какой оттенок имеет слово ворюга в рассказе кот ворюга
Пушкин сделал!
Разбор домашних заданий 1-4 класс
Home » Литературное чтение » К.Г. Паустовский “Кот-ворюга” Ефросинина Литературное чтение. Ответы. 3 класс. Рабочая тетрадь
К.Г. Паустовский “Кот-ворюга” Ефросинина Литературное чтение. Ответы. 3 класс. Рабочая тетрадь
Перечитайте начало рассказа. Как автор знакомит читателя с котом? Впишите пропущенные слова.
Автор описывает характер кота, его привычку все воровать.
2. Точное слово
Прочитайте описание кота. Подчеркните слова, которые для этого выбрал Паустовский.
Писатель описал цвет кота, подпалины и подчеркнул, что он был тощим.
3. Эрудит
Объясните слово подпалины. Найдите значение в толковом словаре или подберите синонимы.
Подпалины — пятна другого цвета на шерсти.
4. Соответствие
Какой это рассказ? Выберите или напишите ответ.
Рассказ поучительный, но и веселый.
5. Схема
Разделите рассказ на части и озаглавьте их. Запишите или нарисуйте. Подготовьте подробный или краткий пересказ по плану.
4) Кот становится милиционером.
Пример краткого пересказа по плану:
Этот кот воровал все, мясо, рыбу, сметану, даже червей. Поймать его не могли, потому что кот был очень хитрым. Его выслеживали месяц, а он утащил кукан окуней. Наконец кот утащил кусок колбасы и залез на дерево. Березу стали трясти, кот спрыгнул и спрятался в подвал. Его выманили рыбкой и поймали в сеть. Кота накормили и с тех пор он стал следить за порядком. Его даже прозвали милиционером.
6. Эрудит
Что такое юмор? Запишите.
Юмор — это умение замечать смешное.
7. Соответствие
Как рыжий кот ответил людям на их заботу о нем? Допишите предложение.
Кот прижился и перестал воровать. Стал следить за порядком.
8. Проба пера
Сделайте иллюстрацию к одному из эпизодов рассказа.
Можно нарисовать рыжего кота, ворующего рыбу.
Разработка урока по литературному чтению на тему К. Г. Паустовский «Кот-ворюга»(3 класс)
Урок литературного чтения 3 класс
Тема: К. Г. Паустовский «Кот – ворюга»
Цели: Продолжать знакомить учащихся с творчеством К. Г. Паустовского.
Совершенствовать виды речевой деятельности: чтение, говорение, слушание.
Обучать созданию текста – описания, повествования.
Воспитывать любовь к природе через произведения К. Г. Паустовского.
1) Организационный момент. Сообщение задач урока.
2) Пятиминутка чтения. (Сообщение о К. Г. Паустовском) Приложение 1
— Прочтите, что любил Паустовский?
3) Проверка домашнего задания.
Ответы на вопросы после текста стр. 80
— Какое отношение автора к героям рассказа?
— Какое ваше мнение о героях произведения? Об их поступках? (Вызывают уважение.)
— Сегодня мы познакомимся с ещё одним произведением К. Г. Паустовского «Кот ворюга»
— Прочтите его и объясните название.
(Герой рассказа кот, который воровал, поэтому рассказ имеет такое название.)
— Сравните значение слов вор – воришка – ворюга. Какой оттенок имеет слово ворюга в рассказе? (смешной)
— Какое отношение автора к коту, к его проделкам? (добродушное)
— Какой это рассказ: весёлый или грустный?
— Какая главная мысль этого произведения? Что хотел показать автор?
(Поделиться с другими смешной историей)
— Подберите синоним к словам добродушно – насмешливое отношение – (юмористическое).
— Рассказ «Кот – ворюга» какое произведение? (юмористическое) Автор хотел рассказать смешную историю, которую он наблюдал. Заметить такие истории и так красиво их передать мог человек, который очень любит природу, свой край, каким и был К. Г. Паустовский.
Давайте подробнее рассмотрим героя кота – ворюгу.
Задание 1 – самостоятельно – прочитать.
Задание 2 – самостоятельно
Задание 3 – работа со словарём
Задание после работы: в первом и во втором задании подчеркните слова, которые описывают кота.
