какой оттенок имеет слово ворюга в рассказе кот ворюга

Пушкин сделал!

Разбор домашних заданий 1-4 класс

Home » Литературное чтение » К.Г. Паустовский “Кот-ворюга” Ефросинина Литературное чтение. Ответы. 3 класс. Рабочая тетрадь

К.Г. Паустовский “Кот-ворюга” Ефросинина Литературное чтение. Ответы. 3 класс. Рабочая тетрадь

Перечитайте начало рассказа. Как автор знакомит читателя с котом? Впишите пропущенные слова.

Автор описывает характер кота, его привычку все воровать.

какой оттенок имеет слово ворюга в рассказе кот ворюга

2. Точное слово

Прочитайте описание кота. Подчеркните слова, которые для этого выбрал Паустовский.

Писатель описал цвет кота, подпалины и подчеркнул, что он был тощим.

какой оттенок имеет слово ворюга в рассказе кот ворюга

3. Эрудит

Объясните слово подпалины. Найдите значение в толковом словаре или подберите синонимы.

Подпалины — пятна другого цвета на шерсти.

какой оттенок имеет слово ворюга в рассказе кот ворюга

4. Соответствие

Какой это рассказ? Выберите или напишите ответ.

Рассказ поучительный, но и веселый.

какой оттенок имеет слово ворюга в рассказе кот ворюга

5. Схема

Разделите рассказ на части и озаглавьте их. Запишите или нарисуйте. Подготовьте подробный или краткий пересказ по плану.

4) Кот становится милиционером.

Пример краткого пересказа по плану:

Этот кот воровал все, мясо, рыбу, сметану, даже червей. Поймать его не могли, потому что кот был очень хитрым. Его выслеживали месяц, а он утащил кукан окуней. Наконец кот утащил кусок колбасы и залез на дерево. Березу стали трясти, кот спрыгнул и спрятался в подвал. Его выманили рыбкой и поймали в сеть. Кота накормили и с тех пор он стал следить за порядком. Его даже прозвали милиционером.

какой оттенок имеет слово ворюга в рассказе кот ворюга

6. Эрудит

Что такое юмор? Запишите.

Юмор — это умение замечать смешное.

какой оттенок имеет слово ворюга в рассказе кот ворюга

7. Соответствие

Как рыжий кот ответил людям на их заботу о нем? Допишите предложение.

Кот прижился и перестал воровать. Стал следить за порядком.

какой оттенок имеет слово ворюга в рассказе кот ворюга

8. Проба пера

Сделайте иллюстрацию к одному из эпизодов рассказа.

Можно нарисовать рыжего кота, ворующего рыбу.

какой оттенок имеет слово ворюга в рассказе кот ворюга

Источник

Разработка урока по литературному чтению на тему К. Г. Паустовский «Кот-ворюга»(3 класс)

Урок литературного чтения 3 класс

Тема: К. Г. Паустовский «Кот – ворюга»

Цели: Продолжать знакомить учащихся с творчеством К. Г. Паустовского.

Совершенствовать виды речевой деятельности: чтение, говорение, слушание.

Обучать созданию текста – описания, повествования.

Воспитывать любовь к природе через произведения К. Г. Паустовского.

1) Организационный момент. Сообщение задач урока.

2) Пятиминутка чтения. (Сообщение о К. Г. Паустовском) Приложение 1

— Прочтите, что любил Паустовский?

3) Проверка домашнего задания.

Ответы на вопросы после текста стр. 80

— Какое отношение автора к героям рассказа?

— Какое ваше мнение о героях произведения? Об их поступках? (Вызывают уважение.)

— Сегодня мы познакомимся с ещё одним произведением К. Г. Паустовского «Кот ворюга»

— Прочтите его и объясните название.

(Герой рассказа кот, который воровал, поэтому рассказ имеет такое название.)

— Сравните значение слов вор – воришка – ворюга. Какой оттенок имеет слово ворюга в рассказе? (смешной)

— Какое отношение автора к коту, к его проделкам? (добродушное)

— Какой это рассказ: весёлый или грустный?

— Какая главная мысль этого произведения? Что хотел показать автор?

(Поделиться с другими смешной историей)

— Подберите синоним к словам добродушно – насмешливое отношение – (юмористическое).

