какой открыть бизнес сейчас в период пандемии
Бизнес во время коронавируса
Бизнес во время коронавируса меняется, однако не всегда они негативные. Мы расскажем, как можно заработать деньги во время пандемии и предложим ТОП лучших идей. В статье вы узнаете о простых в воплощении бизнес-идеях, которые могут перерасти в полноценный бизнес.
Как можно заработать во время коронавируса?
Сегодня в интернете и, в частности, в соцсетях активно постят мемы, связанные с изменениями в бизнес-сферах, которые имеют место из-за нового коронавируса. И если поначалу это было смешно, то сейчас все уже понимают, что смешного тут нет. Еще год назад все это казалось фантастической ситуацией, которую показывают в фильмах, а сегодня это суровая реальность, в которой приходится выживать.
Большое влияние на бизнес оказалась массовая самоизоляция, которая стала толчком к изменению деятельности множества предприятий. Пострадали магазины, салоны красоты, сфера развлечений и ресторанный бизнес. И далеко не все из них смогли остаться на плаву.
Технологии позволяют переходить на удаленную работу, что стало спасением для множества компаний. Самыми везучими оказались те, кто уже работал онлайн и знает, как устроены социальные платформы. Те же коучи и репетиторы быстро подстроились под ситуацию и перенесли свои занятия в онлайн, используя для этого бесплатные мессенджеры.
В целом, пандемия показала, что наибольший спрос в любых условиях на товары первого потребления и, в частности, на продукты питания. Та же гречка и консервы — они пропадают с полок магазинов первыми, что было доказано в ходе разных кризисных ситуаций. В плюсе остаются те, кто продает такие товары. При этом в наибольшем выигрыше сетевые магазины, в то время как рынки оказались неконкурентоспособны: их при малейшем обострении ситуации закрывают первыми.
В сложной ситуации оказались и рестораны и кафе. Они терпят убытки из-за вводимых ограничений. Единственный выход — организация доставки или обслуживание гостей навынос. При этом цены терпят изменения, они сокращаются и в них закладывается стоимость доставки. Однако даже такой подход позволяет платить персоналу и оставаться на плаву.
Такой же подход приемлем и для непродовольственных магазинов. Они могут начать торговлю в интернете — это несложно. При этом организовать доставку им будет значительно проще, чем другим сферам бизнеса.
Для индустрии красоты единственный выход — обслуживание на дому, пока это не запрещено. Если доступно свободное перемещение и нет пропускной системы, это единственная возможность продолжить работу.
Торговые центры, кинотеатры и другие развлечения. Для них вариантов продолжить работу нет. Единственное, что остается делать — дождаться окончания ограничений.
ТОП бизнес-идей во время коронавируса: самые прибыльные и быстро реализуемые идеи
Каждый кризис вмешивается в работу предпринимателей. Эпоха коронавируса — не исключение. Многие сферы перестраиваются, предприятия замораживают деятельность или подстраиваются под изменяющиеся условия. Ниже представлен ТОП-15 бизнес-идей, которые могут принести прибыль во время коронавируса:
Как открыть и развивать бизнес во время коронавируса в России: практические советы
Выше мы предложили 15 идей по открытию бизнеса во время коронавируса. Чтобы он успешно развивался стоит прислушаться к следующим советам:
Лучшие идеи бизнеса в период эпидемии в России в 2021 году
Опыт выживания бизнеса во время пандемии на примере других стран
Если говорить о зарубежной практике выживания, то лучше всего с этим справился Китай. Он быстро справился с кризисом. И вот какие стратегии для этого были использованы:
Резюмируя
Пандемия — не повод опускать руки. Это идеальное время, чтобы доказать эффективность бизнеса и уникальность своего предложения. Правильная ниша и выход на рынок — и результаты не заставят себя ждать.
Если же у вас уже есть свое дело, то паниковать тоже не стоит. Стресс, конечно, катализирует работоспособность, но к принятию решений стоит подходить с холодной головой. Думайте о том, что испытания только укрепляют бизнес и делают его неуязвимым. Работайте в два раза больше, подстраивайтесь под условия, будьте гибкими на всех уровнях и результат не заставит себя ждать.
Какие бизнесы умрут от пандемии
Российский предприниматель Сергей Васильев о том, как наш бизнес будет выкарабкиваться из коронакризиса.
Кто более всего пострадает в России от экономических шоков пандемии?
Государственные учреждения культуры и образования, типа театров, концертных залов, школ, институтов – не пострадают. Они все на бюджете, на государственном содержании. Сотрудникам будут платить их зарплату, даже во время простоя.
А у государственных больниц и учреждений, поток финансирования даже увеличится, в следствии увеличения общей нагрузки.
И вообще, государственный сектор поможет сейчас устоять российской экономике. Это – тот редкий случай, когда бОльшая огосударствленность экономики в данном случае во благо. Все госструктуры будут на поддержке бюджета.
Уже можно перечислять целые отрасли и сектора, которая ждет глобальная перезагрузка.
Туристическая индустрия – по сути встала. Сильно упал ресторанный бизнес, в шоке все, что связанно с организацией массовых мероприятий. На время люди перестанут ходить в кино.
Закрывающиеся фитнес-центры, бассейны, спортивные клубы поставят огромные проблемы перед всем сектором фитнеса и вообще индустрии красоты и здоровья.
Упадок ждет вообще весь ритейл, кроме, возможно, продуктового и аптечного. Люди будут меньше ходить в магазины за покупками, не только из-за страха заразиться, а просто ввиду падения доходов населения.
Но если посмотреть на весь список потенциально «проблемных» секторов, то мы увидим, что там уже давно и так были проблемы.
Все эти сектора: туризма, фитнеса, ресторанов, салонов красоты, одежного и прочего ритейла – давно в большом кризисе, и жуткой взаимной конкуренции.
Больших прибылей там нет давно, главный лозунг был – лишь бы выжить.
С новым обвальным падением спроса из-за пандемии, карантинами, запретами, ограничениями, уже очевидно – многие не выживут. А точнее выживут сильнейшие, у кого было меньше долгов, у кого был накопленный запас жира, у кого была наиболее эффективная модель.
Все как всегда, как на обычном рынке. Просто пандемия многократно ускорит процессы выявления слабых игроков, их банкротство и уход с рынка.
Останутся только сильные игроки и более жизнеспособные модели бизнеса.
Все как всегда, просто пандемия даст нам возможность просмотреть это кино в ускоренном, стремительном режиме.
Как открыть бизнес во время пандемии
Экономические кризисы делают бедных людей ещё беднее, а богатых — ещё богаче. Пандемия принесла с собой новую экономическую модель, и теперь, чтобы зарабатывать деньги, нужно кардинально менять свой подход. Одни потеряли работу, другие искали и находили новые возможности для развития бизнеса. Мы составили подробное руководство к действию для всех, кто готов раздвинуть границы и открыть свой бизнес, чтобы стать успешным в новых реалиях.
Первый шаг: изучите рынок и отрасли
Для начала нужно со всех сторон изучить поле деятельности. Присмотреться, какие отрасли сейчас развиваются наиболее активно. Для этого можно пообщаться с другими предпринимателями в профильных сообществах в социальных сетях (например, Websarafan в Фейсбук), почитать мнения экспертов на тему, изучить спрос и предложение в различных сферах. Мы узнали у экспертов, что они думают по этому поводу:
Большинство отраслей бизнеса, которые развиваются в текущих условиях и привлекают внимание инвесторов, связаны с онлайном. Стремительно развивается EdTech-направление в разных сегментах, включая корпоративное обучение, вузы, школы и дополнительное образование. Например, в апреле посещаемость нашей платформы выросла в 7 раз по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Если говорить о детском EdTech-направлении, то посещаемость образовательной платформы Учи.ру также выросла за время карантина до 8 миллионов школьников. Стоит отметить, что даже консервативные образовательные институты обратили внимание на дистанционное обучение и другие образовательные технологии. В РФ эта ниша пока не занята полностью, так что для инвесторов это своеобразная «тихая гавань». Недавние сделки в EdTech только доказали, что инвесторы активно интересуются этим направлением.
Также активно развиваются сервисы доставки — из-за карантина миллионы пользователей обратили внимание на эту сферу, и сейчас её развитие продолжается. Это характерно не только для России. В Китае, например, поставки свежих овощей, морепродуктов и мяса выросли на 200% по сравнению с прошлым годом. Одновременно увеличился и средний чек — примерно на 70%. Растёт и объём инвестиций в эту отрасль.
Повысилась популярность онлайн-магазинов практически всех направлений. Объём заказов некоторых товаров и услуг вырос на 200–400% от прошлогодних показателей. Речь идёт не только о продуктах питания, но и об одежде, обуви. Сервисы, позволяющие подбирать одежду в виртуальных примерочных — отличный вариант для вложения средств.
Направление телемедицины развивается очень активно, появляются новые сервисы, инвесторы охотно вкладывают средства в отрасль, которая находится в начале развития. Пример — закрытие инвестиционной сделки «дочкой» ВЭБа с «Доктор рядом Холдинг» на сумму в 1 миллиард ₽. Это беспрецедентная для РФ сумма инвестиций.
Индустрия развлечений. Несмотря на то, что это достаточно загруженная ниша, некоторые направления появились недавно, и вложиться в них — означает получить неплохие дивиденды в будущем. Пример — облачный гейминг, который активно развивается благодаря таким компаниям, как Google, Nvidia, Playkey.
Успешными будут бизнесы, которые сосредоточены на одном продукте и продают только его. Такими компаниями могут быть студии ногтевого сервиса вместо привычного салона с косметологией, студия балетной растяжки. Особенность таких концепций в том, что их не так дорого запустить (старт обойдётся в сумму до 500 тысяч ₽) и у них довольно низкие издержки за счёт фокуса на 1 продукте. В условиях, когда у покупателей нет денег на комплексный товар, специализация на одном продукте, которым люди будут продолжать пользоваться, может сыграть важнейшую роль в поддержании бизнеса.
Наиболее актуальными нишами являются: онлайн-образование в сфере hard skills, консультации по подготовке к собеседованиям, юридический консалтинг. Мы советуем обратить внимание на такие ниши, как обучающие детские лагеря, химчистки для автомобилей, производство экоеды и экокосметики. Также будет расти сфера регионального туризма.
Ещё мы видим рост рынка Education Tech платформ. За время пандемии спрос на образовательные программы вырос в несколько раз.
Составьте бизнес-план
Знаменитый Олег Тиньков в своей книге «Как стать бизнесменом» советует всем обязательно составлять бизнес-план. Пусть изначально он будет записан хотя бы на салфетке, но мы обязаны расписать идею подробно и рассмотреть её с разных сторон.
Как правильно написать бизнес-план:
Зарегистрируйте бизнес
Существует два варианта регистрации своего дела для налоговой.
Подберите место и помещение
Расположение очень важно для доходного бизнеса. Если вы открываете салон красоты или магазин, то это должно быть место с высокой проходимостью. Нужно обязательно выехать на точку и посмотреть своими глазами, как обстоят дела. Потому что иногда внешне расположение может быть неплохим, но при этом совершенно непривлекательным для посетителей.
Решите, будете ли вы покупать помещение или арендовать его.
Плюсы собственного помещения:
Если вы решили, что собственное помещение необходимо, но нет денег на его покупку, можно взять бизнес-ипотеку в банке. Для предпринимателей действуют выгодные условия: процентная ставка от 7,5% и возможность внесения первоначального взноса — 20% от общей суммы покупки.
Подберите персонал
От сотрудников, их желания работать и мотивации зависит очень многое. Казалось бы, вокруг очень много людей ищет работу, недостатков в кадрах нет. Но когда начинаешь просматривать резюме и отклики, проводить собеседования, становится понятно, что найти нужных работников не так просто.
Где искать проверенных людей?
Решите, кто будет заниматься бухгалтерией
Существует три варианта:
1. Онлайн-бухгалтерия. В этом случае нужно иметь бухгалтерские знания, чтобы вести бухгалтерию и отчётность самостоятельно.
2. Свой бухгалтер в штат. Это дорого, и человек может быть непроверенный.
3. Услуга бухгалтерского обслуживания в профессиональной компании.
При открытии расчётного счёта для бизнеса в Банке ДОМ.РФ вы можете получить в подарок на месяц бесплатное бухгалтерское обслуживание и экспресс-аудит бухучёта.
Разработайте сайт
Сайт — как автомобиль, и цены на его разработку также сильно разнятся. Можно обратиться к начинающим специалистам, которые недорого соберут вам сайт, но, скорее всего, они не учтут множества нюансов, важных для его дальнейшей раскрутки. Да и само качество будет желать лучшего.
Для больших и масштабных проектов стоимость сайта может достигать нескольких миллионов рублей. Но если вы только открываете бизнес, лучше воспользоваться недорогим и проверенным вариантом: создать свой лендинг/сайт на специализированной платформе, на которой доступен весь необходимый для сайта функционал.
При открытии расчётного счёта в Банке ДОМ.РФ вы получите возможность создать свой сайт самостоятельно на платформе Nethouse и три месяца бесплатного обслуживания.
Это вполне разумное решение для бизнеса, который только встаёт на ноги. А сэкономленные средства лучше направить на рекламу.
Запланируйте бюджет на рекламу
Современная реальность не позволяет раскручиваться и увеличивать объёмы продаж без рекламы. Нет, конечно, в самом начале вы можете продавать товары или оказывать услуги знакомым и пользоваться благами «сарафанного радио».
Но для настоящей раскрутки и поиска активной аудитории, которая постепенно вырастает в клиентов, нужна реклама. Поэтому на неё лучше сразу выделить определённый бюджет ещё в момент проработки бизнес-плана.
Для клиентов Банка ДОМ.РФ действует акция — при пополнении аккаунта в myTarget на сумму 50 000 ₽ вы получите бонус на эту же сумму. myTarget — специальная платформа для самостоятельного размещения и управления рекламой на таких площадках, как ВКонтакте, Одноклассники, и других проектах Mail.ru Group.
А также можно получить 3000 бонусных рублей на рекламную кампанию Google через сервис Aori.
Что ещё нужно для бизнеса
Для комфортной работы, приёма платежей от клиентов и вывода средств важно, чтобы у вас был удобный банкинг. У Банка ДОМ.РФ есть интересное предложение для начинающих предпринимателей — «Расчётный счёт для бизнеса за 0 ₽ ».
Открытие счёта — бесплатно. Ведение счёта через интернет-банк, использование мобильного банка также бесплатно.
После открытия расчётного счёта вы сможете воспользоваться скидкой на телефонию в размере 50% и номер 8 (800) в подарок от «Манго Телеком». А также скидкой 7% на экспресс-доставку для бизнеса (до 3 кг) через СДЭК в течение года.
Вести бизнес в пандемию реально, если серьёзно подготовиться и изучить все возможности. Банк ДОМ.РФ готов помочь начинающим предпринимателям, которые не боятся делать что-то новое и принимать вызовы времени.
Исследование Тинькофф: как пандемия повлияла на российский бизнес
Тинькофф-бизнес опросил более 7000 российских предпринимателей и узнал, как себя чувствует малый и средний бизнес после года пандемии.
Опросы проходили в феврале 2020 года и в марте 2021 года.
Чтобы справиться с влиянием карантина, 46% бизнесов перешли в онлайн, 8% начали продавать товары на маркетплейсах.
19% опрошенных предпринимателей полностью изменили сферу бизнеса.
Почти четверть компаний сократили штат. Закрыли несколько точек 16% предпринимателей, 9% открыли дополнительные точки продаж.
В первом квартале 2021 года 37% компаний зарабатывают преимущественно или только через традиционные офлайн-точки, 23% бизнеса получают большую часть оборота или весь оборот через онлайн-каналы, 40% предпринимателей работают напрямую с компаниями и получают деньги сразу на расчетный счет.
Пострадавшие отрасли бизнеса постепенно восстанавливаются
Больше чем у половины бизнесменов в 2020 и 2021 годах упали обороты. У 20% опрошенных обороты в 2020 году, наоборот, выросли. Еще столько же предпринимателей отметили, что у них не было существенных изменений.
К апрелю 2021 года, по данным исследования, бизнес в целом восстанавливается.
Лучше всего дела в сфере пассажироперевозок — оборот компаний в первом квартале 2021 года в 3,9 раза больше, чем в первом квартале 2019 года. В сфере финансов обороты выросли в 3,7 раза, у страховщиков — в 2,1 раза.
В два раза оборот вырос у компаний в сфере образования, красоты и розничной торговли электроникой, чуть меньше показатели роста у кафе.
По данным реестра МСП, число компаний за год заметно снизилось — на 246 800 по сравнению с 2019 годом. Количество ИП сократилось на 115 900, юрлиц — почти на 131 000.
В середине апреля 2021 года заметен рост нового бизнеса в России: их стало на 1,4% больше, чем в 2020 году. Но по сравнению с показателями до пандемии компаний открывается меньше, чем в 2019 году.
