какой отдел мозга отвечает за ориентацию в пространстве
Какой отдел мозга отвечает за ориентацию в пространстве
Теменная доля, особенно правая, имеет важнейшее значение для оценки взаимоотношений объектов в пространстве. Существуют также доказательства того, что теменная доля, особенно левая, отвечает за инициацию двигательных актов. (Большая часть нижеизложенной информации получена из наблюдений за пациентами с повреждениями головного мозга, чаще всего сосудистого генеза.)
а) Верхняя теменная долька и схема тела. Под схемой тела подразумевают осознание человеком наличия у него различных частей тела и понимание того, как одна часть тела расположена по отношению к другой. Это осознание зависит от прошлых (хранящихся в памяти) и текущих чувствительных ощущений. Реальность существования схемы тела доказана существованием феномена под названием одностороннее игнорирование, при котором пациент с повреждением верхних отделов теменной доли игнорирует существование противоположной половины тела.
Синдром игнорирования чаще возникает при повреждении правого полушария. В норме теменные доли свободно обмениваются информацией через мозолистое тело, а отличить в своем кармане монетку от ключа человек может и правой, и левой рукой, не прибегая при этом к помощи зрения (стереогнозия).
Пациенты с повреждением верхних отделов теменной доли справа не могут определить форму предмета, ощупывая его левой рукой. Такое состояние называют астереогнозией (тактильная агнозия). Пациенты с аналогичным повреждением левого полушария все еще могут распознать форму объекта при помощи своей правой руки, но при этом они не могут назвать его функцию. Как уже отмечено ранее, надкраевая извилина отвечает за фонологическое извлечение, а возникающие семантические нарушения могут быть связаны с расстройством «внутренней речи», которую обычно ведет человек при решении каких-либо задач.
Поля Бродмана в теменной доле.
(А) Латеральная поверхность.
(Б) Медиальная поверхность.
3/1/2—соматосенсорная кора; 5—ассоциативная соматосенсорная кора;
7—задняя теменная кора; 39—угловая извилина; 40—надкраевая извилина.
б) Теменная доля и начало движения. В разных ситуациях за начало двигательного акта могут отвечать различные участки мозга. Далее мы коснемся относительно сложных, выученных двигательных актов (поворот дверной ручки, укладка волос, задувание спички, хлопанье в ладоши). Логично было бы предположить, что за начало движения в таком случае будет отвечать доминантное полушарие, поскольку все эти акты могут быть выполнены в ответ на вербальное указание (устное или письменное). Подтверждением этому служит тот факт, что пациенты с пересеченным мозолистым телом по указанию могут выполнять выученные движения правой рукой, но не левой.
Идеомоторной апраксией (или апраксией конечностей) называют неспособность пациента по указанию выполнить какое-либо выученное движение. Она возникает при нарушении связи между центром планирования двигательного акта и центром его непосредственного исполнения. Пациент может самостоятельно воспроизвести нужное движение или его часть (что свидетельствует об отсутствии двигательных или чувствительных нарушений). Он также может объяснить, чего от него хочет добиться исследователь, но при этом больной не способен начать выполнять двигательный акт при прямом указании.
Об идеомоторной апраксии можно говорить в том случае, когда в теменной доле доминантного полушария хранятся программы выполнения выученных двигательных актов, которые при их активации сигналами из префронтальной коры вызывают возбуждение премоторной коры с одной или обеих сторон. (Также играют роль базальные ганглии) Идеомоторная апраксия может возникать у пациентов, недавно перенесших инсульт с повреждением структур, перечисленных и описанных па рисунке ниже. Самая частая причина апраксии — повреждение надкраевой извилины, причем повреждение с левой стороны ведет к двусторонней апраксии конечностей, а повреждение с правой стороны — только к левосторонней. На рисунке ниже инсульт локализации (2) привел к повреждению корково-спинномозговых волокон, спускающихся от коркового представительства кисти в двигательной коре. В случае, если повреждение произошло слева (как на рисунке), у пациента нарушается плавность движений в обеих конечностях, в то время как при повреждении с правой стороны будет страдать только подвижность левой кисти.
