какой парк рядом со спасом на крови
Михайловский сад
Фото Михайловского сада
Время: с 1 мая по 30-е сентября: 10:00-22:00. С 1 окт. по 31 марта – 10:00-20:00.
Михайловский сад считается одним из лучших парков Санкт-Петербурга. Объект расположен в историческом центре города, рядом с Михайловским замком, Михайловским дворцом, музеем этнографии и Корпусом Бенуа, входящим в структуру Русского музея.
Восточная оконечность парка выходит на улицу Садовую, северная – к Мойке и Марсову полю. На западе Михайловский сад упирается в собор Спаса на Крови.
Туристов парк заинтересует своей ухоженностью, исторической значимостью, интересными достопримечательностями в саду и неподалеку от него.
До основания города на Неве участок, занимаемый Михайловским садом, являлся собственностью шведского дворянина. Победив шведов, император Петр I приказал возвести на этом месте дворец и разбить рядом сад.
Замок, получивший название «Золотые хоромы», а также парк вокруг него, царь подарил своей супруге. Именно поэтому первоначальное наименование Михайловского сада было Царицын сад.
Для ублажения слуха императрицы в парке выпустили 50 соловьев, доставленных в Петербург из центральных губерний страны. В восточной части сада были построены подземные хранилища для вина. В искусственных прудах разводили редкие виды рыбы, в оранжереях зрели апельсины, мандарины и даже ананасы.
Ухаживал за Царицыным садом немецкий садовник Г. Фохт. Этот человек заведовал всеми императорскими садами, именно благодаря ему в Петербурге научились выращивать экзотические фрукты к царскому столу.
В 1741 г. на участке, занимаемом сейчас Михайловским замком, развернулось строительство Летнего дворца. Когда здание было готово, царица со свитой переехала в него из «Золотых хором». Именно в этот период сад стал регулярным, его назначение сменилось с практического (выращивание фруктов, ягод, рыбы) на развлекательное и культурное. Вдоль тенистых аллей установили статуи из финского мрамора, кустарники выровняли, деревья подстригли. Берега прудов, до того неровные, получили строго округлую форму.
В саду было установлено множество беседок и павильонов, устроены цветники и клумбы. В центральной части парка появился парк аттракционов и большая баня.
В 1796 г. царь Павел I приказал снести Летний дворец. На освободившемся месте самодержец возвел Михайловский замок. Павел I собирался также построить дворец для своего сына, Михаила Павловича, но этим планам не было суждено сбыться – император был убит заговорщиками в собственной спальне.
Михайловский дворец был построен в 1825 г. архитектором К. Росси. Именно в этот период Царицын сад был переименован в Михайловский.
Владелицей дворца и парка стала Елена Павловна – супруга Михаила Петровича Романова. В этот период в саду были устроены английские лужайки, созданы дорожки для верховой езды, выкопаны новые пруды.
Весной 1881 г. произошло историческое событие, бросившее тень на Михайловских сад: неподалеку от парка народовольцы убили императора Александра II. В память о царе-освободителе на месте его гибели был построен грандиозный собор Спас на Крови. От парка храм было решено отделить решеткой. Решетка Михайловского сада стала самой известной в Петербурге – это настоящее произведение искусства.
В 1898 г. сад стал публичным: петербуржцы очень полюбили это место и использовали его для прогулок, встреч и отдыха на лоне природы.
В революционные годы за Михайловским садом никто не ухаживал, и он начал быстро приходить в упадок. Лишь в 1924 г. в парке были проведены небольшие реставрационные работы. В 1939 г. в саду построили спортплощадку и летнюю эстраду.
В 1999 г. Михайловский сад был передан в управление Русскому музею. В 2000 г. началась масштабная реконструкция объекта: парк был восстановлен согласно чертежам К. Росси.
В наше время Михайловский сад – идеальное место для туристических прогулок. Здесь невероятно красиво и тихо, каждая аллея, беседка и скамейка дышат историей, напоминают гостям об имперской эпохе в истории России.
Достопримечательности Михайловского сада
Решетка Михайловского сада
Уникальная по способу и качеству исполнения, решетка Михайловского сада, была создана архитектором А. Парландом, чтобы отделить Храм Спаса на Крови от парка. Состоит решетка из переплетенных между собой кованных цветов и листьев, выполненных столь искусно, что они кажутся настоящими.
Каждый сегмент решетки размещен между двумя круглыми колоннами, облицованными красным кирпичом. Всего таких колонн тридцать шесть.
Парланд изготовил решетку в «русском стиле», что поначалу вызвало критику и неприятие в обществе. Впрочем, впоследствии большинство недовольных признали, что такое стилевое решение прекрасно сочетается с архитектурным обликом Спаса на Крови и западной части Михайловского сада.
В советское время решетку частично разобрали: с нее были удалены короны и императорские вензеля. К 90-м годам 20-го в. произведение искусства подошло в печальном состоянии: больше половины деталей были утрачены. Благодаря меценатам решетку удалось полностью восстановить по чертежам Парланда.
Павильон Карла Росси
На месте «Золотых хором» Екатерины I великий архитектор Карл Росси построил красивейший павильон в стиле классицизм, который располагался на берегу реки Мойки и являлся пристанью для лодок.
Строительство продолжалось с 1823 по 1825 гг. Павильон представляет собой два помещения квадратной формы, объединенные в единый ансамбль с помощью крытой колоннады из восьми дорических колонн. У павильона построена небольшая набережная-пристань. При ее возведении Росси использовал редкие породы гранита.
К набережной причаливали лодки императрицы и ее свиты. В помещениях павильона отдыхающих уже ждали накрытые столы с чаем, сладостями и фруктами. Царица и ее фрейлины развлекались здесь, играя в карты и кости.
В 2000-ом г. в центральной части колоннады был установлен бюст К.И. Росси. Оригинальный макет монумента выполнил в середине 19 в. архитектор Н. Пименов.
Короткое видео, снятое в Михайловском саду:
Михайловский сад
Михайловский сад расположен между северным фасадом Михайловского дворца и набережной реки Мойки. Он является частью комплекса Русского музея. Большинству туристов он знаком благодаря вычурным воротам и ограде, которые становятся объектом для фотосессий и селфи.
Вид на Спас-на-Крови из Михайловского сада
Михайловский сад имеет два входа:
Лучше всего начинать прогулку по Михайловскому саду со стороны храма Спаса на крови, пройдя от Невского проспекта по набережной канала Грибоедова. Здесь расположен вход с красивой оградой с уникальной решеткой.
Режим работы Михайловского сада в 2021 году
Стоимость билетов в Михайловский сад в 2021 году
Вход бесплатный.
Решётка Михайловского сада
Кованая решетка Михайловского сада выглядит нежной и легкой, хотя выполнена из тяжелого металла. Цветы и узорчатые завитки словно контрастируют с массивными колоннами и основанием из красного кирпича. Ворота в Михайловский сад украшены изразцами с изображениями цветов и диковинных птиц.
Интересно, что автор этого прекрасного творения точно не известен, но полагают, что ограда была выполнена по замыслу архитектора Альфреда Парланда, создавшего также и Спас на крови. Строительство храма проходило в конце XIX — начале XX века на месте, где в 1881 году был убит император Александр II. Ограда также была установлена в это время. На ней установлена табличка, напоминающая об этом трагическом событии.
Ажурным рисунком решетки можно полюбоваться только со стороны храма Спаса на крови. Если Вы войдете в Михайловский сад со стороны Михайловского замка, то заметите, что ограда там намного проще.
Описание
Михайловский сад — это памятник ландшафтной архитектуры, созданный великим мастером Карлом Росси в 1825 году. В планировке сада сочетается два стиля: регулярный (французский) — по периметру сада и пейзажный (английский) — в центральной его части. Здесь множество лужаек и деревьев, пруд неправильной формы. В то же время мы встретим и элементы французского стиля — скульптуры, ровные газоны и клумбы с цветами. Площадь садовой зоны составляет 9,4 га.
Михайловский сад — это единственное место в Санкт-Петербурге, где сохранился стиль императорского сада. Не зря на его аллеях ежегодно проходит международный флористический фестиваль «Императорские сады России».
Обычно праздник проходит в период Белых ночей. В это время сотни композиций и арт-объектов из растений всевозможных цветов украшают просторы Михайловского сада, который становится зоной отдыха, развлечений и творчества. Здесь проходят выставки и различные культурные мероприятия.
В то же время в обычные дни Михайловский сад — одна из самых уютных и спокойных зеленых зон Санкт-Петербурга, место тишины и умиротворения. На его территории установлены скамейки, имеется детская площадка. Пожалуй, самое живописное место здесь — это пруд в английском стиле (неправильной формы) и чугунный мостик Росси. Как правило, здесь много чаек, а по водной глади неторопливо плавают утки.
Благодаря белому цвету и ажурному узору решетки, мостик выглядит нежным и легким. Это любимое место для фотосессий и, конечно, оно особенно популярно во время свадебных церемоний.
Михайловский сад
Михайловский сад в Санкт-Петербурге — один из самых популярных и благоустроенных парков, который находится в самом центре города. В этом редчайшем памятнике ландшафтной архитектуры XVIII — начала XIX веков на одной территории уникально соединены два различных стиля ландшафтного искусства — регулярный или французский, и пейзажный, английский. Также парк характеризует архитектурная гармония воплощенного замысла великого зодчего Карла Росси — единство здания Михайловского дворца и природного ландшафта Михайловского сада. Сад охраняется как объект культурного наследия федерального значения.
Где находится
Территория сада ограничена улицей Садовой, рекой Мойкой и каналом Грибоедова. К югу от Михайловского сада расположен Михайловский дворец, а также здания Этнографического музея и Корпуса Бенуа. Возле северо-западной части Михайловского сада располагается храм Спаса на Крови.
Вход в сад
Посетители могут войти со стороны Садовой улицы или со стороны набережной канала Грибоедова. Стоимость входа: бесплатно.
История
Михайловский сад появился в начале XVIII века, по решению Петра I, одновременно с Летним садом. Сначала его называли Третий летний сад, потому что два первых сада принадлежали царю, а в этом начали строить замок для царицы, Екатерины I. Генеральный план трех Летних садов выполнил по заказу государя архитектор Жан-Батист Леблон. В те годы территория сада была более обширна, чем сегодня, и планировщикам пришлось осушать площадку, сооружая дополнительные каналы для отвода воды.
На нынешнем месте павильона Росси был построен компактный Екатерининский дворец с золотым шпилем, который называли «Золотыми хоромами». Вокруг были высажены плодовые деревья, ягодные кустарники, а в оранжереях выращивали ананасы и бананы. В сад привезли соловьев, наловленных в трех губерниях. Аллеи в виде зеленых коридоров чередовались с прудами, в которых разводили живую рыбу.
Анна Иоановна III, воцарившись, затеяла масштабную перестройку сада, выделив большое место для охоты на кабанов, зайцев и оленей — ягдгартен. Для охотников были выстроены специальные галереи, каменные стенки которых защищали от случайных пуль. При ней же в саду появилась мыльня — императорская баня с фонтаном и комнатами для отдыха.
Спустя годы Франческо Бартоломео Растрелли построил для императрицы Елизаветы Петровны Летний дворец и сад-лабиринт с главной аллеей, ведущей к Невскому проспекту. Сад был распланирован в модном тогда регулярном стиле, с крестообразными аллеями, стрижеными деревьями, фонтанами и мраморными статуями. В саду также были разбиты клумбы и установлены павильоны, беседки и горки с качелями.
С 1817 года началось строительство Михайловского дворца, после чего сад стали называть Михайловским. Его опять перепланировали, пытаясь придать более природный, «пейзажный» характер. Вместо прудов для рыбы появилась английская лужайка, на смену огородам пришли дорожки для конных прогулок. А на месте «Золотых хором» архитектор Росси выстроил павильон-пристань для малых лодок императорской семьи.
Во дворце поселился великий князь Михаил Павлович с женой Еленой Павловной, часто организовывавшей в саду обширные великосветские празднества. Михайловский сад открыли для публики в 1898 году, спустя 3 года после передачи Музею императора Александра III. Правда, согласно табличке на воротах, сад могли посещать не все: запрещено было входить солдатам и собакам.
Кованая решетка Михайловского сада
В 1881 году народовольцы смертельно ранили императора Александра II на набережной Екатерининского канала, около Михайловского сада. В память о трагедии на этом месте был построен собор Воскресения Христова, известный как «Спас-на-крови». Для того, чтобы отделить храм от Михайловского сада, была изготовлена художественная решетка в стиле модерн, представляющая собой переплетение причудливых крупных цветов и листьев, украшенных позолоченными деталями. Кованые элементы ограды чередуются с колоннами, вазонами и урнами, а на месте ранения Александра II размещена мемориальная доска.
Видеообзор ограды Михайловского сада
Современная жизнь сада
В 1999 году Михайловский сад передали Государственному Русскому музею. С тех пор идет поэтапная реконструкция сада с целью вернуть его к облику, намеченному Карлом Росси. За эти годы высаживались новые деревья, а также убирались дорожки, искажающие изначальный замысел архитектора. Возле павильона Росси появился бюст Карла Росси, также в саду установлены бюсты художников Карла Брюллова и Александра Иванова, копирующие оригинальные скульптурные произведения XIX века.
Мероприятия в Михайловском саду
В саду регулярно организуют массовые мероприятия — концерты и фестивали. Каждое лето в Михайловском саду проводится летний фестиваль «Императорские сады России», на котором демонстрируются оригинальные идеи в области ландшафтного дизайна. Посмотреть на работы профессионалов и садоводов-любителей не раз приезжали члены британской королевской семьи, находящиеся в родстве с российским императорским домом.
В 2018 году местом проведения XI фестиваля «Императорские сады России» (с 21 по 27 июня) впервые выбран не Михайловский, а Летний сад. По замыслу организаторов, перенос места проведения мероприятия в любимый сад Петра I символичен для празднования 300 лет со дня издания петровского указа о проведении ассамблей. В июне 2019 года в Михайловском саду можно было проявить свои творческие способности по созданию костюмов в рамках инклюзивного проекта «Арт-превращения».
Выставки в Михайловском саду
В 2017 году в рамках фестиваля «Императорские сады России» в саду прошла выставка русского авангарда. А в мае—июне 2018 года посетители Михайловского сада могли полюбоваться на авторские скамейки, расписанные художниками, участвовавшими в международной акции «Лавка мира».
Как добраться до Михайловского сада
Сад находится в центральном районе Санкт-Петербурга, поэтому к нему можно добраться из разных районов города, выбрав наиболее удобный маршрут городского транспорта.
Неподалеку от входа в Михайловский сад расположены остановки наземного городского транспорта: автобус: № 3, 22, 27, 46, 49, К107, К289, троллейбус: № 5, № 22 и трамвай: № 3.
От метро «Гостиный двор» (Невско-Василеостровская или зеленая линия): выйти в сторону Гостиного двора, на Садовую улицу. Идти прямо, примерно через 350 м. слева будет видна решетка Михайловского сада.
От метро «Невский проспект» (Московско-Петроградская или синяя линия): выйти в сторону канала Грибоедова, по набережной пройти мимо храма «Спас на Крови». Потом вдоль ограды Михайловского сада идти до входа.
От Дворцовой площади: выйти в сторону набережной реки Мойки возле Певческого моста. Перейдя мост, повернуть налево. Потом следовать по набережной, огибая Конюшенную площадь, до второго Садового моста.
На автомобиле: сад расположен напротив Михайловского замка, на машине нужно ехать до улицы Садовой.
На такси: к Михайловскому саду удобно добираться, используя приложения для заказа такси, работающие в Санкт-Петербурге (Яндекс. Такси, Uber, Gett, Maxim).
Видеообзор Михайловского сада
Михайловский сад на google-панораме
Какой парк рядом со спасом на крови
Кованая ограда Михайловского сада со стороны храма-памятника Спас на Крови как часть уникального архитектурного ансамбля
Альфред Александрович Парланд создал в конце XIX–начале XX века удивительный по красоте архитектурный ансамбль в центре столицы империи, являющийся по сей день для петербуржцев и гостей города одним из любимых мест в Санкт-Петербурге. Как невозможно представить набережную канала Грибоедова без Спаса на Крови, так немыслим храм-памятник без ограды, которая не столько отделяет его от сада, сколько оформляет окружающее пространство в единое архитектурное целое. Именно решётка является связующим звеном между церковью и часовней-музеем. Часовня-музей была построена в 1906–1907 годах специально для хранения многочисленных пожертвованных предметов церковного искусства, присылаемых для строящегося мемориального памятника из разных губерний России, а также эскизов оформления, чертежей и планов здания (к примеру, живописных работ художника Виктора Михайловича Васнецова для мозаичных образов Спаса на Крови). К сожалению, личный архив архитектора, как и документы, находившиеся до 1918 года в часовне-музее, не сохранились. Но нет сомнения, что автором проекта, по которому была создана одна из красивейших железных решёток Санкт-Петербурга, был сам Альфред Александрович Парланд. Двадцать четыре года своей жизни он отдал строительству храма Воскресения Христова или, как его стали называть после открытия, Спаса на Крови, являясь не только его архитектором, инженером-строителем, но и декоратором.
Декоративное оформление здания происходило по проекту Парланда от 14 января 1897 года. В нём архитектор уделил большое внимание убранству стен: они сплошь покрыты иконографическими изображениями и орнаментами. Изучавший в Италии росписи стен и превосходно владевший техникой рисунка, Парланд сам составил планы и эскизы орнаментальных украшений в стиле московской архитектуры XVII века. Изумительные по изяществу гирлянды из листьев, цветов, фруктов не только отделяют одно иконописное изображение от другого, но и объединяют их в целостную картину, придают им стилевое единство. Растительный орнамент является организующим началом в декоративном убранстве церкви, присутствуя почти в каждой детали: от наверший иконостаса до дверей и люстр.
По эскизу Парланда Альфреда Александровича (1842–1919)
Фрагмент декоративного убранства храма Воскресения Христова
1900-е годы
Резьба по камню
По эскизу Парланда Альфреда Александровича (1842–1919)
Фрагмент навершия иконостаса храма Воскресения Христова
1900-е годы
Итальянский мрамор, резьба
По эскизу Парланда Альфреда Александровича (1842–1919)
Фрагмент орнамента северного киота храма Воскресения Христова
1900-е годы
Резьба из орской яшмы на молочно-белом кварце
Изысканная решётка Михайловского сада со стороны храма-памятника Спас на Крови является неотъемлемым элементом уникального единого архитектурного ансамбля в центре Санкт-Петербурга. Как мемориальный памятник, построенный «в русском стиле» по желанию заказчика (императора Александра III) разительно отличается от зданий Петербурга, преимущественно выполненных в европейских стилях, так и железная решётка в стиле модерн выделяется на фоне строгих классических ограждений города, повторяя в витиеватых изгибах кованых деталей растительный орнамент, доминирующий в интерьере церкви. И как критиковали искусствоведы (впрочем, их имена история не сохранила) Спас на Крови, главное наследие Парланда, обвиняя зодчего в использовании «пряничных форм» в архитектуре и «кричащих красках» 10 в оформлении, так и ругали ограду. Но замысловатые цветы, созданные гением Парланда на бумаге и воплощённые в стали лучшими петербургскими мастерами по металлу, оказались революционным явлением для городской среды начала XX века. В решётке соединилось зарождающееся искусство модерна и русская архитектурная традиция орнаментации стен: только в данном случае поверхностью декорирования служит сама природа Михайловского сада, так как железные плавные линии, складывающиеся в хрупкие цветы, кажутся застывшими причудливыми формами на фоне живых деревьев. Творения Парланда выдержали испытание временем: даже спустя сто лет невозможно пройти мимо и не восхититься подлинными произведениями искусства — как архитектурным памятником, так и изумительной решёткой рядом с ним. Сложные по рисунку и исполнению кованые декоративные элементы, выполненные с неповторимым изяществом, свидетельствуют о таланте Альфреда Александровича Парланда как декоратора и об искусстве мастеров петербургского «Художественно-строительно-слесарного завода Карла Ивановича Винклера», создавших настоящий шедевр из металла и внесших большой вклад в архитектурное оформление одного из красивейших мест Петербурга.
Наталия Юрьевна Толмачева,
кандидат искусствоведения,
старший научный сотрудник
Государственного музея-памятника «Исаакиевский собор»
Библиографический список: