какой знаменитый художник создал брошь глаз времени
Как причудливые работы Сальвадора Дали стали шедеврами ювелирного искусства
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Всё началось в 1941 году, когда Дали находился на одной из плантаций в Вирджинии, которая принадлежала богатому и известному меценату из Америки – Каресу Кросби. Находясь там, Дали принял решение пригласить в гости герцога Фулько ди Вердура, который на то время слыл весьма талантливым и многообещающим дизайнером и ювелиром в одном лице. Свою известность Фулько заслужил тем, что трудился над украшениями для самых известных особ, в том числе и Коко Шанель и даже для Поля Флато. В то время Сальвадор лелеял мечту о том, чтобы сотрудничать с ним, а потому будущих партнеров ждал серьёзный разговор.
Но когда Фулько прибыл в так называемый Хэмптон-Мэнор, он в буквальном смысле слова ужаснулся. Вместо богатого и роскошного дома, который вырисовывался в его воображении, он увидел самые настоящие руины, где не было ни тепла, ни электричества. Посреди этих руин его с хорошим настроением ждал Сальвадор, что сравнивал своё жилище с ателье, в котором работал сам Пикассо. Дизайнер пребывал в состоянии шока, ощутимо промерзнув, находясь в неотапливаемой гостиной.
И в тот момент Дали засмеялся. Как оказалось, всё это было тщательно продуманной шуткой. Это здание действительно было заброшено, и Сальвадор провел достаточно много времени, чтобы обустроить его так, чтобы оно выглядело, как наполовину жилое. Когда же они переместились в реальную резиденцию Кросби, Вердура отметил, что она представляла собой воплощение уюта и комфорта.
В конечном итоге, Фулько признает, что его визит имел безумный успех. Вскоре после этого они оба начали сотрудничество, создавая целый набор из драгоценностей и украшений. Он был представлен в том же году в галерее Жюльена Леви, где также присутствовали новые картины Сальвадора.
Спустя какое-то время, всё в том же 1941 году, целая серия украшений, что включала в себя пять различных дизайнов, была представлена в Музее современного искусства. Стоит отметить, что украшения Дали подавались вместе с работами Жоан Миро.
Миниатюрные рисунки и картины Сальвадора искусно помещались в портсигары, броши и другие украшения и оправы, которые были созданы Вердурой. Самым популярным украшением, что дошло к нам спустя года, считается брошь под названием «Медуза», которая представляла собой гнездо из змей, созданных из чистого золота и с глазами-рубинами.
В течение 50-х годов художник трудится над созданием всё более интересных и фантастических форм и рисунков для украшений. В этот раз он прибегает к помощи аргентинского ювелира по имени Карлос Алемани, что в то время держал собственную мастерскую при известном отеле. Большинство украшений, которые они создали в паре, были изготовлены в небольшом количестве, а потому считаются уникальными. Кроме того, для них использовались сапфиры, изумруды, лазурит и другие драгоценные камни со всего мира, включая Конго.
Сотрудничая с Алемани, Дали постоянно присутствовал при создании того или иного украшения. Он оставлял за собой право вмешиваться в любой процесс, а также самостоятельно подбирал камни с помощью методики символизма и ассоциаций. Вместе с дизайнером они пришли к соглашению, что дизайн и конструкция самих украшений должны находиться в приоритете, и именно это позволило им создать свыше сорока гениальных произведений искусства.
Некоторые изделия даже были механизированными. Например, в одной из коллекций присутствовал цветок из бриллиантов, лепестки которого открывались и закрывались. Или же можно отметить брошку из рубинов, которая постоянно пульсировала, будто бы настоящее сердце. Присутствовала и морская звезда, созданная из бриллиантов, рубинов и изумрудов, а также с центральной частью из жемчуга. Она буквально замирала, стоило её только взять на руки, а после приходила в движение, цепляясь на руки, одежду и многое другое, прочно фиксируясь на месте.
Идеи метаморфизма, а также космологии и религии всё чаще и чаще начинают мелькать в его работах. Сам Дали отмечал: «Мои драгоценности всё чаще начинают приобретать антропоморфные очертания. Я вижу человека в природе, а животных и растений – в человеке. Все материалы, что я использую, от бриллиантов до хризолитов, от золота до жемчуга, помогают мне продемонстрировать, как люди меняются, описать и изобразить эти метаморфозы».
Некоторые из его драгоценностей имели вполне забавные и даже весьма необычные формы. К примеру, серьги в форме телефона. Сам Дали отмечал, что не имеет ничего против того, если у кого-то его работы вызывают улыбку или даже смех. Однако не ленился подчеркивать, что все они – абсолютно серьёзны, гармоничны и едины, а также обладают определенным, спрятанным смыслом и символизмом.
Согласно словам эксперта по Дали, Эллиота Кинга, в этот промежуток времени его работы «становятся более разнообразными, включают в себя скульптуру, балет, и даже основы маркетинга. Разница лишь в том, что Дали делал то, чего люди совсем не ожидали от художников того времени».
Критики, впрочем, не были в большом восторге от новых занятий Дали. Они рассматривали их не как новый виток в его творчестве, а как коммерческую деятельность, возможность заработать, а также как его тягу к излишествам и легкомыслию.
Разумеется, все работы, которые создавал Дали в этот промежуток, были уже далеки от тающих часов и изображений слонов, которые мы видели ранее. Из-за этого испанский мастер очень явно отставал от модных тенденций того времени. В 40-х годах все восхищались творчеством Джексона Поллока и его абстрактным экспрессионизмом. И это было невероятно далеко от украшений, которые делал Сальвадор, что были вне этого стиля и непохожими на всё то, чем так увлекались тогда критики, что присутствовало на выставках и в музеях.
Однако его более поздние творения, наконец, получили признание и были переосмыслены обществом. Например, Кинг, будучи куратором выставки «Dalí: The Late Work», которая проходила в 2010 году в Атланте, отметил, что работы художника получили очень высокие оценки и признание.
В начале 50-х годов около двадцати изделий от Дали были приобретены филантропом и банкиром Камминсом Катервудом и его очаровательной супругой. Многие годы они хранили свою коллекцию, однако её часть в 2017 году оказалась в аукционном доме Sotheby’s. Например, один из лотов представлял собой так называемый «Глаз времени».
Второй такой же «Глаз» был продан в том же аукционном доме в 2014 году более чем за один миллион долларов. Им владел коллекционер Оуэн Читэм, что выкупил в конце 50-х часть коллекции Катервуда.
В современности огромная часть ювелирной коллекции Сальвадора располагается в его именном музее, что находится в Испании, в городе Фирегас. И, в самом деле, Дали не преувеличил, когда однажды сказал, что его украшения, что ранее ценились как эстетичные и бесполезные предметы красоты, чуть позже станут важны для истории искусства.
Если украшения, созданные по эскизам и работам Дали, отличаются своими причудливыми формами и неординарностью, то ювелирные шедевры китайского «волшебника» поражают своей филигранной работой и завораживающей красотой каждой мельчайшей детали, выполненной из титана и драгоценных камней.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Ювелирные шедевры Сальвадора Дали
«Идеальная вещь для меня та, которая абсолютно не для чего не пригодна. Этим предметом нельзя писать, им не удалишь лишние волосы и не сможешь позвонить. Этот предмет нельзя разместить на шедевре или поставить на комод Людовика XIV. Эту вещь нужно просто носить, и это — ювелирное украшение» — С. Дали
Брошь «Рубиновые губы с зубами как жемчуг», 1958
Сальвадор Дали не раз убеждал мир в универсальности своего таланта. Идею собственной коллекции ювелирных изделий, обладающих неповторимым сюрреалистичным шармом, он вынашивал много лет, но претворить в жизнь свои идеи смог, наконец, повстречав талантливого ювелира Карлоса Алемани.
Уроженец Буэнос-Айреса Алемани еще в 1930-е годы был дирижером танго-оркестра и гастролировал по Латинской Америке, Европе и Соединенным Штатам. В 1940-е годы он начал изучать ювелирное дело в Нью-Йорке, и познакомившись с Дали в 1950-е, смог реализовать безумные фантазии гения сюрреализма. Дизайнеры сотрудничали до 1971 года.
С. Дали, К. Алемани «Глаз времени», 1949 год, платина, бриллианты, рубин, эмаль, часовой механизм Movado 50SP.
Украшения были изготовлены из роскошных драгоценных камней, привезенных из Конго, — изумруды, сапфиры, лазурит, малахит.
Дали придумывал дизайн, сам подбирал материалы для каждого произведения, фокусируясь не только на цвете, форме и ценности материала, но также на символических значениях, которые приписывались драгоценным камням и благородным металлам.
Модель, демонстрирующая ювелирные произведения Сальвадора Дали
По эскизам Дали ювелир Карлос Алемани создал 37 ювелирных украшений и ещё два были созданы уже после смерти художника. Всего в мире существует 39 ювелирных работ по эскизам Сальвадора Дали. Начиная с военного 1941 года, когда Дали живёт и работает в США, компания нью-йоркских ювелиров «Alemany & Ertman» претворяет фантазии мастера в жизнь под его контролем. Одно за другим на свет появляются произведения искусства, «нарисованные» драгоценными материалами.
Эскизы ювелирных украшений Сальвадора Дали в выставочном зале «Dali-Joies» Театра-Музея Дали в Фигерасе
Первые 22 изделия приобрел американский миллионер Камминс Кэтэрвуд, а в 1958 году обладателем коллекции стал Фонд Оуэна Чеэзэма, который выкупил и все последующие ювелирные творения Дали. В 1981 году сюрреалистические украшения стали собственностью саудовского мультимиллионера, который затем распродал коллекцию по частям — трем юридическим лицам из Японии. Один из этих покупателей впоследствии стал инициатором возвращения ювелирных шедевров на родину, в Испанию.
В 1999 году Фонд «Гала – Сальвадор Дали» выкупил драгоценную коллекцию, созданную гениальным испанцем, за 900 млн песет (5,5 млн евро). Сегодня 39 украшений, рожденные сюрреалистическими фантазиями Дали, можно увидеть в театре-музее в Фигерасе, в башне Галатеи, где для них создан постоянный выставочный зал.
«Космический слон», 1961
Коллекция ювелирных изделий Сальвадора Дали — единственный в своем роде набор драгоценностей с удивительным сочетанием сюжетов, материалов, размеров и форм — узнаваемый и неповторимый почерк маэстро. Золото, платина, драгоценные камни, жемчуг и кораллы перестали быть просто дорогостоящими материалами. Они даже не стали серьгами, брошами или колье, но превратились в сердца, губы, глаза, цветы, животных и антропоморфные формы, религиозные и мифологические символы.
С. Дали «Живой цветок», 1959 год. Золото, бриллианты, малахитовая основа
В числе ювелирных фантазий Сальвадора Дали: любимый образ сюрреалиста — «Космический слон» (1961), волнующе-чувственные «Рубиновые губы» (1949), «Живой цветок», «Глаз времени» со слезинкой в уголке, «Кровоточащий мир» (1953) и, конечно, «Королевское сердце», которое просила Гала. Правда, посвятил Дали механическое сердце коронации Елизаветы II.
Роскошное рубиновое и, без сомнения, живое сердце: 46 рубинов, 42 бриллианта и 4 изумруда объединены в единую драгоценную композицию. Она выполнена таким образом, что подвижный центр «бьется», как настоящее сердце.
«Королевское Сердце» с пульсирующей серединой, 1953 год
Некоторые из работ Дали имеют механизмы и могут двигаться. «Живой цветок» открывает и закрывает лепестки-руки, «Рубиновое сердце» бьется, а «Падший ангел» взмахивает крыльями.
С. Дали, К. Алемани. Брошь «Сердце из медовых сот», 1949 год, золото, бриллианты, рубины
C. Дали. Ожерелье с переплетенными конечностями (Хореографическое ожерелье), ок. 1964, золото, бриллианты, аметист, сапфир
С. Дали «Лебединое озеро», 1959 год, золото, бриллианты, аквамарины, изумруды, сапфиры, горный кристалл.
С. Дали «Рука в форме листа», 1949 год, золото, изумруд, рубины
С. Дали, К. Алемани «Pax Vobiscum», 1968 год, золото, бриллианты, кварц, живопись на дереве.
С. Дали «Крест Ветка», 1959 год, золото, платина, бриллианты, рубины, изумруды.
С. Дали «Виноград бессмертия». «Ангел вечности», 1970 год. Золото, аметисты, изумруды, дымчатый кварц.
Брошь «Постоянство памяти», 1949 год
Ниже представлены недрагоценные репродукции компании Margot Townsend, выпущенные по эксклюзивной лицензии фонда «Гала — Сальвадор Дали».
Сальвадор Дали. Брошь «Глаз времени» и ее истоки.
Брошь является одной из самых знаменитых работ Дали.
Брошь-часы «Глаз времени», 1949. Голубая эмаль, платина, бриллианты и кабошон рубин.
«Человек не может избежать или изменить его время. Глаз видит настоящее и будущее». Дали.
Реплику уникального украшения, созданного по эксклюзивной лицензии Фондом «Гала – Сальвадор Дали», Испания, можно купить и сейчас. Брошь маркирована, в оригинальной подарочной упаковке, 6 х 5 см.
Дали начал создавать украшения в 1941 году. Он нарисовал эскизы, в которых подробно и тщательно описал материалы,из которых они должны быть сделаны. Его идеи воплощал в жизнь ювелир и друг семьи Карлос Алемани (Carlos Alemany).
«Поэты всех возрастов, всех земель, описывают губы как рубин и зубы как жемчуг». Дали.
Брошь «Рубиновые губы и зубы как жемчуг» Дали создал в 1949 году, вдохновлённый прекрасной улыбкой Мэй Уэст.
Мадонна Аквамарина. Аквамарин в золотом медальоне с изображением Мадонны. Корона усыпана бриллиантами. Если медальон повернуть, то лицо Мадонны становится лицом Христа.
Медальон «Кровоточащий мир». Любовь Христа удерживает этот мир.
«Королевское сердце». Это золотое сердце, увенчанное короной, в которое вставлено ещё одно. Внутри рубинового сердца находится механизм, создающий эффект пульса. Сердце бьётся 72 раза в минуту.
«Королевское сердце» было создано по случаю коронации Елизаветы II в 1953 году.
Но вернемся к броши «Глаз времени».
Самый первый «Lover’s Eye»-Мария Фицхерберт, тайная жена Георга.
The eye of Mrs Maria Anne Fitzherbert c.1786. (Royal Collection).
Но брак был признан недействительным, так как его отец Георг III не утвердил его. Как пишут- миниатюрный «глаз Марии», Георг IV носил скрытым под лацканом.
Такие миниатюры стали заказывать не только влюбленные, но и как память об умершем супруге или ребенке:
Eye miniature on ivory
c. 1795
Часто в медальон или брошь с обратной стороны, как уже говорилось, вкладывали локон:
Eye miniature pendant
c. late 1700s
Eye Miniature Mourning Ring
Georgian
Circa 1800
Blue eye miniature on ivory painted in the clouds with black enameling on the surround and shank.
Eye miniature ring
Georgian
Dated 1816
High-carat gold ring, dated 1816, a chased shank with floral design, to which is set a watercolor on ivory miniature of a female eye, under crystal. The ring is engraved to reverse AG 24 May 1816.
Eye miniature with elaborate jeweled frame
Georgian
Circa late 1700s
Georgian eye miniature brooch
Circa 1820s
Lover’s eye miniature painted on ivory set in 18K gold enhanced by blue enamel. This lovely lady is a rarity due to her red-gold hair. A lock of hair is encased in the locket in the back
Close up of the eye
Back of eye pendant showing hair compartment.
Lover’s eye handpainted on ivory of a beautiful woman with a hazel eye, surrounded by brown curls. Mounted in gold shell pendant. Note the direction the eye will hang when worn.
Pin in original leather box.
Georgian period eye miniature mourning ring dated 1780. Courtesy of Lenore Dailey of Lenore’s.
В 2012 году в Англии была издана книга The Look of Love: Eye Miniatures from the Skier Collection по коллекции Dr. David and Mrs. Nan Skier. 20 лет супруги собирали свою коллекцию (98 изделий):
Mim with Lover’s Eye
Little King
Lover with Peonies
Применение глаз в современных коллекциях в качестве украшений и принтов:
Поправил нервною рукой на шее бриллиант. История драгоценностей Жаклин Кеннеди, Грейс Келли и Галы Дали
Джон и Жаклин Кеннеди
Одна из самых узнаваемых и любимых семейных пар Америки — молодой и обаятельный президент Джон Кеннеди и представительница одной из самых аристократических семей Америки Жаклин Бувье.
Роман длился почти год, прежде чем они поженились. Джон сделал предложение по телефону — Джеки в этот момент была в Лондоне на коронации Елизаветы II. Когда Жаклин вернулась, Кеннеди подарил ей помолвочное кольцо из почти равных по весу изумруда (2,88 карата) и бриллианта огранки Багет (2,84 карата) — говорят, что похожее кольцо Наполеон подарил Жозефине в день помолвки. Скрепленные символичным переплетением лавровых веток из бриллиантового паве, камни должны были символизировать счастливую семейную жизнь. Но брак не был счастливым: Джон изменял жене, Джеки старалась «держать лицо» и успешно работала на имидж «самой счастливой пары Америки». Она часто покупала драгоценности сама, хотя и Джон часто ей их дарил, желая загладить вину после очередной интрижки или в честь какой-либо знаменательной даты. Но для Жаклин одним из самых важных украшений, символом их союза, навсегда осталось именно помолвочное кольцо: она часто носила его и именно с ним была в день трагедии в Далласе. Незадолго до этого она отправляла кольцо к ювелирам, чтобы добавить бриллиантов — супруги отпраздновали 10-летний юбилей совместной жизни и последние месяцы были близки, как в самом начале своего брака.
В день смерти мужа Жаклин сняла это кольцо со своего пальца и надела на палец Джона — в знак ее вечной любви; она всегда умела делать эффектные жесты.
Сейчас кольцо — один из экспонатов в библиотеке-музее Джона Ф. Кеннеди в Бостоне.
Грейс Келли и князь Монако Ренье
Помолвочное кольцоГрейс Келли — с крупным бриллиантом в 10,47 карат огранки Изумруд — одно из самых известных украшений в современной истории. Любовь роскошной американской красавицы, чья актерская карьера длилась всего четыре года, что не помешало ей стать обладательницей Оскара, и настоящего принца, правителя небольшой европейской страны, выглядит как сказка. Идеальная пара, идеальная любовь, идеальное помолвочное кольцо — одно из самых знаменитых и узнаваемых украшений ХХ века.
Мало кто знает, что князь Ренье вовсе не планировал дарить своей невесте такое роскошное украшение. Он приехал делать предложение со скромным кольцом с бриллиантами и рубинами, классикой хорошего европейского вкуса. Однако американцы всегда тяготели к крупным формам и крупным бриллиантам, а на тот момент были еще и хорошо подогреты знаменитой рекламной кампанией, утверждавшей, что влюбленный мужчина всегда дарит только самый крупный бриллиант. Князю Ренье пришлось быстро сориентироваться в ситуации и заказать второе помолвочное кольцо — его Грейс больше не снимала. Она даже снялась с ним в своем последнем фильме и носила всю жизнь в качестве повседневного украшения.
Дали и Гала
Сердце из рубинов, сердце из золота с рубиновым нутром, а также знаменитую брошь «Глаз времени» из бриллиантов и рубинов с эмалью и еще множество украшений, включая «Космического слона», — все это Дали сделал для своей жены и музы Галы.
Украшение было продано частному коллекционеру из США более чем за 1 миллион долларов.
Лиз Тейлор и Ричард Бартон
История отношений Лиз Тейлор и Ричарда Бартона — история страстей, свадеб, разводов и знаменитых украшений. Два брака — два исторических украшения: ожерелье с жемчужиной Перегрина, которое после смерти Тейлор было продано на аукционе за 11 842 500 долларов, и бриллиант Тейлор-Бартон, который Лиз вставила в ожерелье и продала сразу после развода с Бартоном за 5 миллионов долларов. Вырученные деньги были перечислены на строительство больницы в Ботсване.
Бриллианты Daniel Barren
Все эти истории рассказывают о том, насколько может быть не важен размер камня — это могут быть скромные три карата, как у Джеки Кеннеди, или что-то вызывающе большое, как у Лиз Тейлор. Если кольцо подарили в знак любви, женщина найдет возможность носить его каждый день, чтобы помнить об этом моменте.
Создатели Daniel Barren встали у истоков нового тогда тренда в ювелирной моде — casual diamonds: бриллианты перестают быть привилегией светской жизни и закрытых приемов и теперь появляются в любом месте, в любое время суток, тогда, когда этого захотят их владельцы.
Движением «против течения» в ювелирной моде стал и тот факт, что основатели Daniel Barren продолжают использовать в своих украшениях только натуральные, не облагороженные камни. Их естественная красота делает каждое украшение Daniel Barren особенным и наполненным жизнью: не бывает одинаковых природных бриллиантов, как не бывает одинаковых людей — природа формирует уникальность каждого камня, как жизненный опыт и чувства — уникальность каждого человека.