какой падеж в немецком языке отвечает на вопрос кем чем
Падежи немецкого языка
В немецком языке имеются падежи, которые связывают слова в предложении и выражают отношения между этими словами.
Чтобы определить, в каком падеже стоит то или иное слово или конструкция, нужно поставить вопрос к этому самому слову или конструкции, например: Его дочь придет завтра. – Кто придет завтра? = Seine Tochter kommt morgen. – Wer kommt morgen?
Давайте рассмотрим каждый из падежей в отдельности.
Seine Tochter kommt morgen. – Wer kommt morgen?
Его дочь придет завтра. – Кто придет завтра?
Die Blume liegt auf dem Tisch. – Was liegt auf dem Tisch?
Цветок лежит на столе. – Что лежит на столе?
Именительный падеж единственного числа является начальной формой слова у именных частей речи и именно эту начальную форму мы находим в словарях.
Родительный падеж отвечает на вопрос Wessen? Чей? Чья? Чье?.
Обратите внимание на перевод этого вопросительного слова на русский язык: в немецком языке для всех трех родов будет один и то же вопрос, но при переводе вопроса на русский язык, окончания русского вопроса меняется, в зависимости от того, к существительному какого рода поставлен этот вопрос:
Dort steht der Tisch meines Vaters. – Wessen Tisch steht dort?
Там стоит стол моего отца. – Чей стол стоит там?
Это стиральная машина моей мамы. – Чья это стиральная машина?
Ich verkaufe das Kleid meiner Oma. – Wessen Kleid verkaufe ich?
Я продаю платье моей бабушки. – Чье платье я продаю?
В современном немецком языке очень часто Родительный падеж может заменяться предлогом von, требующего после себя Дательного падежа — Dativ. Особенно это касается устной речи.
Ich sehe das Heft von meinem Freund.
Я вижу тетрадь моего друга.
Пример предложения с вопросом Wem? Кому?:
Сосед дарит своему другу лампу. – Кому дарит сосед лампу?
Das Buch liegt auf dem Tisch. – Wo liegt das Buch? Dativ
Книга лежит на столе. – Где лежит книга? Дательный падеж
Если же к конструкции или слову ставится вопрос Wohin? Куда? , то употребляется Винительный падеж — Akkusativ.
Sie legt das Buch auf den Tisch. – Wohin legt sie das Buch? Akkusativ
Она кладет книгу на стол. – Куда она кладет книгу? Винительный падеж
Винительный падеж
Винительный падеж, как правило, описывает какой-либо предмет или какое-либо лицо. Этот падеж отвечает на вопросы Wen? Кого?, Was? Что? и Wohin? Куда?.
Примеры употребления предложения с вопросами Wen? Кого? и Was? Что? :
Die Mutter preist ihre Tochter. – Wen preist die Mutter?
Мама хвалит свою дочку. – Кого хвалит мама?
Ich lese das Buch. – Was lese ich?
Я читаю книгу. – Что я читаю?
Er geht in den Lesesaal. – Wohin geht er?
Он идет в читальный зал. – Куда он идет?
Падежи в немецком языке
Падежи в немецком языке — на первый взгляд очень сложная тема, но на самом деле — это грамматическая база. Сегодня мы расскажем вам всё о падежах простыми словами. Внимание! Много полезного материала.
В немецком языке 4 падежа:
• Nominativ (N) – отвечает на вопросы: wer? (кто?) was? (что?)
• Genitiv (G) – wessen? (чей? чья? чье?)
• Dativ (D) — wem? (кому?) wann? (когда?) wo? (где?) wie? (как?)
• Akkusativ (Akk) — wen? was? (кого? что?) wohin? (куда?)
Все существительные, прилагательные и местоимения имеют способность склоняться, это значит, изменяться по падежам.
Как это работает
Если говорить простым языком, падеж влияет или на артикль или на окончание слова, или на то и на другое.
Самое важное: в падеже должно быть показано, какой род у слова и какое число (единственное или множественное)
КАК ВЫБРАТЬ ПАДЕЖ: Надо задать вопрос! (см. список вопросов выше) В зависимости от вопроса, который мы задаем к существительному / местоимению, меняется его падеж! Имя прилагательное всегда «прилагатется» к существительному, а значит изменяется в зависимости от него.
На что влияют падежи?
• На существительные, особенно на слабые существительные
• На личные местоимения, притяжательные и другие местоимения
• На глаголы ( см. Управление глаголов)
• На прилагательные
Существуют три типа склонения прилагательных:
Слабое склонение – когда есть определяющее слово (например, определнный артикль), которое показывает род
Сильно склонение – когда нет определяющего слова
Смешанное склонение – когда определяющее слово есть, но определяет не все (неопределенный артикль, местоимение kein)
Подробнее о склонениях можно разобраться в статье о склонении прилагательных.
Теперь рассмотрим каждый падеж подробно!
Именительный падеж (Nominativ)
Именительный падеж отвечает на вопросы wer? – кто? и was? – что?
Nominativ – прямой падеж, в то время как три других падежа образованы от него и называются косвенными. Nominativ независим и не вступает в контакт с предлогами. Форму слова (склоняемой части речи) в Nominativ единственного числа принято считать основной формой слова. Выучим несколько правил словообразования, касающихся именительного падежа.
Правило 1. Местоимения, прилагательные, слово kein мужского и среднего родов не имеют окончания в именительном падеже, в женском роде и во множественном числе получают окончание -е
Eine Frau — женщина
Ein Mann – мужчина
Keine Fragen! – Нет вопросов!
Правило 2. В случае слабого склонения (определённый артикль + прилагательное + существительное) прилагательное получает окончание -е А множественное число – окончание -еn
Die intelligente Frau — умная женщина
Der ernste Mann – серьезный мужчина
Die guten Freunde – хорошие друзья
Правило 3. При сильном склонении (прилагательное + существительное ) прилагательное получает окончание, соответствующее роду существительного;
Ernster Mann – серьезный мужчина
Правило 4. При смешанном склонении (неопределённый артикль + прилагательное + существительное) прилагательное получает окончание, соответствующее роду существительного. Ведь неопределенный артикль не показывает род. Например, нельзя сразу сказать какого рода ein Fenster – мужского или среднего
Ein kleines Fenster – маленькое окно
Eine intelligente Frau — умная женщина
КСТАТИ: есть ряд глаголов, согласующихся ТОЛЬКО с именительным падежом, то есть после них всегда используется Nominativ
sein (быть) Sie ist eine fürsorgliche Mutter. – Она заботливая мать.
werden (становиться) Er wird ein guter Pilot. – Он станет хорошим пилотом.
bleiben (оставаться) Für die Eltern blieben wir immer Kinder. – Для родителей мы всегда остаёмся детьми.
heißen (называться) Ich heiße Alex. – меня зовут Алекс.
В большинстве учебников следом идет родительный падеж, но мы рассмотрим винительный, так как он отличается от именительного только одним родом, и так проще учить!
Винительный падеж (Akkusativ)
Винительные падеж отвечает на вопросы wen? – кого? и was? – что?
ЗАПОМИНАЛКА: запомните, что буква R поменялась на N. Так будет проще выучить сразу несколько правил.
Akkusativ тоже играет огромную роль в языке. По факту, он легче своих «косвенных» братьев в плане словообразования.
Правило 1. Прилагательные, артикли, местоимения мужского рода приобретают окончание -en, существительное остаётся без изменений (за исключением существительных слабого склонения);
Правило 2. Формы множественного числа, женского и среднего родов совпадают с формами в Nominativ!
Помните, мы говорили о том, что R поменялась на N, а теперь посмотрите в табличку, даже у личного местоимения окончание N!
Дательный падеж
Дательный падеж отвечает на вопрос wem? – кому?
Дательный падеж (Dativ) употребляется очень часто
ФАКТ: В некоторых регионах Германии дательным падежом даже заменяют родительный…почти полностью
В плане словообразования дательный падеж сложнее винительного, но всё-таки довольно прост.
Правило 1. Прилагательные, артикли, местоимения мужского и среднего родов получают окончание -m без изменения самого существительного (за исключением существительных слабого склонения);
Правило 2. Прилагательные, артикли, местоимения женского рода получают окончание -r;
Правило 3. Во множественном числе и существительное, и зависимое от него слово приобретают окончание -(е)n.
Примеры, поясняющие правила словообразования в дательном падеже, смотрите в таблице
Кстати, обратите внимание на соответствие последних букв определенных артиклей и личных местоимений:
dem — ihm
der — ihr
Да-да, это тоже неспроста!
Родительный падеж (Genitiv)
Родительный падеж (Genetiv) отвечает на вопрос wessen? (чей?, чья?, чьё?)
Правило 1. В Genitiv существительные мужского и среднего родов сильного склонения приобретают окончание -(е)s, женский род и множественное число остаются без изменений;
Правило 2. Прилагательное мужского или среднего рода в Genitiv получает нейтральное -en, так как «индикатор» родительного падежа – окончание -(e)s – уже имеет существительное, от которого это прилагательное зависит, зато прилагательные, артикли, местоимения женского рода и множественного числа получают характерное окончание -r;
Правило 3. Некоторые существительные слабого склонения (те, которые имеют окончание -en во всех падежах, кроме именительного) всё же получают в родительном падеже -s:
der Wille – des Willens,
das Herz – des Herzens,
der Glaube – des Glaubens.
Их надо запомнить!
Как же склоняются существительные в немецком языке?
Если в русском языке при склонении меняется окончание существительного (мама, маму, маме…), то в немецком языке изменяется (спрягается) артикль. Рассмотрим таблицу. В ней дано склонение как определенного артикля, так и неопределенного:
ИТАК: Чтобы проспрягать существительное в немецком языке, достаточно выучить склонение артикля и учесть некоторые особенности, которые получают существительные
Еще раз обратите внимание!
1. Существительные в Genitiv мужского и среднего рода приобретают окончание (e)s — (des Tisches, des Buches)
2. Во множественном числе в Dativ существительное получает окончание (e)n — den Kindern
3. Во множественном числе неопределенного артикля нет.
4. Притяжательные местоимения склоняются по принципу неопределённого артикля!
Дело в том, что в немецком языке (как часто и в русском) каждому падежу принадлежат свои предлоги! Этими предлогами управляются части речи.
Управление может быть:
Простыми словами с примером:
Если предлог MIT (с) принадлежит Dativ, то в сочетании с глаголом или с прилагательным существительное будет в дательном падеже:
Ich bin mit meiner Hausaufgebe fertig — Я закончил своё домашнее задание
Вот примеры глаголов с управлением в дательном и в винительном падежах:
И ЕЩЕ, ЗАПОМНИТЕ: Если в отношении пространства вы ставите вопрос «куда?», то будет употребляться Akkusativ, а если ставите вопрос «где?», то Dativ (см. Пространственные предлоги)
Рассмотрим два предложения:
1. Die Kinder spielen in dem (=im) Wald. – Дети играют (где? – Dativ) в лесу, т.е. сущ. der Wald стоит в дательном падеже (поэтому артикль DEM)
2. Die Kinder gehen in den Wald. – Дети идут (куда? – Akk.) в лес.
В данном случае der Wald стоит в Akk. — den Wald.
Вот хорошая сводная таблица распределения предлогов по падежам:
Итак, чтобы овладеть темой склонение существительных, нужно выучить, как склоняются артикли мужского, женского, среднего рода и множественного числа. На первых порах вашей опорой будет наша таблица, затем навык перейдет в автоматизм.
Вот и всё, что нужно знать о падежах немецкого языка. Чтобы окончательно в них разобраться и не делать грамматических ошибок, изложим коротко несколько важных правил из склонения разных частей речи.
Рустам Рейхенау и Анна Райхе, Deutsch Online
Хотите выучить немецкий язык? Запишитесь школу Deutsch Online! Для учебы нужен компьютер, смартфон или планшет с выходом в интернет, а заниматься онлайн можно из любой точки мира в удобное для вас время.
Как разобраться с немецкими падежами?
Падежи – важная грамматическая тема, которая проходит красной нитью через все конвенциональные языковые курсы, но даже спустя годы работы с языком продолжает казаться нелогичной и недопонятой многим студентам.
Во время нашего Падежного спринта мы за 2 недели разбираемся навсегда со всеми формами артиклей, местоимений и учим все основные предлоги!
Однако мы знаем, что среди вас много джедаев, которые готовы справиться с этой задачей самостоятельно, поэтому подготовили для вас алгоритм работы.
Что делать, чтобы освоить немецкие падежи?
Есть немало исследований, которые подтверждают идею, что чем лучше вы знаете родной язык, тем проще вам понять логику изучаемого нового языка.
Эффект усиливается, если языки имеют общего предка, как в случае с индоевропейским языком для немецкого и русского. Именно поэтому очень полезно освежить свои школьные знания о грамматике русского языка и использовать их как подспорье в понимании логики немецкого языка.
Очень полезно сделать небольшой обзор и сравнить падежную систему русского и немецкого языков
В немецком есть «остаточные» случаи маркировки падежа в окончании существительного, а не детерминатива, и изучающим немецкий они даются с особым трудом.
Кстати, интересно, что в древневерхненемецком, в более ранний исторический период развития немецкого языка, падежи маркировались разнообразными окончаниями. Так же как и в русском языке, но со временем из-за смещения ударения на первый корневой слог произошла постепенная редукция гласного в окончаниях, а затем и самих окончаний в разнообразных падежах. Параллельно с этим процесс стал развиваться артикль как новая часть речи, которая взяла на себя функции маркировки падежа.
Как запоминать Plural?
Нужно запоминать только исключения из правила образования Plural. Сегодня мы хотим напомнить вам правило о 5 окончаниях множественного числа. Листайте галерею слайдов или читайте подробнее →
Запоминание рода немецких существительных – головная боль каждого студента, и чем раньше мы осознаём, что без 100% знания рода не может быть 100% построения падежной цепочки, тем легче наш путь✨
Убедитесь, что знакомы с этими техниками запоминания рода существительных:
Это бессмысленные мини-фразочки, собранные из цепочек суффиксов, по которым можно определить род существительных.
Возможно, вы уже сталкивались с довольно известными акронимами. Эти словечки-заклинания включают в себя почти половину основных суффиксов существительных и их легко запомнить, повторив медленно по слогам раз 10-15.
Простая, но работающая техника запоминания рода слов, связанных тематически:
группируем слова одной темы по роду и визуализируем их в пространстве, запоминая картинку фотографической памятью.
Для хорошего эффекта набор предметов не должен быть слишком большим (до 12-15), а визуализация должна быть интенсивной.
Падежи в немецком языке (Kasus)
В немецком языке 4 падежа:
Напомним, что в именительном падеже артикли существительных выглядят так:
определённый артикль | неопределённый артикль | |
мужской род (ед.ч.) | der Mann (мужчина) | ein Mann |
женский род (ед.ч.) | die Frau (женщина) | eine Frau |
средний род (ед.ч.) | das Kind (ребёнок) | ein Kind |
множественное число | die Kinder (дети) | — (нулевой артикль) Kinder |
Кто? — Мальчик. «Мальчик» здесь в именительном падеже. Обычно подлежащее всегда стоит в именительном падеже.
В винительном падеже (Akkusativ) изменяются только артикли в мужском роде, всё остальное остаётся прежним:
определённый артикль | неопределённый артикль | |
мужской род (ед.ч.) | den Mann | einen Mann |
женский род (ед.ч.) | die Frau | eine Frau |
средний род (ед.ч.) | das Kind | ein Kind |
множественное число | die Kinder | — (нулевой артикль) Kinder |
«Отец» стоит в винительном падеже, именно поэтому артикль DEN. Ведь DER (der Vater) превращается в Akkusativ в DEN.
Куда? — В школу. Поэтому школа стоит в винительном падеже. DIE (die Schule) остаётся в Akkusativ DIE. Поэтому in die Schule.
Некоторые предлоги всегда употребляются с Akkusativ.
Например, предлог für:
определённый артикль | неопределённый артикль | |
мужской род (ед.ч.) | dem Mann | einem Mann |
женский род (ед.ч.) | der Frau | einer Frau |
средний род (ед.ч.) | dem Kind | einem Kind |
множественное число | den Kindern | — (нулевой артикль) Kindern |
Кому? — Отцу. «Отец» в дательном падеже. Поэтому артикль DER (der Vater) поменялся на DEM. Кстати, das Buch в этом предложении стоит в Akkusativ, так как мы задаём вопрос что? — книгу.
Где? — В школе. Поэтому школа стоит в дательном падеже. DIE (die Schule) превращается в Dativ в DER. Поэтому in der Schule.
определённый артикль | неопределённый артикль | |
мужской род (ед.ч.) | des Mannes | eines Mannes |
женский род (ед.ч.) | der Frau | einer Frau |
средний род (ед.ч.) | des Kindes | eines Kindes |
множественное число | der Kinder | — (нулевой артикль) Kinder |
Чья? — Отца. Поэтому — Genitiv. DER становится в Genitiv DES + к слову добавляется окончание -s. Не забывайте об этом.
В настоящее время Dativ усиленно вытесняет Genitiv из немецкого языка, Genitiv можно теперь услышать только в академической речи или же найти его в книгах. Поэтому этот падеж нужно учить в последнюю очередь.
Для упрощения понимания различий между падежами Dativ и Akkusativ достаточно запомнить следующее правило:
Падежи в немецком языке
Итак, мы с Вами разобрали случаи употребления всех четырёх падежей немецкого языка. Надеемся, это поможет Вам ориентироваться в падежной системе немецкого языка и при изучении новых глаголов и предлогов легко запоминать их управление. Желаем Вам удачи!
Падежи в немецком языке
Немецкие падежи выучить проще, чем падежи в русском языке. Главное разобраться в них с самого начала. Всего в немецком языке 4 падежа — Nominativ (именительный), Akkusativ (винительный), Dativ (дательный) и Genitiv (родительный), а регулярно в речи используются всего три. Разберем каждый из них на примерах.
На что влияет падеж? Падеж меняет артикль и окончание существительного, личные, притяжательные и другие местоимения, прилагательные и некоторые глаголы. Например, в немецком языке слово der Mann (мужчина) мужского рода. Посмотрим, как будет меняться артикль der в зависимости от падежа.
Nominativ (N.) — кто? что?: Der Mann spielt Fußball. (Мужчина играет в футбол).
Akkusativ (Akk.) — кого? что? куда? : Ich kenne den Mann überhaupt nicht. (Я совсем не знаю этого мужчину).
Dativ (Dat.) — кому? чему? откуда? где?: Ich war allein mit dem Mann. (Я была одна с мужчиной).
Genitiv (G.) — чей?: Das Gesicht des Mannes war schön. (Лицо мужчины было красивым).
Давайте подробнее разберем каждый падеж. Будем идти от простого к более сложному. Вот общая схема, по которой склоняются существительные и относящиеся к ним прилагательные в немецком:
Nominativ
В этом падеже слова отвечают на вопросы кто? что? (wer? was?). Подлежащее в предложении стоит в Nominativ, также в такой форме употребляются слова в сочетаниях с sein (быть), heißen (называться), bleiben (оставаться), werden (становиться), scheinen … zu sein (казаться) и некоторых других.
В нашем примере Der Mann spielt Fußball, der Mann стоит в Nominativ. В некоторых предложениях может быть сразу два именительных падежа. Например, Der Mann (N.) ist Arzt (N.) или Er (N.) fühlt sich als neuer Mensch (N.) (Он чувствует себя новым человеком).Для того чтобы правильно строить предложения в именительном падеже, вам не придётся ничего заучивать, слова остаются в той же форме, в какой они записаны в словаре.
Примечание:
В немецком языке есть сильное, слабое и смешанное склонение прилагательных, которые стоят при существительных. Здесь всё подчиняется очень простой логике: чтобы наше предложение было понятным и однозначным, в словосочетании должна быть информация о роде, числе и падеже слова. Эта информация должна содержаться всего в одном компоненте словосочетания. В русском языке вся эта информация содержится в окончании слова — без леса (родительный падеж, единственное число), к лесам (дательный падеж, множественное число), о лесе (предложный падеж, единственное число). В немецком языке эта информация может содержаться в артикле или другом сопровождающем слове (kein, mein и т.д.), в окончании прилагательного. В зависимости от того насколько однозначно артикль или сопровождающее слово указывают на род, число и падеж, мы склоняем по сильному, слабому или смешанному типу.
Сильное склонение
Слабое склонение
Смешанное склонение
Используется, когда сопровождающее слово есть, но оно неоднозначно указывает на род, число и падеж. Неопределенный артикль (ein/eine), отрицательное местоимение (kein/keine), притяжательные местоимения (mein/meine) могут показывать род, число и падеж существительного неоднозначно. Здесь нужно подключать логику: если сопровождающее слово содержит всю информацию о роде, числе и падеже, то будут окончания слабого склонения. Если род, число и падеж показаны неоднозначно, то у прилагательного будет окончание сильного склонения. Например: eine gute Mutter, keiner guten Mutter.
Akkusativ
Dativ
Genitiv
Так, немецкий язык (как и большинство других языков) стремится к упрощению, поэтому важнее всего запомнить винительный и дательный падеж и разобраться во всех нюансах и разнице между ними. Но и про Genitiv забывать не стоит, ведь чтобы правильно говорить устойчивые сочетания, нужно знать как правильно склонять в Genitiv. Glossika позволяет учить язык естественно, повторяя фразы за носителями языка, так грамматические конструкции запоминаются легче и без зубрёжки.
Анастасия
Я люблю писать и учить иностранные языки. Знаю английский и немецкий, и сейчас учу голландский в Glossika!