При идеаторной апраксии больной неспособен выполнять сложные двиг ательные акты, состоящие из различных движений. Это расстройство чаще всего развивается вследствие диффузного поражения головного мозга и затрагивает сразу обе стороны, но иногда бывает и при ограниченных повреждениях (например, задних отделов теменной коры слева). Двигательные акты,которые выполняет больной, становятся неорганизованными, порядок действия в них часто нарушен (это заметно при попытках больного одеться — так называемая «апраксия одевания»),
Ниже кратко описаны симптомы повреждения теменной доли.
Ассоциативные и комиссуральные пути, обеспечивающие двигательные реакции на чувствительные стимулы.
Деятельность премоторной коры контролирует префронтальная кора.
При повреждении области 1 происходит разрушение передних отделов мозолистого тела, возникает ипсилатеральная апраксия конечностей (очаг слева, апраксия слева).
При повреждении областей 2 (верхний продольный пучок) или 3 (угловая извилина) может возникнуть двусторонняя апраксия конечностей.
В реальных условиях при обширных повреждениях оценить наличие апраксии правых конечностей невозможно из-за правосторонней гемиплегии или рецепторной афазии.
в) Повреждения теменной доли головного мозга:
1. Передняя теменная кора. Повреждение соматической чувствительной коры достаточно часто сочетается с повреждением соматосенсорной ассоциативной коры. В результате этого у пациента возникают чувствительные нарушения по корковому типу, ему также становится сложнее взаимодействовать с предметами, которые находятся в противоположном зрительном поле (т. е. больной начинает регулярно опрокидывать вещи). (В контроле внимания участвует не только теменная доля, но и те динамические связи, которые существуют между ней и лобной долей.)
2. Надкраевая извилина. Повреждение надкраевой извилины (поле 40) чаще всего происходит в результате сосудистой катастрофы (средняя мозговая артерия); обычно в таком случае оно сочетается с контралатеральной гемиплегией, иногда с гемианопсией. В редких случаях происходит избирательное повреждение сосудов, питающих саму надкраевую извилину. У таких больных возникает одностороннее персональное пространственное игнорирование. Пациент не осознает наличие у него противоположной половины тела до тех пор, пока на нее целенаправленно не обратят внимание.
Мужчина побреет только одну половину лица, женщина расчешет волосы только с одной стороны. При изолированной чувствительной стимуляции противоположной половины туловища пациент почувствует стимул; если же коснуться двух точек сразу с обеих сторон, пациент почувствует касание только на стороне очага (чувствительная агнозия).
3. Угловая извилина. Хорошо известно, что при повреждении передневентральной части угловой извилины (поле 39) у пациента развивается пространственное (внеперсональное) одностороннее игнорирование. Пациент не может ориентироваться и воспринимать объекты в противоположном зрительном поле. Даже в том случае, если проводящие пути зрительного анализатора сохранены с двух сторон, при представлении сразу двух зрительных стимулов (например, врач сгибает свои указательные пальцы) у пациента отмечают контралатеральную зрительную агнозию.
Независимо от основной руки пространственное отрицание при повреждении правой половины встречают как минимум в 5 раз чаще (особенно при повреждении в области теменно-височного соединения).
При изолированном повреждении задней части левой угловой извилины сосудистого генеза (встречают очень редко) развиваются алексия (неспособность к чтению) и аграфия (неспособность к письму); буквы на странице внезапно перестают иметь какой-либо смысл. Если височная площадка не повреждена, пациенты все еще могут называть слова, которые им вслух продиктовали по буквам.
Редактор: Искандер Милевски. Дата публикации: 23.11.2018
Голова – предмет тёмный, но исследованию подлежит. Что за что отвечает в головном мозге?
Способность дышать и двигаться, чувствовать боль и любить, создавать гениальные творения и совершать зло, подчас не поддающееся объяснению. Благодаря чему всё это возможно? Где скрывается наше «я»?
Как устроен головной мозг человека, как соотносятся его строение и функции, и каковы их особенности?
Попробуем разобраться в некоторых из них.
Существует положение, что чем более проста некая функция, тем точнее место ее локализации в головном мозге. С другой стороны, наиболее сложные функции обеспечиваются слаженной работой всего мозга, в связи с чем понятие «коркового центра» (определённой области коры головного мозга) большей частью относительное и условное.
Внезапно залаяла собака во дворе? Ориентировочный рефлекс в ответ на резкий звук возможен благодаря среднему мозгу. Кроме того, через этот отдел проходят пути, обеспечивающие зрение, слух, способность к движению и бдительности, контроль температуры и ряд других, которыми занимаются другие отделы мозга.
КОРА БОЛЬШИХ ПОЛУШАРИЙ ИМЕЕТ СЛОЖНОЕ
СТРОЕНИЕ И СОДЕРЖИТ 12-18 МЛРД НЕРВНЫХ
КЛЕТОК И БОРОЗДАМИ ДЕЛИТСЯ НА НЕСКОЛЬКО ДОЛЕЙ
А теперь закройте глаза и коснитесь пальцами кончика носа. Получилось без особого труда, не так ли? Это при том, что в этом плавном действии было задействовано много разных мышц. За координацию, равновесие, нормальные движения спасибо мозжечку.
Сложнее, сложнее
Эмоции, такие эмоции. Без них наша жизнь была бы не такой счастливой (несчастной?). Внутренняя борьба, иногда заставляющая нас сделать то, о чем мы потом пожалеем. Знакомо? Благодарим лимбическую систему. Интересно что это такое? Чуть подробнее о ней (и ее частях).
Беспокоитесь, грустите? А может вам страшно? Это возможно благодаря миндалевидному телу (миндалине). Любопытный факт: с левой миндалиной бывает связано и чувство счастья, а вот у правой «настроение» плохое всегда.
Читайте материал по теме: Билл Гейтс и его синдром Аспергера
И наконец.
Итак, какова ее роль?
Читайте материал по теме: Что происходит с мозгом аутистов?
С лобной долей связана также наша способность к движению (благодаря моторной коре), чёткому и разборчивому письму, артикуляции.
Ассоциативные функции обеспечиваются теменной долей коры. Здесь располагаются области, отвечающие за осязание, чёткие, комбинированные целенаправленные движения, чтение, познавание предметов, явлений, их смысла и символического значения.
Бросается в глаза, что.
Наиболее сложные функции памяти и мышления не имеют чёткого расположения, в их реализации принимают участие различные области мозга.
Почему важно знать, как связаны функция и структура головного мозга?
Диагностика. Представьте: у человека сильно разболелась голова. Спустя несколько минут он уже не смог поднять правую руку, а его речь стала невнятной. У пациента ухудшилось зрение с одной стороны, тогда как офтальмолог патологию со стороны глаз не обнаружил. Или, например, человек перестал понимать обращённую к нему речь.
Читайте материал по теме: Как предотвратить инсульт?
Зная о том, какие отделы в головном мозге отвечают за ту или иную способность, можно предполагать место расположения патологического процесса.
Лечение и реабилитация. Предположим, что в результате повреждения участка головного мозга после инсульта у человека «выпала» какая-то функция. Значит ли это, что теперь она не вернётся? Нет, далеко не всегда.
Благодаря такому свойству мозга, как пластичность, возможно эту функцию восстановить. Говоря простыми словами, под пластичностью можно понимать способность других областей мозга брать на себя функцию повреждённой его части. Однако этим процессом нужно целенаправленно заниматься. Поэтому после инсульта больному бывает необходим курс нейрореабилитации, в процессе которого он заново учится говорить, ходить, обслуживать себя.
Нет. Приведённые выше описания взаимоотношений структуры и функции далеко не исчерпывающие: на деле всё гораздо сложнее и выходит далеко за рамки объёма небольшой статьи.
Физиологические основы поддержания равновесия
Причиной головокружения в большинстве случаев служит нарушение согласованной деятельности различных сенсорных систем – вестибулярной, зрительной, проприоцептивной (информация о положении тела в пространстве, получаемая от рецепторов, расположенных главным образом в мышцах и сухожилиях). Кроме того, важной, а иногда и доминирующей причиной возникновения головокружения является дисфункция центральных структур, участвующих в поддержании равновесия тела, главным образом, ядер мозжечка.
Вестибулярная система
Вестибулярная система состоит из:
Правильная работа вестибулярной системы позволяет человеку четко ориентироваться в трехмерном пространстве, а именно:
Лабиринт располагается в каменистой части височной кости и включает:
Строение лабиринта
В каждой камере отолитового аппарата и в каждом полукружном канале имеется скопление рецепторных клеток – макула, которая покрыта желатинообразной массой – купулой. В отолитовом аппарате купула покрывает волосковые клетки наподобие подушки и содержит отложения кристаллов кальцита (отолиты), которые придают купуле дополнительный вес.
Отолитовый аппарат
В полукружных каналах желатинообразная масса не содержит отолитов и полностью перекрывает просвет канала.
Рецепторы вестибулярной системы представлены волосковыми клетками, которые несут на апикальной поверхности от 60 до 80 тонких выростов цитоплазмы (стереоцилий) и одну ресничку (киноцилию).
Восприятие положения тела относительно силы гравитации
При вертикальном положении головы макула утрикулуса располагается горизонтально. Когда голова наклоняется в сторону, утяжеленная отолитами желатинообразная мембрана под действием силы тяжести соскальзывает в сторону наклона. Это скольжение приводит к изгибанию стереоцилей волосковых клеток. Наклон стереоцилей сопровождается (в зависимости от направления) повышением или снижением частоты нервных импульсов в чувствительных нейронах вестибулярного ганглия. Макула саккулуса располагается вертикально и действует таким же образом.
Восприятие положения тела относительно силы гравитации
Восприятие линейных ускорений
При резком линейном ускорении тела купула саккулуса или утрикулуса за счет сил инерции смещается в направлении, противоположном направлению движения, что также приводит к изменению электрической активности рецепторов.
Восприятие углового ускорения
Три полукружных канала расположены в трех разных плоскостях. Каждый из трех каналов действует как замкнутая трубка, заполненная лимфой. В расширенной части канала его внутренняя стенка выстлана волосковыми клетками, а расположенная над ними купула полностью перекрывает просвет канала. При повороте головы полукружные каналы поворачиваются вместе с ней, а эндолимфа в силу своей инерции в первый момент остается на месте. В результате этого возникает разность давлений по обе сторону купулы, и она прогибается в направлении, противоположном движению. Это вызывает деформацию стереоцилий и последующее изменение активности нейронов.
Восприятие углового ускорения
При вращении головы только в горизонтальной, сагитальной или фронтальной плоскости активируются рецепторы одного из соответствующих каналов. При сложном вращении головы активируются рецепторы всех трех каналов. Информация от них поступает в головной мозг и на основе ее конвергенции и анализа модулируется истинная картина перемещения головы.
Центральный отдел вестибулярной системы
Аксоны чувствительных нейронов, тела которых располагаются в вестибулярном ганглии, следуют в продолговатый мозг и оканчиваются в четырех парных вестибулярных ядрах. Приходящие в эти ядра импульсы от рецепторов дают точную информацию о положении в пространстве исключительно головы (но не всего тела!), поскольку она может быть наклонена или повернута относительно туловища. Для восприятия положения тела в пространстве необходим также учет угла наклона и поворота головы относительно туловища, поэтому вестибулярные ядра получают дополнительные стимулы от проприорецепторов мышц шеи.
Ядра вестибулярного нерва и их связи
Далее от вестибулярных ядер афферентная импульсация направляется к нейронам специфических ядер таламуса, а отростки последних достигают постцентральной извилины коры больших полушарий головного мозга
Проприоцептивная система
Благодаря проприоцепции, мы ощущаем положение конечностей, движение и степень мышечного напряжения в них. Это дает человеку чувство “опоры”, т.е. осознание, что стопы опираются на какую-либо поверхность, удерживая вес тела. Рецепторный аппарат проприоцептивной чувствительности, расположен в мышцах, сухожилиях, фасциях, капсулах суставов, а также в коже.
Необходимо отметить, что важную роль в поддержании равновесия тела играют рецепторы глубокой чувствительности, расположенные не только в конечностях, но и в структурах шеи, главным образом, в глубоких мышцах. Информация, получаемая головным мозгом от этих рецепторов, необходима для пространственной ориентации человека, поддержании его позы, а также координинации движения головы и туловища.
Зрительная система
Эффективное поддержание равновесия требует четкого контроля со стороны зрительной системы (в соответствие с принципом обратной связи). При этом контроль над движениями мышц глазного яблока является чрезвычайно сложным процессом. Существует 3 основных системы контроля взора:
В пределах головного мозга эти системы контролируются определенными анатомическими зонами, которые являются в значительной степени изолированными, и обеспечивают две главные функции:
Система саккадических движений глазных яблок
Когда объект интереса появляется в периферии визуальной области, происходит быстрый поворот глазных яблок в его сторону, так, что изображение объекта проецируется на сетчатку в области желтого пятна. Тот же самый двигательный ответ глазных яблок может быть вызван внезапным звуком или болезненным стимулом. Такое быстрое движение глаз называется саккадическим, от французского слова, означающего резкое движение парусника при ветре или дергание головы лошади от потягивания узды. В целом, система саккадических движений глазных яблок обеспечивает обнаружение зрительной цели и выведение ее на наиболее чувствительную часть сетчатой оболочки. Саккады возникают, например, в процессе чтения, при этом глаза человека обычно совершают несколько саккадических движений на каждой строке. Кроме того, они появляются, когда человек рассматривает какой-либо объект (картину, скульптуру и пр.), но в этом случае саккады совершаются в разных направлениях (вверх, вниз, в стороны и под углом) последовательно от одной точки объекта к другой.
Классическое изображение, описывающее саккадические движение глазных яблок
при рассматривании объекта
Система плавных (следящих) движений глазных яблок
Когда объект рассматривания перемещается, саккадическая система может первоначально зафиксировать его, но скоро теряет, поскольку изображение ускользает из области желтого пятна (сетчатое скольжение). Плавные (следящие) движения глаз необходимы для длительной фиксации движущегося объекта и слежения за ним. После того как визуальная цель выбрана, система работает вне волевого контроля.
Схематическое изображение функционирования системы
плавных (следящих) движений глаз
Вестибуло-окулярная система
В то время как система следящих движений глазных яблок фиксирует изображение перемещающегося объекта рассматривания на желтом пятне, существует другая система, которая позволяет стабилизировать изображение неподвижного объекта рассматривания на сетчатке во время движения головы. Это основная функция вестибуло-окулярной системы. Благодаря ее наличию у человека во время движения на транспорте по неровной дороге или ходьбе не возникает проблем с четким рассматриванием отдаленного объекта. В том случае, когда по какой-либо причине вестибуло-окулярная система не работает возникает феномен, называющийся “осциллопсия” – “дергание” визуальной картинки при движении.
Мозжечок
Основная функция мозжечка заключается в получении информации о положении тела в пространстве от всех органов чувств и регуляции на ее основе мышечного тонуса и движений для поддержания равновесия и выполнения точных действий.
Для больных с повреждением мозжечка характерна астазия-абазия – нарушение способности к сохранению равновесия тела при стоянии и ходьбе. Больные ходят, широко расставив ноги – так называемая туловищная атаксия (“пьяная походка”).
Ходьба на пятках и носках невозможна. Атаксия в данном случае развивается вследствие неспособности головного мозга координировать деятельность мышц в процессе преодоления силы тяжести. Также выявляются глазодвигательные расстройства. Они проявляются нарушением фиксации взора на неподвижных или двигающихся объектах, в результате чего возникают рывковые движения глаз при слежении. Также характерен вертикальный нистагм, бьющий вверх или вниз.
Вертикальный нистагм при повреждении мозжечка.
Головной мозг
Головной мозг защищен от внешних механических воздействий черепной коробкой. Наиболее важные отделы располагаются на дне черепа. В сером веществе мозга находится 25 миллиардов нейронов, что почти в 4 раза больше населения земного шара (6,5 млрд.). Головной мозг человека покрыт тремя оболочками:
В области головного мозга располагается пять желудочков — емкостей, соединенных между собой каналами. Внутри полостей содержится ликвор — биологическая жидкость, которая циркулирует как в цистернах головного мозга, так и в спинномозговом канале.
Функции отделов головного мозга
Головной мозг составляют пять отделов:
Поражения головного мозга
При повреждении головного мозга определяются две группы клинических признаков: общемозговые и очаговые симптомы.
К общемозговым изменениям (головная боль, головокружение, повышенная температура тела) относят признаки, характерные для следующих заболеваний:
Очаговые симптомы зависят от места поражения и характеризуются изменением определенных функций.
По механизму поражения различают органические и функциональные расстройства. При органических расстройствах наблюдается поражение тканей определенных участков головного мозга. К ним относят:
К функциональным расстройствам относят:
В нашем лечебно-диагностическом центре на Вернадского обследование МРТ указывает на очаги поражения при органических заболеваниях с точностью до десятых долей миллиметра.
Какой отдел мозга отвечает за ориентацию в пространстве
Кандидат медицинских наук. Аладина Е.А.
Что такое речь? Речь – это высшая психическая функция, которую обеспечивают два центра, находящиеся в разных отделах головного мозга:
Центр Вернике. Место расположения – слуховая кора височной доли. Отвечает за восприятие звуков речи.
Центр Брока. Место расположения – нижние отделы лобной доли. Отвечает за рече-двигательную функцию (воспроизведение звуков, слов и фраз).
В зависимости от преобладания того или иного центра речь подразделяется на импрессивную и экспрессивную.
Импрессивная речь представляет собой процесс восприятия слов на слух, понимание их смысла, а также значения высказывания в целом.
Экспрессивная же речь – это процесс высказывания слов на определенном языке. У левшей речевые центры располагаются в правом полушарии, у правшей – в левом.
При наиболее серьезных нарушениях речи страдает не только произношение звуков, но и умение различать звуки на слух. При этом ограничен активный (используемый в речи) и пассивный (тот, который ребенок воспринимает на слух) словарь ребенка, возникают проблемы с построением предложений и фраз. Все эти нарушения, если их вовремя не исправить, вызывают трудности общения с окружающими. В дальнейшем они могут привести к развитию у ребенка закомплексованности, мешая ему учиться и в полной мере раскрывать свои природные способности и возможности.
По степени тяжести речевые нарушения можно разделить на те, которые не являются препятствием к обучению в массовой школе, и тяжелые нарушения, требующие специального обучения. Из тяжелых нарушений речи чаще всего встречаются алалия, различного типа дизартрии, некоторые формы заикания и др.
Алалия — это полное или частичное отсутствие речи у детей при хорошем физическом слухе, обусловленное недоразвитием или поражением речевых областей головного мозга. При сенсорной алалии ребенок плохо понимает чужую речь, причем, не распознает именно звуки речи: слышит, что человек что-то говорит, но не понимает, что именно. Это сходно с тем, как мы не понимаем говорящих на неизвестном нам иностранном языке.
Нередко детей с сенсорной алалией смешивают с детьми, имеющими нарушение слухового анализатора.
При моторной алалии ребенок не может овладеть языком (его звуками, словами, грамматикой). Часто дети с моторной алалией похожи на детей с умственной недостаточностью.
Причины речевых нарушений.
С точки зрения времени воздействия причины делят на наследственные и приобретенные.
Наследственные:
— позднее созревание речевых зон коры головного мозга
— леворукость (вызывает заикание, нарушение чтения и письма при переучивании)
— определенное соотношение в функционировании правого и левого полушария (у девочек — быстрее развивается левое полушарие, у мальчиков речевые нарушения встречаются чаще)
— генетические нарушения, нервно-психические заболевания родителей
Приобретенные:
Пренатального и натального периода (период беременности и родов):
1) Гипоксический (нарушение снабжения кислородом плаценты, асфиксия в родах)
2) Инфекционный (грипп, краснуха, корь, токсоплазмоз. Особенно в первой половине беременности)
3) Токсический (вызывающий повреждение мозговых структур: медикаменты, резус-конфликт, несовместимость по группе крови, заболевания матери(пиелонефрит и др), воздействие химикатов, радиации)
4) Механический (травмы во время беременности, родов, использование травматических методов родовспоможения)
В раннем постнатальном (послеродовом) периоде причины нарушения речи подразделяют:
1) Биологические (менингиты, энцефалиты; хронические соматические заболевания: инфекционные и др. травмы головы, органов речевого аппарата).
2) Социальные (недостаточное внимание к речи ребенка, психические травмы, двуязычие в семье, переучивание при леворукости).
Однако, нарушения речи у детей не всегда связаны с повреждением речевых центров в головном мозге. Примерно до 7 лет мозг ребенка работает как устройство для обработки сенсорной информации, получаемой с помощью органов чувств (вкус, запах, прикосновение, движение, воздействие силы тяжести и положение в пространстве). Дети заняты тем, что воспринимают вещи и перемещают тело в соответствии со своими ощущениями. Поэтому возраст до 7 лет жизни называется периодом сенсомоторного развития.
Упорядочивание ощущений о физическом состоянии нашего тела или окружающей среды называется сенсорной интеграцией. Благодаря ей мозг обеспечивает эффективные реакции тела и перцепцию, формирует эмоции и мысли.
У некоторых людей нарушена работа слуховой или зрительной системы, точно такие же нарушения могут быть и вестибулярной системе.
У ребенка с задержкой речевого развития грамотный специалист в нарушениях сенсорной интеграции отметит нарушение вестибулярной системы. Как они могут проявляться?
Неговорящие дети произносят больше звуков, чем обычно, и участвуют в подвижных играх, стимулирующих вестибулярную систему. Дети со сниженной активностью вестибулярной системы способны кататься на американских горках или каруселях дольше других. К тому же они не чувствуют ни слабости, ни тошноты даже после большой и длительной двигательной нагрузки.
Также у них могут выявляться вестибулярно-билатеральные нарушения: неуклюжесть, трудности езды на велосипеде. Такие дети часто падают, даже не замечая падения, и не предпринимают попыток восстановить равновесия.
Причина этих нарушений нарушение развития сенсорных систем, которые развиваются взаимозависимо. Так речевая коммуникация зависит не только от слуха, но и от осязания, зрения и взаимодействия со многими сенсорными и двигательными функциями, связанными с обучением и поведением.
Мозг не обрабатывает и не упорядочивает потоки сенсорных импульсов, и в результате ребенок не получает точную информацию о себе и окружающем мире. У многих детей, чья сенсорная система дает сбои, интеллект обычный или выше среднего. Если во многих областях мозга есть проблемы с обработкой сигналов, то формирование обобщений, идей и другие интеллектуальные проблемы могут представлять трудность для ребенка, что на первый взгляд похоже на нарушение умственного развития.
Слуховая система также работает в тесном взаимодействии с вестибулярной. Дети с нарушением обработки звуковых импульсов могут пытаться на уроке слушать учителя, но звуки с игровой площадки под окнами, шум машин и шепот одноклассников сильно мешают разобрать им объяснения. Такие дети нередко оглядываются на других ребят, ища зрительной подсказки на уроке.
Исследования детей с проблемами в обучении, вызванные нарушениями слуха или речи, показали, что положительная динамика в тестах на чтение была отмечена после занятий, стимулирующих вестибулярные и проприоцептивные ощущения, а не после языкового тренинга.
Как можно заметить у ребенка нарушение слухового восприятия:
Опросный лист «обработка звуковых стимулов» из книги Э. Джин Айрес «ребенок и сенсорная интеграция»:
Замечаете ли Вы, что Ваш ребенок:
— не всегда отвечает, когда к нему обращаешься?
— неверно понимает обращенные к нему слова?
— путает схожие слова («принеси кошку» вместо «принеси ложку»)
— частично понимает, но пропускает детали внятно произнесенных указаний или рассказов
— в тишине слышит хорошо, но в шумной обстановке путается?
— не может верно указать направление, откуда идет звук?
— не может смотреть и слушать одновременно?
— разговаривает монотонно или очень громко?
— демонстрирует высокую чувствительность к шуму, иногда слышит, чего не слышат другие?
— выглядит растерянным, если вокруг смеются, шумят и разговаривают одновременно.
В заключение нужно отметить: дети, у которых к 2,5-3 годам не развивалась речь, следует обследовать комплексно. Включая осмотр логопеда, психиатра, проведение электроэнцефалографического исследования и осмотр невролога или другого специалиста, занимающегося сенсорной интеграцией. Это позволит провести дифференцированный подход к диагностике и определить индивидуальный план реабилитации ребенка с учетом такой междис-циплинарной проблемы, как нарушение речевого развития у детей.