— Опишите внешний вид кота. Составление текста – описания. (Наша задача представить образ кота)
— Как вы понимаете слова «Звали его за глаза Ворюгой»?
— Какое было поведение кота? Подтвердите словами из текста (тетрадь 1 задание)
— Найдите в тексте слова, которые помогают увидеть отношение кота к людям. (выборочное чтение)
— Как вы объясните такое отношение?
(Он не доверял людям. Он был голоден. Он не чувствовал заботу.)
— Почему у него такая жизнь? Что могло случиться? (Как и в рассказе Д. Мамина – Сибиряка «Постойко» его бросили.)
Слова из песни – «Только от жизни собачьей, собака бывает кусачей».
Найдите в тексте место, где описывается переломный момент в жизни кота.
5) Работа над созданием текста – повествования по данному заголовку.
— Какой это будет текст? (Повествование)
— Главная мысль? (Рассказать, о жизни кота от его имени.)
Хозяева уехали в город и не вернулись. Я остался один. Жил, где придётся на чердаке заброшенного дома, в подполье, где было грязно и сыро. Моя рыжая шёрстка стала серой и некрасивой. На животе образовались слипшиеся комочки.
Голод мучил меня. В животе постоянно урчало. Часто мне приходилось воровать, за что нередко попадало. Однажды я лишился хвоста, когда убегал с добычей. Прозвали меня Ворюгой.
Я был очень злой и не доверял людям. Когда меня поймал Лёнька, я решил, что мне пришёл конец. Я зажмурил глаза и прижал уши. Хвост на всякий случай подобрал под себя.
Каково же было моё удивление, когда меня втащили в чулан и дали замечательный ужин. Я ел долго. Первый раз за долгое время я был по- настоящему сыт.
С тех пор я живу хорошо. Помогаю хозяевам. Теперь меня зовут Милиционером. Я ведь за порядком во дворе слежу!
— Какое у вас настроение после знакомства с рассказом?
— Кто из вас захотел прочитать другие рассказы К.Г. Паустовского?
Домашнее задание – тетрадь страница 48-49. (Рассказ от имени кота.)
Природу он любил как поэт и художник. И сердился на «горожан», которые в выходной едут за город и раздражаются, если неожиданно начнет накрапывать дождик. Он любил природу во всех ее проявлениях: и «осенний мелкий дождичек», и холодный туман, и сизую росу. Особенно он любил осень и золотой листопад. И часто повторял в письмах пушкинские строки: «И каждой осенью я расцветаю вновь. «
К. Г. Паустовский «Кот-ворюга»
The plan of the lesson
Theme / Сабақтың тақырыбы/ Тема: К. Г. Паустовский «Кот-ворюга»
Objectives educational / Білімдік/ Образовательная: Познакомить с биографией К. Г. Паустовского, его рассказом «Кот-ворюга», учить определять нравственную проблему, поставленную автором в рассказе (борьбы добра и зла); формировать навыки учебного общения и сотрудничества в коллективе.
Developing / Дамытушылық/ Развивающая : Развивать представление о композиции рассказа, об идее художественного произведения; о слове как средстве создания художественного образа.
Bringing — up / Тәрбиелік/ Воспитательная: Воспитывать гуманное отношение к животным.
Resources / Көрнекі құралдар/ Оборудование: Учебник, раздаточный материал.
Итак, друзья, внимание-
Ведь прозвенел звонок.
Гостей всех поприветствуем-
Начнем скорей урок!
— Ребята! Сегодня наш урок посвящается важному, нужному качеству человека. Об этом качестве говорится в стихотворении:
Слово это серьезное, главное, важное.
То, что значит оно, очень нужно для каждого.
В нем забота и ласка, тепло и любовь.
В нем стремленье на помощь прийти вновь и вновь.
Это качество в сердце у многих живет
И о боли других позабыть не дает.
И оно поважнее, чем лица красота.
Догадались, что это? Сердец ДОБРОТА.
2.Постановка темы и задач урока
— Какие литературные произведения о доброте мы уже с вами читали?
-А кем он может быть по профессии?
— Кто узнал этого писателя?
2.2.Вступительная беседа- (рассказ учителем)
3 слайд Константин Георгиевич Паустовский родился в Москве в семье железнодорожного служащего. Семья была большая и разнообразная, склонная, как говорил сам Паустовский, к занятиям искусством. В семье много пели, играли на рояле, любили театр. Детство будущего писателя прошло на Украине – сначала в деревне, потом в Киеве, где он учился в гимназии. После окончания гимназии учился в университете, сначала в Киевском, потом в Московском. Сменил много профессий: от вожатого трамвая и санитара до учителя и журналиста. Желание все знать, видеть, путешествовать, быть участником разнообразных занятий вылилось у Паустовского в мечту о профессии, которая была связана с кипучей жизнью. Мечта реализовывалась в писательстве. 4 слайд В годы войны Константин Георгиевич работал военным корреспондентом, а после войны продолжал писать рассказы , много путешествовал, бывал в разных странах, открыл для себя мещерские места (5-6) и городок Тарусу, где провёл много лет, создав там свои наиболее известные произведения. Хотя он не считал творчество для детей своим призванием, однако написал для них много рассказов и сказок.
7 слайд посмотрите на обложки книг К. Г. Паустовского. Узнаёте их? Кто читал эти произведения? Давайте вспомним, о чём они?
— Да, книги К.Г. Паустовского очень добрые, наполнены любовью к миру и людям .
8 слайд Автор считал, что «в каждом сердце есть струна. Она обязательно отзовется даже на слабый призыв прекрасного»
-А кто догадался о какой струне пойдёт речь?
2.3.Постановка проблемы (тема и название произведения)
— Посмотрите на следующий слайд . 9 слайд Кого вы видите? Что общего у всех картинок?
— А кто нашёл отличие? А все ли кошки здесь одинаковые?
– Какие здесь кошки, коты? (Самодовольные, спокойные, ухоженные.)
– А здесь? (Голодные, уличные, брошенные.)
— Кто знает, как называется это произведение Паустовского?
Сегодня на уроке мы познакомимся с новым для нас произведением Паустовского «Кот-ворюга» 10 слайд
— Предположите о чём будет это произведение?
— Есть ли разница между словами воришка и ворюга?
-А какой оттенок имеет слово ворюга?
(Вор-тот, кто крадёт, берёт чужое без разрешения. Ворюга –так говорят презрительно о том, кто совершает кражи.)
3.Первичное чтение. 1-2 части.
Давайте ознакомимся с материалами дела с.98-99 (читает учитель, дети)
3.1.Работа с текстом. Первичное восприятие.
-Какие чувства вызывает кот? (Мне жалко кота. А мне не жалко, он воровал)
— Кто рассказывает нам историю кота?
-Как автор называет кота? (бродяга и бандит, ворюга)
-Какую часть речи использует автор, для описания поступков?
(Для описания поступков использованы глаголы действия. )
-Если бы мы прочитали только описания поступков, действий, можно ли было догадаться, что это совершал кот? С кем ассоциируются эти поступки? (мы бы решили, что всё это делает мальчик-хулиган.)
— Как называется этот литературный приём? (Паустовский оживляет кота (использует приём олицетворение), он наделяет его качествами человека, сравнивая его с мальчишкой-хулиганом, забиякой. )
— Для начала проведем «следственный эксперимент». Автор намеренно «запутывает следы»: он перенес завязку сюжета в какое-то другое место. Именно поэтому начало истории такое необычное. Попытайтесь отыскать завязку.
(Это то, без чего не было бы всей истории, всего действия. В данном рассказе завязкой является тот эпизод, когда кот украл со стола кусок ливерной колбасы. Если бы Ворюга не украл эту колбасу, его, наверное, и не поймали бы. Но так как он её украл, то начали развиваться дальнейшие события.)
3.2.Продолжение чтения детьми
3.3.Анализ содержания текста.
-Какой это рассказ по жанру? (художественный, весёлый, серьёзный поучительный, юмористический)
-Какие слова вам были непонятны? Какие сможете объяснить сами?
Словарная работа-на доске
Отчаяние – состояние крайней безнадёжности, ощущение безвыходности.
Кукан – бечевка, на которую надевают, под жабру в рот, пойманную рыбу, пуская её на привязи в воду.
Заросли – частый кустарник, которым заросло какое-нибудь место.
Плотица – небольшая пресноводная рыба
Лаз – узкое отверстие, через которое можно пролезть.
Шиворот – за ворот, за воротник.
Припадок – внезапное и обычно повторяющееся острое проявление какой–нибудь болезни (Потеря сознания, судороги).
3.4.Самостоятельная работа в группах.
Сейчас «оперативные» группы продолжат самостоятельное расследование.
— Где происходили события? (В старом доме, около которого много озер)
— Кто проживал в доме. (Автор-рассказчик и Рувим)
— Чем они занимались? (Ловили рыбу)
II группа анализирует мотивы и поведение кота
— Каков образ жизни и поступки кота? Как себя ведёт?
— Каков внешний вид кота.
— О чем говорит такая деталь портрета: «разорванное ухо и обрубленный хвост»?
Словесный портрет «преступника»
— огненно-рыжий символ отваги, мужества, бесстрашия
— обрубленный грязный хвост память о былых приключениях
— белые подпалины на животе
— зеленые нахальные глаза
— воровал все подряд
— потерял всякую совесть
— смотрел дикими глазами и грозно выл
— решился на отчаянный поступок
— вцепился мертвой хваткой
Мотив поступков: желание выжить
(Группы работают 2-3 мин, затем идёт обсуждение)
— Что ж, картину «преступлений кота – ворюги», восстановленная «следователями» довольно ясна. И все же я склонна считать, что «потерпевшие» оговаривают кота! Не мог он так дерзко себя вести!
Давайте проверим личности «потерпевших».
— проводит свободное время на рыбалке
— дружит с Рувимом и Лёнькой
Рувим: Рувим Исаевич Фраерман – писатель и друг Паустовского. Вместе с ним они бродили по лесам и лугам, рыбачили, встречались с местными жителями
— сын деревенского сапожника
— славится бесстрашием и ловкостью
-Какими чертами характера автор наделил людей? (доброта, забота о животных, жалость) 4-6 группа опрашивают потерпевших
(Характеристика главных героев рассказа.)
— Что с ними постоянно происходило? (Им досаждал кот)
— Какие преступления совершил кот? (Украл рыбу, мясо, сметану и хлеб; разрыл банку с червями; утащил кукан с окунями, украл со стола ливерную колбасу)
— Что стало главным занятием, даже смыслом жизни обитателей дома?
(Стремление поймать и наказать кота)
— Таким образом, мы видим, что «потерпевшие» оказались хорошими и добрыми людьми, значит, все рассказанное о коте – правда.
— Итак, перед нами действительно «дерзкий преступник». Это не обычный деревенский кот, живущий в каждой избе, а кот – ворюга, добывающий пропитание не подачками, а разбоем.
— Как обещали «потерпевшие» наказать кота?
(«Поклялись поймать кота и вздуть его за бандитские проделки»)
— Про кого автор говорит «дошли до отчаяния»?
— Но есть ли у кота «смягчающие вину обстоятельства»?
(Кот никому не нужный, бездомный, вынужден вести бродячий, воровской образ жизни – другого пути у него не было)
3.7.Роль пейзажа.13 слайд
Накал страстей достиг высшей точки. Именно в этот момент автор вводит в рассказ описание пейзажа. Найдите его.
Даже в юмористическом рассказе «Кот-ворюга» виден характерный почерк Паустовского-пейзажиста. Он мыслит картинами, цветом, звуками, запахом. Вместе с ним мы видим маленький дом в глухом, заброшенном саду, слышим стук диких яблок о тесовую крышу, вдыхаем запах душистых высоких трав, ощущаем кожей осыпающую плечи желтую цветочную пыльцу. Писатель пробуждает к участию изображаемой природы все наши органы чувств. Возникает ощущение личного присутствия в дорогих для автора местах.
— Как вы думаете, почему в рассказе о взаимоотношениях кота и людей появляется пейзажная зарисовка?
(Пейзаж служит средством для более выразительного изображения душевного состояния героев, способствует раскрытию замысла автора)
— Есть ли связь между описанием дома и главным героем?
(Писатель проводит параллель: заброшенный дом – никому не нужный кот. Именно под этим старым домом ищет спасения Ворюга.)
— Когда о коте вспоминали, когда он «досаждал », а о доме – когда нужно было переночевать.
— Кот на безразличие к себе отвечал воровством и разбоем, а дом – дом шумел.
— Какие художественные средства использует автор в данном эпизоде?
( Сравнение- воет как подземный дух и олицетворение)
(Подчеркивает важную мысль автора о взаимосвязи человека с природой и всем окружающим миром)
Анализ эпизода «Задержание преступника».
– Представьте себе, что вы уехали на 2–3 дня из дома, а своего кота оставили одного. Приготовили ему пищу, а он ее за 1 день всю съел. И был голодным, плохо себя вел: перевернул свою тарелку, поцарапал мебель, навел дома беспорядок. Как вы поступите? Что вы будете делать? Есть какой-нибудь выход из этой ситуации?
— Почему это важное дело было поручено Лёньке?
(Он славился своей ловкостью и бесстрашием)
— Противопоставляются друг другу два равных соперника – кот и Лёнька. Но мальчик оказывается сильнее в этой борьбе. Когда кота вытащили, каким его увидели люди?
(Жалкий, тощий, голодный)
— В рассказе автор повторяет отчаяние? О ком идёт речь?
— Почему автору нужно, чтобы кот попался?
— Какой приговор вынесли преступнику? Почему?
— Прочитайте, как он реагирует на столь неожиданное «наказание»?
(«Мы последовали этому совету, втащили кота в чулан и дали ему замечательный ужин… Кот ел больше часа. Он вышел из чулана пошатываясь, сел на пороге и мылся, поглядывая на нас…».)- юмор
-Кот и его действия являются двигателем сюжета. Подберите к каждой картинке глагол. 15 слайд ( воровал, ловили, попался, накормили, перестал воровать, сторожит)
-Расследование проведено, кот наказан. А почему автор пишет ещё одну часть?
(Кот не только перестал воровать сам, но и не позволял этого делать другим. Он стал ласковым, спокойным. И его из Ворюги переименовали в Милиционера.)
4.2.Выявление авторской позиции
— Какую проблему поднимает автор в рассказе?
(Проблему борьбы добра и зла. Зло можно остановить только добром. Добро не только останавливает зло, но и порождает ответное добро: кот стал совершать благородные поступки.)
— Так что же произошло? Почему так неузнаваемо изменился кот? В чём секрет столь чудесного перевоплощения ворюги и бандита в благородного кота?
(Паустовский хочет, чтоб мы поняли, что нередко то, чего нельзя достичь путём зла, наказания, жестокости, легко достигается при помощи доброты.)
— Как соотносится эпиграф с финалом рассказа? 16 слайд
(Доброта и милосердие – великие вещи. Первый раз в жизни, почувствовав к себе доброту, внимание и заботу, сердце кота «отозвалось», «оттаяло», и произошло его чудесное превращение совсем в другого кота – преданного, благородного, ласкового.)
4.3.Составление синквейна 17 слайд
-Кот в начале рассказа и в конце. Это разные кошки?
бродячий, голодный сытый, благородный
ворует, воет, прячется сторожит, хозяйничает,
Кот потерявший всякую совесть Доброе слово и кошке приятно
— О чем же рассказ К.Паустовского?
18 Выделим главную мысль рассказа К.Паустовского «Кот- ворюга » Надо накормить бездомных животных. Если относиться к животным по-доброму, заботиться о них, они станут нашими верными друзьями. Жадность и воровство всегда будут наказаны. «Наказание добротой»: кота наказали тем, о чем он давно мечтал, его накормили досыта впервые в жизни. «Собака бывает кусачей, только от жизни собачей» Ю. Мориц «Мы в ответе за тех, кого приручили» Антуан де Сент- Экзюпери
5.Рефлексия. Итог урока 19 слайд (Формула ПОПС П-позиция, О- обоснование, П –пример, С-суждение))
Мне было интересно…
Мне показались трудными задания…
Я почувствовал, что…
— Кому понравилось, как вы сегодня работали?
Домашнее задание: напишите отчет о проделанной «оперативной» работе по образцу: Моя кошачья жизнь
Урок по литературному чтению К. Паустовский «Кот-ворюга»
Тема: К.Г. Паустовский «Кот-ворюга».
Дидактическая цель: создать условия для актуализации знаний, умений и навыков.
Учить анализировать художественное произведение, внимательно относиться к художественному слову; определять основную мысль, давать характеристику действиям и поступкам героев.
Развивать навык слушания, анализа текста по вопросам, навык работы в группе, творческие способности детей, умение аргументировать свою точку зрения, расширять словарный запас.
Воспитывать любовь и бережное отношение к природе, доброту, прививать интерес к литературе.
Методы обучения: репродуктивный, частично-поисковый, исследовательский.
Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, групповая, фронтальная.
Осознанно воспринимать при чтении содержание произведения, осознавать сущность поведения героев, делать выводы.
Оформлять свою мысль в речевое высказывание.
Коллективно обсуждать прочитанное, доказывать собственное мнение, опираясь на текст.
Оборудование: компьютер, экран, портрет К.Г. Паустовского, фотовыставка «Мой друг».
(приветствие, настрой на работу)
2. Актуализация знаний, мотивация, целеполагание.
— Сегодня на уроке мы познакомимся ещё с одним произведением К.Г. Паустовского. Название произведения я говорить вам не буду, вы попробуйте догадаться сами. Оно состоит из двух слов (на доске два закрытых слова). Первое слово вы узнаете, разгадав загадку:
Острые ушки, на лапках подушки,
Усы, как щетинка, дугою спинка,
Днём спит, на солнышке лежит.
Ночью бродит, на охоту ходит. (кот)
— Как вы догадались, что это кот?
— Второе слово вы узнаете, если внимательно послушаете начало произведения и назовете кличку кота (чтение первого и второго абзацев учителем).
— Назовите кличку кота (ворюга).
— Как вы думаете, про что это произведение?
— Может ли кот быть вором? Почему?
— Хотите ли вы узнать, о каком коте идет речь в рассказе?
— Поставьте цель урока. Закончите предложения:
— Причитайте эпиграф. (Эпиграф: Добро всегда добром возвращается)
— Как вы понимаете эти слова? К концу урока нам предстоит выяснить, какая связь между произведением и эпиграфом.
3. Сведения о писателе.
— Вспомните какие произведения писал К.Г. Паустовский?
— Что вам известно об этом писателе?
— Каким видится он через свой портрет?
— Давайте послушаем небольшое сообщение о Паустовском.
Родился Константин Паустовский в Москве в семье железнодорожного служащего. Семья была большая и разнообразная, склонная, как говорил сам Паустовский, к занятиям искусством. В семье много пели, играли на рояле, любили театр. Детство будущего писателя прошло на Украине – сначала в деревне, потом в Киеве, где он учился в гимназии. С 6-го класса гимназии он уже репетиторствовал. После окончания гимназии учился в университете, сначала в Киевском, потом в Московском. Не закончив учёбу, пошёл работать. Сменил много профессий: от вожатого трамвая и санитара до учителя и журналиста. Желание все знать, видеть, путешествовать, быть участником разнообразных занятий вылилось у Паустовского в мечту о профессии, которая была связана с кипучей жизнью. Мечта реализовывалась в писательстве. К писательству привела Паустовского еще его одна черта – любовь к чтению. Как детский писатель Паустовский начал выступать с 1930 года. Печатался во многих периодических изданиях для детей. Хотя он не считал творчество для детей своим призванием, однако написал для них много рассказов и сказок.
Паустовский много путешествовал, бывал в разных странах. В предвоенные годы открыл для себя мещерские места и городок Тарусу, где провёл много лет, создав там свои наиболее известные произведения.
4. Открытие нового знания.
1) работа с текстом до чтения
— Как люди относятся к кошкам? Ведь кошка сначала оценивает человека, и только если хозяин ей по нраву, она поселяется в его доме. Глядя на фотовыставку, я уверена, что у вас в доме живут кошки и любят вас.
— Можно ли узнать из заглавия, кто герой рассказа?
— Как называет его автор?
— Что означает это слово? Сравните слова: вор, воришка (уменьшительно), ворюга (то же, что и вор), хитрюга (очень хитрый). О ком так говорят?
— Какой оттенок у этого слова? (грубоватый, в слове чувствуется отрицательное отношение автора)
2) первичное чтение, словарная работа
Кукан – верёвка, на которую нанизывают пойманную рыбу.
Плотица – небольшая рыбка плотва.
Заросли – частый кустарник, которым заросло какое-нибудь место.
Лаз – узкое отверстие, через которое можно пролезть.
Шиворот – за ворот, за воротник.
Подпалины — рыжеватое или белёсое пятно на шерсти животного.
Бухало – производить сильный и глухой звук.
Припадок – внезапное и обычно повторяющееся острое проявление какой–нибудь болезни (Потеря сознания, судороги).
— Понравилось ли произведение?
— Чем? Какое настроение вызывает?
— Почему это произведение можно назвать рассказом? ( Рассказ – это один эпизод, одно событие из жизни героев. В рассказе один или несколько героев.)
2) учимся читать вдумчиво
— Чтобы определить главную мысль надо читать вдумчиво и внимательно.
— Прочитайте первое предложение. (Мы пришли в отчаяние)
— Как вы понимаете слово «отчаяние»?
— Есть ли от чего приходить в отчаяние?
— Зачитайте, какие проделки совершал кот?
— Чтобы выяснить, почему у кота были такие повадки, составим портрет главного героя.
— Что входит в понятие «портрет»? (изображение внешности героя, характера и авторская оценка)
3) исследовательская работа в группах
Дается задание 3 группам. Группы работают самостоятельно, затем работа проверяется.
1) Найдите в тексте описание внешнего вида кота-ворюги. Почему он так выглядит? Какие чувства вызывает у вас это животное?
1) Рыжий кот, разорвано ухо и отрублен кусок грязного хвоста, дикие глаза, тощий, огненно-рыжий, с белыми подпалинами на животе.
Этот кот – задира, забияка, постоянно участвует в драках, бродяжничает, ворует, у него нет дома. У нас он вызывает чувство жалости.
1) Найдите в тексте описание действий и поступков главного героя. Почему он совершает их? Какие чувства у вас вызывают его поступки?
1) Обворовывал, ловко прятался, воровал все, разрыл жестяную банку с червями, протащил кукан с окунями, уронил колбасу, украл кусок ливерной колбасы, грозно выл, отчаянно упирался.
Нам кот понравился: он смелый, решительный, самостоятельный. Иного выхода у него нет.
1) Найдите в тексте авторскую оценку главного персонажа.
2) Подберите однокоренные слова к слову ворюга.
3) Какой оттенок имеет это слово в тексте? Почему автор называет кота ворюгой, а не вором или воришкой?
1)Кот, потерявший всякую совесть, кот-бродяга, ворюга, бандитские проделки, босяцкие выходки, беспризорник.
2) Однокоренные слова: вор, воришка, ворюга.
3) Кота назвали ворюгой, т.к. он обворовывал каждую ночь, с ним никто не мог справиться.
1) Подготовить выразительное чтение по ролям эпизода, в котором люди решают, как поступить с котом.
4 группа читает отрывок по ролям.
— Если вы согласны с утверждением, встаньте и поднимите руки вверх. Если не согласны с утверждением, то присядьте за парту.
У него бесшумная походка.
Умывается собственной лапой.
Хорошо видит в темноте.
Называют другом человека.
Любит гулять сам по себе.
4) работа по содержанию
— Почему же у кота были такие повадки?
— Как он попался? Зачитайте.
— Почему именно Ленька смог выманить кота?
— Как хотели поступить с котом после того, как его поймали?
— Какое решение оказалось верным?
— Как изменились повадки кота? Каким он стал? Почему он стал таким?
— Кто и как помог в этом коту?
5. Итог. Осмысление авторской идеи.
— Подходит ли эпиграф нашего урока к этому тексту?
— Какова главная мысль этого произведения?
— Написав этот рассказ, Паустовский хотел, чтобы мы поняли одну важную вещь. Какую? Посмотрите на схему.
Воровал → поймали → накормили → изменился
Добро побеждает зло – основная мысль, идея рассказа.
Доброта и милосердие – великие вещи. Первый раз в жизни, почувствовав к себе доброту, внимание и заботу, сердце кота отозвалось. Произошло чудесное превращение в преданного, благородного кота.
6. Творческая работа.
— Встречались ли вам в жизни подобные истории?
— Как вы поступали в таких случаях? (Составление рассказа)
7. Домашнее задание.
— Проиллюстрируйте наиболее понравившийся эпизод рассказа и подготовьте его пересказ.