— Рассказ «Кот – ворюга» какое произведение? (юмористическое) Автор хотел рассказать смешную историю, которую он наблюдал. Заметить такие истории и так красиво их передать мог человек, который очень любит природу, свой край, каким и был К. Г. Паустовский.

Давайте подробнее рассмотрим героя кота – ворюгу.

Задание 1 – самостоятельно – прочитать.

Задание 2 – самостоятельно

Задание 3 – работа со словарём

Задание после работы: в первом и во втором задании подчеркните слова, которые описывают кота.

— Опишите внешний вид кота. Составление текста – описания. (Наша задача представить образ кота)

— Как вы понимаете слова «Звали его за глаза Ворюгой»?

— Какое было поведение кота? Подтвердите словами из текста (тетрадь 1 задание)

— Найдите в тексте слова, которые помогают увидеть отношение кота к людям. (выборочное чтение)

— Как вы объясните такое отношение?

(Он не доверял людям. Он был голоден. Он не чувствовал заботу.)

— Почему у него такая жизнь? Что могло случиться? (Как и в рассказе Д. Мамина – Сибиряка «Постойко» его бросили.)

Слова из песни – «Только от жизни собачьей, собака бывает кусачей».

Найдите в тексте место, где описывается переломный момент в жизни кота.

5) Работа над созданием текста – повествования по данному заголовку.

— Какой это будет текст? (Повествование)

— Главная мысль? (Рассказать, о жизни кота от его имени.)

Хозяева уехали в город и не вернулись. Я остался один. Жил, где придётся на чердаке заброшенного дома, в подполье, где было грязно и сыро. Моя рыжая шёрстка стала серой и некрасивой. На животе образовались слипшиеся комочки.

Голод мучил меня. В животе постоянно урчало. Часто мне приходилось воровать, за что нередко попадало. Однажды я лишился хвоста, когда убегал с добычей. Прозвали меня Ворюгой.

Я был очень злой и не доверял людям. Когда меня поймал Лёнька, я решил, что мне пришёл конец. Я зажмурил глаза и прижал уши. Хвост на всякий случай подобрал под себя.

Каково же было моё удивление, когда меня втащили в чулан и дали замечательный ужин. Я ел долго. Первый раз за долгое время я был по- настоящему сыт.

С тех пор я живу хорошо. Помогаю хозяевам. Теперь меня зовут Милиционером. Я ведь за порядком во дворе слежу!

— Какое у вас настроение после знакомства с рассказом?

— Кто из вас захотел прочитать другие рассказы К.Г. Паустовского?

Домашнее задание – тетрадь страница 48-49. (Рассказ от имени кота.)

Природу он любил как поэт и художник. И сердился на «горожан», которые в выходной едут за город и раздражаются, если неожиданно начнет накрапывать дождик. Он любил природу во всех ее проявлениях: и «осенний мелкий дождичек», и холодный туман, и сизую росу. Особенно он любил осень и золотой листопад. И часто повторял в письмах пушкинские строки: «И каждой осенью я расцветаю вновь. «

Источник

К. Г. Паустовский «Кот-ворюга»

The plan of the lesson

Theme / Сабақтың тақырыбы/ Тема: К. Г. Паустовский «Кот-ворюга»

Objectives educational / Білімдік/ Образовательная: Познакомить с биографией К. Г. Паустовского, его рассказом «Кот-ворюга», учить определять нравственную проблему, поставленную автором в рассказе (борьбы добра и зла); формировать навыки учебного общения и сотрудничества в коллективе.

Developing / Дамытушылық/ Развивающая : Развивать представление о композиции рассказа, об идее художественного произведения; о слове как средстве создания художественного образа.

Bringing up / Тәрбиелік/ Воспитательная: Воспитывать гуманное отношение к животным.

Resources / Көрнекі құралдар/ Оборудование: Учебник, раздаточный материал.

Итак, друзья, внимание-

Ведь прозвенел звонок.

Гостей всех поприветствуем-

Начнем скорей урок!

— Ребята! Сегодня наш урок посвящается важному, нужному качеству человека. Об этом качестве говорится в стихотворении:

Слово это серьезное, главное, важное.

То, что значит оно, очень нужно для каждого.

В нем забота и ласка, тепло и любовь.

В нем стремленье на помощь прийти вновь и вновь.

Это качество в сердце у многих живет

И о боли других позабыть не дает.

И оно поважнее, чем лица красота.

Догадались, что это? Сердец ДОБРОТА.

2.Постановка темы и задач урока

— Какие литературные произведения о доброте мы уже с вами читали?

-А кем он может быть по профессии?

— Кто узнал этого писателя?

2.2.Вступительная беседа- (рассказ учителем)

3 слайд Константин Георгиевич Паустовский родился в Москве в семье железнодорожного служащего. Семья была большая и разнообразная, склонная, как говорил сам Паустовский, к занятиям искусством. В семье много пели, играли на рояле, любили театр. Детство будущего писателя прошло на Украине – сначала в деревне, потом в Киеве, где он учился в гимназии. После окончания гимназии учился в университете, сначала в Киевском, потом в Московском. Сменил много профессий: от вожатого трамвая и санитара до учителя и журналиста. Желание все знать, видеть, путешествовать, быть участником разнообразных занятий вылилось у Паустовского в мечту о профессии, которая была связана с кипучей жизнью. Мечта реализовывалась в писательстве. 4 слайд В годы войны Константин Георгиевич работал военным корреспондентом, а после войны продолжал писать рассказы , много путешествовал, бывал в разных странах, открыл для себя мещерские места (5-6) и городок Тарусу, где провёл много лет, создав там свои наиболее известные произведения. Хотя он не считал творчество для детей своим призванием, однако написал для них много рассказов и сказок.

7 слайд посмотрите на обложки книг К. Г. Паустовского. Узнаёте их? Кто читал эти произведения? Давайте вспомним, о чём они?

Да, книги К.Г. Паустовского очень добрые, наполнены любовью к миру и людям .

8 слайд Автор считал, что «в каждом сердце есть струна. Она обязательно отзовется даже на слабый призыв прекрасного»

-А кто догадался о какой струне пойдёт речь?

2.3.Постановка проблемы (тема и название произведения)

— Посмотрите на следующий слайд . 9 слайд Кого вы видите? Что общего у всех картинок?

— А кто нашёл отличие? А все ли кошки здесь одинаковые?

– Какие здесь кошки, коты? (Самодовольные, спокойные, ухоженные.)

– А здесь? (Голодные, уличные, брошенные.)

— Кто знает, как называется это произведение Паустовского?

Сегодня на уроке мы познакомимся с новым для нас произведением Паустовского «Кот-ворюга» 10 слайд

— Предположите о чём будет это произведение?

— Есть ли разница между словами воришка и ворюга?

-А какой оттенок имеет слово ворюга?

(Вор-тот, кто крадёт, берёт чужое без разрешения. Ворюга –так говорят презрительно о том, кто совершает кражи.)

3.Первичное чтение. 1-2 части.

Давайте ознакомимся с материалами дела с.98-99 (читает учитель, дети)

3.1.Работа с текстом. Первичное восприятие.

-Какие чувства вызывает кот? (Мне жалко кота. А мне не жалко, он воровал)

Кто рассказывает нам историю кота?

-Как автор называет кота? (бродяга и бандит, ворюга)

-Какую часть речи использует автор, для описания поступков?

(Для описания поступков использованы глаголы действия. )

-Если бы мы прочитали только описания поступков, действий, можно ли было догадаться, что это совершал кот? С кем ассоциируются эти поступки? (мы бы решили, что всё это делает мальчик-хулиган.)

— Как называется этот литературный приём? (Паустовский оживляет кота (использует приём олицетворение), он наделяет его качествами человека, сравнивая его с мальчишкой-хулиганом, забиякой. )

Для начала проведем «следственный эксперимент». Автор намеренно «запутывает следы»: он перенес завязку сюжета в какое-то другое место. Именно поэтому начало истории такое необычное. Попытайтесь отыскать завязку.

(Это то, без чего не было бы всей истории, всего действия. В данном рассказе завязкой является тот эпизод, когда кот украл со стола кусок ливерной колбасы. Если бы Ворюга не украл эту колбасу, его, наверное, и не поймали бы. Но так как он её украл, то начали развиваться дальнейшие события.)

3.2.Продолжение чтения детьми

3.3.Анализ содержания текста.

-Какой это рассказ по жанру? (художественный, весёлый, серьёзный поучительный, юмористический)

-Какие слова вам были непонятны? Какие сможете объяснить сами?

Словарная работа-на доске

Отчаяние – состояние крайней безнадёжности, ощущение безвыходности.

Кукан – бечевка, на которую надевают, под жабру в рот, пойманную рыбу, пуская её на привязи в воду.

Заросли – частый кустарник, которым заросло какое-нибудь место.

Плотица – небольшая пресноводная рыба

Лаз – узкое отверстие, через которое можно пролезть.

Шиворот – за ворот, за воротник.

Припадок – внезапное и обычно повторяющееся острое проявление какой–нибудь болезни (Потеря сознания, судороги).

3.4.Самостоятельная работа в группах.

Сейчас «оперативные» группы продолжат самостоятельное расследование.

— Где происходили события? (В старом доме, около которого много озер)

— Кто проживал в доме. (Автор-рассказчик и Рувим)

— Чем они занимались? (Ловили рыбу)

II группа анализирует мотивы и поведение кота

— Каков образ жизни и поступки кота? Как себя ведёт?

— Каков внешний вид кота.

— О чем говорит такая деталь портрета: «разорванное ухо и обрубленный хвост»?

Словесный портрет «преступника»

— огненно-рыжий символ отваги, мужества, бесстрашия

— обрубленный грязный хвост память о былых приключениях

— белые подпалины на животе

— зеленые нахальные глаза

— воровал все подряд

— потерял всякую совесть

— смотрел дикими глазами и грозно выл

— решился на отчаянный поступок

— вцепился мертвой хваткой

Мотив поступков: желание выжить

(Группы работают 2-3 мин, затем идёт обсуждение)

— Что ж, картину «преступлений кота – ворюги», восстановленная «следователями» довольно ясна. И все же я склонна считать, что «потерпевшие» оговаривают кота! Не мог он так дерзко себя вести!

Давайте проверим личности «потерпевших».

— проводит свободное время на рыбалке

— дружит с Рувимом и Лёнькой

Рувим: Рувим Исаевич Фраерман – писатель и друг Паустовского. Вместе с ним они бродили по лесам и лугам, рыбачили, встречались с местными жителями

— сын деревенского сапожника

— славится бесстрашием и ловкостью

-Какими чертами характера автор наделил людей? (доброта, забота о животных, жалость) 4-6 группа опрашивают потерпевших

(Характеристика главных героев рассказа.)

— Что с ними постоянно происходило? (Им досаждал кот)

— Какие преступления совершил кот? (Украл рыбу, мясо, сметану и хлеб; разрыл банку с червями; утащил кукан с окунями, украл со стола ливерную колбасу)

— Что стало главным занятием, даже смыслом жизни обитателей дома?

(Стремление поймать и наказать кота)

— Таким образом, мы видим, что «потерпевшие» оказались хорошими и добрыми людьми, значит, все рассказанное о коте – правда.

— Итак, перед нами действительно «дерзкий преступник». Это не обычный деревенский кот, живущий в каждой избе, а кот – ворюга, добывающий пропитание не подачками, а разбоем.

— Как обещали «потерпевшие» наказать кота?

(«Поклялись поймать кота и вздуть его за бандитские проделки»)

Про кого автор говорит «дошли до отчаяния»?

— Но есть ли у кота «смягчающие вину обстоятельства»?

(Кот никому не нужный, бездомный, вынужден вести бродячий, воровской образ жизни – другого пути у него не было)

3.7.Роль пейзажа.13 слайд

Накал страстей достиг высшей точки. Именно в этот момент автор вводит в рассказ описание пейзажа. Найдите его.

Даже в юмористическом рассказе «Кот-ворюга» виден характерный почерк Паустовского-пейзажиста. Он мыслит картинами, цветом, звуками, запахом. Вместе с ним мы видим маленький дом в глухом, заброшенном саду, слышим стук диких яблок о тесовую крышу, вдыхаем запах душистых высоких трав, ощущаем кожей осыпающую плечи желтую цветочную пыльцу. Писатель пробуждает к участию изображаемой природы все наши органы чувств. Возникает ощущение личного присутствия в дорогих для автора местах.

— Как вы думаете, почему в рассказе о взаимоотношениях кота и людей появляется пейзажная зарисовка?

(Пейзаж служит средством для более выразительного изображения душевного состояния героев, способствует раскрытию замысла автора)

— Есть ли связь между описанием дома и главным героем?

(Писатель проводит параллель: заброшенный дом – никому не нужный кот. Именно под этим старым домом ищет спасения Ворюга.)

— Когда о коте вспоминали, когда он «досаждал », а о доме – когда нужно было переночевать.

— Кот на безразличие к себе отвечал воровством и разбоем, а дом – дом шумел.

— Какие художественные средства использует автор в данном эпизоде?

( Сравнение- воет как подземный дух и олицетворение)

(Подчеркивает важную мысль автора о взаимосвязи человека с природой и всем окружающим миром)

Анализ эпизода «Задержание преступника».

– Представьте себе, что вы уехали на 2–3 дня из дома, а своего кота оставили одного. Приготовили ему пищу, а он ее за 1 день всю съел. И был голодным, плохо себя вел: перевернул свою тарелку, поцарапал мебель, навел дома беспорядок. Как вы поступите? Что вы будете делать? Есть какой-нибудь выход из этой ситуации?

— Почему это важное дело было поручено Лёньке?

(Он славился своей ловкостью и бесстрашием)

Противопоставляются друг другу два равных соперника – кот и Лёнька. Но мальчик оказывается сильнее в этой борьбе. Когда кота вытащили, каким его увидели люди?

(Жалкий, тощий, голодный)

— В рассказе автор повторяет отчаяние? О ком идёт речь?

— Почему автору нужно, чтобы кот попался?

— Какой приговор вынесли преступнику? Почему?

— Прочитайте, как он реагирует на столь неожиданное «наказание»?

(«Мы последовали этому совету, втащили кота в чулан и дали ему замечательный ужин… Кот ел больше часа. Он вышел из чулана пошатываясь, сел на пороге и мылся, поглядывая на нас…».)- юмор

-Кот и его действия являются двигателем сюжета. Подберите к каждой картинке глагол. 15 слайд ( воровал, ловили, попался, накормили, перестал воровать, сторожит)

-Расследование проведено, кот наказан. А почему автор пишет ещё одну часть?

(Кот не только перестал воровать сам, но и не позволял этого делать другим. Он стал ласковым, спокойным. И его из Ворюги переименовали в Милиционера.)

4.2.Выявление авторской позиции

— Какую проблему поднимает автор в рассказе?

(Проблему борьбы добра и зла. Зло можно остановить только добром. Добро не только останавливает зло, но и порождает ответное добро: кот стал совершать благородные поступки.)

— Так что же произошло? Почему так неузнаваемо изменился кот? В чём секрет столь чудесного перевоплощения ворюги и бандита в благородного кота?

(Паустовский хочет, чтоб мы поняли, что нередко то, чего нельзя достичь путём зла, наказания, жестокости, легко достигается при помощи доброты.)

— Как соотносится эпиграф с финалом рассказа? 16 слайд

(Доброта и милосердие – великие вещи. Первый раз в жизни, почувствовав к себе доброту, внимание и заботу, сердце кота «отозвалось», «оттаяло», и произошло его чудесное превращение совсем в другого кота – преданного, благородного, ласкового.)

4.3.Составление синквейна 17 слайд

-Кот в начале рассказа и в конце. Это разные кошки?

бродячий, голодный сытый, благородный

ворует, воет, прячется сторожит, хозяйничает,

Кот потерявший всякую совесть Доброе слово и кошке приятно

— О чем же рассказ К.Паустовского?

18 Выделим главную мысль рассказа К.Паустовского «Кот- ворюга » Надо накормить бездомных животных. Если относиться к животным по-доброму, заботиться о них, они станут нашими верными друзьями. Жадность и воровство всегда будут наказаны. «Наказание добротой»: кота наказали тем, о чем он давно мечтал, его накормили досыта впервые в жизни. «Собака бывает кусачей, только от жизни собачей» Ю. Мориц «Мы в ответе за тех, кого приручили» Антуан де Сент- Экзюпери

5.Рефлексия. Итог урока 19 слайд (Формула ПОПС П-позиция, О- обоснование, П –пример, С-суждение))

Мне было интересно…

Мне показались трудными задания…

Я почувствовал, что…

— Кому понравилось, как вы сегодня работали?

Домашнее задание: напишите отчет о проделанной «оперативной» работе по образцу: Моя кошачья жизнь

Источник

Урок по литературному чтению К. Паустовский «Кот-ворюга»

Тема: К.Г. Паустовский «Кот-ворюга».

Дидактическая цель: создать условия для актуализации знаний, умений и навыков.

Учить анализировать художественное произведение, внимательно относиться к художественному слову; определять основную мысль, давать характеристику действиям и поступкам героев.

Развивать навык слушания, анализа текста по вопросам, навык работы в группе, творческие способности детей, умение аргументировать свою точку зрения, расширять словарный запас.

Воспитывать любовь и бережное отношение к природе, доброту, прививать интерес к литературе.

Методы обучения: репродуктивный, частично-поисковый, исследовательский.

Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, групповая, фронтальная.

Осознанно воспринимать при чтении содержание произведения, осознавать сущность поведения героев, делать выводы.

Оформлять свою мысль в речевое высказывание.

Коллективно обсуждать прочитанное, доказывать собственное мнение, опираясь на текст.

Оборудование: компьютер, экран, портрет К.Г. Паустовского, фотовыставка «Мой друг».

(приветствие, настрой на работу)

2. Актуализация знаний, мотивация, целеполагание.

— Сегодня на уроке мы познакомимся ещё с одним произведением К.Г. Паустовского. Название произведения я говорить вам не буду, вы попробуйте догадаться сами. Оно состоит из двух слов (на доске два закрытых слова). Первое слово вы узнаете, разгадав загадку:

Острые ушки, на лапках подушки,
Усы, как щетинка, дугою спинка,
Днём спит, на солнышке лежит.
Ночью бродит, на охоту ходит.
(кот)

— Как вы догадались, что это кот?

— Второе слово вы узнаете, если внимательно послушаете начало произведения и назовете кличку кота (чтение первого и второго абзацев учителем).

— Назовите кличку кота (ворюга).

— Как вы думаете, про что это произведение?

— Может ли кот быть вором? Почему?

— Хотите ли вы узнать, о каком коте идет речь в рассказе?

— Поставьте цель урока. Закончите предложения:

— Причитайте эпиграф. (Эпиграф: Добро всегда добром возвращается)

— Как вы понимаете эти слова? К концу урока нам предстоит выяснить, какая связь между произведением и эпиграфом.

3. Сведения о писателе.

— Вспомните какие произведения писал К.Г. Паустовский?

— Что вам известно об этом писателе?

— Каким видится он через свой портрет?

— Давайте послушаем небольшое сообщение о Паустовском.

Родился Константин Паустовский в Москве в семье железнодорожного служащего. Семья была большая и разнообразная, склонная, как говорил сам Паустовский, к занятиям искусством. В семье много пели, играли на рояле, любили театр. Детство будущего писателя прошло на Украине – сначала в деревне, потом в Киеве, где он учился в гимназии. С 6-го класса гимназии он уже репетиторствовал. После окончания гимназии учился в университете, сначала в Киевском, потом в Московском. Не закончив учёбу, пошёл работать. Сменил много профессий: от вожатого трамвая и санитара до учителя и журналиста. Желание все знать, видеть, путешествовать, быть участником разнообразных занятий вылилось у Паустовского в мечту о профессии, которая была связана с кипучей жизнью. Мечта реализовывалась в писательстве. К писательству привела Паустовского еще его одна черта – любовь к чтению. Как детский писатель Паустовский начал выступать с 1930 года. Печатался во многих периодических изданиях для детей. Хотя он не считал творчество для детей своим призванием, однако написал для них много рассказов и сказок.

Паустовский много путешествовал, бывал в разных странах. В предвоенные годы открыл для себя мещерские места и городок Тарусу, где провёл много лет, создав там свои наиболее известные произведения.

4. Открытие нового знания.

1) работа с текстом до чтения

— Как люди относятся к кошкам? Ведь кошка сначала оценивает человека, и только если хозяин ей по нраву, она поселяется в его доме. Глядя на фотовыставку, я уверена, что у вас в доме живут кошки и любят вас.

— Можно ли узнать из заглавия, кто герой рассказа?

— Как называет его автор?

— Что означает это слово? Сравните слова: вор, воришка (уменьшительно), ворюга (то же, что и вор), хитрюга (очень хитрый). О ком так говорят?

— Какой оттенок у этого слова? (грубоватый, в слове чувствуется отрицательное отношение автора)

2) первичное чтение, словарная работа

Кукан – верёвка, на которую нанизывают пойманную рыбу.

Плотица – небольшая рыбка плотва.

Заросли – частый кустарник, которым заросло какое-нибудь место.

Лаз – узкое отверстие, через которое можно пролезть.

Шиворот – за ворот, за воротник.

Подпалины — рыжеватое или белёсое пятно на шерсти животного.

Бухало – производить сильный и глухой звук.

Припадок – внезапное и обычно повторяющееся острое проявление какой–нибудь болезни (Потеря сознания, судороги).

— Понравилось ли произведение?

— Чем? Какое настроение вызывает?

— Почему это произведение можно назвать рассказом? ( Рассказ – это один эпизод, одно событие из жизни героев. В рассказе один или несколько героев.)

2) учимся читать вдумчиво

— Чтобы определить главную мысль надо читать вдумчиво и внимательно.

— Прочитайте первое предложение. (Мы пришли в отчаяние)

— Как вы понимаете слово «отчаяние»?

— Есть ли от чего приходить в отчаяние?

— Зачитайте, какие проделки совершал кот?

— Чтобы выяснить, почему у кота были такие повадки, составим портрет главного героя.

— Что входит в понятие «портрет»? (изображение внешности героя, характера и авторская оценка)

3) исследовательская работа в группах

Дается задание 3 группам. Группы работают самостоятельно, затем работа проверяется.

1) Найдите в тексте описание внешнего вида кота-ворюги. Почему он так выглядит? Какие чувства вызывает у вас это животное?

1) Рыжий кот, разорвано ухо и отрублен кусок грязного хвоста, дикие глаза, тощий, огненно-рыжий, с белыми подпалинами на животе.

Этот кот – задира, забияка, постоянно участвует в драках, бродяжничает, ворует, у него нет дома. У нас он вызывает чувство жалости.

1) Найдите в тексте описание действий и поступков главного героя. Почему он совершает их? Какие чувства у вас вызывают его поступки?

1) Обворовывал, ловко прятался, воровал все, разрыл жестяную банку с червями, протащил кукан с окунями, уронил колбасу, украл кусок ливерной колбасы, грозно выл, отчаянно упирался.

Нам кот понравился: он смелый, решительный, самостоятельный. Иного выхода у него нет.

1) Найдите в тексте авторскую оценку главного персонажа.

2) Подберите однокоренные слова к слову ворюга.

3) Какой оттенок имеет это слово в тексте? Почему автор называет кота ворюгой, а не вором или воришкой?

1)Кот, потерявший всякую совесть, кот-бродяга, ворюга, бандитские проделки, босяцкие выходки, беспризорник.

2) Однокоренные слова: вор, воришка, ворюга.

3) Кота назвали ворюгой, т.к. он обворовывал каждую ночь, с ним никто не мог справиться.

1) Подготовить выразительное чтение по ролям эпизода, в котором люди решают, как поступить с котом.

4 группа читает отрывок по ролям.

— Если вы согласны с утверждением, встаньте и поднимите руки вверх. Если не согласны с утверждением, то присядьте за парту.

У него бесшумная походка.

Умывается собственной лапой.

Хорошо видит в темноте.

Называют другом человека.

Любит гулять сам по себе.

4) работа по содержанию

— Почему же у кота были такие повадки?

— Как он попался? Зачитайте.

— Почему именно Ленька смог выманить кота?

— Как хотели поступить с котом после того, как его поймали?

— Какое решение оказалось верным?

— Как изменились повадки кота? Каким он стал? Почему он стал таким?

— Кто и как помог в этом коту?

5. Итог. Осмысление авторской идеи.

— Подходит ли эпиграф нашего урока к этому тексту?

— Какова главная мысль этого произведения?

— Написав этот рассказ, Паустовский хотел, чтобы мы поняли одну важную вещь. Какую? Посмотрите на схему.

Воровалпоймалинакормилиизменился

Добро побеждает зло – основная мысль, идея рассказа.

Доброта и милосердие – великие вещи. Первый раз в жизни, почувствовав к себе доброту, внимание и заботу, сердце кота отозвалось. Произошло чудесное превращение в преданного, благородного кота.

6. Творческая работа.

— Встречались ли вам в жизни подобные истории?

— Как вы поступали в таких случаях? (Составление рассказа)

7. Домашнее задание.

— Проиллюстрируйте наиболее понравившийся эпизод рассказа и подготовьте его пересказ.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *