какой пастой притереть клапана
Притирочная паста – купить или сделать самому?
Для специальной обработки различного машино- и судостроительного оборудования – корпусов и пробок кранов, гидравлических агрегатов, седел и других элементов двигателей, применяется притирочная паста. О ней разговор в статье.
1 Поршневой механизм автомотора – эффективен ли он без притирки?
Домашними мастерами притирочная паста используется для обработки клапанов автодвигателей. Мотор любого транспортного средства – это набор сложных узлов и механизмов. Правильно функционировать они будут лишь в случаях, когда все их элементы слаженно и четко взаимодействуют друг с другом. Проблемным элементом силового автомобильного агрегата являются клапаны. Интересующие нас составы как раз и используются для повышения качества их работы. Притирки дают следующие результаты:
После грамотно выполненной притирки зазоры между клапанами становятся минимальными, что обеспечивает важный эффект – повышение общего уровня компрессии механизма. Мотор начинает функционировать без сбоев. Необходимость в притирке чаще всего возникает после капремонта двигателя. А сама процедура выполняется при помощи притирочной плиты или шарошками.
2 Виды притирочных составов – ГОИ и ВМП-Авто
Смеси, используемые для обработки деталей в судо- и машиностроении, изготавливаются в виде абразивных паст (реже – порошков). Они могут быть крупно-, средне- и мелкозернистыми. Для работы с двигателями обычно применяются составы с мелким зерном. Но в некоторых ситуациях (старые детали, большие зазоры между клапанами) используют и крупнозернистые пасты или порошки, предназначенные для грубой обработки поверхностей из алюминиевых сплавов, меди, чугуна, углеродистой стали.
Самая известная притирочная паста среди отечественных автомобилистов – ГОИ. Выпускается она в кусках абразивного материала либо в цилиндрических тюбиках высотой 5 см, сечением 3,6 см. ГОИ не только снимает лишние слои с металлических поверхностей и придает последним минимальную шероховатость, она также увеличивает показатель устойчивости обработанных клапанов к износу. За счет этого детали эксплуатируются намного дольше.
ГОИ – паста, относящаяся к категории мягких абразивов. Она бывает грубой, средней, тонкой. Первая из указанных характеризуется светло-зеленым цветом. Грубые составы рекомендованы для удаления слоев толщиной 20–40 мкм. Они незаменимы, когда необходимо убрать следы обработки металла шлифованием, шабрением, опиливанием. Средняя паста, имеющая темный цвет, обеспечивает более чистую поверхность. С ее помощью снимают слои толщиной 8–20 мкм. А тонкая ГОИ используется для финальной притирки (до 7 мкм). Она придает зеркальный блеск обрабатываемым поверхностям. Цвет тонкой пасты – черный с легким зеленоватым оттенком.
Широкое распространение получили и притирочные составы ВМП-Авто. Под этим брендом выпускается несколько видов паст – профессиональная, алмазная, классическая. Друг от друга они отличаются размером зерна. Профессиональная паста ВМП обеспечивает притертым поверхностям шероховатость не более 0,6, алмазная – до 0,5, классическая – до 0,7 мкм.
Самые популярные алмазные пасты с синтетическим и натуральным алмазным порошком разработаны отечественным Институтом сверхтвердых сплавов. Такие составы принято делить на крупные, средние, мелкие, тонкие. Алмазная паста выпускается в жидкой, мазеобразной и твердой консистенции. Автомобилисты обычно используют жидкие и пастоподобные составы. Они гарантируют высокую точность и качество обработки клапанов.
Алмазные пасты желательно использовать совместно с каким-либо составом для охлаждения (минеральное легкое масло, бензин, керосин). Эти жидкости позволяют выполнять притирку быстрее и эффективнее, а также увеличивают точность обработки поверхностей.
3 Делаем пасту сами – если не хочется платить за готовую смесь
Простой и при этом вполне эффективный притирочный состав несложно сделать самостоятельно. Рассматриваемые нами пасты состоят из порошка, который делается из:
Посмотрим, как самому изготовить смесь для обработки клапанов. Вам нужно найти немного абразивной крошки, содержащей уже упомянутый корунд или иной порошок. Такой материал несложно добыть в любом наждачном приспособлении или станке. Просто соберите немного крошки с камня наждака.
Если станок использовался ранее, абразивные частички в нем будут смешаны с металлом. Вам следует отделить ненужные примеси от абразива. Делается это при помощи обыкновенного магнита. Разложите на ровной поверхности собранную смесь. Поднесите к ней магнит и соберите абразив, оставив ненужные добавки. После этого влейте в собранную крошку немного масла (можно использовать любое) и тщательно перемешайте состав до кашицеподобного состояния. Самодельная притирка для клапанов готова! Пользуйтесь.
Пасты для притирки клапанов. Какую выбрать?
Впускные и выпускные клапаны автомобильных двигателей работают в очень тяжёлых условиях, поскольку повышенные рабочие температуры в сочетании с интенсивным трением обуславливают интенсивный износ. Чтобы этот процесс происходил медленнее, клапаны притирают, используя различные формулы притирочных паст.
Зачем притирать клапана?
Притирка представляет собой разновидность полировки, когда абразивные частицы, попадая между деталями разной твёрдости, внедряются в более мягкий материал. В результате чистота поверхности более твёрдого изделия в паре трения возрастает. Притирочные составы широко используются в практике авторемонта для получения правильного сопряжения угловых размеров клапана и седла. У правильно притёртых клапанов площадь поверхности контакта увеличивается примерно вдвое.
Качественная притирка клапанов решает, таким образом, две задачи:
Притирка реализуется нанесением специального состава – притирочной пасты для клапанов — на края клапанов с последующим их вращением по головке.
Состав притирочной пасты
Основными компонентами паст для притирки клапанов являются:
Эффективность любой притирочной пасты для клапанов определяется видом абразива. Используются карборунд, алмазная крошка, диоксид кремния, стекло, окись алюминия, а также карбиды кремния и бора.
Притирочная паста для клапанов классифицируется от грубо- до мелкозернистой. В грубозернистой пасте абразивные частицы достаточно крупные, поэтому она используется для грубой притирки. Чем выше показатель зернистости притирочной пасты, тем более тонкую притирку можно ею выполнить.
Масло и шлифовальная паста имеют противоположные функции: в то время как абразив увеличивает трение, масло стремится уменьшить его, ограничивая одновременно режущее воздействие. Масло (или вода) являются также основой, в которой происходит перемещение абразивных частиц при притирке.
Некоторые пользователи самовольно снижают исходную вязкость пасты, что недопустимо: в результате уменьшается нагружающее усилие и режущее воздействие абразивных частиц на притираемые поверхности. Сами же частицы быстрее вымываются, что приводит к росту расхода притирочного состава.
Особенности притирки
Независимо от марки пасты для притирки клапанов стоит придерживаться следующих рекомендаций:
Контроль качества притирки клапанов в домашних условиях можно выполнить двумя методами – «на карандаш» и «на керосин». В первом случае на поверхность, используя мягкий карандаш, наносят до шести рисок, которые должны располагаться в радиальном направлении. Притёртые детали накладывают, и выполняют 2…3 оборота. Если риски остались, притирку необходимо продолжить. Для проверки «на керосин» сопрягаемые детали насухо вытирают и размещают на листе чистой белой бумаги, после чего в зазор вливают немного керосина. Если через 6…7 часов на противоположной стороне следов керосина нет, притирка может считаться завершённой.
Паста для притирки клапанов. Какая лучше?
Нижеприводимый рейтинг паст составлен преимущественно на основе отзывов самих автолюбителей:
Следует отметить, что разделение притирочных паст на профессиональные и любительские достаточно условно, и выражается лишь в объёмах разовой упаковки продукта.
Какая притирочная паста подходит лучше для клапанов двигателя
Притирочная паста для клапанов необходима для выполнения процесса их притирки. Эта процедура выполняется в случае замены клапанов на новые или при выполнении капитального ремонта двигателя. Существует два основных типа притирочных паст — самодельные и фабричные. Первый тип пришел к нам из далекого прошлого, когда подобные составы изготавливались из подручных материалов. Однако в настоящее время большинство автолюбителей и мастеров по ремонту авто пользуются заводскими пастами для притирки клапанов. На это есть две причины. Первая заключается в лучших эксплуатационных характеристиках фабричных средств, а вторая — в нежелании или невозможности произвести профессиональную притирочную пасту самостоятельно.
В настоящее время на полках автомагазинов реализуется широкий ассортимент различных притирочных паст. Они отличаются по своим характеристикам, зернистости, особенностям использования и, конечно же, по торговым маркам. В конце данного материала приведен список наиболее популярных подобных средств среди отечественных автолюбителей. Рейтинг не носит коммерческого характера, то есть, не рекламирует ни одно средство, а основан он лишь на отзывах автолюбителей.
Название пасты | Краткое описание и особенности | Размер упаковки, мл/мг | Цена одной упаковки по состоянию на начало 2021 года, рублей |
Притирочная паста «ВМПАвто Классическая» | Средство предназначено для обработки клапанов как бензиновых, так и дизельных двигателей. Размер зерна пасты составляет 75…90 мкм, и в процессе работы уменьшается. Расход составляет 0,2 грамма на один клапан. | 40 грамм; 400 грамм; 1 килограмм | 150 рублей; 730 рублей; 1100 рублей |
Притирочная паста «ВМПАвто Профессиональная» | Паста предназначена для использования только в бензиновых двигателях. Размер зерна составляет 50…80 мкм. Время притирания — 2 минуты. Расход — 0,2 грамма на один клапан. Очень качественный состав. | 40 грамм; 400 грамм; 1 килограмм | 175 рублей; 900 рублей; 1300 рублей. |
Притирочная паста «ВМПАвто Алмазная» | Паста предназначена специально для использования в дизельных двигателях. Является профессиональным средством, которое может быть использовано в автосервисе. Расход аналогичный — 0,2 грамма на один клапан. Время притирания — 2 минуты. | 10 грамм; 40 грамм; 400 грамм; 1 килограмм | 115 рублей; 275 рублей; 1500 рублей; 1900 рублей. |
Притирочная паста «ВМПАвтоФабо» | Позиционируется как притирочная паста премиум класса, которую необходимо использовать как финишную после применения описанных выше средств. Обеспечивает бронзовое покрытие на тарелке клапана. Очень повышает компрессию двигателя. | 40 грамм | 220 рублей |
Притирочная паста ABRO Grinding Paste GP-201 | Очень хорошее и недорогое средство для притирки клапанов на любых двигателях, как бензиновых, так и дизельных. В одной банке имеется два отделения, где расположены крупнозернистая (COARSE) и мелкозернистая (FINE) пасты. Средство очень популярно среди автолюбителей и мастеров. | 140 грамм | 180 рублей |
Паста абразивная притирочная Done Deal | В одной упаковке имеются два тюбика со среднезернистой и мелкозернистой притирочной пастами. С помощью данного средства можно обрабатывать любые клапана и их седла (посадочные места). Одна и вторая пасты могут использоваться как последовательно одна за другой, так и отдельно. Средство позиционируется как профессиональное, поэтому может быть использовано в автомастерских | 2×23 грамм | 300 рублей |
Паста для притирки клапанов Permatex | Притирочная паста Pernatex позиционируется производителем как универсальное средство, с помощью которого можно шлифовать не только клапана, но и другие детали, в том числе, покрытые хромом. Отлично удаляет заусенцы, грязь, отложения и прочее. Перед использованием состав необходимо смешать с водой для получения пастообразной консистенции. | 85 грамм | 530 рублей |
Паста для притирки клапанов «Эффект» | Двухкомпонентная притирочная паста. В одной упаковке имеются два флакона с черновой и чистовой пастой. На флаконах есть дозаторы, позволяющие удобно наносить средство на поверхность клапана. Эффективность работы пасты — средняя. Однако она имеет одно неоспоримое преимущество — низкую цену. | 2×86 грамм | 100 рублей |
Общие сведения о притирочной пасте
Притирочная паста используется для притирки клапанов, которые входят в состав двигателей внутреннего сгорания. Процедура притирки улучшает физико-технические характеристики клапанов (прочность, упругость, твердость, отсутствие трещин), а также позволяет увеличить срок годности клапана. Притирка выполняется в трех случаях:
ПП бывает двух типов — самодельная и фабричная. Самодельные смеси изготавливаются из подручных материалов, а их себестоимость является низкой. Однако у таких смесей есть крупный недостаток — качество подобных ПП находится на низком уровне, что снижает их функциональные свойства. Сегодня большой выбор фабричных смесей, которые содержат множество полезных компонентов, оказывающих комплексное воздействие на детали мотора.
ПП отличаются по массе параметров — зернистость, вязкость, тип, наличие дополнительных присадок, марка, объем упаковки. В России в продаже имеется различная притирочная паста для клапанов. Базовые популярные марки — ВМП Классическая, ВМП Профессиональная, ABRO GP-201, абразивно-притирочная смесь Done Deal, ГОИ. Покупку следует делать с учетом технических характеристик Вашего двигателя. В идеале подбором ПП должен заниматься работник автомастерской, у которого есть соответствующий опыт, квалификация.
Зачем притирать клапана?
Притирка представляет собой разновидность полировки, когда абразивные частицы, попадая между деталями разной твёрдости, внедряются в более мягкий материал. В результате чистота поверхности более твёрдого изделия в паре трения возрастает. Притирочные составы широко используются в практике авторемонта для получения правильного сопряжения угловых размеров клапана и седла. У правильно притёртых клапанов площадь поверхности контакта увеличивается примерно вдвое.
Качественная притирка клапанов решает, таким образом, две задачи:
Притирка реализуется нанесением специального состава – притирочной пасты для клапанов — на края клапанов с последующим их вращением по головке.
Какие функции выполняет притирочная паста
Любой клапан двигателя внутреннего сгорания состоит из двух конструктивных элементов — тарелка и ножка. Тарелка имеет вид плоского диска, который расположен на конце ножки. Она плотно прилегает к посадочному месту на моторе (это место называют седлом). Тарелка должна плотно прилегать к седлу, чтобы обеспечивалась полная герметичность соединения. Такое жесткое требование имеет простое объяснение — чем плотнее будет расположена тарелка к седлу, тем меньше будут теплопотери движка и теме выше будет КПД двигателя внутреннего сгорания. В идеальном сценарии теплопотери стремятся к нулю, а все тепло идет на выполнение полезной работы.
Однако добиться плотного прилегания тарелки к селу удается не всегда. Эта проблема осложняется еще и тем, что в случае длительной эксплуатации движка на поверхности клапанных тарелок образуются мелкие повреждения, накипь, ржавчина, что приводит к снижению герметичности соединения. Чем дольше эксплуатируется двигатель, тем сильнее ослабевает герметичность соединения. Применение ПП позволяет решить следующие инженерные задачи:
Что учесть при выборе притирочной пасты
ПП отличаются друг от друга по массе параметров.
Для автомастерских рекомендуется покупать большую упаковку — это позволит сэкономить лишние деньги.
Приспособления для притирки клапанов
Как правило, автомобильные клапана притирают при замене их на новые детали при ремонте двигателя. По факту оба случая объединяют под своим понятием одни и те же дефекты автомобильных клапанов – налет на контактной фаске и неправильная её форма. Для решения обеих этих проблем мастеру нужен стандартный набор инструментов, среди которых необходимо выделить съемник для клапанов, электродрель и шланга для насоса, которая послужит переходником.
Что необходимо приобрести
В первую очередь необходимо посетить магазин и приобрести притирочную мазь для автомобильных клапанов. Как правило, данный вид абразива разделяется на несколько основных видов, отличающихся своей зернистостью. Для каждого этапа притирки необходимо использовать определенную пасту.
Популярные марки ПП на российском рынке
В России в продаже имеется множество фабричных марок ПП, которые могут иметь сильные отличия. Ниже мы рассмотрим несколько популярных марок паст.
ВМП Классическая
Самая популярная марка притирочных абразивов на российском рынке. Этим материалом можно обрабатывать как дизельные, так и бензиновые двигатели. Можно применять как для черновой, так и финальной отделки. Средний размер зерна составляет 70-90 микрометров, однако в процессе обработки зерно уменьшает в 5-10 раз, что является большим плюсом (за счет этого обеспечивается универсальность пасты). ПП не портится при хранении, ее легко использовать. Марка выпускается в виде пластиковых тюбиков с носиком, а также в пакетах. Стоимость большого тюбика весом 400 грамм составляет 700-800 рублей.
ВМП Профессиональная
Является усовершенствованной модификацией предыдущей марки. Подходит только для обработки бензиновых двигателей (для обработки дизеля рекомендуется использовать другую марку ВМП Алмазная). Можно применять для черновой или финальной обработки. Средний размер фракции составляет 45-75 микрометров, а в процессе обработки фракции уменьшаются в размере. Марка является профессиональной — с ее помощью можно обрабатывать двигатели как простых машин, так и гоночных. Также пастой можно затирать клапаны грузовиков, автобусов, различной военной техники. Выпускается паста в виде тюбиков, а также в пакетах. Стоимость тюбика весом 400 грамм находится в пределах от 900 до 1200 рублей.
ВМП Алмазная
ПП этой марки содержит алмазную крошку. Поэтому с ее помощью можно обрабатывать прочные дизельные движки. А вот применять ее для затирки бензиновых двигателей не рекомендуется — зернышки материала будут оставлять царапины, что может привести к растрескиванию клапанов. Марку применяют для черновой или чистовой обработки. ПП не рекомендуется смешивать с другими составами. Выпускается в четырех различных разновидностях (тюбики с составом + пакет 1 кг). Стоимость крупного тюбика весом 400 грамм составляет от 1300 до 1800 рублей.
ABRO GP-201
ABRO GP-201 выпускается в виде небольших баночек, где общий вес двух смесей которых составляет 140 г. Каждая баночка разделена на две секции:
ABRO GP-201 не портится при хранении. ПП относится к категории термоустойчивых, поэтому она переносит высокие температуры, которых может достичь мощный двигатель во время работы. Стоимость одной такой баночки составляет 200-400 рублей.
Притирочно-абразивный материал Done Deal
По композиции этот материал похож на пасту ABRO GP-201:
Done Deal подходит для обработки бензиновых двигателей. Смесь не содержит крупные фракции, поэтому ее не рекомендуется использовать для обработки сильно поврежденных клапанов. В состав одной упаковки входит 2 одинаковых тюбика общей массой 50 г. Стоимость одной упаковки — 300-500 рублей.
Представляет собой притирочную пасту на основе оксида хрома и стеарина. Подходит для обработки всех бензиновых двигателей. Средняя стоимость 1 упаковки — 100-200 рублей. Выпускается в трех разновидностях в зависимости от крупности зерна:
Как самостоятельно приготовить ПП
Как приготовить притирочную пасту самому. Ниже мы рассмотрим 2 основных рецепта, которые доказали свою эффективность на практике.
Рецепт #1
Для приготовления Вам понадобятся следующие элементы:
Чтобы приготовить пастообразную смесь для притирки, положите на рабочий стол или верстак чистый лист бумаги. Потом сверху положите первый камень. Возьмите в руку второй камень и делайте им поступательно-возвратные движения по первому камню. В результате у Вас будет образовываться абразивная крошка, которая нужна для приготовления пасты. Тереть камень о камень нужно совсем немного — не более 2 минут. После этого аккуратно возьмите лист бумаги в руку, высыпьте крошку в пластиковую емкость. Добавьте в емкость машинное масло (пропорциональное соотношение масла и крошки — один к одному). Хорошенько перемешайте смесь до образования однородной кашицы. Притирочная паста готова — ее можно наносить на мотор.
Рецепт #2
Давайте также рассмотрим альтернативный рецепт приготовления ПП. Нам понадобятся все те же элементы, что и в предыдущем случае — чистая бумага, пластиковая емкость, масло, стол или верстак. Единственное важное отличие — вместо заточных камней следует использовать строительный кирпич. Вместо цельных кирпичей можно использовать их куски (однако у таких кусков должны быть плоские грани). Алгоритм приготовления притирочной смеси будет практически идентичным:
Особенности притирки
Независимо от марки пасты для притирки клапанов стоит придерживаться следующих рекомендаций:
Контроль качества притирки клапанов в домашних условиях можно выполнить двумя методами – «на карандаш» и «на керосин». В первом случае на поверхность, используя мягкий карандаш, наносят до шести рисок, которые должны располагаться в радиальном направлении. Притёртые детали накладывают, и выполняют 2…3 оборота. Если риски остались, притирку необходимо продолжить. Для проверки «на керосин» сопрягаемые детали насухо вытирают и размещают на листе чистой белой бумаги, после чего в зазор вливают немного керосина. Если через 6…7 часов на противоположной стороне следов керосина нет, притирка может считаться завершённой.