какой пай у капитана

СКОЛЬКО ЗАРАБАТЫВАЮТ МОРЯКИ

Морские профессии подходят далеко не каждому человеку. С одной стороны, работа в море – это интересная и захватывающая деятельность, а с другой, очень тяжелый и ответственный труд. Не все в состоянии месяцами находиться далеко от дома, семьи и друзей. Плюс работать фактически без выходных 7 дней в неделю и жить изолированно в мужском коллективе порой без выхода на сушу. Не стоит забывать о пиратстве, стихийных бедствиях и несчастных случаях.

Тем не менее сотни тысяч людей из разных уголков Земного шара обучаются морскому делу и связывают свою жизнь с реками, морями и океанами. Так всегда было и, скорее всего, будет. В сравнении со многими «земными» профессиями, моряки хорошо зарабатывают, а также имеют универсальную возможность увидеть мир, познакомиться с разными людьми и культурами. Далее, определим какая зарплата у моряков в 2021 году.

какой пай у капитана

ЗАРПЛАТА МОРЯКОВ

Зарплаты моряков зависят, прежде всего, от должности/специализации, типа судна и флота.

По предназначению флот делят на:

Чаще всего людей интересует сколько получают моряки дальнего плавания в торговом флоте и военные моряки.

ЗАРПЛАТЫ МОРЯКОВ ДАЛЬНЕГО ПЛАВАНИЯ

Морские перевозки – это самый дешевый и эффективный вид транспорта, который обеспечивает около 75% грузоперевозок между разными странами мира. Сегодня многие крупные компании, в том числе европейские, осуществляют деятельность под флагами таких государств, как Панама, Либерия и Маршалловы Острова. Это позволяет судовладельцу снизить себестоимость перевозок и объем налогов. Но при этом зарплата экипажа на подобных суднах остается высокой.

Средний доход моряка дальнего плавания во многом зависит от типа судна и должности. К примеру, зарплата на танкерах (нефть) обычно в 1,5–2 раза выше, чем на балкерах, перевозящих сухие грузы (зерно, уголь). Экипаж торгового судна состоит из командного состава (судовых офицеров) – капитан, старший помощник капитана, второй и третий помощник капитана, старший механик, второй и третий механик, электромеханик (электрик), и рядового состава – боцман, матросы, мотористы, повар.

Разумеется, зарплаты моряков командного и рядового состава отличаются. Кроме того, крупные компании стремятся нанимать работников с опытом, навыками и хорошим знанием английского языка. Точных цифр не назовет никто, но в среднем иностранные владельцы сухогрузов (контейнеровозы, рефрижераторы) в 2021 году предлагают контракты со следующей зарплатой (долларов/месяц):

Капитан – 8 000–10 000

Старший помощник капитана – 5 500–7 000

Второй помощник капитана – 3 500–4 500

Третий помощник капитана – 3 000–4 000

Старший механик – 8 000–10 000

Второй механик – 5 500–7 500

Третий механик – 3 000–4 000

Электромеханик (электрик) – 5 000–5 500

Боцман – 1 500–2 000

Матрос – 1 000–1 200

Моторист – 1 000–1 500

Повар – 1 300–1 800

Таким образом, при условии контракта на 4 месяца за один рейс моряк получает в среднем от 12 до 40 тысяч долларов для командного состава и от 6 до 8 тысяч долларов для рядового. Отметим, что на танкере или газовозах моряки могут зарабатывать в 1,5–2 раза больше. На отечественных торговых судах в России и Украине зарплата в несколько раз ниже, чем на иностранных.

Все индивидуально, но в среднем отпуск моряка дальнего плавания по продолжительности равен сроку пребывания в море. Поэтому вышеуказанные суммы можно смело делить на два. С другой стороны, во время нахождения в рейсе работник не тратит средства на проживание и находится на полном обеспечении, включая питание и спецодежду.

ЗАРПЛАТА ВОЕННЫХ МОРЯКОВ В РОССИИ

По данным Росстата, среднемесячная номинальная начисленная зарплата в сфере государственного управления и обеспечения военной безопасности составляет 50 990,5 рублей. По официальным сведениям Минобороны РФ, оклад по воинскому званию военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, варьируется от 5 000 (матрос) до 30 000 рублей (маршал). Ежегодно зарплаты военных в России растут в среднем на 4%.

По словам Командующего Северным флотом Николая Евменова, денежное довольствие моряков-подводников начинается в среднем от 70 тысяч рублей в месяц, а профессия подводника – одна из самых высокооплачиваемых. Это подтвердил экс-первый замначальника главного штаба ВМФ РФ вице-адмирал Олег Бурцев, добавив, что зарплата командира подводной лодки составляет 250 тысяч рублей.

Источник

Зарплаты моряков и расходы моряков

Многие люди, которые хотели бы связать свою жизнь с морем, часто интересуются сколько получают моряки. Большинство людей всегда считало, что моряки получают много. Само по себе слово «много», для всех имеет разное значение, но все равно все люди считают моряков достаточно обеспеченными людьми. Это так и не так, одновременно, скажу я Вам. И конечно же никто не считал расходов моряка, а это очень зря. Поэтому пойдем по порядку и начнем с зарплат. Флот делится на рыбацкий и транспортный (торговый), на двух флотах разные системы оплаты труда.

Зарплаты на рыболовном флоте

-рядовые: зарплата начинается фиксированная от 300 у.е. + оговоренный минимальный пай, за месяц может выходить на руки порядка 1200-2000 уе. При условии, что вылов идет постоянно. За стандартный контракт 6 месяцев можно заработать порядка 9-12 000 уе

-командный состав: зарплата фиксированная 600-800 уе +пай превышающий пай рядовых в 1.5-2 раза, итого может выйти от 2800 уе до 4000 уе в месяц, за стандартный контракт 6 месяцев можно заработать в районе 15-20 000 уе

— топ-5 +технолог+рыбмастер. Эти должности могут за контракт заработать от 50 000 уе, но есть уникальные люди которые привозят намного больше, не буду здесь распространять как они это делают, они это прекрасно знают, но дорогие моряки и кандидаты в моряки пословицу : «кто на что учился», никто не отменял и она здесь тоже успешно применима.

Все кто готов работать как проклятый, пахнуть рыбой полгода, терпеть все лишения и очень мало быть на берегу, в принципе можно пробовать попасть на такие суда. Будьте готовы делать все морские документы (стандартный набор) и платить посредникам за трудоустройство на суда где в реальности есть пай. Пай-это самое важное в зарплате рыбака, поэтому именно от него Вы должны отталкиваться при найме на судно. Так же узнайте как можно больше о капитане, о районе плавания, о сезоне и т.д. Что б не попасть на полгода безрыбья. Так же будьте внимательны с судами малого дедвейта, и уточняйте в индивидуальном порядке, если это прибрежная зона Вашего же государства РФ или Украины зарплаты могут быть очень низкими 300-1000 уе зависит от должности. Мы помогаем получить документы рыбакам начинающим, обменять документы рыбакам работающим, регион Вашего местонахождения не имеет значения для нас. Звоните, проконсультируем.

Зарплаты на торговом флоте

Теперь о торговом флоте. Зарплаты на этом флоте зависят от типов судов на которых работает моряк. Это могут быть суда перевозящие понятные и простые грузы как насыпью так и в контейнерах, так и специализированные суда которые перевозят опасные грузы : танкера, танкера химовозы и газовозы. Есть отдельная категория называемая оффшором.

Зарплаты в месяц на обычных судах под флагом (то есть работа на иностранного судовладельца) могут быть для рядовых 800-1500 уе, для комсостава 2300-4000 уе (зависит от должности) в среднем и для топ-4 от 5000-8000 уе зарплаты на специализированных судах больше: рядовые 1200-1800 уе, комсостав 3300-5500 в среднем (зависит от специальности) и топ-2 от 8500-14000 уе.

Сразу оговоримся что бы войти в топ-4 надо отпахать в море достаточное количество лет и пройти все ступеньки от и до по служебной лестнице, знать английский, так как весь документооборот в море ведется на английском языке.

Конечно я излагаю информацию очень сжато по этой теме, так как если расписывать подробно о каждой специальности и типах судна и соответствующие зарплаты, то это будет бесконечная статья, я просто показываю уровень зарплат для тех людей кто хочет пойти в море и интересуется своим будущим заработком. Так же данная статья будет полезна и прекрасной половине человечества которой тоже немаловажно знать если ее потенциальный избранник ходит в рейсы сколько же будет он получать и на что рассчитывать в семейной жизни. Поэтому дорогие девушки, надо обращать внимание и на должность в которой ходит моряк. И самое интересное ожидает Вас дальше в этой статье.

Расходы моряков

Моряк который ходит в море под иностранным флагом – имеет статус безработного в своей стране. Если моряк в году менее полугода находится не в море а на суше, то все что он зарабатывает за эти 4-5 месяцев облагаются подоходным налогом в 13 %.Так что моряку выгоднее находится в рейсе дольше полугода в году, тогда он признается нерезидентом и его доходы не облагаются.

Далее, все зарплаты моряка можно смело делить на два, так как полгода из года с среднем моряк живет дома и нигде чаще всего не работает, а просто отдыхает, занимается семьей, личной жизнью, делает документы.

Все кому интересна более подробная информация по данной теме, кто хочет правильно выбрать морскую специальность что бы быть востребованным всю свою морскую жизнь, звоните нам, пишите, мы проконсультируем начинающих моряков бесплатно. Подскажем, как и где сделать документы, поможем уйти в рейс.

Источник

Сколько зарабатывают моряки из России на внутренних и иностранных судах

Быть моряком престижно: в советское время это занятие позволяло без проблем путешествовать по миру и привозить домой импортные вещи, а сейчас это призвание с хорошим окладом. Несмотря на то что средние зарплаты представителей данной профессии исчисляются тысячами долларов, спрос на хороших работников превышает предложение. Мы разобрались, сколько зарабатывают моряки в России и за рубежом.

От чего зависит зарплата моряка

Старший помощник капитана Сергей из Ростова-на-Дону рассказал Т—Ж об особенностях работы моряком и зарплатах. Доходы моряков зависят от:

Самые большие зарплаты на вспомогательных кораблях, работающих на нефтегазовые компании, и на танкерном флоте.

На рыболовных судах на итоговую сумму дохода влияет установленный процент от улова, количество заготовленной продукции, выполнение\невыполнение рейсового задания, количество брака, другие возможные убытки, порода осваиваемых рыб, тип судна, продолжительность рейса, наличие профсоюзного комитета.

При работе на частные компании выплаты не зависят от срока службы. Стаж учитывается при трудоустройстве на государственных организациях: морская полиция, рыболовство, вооруженные силы.

Сколько зарабатывают моряки в России

Российские моряки чаще всего устраиваются работать в европейские компании — зарплата выше. Например, младший офицер грузового флота из Калининграда рассказал The Village, что получает 62 тыс. руб. в месяц. И это в европейской компании, в российской зарплата в два раза ниже.

Учитывая, что моряки получают деньги только за работу в море, приходится планировать расходы с учетом отпуска.

Судоходных компаний с достойной зарплатой в России единицы. Есть сильные танкерные компании, но туда сложно попасть. Мелкие компании платят, например, помощнику капитана 120-200 тыс. руб. за каждый месяц в море, зарплата в танкерной организации — около 650 тыс. руб., в ведущих компаниях мира — 750-800 тыс. руб.

Зарплата капитана

Капитаны и старшие механики на международных рейсах зарабатывают 5 000-15 000 долларов (319-957 тыс. руб.) за месяц в море, старший помощник капитана и второй механик — 4000-12000 долларов (252-765 тыс. руб.), второй помощник капитана и третий механик — 2500-4500 долларов (159-287 тыс. руб.). На внутренних рейсах платят в два-три раза меньше.

Сергей из Ростова-на-Дону, проработавший в море 13 лет, получает почти 2 млн руб. за рейс. Рейс длится 4 месяца, отпуск — 4 месяца. Капитан, старший механик и второй механик обычно работают по 2-4 месяца, а у матросов контракты на 4-11 месяцев. Если контракт длительный, платят и в отпуске, но это только процент от зарплаты в море.

Зарплата матроса

Российские матросы и мотористы, трудоустроенные в зарубежных компаниях, получают 1000-2200 долларов (63 800-140 360 руб.) за месяц работы на судне. Зарплата на рейсах внутри страны в два раза меньше — 600-700 долларов (38 280-44 660 руб.)

Больше всего получают матросы на круизных лайнерах и кораблях дальнего плавания. Например, работодатель в Калининградской области готов предложить оклад от 150 тыс. руб. в месяц (контракт заключается на 6-8 месяцев). Открытая вакансия размещена на городском сайте.

какой пай у капитана

Заработки матросов в разных регионах по данным портала вакансий Trud.com

Зарплата подводника

Адмирал Николай Евменов, командующий Северным флотом, рассказал, что денежное довольствие на подводном флоте — одно из самых больших в российских ВС. Более конкретные цифры указал вице-адмирал Олег Бурцев: оклад командира подлодки — 250 тыс. руб.\мес., а средняя зарплата матросов, старшин и мичманов — 70 тыс. руб.

В работе подводника много плюсов: необходимо всего 7,5 лет службы для пенсии, есть надбавки к отпуску, каждый месяц тем, кто не состоит на довольствии, положен паек, можно получить служебную квартиру. Минусов тоже хватает: работа с риском для жизни, отсутствие связи с родными в море, тяжелые условия быта, денежный вопрос (за выходы в море не доплачивают).

Доходы моряков других специальностей

Автор Т—Ж, работающий на немецкого судовладельца, приводит такие цифры для моряков разных специальностей:

На рыболовных судах оклад очень отличается. Там есть специалисты по добыче, обработке, упаковке, технологи, тралмастеры, рефмеханики. Их зарплаты состоят из небольшой фиксированной части и пая от улова. Совокупный доход получается больше, чем на грузовых судах (контейнеровозах).

Сколько получают моряки в других странах

Сейчас “морские” национальности — украинцы, филиппинцы и индусы. Украинцы более конкурентоспособны, что объясняется вводом безвизового режима со странами ЕС и хорошими учебными заведениями, оставшимися в наследство от СССР. Рядовые моряки на рыбацком и торговом флоте получают 1200-2000 долларов (76 560-127 600 руб.) в месяц, командный состав — 2800-4000 долларов (178 640-255 200 руб.). У тех, кто работает на иностранных судах, зарплаты одинаковые вне зависимости от национальности. Оклады отличаются только по должности.

В Европе, например в Германии, моряки работают по коллективному договору, подписанному профсоюзом Verdi и ассоциацией судовладельцев. Капитаны судов зарабатывает 7000 евро (498 629 руб.) в месяц, помощники капитана — 5500 евро (391 780 руб.), электрики — 4300-4800 евро (306 300-341 917 руб.), коки — 4000-4500 евро (284 930-320 547 руб.). В дополнение к базовому окладу оплачиваются праздничные и выходные дни, сверхурочные, ночные смены.

Профессия моряка может обеспечить финансовую стабильность и достойную жизнь, но это сложное дело, которое не каждому оказывается по плечу.

Источник

Немного о зарплате и расходах среди моряков

какой пай у капитана

Все, кто хотел бы связать свою жизнь с работой на море, в том или ином аспекте в первую очередь интересуются оплатой труда, за проделанный труд. Практически у подавляющего большинства людей, сложилось стойкое мнение, что все, кто выходит в море, получают много денег. И живут обеспеченной жизнью. Но на самом деле, все намного сложнее. И мало кто задумывался над такой формулировкой, как посчитать прибыль и повседневные расходы моряка. Но все по порядку, и начнем мы с заработанными деньгами. Весь флот, где могут работать моряки делится на две большие категории: транспортно-торговый и рыбацкий. На каждом из них свои условия труда и оплаты.

Оплата на рыболовном флоте

Здесь все зависит несколько от фиксированного оклада, который может быть достаточно низким, сколько от пая – выловленной экипажем или судном в целом рыбы за всю вахту. Здесь в большей части все зависит от капитана судна. Он должен прекрасно знать условия, сезон и время, когда вылов рыбы особенно успешный. Уметь принимать быстрые и правильные решения. В какой-то момент идти на запрещенные для ловли районы океана или моря. А команда в свою очередь уметь эксплуатировать без поломок все механизмы, отладка которых в значительной мере уменьшает вылов рыбы в целом, и может подвергать экипаж опасности. Все это влияет на конечную зарплату, которую увидит моряк по возращению в порт.

Рыбаки особенно загружены работой во время плавания. Помимо основных обязанностей матроса, они выполняют и повседневные обязанности рыбаков. И соответственно получают за это солидное вознаграждение. Как часто бывает, если вылов ребе идет очень успешно и интенсивно, то на борту не хватает рук для переработки сырья. И для этой цели частично выделяют моряков. На них ложится еще один груз обязанностей. Но повторюсь, всё это достойно оплачивается, и недовольных такой работой практически не бывает. Для того чтобы более конкретно перейти к цифрам, сразу оговоримся, что в статье разговор будет идти о судах с дедвейтом на уровне СРТМ и выше.

— Рядовой: обязательно в контракте прописывается стандартная фиксированная сума в 300$ + оговоренный заранее пай. И в результате удачного лова средняя сумма в месяц может получаться порядком 1300-2000$. То есть, если учесть стандартный по времени контракт в шесть месяцев, на руки рыбак может получить порядка 9-12 тысяч у.е.

— ТОП-5 (+ технолог и рыбмастер): При благоприятном стечении обстоятельств, такие должности приносят своим работникам около 50000$. Но это не потолок, как показывает практика, есть уникальные люди, которые за один рейс привозят значительно большие суммы денег. Здесь все достаточно просто, и можно выразить простой пословицей «кто на что учился». Знания играют большую роль, как и опыт. И с приходом и того и другого знания как добиться успеха рождаются сами по себе.

Если вы морально и физически готовы посвятить полгода своей жизни работая как проклятый на рыбацком судне. Посвящая каждое свободное время вылову и обработке рыбы, то в конце срока у вас на руках будет приличное количество денег в виде вознаграждения за ваш отданный труд. Вас не должны беспокоить запахи рыбы, всяческие лишения. Помните, что самое главное в составлении контракта, на что вы должны обращать внимание, это размер пая. Именно от него будет зависеть львиная доля вашего дохода от вылова. особенно, если вы настроены заниматься этим серьезно. Уточните в какой месте будет идти вылов, в какой сезон отправляется судно, не будет ли оно судном малого дедвейта. Если вылов пранируеться в прибрежной зоне Украины или РФ, то оплата может быть очень низкой. Наша компания поможет вам не только с оформлением всех документов, но и грамотно проконсультирует относительно первых проб в качестве рыбака. Просто позвоните нам.

Оплата на торговом флоте

Торговый флот также делится на несколько категорий. И соответственно работая в каждой из них, моряк может рассчитывать на разный уровень оплаты за свой труд. Так суда делятся на перевозящие простые, неопасные грузы, как насыпью, так и в контейнерах. Специализированные, заточенные под перевозку определенных грузов: танкеры, химические суда, для перевозки сжиженного газа. И последняя, отдельная категория, работающая в оффшорах.

Если вы планируете работать на иностранного судовладельца, работающего под определенным флагом, то рядовой может рассчитывать на 500-1500 в месяц. Комсостав, соответственно 1,2-4 тысячи у.е. И в зависимости от должности ТОП-4 5-8 тысяч долларов.

Специализированные, рассчитанные на перевозку более опасных грузов: рядовые – 1,2-1,8 тысячи уе, комсостав 3300-5500$, ТОП-2 вознаграждается от 8,5 до 14 тысяч уе.

Чтобы попасть в привилегии ТОП-4, необходимо проработать на разных судах достаточно большое количество времени. И постепенно пройти все ступени в карьерной лестнице, от простого моряка. Необходимо в совершенстве владеть документооборотом и знать на приличном уровне английский язык.

Всё что описано в этой статье, достаточно сжато и без подробностей. Расписанная во всех подробностях, она получится настолько большой, что будет по размеру больше похожа на роман, или инструкцию по использованию сложного механизма. Она написана, чтобы наглядно показать, на что может рассчитывать моряк, выходя в море и подписываясь на тот или иной контракт.

Расходы у моряка

Если вы работаете под флагом другой страны и ходите в рейс на иностранном корабле, в своей – вы будете иметь статус безработного. Если он проводит в рейсах меньше чем полгода (4-5 месяцев), то на него автоматически распространяется стандартный в этом случае налог в 13% от всей заработанной суммы. Если же этот срок выше 6 месяцев, то этот налог платить не нужно. Выгоднее для семьи рыбака, если он проводит в море более полугода подряд.

Источник

> Рыбачь за пайку. История большого обмана»> Рыбачь за пайку. История большого обмана

То, что добыча рыбы для нашего края – базовая отрасль, давно аксиома. Рыбацкий труд каждый день славят с телеэкранов и страниц газет. Как же получилось, что рыбаки оказались в положении самых беззащитных и бесправных работников?

История большого обмана

Оплата рыбацкого труда – в прямом смысле кровно заработанные деньги, потому что более тяжелой и опасной профессии на Камчатке не найти. Заработок в рыбной отрасли состоит из двух частей. Первая – гарантированная, которая указана в трудовом договоре. Это минимальная сумма, формальная дань Трудовому кодексу. Вторая – «пай», часть выручки от проданного улова. Именно «пай» является истинной платой за работу. Только ради него люди идут в море.

Но «пай» в отличие от «гарантийки» не гарантирован. Договоренность о нем носит, как правило, устный характер. И если человек, отработавший в каторжных условиях, не получает своих «кровных», то добиться правды ему практически невозможно.

Таких случаев на Камчатке – море. Они происходят каждый год. Как говорит адвокат Гульнара Валиева, к которой часто обращаются с этими жалобами, подобные дела безнадежны, если у пострадавшего на руках нет ничего, кроме устных доводов.

«Если есть копия приказа о сдельно-премиальной оплате труда, то еще можно попытаться, – считает она. – Если – нет, то бесполезно. Никто не обязан устанавливать сдельную оплату труда».

Очередную историю обмана мне рассказала Василя Коломиец. Ее супруг в 2013 году около трех месяцев работал старшим механиком на рыболовецком судне. При трудоустройстве он подписал стандартный трудовой договор с минимальным окладом – 6,8 тысячи рублей в месяц. Об условиях выплаты «пая» ему сказал капитан.

Судно вело промысел в районе п. Оссора. За весь рейс экипаж выловил порядка 1,3 тысячи тонн рыбы. «Пароход», как и большинство камчатского флота, возрастной. Механики, как могли, поддерживали его в рабочем состоянии. Но в конце рейса главный двигатель все-таки вышел из строя.

Всю вину возложили на стармеха, хотя он себя виновным не считал. «Пай» ему выплачен не был. Доказать свое право на «пай» рыбак не смог. Положение об оплате труда, в котором судовладелец оговаривал доплату экипажам по результатам промысла, оказалось филькиной грамотой.

Старшего механика, уже пожилого человека, много лет отработавшего в море, просто вышвырнули на улицу, как котенка, по указанию директора фирмы, молодого парня, который сделал карьеру только благодаря своим связям.

«У нас двое детей. На деньги, заработанные от рейса, были планы. А теперь не знаю, как привести в чувство мужа. Он до сих пор не может поверить, что такое вообще возможно», – говорит Василя.

Право на выбор есть. А есть ли выбор?

За комментарием я обратился в Государственную инспекцию труда в Камчатском крае. На мои вопросы ответила главный государственный инспектор труда по правовым вопросам Татьяна МАЯКИНА.

