какой зеркальный фотоаппарат считался вершиной советской фототехники

10 легендарных советских фотоаппаратов

какой зеркальный фотоаппарат считался вершиной советской фототехники

На прошлой неделе мы опубликовали материал о десяти легендарных фотоаппаратах XX века. На этот раз мы хотели бы рассказать о легендарных аппаратах, выпущенных в СССР: хотя подавляющее их большинство является клонами западных моделей, среди них были и интересные устройства, с которыми у многих связаны тёплые воспоминания.

Смена-8М

С этого примитивного фотоаппарата (на иллюстрации выше) начался творческий путь многих советских и постсоветских фотолюбитей. Шкальная фокусировка (то есть «на глазок»), минимальный набор выдержек и диафрагм, отсутствие экспонометра — всё это при должной сноровке не могло помешать получению неплохих снимков, тем более что «Смена-8М» оснащалась неплохим и довольно резким объективом типа триплет с фокусным расстоянием 43 мм и светосилой f/4.

Ленинград

какой зеркальный фотоаппарат считался вершиной советской фототехники

В Советском Союзе производилось немало клонов немецких дальномерных камер. Однако помимо «ФЭДов» (которые являлись плохими копиями Leica) и «Зорких» (представлявших собой дальнейшее развитие «ФЭДов»), в СССР производился и по-настоящему уникальный аппарат под названием «Ленинград» (1953-1954 годы). Интересен он в первую очередь тем, что в нём использовался пружинный механизм, позволявший производить серийную съёмку со скоростью до 3 к/с, причём завода хватало на 12 кадров. Остальные характеристики также были хороши для своего времени: ламельный затвор с диапазоном выдержек от 1 до 1/1000 секунды, база дальномера 57 мм, необычный видоискатель с коррекцией параллакса и «зеркальной зоной» вместо обычного для традиционных дальномеров «двойного пятна». В камере используется сменная оптика с резьбой М39х1 и рабочим отрезком 28.8 мм (такие же, как «ФЭДы» и «Зоркие»).

Зоркий-4

какой зеркальный фотоаппарат считался вершиной советской фототехники

Фотоаппараты семейства «Зоркий» были, наверное, в каждой советской семье. Самым массовым из них был «Зоркий-4», который производился практически без изменений с 1956 по 1973 годы, его совокупный тираж составил более 1 млн 700 тыс. штук. Как и предыдущие варианты «Зорких», четвёртая модель оснащается шторным затвором с диапазоном выдержек от 1 до 1/1000 секунды и использует объективы с соединительной резьбой M39x1. Кстати, встроенного экспонометра в «Зорком-4» нет, поэтому для создания фотошедевров необходимо было или прикидывать экспозицию на глазок, или пользоваться ручным экспонометром.

Киев-2

какой зеркальный фотоаппарат считался вершиной советской фототехники

Ещё одна легендарная советская дальномерка, легендарность которой в основном сводится к тому, что она представляет собой точную копию Contax II, а ранние партии камер даже собирались из деталей Contax, большой запас которых (вместе с оборудованием для производства) был вывезен из Восточной Германии в счёт репараций. За счёт удачной конструкции дальномерные фотоаппараты «Киев» производились практически без изменений до 80-х годов. По сравнению с другими советскими дальномерками имели очень большой и светлый видоискатель, оснащались ламельным затвором с диапазоном выдержек от 1 до 1/1000 (в ранних моделях — до 1/1250) секунды, для присоединения объективов использовался байонет Киев/Contax.

Киев-10 и Киев-15

какой зеркальный фотоаппарат считался вершиной советской фототехники

какой зеркальный фотоаппарат считался вершиной советской фототехники

На киевском заводе «Арсенал» производились не только дальномерные, но и зеркальные камеры. Самыми интересными моделями, на мой взгляд, были «Киев-10» и «Киев-15», причём выпущенный в 1965 году «Киев-10» стал не только первой советской камерой с автоматической установкой экспозиции, но и первой в мире (!) камерой с режимом приоритета выдержки. К сожалению, в нём применялся устаревший селеновый экспонометр, который к тому же располагался снаружи на корпусе камеры. Этот недостаток был исправлен в «Киеве-15» (производившемся с 1976 года), который уже оснащался TTL-экспонометром на базе сернисто-кадмиевых фоторезисторов (CdS). Главным недостатком камер был уникальный и ни с чем не совместимый байонет. Советские объективы для «Киева-10» и «Киева-15» имели обозначение «Автомат» (например, «Гелиос-81 Автомат»).

ЛОМО Компакт-Автомат

какой зеркальный фотоаппарат считался вершиной советской фототехники

Наверное, самый знаменитая советская камера, которая дала начало целому движению — так называемой «ломографии». Представляет собой «мыльницу» с фокусировкой шкального типа (т.е. «на глазок») и автоматической установкой экспозиции. Камера оснащалась довольно резким объективом Минитар-1 с фокусным расстоянием 32 мм и светосилой f/2.8. Наверное, единственный советский фотоаппарат, который производится до сих пор (по заказу Ломографического общества).

Салют

какой зеркальный фотоаппарат считался вершиной советской фототехники

Фотоаппарат, который называли «советским Хассельбладом» — собственно, за его образец при конструировании и был принят Hasselblad 1600F. Предназначен для съёмки кадров размером 56х56 мм на среднеформатную плёнку типа 120 или 220. Все аксессуары для «Салюта» полностью совместимы с ранними «Хассельбладами», включая плёночные задники, сменные аксессуары и объективы. Камера оснащалась фокальным затвором с диапазоном выдержек от 1 до 1/1000 секунды. Всего в СССР производилось 13 объективов с байонетом В, предназначенных для использования с «Салютом» и «Салютом-С».

Горизонт

какой зеркальный фотоаппарат считался вершиной советской фототехники

Это сейчас мы, избалованные цифровыми технологиями, воспринимаем панорамы как нечто само собой разумеющееся. А в плёночные времена съёмка панорамных кадров была связана с гигантским количеством сложностей. Как ни странно, в Советском Союзе производилась одна из лучших в мире панорамных камер — «Горизонт». Объектив и затвор в этой камере были установлены на вращающемся барабане, размер кадра на стандартной 35-миллиметровой плёнке составлял 24х58 мм. Одним из секретов успеха «Горизонта» был объектив — очень резкий четырёхлинзовый анастигмат «МС ОФ-28П», который изначально разрабатывался для военных применений. В советские времена купить «Горизонт» было очень сложно, поскольку подавляющая часть камер шла на экспорт.

Зенит-19

какой зеркальный фотоаппарат считался вершиной советской фототехники

Различных моделей фотоаппаратов «Зенит», выпускаемых Красногорским механическим заводом, было немало, но «Зенит-19» по праву считается одной из лучших. Этот аппарат имеет зеркальный видоискатель с отображением более 90% кадра (у более ранних моделей — лишь чуть больше 60%) и электронно-управляемый ламельный затвор, отрабатывающий выдержки от 1 до 1/1000 с (у более ранних «Зенитов» диапазон выдержек составлял от 1/30 до 1/500 с). Аппарат производился до 1988 года, самыми надёжными считаются модели, выпущенные в 1984 году или позже — они оснащались переработанным затвором (отличить такие камеры можно по выдержке синхронизации, которая составляет 1/125 с вместо 1/60 у моделей со старым затвором).

Алмаз-103 и Алмаз-102

какой зеркальный фотоаппарат считался вершиной советской фототехники

Камеры «Алмаз» стали первой и последней попыткой советских инженеров создать профессиональную репортёрскую малоформатную камеру. За образец был взят Nikon F2 — очень надёжная профессиональная камера со сменными видоискателями и фокусировочными экранами. Специально для камеры были разработан принципиально новый механизм зеркала и металлический ламельный затвор с вертикальным ходом, способный отрабатывать выдержки от 10 до 1/1000 с. Для присоединения объективов использовался байонет К (как на зеркальных камерах Pentax). Модель «Алмаз-103» считалась базовой и не оснащалась встроенным экспонометром, а вот «Алмаз-102» уже имел TTL-экспонометр с цифровой индикацией экспозиции в диапазоне +/- 2 ступени.

К сожалению, «Алмазы» стали легендарными по совсем другой причине — как самые ненадёжные советские камеры. На заводе-производителе (ЛОМО) не было оборудования для изготовления деталей с необходимой точностью. Из-за проблем с обработкой детали кулачкового механизма в затворе делали не из стали, а из латуни, которая быстро давала стружку, попадающую в механизмы камеры и заклинивающую их. В результате «Алмазов-103» было выпущено чуть менее 10 тыс. экземпляров, а «Алмаз-102» — всего порядка 80 (не тысяч, а экземпляров) из-за проблем с поставками необходимой электроники.

Подписывайтесь на наш нескучный канал в Telegram, чтобы ничего не пропустить.

Источник

История советского фотоаппарата

История советской фотоиндустрии началась с долгого и мучительного подготовительного периода, длившегося до начала 30-х, когда промышленность СССР смогла выпускать свои камеры. До войны делали недорогие модели, чтобы удовлетворить растущий спрос фотолюбителей. В послевоенные годы создавались новые заводы по выпуску фотоаппаратов, почти полностью обновился их модельный ряд. Расцвет фотоинженерной мысли пришелся на 60-е, начало 70-х. В последние годы существования СССР качество камер и разнообразие моделей снижалось.

Советская фотоиндустрия стала мощным средством коммунистической агитации и пропаганды. Дореволюционный фотолюбитель должен был располагать значительными материальными средствами на покупку и обслуживание камеры, иметь навыки обращения с ней и свободное время, чтобы заниматься фотоделом. Фотография оставалась недоступна широким слоям населения, была «искусством для избранных».

После 1917 года фотография «шагнула в массы». Поначалу новой властью была востребована идеологически правильная фотожурналистика. В 1918 году все фотографы должны были зарегистрировать снимки и негативы революционных событий. Не подчинившиеся карались штрафом до 5 тысяч рублей. Постепенно фотодело стало доступно рядовым гражданам.

Развитие советской фотопромышленности после революции 1917 года

В 20-х, с переходом к индустриализации, увеличивается количество изобретений: зеркальная камера с моноклем В.В. Ковригина, затвор для зеркальной камеры И.С. Приходько, затвор с ирисовой диафрагмой В.И. Терехова, «объектив с жидкой преломляющей средой» Б.И. Шпарбера и т.д.

К концу десятилетия сложилась противоречивая ситуация: выпускали большое количество изданий по теории и технике фотографии, проводились различные конкурсы, росло число фотокружков, а камер СССР на прилавках не было. В ожидании их появления издавались брошюры по самостоятельному изготовлению техники.

Отечественные фотоаппараты 30-40 гг.

«Фотокор-1» (1930 г.) считается первым советским крупносерийным фотоаппаратом, но у него был предшественник.

Страна нуждалась в доступных по цене фотоаппаратах. За выполнение заказа на них, поступившего от Центросоюза в 1929 году, взялась московская артель «Фототруд». Она работала на базе дореволюционных частных мастерских и производила фотопластинки. В артели не было необходимого сырья (его закупали у населения и в других странах), помещений, оборудования (использовали мощности Калужского электромеханического завода). Некоторые этапы приходилось делать вручную, хотя в мировой практике они уже были механизированы. К концу 1929 года удалось сделать 29 камер вместо запланированных 300-500. У коллекционеров модель известна как «ЭФТЭ-1».

Становление фотоиндустрии в СССР проходило не всегда гладко, но в некоторых разработках наша страна не просто шла в ногу со временем, но и обгоняла европейские страны. Например, «Спорт», выпущенный в 1934 году, был первой в мире однообъективной зеркальной камерой (35 мм), первой кинопленочной камерой с вертикальным металлическим шторным затвором. К сожалению, его производство не поставили на поток.

В 30-40 годах оптическая промышленность СССР сделала мощный рывок. Если к началу 30-х годов отечественных объективов практически не выпускали, то к 1940 году каталог советского оптического стекла насчитывал 73 марки и не уступал иностранным каталогам. Помимо дорогостоящих камер «ФЭД» и «Спорт» стали выпускать недорогие аппараты «Малютка», «Юра», «Смена» и ряд других.

Выпуск фотоаппарата «Смена» начался в 1939 году на «Государственном оптико-механическом заводе имени ОГПУ». До войны «Смена» была шкальным аппаратом с рамочным видоискателем. Пленка (35 мм) сворачивалась в рулончик, так как кассеты в конструкции не предусматривалось. После войны «Смена» стала более функциональной и технически совершенной.