Налоги, проверки и ограничения из-за коронавируса — основные препятствия для развития бизнеса
По мнению предпринимателей, в 2021 году вести бизнес в России стало безопаснее. В 2019 году 9% малых предпринимателей и 6% средних компаний считали, что рисков вести бизнес немного. Сейчас — 24% и 22% соответственно.
В опросах 2020 и 2021 года предприниматели выделяют три основных риска для развития бизнеса: рост налоговой нагрузки, влияние санкций и чрезмерное внимание к операциям бизнеса со стороны государственных ведомств.
В 2021 году к ним добавились коронавирусные ограничения. Сложности из-за карантинных мер возникли у 53% предпринимателей.
По сравнению с прошлым годом бизнес отметил снижение проблем, связанных с налоговой нагрузкой и контролем государственных ведомств. Выросло число тех, кому сложнее вести дело из-за влияния санкций.
Уроки для бизнеса: чему научила пандемия
Рекомендации начинающим и опытным предпринимателям – об адаптации к современным реалиям и отношениях с партнерами и работниками
Распространение коронавирусной инфекции поставило предпринимателей перед выбором: меняйся или закрывайся. Установление нерабочих дней, перевод сотрудников на удаленную работу, введение ограничительных мер – в таких условиях был вынужден выживать и развиваться бизнес. Так ли это плохо? Рассмотрим несколько уроков, которые мы вынесли за эти тяжелые месяцы.
Удаленная работа – достойная альтернатива офису
Многие компании еще в начале пандемии перевели своих сотрудников на «удаленку». После этого у работодателей возник вполне резонный вопрос: а смогут ли люди работать из дома так же продуктивно, как в офисе? Результаты превзошли все ожидания: исследование Стэндфордского университета показало, что при грамотной организации рабочего процесса эффективность сотрудников выросла в среднем на 14%. Кроме того, компании получили возможность сэкономить на арендных и коммунальных платежах за счет отказа от части офисных помещений, а сервисы для видеоконференций, электронный документооборот и другие современные технологии позволили сделать дистанцию между людьми практически незаметной.
Очевидно, что удаленный формат работы будет выгоден бизнесу и в будущем. Не исключено, что после завершения пандемии многие просто не захотят возвращаться к прежнему образу трудовой деятельности.
(1 января 2021 г. вступил в силу закон о регулировании удаленной работы. Он дал преимущества работникам, а вот у работодателей появились новые обязанности – читайте об этом в статье «Дистанционная работа по-новому». Также полезной может оказаться статья «Как составить трудовой договор о дистанционной работе на постоянной основе». А о том, как работодателю обменяться документами с работником, написано в статье «Дистанционное трудоустройство»).
Финансовая подушка безопасности крайне необходима
До кризиса многие предприниматели скептически относились к формированию запасов на «черный день». Обосновывали они это тем, что бизнес должен пускать деньги в оборот, а не копить их. Между тем такие запасы обеспечивают стабильность и гарантируют уверенность в завтрашнем дне. Накопления помогут продержаться компании на плаву до тех пор, пока не отпадут негативные факторы.
Бизнес должен охватывать несколько направлений деятельности
Больше всего от пандемии пострадали те предприятия, которые были ориентированы на один продукт или на один рынок. Если рынок просаживается, такие предприятия в лучшем случае терпят большие убытки, в худшем – вынуждены прекратить свою деятельность.
Поэтому не стоит класть все яйца в одну корзину. Расширение ассортимента выпускаемой продукции или оказываемых услуг способно уберечь бизнес во время кризиса. Компания сможет направить свои мощности в те сферы, которые менее пострадали.
Нужно быстро подстраиваться под потребности рынка
Из-за ограничительных мер многие из нас стали заказывать домой продукты питания, одежду, книги, бытовую технику и электронику. Интернет-сервисы доставки были вынуждены обрабатывать огромное количество заказов. Нагрузка на всю IT-инфраструктуру резко увеличилась. Компании, которые не смогли выдержать такого ажиотажа, начали терять своих клиентов.
Сегодня люди снова ходят в кафе, рестораны и торговые центры. Спрос на товары интернет-магазинов постепенно снижается. Означает ли это, что нет смысла вкладываться в дорогостоящее оборудование и нанимать в штат IT-специалистов? Правда в том, что бизнес должен быть готов к любому развитию событий, – и это актуально не только для интернет-магазинов. Нужно быть гибким, чтобы вовремя подстроиться под любые потребности рынка.
Информационная безопасность превыше всего
Проблема защиты информации обострилась в связи с переводом сотрудников на удаленную работу. Бизнес был вынужден обеспечивать безопасность своих данных и продумывать планы аварийного восстановления. В противном случае компании подвергали себя большим рискам: вирусы, утечки информации и другие неприятности могли обернуться колоссальными убытками. Избежать этого поможет хранение данных в «облаке»: так информация не станет доступна третьим лицам, компания не пострадает от вирусов или из-за того, что оборудование вышло из строя. Причем для этого необязательно нанимать специалистов.
(Своевременное принятие эффективных мер при нарушении конфиденциальности данных клиентов позволит снизить их отток и уменьшить размеры возмещаемого ущерба и санкций – читайте об этом в статье «Как реагировать на утечку персональных данных клиентов»).
Рекомендации по оформлению договоров
1. Нарушение условий договора.
По общем правилу лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, т.е. чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К обстоятельствам непреодолимой силы (форс-мажору) относятся массовые заболевания (эпидемии), ограничения перевозок и иные запретительные меры государств.
Обстоятельства непреодолимой силы освобождают предпринимателя от ответственности, если обязательство было нарушено именно вследствие форс-мажора. Так, если спорная ситуация возникла в период пандемии, сторона договора должна будет доказать, что причиной неисполнения ею своего обязательства являются обстоятельства, вызванные угрозой распространения коронавируса, а также принимаемые государством меры по ограничению его распространения. В судебной практике в настоящее время сложился следующий подход: если отсутствие у должника денежных средств, необходимых для исполнения обязательства, вызвано ограничительными мерами (запретом определенной деятельности, введением режима самоизоляции и т.п.), то оно может быть признано основанием для освобождения от ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств.
Однако необходимо помнить, что форс-мажор освобождает от ответственности за нарушение обязательства, но не от его исполнения, если это возможно после того, как действие обстоятельств непреодолимой силы прекратилось. Поэтому, например, арендатор, не уплативший своевременно арендную плату в связи с наличием обстоятельств непреодолимой силы, освобождается от уплаты неустойки. Но указанные обстоятельства не прекращают его обязанность оплатить аренду за те периоды, когда имел место форс-мажор. Когда действие ограничительных мер прекратится, арендатор должен будет внести арендную плату за истекшие неоплаченные периоды аренды в разумный срок.
(Тренд «ковидной» реальности – установление арендной платы в виде процента с оборота арендатора. Почему владельцы коммерческой недвижимости готовы делить риски с арендаторами и как теперь составляются договоры аренды – читайте об этом в статьях «Аренде добавят оборотов» и «Как учесть опыт пандемии при заключении новых договоров аренды»).
2. Условия договора об изменении цены товара.
Статья 424 ГК РФ наделяет стороны правом самостоятельно определить цену товара, а также при необходимости порядок ее изменения. Поэтому мы рекомендуем избегать в договоре положений, которые позволили бы вашему контрагенту (например, поставщику) увеличивать цену товара в одностороннем порядке. Также советуем закрепить в договоре условие о том, что цена продукции устанавливается в российских рублях, – во избежание рисков, связанных с возможным ростом курсовой стоимости доллара, евро или иной иностранной валюты.
3. Условия о сроке действия договора.
Согласно ст. 425 ГК РФ законом или договором может быть предусмотрено, что окончание срока действия договора влечет прекращение обязательств сторон по договору. Поэтому мы рекомендуем избегать распространенных формулировок, связанных с автоматической пролонгацией срока договора, так как в этом случае контрагент сможет легко отказаться от него в одностороннем внесудебном порядке, отправив соответствующее уведомление в указанный срок, что может не соответствовать вашим интересам.
4. Условия о досрочном расторжении договора поставки.
Действующим законодательством предусмотрено два варианта одностороннего расторжения договора:
Отсюда несколько рекомендаций:
Пандемия заставила бизнес адаптироваться к современным реалиям, изменить внутренние процессы в работе, перестроить отношения с клиентами и партнерами. Сложности подталкивают предпринимателей к самым смелым решениям, а хорошо это или плохо – покажет время.