколько дней после образования пары и ознакомления самки с гнездовым участком она подыскивает место для гнезда и приступает к его постройке. М. В. Штейнбаху удалось установить, что у соловья самка имеет свой индивидуальный участок, не совпадающий с участком самца.
С появлением птенцов соловьи резко сокращают пение и присоединяются к самкам, проявляя о птенцах трогательную заботу. Корм для них соловьи разыскивают на земле или склевывают с веток и листьев кустарников, стеблей и листьев крапивы, сныти, гравилата. Фото М. В. Штейнбаха
Гнездо самка строит на своем участке. Поразительно то, что место для него выбирается где-нибудь в уголке, нередко близко к границе участка самки. Это, видимо, связано с тем, что соловьи очень искусно прячут свои гнезда и всегда скрытно подбираются к ним пешком. Гнездо чаще строится на земле в ямке и так, что его верхний край почти не выступает за ее края. Изредка гнездо располагается в основании куста, но тоже у самой земли. Гнездо складывается из сухих полусгнивших листьев сначала в виде широкой «тарелки» или подушки. Затем с помощью сухих травинок чуть выгибается в виде неглубокой чаши. Лоток выстилается тонкими стебельками злаков, их размочаленными листочками, тончайшими корешками и волосом из гривы лошадей. Гнезда, укрытые в густой растительности, могут быть более массивными и складываются иногда не из листьев, а в основном из стебельков трав, хмеля и других материалов.
Самка обыкновенного соловья обычно строит гнездо на земле из сухих прошлогодних листьев в тени густого кустарника или зарослей крапивы. Гнездо она надежно прячет среди ветоши и травы или аккуратно вкладывает его в прикорневую розетку куста. Первые дни самка часто обогревает голых и слабых птенцов, а самец в это время берет на себя заботу по снабжению их кормом. У гнезда взрослые птицы ведут себя чрезвычайно осторожно и тихо подходят к нему пешком. Фото М. В. Штейнбаха
Пищу соловьи собирают главным образом на земле, реже с ветвей и листьев кустарников. Подобно дроздам и зарянкам, соловьи внимательно осматривают и ворошат лесную подстилку. Интересно, что значительную часть их пищи составляют муравьи и обитатели подстилки: мелкие моллюски, пауки, многоножки, мухи, личинки майских жуков, долгоносики, листоеды, гусеницы и мелкие бабочки, клопы. В пище птенцов, кроме этих кормов, нередко встречаются гусеницы совок, пядениц, непарного шелкопряда, листоверток. Осенью соловьи поедают ягоды красной бузины, черной смородины.
Обыкновенный соловей — наша гордость. Со звуком.
12-09-2011, 08:37 | Инфо-справка / Природа | разместил: Князь | комментариев: (2) | просмотров: (9 805)
Внешний вид. Немного крупнее воробья, сверху буровато-коричневый, снизу буровато-серый, хвост довольно длинный, закругленный, одного цвета со спиной.
Песня — набор повторяющихся свистов и щелканий. Каждый элемент песни (колено), число которых может достигать 12, повторяется несколько раз. Крик — низкое “фюить-трр”.
Местообитания. Обитает в светлых лесах, поймах рек, садах и парках, обычно по сырым местам.
Питание. Питается насекомыми.
Места гнездования. Излюбленными местами гнездования соловья являются речные уремы, заросли кустарников по сырым лесным оврагам, тенистые кустарники среди лиственного леса, парки, рощи, сады, густые лиственные молодняки, заросшие кладбища и т. д. Пред почитает места, расположенные вблизи водоема или по крайней мере с сырой почвой.
Месторасположение гнезда. Гнездо устраивает обычно на земле у корней кустарника или древесной поросли, иногда в куче осенних сухих листьев. Располагает его не в ямке, как большинство гнездящихся на земле птиц, а на поверхности почвы, углубляясь лишь в лесную подстилку. При этом края гнезда находятся на уровне горизонта сухих листьев (иногда несколько выше) и переходят в него незаметно.
Строительный материал гнезда. Постройка гнезда довольно грубая. Наружный слой бывает сложен из нескольких рядов полуистлевших лежалых древесных листьев, поставленных на ребро, плотно прилегающих друг к другу. Основание гнезда обложено листьями, положенными плашмя. По краям лотка, а иногда и в стенках гнезда к листьям примешены тонкие прутики, сухие стебельки трав, широкие листья осоки. Лоток выстлан очень тонкими стебельками злаков и их размочаленными листочками, тончайшими корешками и иногда небольшим числом конских волосков.
Форма и размеры гнезда. Диаметр гнезда 110- 130 мм, высота гнезда 70-100 мм, диаметр лотка 70-80 мм, глубина лотка 50-70 мм.
Особенности кладки. Полная кладка из 4-6 яиц оливкового или коричнево-оливкового, а иногда и темно-шоколадного цвета, без рисунка. Размеры яиц: (18-23) х (14-16) мм.
Сроки гнездования. Соловей прилетает в первой половине мая, и вскоре можно слышать его замечательную звонкую трель. Пение продолжается до конца июня. В конце мая — начале июня можно встретить гнезда с яйцами, а во второй половине этого месяца — с птенцами. Отлет проходит в конце августа — сентябре.
Распространение. Распространен в лесной и лесостепной зонах Европейской части России, на юге Сибири к востоку до Ачинска.
Зимовка. Южная Европа, Северная Африка, Ближний Восток.
Один из замечательных охотников-любителей, И. К. Шамон, в своих воспоминаниях о соловьях рассказывает: “Наши (московские) соловьи отлично кричали лягушками, тремя песнями — кваканье, дудка, вроде червяковой россыпи, и гремушка — волчковой дудкой и раскатом (волчок-поползень). Раскат исполнялся не глухо вниз, но сильно и длинно. Кроме этих местных соловьев, встречавшихся у нас в окрестных лесах и садах, в конце 20-х годов были новосельские (тульские) соловьи, прекрасно кричавшие стукотнями и кукушкиным перелетом; малоархангельские, с хорошей песнью “гусачек” — “га-га-га-га”. Но лучшими были привозные из южных губерний, курские и черниговские. Курская, каменовская птица удивляла своими дробями и привлекала к себе весь тогдашний охотничий мир. Их было девять манеров; особенно выдавались дроби “в оборот”. Из дробей замечательна “зеленухой” (лесной канарейкой), затем “тревога” (вроде барабана), желна, дудка, трелевая, стукотня, свист, клыканье, кукушкин перелет. Бердичевские соловьи кричали всеми дудками: польской, дешевой, водопойной, лягушечьей. Кроме того, кричали журавликом (“курлы”). Польские отличались своей типичной песней — трелевой дудкой, кричали и другими дудками и дробями, также стукотнями; выдавалась “овсяночная”. Относительно польского соловья надо заметить, что это совсем особенный сорт соловья. Его “ход” и самые песни резко отличаются от всех других (светлая дудка, стукотня, катушка, подъемный свист), хотя при этом он и кричит общими с другими песнями. В половине прошлого столетия очень ценились еще так называемые “свистовые” соловьи, тоже с большим разнообразием колен.
Читатель, может быть, спросит, почему меняются голоса соловьев в средней полосе и на юге. Вероятной причиной этому, кажется, изменение местности, где держатся птицы, находя себе подходящие условия жизни, вырубка или расчистка леса, особенно уничтожение кустарников и вообще мелких зарослей среди леса, причем птица или выпугивается, или население ее уменьшается, а при этом у нее уменьшаются и средства выработки песни, так как полнота песни каждой отдельной птицы зависит от общего хора в данной местности.
Из приведенных выдержек видно, до каких тонкостей изучения голоса доходили знатоки соловьиного пения. Их можно сравнить лишь с любителями-кенароводами. Но разнообразные напевы домашней канарейки искусственны, у соловья же мы имеем природные способности птицы и к подражанию и к звукосочетанию.
Распространение соловья очень широко. Восточный соловей гнездится почти по всей Европейской части России, к югу до Крыма и Кавказа, а в Сибири — до верховьев Енисея и до Алтая. На запад он распространен в Прибалтийских странах, Польше и восточной Германии.
Более мелкий и рыжеватый западной соловей (другой, близкий вид) гнездится в Южной и Центральной Европе, Малой Азии, а в пределах России — на Украине (в западной ее части). В Закавказье и Казахстане встречаются еще два подвида западных соловьев — персидский и африканский.
Весной соловьи прилетают не рано — когда спадет полая вода и появится зелень на кустарниках. Самцы прилетают несколько раньше самок. В Московской области первая песня соловья слышится с 10 мая (среднее за 33 года). Во второй половине мая, если нет возврата холодов, он поет уже полным голосом все ночи напролет и даже днем.
Излюбленные гнездовые места соловья по берегам маленьких речек замечательно живо описывает С. Т. Аксаков в своих “Записках ружейного охотника Оренбургской губернии”: “Там редко встретишь вяз, дуб или осокорь, там растет березняк, осинник, ольха. Там, кроме черемухи и рябины, много всяких кустов: калины, жимолости, боярышника, тальника, смородины и других. Многие деревья и предпочтительно таловые кусты пронизаны, протканы и живописно обвиты до самого верха цепкими побегами дикого хмеля и обвешаны сначала его зелеными листьями, а потом палевыми, золотыми шишками, внутри которых таятся мелкие круглые, горькие на вкус хмелевые семена. Множество соловьев, варакушек и всяких певчих птичек живет в зеленых, густо растущих кустах такой уремы. Соловьи заглушают всех. День и ночь не умолкают их свисты и раскаты”.
Гнездо устраивается очень рыхло на земле, среди корней кустарника или в зарослях густой травы. Очень редко гнезда бывают на нижних ветвях. В материале, кроме стебельков и соломинок, много сухих листьев, устилающих густым слоем землю и вокруг гнезда. Внутренняя выстилка делается мягче, иногда волосом или шерстью. Яички, длиной около 22-23 миллиметров, замечательны своей темно-коричневой окраской, очень незаметной среди сухих листьев. Насиживает одна самка, а самец ее кормит и охраняет гнездовой участок от вторжения соседей. К вылуплению птенцов пение его слабеет, и все силы идут на выкармливание выводка. В средней полосе соловьи умолкают в начале июля.
В питании соловья много общего с зарянкой. Он также кормится понизу, собирая мелкую ползающую добычу (жуков, гусениц, слизней) среди прелой листвы и на нижних ветвях кустарников. Но соловей держится спокойнее зарянки. Его движения как бы обдуманны, он прыгает большими прыжками, часто останавливаясь и осматриваясь по сторонам.
Птенцы соловья такие же пестрые, как у зарянки и горихвостки. Соловьи гнездятся один раз в лето, и поэтому старые дольше держатся вместе с выводком. В конце июля начинается линька, а к началу сентября (в средней полосе) птицы уже исчезают. Отлет происходит очень незаметно.
Неофициальная часть:
— А что у вас никто в клетках не поёт?
— Господин Би, на Земле в клетках сидят только звери.
— Звери — чатлане?
— Не знаю, похоже во всяком случае.
— А соловей — пацак?
— Почему пацак?
— Сами сказали, что он он без клетки поёт!
— Ну значит пацак.
— Аааа, вот видишь: у вас такой же оголтелый расизм как и здесь, на Плюке. Только власть захватили не чатлане, а пацаки — такие как ты и твой друг Соловей.
- что делать если в планшете переполнена память
- какой нужен брус для лаг на пол