— К какой категории оплаты труда наше законодательство относит «пай»?

— Такую форму оплаты труда можно отнести к сдельной либо к премиальной. Сегодня большинство работодателей используют паевую систему оплаты труда в качестве премиальных выплат. Согласно законодательству, работодатель вправе самостоятельно разработать положение о премировании своих работников, предусмотрев в нем порядок и условия выплаты. Как правило, такие положения не гарантируют обязательной выплаты премиальных.

По Трудовому кодексу (статья 135), заработная плата устанавливается трудовым договором. Трудовой договор – это первое, что мы запрашиваем у работодателя, когда к нам поступают жалобы о нарушениях законодательства в части оплаты труда. Но если работник жалуется на то, что ему не выплатили премию, а данное условие не предусмотрено трудовым договором, то в этом случае мы вряд ли сможем ему помочь. У нас не будет законных оснований выдать предписание работодателю с требованием начислить работнику премиальные выплаты.

Вопрос о выплате премии переходит в категорию индивидуального трудового спора. Такие споры рассматривает либо суд, либо комиссия по трудовым спорам, которая должна быть создана на предприятии. Поскольку такие комиссии действуют редко, то в основном подобными вопросами занимается суд. Мне неизвестны случаи, когда бы он удовлетворял иски о выплате премий при таких условиях.

— Но мы с вами понимаем, что в таких отраслях, как рыбная, именно премия является основным заработком, ради которого человек идет в море. Получается, что наш Трудовой кодекс работников в этих отраслях совершенно не защищает?

— Закон дал нам право выбирать. Если вам предлагают трудовой договор, условия которого вас не устраивают, вы вправе его не подписывать. А если подписали, то это ваш выбор, ваша ответственность, ваш риск.

— Но если 90 процентов компаний предлагают однотипный договор, где же выбор?

— Тем не менее я как юрист не могу квалифицировать это как нарушение трудового законодательства.

— Можно ли обязать работодателя включить пай в трудовой договор?

— Законодатель исходит из того, что рыболовство – это свободная предпринимательская деятельность. Каждый работодатель вправе свободно определять заработную плату на своем предприятии, исходя из своих возможностей.

Кроме того даже если пай предусмотрен трудовым договором, это еще не гарантия того, что работник получит зарплату, которую посчитает справедливой. Потому что пай привязан к расценкам. Некоторые работодатели знакомят членов экипажа с теми расценками, по которым предполагается продать выловленную рыбу. Они могут примерно рассчитать, какой заработок получат. Но чаще всего этого не происходит. Рыбак просто знает, что его пай равен, например, единице. А какую сумму начислят по итогам рейса, ему неизвестно. Фирма может продать рыбу по заниженным ценам. Соответственно, выплаченные суммы по паям тоже окажутся низкими.

— Значит, существующие законы не дают никакой возможности отрегулировать отношения в этой отрасли, чтобы уравновесить интересы работников и работодателей?

— Их можно регулировать Отраслевым тарифным соглашением, которое со стороны работников подписывают профсоюзы. Оно предусматривает многие спорные моменты. Однако в части оплаты труда этот документ в настоящий момент носит рекомендательный характер.

— Не пора ли менять законодательство?

— Это вопрос не к нам. Мы такими полномочиями не обладаем.

Мы много говорим о защите интересов рыбной отрасли. Но в этих жарких дискуссиях забыт ее главный представитель – простой рыбак. Его интересы остались вне поля зрения рыбопромышленников, их общественных организаций и государства, ресурсы которого являются основой рыбного бизнеса. Рыбак оказался в положении раба, которому не гарантировано право на достойный заработок. Все отдано на откуп работодателю, который хочет – платит, хочет – нет.

Сегодня, прежде чем устроиться в рыбную фирму, человек вынужден долго через «сарафанное радио» выяснять, а платят ли там по справедливости. Но даже если директор фирмы слывет честным человеком, это еще ничего не гарантирует.

На таком фоне призывы вернуть рыбацкой профессии утраченный престиж звучат анекдотично. Может, для начала вернуть рыбакам утраченные права?

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *