какой памятник создал державин
Памятник (Г. Р. Державин)
«Памятник» — стихотворение Гавриила Романовича Державина. Первоначально стихотворение, написанное в 1795 году, было озаглавлено «К музе». Оно представляет собой результат оригинального идейного осмысление «вечной темы» памяти о человеке, которая волновала многих лириков, начиная с периода зарождения и становления древнеегипетской поэтической культуры (в связи с этим можно вспомнить образец дидактической литературы Древнего Египта «Памятник нерукотворный») и развития античной лирики (ода Горация «Exegi monumentum») до позднего периода творчества Александра Сергеевича Пушкина («Я памятник себе воздвиг нерукотворный») и до лирики Анны Ахматовой.
Идейные истоки
В то же время одно из самых примечательных стихотворений Державина может быть представлено как вольное переложение оды Горация «К Мельпомене», которую переводил Михаил Васильевич Ломоносов ещё до того, как к теме сохранения памяти о поэте-творце, весьма значимой в контексте мировой литературы, обратился Г. Р. Державин. Также автор как бы вступает в полемику с самим собой, переосмысляя и развивая в «Памятнике» отдельные умозаключения, проявившиеся в тексте его же стихотворения «Мой истукан», которое было написано под воздействием поэтического наследия античности в 1794 году. По мнению литературоведа Н. Н. Прокофьевой, лирический герой стихотворного послания представляет себя как поэта, чьи незыблемые поэтические заслуги обеспечивают ему несокрушимость и бессмертие; в первую очередь максимально автобиографичный лирический герой делает акцент на собственных поэтических достижениях. Символический памятник, воздвигнутый поэтом в ходе творческого жизненного пути, твёрд, силён и не подвластен разрушительным стихиям и беспощадному всесокрушающему влиянию времени.
Характеристика
Также в качестве неоспоримой поэтической заслуги Державин отмечает то, что «беседовал о Боге», то есть предавался рассуждениям о высших основах бытия в соответсвии с устоявшимися принципами классицизма (в качестве примера интертекстуальной отсылки (автореминисценции) стоит отметить оду «Бог»). То, что поэт-лирический герой «истину царям с улыбкой говорил», также выводит поэтический исповедальный нарратив в план классицистского мировосприятия. По мере прочтения стихотворения читатель испытвает ненавязчивое ощущение финальной авторской исповеди, подведения итогов длительного жизненного и творческого пути того, кому воздвигается памятник.
Одновременно с этим в стихотворении прочитывается глубинный «практический» пласт, который актуализируется автором. Державин отстаивает формировавшееся в психологии жителей России необходимость признания за поэтом незыблемого права на свободу личного творчества. В просвещённом российском обществе конца XVIII века ещё свежа была память о пренебрежительно-снисходительном обращении с первым российским поэтом Василием Кирилловчием Тредиаковским, который был вынужден выполнять капризы Анны Иоанновны, терпеть от неё оплеухи и страдать от жестоких побоев, которые наносил ему вельможа Артемий Волынский. Таким образом, архетипизированное представление о поэте-бесправном шуте, призванном покорно сносить все насмешки и капризы двора, было живо в сознании граждан России, особенно в высших кругах. Одной из целей написания «Памятника» была созревшая потребность в защите полноправного статуса поэта-творца в обществе, возвеличить и прославить его как независимую свободную личность, обладавшую чувством собственного достоинства.
Другие произведения, в которых Державин осмысляет своё поэтическое предназначение и рассуждает о творчестве, дарующем бессмертие в памяти читателей: «Видение мурзы», «Поймали птичку золотисту», «Лирик», «Храповицкому», «Лебедь» и некоторые другие стихотворения, объединённые общей тематикой. Державинский «Памятник» послужил прямым прототипическим источником пушкинского «Я памятник воздвиг себе нерукотворный». Именно текст Г. Р. Державина стал первым в истории русской литературы, в котором самостоятельно развивалась тема нерукотворного памятника поэта. Можно отметить, что эта значимая тема проявлялась в поэтическом творчестве современников Державина, Капниста и Ломоносова, а также в гораздо более поздних текстах В.В. Маяковского и Анны Ахматовой.
Подробный анализ стихотворения «Памятник», равно как и текстов из собрания «Анакреонтических стихов» можно встретить в исследовательских работах филолога Я. К. Грота «Жизнь Державина», в литературоведческом труде Г. П. Макогоненко «Анакреонтика Державина и её место в поэзии начала XIX века», а также в сочинении Г. Н. Ионина «Творческая история сборника «Анакреонтические песни».
Стихотворение Державина «Памятник»: анализ, история создания
Творчество Г. Р. Державина пробуждает самые светлые чувства, заставляет восторгаться его талантом и простотой изложения идей. Произведение «Памятник» являлось для поэта программным. Оно содержит в себе самые главные его жизненные ценности. Уже более двухсот лет читатели любят это произведение и считают его одним из чудесных примеров автобиографического стихотворения.
Тема и идея
Первое, что необходимо упомянуть при подготовке анализа «Памятника» Державина, – это тему произведения. Она заключается в прославлении поэтического творчества, а также утверждении высокого предназначения поэта. Стихотворения и оды, которые он написал в течение жизни, автор уподобляет чудесному памятнику. Г. Р. Державин является основоположником автобиографического творчества во всей русской литературе. В качестве основной темы своих произведений он избрал славу и величие.
Тема «Памятника» Державина – бессмертие поэзии – освещается не только в этом стихотворении, но и во многих других произведениях поэта. В них он размышляет о роли искусства в обществе. Державин также пишет о праве поэта на всенародную любовь и уважение. Главная идея стихотворения заключается в том, что искусство и литература содействуют просвещению и распространению прекрасного в обществе. Также они обладают способностью исправлять порочные нравы.
«Памятник» Державина: история создания
Державин написал свое стихотворение в 1795 году. Оно относится к зрелому этапу творчества придворного поэта. На этом этапе он уже подводил итоги своей жизни и творчества, осмысливал пройденный им путь, пытался понять свое место в литературе, а также истории общества. Произведение «Памятник» было создано поэтом на основе оды Горация, оно является ее вольным толкованием. Главные герои «Памятника» Державина – Муза и лирический герой. Стихотворение является автобиографичным. Образ поэта не отрешен от обыденной жизни, он един с ней.
Содержание по строфам
Стихотворение поэта состоит из четырех строф. Продолжим анализ «Памятника» Державина разбором его содержания. Первая строфа содержит в себе непосредственное описание памятника. Поэт подчеркивает его прочность, используя гиперболу-сравнение: «Металлов тверже… выше пирамид». Этот памятник неподвластен течению времени. И уже по этому описанию внимательный читатель может сделать вывод о том, что в действительности державинский памятник нематериален.
Во второй строфе автор утверждает собственное бессмертие, подчеркивает, что его поэзия является не чем иным, как национальным достоянием. А в третьей строфе читатель узнает о том, насколько великой будет слава поэта в будущем. В четвертой описаны причины этой славы: «Я дерзнул в забавном русском слоге истину с улыбкой говорить». Также поэт обращается к своей Музе. В заключительных строках стихотворения «Памятник» Державина выражается независимость поэта от мнения окружающих. Именно поэтому его творчество заслуживает истинного бессмертия. В своем стихотворении поэт показывает лирического героя как гордого, сильного и мудрого человека. В своей работе Державин предугадывает, что многие его произведения будут жить даже после его смерти.
«Памятник» Державина: художественные средства
В своем стихотворении поэт открыто обращается к читателям. Ведь только служа истине, писатель и художник обретает право на самобытность, независимость. Основная идея, которую школьник может упомянуть в анализе «Памятника» Державина, такова: ценность творчества заключается в его искренности. Искренность – одна из основных особенностей поэзии Державина.
Своеобразие произведения передается поэтом следующим образом:
Также для полноты литературного анализа необходимо упомянуть и о главных образах в «Памятнике» Державина – это Муза и лирический герой. В произведении поэт обращается к своей вдохновительнице.
Какая именно заслуга описана в «Памятнике»?
Итак, можно сделать вывод о том, что заслуги поэта заключаются в его умении говорить истину правителям непредвзято и с улыбкой. Для того чтобы понять серьезность всех этих заслуг Державина, нужно проследить путь его восхождения на поэтический Олимп. Поэт был по ошибке отдан в солдаты, хотя являлся потомком обедневших дворян. Сын вдовы, Державин был обречен на многолетнюю службу солдата. В ней не было никакого места поэтическому искусству. Однако уже тогда Гаврилу Романовича посещало поэтическое вдохновение. Он усердно продолжал заниматься самообразованием, а также писать стихи. По стечению обстоятельств он помог Екатерине стать императрицей. Но это не сказалось на его материальном положении – поэт едва сводил концы с концами.
Упоминание, относящееся к оде «Бог»
Еще одной своей заслугой, которую упоминает в произведении поэт, является умение «в сердечной простоте беседовать о Боге». И в этих строках он явно упоминает о своей оде под названием «Бог», написанной в 1784 г. Она была признана современниками Гаврилы Романовича как высшее проявление его таланта. 15 раз ода была переведена на французский язык. Было также сделано несколько переводов на немецкий, итальянский, испанский и даже японский языки.
Борец за правду
И еще одна заслуга, которая описывается в стихотворении «Памятник» Державина, – умение «истину царям с улыбкой говорить». Несмотря на то что он достиг высоких чинов (Державин был губернатором, сенатором, личным секретарем Екатерины II), ни на одной должности на длительный срок он не задерживался.
Державин боролся с казнокрадами, постоянно показывал себя как поборник правды, старался добиться справедливости. И это – характеристики поэта из уст его современников. Гаврила Романович напоминал вельможам и чиновникам, что, несмотря на их положение, их удел точно такой же, как и у простых смертных.
Отличие Державина от Горация
Конечно, нельзя сказать, что произведение Державина было лишено пафоса. Однако поэт имел право на его применение. Гаврила Романович смело изменил замысел, который был заложен в стихотворение Горацием. На первое место он поставил правдивость своего произведения и только на второе место то, что по мнению древнеримского поэта должно быть в центре внимания – совершенство стихотворения. И различие жизненных позиций поэтов двух разных эпох выражается в их произведениях. Если Гораций достиг славы только потому, что написал хорошее стихотворение, то Гаврила Романович прославился тем, что в «Памятнике» в открытую говорит правду как народу, так и царю.
Произведение, доступное для понимания
Державин был ярким представителем классицизма в литературе. Именно он перенял европейские традиции, по правилам которых составлялись произведения в возвышенном, торжественном стиле. Однако при этом поэт сумел внести в свои стихотворения много простой, разговорной речи. Именно этим он и сделал их простыми для понимания представителями самых разных слоев населения.
Критика стихотворения
Свое стихотворение «Памятник» Державин сочинил, чтобы возвысить, восхвалить русскую литературу. К великому сожалению, критики совершенно неправильно истолковали это произведение, и на Гаврилу Романовича обрушился целый шквал негатива.
Он столкнулся с обвинениями в хвастовстве и чрезмерной гордыни. Державин рекомендовал своим яростным оппонентам не обращать внимания на торжественный слог, а задуматься над тем смыслом, который заложен в произведении.
Торжественный стиль
Стихотворение написано в жанре оды, но если быть точнее, это особая ее разновидность. Произведение соответствует высокому, торжественному стилю. Написанное ямбом с пиррихием, оно обретает еще большую величественность. Произведение наполнено торжественными интонациями, утонченной лексикой. Ритм его медленный, величественный. Этого эффекта поэту позволяют добиться многочисленные однородные члены предложения, прием синтаксического параллелизма, а также большое количество восклицаний, обращений. Создается высокий стиль и при помощи средств лексики. Г. Р. Державин употребляет большое количество эпитетов («чудесный», «быстротечный», «вечный»). Немало также в произведении и устаревших слов – славянизмов и архаизмов («воздвиг», «тлен», «презрит чело»).
Значение в литературе
Мы рассмотрели историю создания «Памятника» Державина, проанализировали произведения. В заключительной части школьник может рассказать о роли стихотворения в русской литературе. В этом произведении Гаврила Романович продолжает традицию подведения жизненных итогов, которая была заложена еще Ломоносовым. И при этом поэт сумел держаться в рамках канонов таких творений. Эта традиция получила свое продолжение в произведении Пушкина, который тоже обращался к первоисточнику, однако при этом опирался и на стихотворение Державина.
И даже после А. С. Пушкина многие из ведущих русских поэтов продолжали писать стихотворения в жанре «памятника». К их числу, к примеру, относится А. А. Фет. Каждый из поэтов сам определяет значение поэзии в жизни общества, опираясь как на литературную традицию, так и на собственный творческий опыт.
Два Памятника Державина 1795 и Пушкина 1836
Я памятник себе воздвиг чудесный, вечный,
Металлов тверже он и выше пирамид;
Ни вихрь его, ни гром не сломит быстротечный,
И времени полет его не сокрушит.
1.
Я памятник себе воздвиг нерукотворный,
К нему не зарастет народная тропа,
Вознесся выше он главою непокорной
Александрийского столпа.
Так! — весь я не умру, но часть меня большая,
От тлена убежав, по смерти станет жить,
И слава возрастет моя, не увядая,
Доколь славянов род вселенна будет чтить.
2.
Нет, весь я не умру — душа в заветной лире
Мой прах переживет и тленья убежит —
И славен буду я, доколь в подлунном мире
Жив будет хоть один пиит.
Слух пройдет обо мне от Белых вод до Черных,
Где Волга, Дон, Нева, с Рифея льет Урал;
Всяк будет помнить то в народах неисчетных,
Как из безвестности я тем известен стал.
Слух обо мне пройдет по всей Руси великой,
И назовет меня всяк сущий в ней язык,
И гордый внук славян, и финн, и ныне дикой
Тунгуз, и друг степей калмык.
Что первый я дерзнул в забавном русском слоге
О добродетелях Фелицы возгласить,
В сердечной простоте беседовать о боге
И истину царям с улыбкой говорить.
И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал,
Что в мой жестокой век восславил я Свободу
И милость к падшим призывал.
О муза! возгордись заслугой справедливой,
И презрит кто тебя, сама тех презирай;
Непринужденною рукой неторопливой
Чело твое зарей бессмертия венчай.
Веленью божию, о муза, будь послушна,
Обиды не страшась, не требуя венца,
Хвалу и клевету приемли равнодушно,
И не оспоривай глупца.
Исследовательская работа по литературе «тема памятника в русской литературе». Три стихотворения «Памятника» в русской литературе
Гавриил Романович Державин вошел в историю отечественной литературы как основоположник автобиографической поэзии, в которой красной нитью проходит восхваление собственной уникальности. Подтверждением тому станет анализ стихотворения «Памятник» (9 класс), в котором поэт воспевает свой талант. Благодаря краткому анализу «Памятник» по плану ученики 9 класса смогут пройти полноценную подготовку к уроку по литературе и предстоящим ЕГЭ.
Краткий анализ
Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Памятник.
История создания – Стих написан в 1795 году.
Тема стихотворения – Прославление поэтического творчества и утверждение высока предназначения поэта.
Композиция – Композиция состоит из пяти строф: в первых четырех автор описывает высокое значение поэзии и превозносит собственные заслуги в искусстве, в пятой – обращается к Музе.
Жанр – Ода.
Стихотворный размер – Шестистопный ямб с перекрестной рифмой.
Метафоры – «времени полет», «зарей бессмертия».
Эпитеты – «вечный», «чудесный», «быстротечный».
Гипербола – «металлов тверже он и выше пирамид».
Инверсия – «и презрит кто тебя», «народах неисчетный».
Олицетворения – «ни гром не сломит», «слух продет», «ни времени полет не сокрушит».
Анализ по строфам «Памятник»
Гавриил Романович Державин — великий русский поэт 18 века. В своем творчестве он освещал проблемы русского высшего общества. Поэт отмечал как хорошие стороны жизни (деятельность императрицы), так и отрицательные (разрушительную деятельность вельмож). Также в лирику Державина вошла его собственная жизнь.
Отличительные черты творчества поэта можно легко проследить на примере стихотворения «Памятник», которое было написано в 1775 году. Это произведение содержит некоторые сведения из жизни самого Державина. Его герой не вымышлен воображением, он дышит и действует. Именно поэтому стихи начинаются с личного местоимения «я»: «Я памятник себе воздвиг чудесный, вечный». И далее продолжается рассказ о себе: «…первый я дерзнул в забавном русском слоге о добродетелях Фелицы возгласить».
Фелицей Державин называл Екатерину II. Ещё в 1783 году была опубликована посвящённая императрице ода с тем же названием, которая принесла Державину литературную славу.
Ещё одна отличительная черта поэзии Державина — соединение «высоких» и «низких» слов. Этим поэт добивается очень большой выразительности:
Я памятник себе воздвиг чудесный, вечный,
Металлов твёрже он и выше пирамид…
Слух пройдет обо мне от Белых вод до Черных…
И рядом с этими простыми и понятными каждому строчками есть в «Памятнике» стихи, наполненные высокой лексикой. Особенно показательно последнее четверостишие, наполненное героическим воодушевлением и верой в своё предназначение:
О муза! возгордись заслугой справедливой,
И презрит кто тебя, сама тех презирай.
В основу стихотворения положен образ памятника. Он становится в произведении Державина памятью таланту и искусству. Художественный приём, лежащий в основе стихотворения, — метафора.
Ещё один излюбленный приём поэта — градация. Например:
В сердечной простоте беседовать о боге
И истину царям с улыбкой говорить.
Наряду с этими приемами, Державин использовал и одушевление. Вот четверостишие, полностью состоящее из одушевлений:
Так! — весь я не умру, но часть меня большая,
От тлена убежав, по смерти станет жить,
И слава возрастёт моя, не увядая,
Доколь славянов род вселенна будет чтить.
В «Памятнике» Державин утверждал вечность своего литературного творчества, определял свои несомненные заслуги перед Отечеством (Всяк будет помнить то в народах неисчётных, / Как из безвестности я тем известен стал). Но не менее гордился поэт и своим народом (Доколь славянов род вселенна будет чтить).
С самой большой теплотой поэт относился к своей Музе, считая, что именно она двигала его пером:
О муза! возгордись заслугой справедливой…
Непринуждённою рукой неторопливой
Чело твоё зарёй бессмертия венчай.
Таким образом, в «Памятнике» поэт представлен как орудие высшей силы, направленное на уничтожение пороков и действующее по велению свыше.
История написания
Стихотворение «Памятник» было написано Державиным в 1795 году, когда 52-летний Гавриил Романович занимал должность президента Коммерц-коллегии в Петербурге. Он много сил отдавал работе на ответственном посту, однако никогда не забывал о столь любимой им поэзии.
Произведение относится к зрелому этапу творчества поэта, когда он занялся подведением итогов не только своего литературного пути, но и всей жизни. Переосмысливая полученный опыт, Гавриил Романович пытался определить свое место в жизни, в обществе, в литературе.
Во время своих размышлений придворный поэт обратил внимание на оду Горация, которая и вдохновила его на написание стиха «Памятник», ставшим, по сути, вольным толкованием одноименного произведения древнеримского поэта. В своем «Памятнике» Гораций поделился идеей величия истинного художника-творца. Тема бессмертия поэта и его литературных трудов была настолько близка Державину, что он стал одним из первых русских авторов, который начал воспевать собственный талант и поэтическую славу.
Анализ стихотворения «Памятник» Державина
Вариант 1
В нашем представлении Державин часто скрывается за славой своих знаменитых последователей – Пушкина и Лермонтова. Однако его заслуга перед отечественной поэзией очень велика. В XVIII в. еще не существовало современного русского языка. Он был крайне неудобен для понимания, изобиловал древнеславянскими и крайне «тяжеловесными» словами и фразами.
Державин постепенно начал вводить в литературу разговорную речь, упрощая и облегчая его восприятие. Державин считался «придворным» поэтом, он был создателем большого числа торжественных од. Вместе с тем он пользовался своим высоким положением для распространения и популяризации русского языка. Главной заслугой в жизни он считал не свое творчество, а общее вклад в создание отечественной литературы. Этому он и посвятил стихотворение «Памятник» (1795 г.).
Произведение, как впоследствии и «Памятник» Пушкина, сразу же вызвало критические оценки. Державин использует героический слог, ассоциирующийся с классическими древнегреческими образцами. В торжественном стиле он заявляет, что создал нерушимый памятник в свою честь. Он неподвластен никакой силе и даже времени. Более того, поэт уверен, что его душа будет продолжать жить и увеличивать свою славу.
К такому гордому и самоуверенному заявлению делается небольшое, но очень значительное замечание: «доколь славянов род вселенна будет чтить». Оно объясняет пафос Державина. Поэт прославляет свой вклад в русскую литературу. У Державина были основания для такого утверждения. В русской поэзии на рубеже XVIII-XIX вв. он был действительно самым ярким представителем. Благодаря поэту русская литература смогла серьезно заявить о себе. Державин страстно желал, чтобы она заняла достойное место в мировой культуре.
Свой личный вклад поэт видит, прежде всего, в приближении поэзии к большей части населения. Он считает это дерзостью, так как раньше литература считалась уделом только высшего сословия.
В конце стихотворение окончательно теряет личную окраску. Державин обращается непосредственно к музе поэзии, перед которой преклоняется и воздает ей заслуженную честь.
В ответ на упреки в нескромности поэт справедливо отвечал, что за возвышенными словами критики не видят главного смысла стихотворения. Он всегда стремился к развитию национальной литературы. Очень важным он считал ее распространение среди всех слоев населения. Это приведет к появлению новых талантов, которые продолжат его великое дело и станут свидетельством того, что душа поэта продолжает жить. В этом и заключается бессмертие Державина.
Вариант 2
Практически каждый поэт в своем творчестве обращается к теме вечности, пытаясь найти ответ на вопрос, какая же судьба уготована его произведениям. Подобными эпическими одами славились Гомер и Гораций, а позже – многие русские литераторы, в числе которых оказался и Гавриил Державин. Этот поэт является одним из ярчайших представителей классицизма, который унаследовал европейские традиции слагать свои стихи “высоким штилем”, но, вместе с тем, настолько адаптировал их к разговорной речи, что они были доступны пониманию практически любого слушателя.
Предвидя подобное развитие событий, в 1795 году Гавриил Державин написал стихотворение “Памятник”, которое первоначально назвал “К музе”. Это произведение по своей форме было выдержано в лучших традициях древнегреческой поэзии, однако его содержание очень многие посчитали вызывающим
и нескромным. Тем не менее, отражая нападки критиков, Державин советовал им не обращать внимания на напыщенный слог, а вдумываться в содержание, отмечая, что не себя он восхваляет в данном произведении, а русскую литературу, которой, наконец, удалось вырваться из тесных оков классицизма и стать более простой для понимания.
Естественно, огромная заслуга в этом принадлежит самому Державину, о чем он и упомянул в своем стихотворении, отметив, что воздвиг себе памятник, который “металлов тверже” и “выше пирамиды”. При этом автор утверждает, что ему не страшны ни бури, ни гром, ни годы, так как сие сооружение – не материального, а духовного свойства. Державин намекает на то, что ему удалось “очеловечить” поэзию, которой отныне суждено стать общедоступной.
И вполне естественно, что будущие поколения сумеют оценить по достоинству красоту стихотворного слога, которая ранее была доступна лишь избранным. Поэтому поэт не сомневается, в том, что его ждет если и не слава, то бессмертие. “Весь я не умру, но часть меня большая, от тлена убежав, по смерти станет жить”, – отмечает поэт. При этом он подчеркивает, что слух о нем прокатится по всей русской земле.
Именно эта фраза вызвала негодование оппонентов поэта, которые приписали Державину чрезмерную гордыню. Однако автор имел ввиду не собственные поэтические достижения, а новые веяния в русской поэзии, которые, как он и предвидел, будут подхвачены новым поколением литераторов. И именно их произведения получат широкую популярность среди различных слоев населения благодаря тому, что сам поэт сумеет их научить “в сердечной простоте беседовать о Боге и истину царям с улыбкой говорить”.
Примечательно, что в своих предположениях о будущем русской поэзии, чело которой будет увенчано “зарей бессмертия”, Гавриил Державин оказался прав. Примечательно, что незадолго до смерти поэт присутствовал на выпускном экзамене в Царскосельском лицее и слушал стихи юного Пушкина, которого “в гроб сходя, благословил”.
Именно Пушкину суждено было стать продолжателем поэтических традиций, которые были заложены в русской литературе Державиным. Неудивительно, что знаменитый русский поэт, подражая своему учителю, впоследствии создал стихотворение “Я памятник себе воздвиг нерукотворный”, которое перекликается с “Памятником” Державина и является продолжением многогранной полемики о роли поэзии в современном русском обществе.
При анализе стиха «Памятник» Державина следует отметить, что центральной темой произведения является бессмертие поэзии, способной вечно жить в памяти грядущих поколений.
В своем произведении Гавриил Романович размышляет о возвышенном влиянии поэзии на общество, праве поэта на любовь и уважение современников и потомков. Ведь именно литература и искусство мягко и гуманно воспитывают в человеке любовь к прекрасному, желание духовно развиваться, они способны устранять порочные нравы, а потому их значение в социуме трудно переоценить.
«Деревня» анализ стихотворения Пушкина по плану кратко – смысл, средства выразительности, эпитеты, композиция
Основной чертой всего творчества Державина является его искренность, которую он в очередной раз продемонстрировал в стихотворении «Памятник». Он делает акцент на том, что истинный поэт должен быть честным и открытым не только с народом, но и с представителями власти. Также автор без лишнего жеманства упоминает о своих заслугах перед русской литературой.
Композиция
Стихотворение Державина представлено пятью строфами, каждая из которых состоит из сложных предложений, призванных подчеркнуть серьезный настрой автора.
В первой строфе поэт делает акцент на бессмертии поэтического искусства, способного пережить даже самый долговечный рукотворный монумент.
Далее следуют размышления о значимости творчества самого автора, которые в полной мере определяются в четвертой строфе.
В последней же строфе автор обращается в Музе – покровительнице поэзии.
Все произведение имеет форму монолога, поскольку ведется от первого лица с частым использованием личных местоимений.
Средства выразительности
В стихотворении Державина «Памятник» анализ кратко выглядит следующим образом. Произведение отличается высокопарной интонацией и лексикой, а также величественным, неспешным ритмом. Для достижения подобного эффекта автор использует многочисленные средства художественной выразительности.
Для подчеркивания возвышенного строя мыслей в своем произведении поэт использует высокопарные выражения («чело», «возгордились», «тлен», «дерзнул») и эпитеты («вечный», «чудесный», «быстротечный»).
Также в стихотворении встречаются метафоры («времени полет», «зарей бессмертия»), гипербола («металлов тверже он и выше пирамид»), инверсии («и презрит кто тебя», «народах неисчетный»), олицетворения («ни гром не сломит», «слух продет», «ни времени полет не сокрушит»).
Анализ стихотворений«Первый ландыш» анализ стихотворения Фета по плану кратко – тема, история создания, идея, средства выразительности
Анализ стихотворений«Смерть поэта» анализ стихотворения Лермонтова по плану кратко – средства выразительности, художественные приемы, метафоры
Развитие жанра стихотворения-памятника в русской литературе 18-19 веков
Продолжительность: 1 урок. Класс: 10 класс (гуманитарный) Тип урока: изучение нового учебного материала. Цель урока: создать условия для исследовательской деятельности учащихся, направленной на изучение поэтических произведений на тему Памятника в античной и русской литературе 18-19 вв.
Задачи урока: — обучающие: 1) сформировать у учащихся представление о причинах появления жанра литературного памятника; 2) раскрыть сущность понятий: Мельпомена, перевод, вольный перевод текста, переложение, подражание, Парки, Аквилон, Капитолий, Весталка, Авфид, Давн, Дельфийский лавр, Феба и др.; 3) ознакомить учащихся с развитием жанра литературного памятника в античной литературе; 4) совершенствовать умение сопоставительного анализа поэтических текстов на тему Памятника и определения места поэта и поэзии в античных текстах (Пиндар, Солон, Овидий, Гораций) и в произведениях русских писателей 18-19 веков (В. В. Капнист, А. Х. Востоков, М. В. Ломоносов, Г. Р. Державин, А. С. Пушкин); 5) развивать интерес к отечественной и мировой литературе; 6) познакомить учащихся с биографией В. В. Капниста и А. Х. Востокова; 7) развивать навыки исследовательской деятельности: анализ литературного текста, структурирование и обобщение информации, выделение главного, формулировка выводов; — воспитательные: 1) активизировать у учащихся понимание того, что любой опыт человечества, закреплённый в языковых единицах, передаёт ценную смысловую и экспрессивную информацию, которая может обогатить собственное представление о мире; 2) формировать потребность в служении Отечеству, понимание своего следа на земле; 3) развивать самостоятельность,творческую и познавательную активность учащихся; 4) прививать трудолюбие, внимательное отношение к русскому слову, любовь к литературе; — развивающие: 1) развивать литературные способности учащихся: эмоциональную чуткость к слову, образную конкретизацию и образное обобщение; 2) развивать образное мышление, память, речь, внимание.
Методы обучения: проверка домашнего задания, иллюстрация, исследовательский, индуктивный, иллюстрация, рассказ, объяснение, беседа, самостоятельная работа учащихся, поощрение, предъявление требования. Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, фронтальная. Оборудование урока: — тексты стихотворений-памятников Горация, Овидия, В. В. Капниста, А. Х. Востокова, М. В. Ломоносова, Г. Р. Державина, А. С. Пушкина; — изображение скульптуры Мельпомены.
Ход урока 1 этап урока: Организационный момент. Учитель сообщает тему урока и основные цели занятия, план работы.
этап урока: Изучение нового учебного материала.
Учитель: проводит беседу-рассуждение о появлении жанра литературного памятника по следующим вопросам:
Учащиеся: высказывают свои точки зрения по тому или иному вопросу. Учитель: обобщает высказывания учащихся и делает промежуточный вывод: Поэтам, да и всем творческим личностям во все времена было небезразлично отношение читателей к его творчеству. И речь идёт не только о современниках, а, что, пожалуй, более важно и тревожно, потомках. Надежда на их понимание, оценку – это надежда на жизнь в веках, на значимость своего дела. «Наш век на земле быстротечен / И тесен назначенный круг. / А он неизменен и вечен — / Поэта неведомый друг», — с надеждой писала А. А. Ахматова. В жизни каждого мастера художественного слова наступает время, когда хочется оглянуться назад, взвесить все ценности, проанализировать содеянное, оценить сделанное в течение жизни. Пожалуй, именно тогда возникает желание создать стихотворение-памятник и тем самым запечатлеть самое дорогое для потомков, высказаться перед ними, подвести итог. Когда и кем были созданы первые литературные памятники? Учащийся: сообщение о литературном памятнике в античности было подготовлено заранее. Были чётко выделены акценты на следующем: — Именно в античности закладываются основы внутри такого жанра, как ода. — Зарождение жанровой формы памятника шло постепенно. Следует на этом пути особенно отметить роль следующих имён: Пиндар – древнегреческий лирический поэт в 5 веке до н.э. В своих творениях он прославлял мир и согласие. Высший апофеоз его лирики – 1-ая Пифийская ода с восхвалением лиры как символа мирового порядка и гармонии. Можно отметить и имя известного древнегреческого политического деятеля Солона. Среди его стихотворений (к поэзии он обратился в конце жизни) есть произведение «Народ созвал я…», где автор перечисляет свои политические заслуги в назидание потомкам: «…Вернул и тех, что в страхе бросились бежать / И уж забыли речи звук аттической / В скитаньях долгих….». Именно идеи Солона о заслугах перед народом заимствовал и творчески развил Гораций. — По большому счёту именно Гораций (1 век до н.э.) является полноправным родоначальником литературного памятника. Основная мысль его оды «К Мельпомене» (о которой более подробно ещё пойдёт речь): если творение духа человека получает бессмертие, то и сам человек бессмертен. Эта идея нашла своих почитателей и получила дальнейшее развитие вплоть до наших дней. — Говоря о формировании жанровой формы литературного памятника, нельзя не назвать имя ещё одного поэта античности – Овидия (1 век до н.э.). В конце своего известного труда «Метаморфозы» он помещает стихотворный фрагмент «Вот завершился мой труд….». Его связь с одой Горация очевидна (работа на сравнение двух од будет дана для самостоятельного анализа в сильных гуманитарных классах). (В других классах можно отметить, что оба автора говорят о нерушимости своих памятников, они уверены, что их слава будет повсеместной, их будут чтить разные народы. Тема творчества у обоих тесно связана с темой долговечности). Учитель: Надо отметить, что Овидий был одним из любимых античных авторов у А. С. Пушкина. После окончания романа «Евгений Онегин» он напишет стихотворение «Труд». Сравните тему и ритм стихотворений Овидия и А. С. Пушкина: Овидий Я вознесусь, и моё нерушимо останется имя. Вот завершился мой труд; его ни Юпитера злоба Не уничтожит, ни меч, ни огнь, ни алчная старость. Пусть же тот день прилетит, что над плотью одной возымеет Власть, для меня завершить неверной течение жизни. Лучшей частью своей, вековечен, к светилам высоким Я вознесусь, и мое нерушимо останется имя.
А. С. Пушкин Друга Авроры златой. Друга пенатов святых? Или жаль мне труда, молчаливого спутника ночи, Миг вожделенный настал: окончен мой труд многолетний. Что ж непонятная грусть тайно тревожит меня? Или, свой подвиг свершив, я стою, как подёнщик ненужный, Плату приявший свою, чуждый работе другой? Учащиеся: Сопоставительный анализ стихотворений показывает, что для обоих авторов характерно трепетное отношение к своему труду, понимание избранности. Схож размер, высокопарность слога. Учитель: организует работу учащихся по анализу оды Горация «К Мельпомене» по вопросам:
Учитель: организует работу учащихся над тезаурусом. На основе материала домашнего задания делается вывод о различии понятий перевода, вольного перевода текста, переложения, подражания. Насчитывается 9 переводов оды Горация «К Мельпомене». Среди авторов-переводчиков – А. Х. Востоков, Н. Ф. Фоков, Б. В. Никольский, В. Я. Брюсов, А. П. Семёнов–Тян-Шанский, Н. И. Шатерников, Я. Э. Голосковер, С. В. Шервинский. При общем выводе учитель добавляет, что известный русский языковед, поэт, друг Г. Р. Державина В. В. Капнист в предисловии к книге «Опыт перевода и подражания Горациевых од…» (1810-1820–е годы) изложил принципы работы с переводами и обобщил опыт поэзии 18 — нач.19 вв. Именно он дал наиболее чёткое деление жанра на подражание, переложение, вольный перевод и перевод и счёл необходимым указать на разницу между ними. (В сильном классе может прозвучать заранее подготовленная учеником биографическая справка о В. В. Капнисте и А. Х. Востокове.) Учитель: раздаёт тексты переводов оды Горация В. В. Капнистом и А. Х. Востоковым. Цель работы с текстами — доказать их принадлежность к жанру перевода. После анализа текстов был сделан вывод о том, что они принадлежат к жанру перевода. Можно провести более детальную работу с текстами, например, на сходстве в уровне лексики: Гораций «Воздвиг я памятник вечнее меди прочной И зданий царственных превыше пирамид» А. Х. Востоков «Крепче меди создал я памятник; Взял над царскими верх он пирамидами» В. В. Капнист «Я памятник себе воздвигнул долговечной; Превыше пирамид и крепче меди он» Гораций «…Что из ничтожества был славой я избран За то, что первый я на голос эолийский Свёл песнь Италии….» А. Х. Востоков «Будет слышно, что я – рода беззнатного Отрасль – первый дерзнул в римском диалекте Эолийской сложить мерою поэзию» В. В. Капнист «Я первый, вознесясь от низкия породы, В латинские стихи эольску меру ввёл»
Для помощи в анализе текстов можно предложить учащимся следующие вопросы: 1. Что привлекло ваше внимание? Какие слова оказались непонятными? (учитель должен объяснить их: Парки, Аквилон, Капитолий, Весталка, Авфид, Давн, Дельфийский лавр, Феба). Результаты этой работы будут необходимы и в дальнейшем при анализе, например, стихотворения М. В. Ломоносова «Я знак бессмертия себе воздвигнул». 2. Перечислите основные образы стихотворений. Какой из этих образов мы видим лучше всего? Почему? 3. Какая лексика преобладает? 4. Почему трудно читать тексты (особенно текст А. Х. Востокова)? 5. Можно ли с лёгкостью определить ритм и вид рифмовки? Почему? Учитель: организует работу по анализу стихотворений. Для этой работы учащимся раздаются стихотворения М. В. Ломоносова «Я знак бессмертия себе воздвигнул», Г. Р. Державина «Памятник» и А. С. Пушкина «Памятник». Даётся время для прочтения текстов. Анализ стихотворений строится по следующим вопросам и заданиям:
Автор
Заслуга лирического героя | Образ памятника | Особенности стиля | |
М. В. Ломоносов | Воспитание своеобразного самостоятельного мышления | см. Горация и предшествующие переводы | Торжественность звучания благодаря использованию слов «высокого стиля» |
Г. Р. Державин | Величие тем и смелость поэта | Крепость памятника – твёрже металла и выше пирамид | Патетика шире, чем у Горация. Она распространяется на весь славянский род |
А. С. Пушкин | Заслуга – «чувства добрые», авторитет – народ, друзья – пииты, Пушкин мыслит себя поэтом и не разделяет художника и гражданина. | Крепость памятника подчёркнута общественным моментом («не зарастёт народная тропа»), нерукотворность памятника подчёркивает божественную основу творчества) | Яркие эпитеты и сравнения. Простые слова становятся глубоко многозначными: свобода, чувства добрые, милость к падшим… |
3 этап урока: Подведение итогов урока.
Учитель: Что нового вы узнали о переводах? Учащиеся:
(Выводы записываются в тетрадь).
4 этап урока: Дифференцированное домашнее задание. Общая часть: Сделайте общий вывод о жизни литературного памятника в творчестве поэтов 18–19 веков. Уровень А-В. Устный ответ для среднеуспевающих учащихся по вопросу: Какие черты биографии поэтов нашли отражение в «Памятниках» М. В. Ломоносова, Г. Р. Державина и А. С. Пушкина? Для чего эти упоминания поэтам? Уровень С. Устный ответ для хорошо успевающих учащихся по вопросу: Какое развитие получил жанр литературного памятника в стихотворениях поэтов 20-ого века: В. Я. Брюсова, В. Ф. Ходасевича, В. В. Высоцкого? Как прослеживается традиция А. С. Пушкина в этих стихотворениях?
Список использованных источников:
Учитель русского языка и литературы
АНО СОШ Ломоносовская школа-пансион» — Н.С. Сафонова
Вам понравился материал?