какой парусник снимался в алых парусах
Кино снятое в Крыму
Смотрите также
Алые паруса (1961)
1961. Режиссёр: Александр Птушко. В ролях: Василий Лановой, Анастасия Вертинская, Сергей Мартинсон, Иван Переверзев, Николай Волков, Олег Анофриев, Павел Волков, Зоя Фёдорова, Евгений Моргунов, Эммануил Геллер, Григорий Шпигель, Александр Хвыля.
Однажды, увлёкшись игрой, Ассоль встретила на побережье подозрительного старика. Незнакомец, стараясь завоевать внимание маленькой девочки, начал пророчить ей всякие небылицы. Он рассказывал, что видел сон, в котором приплыл прекрасный принц на красивом корабле с алыми парусами, чтобы взять Ассоль в жёны.
Сон Эгля произвёл неизгладимое впечатление на маленькую Ассоль. И, прибежав домой, она взахлёб пересказала его своему отцу. К несчастью их разговор случайно подслушал какой-то бродяга, который и раззвонил о нём на всю округу. Односельчане начали травить девчушку и даже называли её полоумной, но, как выяснилось позже, подобная известность оказалась полезной. И однажды на горизонте показались таки алые паруса.
Советские киночиновники скептически отнеслись к идее режиссёра Птушко снять фильм «Алые паруса» и заведомо присвоили картине третью категорию, что подразумевало небольшой бюджет. Несмотря на это фильм получился хороший и его только в первый год проката посмотрело более 22 миллионов зрителей.
Дык а у меня разве что-то другое написано?
Да, как же всё лето в Планерном стоял, а снимался в Грузии(парусник)
Сцена где Ассоль спала в соснах снималась на Пицунде.В Крыму такого места нет.Так что все таки не весь фильм снят в Крыму
Это действительно Хамелеон, а текст скорее совсем не относится к фотографии, просто упомянули места, где могли бы провести съемки, но не провели
Как снимали фильм «Алые паруса»
Романтика низкой категории
Когда режиссер Птушко решил снять фильм по известной повести Грина, советские киночиновники были против. «У вас не получится. Вы ведь привыкли снимать легкие сказочки, а это должен быть романтический и в то же время серьезный, глубокий фильм», – говорили они Птушко.
Однако режиссеру удалось убедить художественный совет дать ему шанс.
Ему позволили, но картине присвоили третью, самую низкую категорию, что означало – денег на фильм выдадут очень мало. Птушко это не остановило…
Где моя Ассоль?
К съемкам готовились год. Параллельно с изготовлением декораций и выбором натуры шли поиски актеров на главные роли. Пробы были долгими. Среди претенденток на роль Ассоль была и Людмила Гурченко. Но режиссер утвердил молодую молдавскую актрису Маркач.
«Она была черненькая, симпатичная. Однако мне, как профессионалу, не нравились ее слишком глубоко посаженные глаза, – рассказывает оператор-постановщик фильма Виктор Якушев. – Но Птушко стоял на своем: только она, и точка!»
«Маркач уже утвердили, когда на улице Горького я случайно встретил давнюю знакомую – Лидию Вертинскую с дочерьми, – рассказывает художник-постановщик фильма Леван Шенгелия. – Посмотрел на Настю Вертинскую и ахнул – вылитая Ассоль!
Я пригласил ее на пробы. Девочка так понравилась Птушко, что он решил поменять исполнительницу главной роли».
«Что может испытывать 15-летняя девочка, когда ее приводят на съемки? Конечно же, интерес! – восклицает сама Анастасия Вертинская. – Мне все нравилось.
Правда, иногда меня сильно пугал режиссер: он так громко разговаривал! И из-за работы в “Алых парусах” я отстала в учебе, и мне пришлось перейти из обычной в вечернюю школу рабочей молодежи.
Там учиться было проще – я давала учителю автограф на своей фотографии, и он мне ставил хорошую оценку! Так я пользовалась своей популярностью, которая пришла после выхода картины на экраны».
«Я до работы в “Алых парусах” снялся в фильмах “Аттестат зрелости”, “Как закалялась сталь”. Меня уже знали и любили, – рассказывает Василий Лановой (Артур Грей). – И когда шел на пробы, я был уверен, что сыграю Грея – это моя роль. Получился прекрасный фильм о верности мечте! А какая замечательная команда подобралась у Птушко!»
Недостаточно алые паруса
Место для съемок фильма искали долго: побывали на Кавказе, в Прибалтике, в Краснодарском крае. Но в итоге решили снимать на крымском курорте Коктебель, где в свое время жил сам Александр Грин. Именно там построили декорации целого сказочного поселка Каперны, в бухте которого и плавал корабль с алыми парусами.
«Проблем с поиском нужного реквизита в те времена не было, – вспоминает художник Леван Шенгелия. – Нужны парусники – пожалуйста!
А на корабль капитана Грея мы купили на ростовском заводе две тысячи квадратных метров алого материала, из которого тогда делали пионерские галстуки.
Шелк был очень красивый: мягкий, струящийся…»
«Именно с этими алыми парусами и возникли самые большие сложности, – смеется оператор Виктор Якушев. – Тогда ведь качество кинопленки было не таким высоким, как сейчас, и алый цвет на ней получался кирпичным.
Долго мы маялись и наконец нашли выход: закрепили на камеру сразу несколько специальных фильтров, улавливающих цвет. И паруса получались алыми! Помню, как нам повезло в первый день съемок: только включили камеру – подул легкий ветерок, и паруса так красиво надулись!
Хорошо, что мы успели отснять этот кадр. А шелк вскоре испортился от морской соли, и паруса перестали казаться легкими, воздушными…»
Сердце реквизитора
Сказочный город Лисс снимали в Ялте. Жители крымского побережья до сих пор об этом вспоминают: ведь во всех массовых сценах было занято местное население.
Комбинированные съемки велись в Баку. Там киношники инсценировали шторм, который потом накладывали на коктебельский пейзаж. И на экране получалось, что отважный Грей борется с морской стихией.
Но настоящий шторм в кадр тоже попал. Случилось это во время съемок в Пицунде.
«Там мы снимали сцену с Лонгреном, которого играл Иван Переверзев, – вспоминает оператор. – Вдруг начался ветер, поднялись такие огромные волны, что мою камеру смыло в море.
Сам Переверзев тоже свалился за борт, за ним тут же нырнул наш реквизитор. Мы думаем: «Вот мужик, молодец, артиста полез спасать!» А он вынырнул с корзинкой в руках. Мы долго потом смеялись! Ответственный работник рисковал жизнью не ради актера, а из-за реквизита. В сцене, которую снимали в тот момент, Лонгрен держал в руках корзинку».
Факты, факты и только факты
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
В Германии на ремонт трехмачтового парусника «Товарищ» из фильма «Алые паруса» выделили 10 млн евро (ФОТО, ВИДЕО)
Чтобы обеспечить финансирование из государственных средств, власти немецкого города Штральзунда после длительных дискуссий решили приобрести этот корабль, ставший одной из главных здешних достопримечательностей.
Долю города в этих затратах заплатит общество «Друзей парусного флота» из суммы в 950 тысяч евро, которую получит от Штральзунда за продажу парусника.
После завершения ремонта общество «Друзей парусного флота» продолжит отвечать за работу музея в качестве партнера города. О том, чтобы корабль смог снова выйти в море, речь пока не идет. На это необходимо, по разным оценкам, еще от 16 до 25 миллионов евро.
Erst kaufen, dann sanieren. So lautet der Plan der Hansestadt für das Segelschiff „Gorch Fock» im Stralsunder Hafen. Von 2023 an soll es als Museumsschiff fertiggestellt sein. https://t.co/E2w2adUUKa pic.twitter.com/sHZo2apa5C
Советский барк «Товарищ», снимавшийся в «Алых парусах» и еще 40 фильмах
Учебный парусник «Горх Фок» (Gorch Fock) был построен в 1933 году на гамбургской верфи Blohm & Voss всего за 100 дней. В конце Второй мировой войны он барк был затоплен командой около острова Рюген, но под воду ушел лишь наполовину. А в 1949 году барк подняли и отремонтировали, чтобы передать СССР в зачет репарационных выплат. Он стал советским «Товарищем» и начал бороздить моря под красным флагом.
Этот надежный, маневренный и устойчивый парусник выдерживал крен в 90 градусов и воплощал в себе лучшие качества как военного корабля, так и торгового судна.
Под красным флагом барк посетил более 100 иностранных портов в 40 государствах, прошел 925 тысяч километров.
Советским гражданам и россиянам он знаком не только по репортажам о походах и победах в морских регатах, но и по фильмам «Алые паруса» (1961), «Максимка» (1952), «Ветер Надежды» (1977), «Мятежный Орион» (1978), «Девушка и море» (1981), «Дом, который построил Свифт» (1982), «В поисках капитана Гранта» (1985) и многим другим картинам. Всего в фильмографии барка «Товарищ» более 40 художественных фильмов.
В 1989 году «Товарищ» впервые после войны побывал в родном Гамбурге на праздновании 800-летия порта. Именно тогда общество «Друзей парусного флота» познакомилось с этим кораблем. В 1993 году это немецкое общество организовало первую акцию поддержки «Товарища», чтобы заменить главный дизельный двигатель.
В 2000 году в Вильгельмсхафене должна была состояться морская часть международной выставки EXPO. Организаторы пригласили парусник принять в ней участие. В немецкий порт, где он остался до 2003 года, парусник притащили с помощью буксиров. «Друзья парусного флота», согласно договору, продолжали заботиться о паруснике и его команде, искать деньги и сухой док для ремонта, однако отношения с украинской стороной постепенно ухудшались.
В 2000 году немецкие энтузиасты начали переговоры с властями Штральзунда, предложив выкупить корабль и вернуть его в первый порт приписки. Украина требовала за корабль один миллион евро, но затем цену удалось снизить до 500 тысяч. По итогам сделки на корабле был поднят немецкий флаг. В Штральзунд барк, несколько раз ходивший в кругосветные плавания, пришлось везти в плавучем доке. После ремонта он был пришвартован в здешнем порту и стал одной из популярных городских достопримечательностей.
Блат Вертинской и интуиция Ланового: как создавался фильм «Алые паруса»
Повесть Александра Грина «Алые паруса» увидела свет 1923 году. Спустя время работы писателя попали в список нежелательной литературы. Советская власть не разрешала печатать и переиздавать произведения Грина. Этот запрет существовал до 1956 года.
ПО ТЕМЕ
Раздражение, стеснение и отсутствие туалета: неловкий момент между Гурченко и Басилашвили спас фильм «Вокзал на двоих»
Рыдающая Муравьева и восторгающийся Брежнев: легендарная «Москва слезам не верит» стала испытанием для Меньшова
Спустя несколько лет после снятия ограничений режиссер Александр Птушко загорелся идеей экранизировать «Алые паруса». В творческой копилке кинематографиста к тому моменту было достаточно ярких картин: «Золотой ключик», «Садко», «Илья Муромец» и другие. Птушко отлично зарекомендовал себя. Однако на «Мосфильме» к экранизации все равно относились с опаской. Замысел режиссера не вызывал доверия, да и наивная история любви совсем не отвечала задачам, которые перед советским кинематографом ставила власть.
После внесения правок в сценарий фильм «Алые паруса» хоть и со скрипом, но все же запустили в производство. Картине выделили скудный бюджет и выдали самую низкую категорию проката.
Кадр из фильма «Алые паруса»
С претендентами на второстепенные роли Александр Птушко определился очень быстро, однако поиск идеальных Грея и Ассоль затянулся. Экранный образ последней хотели доверить звезде фильма «Карнавальная ночь» Людмиле Гурченко, однако режиссер собирался снимать малоизвестную артистку из Молдавии по фамилии Маркач. Против Птушко выступил один из художников-постановщиков. Он привел на пробы Анастасию Вертинскую – дочь подруги, актрисы Лидии Вертинской.
Внешний вид юной Анастасии, которая пришла на просмотр с короткой стрижкой и в спортивном костюме, не впечатлил Александра Птушко. Кинематографист счел имеющую блат девушку неподходящей и очень разозлился, мол, его отвлекли от дел. Вертинскую отправили на грим. На нее надели парик и легкое платье. Преображение девушки поразило Птушко, он рекомендовал ее художественному совету. Роль в картине «Алые паруса» стала дебютной для Анастасии Вертинской.
Кадр из фильма «Алые паруса»
На роль Грея искали актера с аристократичной внешностью. Василий Лановой идеально подходил по всем параметрам. На кастинг артист шел с полной уверенностью, что выберут именно его. Интуиция не подвела Ланового – его сразу утвердили.
После премьеры фильм «Алые паруса» получил много негативных отзывов от критиков. Сюжет ленты Александра Птушко называли прямолинейным, актерскую игру тяжеловесной, а изображение слишком ярким. Вдова писателя Александра Грина также осталась недовольна работой кинематографистов. Нина Грин заявила, что фильм слишком оторван от литературной основы. В то же время обычные зрители от ленты остались в восторге. Экранную пару Ланового и Вертинской назвали одной из самых красивых на отечественном экране.
Кадр из фильма «Алые паруса»
Интересные факты о фильме «Алые паруса»:
Где и как снимали советские кинохиты
Эти фильмы пересматривают снова и снова. Они стали настоящими шедеврами советского кинематографа. Их угадывают с одной фразы или даже одного кадра. Вот только где и как снимались эти самые кадры, знают не все из нас.
Старый сказочник пообещал Ассоль, что принц приплывет за ней на шхуне с алыми парусами. И однажды предсказание сбылось…
К съемкам готовились год. Параллельно с изготовлением декораций и выбором натуры шли поиски актеров на главные роли. Пробы были долгими. Среди претенденток на роль Ассоль была и Людмила Гурченко. Но режиссер утвердил молодую молдавскую актрису Маркач.
«Она была черненькая, симпатичная. Однако мне, как профессионалу, не нравились ее слишком глубоко посаженные глаза, – рассказывает оператор-постановщик фильма Виктор Якушев. – Но Птушко стоял на своем: только она, и точка! Маркач уже утвердили, когда на улице Горького я случайно встретил давнюю знакомую – Лидию Вертинскую с дочерьми, – рассказывает художник-постановщик фильма Леван Шенгелия. – Посмотрел на Настю Вертинскую и ахнул – вылитая Ассоль! Я пригласил ее на пробы. Девочка так понравилась Птушко, что он решил поменять исполнительницу главной роли».
Анастасия Вертинская на съёмках фильма «Алые паруса»
Место для съемок фильма искали долго: побывали на Кавказе, в Прибалтике, в Краснодарском крае. Но в итоге решили снимать на крымском курорте Коктебель, где в свое время жил сам Александр Грин. Именно там построили декорации целого сказочного поселка Каперны, в бухту которого и приплыл корабль с алыми парусами.
В фильме часто мелькает красавец Карадаг и «профиль Волошина».
«Проблем с поиском нужного реквизита в те времена не было, – вспоминает художник Леван Шенгелия. – Нужны парусники – пожалуйста! А на корабль капитана Грея мы купили на ростовском заводе две тысячи квадратных метров алого материала, из которого тогда делали пионерские галстуки.
Шелк был очень красивый: мягкий, струящийся…»
«Именно с этими алыми парусами и возникли самые большие сложности, – смеется оператор Виктор Якушев. – Тогда ведь качество кинопленки было не таким высоким, как сейчас, и алый цвет на ней получался кирпичным. Долго мы маялись и наконец нашли выход: закрепили на камеру сразу несколько специальных фильтров, улавливающих цвет. И паруса получались алыми! Помню, как нам повезло в первый день съемок: только включили камеру – подул легкий ветерок, и паруса так красиво надулись! Хорошо, что мы успели отснять этот кадр. А шелк вскоре испортился от морской соли, и паруса перестали казаться легкими, воздушными…»
Место съёмок в Коктебеле сейчас
Съёмочный процесс в Ялте
Сцена, в которой Капитан Грей(В. Лановой) обнаруживает спящую Ассоль, снимали в сосновой роще в Пицунде (Абхазия).
Комбинированные съемки велись в Баку. Там киношники инсценировали шторм, который потом накладывали на коктебельский пейзаж. И на экране получалось, что отважный Грей борется с морской стихией.
В первый год проката «Алые паруса» посмотрели 22,6 млн. зрителей.
В фильме снимали два парусника: «Альфа» – он сейчас находится при мореходном училище в Ростове-на-Дону, и «Товарищ» – в Херсоне.
Ассоль была первою ролью в кино Анастасии Вертинской.
В основу фильма «Человек-амфибия» был положен одноименный роман Александра Беляева, который американцы хотели экранизировать еще в конце 1940-х. Но они от этой идеи быстро отказались, поскольку у них тогда еще не было опыта масштабных глубоководных съемок. Не было его и у советских кинематографистов в начале 1960-х. Но режиссера Владимира Чеботарева и оператора Эдуарда Розовского (позднее к этому тандему примкнет третий участник, режиссер Геннадий Казанский) это обстоятельство не остановило.
На съёмках фильма «Человек-амфибия»
Когда об этом узнали американцы, в газете The New York Times даже была помещена статья, где над будущими создателями фильма откровенно потешались и предрекали им полный провал. В публикации отмечалось, что сам Уолт Дисней отказался от экранизации беляевского романа из-за сложности подводных съемок, а русские, которые работают на допотопной технике, решили бросить вызов судьбе. Работу над фильмом все же начал режиссер Владимир Чеботарев, и, естественно, первым делом обратился к аквалангистам. Помочь нашим киношникам согласился знаменитый Жак-Ив Кусто. Он очень заинтересовался проектом, так как сам был увлечен романом Беляева. Однако Министерство культуры не выделило денег на поездку во Францию, и о сотрудничестве с Кусто пришлось забыть. «…Поначалу для съемок планировалось Саргассово море – богатая растительность и животный мир, но бюджет поездку не потянул. Решили ехать на Каспий – там оказалась мутная вода. И, наконец, выбрали Черное море. Перед экспедицией Вертинская, Коренев и еще 25 человек группы каждый день тренировались в бассейне Института физкультуры. Коренев до этого вообще плавать не умел. Большая часть съёмок проходила в бухте Ласпи, в 30 км от Севастополя и 40 км от Ялты. Мысы Сарыч и Айя круглый год надежно защищают бухту длиною в 12 км по берегу от непогоды. Там оказалась наиболее чистая и прозрачная морская вода. К подводному гроту, служившему входом в дом профессора Сальватора, сейчас дайверы проводят экскурсии. Сам же дом располагался на горе Ифигения в поселке Береговое.
Подводный грот, в котором также снимались эпизоды к фильмам «Пираты 20 века» и «Граф Монте-Кристо»
Красивые отвесные обрывы Карадага и мыса Айя должны были олицетворять суровые аргентинские скалы.
Черноморское дно на поверку оказалось убогим. Так что все эти потрясающие кораллы, медузы, скалы – из цветной пластмассы. Водоросли – из поролона. Лишь медуза, с которой играет Ихтиандр, настоящая – ее специально привезли.
Намаялись с костюмами для Ихтиандра: шили его из различных тканей, но ни одна не выдерживала долгого пребывания в воде: один материал разбухал, другой – растягивался. Выход нашли: взяли ткань от колготок и нашили на нее 10 тысяч (!) чешуек, которые предварительно вручную выкрасили в перламутровую краску. Костюмов было сшито четыре. Один из них до сих пор хранится в музее «Ленфильма».
Подводные съемки великолепны, но не менее изумительна работа оператора «на суше». Потрясают совершенно невероятные крупные планы всех героев. Невозможно забыть огромные, в пол-лица глаза 21-летнего актера Владимира Коренева, красивые чуть раскосые глаза юной Анастасии Вертинской и демонически бездонные глаза Михаила Козакова.
Именно глаза персонажей — душа этой картины. «Когда мы начали подбирать актеров, я объявил помощникам: «Мне нужны молодые люди с морем и небом в глазах», — рассказывал Владимир Чеботарев. «Море в глазах» — забавно, именно такие глаза оказались у актера В. Коренева — сына контр-адмирала. Есть в этом что-то мистическое…
Роль города Буэнос — Айреса «исполнил» Баку. Надо отдать должное художникам — постановщикам, их город по стилю очень напоминает Буэнос — Айрес конца 50-х.
Зрители приняли фильм сразу. Во время премьеры в кинотеатре «Россия», в конце 1961 года, выдавили огромные стеклянные витрины, и люди стояли в проходах. За первый квартал демонстрации фильма он собрал 67 миллионов зрителей.