какой параметр семейной структуры определяется входящими в нее подсистемами
Какой параметр семейной структуры определяется входящими в нее подсистемами
Психотерапевт/психолог К. Ольховский. Библиотека запись закреплена
Какая у вас семья? Типы семей. Сплочённость, иерархия, гибкость, границы семьи.
Взаимоотношения между структурными элементами семейной системы можно описать через следующие параметры:
сплоченность, иерархия, гибкость,внешние и внутренние границы.
Д.Олсон в рамках своей модели выделяет четыре уровня сплоченности (и, соответственно, четыре типа семей), которые можно представить в виде следующего континуума: разобщенный-разделенный-связанный-запутанный.
1. Разобщенный – низкая степень сплоченности членов семьи, отношения отчуждения. В таких системах члены семьи эмоционально разделены, имеют мало привязанностей друг к другу, демонстрируют несогласованное поведение. Они часто проводят свое время раздельно, имеют различные интересы и разных друзей. Было установлено, что супруги в таких семьях чаще проявляют депрессивную симптоматику.
Брачные партнеры посредством изолированности друг от друга и подчеркнутой независимости часто скрывают свою неспособность устанавливать близкие взаимоотношения, возрастание тревоги при сближении друг с другом.Подобного рода феномен был описан П. Куттером как «эмоциональная импотенция». В ее основе чаще всего лежат два фундаментальных человеческих страха –страх одиночества и страх быть поглощенным другим.
2. Разделенный –некоторая эмоциональная дистанцированность членов семьи. Несмотря на то, что для членов семьи, прежде всего – супругов, более важно время, проводимое отдельно, они способны объединяться для обсуждения проблем, оказывать поддержку друг другу и принимать совместные решения
3. Связанный – эмоциональная близость членов семьи, лояльность во взаимоотношениях. Связанный тип семьи характеризуется эмоциональной близостью, лояльностью во взаимоотношениях, не достигающей уровня запутанности. Члены семьи часто проводят время вместе, и оно более важно, чем время, посвященное друзьям и интересам
4. Запутанный –уровень сплоченности слишком высок, низкая степень дифференцированности членов семьи. В таких семьях много энергии уходит на сохранение единства, наблюдается крайность в требовании эмоциональной близости и лояльности. Члены семьи не могут действовать независимо друг от друга, имеют мало личного пространства для развития и проявления своей индивидуальности и характеризуются чрезмерной взаимной эмоциональной вовлеченностью.
Реакция на эмоциональное отдаление в таких семьях феноменологически может напоминать реакцию ребенка на потерю объекта привязанности. При этом ведущими по отношению к дистанцирующемуся члену семьи становятся двойственные чувства любви и ненависти. Также могут присутствовать ощущения пустоты, одиночества, тревоги, уменьшения собственного «Я».
Олсон считает, что центральные уровни сплоченности (разделенный и связанный) являются сбалансированными и обеспечивают оптимальное семейное функционирование, в то время как крайние значения (разобщенный, запутанный) являются проблематичными и приводят к развитию семейных дисфункций.
Таким образом, члены семей разделенного и связанного типов способны сочетать собственную независимость с тесными эмоциональными связями с другими членами семьи.
Каждая семья проходит путь эволюции, выбирая наиболее приемлемую для ее членов эмоциональную дистанцию, позволяющую удовлетворить и потребность в слиянии, и потребность в отделенности. Противоречие между указанными потребностями является одним из важных феноменов, объясняющих нестабильность семейных отношений, прежде всего супружеских, по параметру сплоченности.
Нарушение супружеских отношений по параметру сплоченности представляет собой результат разрушения положительных эмоциональных связей между супругами.
Семейная иерархия. Можно выделить следующие типы семей, согласно установившейся в них системе семейной иерархии:
— Эгалитарная семья –основанна на равенстве супругов. В семьях с данным типом иерархии супруги могут распределять сферы ответственности.
В нормально функционирующей семье иерархия неразрывно связана с ответственностью. Вместе с тем, существуют ситуации, в которых власть и ответственность в одной и той же сфере принадлежат разным людям. В этом случае речь идет о дисфункциональной семье.
-Границы семьи
Понятие «границы семьи» используется для описания взаимоотношений между семьей и социальным окружением (внешние границы), а также между различными подсистемами внутри семьи (внутренние границы). Семейные границы представляют собой символические эмоциональные барьеры, которые защищают и поддерживают чувство целостности отдельных индивидов, подсистем и целых семей.
Границы поддерживаются, прежде всего, системой правил и договоренностей, существующих между членами семьи.
В модели Д. Олсона параметр «границы семьи» описывается в виде континуума:жесткие-проницаемые-размытые.
Оптимальному способу функционирования семьи соответствуют ясно очерченные и проницаемые границы.
Внутренние границы описывают различия между подсистемами и определяются спецификой существующих в них правил взаимодействия. В случае, когда внутренние границы между родительской и детской подсистемами очень жесткие, в семье может не хватать тепла и близости. Если границы, например, между супружеской и родительской подсистемами размыты, то родители зачастую перестают функционировать как супруги, выполняя исключительно задачи, связанные с заботой о детях и их воспитанием.
Наличие межпоколенных коалиций свидетельствует о нарушениях границ и иерархии в семье. Правило семьи: она начинает быть функционально нарушенной, когда коалиции складываются поперёк уровней иерархии, особенно, когда эти коалиции секретные. Коалиция, возникающая на основе совместного секрета, связанного с попыткой определённых членов семьи скрыть некоторую информацию от других, будет дестабилизировать всю семейную систему.
Гибкость –способность семейной системы адаптироваться к изменениям внешней и внутрисемейной ситуации.
Д. Олсона описывает 4 уровня гибкости:
ригидный-структурированный-гибкий-хаотичный
1.Ригидный (очень низкий). Семейная система называется ригидной, если она характеризуется низкой способностью адаптироваться к изменяющимся условиям жизни, в силу чего перестает адекватно выполнять задачи, возникающие перед ней в связи с прохождением стадий жизненного цикла.
2.Структурированный. При соответствии параметра гибкости структурированному уровню в семейной системе существует некоторая степень пластичности: например, члены семьи способны обсуждать общие проблемы и учитывать мнение детей. Роли и внутрисемейные правила стабильны, однако существует возможность их обсуждения
3.Гибкий (умеренный). Гибкому типу семейной системы характерен демократический стиль семейного руководства, открытые переговоры, способность при необходимости менять семейные роли
4.Хаотичный. Система в хаотичном состоянии имеет неустойчивое или ограниченное руководство. Решения, принимающиеся в семье, часто являются импульсивными и непродуманными. Роли неясны и часто смещаются от одного супруга к другому.
Из книги Черников А.В. Системная семейная психотерапия. Интегративная модель диагностики
_
Параметры семейной системы в аспекте структуры с точки зрения психологии
Практикующий психолог, гештальт-терапевт. Закончила Тольяттинский Государ.
С точки зрения психологии, семья – это не просто группа людей, связанных родством или узами брака. Это сложная, целостная система, в который много уровней. Семья может быть гармоничной или дисфункциональной, открытой или закрытой. Чтобы человеку справиться со своими проблемами, важно разобраться что из себя представляет конкретная семья, а для этого необходимо разобраться в ее параметрах.
Что из себя представляет семейная система
Семейная система – это совокупность элементов, которые находятся в постоянной взаимосвязи друг с другом, а также с системой в целом.
К этим элементам можно отнести:
Состав семьи
Как не странно, далеко не всегда супруги одинаково понимают, кто входит в состав семьи, особенно, если у них повторный брак. Это касается и родственников супругов. Зачастую, даже люди, которые ни юридически, ни кровно не имеют друг к другу отношения, с точки зрения психологии могут быть частью семейной системы, если они психологически относят себя к ней.
Это может быть какой-нибудь «дядя Вова», который на самом деле не дядя, а просто друг семьи. Яркий, хоть и утрированный пример – медведь в комедийном фильме «Третий лишний».
Роли в семье
Это тот набор функций, которые несет каждый член семьи. Роли могут быть традиционные: мать, отец, ребенок, бабушка, то есть те, через которые человек определяет свой социальный статус. Бывают роли межличностные: лидер, любимчик, начальник, аутсайдер. Отдельно выделяют дисфункциональные роли: «больной», «брошенный ребенок», «герой», «козел отпущения» и т.д.
Семейные подсистемы
Они формируются в зависимости от этапов развития семьи и характеризуются формированием различных внутрисемейных коалиций. К таким подсистемам относятся:
Семейная сплоченность
Она определяет, насколько между членами семьи велика психологическая дистанция. Со стороны может казаться, что члены семьи не близки, они мало проявляют нежности, любви, но при этом постоянно проводят время вместе, разделяют общие интересы. Когда что-то происходит, члены семьи сопереживают друг другу. Излишняя сплоченность приводит к сложности сепарации повзрослевшего ребенка, а недостаточная к нехватке любви, эмоциональной отчужденности и психологической изоляции.
Семейные системы. Что это такое и как работают семейные системы?
Иерархия
Она отражает взаимоотношения в семье, построенные на власти и подчинении. Иерархическая структура может выстраиваться на основе различных параметров. Например, в зависимости от пола – «у нас все решают мужчины». Может зависеть от возраста – кто старший, тот и прав, или материального положения – кто больше зарабатывает, тот и прав.
В гармоничной семье иерархия выстраивается в зависимости от распределения ответственности. У кого больше обязанностей, кто берет на себя ответственность за благополучие семьи – тот и главный. В дисфункциональной семье «старшим» может быть даже ребенок, чьим капризам и желаниям все потакают, или отец-алкоголик, который не зарабатывает, не несет обязанностей.
6 информативных параметров семейной системы
А.Я. Варга выделила 6 параметров, которые могут показать, что из себя представляет та или иная семья:
Стереотипы взаимодействия в семье – это те сообщения, которыми обмениваются члены семьи, причем они могут быть как вербальные, так и невербальные, но и те и другие несут в себе информации больше, чем может показаться на первый взгляд. Например, муж приходит домой и говорит жене «дорогая, я дома» или молчит.
А еще он может сказать «привет» с разной интонацией. Члены семьи, в том числе и дети, по одному молчанию или тону могут понять, как у отца прошел день. Или по тому, с каким звуком мама моет посуду, определить ее настроение. В дисфункциональной семье ребенок, только слыша, как отец открывает замок, уже может знать трезвый он или нет.
Семейные правила могут быть оговорены, а могут действовать негласно в семье. Они определяют функции каждого из ее членов, их права, обязанности, организацию досуга, свободного времени и прочего. Если правила озвучены, их легко изменить, хотя обычно все члены семьи против этого, поскольку появляется угроза семейной стабильности. Если правила замалчиваются, то они могут даже не осознаваться. Их преодолеть еще труднее, особенно, если они деструктивны.
Семейные мифы можно еще выразить как семейное кредо, то, как семья определят себя, каждого своего члена, главную идею своего существования – «мы – дружная семья», «мы семья спасателей», «мы лучше всех». Мифы сплачивают членов семьи, но мешают семье развиваться, трансформироваться, искать более адаптивные способы поведения.
Также мифы заставляют замалчивать конфликты в семье и поведение, которое этим мифам противоречит. Семейные легенды могут перерастать в установки, которые мешают человеку жить. Так, легенда «в нашей семье все мужчины – инженеры», может заставить ребенка отказаться от мечты стать актером.
«Мама – больной человек, ее нельзя волновать» – не даст ребенку сепарироваться от семьи. «Все умные мужчины носят очки, как твой отец, дед, дядя Коля» может привести к тому, что у ребенка испортится зрение.
Семейные границы бывают внутренние, то есть как члены семьи общаются друг с другом, и внешние – как семья взаимодействует с окружающим миром. Границы могут быть жесткие или гибкие, стабильные или плавающие.
Семейные стабилизаторы – факторы, которые поддерживают существование семьи, такие как общий дом, бюджет, ценности, увлечения. Бывают дисфункциональные стабилизаторы, когда семья не распадается только из-за детей, болезней, в том числе и психосоматических, кого-то из членов семьи.
Семейная история появляется, когда из поколения в поколение повторяется одна и та же судьба. Например, все мужчины разводятся, все пьют, болеют, разбиваются на машине, или все женщины рожают трех детей, становятся вдовами, выходят замуж за алкоголиков, или за офицеров.
Истории могут быть положительные, могут быть отрицательные, но на основе определенных психологических механизмов они влияют на судьбу каждого последующего поклонения, пока кто-то из детей не разорвет этот круг, то есть не выйдет из семейного сценария.
Таким образом, семья – это гораздо большее, чем просто «ячейка общества», это целый мир, в котором живет каждый из нас. Семья оказывает сильное влияние на человека, как сознательно, так и бессознательно, определяет его картину мира и влияет на его решения.
Тема: «Параметры семейной системы»
Выделяют шесть основных параметров семейной системы:
1. Стереотипы взаимодействия семьи
Под ними понимают сообщения, которыми члены семьи обмениваются друг с другом (муж улыбается жене, а она в ответ показывает язык – преамбула к скандалу или сексу и пр.). Сообщением в семье является любое событие. Гром кастрюль на кухне может означать рассерженность мамы).
Один уровень всегда является словесным, 2-й – невербальным
Двух и многоуровневые сообщения делятся на:
Если содержание информации по 2-м каналам совпадает – конгруэнтные.
Как дела? – улыбка и «всё хорошо» – конгруэнтное сообщение. Если же говорит – «всё хорошо», а голову опускает – не конгруэнтное сообщение.
Эти взаимодействия (интеракции) часто бывают повторяющимися и те стереотипы, которые часто повторяются, называются стереотипами взаимодействия.
В функциональной семье большая часть стереотипов взаимодействия является функциональной (конгруэнтной).
Радость на лице, в голосе и словах, также и печаль – конгруэнтный характер. Когда стереотипы взаимодействия носят конгруэнтный характер, тогда все события в семье являются ясными и понятными, также и эмоции и взаимоотношения. При этом происходит свободный эмоциональный обмен, семья способна вырабатывать здравые решения, в ней царит мир и спокойствие.
Для проблемной семьи особый интерес представляет анализ патогенных (неконгруэнтных) стереотипов взаимодействия.
К примеру, подросток приходит домой, говорит что всё хорошо и при этом опускает голову вниз. Это повод к родительской тревоге, фантазиям о том, что случилось, недоверие, желание подтверждения того, что произошло. Нарастает эмоциональное напряжение, возникает семейная проблема. И если она есть у мамы, папы, сына и бабушки, они начинают обмениваться, напряжение кумулирует, возникает патогенный стереотип взаимодействия в семье. Никто ни у кого не находит поддержки. Подобные стереотипы ведут к серьёзным нарушениям взаимодействия в семье. Чем более дисфункциональной является семья, тем с большим объёмом неконгруэнтных стереотипов мы встречаемся.
Нужно наблюдать за взаимодействием в семье и выбирать неконгруентность, чтобы потом назначить правильную коррекцию. Стереотипы можно отследить только наблюдая за семьёй в целом. Самым значительным стереотипом является стереотип, описанный в конце 69-х годов группой Американских психологов под руководством Грегори Бейтсона. Они вначале исследовали формы общения в семьях с больным шизофренией. В результате они установили, что в каждой из этих семей встречается особый стереотип двойной связи.
Сущность двойной связи заключается в том, что к ребёнку постоянно поступают неконгруэнтные сообщения в ситуации, когда он не может выйти или отстраниться или проверить саму ситуацию взаимодействия. Матери на словах говорили детям, что они их любят, но не вербально это не подтверждалось. Ребёнок мал и не может проверить правильность послания. На одном уровне коммуникации показывается неприязнь, а на другом (словесном) говорится о любви.
Если ребёнок получает такое двойное послание, возникает состояние растерянности – какой части этого двойного послания верить? Соответственно ребёнок не может получить должной эмоциональной привязанности. Присоединюсь к «люблю» – она отодвинется. Присоединюсь к «отодвинется» – она меня наругает. Такой ребёнок оказывается в состоянии хронической растерянности. Шизофрения, в таком случае, своеобразный выход из состояния постоянной растерянности, посредством аутизма.
Консультант в этом случае, способствует трансформации неконгруентных стереотипов в конгруэнтные. Неконгруэнтные стереотипы – это очень сильная привычка, изменить её невозможно, пока не увидишь себя со стороны.
2. Семейные правила
В каждой семье существуют свои правила жизни. Они делятся на гласные и негласные, о которых все знают, по которым все живут, но которые не озвучиваются либо не сознаются. Если речь идёт о гласных правилах, то по ним договориться легко. Если они не озвучены, подчинения негласны, люди делают вид, что правил нет. Важно выявить не только гласные, но негласные правила.
Правила бывают ещё:
Правила касаются основных сфер жизнедеятельности семьи. Муж работает, жена домохозяйка. Правила касаются сферы досуга, домашнего хозяйства. Они способствуют распределению семейных ролей и функций.
Правила в каждой семье определяют место для члена семьи, которое он займёт в семейной иерархии. Новый элемент в этой структуре будет продвигаться по правилам. Правила распространяются на место детей в семье.
Совокупность всех семейных правил подчиняется закону гомеостаза (сохранения), который обеспечивает постоянство этих правил. Если кто-то может указать на это негласное семейное правило, может стать для семьи persona nongrata.
Правила нуждаются в изменении в соответствии с динамикой семейной жизни. Это болезненный процесс.
Правила семейной жизни касаются всех областей жизни. Часть вырабатывается внутри семьи (уникальные), часть вносится в семью культурально. Правила касаются распределения ролей в семье. Они достаточно противоречивы. С одной стороны, есть правило, что муж – глава семьи, с другой стороны – есть правило равноправия между мужчиной и женщиной. Правила определяют борьбу за власть внутри семьи и определяют семейную дисфункцию.
Правила можно разделить на:
Функциональными являются те правила, которые можно менять. Чтобы помочь семье, нужно выявить дисфункциональные правила.
3. Семейные мифы.
Это сложное семейное знание, часто плохо осознаваемое, которое складывается из совокупности семейных правил, сформировавшихся в течение, как минимум, трех поколений и которые являются, как бы, продолжением фразы «Мы – это…» Обычно семейный миф пребывает в латентном состоянии. Он просыпается, когда:
Обычно в функциональной семье миф находится очень глубоко. Чем более семья становится дисфункциональной, тем больше начинает просыпаться миф. Миф не всегда является дисфункциональным. Он может быть вполне естественным и определяться теми условиями, где живёт семья. Но если в 1-м поколении он воспринимается нормально, то к третьему он может стать болезненным для кого-то из членов семьи.
Люди, находящиеся внутри мифа, как правило этот миф не осознают. Поскольку они находятся внутри мифа, то и реальность они начинают видеть в категориях этого мифа. Часто семейные мифы соответствуют известным древнегреческим мифам. В семьях живут Гераклы, Домоклы, Танталы и пр.
В зависимости от этапа развития мифа, семья может развиться из функциональной в дисфункциональную. Миф: «Мы – дружная семья…» в двух поколениях, в третьем поколении приводит к сложностям отделения детей от родителей.
4. Границы семьи
Любая семья – это система, а любая система имеет свою структуру и границы. Границы семьи тесно зависят от состояния границ больших социальных систем. Чем более открыты границы большей социальной системы (государства), тем более закрытыми являются границы меньшей социальной системы (семьи) и наоборот. 70 лет СССР был закрытым государством, при этом семьи были очень открытыми. Теперь система государства открылась и границы семьи стремительно закрываются. Формируется позитивное отношение к закрытым семейным системам. Но если границы семьи закрыты, то границы подсистемы (мамы, папы) всё более открываются. Для таких систем очень частыми являются вертикальные дисфункциональные коалиции (мама с дочкой против папы). Все вертикальные коалиции дисфункциональны, а горизонтальные – функциональные.
При консультировании важно ответить на вопрос – где границы, какие они, как они проходят, почему происходит перестройка.
Треугольник позволяет увидеть коалиции: вечерний треугольник и дневной треугольник. Например, в семье папа, мама, ребёнок и телевизор. Вечерний треугольник, когда ребёнок спит. Если папа с мамой не разговаривают, общение может идти через ребёнка. Когда ребёнок вечером усыпает, его место в треугольнике занимает телевизор.
Границы семьи видны с первого взгляда. Они хорошо видны на основании того, как семья взаимодействует с близкими семьями.
5. Стабилизаторы семьи
В каждой семье, как функциональной так и дисфункциональной имеются свои стабилизаторы:
Они поддерживают жизнедеятельность семьи, продлевая её жизнь
Дисфункциональные стабилизаторы – те, которые продлевают время жизни дисфункциональной семьи:
1. Дети
Они являются элементом семейной системы, растут и развиваются в ней. В функциональной семье они стабилизаторами не являются. Но в дисфункциональной, вместо того, чтобы семья тратила энергию на своё развитие, все элементы системы тратят массу энергии на сохранение семьи. Ребёнок своим присутствием заставляет семью не распадаться. Дети стали становиться такими стабилизаторами в последние 100 – 150 лет, что связано с увеличением продолжительности жизни. Раньше браки длились не более 20 лет, дети не успевали стать стабилизаторами.
В соответствии с законом гомеостаза семья пытается сохранить свою стабильность и ребёнок выполняет роль стабилизатора, удерживающего семью от распада.
2. Болезни
Как болезни, возникающие помимо влияния семейной системы (соматические), так и расстройства порождённые самой системой (психосоматические и психические). Если в семье появляется больной ребёнок, то он становится дисфункциональным стабилизатором системы. Аналогично, если в семье появляется психически больной. Могут возникать и различные психосоматические расстройства, которые также заставляют существовать семью достаточно долго.
3. Нарушения поведения
Существует достаточное количество семей, где дети убегают из дома, совершают мелкие кражи и пр. Это становится своеобразными стабилизаторами семьи. Эти нарушения поведения часто являются реакцией на дисфункциональность отношений в семье. Двойки в дневнике – часто бессознательное действие к тому, чтобы обратить внимание родителей на детей. Такой проблемный ребёнок продлевает время жизни дисфункциональной семьи.
4. Супружеские измены – при синдроме страха близости.
6. Семейная история
Многие дисфункциональные стереотипы в семье воспроизводятся в поколениях. Например, алкоголизм, суициды, лавеласы и пр.
Сегодня точно установлены генетические заболевания и просто стереотипы поведения с стереотипами наследования. Отсюда, семейные психологи интересуются семейной историей жизни изучаемой семьи и каждого из членов семьи, которую они составляют. Этот интерес помогает понять то актуальное неблагополучие, которое возникало. Одной из техник, по которой можно правильно узнать историю является техника генограмм. Её создал Мюрей Боуель – американский психолог. Эта техника позволяет записать не только структуру семьи, но и верифицировать тот или иной тип взаимоотношений в семьях. Кружок – обозначание женщины, квадрат – мужчина. Линия их соединения – брак. Дети обозначаются соответственно кружочком или квадратиком, внутри ставится возраст. Это даёт представление о характере отношений в семье. Если в семье кто-то умер, это обозначается перечеркнутым квадратом, ставятся даты жизни и смерти. Аборты и выкидыши – перечеркнутый треугольник. Развод обозначается двумя параллельными линиями. Восстановление брака – линия, повторно соединяющая квадрат и круг. Связь без брака – пунктирная линия. Также фиксируют и характер отношений – две параллельные линии при хороших отношениях, дистантные отношения – пунктирная линия. В семьях бывают симбиотические отношения – 3 параллельных линии. Это очень близкие отношения с выраженной эмоциональной зависимостью людей друг от друга. При увеличении межличностной дистанции – дети трудно переносят разлуку. Возникают различные невротические состояния, ребёнок становится более инфантильным, он не в состоянии начать и вести самостоятельную жизнь. Если 2 элемента обводятся пунктирной линией – имеется коалиция. Если есть коалиция симбиотическая связь – возникает дисфункция. Любая дисфункция по вертикали будет воспроизведена по горизонтали.
Две косые линии – отношения типа эмоционального разрыва. Конфликтные отношения в семьях изображаются волнистой линией.
Амбивалентные отношения – 2 параллельные линии, перекрещенные синусоидой – когда люди испытывают друг к другу сильные противоречивые отношения. Периоды близости чередуются с конфликтами.
На полях генограммы указаны имена, даты рождения и смерти и значительные даты в истории семьи (переезды, аресты и пр.) Если генограмму рассмотреть в трех поколениях, можно установить источник семейного мифа. Эта техника позволяет установить границы семьи, у кого были аналогичные стереотипы. Есть определённые закономерности, которые в семье воспроизводятся.
Техника генограммы позволяет также определить степень дифференциации в семье. Что такое дифференциация – это понятие определяющее характеристику индивидуальной психики и отражает степень разграниченности индивидуального и функционального. Чем ниже уровень дифференциации тем легче мыслительные процессы подпадают под власть эмоций. Тем выше зависимость поведения индивида от ситуации. Существует шкала дифференциации с 4-мя областями.
Крайняя область 0 – 25% – эмоции полностью доминируют над мыслительными процессами. Установки поведения полностью зависят от стереотипов. В стабильных условиях функционирует опираясь на здравый смысл, но при небольшом стрессе, эмоции приобретают над таким человеком полную власть.
При 25 – 50% человеком также преимущественно обладают эмоции, но они в большей мере являются приспособительными и в меньшей степени обусловлены средой. Здесь присутствует целенаправленное поведение, но человек чрезмерно зависим от мнения других. Каждый шаг человек сверяет со средой и не очень доверяет самому себе. Значимые поступки человек может не совершать, если среда посмотрит на это негативно.
50 – 70% интеллектуальные функции достаточно сформированы, чтобы не подпадать под эмоции. Они берут верх только при сильном стрессе. Большая часть человечества подпадает под этот параметр. Интеллект определяет принятие решений, а эмоции активно проявляются в близких отношениях.
Как это связано семьёй. Недифференцированность означает, что при взаимодействии в группе индивид легко вступает в эмоциональное слияние с другими. Человек, не способный отделить свой разум от эмоций не может этого отделить и в других, особенно в близких. Такой человек сам того не осознавая заряжает семью разными эмоциями. Такая семья называется эмоционально слитной. Семейная эго масса – не понятно, кто является источником эмоций. Эта эмоциональная слитность начинает сказываться и на модели индивидуального поведения и семейного тоже. Ребёнок в такой семье будет заражаться к примеру эмоциями мамы. Создав свою семью он будет стараться чрезмерно слиться с своей женой.
В слитных семьях взаимная эмоциональная вовлеченность столь велика, что они знают мысли друг друга и фантазии. Если такая сверхблизость наблюдается постоянно, это становится невыносимым. Такая сверхблизость характеризуется периодами отчуждений. То периоды сверхблизости, то отчуждения. Часто в таких амбивалентных семьях появляются дети – шизофреники. Выход из такой слитной семьи может осуществляться не путём сепарации, а путём эмоционального разрыва. Каждый является жизненно важным элементом друг для друга. Когда сын будет стремиться к отделению, мать будет стараться всеми силами его удержать. В лучшем случае его женят на ком-то. При такой слитности не возможно устанавливать дистанцию в семье на конечную величину. Не возможны сохранения отношений взрослого сына и матери. Возникает 2 варианта – либо состояние слияния и тогда симбиоз, либо ситуация разрыва и тогда дистанция становится бесконечной. Ситуация эмоционального разрыва оказывается не противоположностью, а её оборотной стороной, т.е. наоборот предполагает сверхблизость. Это значит, что такой сын может уйти от симбиоза с мамой может разорвать связь с мамой и уехать за тридевять земель. Но образ мамы он всё равно увезёт с собой. Эти отношения всё равно останутся в нём. И в новых отношениях с женой он всё равно будет продолжать воспроизводить отношения с матерью. Гены здесь ни при чем, только стереотип. Таким образом эта низкая дифференцированность на индивидуальном уровне приводит к тому, что семья также будет характеризовать с незрелостью, низкой стрессустойчивостью, зависимостью от массового сознания и мнении окружающих, нереалистической самооценкой. Сверхблизость будет чередоваться с отчуждённостью. Эмоциональное состояние семьи будет зависеть от одного и того же фактора. Жена в печали и муж приходя домой впадает в печаль, туда же впадают и дети без разбора к причинам. Семья будет характеризоваться устойчивостью к воздействию психолога, консервативностью Любые внешние воздействия для семьи могут оказаться фатальными. Это люди, которые друг без друга жить не могут. Отсюда невозможность приспосабливаться к изменениям, в том числе переходить из одной стадии семейной жизни в другую.
При анализе генограмм можно вполне выявить ещё одно ключевое понятие – треугольник. Это структура, включающая 3-х человек. Отличается большей степенью устойчивости. Очень часто внутри треугольника начинают образовываться коалиции, которые возникают следующим образом:
Если в какой-то семье чередуются сверхблизости с отчуждением, то на каком-то этапе может возникнуть ситуация эмоционального разрыва. Если эти отношения чем-то не стабилизировать, то весьма возможен распад семьи. Тогда находится третий участник, которого пара вовлекает в свои отношения и на которого может быть вылит избыток эмоций. Это названо триангуляцией семьи. Муж не может найти отношения с тёщей, жена оказывается объектом триангуляции – какой ты муж? какая ты жена?
При триангуляции вместо эмоционального обмена между супругами эмоциональные каналы между ними перекрываются, и открываются в отношении третьего человека. Эмоциональный обмен очень нарушается, третьего отпускают, когда мир, но когда конфликт нарастает подтягивют триангулированного члена семьи. По сути он живёт не для себя а для обслуживания дисфункции членов семьи. Это способ стабилизации семьи. Обычно такими являются наименее недифференцированные члены семьи – либо тёща, либо дети. Для треугольника могут использоваться не только люди, но и домашнее животное, либо хобби (рыбалка), религиозная деятельность, работаголизм, идеология (коммунистическая). При семейной терапии первое, что делает семья, она стремится триангулировать психолога, включить его в треугольник. Важно на это не поддаваться. Семейное консультирование всегда нейтральное и дистанцированное, сохраняя возможность позитивных действий в семье. Это сложно достичь, но важно соблюдать максимальную нейтральность.