какой параметр можно определить зная среднесуточный пробег и время в наряде
Расчет технико-эксплуатационных показателей работы автобусов
К технико-эксплуатационным показателям, используемым подвижным составом относят:
2 транспортная работа;
3 пробег общий и среднесуточный;
4 техническая и эксплуатационная скорости движения:
7 коэффициент времени в наряде.
Транспортная работа определяется по формуле
lср, (3.1)
Среднесуточный пробег вычисляется по следующей формуле
, (3.2)
Продолжительность пребывания в наряде определяется по времени нахождения автобуса на линии с момента выезда до момента возврата в гараж, за исключением перерывов на обед, отдых водителей и целодневных простоев.
Средняя продолжительность пребывания в наряде определяется по формуле
, (3.3)
Коэффициент времени в наряде рассчитывается по следующей формуле
s=. (3.4)
Техническая скорость определяется делением длины маршрута на время проезда по перегону, включая задержки в движении
, (3.5)
Эксплуатационная скорость дополнительно учитывает затраты времени на совершение пассажирообмена на промежуточных остановках и на межрейсовые отстои на конечных пунктах (без учета времени обеда водителей)
, (3.6)
В соответствии с формулой (3.1) транспортная работа равна:
пас. км.
А среднесуточный пробег составит:
км/ сут.
Согласно формуле (3.3) средняя продолжительность пребывания в наряде равна:
ч/сут.
Коэффициент времени в наряде составляет:
s== 0,52.
Согласно формулам (3.5) и (3.6) техническая и эксплуатационная скорости соответственно равны:
км/ч;
км/ч.
Время пребывания АТС в наряде
где Тм — время работы на маршруте; tн — время на выполнение нулевого пробега.
Средняя продолжительность пребывания АТС в наряде за сутки характеризует эффективность использования парка по времени и считается как отношение общего количества автомобиле-часов пребывания в наряде за отчетный период к общему количеству автомобиледней эксплуатации.
Рис. 6. Виды пробега грузового подвижного состава
Время работы на маршрутеопределяется соотношением
Обратите внимание, что техническая скорость учитывает только время движения ПС, а эксплуатационная дополнительно учитывает время простоя ПС при выполнении погрузочно-разгрузочных работ.
На практике приходится на основании заданного времени работы ПС на маршруте определять возможное количество ездок
где Uе – производительность ТС в тоннах; qн – номинальная грузоподъёмность АТС; γ — коэффициент использования грузоподъёмности; We – производительность АТС в тонна-километрах; le.г — пробег с грузом за ездку.
При определении производительности за рабочий день (Uр.д.,Wр.д.) необходимо учитывать дискретный характер выполнения транспортной работы, когда она завершается одновременно с завершением ездки, число которых, следовательно, может быть только целым. Таким образом, для увеличения объема работы ПС необходимо так изменить эксплуатационные условия (например, время работы), чтобы добиться увеличения числа ездок.
Действительно, выработка транспортной продукции происходит в течение того времени, пока ПС движется с грузом от отправителя к получателю, но как только автомобиль останавливается для разгрузки, выработка транспортной продукции прекращается и вновь возобновляется только после выезда из пункта погрузки. Количество доставленного груза может быть определено только в пункте разгрузки, и пока он не будет выгружен, нельзя говорить об объеме перевезенного груза. Таким образом, количество перевезенного груза и выполненной транспортной работы не является линейной функцией от времени работы автомобиля.
Графически изменение количества транспортной продукции во времени представлено на рис. 7.
Рис. 7. Изменение транспортной продукции во времени
Автомобиль выезжает на линию в момент времени t1. В момент времени t2началась первая погрузка груза в автомобиль, которая заканчивается в момент t3, и начинается движение с грузом. Прибытие в пункт назначения определяется моментом времени t4,с которого начинается разгрузка груза, и в течение следующего периода разгрузки груз постепенно поступает потребителю. В момент окончания разгрузки t5заканчивается формирование объема груза, доставленного автомобилем за одну ездку qф1. Затем автомобиль перемещается к отправителю для следующей погрузки, которая начинается в момент времени t6.Далее цикл транспортного процесса повторяется, и в момент времени t9у потребителя оказывается количество груза, равное qф2. Если на этом работа автомобиля заканчивается, то показатели работы автомобиля за смену следующие:
где, Uр.д. – производительность ТС в тоннах за рабочий день; Wр.д. – производительность АТС в тонна-километрах за рабочий день; qф1 – количество груза доставленного за 1-ую ездку, т; qф2 – количество груза доставленного за 2-ую ездку, т; le.г — пробег с грузом за ездку, км.
Или в общем случае:
Uр.д. – производительность ТС в тоннах за рабочий день; Wр.д. – производительность АТС в тонна-километрах за рабочий день; qф – количество доставленного груза, т; le.г. — пробег с грузом за ездку, км.
Для анализа эффективности использования ПС используют такие показатели производительности, как часовая производительность и производительность в тонна-километрах на 1 т грузоподъемностиавтомобиля в определенный временной промежуток.
Например, часовая производительность, т-км/ч, при выполнении ПС определенной ездки может быть рассчитана по формулам
Uч – часовая производительность ТС в тоннах; Wч – часовая производительность АТС в тонна-километрах; qн – номинальная грузоподъёмность АТС, т; γ — коэффициент использования грузоподъёмности; te — время одной ездки, час.; Lг — пробег АТС с грузом, км.
Производительность в тонна-километрах на 1 т грузоподъемности может определяться на количество автомобиле-тонна-часов наряда (Wтч):
или на одну списочную автомобиле-тонну:
где Др — число рабочих дней за рассматриваемый календарный период; Тн – время пребывания АТС в наряде, час.; Асп –списочное количество АТС на балансе предприятия.
Количество АТС, необходимых для выполнения заданного объема работ, определяется из соотношения
где CEILING — функция, возвращающая ближайшее большее целое значение; Q — заданный объем перевозки груза за смену; Uр.д. – производительность ТС в тоннах за рабочий день;
Задача 1. Автомобиль КАМАЗ-53212 (qн = 10 т) перевозит груз первого класса (γ = 1) на расстояние lе.г. = 40 км, при этом lх = 40 км, lн = 10 км, vэ = 20 км/ч, νт = 30 км/ч, Тн = 8,3 ч. Определить производительность ПС за смену (U и W).
1. Определяем время на нулевой пробег:
2. По формуле определяем время работы на маршруте:
3. Определяем время одной ездки по формуле:
4. Определяем число ездок по формуле:
nе = INT(Тм/ tе) = INT(8/ 4) = 2 ездки
5. Определяем дневную производительность АТС:
Uр.д. = qн γnе = 10×1×2 = 20 т
Wр.д. = Uр.д.lе.г.= 20×40 = 800 т×км
Задача 2. Автомобиль выезжает из Ато в 8 ч, а возвращается в 17 ч, продолжительность обеда 1 ч. Эксплуатационная скорость АТС 20 км/ч; αВ = 0,8; β = 0,6. Определить общий и гружёный пробег этого автомобиля за год.
Решение:
1. Определяем время в наряде.
Тн = 17 – 8 – 1 = 8 ч
2. Определяем пробег автомобиля за смену:
3. Общий пробег за год составит:
Lоб = Дкал × αВ × Lсут = 365×0,8×160 = 46720 км.
4. Определяем пробег с грузом за год:
Lг = Lоб ×β = 46720×0,6 = 28032 км.
Задача 3. Автомобиль ЗИЛ-432930 перевозит за одну ездку из пункта А в пункт В 5 тонн груза. Время движения из А в В составляет 15 мин., tп-р = 30 мин. Время работы на маршруте 10 ч, αВ = 0,75. Определить возможный объём перевозок за 1 месяц.
Решение:
1. Определяем время одной ездки:
tе = tдв + tп-р = (15+15) + 30 = 60 мин = 1 ч
2. Определяем число ездок:
nе = INT(Тм/ tе) = INT(10/1) = 10 ездок
3. Определяем объём перевозок за месяц:
Задача 4. На 1 января в АТО на балансе состояло 100 автомобилей; 5 января прибыло 10 автомобилей; 24 января списано 5 автомобилей. В течение месяца простои в техническом обслуживании и ремонтах составили 200 автомобиледней и в прочих ещё 50. Определить число АДсп, АДэ, АДт.
Решение:
1. Определяем списочное число автомобиледней.
= 100×31 + 10×(31 – 5) – 5×(31 – 24) = 310 + 260 +35 = 605 а/д
где Дк – число календарных дней в январе; Днераб 1 – число дней, в течение которых не работали в январе прибывшие машины; Днераб 2 – число дней, в течение которых не работали в январе выбывшие машины.
2. Определяем число автомобиледней в технически исправном состоянии:
АДт = АДсп – АДр = 605 – 200 = 405 а/д
3. Определяем число автомобиледней в эксплуатации:
АДэ = АДт – АДпроч = 405 – 50 = 355 а/д
Задача 5. Десять автомобилей КАМАЗ-5320 и двадцать тягачей МАЗ-6422 перевозили в течение месяца овощи из сельхозорганизации на базу. Время одного оборота в среднем за месяц у АТС персвого типа – 1,3 ч, второго типа – 2,1 ч. Фактическая грузоподъёмность автомобиля КАМАЗ – 8 т, тягача МАЗ – 18 т. Рассчитать объём перевозок и грузооборот при αВ = 0,7, Тм = 10 ч, lе.г. = 28 км.
Решение:
1. Определяем среднее число ездок:
nе = 2Тм / (te1 + te2) = 2×10 × (1,3 + 2,1) = 5,88 ездок
2. Определяем среднесуточную производительность:
3. Определяем объём перевозок:
4. Определяем грузооборот:
P = Q × lе.г. = 96314,4 × 28 = 2 696 803,2 т×км.
Время нахождения ПС на линии и время в наряде.
Другим показателем является время в наряде Тн, т. е. время производительной работы подвижного состава на линии, которое складывается из времени движения Тд, времени простая под погрузкой и разгрузкой Тп.р и времени планируемых простоев по техническим надобностям (заправка, осмотр) и отдыха водителя в пути Тп.п, т. е. Тн = Тд + Тп.р+ Тпп
Предоставляемое водителю время для приема пищи при определении времени в наряде не учитывается.
Планируемое время нахождения ПС в наряде определяют исходя из режима работы АТС (односменная, двухсменная), режима работы обслуживаемой клиентуры, характера и срочности перевозок, режима ТО и Р автомобилей, а также времени на один оборот или на ездку по отдельным маршрутам. Под оборотом понимают пробег ПС по заданному маршруту с обязательным возвращением в первоначальный пункт погрузки.
При планировании показатель времени в наряде по заданному маршруту перевозки груза рассчитывают следующим образом. Определяют время оборота подвижного состава по маршруту:
Тоб = Lоб / Vт + tпр z
В зависимости от времени одного оборота и принятого режима работы подвижного состава определяют возможное количество оборотов n по маршруту:
n = Тн ‘/Тоб
где Тн ‘- принятый режим работы ПС на линии, ч.
Дробное значение числа оборотов округляют до целого числа, после чего рассчитывают показатель времени в наряде, исходя из целого числа оборотов:
Тн = Тоб п + То + Тпп,
В развернутом виде время в наряде будет иметь вид
Тн = (Lоб / Vт + tпр z,) n + Lo / Vm + Tnn.
Время нахождения подвижного состава на линии Тл определяют с учетом времени обеда водителя Тод, продолжительность которого устанавливают в зависимости от времени работы на линии (от 30 мин до 1 ч на одну смену работы):
Тл = Тн + Тод.
Время нахождения подвижного состава вне АТО необходимо определять для контроля за своевременным возвращением ПС после работы и составления графиков его работы на линии.
Среднее время нахождения подвижного состава в наряде Тн в целом по АТО определяется отношением:
— за один день работы Тнср = ∑Аэ Тн / ∑Аэ,
— за Д дней работы Тнср = ∑АэД Тн / ∑АэД.
Увеличение времени работы ПС на линии при рациональной организации транспортного процесса и труда водителей является необходимым условием повышения производительности АТС и снижения себестоимости перевозок. Передовые АТО в целях повышения эффективности использования ПС организуют его работу на линии в две и даже в три смены, соблюдая при этом установленный законодательством режим работы водителей.
Контрольные вопросы:
Методика расчета показателей работы автотранспорта
Размер автопарка характеризует среднесписочное число автомобилей (Асс)
, где
– сумма пребывания автомобиле-дней в хозяйстве;
Д – продолжительность анализируемого периода
Среднегодовая грузоподъёмность всего парка в автомобиле-тоннах:
, где
– суммарное количество автомобиле-тонно-дней в хозяйств
Грузоподъёмность среднесписочного автомобиля:
Техническое состояние автопарка характеризуется коэффициентом технической готовности парка
, где
– сумма автомобиле-дней нахождения автомобилей в технически исправном состоянии
От технической готовности автомобилей прежде всего зависит выпуск их на линию, что выражается коэффициентом выпуска автомобилей на линию:
, где
АДв – суммарное количество автомобиле-дней на линии. Сюда включены автомобиле-дни на линии независимо от количества часов работы в наряде.
Во время работы в наряде автомобили могут быть использованы интенсивно или же иметь длительные простои. Коэффициент использования рабочего времени в наряде исчисляется делением времени нахождения автомобилей в движении ко времени пребывания их в наряде:
, где
Тдв – время нахождения автомобиля в движении, ч;
Тн – время нахождения автомобиля в наряде, ч.
, где
аф – коэффициент использования годового фонда рабочего времени;
Тнф – нормативное рабочее время одного автомобиля, берется из производственного календаря.
Среднюю продолжительность рабочего дня можно определить по формуле:
Среднесуточный пробег автомобилей исчисляют по формуле:
, где
∑L – общий пробег автомобилей за анализируемый период, км.
Коэффициент использования пробега определяют делением пробега автомобилей с грузом на общий пробег:
, где
∑Lг – суммарный пробег автомобилей с грузом, км.
Среднее расстояние перевозки одной тонны груза:
, где
∑P – объём транспортных работ, т-км
∑Q – вес перевезенных грузов, т.
Статический коэффициент использования грузоподъёмности автопарка определяет степень использования номинальной грузоподъёмности при его загрузке:
, где
∑Qп – вес перевезенных грузов на прицепах, т;
∑Qв – возможный объём перевозок с полным использованием номинальной грузоподъёмности автомобилей. Определяется умножением грузоподъёмности среднесписочного автомобиля на число рейсов с грузом:
, где
n – число рейсов
gcc – грузоподъёмность среднесписочного автомобиля
Динамический коэффициент использования грузоподъёмности автопарка определяет степень использования номинальной грузоподъёмности при его движении
, где
Рп – объём транспортной работы на прицепах, т-км;
Рв – возможный объём транспортной работы при осуществлении всех перевозок с полным использованием номинальной грузоподъёмности автомобилей, т-км.
, где
— пробег с грузом, км
Среднюю техническую скорость исчисляют делением общего пробега автомобилей на время нахождения их в движении
Средняя эксплуатационная скорость представляет частное от деления общего пробега на суммарное время нахождения в наряде всего автопарка:
Все перечисленные показатели прямо или косвенно влияют на производительность автопарка. С увеличением коэффициентов выпуска автомобилей на линию, использования рабочего времени, пробега и грузоподъёмности повышается производительность автопарка. Чем выше техническая и эксплуатационная скорость, тем больше среднесуточный пробег, тем производительнее работает автопарк. Следовательно, производительность автомобилей является одним из обобщающих показателей работы автопарка. Чаще всего производительность автомобилей выражается выработкой в тоннах, тонно-километрах на одну среднесписочную автомобиле-тонну за анализируемый период.
Годовая выработка на одну среднесписочную автомобиле-тонну исчисляется по формуле:
Выработка в расчете на один среднесписочный автомобиль определяется по формуле:
Одним из важнейших обобщающих показателей работы автопарка является себестоимость одного тонно-километра:
, где
∑S – всего затрат по перевозкам грузов (без расходов на погрузочно-разгрузочные работы и на капитальный ремонт автомобилей), руб
Результаты расчетов заносим в таблицу 2
Таблица 2- Технико-экономические показатели использования грузовых автомобилей на предприятии.
Показатели | Базисный | Отчетный | Отчетный в % к базисному |
Среднесписочное число автомобилей, шт. | |||
Среднегодовая грузоподъемность всего парка, т. | |||
Грузоподъемность среднесписочного автомобиля, т. | |||
Коэффициент технической готовности автопарка | |||
Коэффициент выпуска автомобилей на линию | |||
Коэффициент использования рабочего времени | |||
Коэффициент использования пробега | |||
Статический коэффициент использования грузоподъемности | |||
Динамический коэффициент использования грузоподъемности | |||
Средняя продолжительность рабочего дня | |||
Среднесуточный пробег автомобилей, км. | |||
Среднее расстояние перевозки 1 т. груза, км. | |||
Средняя техническая скорость, км/ч. | |||
Средняя эксплуатационная скорость, км/ч. | |||
Выработка на среднесписочную автомобиле-тонну: | |||
т | |||
т-км | |||
Себестоимость 1 т-км, руб. |
К таблице 2 дать выводы по использованию грузовых автомобилей на предприятии. Рассмотреть, как изменился за два года коэффициент технической готовности, с чем это связано; как изменение коэффициента технической готовности повлияло на изменение коэффициента выпуска на линию. Как изменился коэффициент использования фонда рабочего времени. О чем говорит изменение коэффициента использования пробега. Как увеличилась или уменьшилась производительность автопарка, от каких показателей она зависит. Как влияют на нее техническая и эксплуатационная скорость, среднесуточный пробег автомобилей. Каким образом перечисленные показатели повлияли на себестоимость одного тонно-километра.
Выводы:
Практическое занятие № 3
Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.
Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.