какой зеркальный фотоаппарат считался вершиной советской фототехникиФотоаппарат «Смена 8М», ЛОМО, СССР, 1970-1990 гг.

Во время Великой Отечественной войны заводы оптического стекла старались сделать производство максимально технологичным, чтобы в условиях дефицита сэкономить время и ресурсы. Эти новшества дали основу бурного развития фотопромышленности, когда страна перестраивалась на мирные рельсы.

Производство фотокамер в СССР после Великой Отечественной войны

какой зеркальный фотоаппарат считался вершиной советской фототехникиФотоаппарат «Любитель-1», ЛОМО, СССР, 1950-1956 гг.

В 1952 году советским фотолюбителям стал доступен зеркальный малоформатный фотоаппарат «Зенит», который собирали на Красногорском механическом заводе. Прообразом «Зенита» был «Зоркий», выпуск которого начался в 1948 году.

какой зеркальный фотоаппарат считался вершиной советской фототехникиФотоаппарат «Зенит-3», СССР, 1960-1962 гг.

«Золотой век» советского фотоаппарата пришелся на 60-е гг. К началу 60-х появляются новые заводы, выпускающие фотоаппаратуру, расширяется ассортимент моделей. Появляется шкальная камера «Эстафета», однообъективная зеркалка «Салют», дальномерная камера с жестко встроенным объективом «Юность», шкальный полуформатный «Микрон» и ряд других. Пришла эпоха автоматизации съемочного процесса, который стал возможен с выпуском 35 мм камер.

какой зеркальный фотоаппарат считался вершиной советской фототехникиФотоаппарат «Микрон», Харьковский машиностроительный завод «ФЭД», СССР, 1968-1985 гг.

Наряду с конструированием моделей, соответствующих уровню зарубежной техники, выпускали аппараты с незначительным усовершенствованием предыдущих версий, откровенно слабые. Например, камера «Весна» (1962-1964 гг.) была аналогом «Смены», далекой от совершенства.

К концу 60-х стал чувствоваться избыток изготовления фотоаппаратов. В 70-е гг. качество сборки камер явно отличалось от образца к образцу. Основная причина – отсутствие рыночной конкуренции. Потребители были вынуждены покупать то, что есть, так как альтернатива отсутствовала, а иностранная техника была практически недоступна. Общественность выплескивала свое недовольство на страницах журнала «Советское фото».

К середине 70-х камеры упрощаются, сложные и дорогие аппараты не производятся. Снижение выпуска фототехники вызвало ее дефицит к концу десятилетия. В 80-х годах ситуация с перепроизводством и дефицитом повторилась.

Источник

Лучшие советские фотоаппараты: рейтинг легендарных устройств

Большинство марок советских фотоаппаратов появилось после войны. Они разрабатывались на основе известных немецких моделей или их аналогов.

К 60-м производство фотооптики достигло наибольшего расцвета. К этому периоду относится выпуск лучших советских фотоаппаратов.

История становления фотоиндустрии в СССР

Основы советской фотопромышленности были заложены в 1926 году, с созданием Фотокинотреста с функциями производства фотохимии и аппаратуры. Среди первых моделей, допущенных к массовому выпуску, был советский фотоаппарат ФЭД со съемным объективом.

Его конструкция почти полностью скопирована с немецкой модели Leica II. После войны появился двухобъективный «Комсомолец», также скопированный c немецкого образца.

В начале 50-х на рынке появились советские фотоаппараты «Зоркий» со съемным объективом. Постоянно модифицируясь, они долгое время оставались популярными.

какой зеркальный фотоаппарат считался вершиной советской фототехники

Процесс производства фотоаппаратов в СССР

Параллельно был разработан зеркальный советский фотоаппарат «Зенит». В конце 50-х на рынок поступило немало новых моделей, причем большая их часть оснащалась сменной оптикой.

Производство фототехники стало массовым и уже превышало миллион аппаратов в год. Появились 35-миллиметровые камеры, автоматизирующие сам процесс съемки.

Все они были пленочными. Пленка для советских фотоаппаратов использовалась стандартная, 35 мм.

Некоторые предприятия специализировались только на производстве объективов советских фотоаппаратов. Высокое качество позволяет устанавливать их и на современные цифровые камеры.

Модели завода «Арсенал»

После войны Советский Союз получил права на техническую документацию и оборудование для производства фотоаппаратов «Contax», которые на тот момент были в числе самых совершенных малоформатных камер.

какой зеркальный фотоаппарат считался вершиной советской фототехники

Здание завода «Арсенал»

Марка советского фотоаппарата «Киев» была запущена в производство в 1947 году на киевском заводе «Арсенал». Она является полной аналогией немецкой модели, и в период 40-50-х считалась одной из самых лучших.

«Киев-2»

Вплоть до 1949 года, когда был налажен выпуск собственных комплектующих, производство велось на основе немецких запчастей.

Всего за это время было выпущено около 4 тысяч экземпляров, которые сегодня представляют особую коллекционную ценность. Выпуск модели «Киев-2» продолжался с 1947 по 1955 год.

какой зеркальный фотоаппарат считался вершиной советской фототехники

В советском фотоаппарате «Киев-2» были сохранены технические характеристики немецкого образца:

«Киев 10 и 15»

Середина 60-х была временем расцвета советской фотоиндустрии. На киевском заводе «Арсенал» появился советский зеркальный фотоаппарат «Киев-10».

Это был первый советский фотоаппарат, оборудованный автоматическим управлением экспозицией, а главное, он не был скопирован с западного варианта. За период 1965-1974 было выпущено около 50 тыс. экземпляров.

какой зеркальный фотоаппарат считался вершиной советской фототехники

Советский фотоаппарат «Киев-10»

Сегодня стоимость советских фотоаппаратов «Киев-10» составляет 15-20 долларов в зависимости от технического состояния. В 1973 на «Арсенале» было начато серийное производство более совершенной модели — «Киев-15».

До 1985 года было выпущено примерно 35 тыс. экземпляров стоимостью 360 руб. Это был один из самых лучших советских фотоаппаратов, и он был популярен в 70-е.

Модель выпускалась в двух модификациях, которые отличались режимом автоматики:

В них использовались сернисто-кадмиевые фоторезисторы, в отличие от предыдущей модели. «Киев-15» относится к редким советским фотоаппаратам и высоко ценится коллекционерами.

«Киев-19»

Модель «Киев-19» была запущена в производство с 1985 года. Она стала более дешевой и упрощенной заменой предыдущей модели.

какой зеркальный фотоаппарат считался вершиной советской фототехники

Изменения коснулись диапазона выдержек, они были сокращены на две единицы, что заметно снизило нагрузку на затвор. Новая модель была лишена и автоспуска.

За счет конструктивных изменений удалось получить конкурентоспособный продукт с ценой 150 руб., что было вполне приемлемо по сравнению с тем, сколько стоили советские фотоаппараты от КМЗ в то время. Модель выпускалась до 1994 года.

«Салют»

Фотоаппарат «Салют» относится к среднеформатному классу зеркальных устройств. Он скопирован со шведской модели «Hasselblad 1600F» и выпускается с 1957 года. С 1972 выпускался «Салют-С», основное отличие которого состоит в замене объектива.

какой зеркальный фотоаппарат считался вершиной советской фототехники

Советский фотоаппарат из Киева «Салют»

Тираж моделей составил:

В конце 70-х цена на «Салют» составляла 435 руб.

Продукция АО «ЛОМО»

Советский пленочный фотоаппарат «ЛОМО Компакт-Автомат» — продукт серийного производства крупнейшего оптико-механического объединения в Ленинграде. В свое время ему был присвоен знак качества.

какой зеркальный фотоаппарат считался вершиной советской фототехники

Здание оптико-механического объединения

Представляет собой малоформатную модель с автоматической экспозицией. Камера помещена в прочный пластмассовый корпус.

Фотоаппарат оснащен вспышкой с питанием от батареек. Выпускается с 1982 года в разных модификациях.

При съемке по краям фото советского фотоаппарата частично снижается яркость, что придает ему неповторимость. Эта особенность определила широкую популярность модели и дала толчок развитию нового направления в фотографии.

«Смена-8М»

С 1970 по 90-е предприятием «ЛОМО» выпускалась модель «Смена-8М». Легкая и компактная, с простым стильным дизайном, она быстро завоевала популярность, чему способствовала и цена – 15 руб.

какой зеркальный фотоаппарат считался вершиной советской фототехники

Компактный фотоаппарат «Смена-8М»

Аппараты «Смена» с индексами 8 и 8М стали самыми массовыми фотоаппаратами советского времени. Их общий тираж составил свыше 21 млн. штук и вошел в Книгу рекордов.

Устройство отличалось простой и продуманной конструкцией и стало оптимальным выбором для новичков. Настройку экспозиции облегчала дополнительная шкала. В комплектацию входила оригинальная приемная катушка, которая сегодня стала коллекционной редкостью.

«Алмаз-102»

При разработке модельного ряда «Алмаз» за образец был взят японский фотоаппарат «Nicon F2». Работа велась по заказу Союза журналистов.

Профессиональная журналистская аппаратура в то время закупалась за рубежом. «Алмаз-102» начали выпускать в 1979 году.

какой зеркальный фотоаппарат считался вершиной советской фототехники

Советский фотоаппарат «Алмаз-102»

В новую модель были внесены разнообразные технические решения:

Тираж «Алмаз-102 составлял всего 63 штуки, а цена – 650 рублей в 1984 г.

Продукция КМЗ

С 1948 на Красногорском механическом заводе было запущено производство старых советских фотоаппаратов «Зоркий». Они практически повторяли конструкцию довоенной модели «ФЭД».

какой зеркальный фотоаппарат считался вершиной советской фототехники

Здание завода Красногорского механического завода

Среди них наиболее совершенным признан «Зоркий-4», который был выпущен тиражом 1,7 млн. штук с одним из объективов:

Из нескольких модификаций более качественными считаются ранние образцы, изготовленные до начала 60-х. Цена на «Зоркий-4» в те годы составляла 38-47 руб. в зависимости от типа объектива.

«Зенит-Е»

Считается, что индекс «Е» был добавлен к названию фотоаппарата в честь Н. М. Егорова, руководившего заводом 12 лет. Модель стала модернизацией «Зенита-3М» и признана настолько удачной, что серийно выпускалась длительное время – с 1965 по 1982 на КМЗ, а с 1973 – еще и в Белоруссии.

какой зеркальный фотоаппарат считался вершиной советской фототехники

Всего выпущено более 8 млн. экземпляров. Конструкция была простой и надежной, понятной даже новичкам.

В 1980 цены на «Зенит-Е» колебались в диапазоне 77-100 руб. Модификация с олимпийской символикой была на 10 руб. дороже.

«Зенит-19»

Первый советский фотоаппарат с электронно-управляемым ламельным затвором:

Затвор в 1984 был заменен на «ФЭЛ-84». Зеркальный видоискатель способен отражать 90% кадра, что в 1,5 больше, чем у ранних моделей.

какой зеркальный фотоаппарат считался вершиной советской фототехники

Фотоаппарат с электронно-управляемым ламельным затвором «Зенит-19»

Имеется автоспуск. Объектив «Зенита-19» можно использовать на цифровой камере. Количество выпущенных изделий – около 122 тысяч штук. Диапазон цен в 1980 – 245-295 руб.

«Горизонт»

Линейка самых дорогих советских фотоаппаратов панорамного типа с конструкцией, основанной на принципе сканирования кадра. Вращающийся барабан изменяет размер щели, задавая в итоге величину выдержки.

Модель была отмечена множеством наград, но она не была первой в категории панорамных устройств. Ее предшественником был фотоаппарат «ФТ», который также выпускался на КМЗ с 1958 по 1965 год.

Горизонт» был запущен в производство в 1967. Для камеры использовался объектив ОФ-28 с высокой разрешающей способностью, разработанный для применения спецслужбами.

какой зеркальный фотоаппарат считался вершиной советской фототехники

Советский фотоаппарат «Горизонт»

В 2010 на выставке в Германии был представлен советский цифровой фотоаппарат «Horizon-D-L3».

Заключение

Сегодня рынок характеризуется широким ассортиментом цифровой техники. Однако не падает спрос и на лучшие советские фотоаппараты. Когда-то они славились своим качеством. Многие любители занимаются их коллекционированием.

Стоимость модели зависит:

Цены на самые распространенные модели колеблются в пределах 10-100 долларов. Фотоаппараты советского производства ценятся не только среди коллекционеров, но и профессионалов.

Видео: Интересные факты о советских фотоаппаратах

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *