какой остров был покорен ассирией

Завоевания Ассирии

какой остров был покорен ассирией

Великая военная держава Древнего Востока — Ассирия ведёт свою историю от небольшого города-государства на Среднем Тигре, носившего название Ашшур в честь племенного бога аккадцев. Ашшур возник в начале III тысячелетия до н. э. Полтора тысячелетия Ашшур оставался одним из незначительных государств Месопотамии, которое периодически подчиняли более сильные соседи: амореи, вавилоняне, хурриты. В середине XIV в. до н. э. правитель Аш-шура Ашшурубаллит I добился независимости от соседней Митанни и установил дипломатические связи с Египтом. Под его властью город-государство Ашшур превратился в крупную державу Ассирию, захватившую часть областей соседних Митанни и Вавилонии.

С этого времени почти на семь столетий Ассирия становится могущественным и воинственным государством, господствовавшим в Передней Азии. В XIV—XII вв. до н. э. ассирийцы вели войны против хеттов и вавилонян, и, хотя далеко не всегда добивались успеха, их агрессия не прекращалась. Лишь в середине XII в. до н. э. Ассирия временно ослабла в результате нашествия народов моря, но устояла против этого удара и в конце столетия достигла нового расцвета в правление царя Тиглатпа-ласара I, покорившего земли включительно от Чёрного моря и Закавказья до Вавилонии и Финикии.

Агрессивность Ассирии была напрямую связана с особенностями её государственного устройства. Её цари и военно-служилая верхушка при всём могуществе не могли установить прочное господство над самостоятельной общиной коренных ассирийцев-горожан. Стремясь укрепить свою власть, цари искали опору в войске, набранном в том числе и среди покорённых народов. Таким образом, внутри страны, среди её коренного населения, царская власть не имела прочной поддержки, зато в полной мере распространялась в завоёванных областях.

какой остров был покорен ассирией

Поэтому войны были для ассирийских владык средством укрепления своей власти, но покорённые мечом народы, которых ассирийцы жестоко угнетали, не раз поднимались против их владычества. Отсюда повторные завоевания уже захваченных городов и небывалая, даже для Древнего Востока, не отличавшегося гуманностью по отношению к слабым, жестокость ассирийцев. По приказу царей воины уничтожали города, истребляли сотни тысяч мирных жителей, переселяли целые народы, «вырывая их с корнем». Пленных ассирийцы зверски истязали.

Завоевания ассирийцев имели определённую периодичность: обычно после смерти царя подвластные ему области восставали, и новый владыка начинал своё правление с их повторного завоевания. Но при этом территории захватов неуклонно увеличивались. Вся история Ассирии представляет собой смену периодов военного подъёма и упадка. Наивысших достижений ассирийские цари добились в начале XII в. до н. э., начале X и первой половине VII в. до н. э.

какой остров был покорен ассирией

Ассирийские колесницы раннего времени напоминали египетские, хотя были более массивными и соответственно неуклюжими. Впоследствии эта тенденция получила дополнительное развитие: увеличились высота колесниц и размеры колёс, в них запрягались уже четыре (а не двух, как в египетских), а иногда и восемь лошадей. На четырёхколёсной колеснице находились лучник, возница и два щитоносца. На колесницах сражались цари и самые богатые и знатные воины.

Доспехи ассирийских воинов были разными, в зависимости от их достатка. Самые простые делали из войлока или проклеенного толстого холста. Иногда на них нашивали металлические бляхи. Состоятельные воины, командиры и цари облачались в чешуйчатые панцири, доходившие до колен. На поясе их скрепляли металлическими поясами. Шлемы, как и у египтян, у ассирийцев были редкостью, их носили только воины высокого ранга. Первоначально они представляли собой шапки с металлическими пластинами, а затем стали делаться целиком из металла в виде конуса с пластинами, защищавшими голову от боковых ударов. Применялись также специальные доспехи для лошадей из войлока и кожи.

какой остров был покорен ассирией

Помимо копий и луков (последними ассирийцы владели мастерски) на вооружении ассирийской армии находились пращи, дротики, мечи, кинжалы, булавы и секиры. Воины, вооружённые мечами и копьями, тяжеловооружённую пехоту, а те, кто сражался с луками, дротиками и пращами, — легковооружённую. Ассирийская армия, в которую, в отличие от многих других государств древности, не входили наёмники, могла достигать огромной для той эпохи численности — 120 тыс. человек. Она была чётко организована и делилась на отряды по 10, 50, 100 и 1000 человек.

Отряды имели знамёна и штандарты, на которых изображались в основном символы верховного бога и бога войны — Ашшура.

Ассирийцы считались мастерами в ведении осад, они применяли стенобитные машины, сооружали боевые башни на колёсах. А также разрушали плотины, чтобы затопить вражеский город; отводили русла рек, чтобы лишить осаждённых воды; подкапывали стены и использовали другие сложные инженерные решения. Не менее славились ассирийцы мастерством сооружения мощных крепостей из камня и кирпича, защищённых рвами и иными средствами обороны. Рвами и валами окружались военные лагеря, а на подступах к ним выставлялась стража.

Тиглатпаласар III совершил сокрушительные походы на государство Урарту (Армянское нагорье), подчинил Сирию, покорил Восточное Средиземноморье, завоевал Вавилонию, Элам, Мидию, Западный Иран. ‘Его преемник Саламанасар V присоединил к своим владениям Израильское царство. Царь Синех-хериб (705—681 гг. до н. э.) нанёс поражение Египту и окончательно подчинил его в 663 г. до н. э. Однако, как это не раз бывало в истории Ассирии, новым царям приходилось покорять эти области заново.

Напрягая все силы, ассирийские цари вели бесконечные войны, заливая Переднюю Азию потоками крови. И только благодаря союзу со скифами — причерноморскими кочевниками, совершившими несколько сокрушительных походов в Закавказье и Иран, ассирийцам удавалось сохранять власть над Вавилонией, Эламом, Урарту, Лидией и Персией (основная часть Ирана), Сирией, Финикией и Палестиной. Но когдаскифы внезапно обернулись против союзников, Ассирийская держава рухнула.

какой остров был покорен ассирией

В войну за ассирийское наследство вступили Вавилония, Египет, Лидия и Мидия. Успех сопутствовал вавилонским царям, которые покорили большинство земель, подвластных ранее ассирийцам.

В 609 г. до н. э. они захватили последний остаток Ассирии — Харран в Западной Месопотамии. Почти все асссирийцы были истреблены победителями — их постигла та же участь, которой они ранее подвергали своих поверженных врагов.

Под власть вавилонян попала и столица евреев — Иерусалим (586 г. до н. э.), и во время нашествия они разрушили священный Первый Храм, возведённый царём Соломоном. Десятки тысяч евреев были убиты, миллионы изгнаны со своих земель. Однако вавилоняне недолго господствовали в Передней Азии. В 539 г. до н. э. Вавилон захватил персидский царь Кир.

Источник

Какой остров был покорен ассирией

История древней Ассирии

Главная редакция восточной литературы издательства «Наука», 1979.

В предлагаемых читателю очерках дается систематическое изложение событий истории Ассирии с древнейших времен вплоть до падения великой восточной державы в 605 г. до н. э.

Книга – результат 15-летней работы автора над темой. На ее страницах воссоздана социальная, политическая и культурная атмосфера далеких эпох, анализируются обстоятельства, стоявшие за сменой правителей, возвышением одних племен и народов, падением других. Перед читателями проходят картины древнемесопотамской цивилизации: Шумера, Аккада, Вавилона, Ассирии и др. Они (познакомятся с полководцами и государственными деятелями тех времен, художниками и скульпторами, учеными и зодчими, строителями и воинами.

Книга рассказывает об образовании древнейшего ассирийского государства и Среднеассирийского царства; о политике и дипломатии, военных походах, победах и поражениях; о первой империи Тиглатпаласара, о возвышении ассирийской державы и ее поражении; об ассирийских столицах: Ашшуре, Калахе, Дур-Шаррукине и Ниневии; о военном искусстве Ассирии, строительстве ассирийского флота; о разрушении Вавилона и его восстановлении; о торговле, ремесле, металлургии, скотоводстве, дорогах и связи.

В сокровищницу мировой культуры вошли многие творческие достижения ассирийского народа. Даже завоевательные войны ассирийских царей не всегда имели отрицательные последствия. Объединенные в составе ассирийской державы, народности и племена независимо от воли завоевателей и даже вопреки ей вступали в тесные экономические и культурные связи друг с другом, что способствовало прогрессу в различных сферах жизни.

Таким образом, исторический процесс явился более сложным и противоречивым, чем кажется на первый взгляд, и видеть в прошлом Ассирии только теневые стороны было бы неправильно. Отмечая воинственность древних ассирийцев, описывая жестокие войны, которые они вели, автор решительно возражает против таких односторонних оценок. Ассирийский народ не только воевал, не только устремлялся в грабительские походы (также, впрочем, как и многие другие народы), но находил время и для мирного труда, создавая культурные ценности.

В очерках показаны достижения ассирийского народа в самых различных сферах хозяйства и культуры. Ассирийские земледельцы и садоводы усовершенствовали сельскохозяйственные орудия, акклиматизировали чужеземные растения (такие, как индийский хлопок и др.). Кузнецы и литейщики достигли больших успехов в обработке металла. Переход от бронзового века к железному произошел в Ассирии быстрее, чем в других странах древнего Востока.

Никто не сомневается в успехах, достигнутых ассирийской державой и в сфере дорожного строительства. Ассирийцы в этом деле были предшественниками персов, греков, римлян, которые использовали и продолжали созданные ими дороги.

Не менее велики достижения и в строительной технике. Всем известны замечательные глазурованные кирпичи Нововавилонского царства. В настоящее время доказано, что задолго до Навуходоносора II техника применения в архитектуре цветных изразцов широко использовалась ассирийскими мастерами.

Иудеи и урарты были во многом учениками ассирийцев. В урартских храмах хранились ювелирные изделия в ассирийском стиле; ассирийская система письменности – клинопись (восходящая свою, очередь, к Шумеру и Аккаду) была заимствована и переработана урартами. Многие литературные сюжеты, возникшие в Ассирии или заимствованные у вавилонян и шумеров, перешли затем к другим народам, в том числе и к европейским. Так, например, образ чародейки Лилит через еврейских и христианских подражателей проник в новую европейскую литературу, и мы находим его у Иоганна Вольфганга Гёте и Анатоля Франса. Трогательная сцена, разыгравшаяся между Пирамом и его возлюбленной Тисбой у гробницы мифического Нина (основателя Ниневии), через Овидия нашла свое отражение у Шекспира. Ассирийский мудрец Ахикар упоминается в библейской книге Товита, а его биография и поучения сохранились в литературе не только на арамейском, но и на сирийском, арабском, армянском, эфиопском, славянском языках. Греки приписали некоторые из подвигов ассирийского Ахикара знаменитому баснописцу Эзопу.

Большое внимание уделено в книге цивилизации, государственному устройству Ассирии, быту и нравам, морали и праву ассирийцев, с которыми читатель, не обращавшийся к специальной литературе, будет иметь возможность познакомиться впервые.

Работа предназначена для той категории массового читателя, которая интересуется историей великих культур древнего мира и нуждается в подобном сводном труде. Автор постарался использовать в ней последние достижения в области изучения истории древней Ассирии.[1]

Часть I. История Ассирийского государства

Глава I. Древняя Месопотамия

Несколько тысячелетий назад Персидский залив вдавался в сушу намного дальше, чем в настоящее время. Однако постепенно наносы Тигра, Евфрата и других рек, теперь уже высохших, заполнили громадную котловину между Сирийской пустыней на западе и Иранским нагорьем на востоке. Благодаря этому образовались земли Южного Междуречья, или Месопотамии (так называли область эту греки), заболоченные, заросшие дикими растениями и безлюдные.

Позже на этих неприветливых землях появились первые поселенцы. Но не по доброй воле пришли они сюда – воинственные кочевые племена вынудили их искать убежище в долинах рек Месопотамии.

Северная часть Месопотамии, которую в древности называли Ассирией, представляет собой гористую местность, орошаемую обильными дождями. Ее южная часть, называвшаяся некогда Вавилонией (в Библии – Сеннааром), – болотистая низменность, почвы которой образованы речными наносами. Тигр и Евфрат разливаются с марта – апреля. (Тигр в середине марта и в июне уже входит в свои берега, Евфрат – с апреля по сентябрь.) Под Месопотамией, в узком смысле слова, подразумевают область, расположенную между Тигром и Евфратом (примерно от Мосула до Багдада), а в более широком смысле – территорию от предгорий Армении до Персидского залива, с одной стороны, и от крутых склонов сирийских и аравийских гор до устья Тигра и Евфрата – с другой.

На севере Месопотамии разлив Тигра и Евфрата покрывает лишь узкие полосы по обоим берегам рек. Большая часть речной долины засушлива, зато в низовьях рек, ближе к Персидскому заливу, воды слишком много. Она застаивается, образуя обширные гнилые болота.

Летом в Южной Месопотамии стоит нестерпимая жара. Зимой идут дожди, и после них равнина покрывается растительностью. Но снова приходит лето с суховеями, и цветущий луг превращается в пустыню.

Нелегко было жить в такой стране. Чтобы не погибнуть от голода и лишений, обитателям Месопотамии нужно было распределять влагу по полям, рыть каналы, сооружать запасные резервуары. В низовьях приходилось осушать болота, чтобы превратить долину в цветущую страну.

Хлеб снимали дважды (как и в современном Ираке): в апреле – мае и сентябре – октябре.

Урожай в Северной Месопотамии зависел от дождей. Поэтому ассирийцы говорили, что «их глаза устремлены на дождь – небесный поток». Бог Адад считался у ассирийцев небесным владыкой, который посылал на землю дожди; не случайно в ассирийских законах упоминаются «воды бога Адада».

какой остров был покорен ассирией

Вавилония, расположенная на юге Месопотамии, когда-то превосходила плодородием даже Египет. По рассказам греческого историка Геродота, урожай хлебов бывал сам 200-300. Колосья пшеницы и ячменя достигали часто ширины в четыре пальца, просо и кунжут – величины дерева (из семян кунжута вавилоняне выжимали масло). Большинство пальм приносило плоды, из которых пекли хлеб и приготовляли вино.

В книге Д. Ч. Садаева использовано большое число источников – трудов советских и зарубежных ассириологов, отрывков из анналов ассирийских царей, их законов, описаний сражений, строительной деятельности и т. д. Редакция не сочла нужным в каждом случае, за исключением больших отрывков, давать ссылки на источник, чтобы не загружать книгу научно-популярного характера обширным аппаратом (Прим. ред.).

Источник

Древняя Ассирия в течение тысячелетий не знала себе равных

История Ассирии была совершенно уникальной и длилась на протяжении 1800 лет. Из всех народов, которые населяли в древние времена Ближний Восток, ассирийцы были самими кровопролитными и безжалостными. Благодаря своей жестокости к иным народам они смогли создать невероятно могущественную империю. Кстати, именно из-за нее они впоследствии и лишились абсолютно всего.

какой остров был покорен ассирией

Ассирийцы были самым воинственным народом из всех на Ближнем Востоке, поэтому они смогли добиться господства над более слабыми соседями и создать могущественную империю Древнего мира, простирающуюся от Персидского залива вплоть до западных границ Египта. Страна территориально располагалась в междуречье Тигра и Евфрата, в древней Месопотамии. Сегодня здесь находятся территории Ирака, Ирана, часть Турции и Саудовской Аравии.

Где она находилась?

Географическое положение, а также отсутствие естественных природных барьеров и сделали ассирийцев агрессивными. Страна была открыта и уязвима для нападения со всем сторон, именно поэтому для государства была так необходима сильная армия.

Ассирия прочно вошла в историю благодаря не только военным завоеваниям, но также и из-за высоко развитого искусства и культуры. Кроме того, этот народ любил торговлю, поскольку империя располагались на пересечении крупных торговых путей, пролегающих через Месопотамию. Ни для кого не секрет, что торговые пути – это источник богатств, поэтому их необходимо было все время держать под полным контролем. Можно предположить, что, скорее всего, многие из войн, которые велись Ассирией, были направлены именно на расширение сферы влияния в торговле.

На эту страну можно смотреть по-разному. Она была крайне воинственной, нагоняя страх на соседние народы. Но при этом, до дней дошла библиотека царя Ашшурбанапала, которая собиралась в Ниневии на протяжении 25 лет. Археологи обнаружено почти 30 тысяч клинописных глиняных табличек. Нашли библиотеку археологи в середине XIX века. Эти таблички стали ценным источником, по которому в основном и изучают Ассирию. Интересно, что в древности библиотека была еще и государственным архивом.

Ассирийцы были аморитами – потомками семитских племен, которые вышли из Аравийского полуострова в конце III тысячелетия до нашей эры. Они говорили на северном диалекте аккадского языка. Столицей империи был город Ашшур. Географическое положение его было весьма удачным. Со временем он превратился в развитый торговый город, где существенную роль играло купечество. Согласно источникам, Ашшур не имел политической самостоятельности и находился под контролем Митанни на протяжении почти ста лет. В XIV веке до нашей эры из-за того, что Митанни пришла в упадок, город смог обрести свою независимость. Именно это и послужило началом дальнейшего расцвета империи. Отметим, что на протяжении всего периода зависимости, ассирийцы смогли сохранить свою самобытность и установить крепкие военные традиции. Поэтому в XIV веке до нашей эры они перешли к захватнической политике.

Ассирийцы регулярно устраивали набеги на соседей. В XII веке до нашей эры царь Тиглатпаласар I смог установить свое правление в Средиземноморье. Но власть сильно пошатнулась в связи с приходом на Ближний Восток арамейцев. В IX веке до нашей эры ассирийцы смогли создать империю, в состав которой вошла большая часть Месопотамии, а также Северная Сирия.

В 745 году до нашей эры Ассирия вступила в стадию могущественного развития. В этот период к власти, совершив государственный переворот, пришел царь Тиглатпаласар III. Основатель новой династии, (745-727 годы до нашей эры) он вел активную завоевательную политику и сумел покорить Вавилон.

Империя была настолько богата, что ассирийцы могли ввозить камень, древесину и драгоценные металлы для украшения таких городов, как Ашшур, Калах, Дур-Шаррукин и Ниневия. Каждый правитель империи строил для себя дворец, по периметру которого на страже стояли статуи, изображающие мифических животных. Например, быков с человеческими головами. Все дворцы украшались барельефами, изображающими победоносные битвы. Города-государства укреплялись крепостными стенами и башнями. Известно, что такие города, как Дур-Шаррукин и Ниневия, были построены на искусственных платформах. Завоевания приносили в страну большой приток золота и множество подневольных.

В период правления царя Саргона II (722-705 годы до нашей эры) было покорено Урартское царство. Интересен факт, что Саргону в победе помогли скифы, сами того не ведая. Они в это же время напали на северные границы Урарту. Саргон, будучи талантливым полководцем и стратегом, просто воспользовался хорошим случаем и смог покорить слабого противника. Также Саргон сумел разбить объединенные силы Сирии, Финикии и Египта в 720 году до нашей эры. Уже в 713 году до нашей эры он отправился на Мидию.

Преемником царя стал его сын Синаххериб, правивший в период 705-680 годов до нашей эры. Ему приходилось периодически подавлять восстания. В 702 году до нашей эры в результате сражений при Куту и Кише он разбил вавилонско-эламское войско, захватив при этом 200 тысяч пленных и богатую добычу.

Ассирийцы подчиняли себе народы путем вывоза их политической элиты, включая чиновников и аристократов. Таким образом страна оказывалась лишена управления. Грамотная политика и мощная армия позволяли ассирийцам преодолевать периоды политической нестабильности внутри страны. Но некоторые старые враги, такие как арамейцы, до конца не были побеждены. А постоянная борьба за увеличение территорий почти полностью истощила ресурсы империи, что позволило укрепиться позициям новых противников. Часто внутри страны вспыхивали восстания. Известно, что Синаххериб, подавив один из мятежей в Вавилоне, жестоко расправился с восставшими. Вавилон буквально стерли с лица земли. Однако при царе Асархаддоне город был отстроен вновь.

В 630 году до нашей эры, в период правления Ашшур-банапала, внутри страны разразилась гражданская война, и игры за престолонаследие разделили ранее могущественную империю на две части. Страна стала распадаться. В это же время против Ассирии восстали мидийцы с востока и вавилоняне с юга. Также свое влияние здесь оказывали арабские бедуины и скифы. В 614 году до нашей эры объединенные войска разгромили столицу Ашшур. В 612 году до нашей эры пали города Ниневия и Калах. Уже в 605 году до нашей эры вавилонский царь Навуходоносор II в битве при Каркемише окончательно разбил ассирийцев. Таким образом, некогда могущественная империя распалась и была окончательно уничтожена.

Источник

«Убереги нас от зла, Господь». Как иудеи, турки и арабы истребляли самый древний христианский народ

какой остров был покорен ассирией

Миллионы христиан, населявшие Сирию и Ирак, в последние десятилетия в ужасе покинули свои дома. Одних не пощадили гонения и кровавые расправы, другие бежали за границу за лучшей жизнью. Жуткие данные об убийствах христиан на Ближнем Востоке, кажется, уже не удивляют, но мало кто знает, что когда-то и они, выходцы из древнего народа ассирийцев, построившего первую мировую империю, подчиняли себе целые народы. Как люди, купавшиеся в роскоши и завоевывавшие всех, кто не хотел им подчиниться, сами оказались в положении рабов, почему сегодня о них никто не вспоминает и даже папа римский не может им помочь — в материале «Ленты.ру».

Ассирия, ассирийцы — у большинства людей эти слова вызывают ассоциации разве что со школьным учебником истории. Однако потомки древнего народа, основавшего одно из первых государств Междуречья, живут среди нас по сей день. Современные ассирийцы — христиане, их церкви есть по всему миру, в том числе и в Москве. Однако за свою веру им пришлось пострадать — и от врагов христианства в прошлые века, и от боевиков «Исламского государства» (ИГ, запрещено в России) в наши дни.

Материалы по теме

какой остров был покорен ассирией

Незаметный геноцид

какой остров был покорен ассирией

Людской товар

Иисус Христос говорил на языке ассирийцев — арамейском и, вполне возможно, был потомком ассирийских переселенцев с Ниневийской равнины. По крайней мере, так считают многие ассирийцы. Сейчас местность, из которой произошел этот народ, — город Мосул и его окрестности — территория Ирака, в последние годы терзаемого войной.

Глубокие корни

На пике своего могущества Ассирийское царство захватило земли от гор Загрос, границы Древней Персии, до побережья Средиземного моря — современных Палестины, Израиля и Ливана. Метрополией империи стал город Ниневия: туда стекались деньги и люди, там строились сказочные дворцы и вершились судьбы. Ассирийцам приходилось отнимать ресурсы у присоединенных земель, в результате метрополии жили в изобилии, а отдаленные части империи голодали. Возвышение Ассирии было предвестником грабежей, разрушений, убийств, изнасилований, увечий, порабощений и разделения семей.

Чтобы унять недовольство присоединенных народов, ассирийские правители решили переселить их с исконных земель поближе к метрополии — хотя для тех времен нормой скорее было просто вырезать всех бунтовщиков вместе с семьями. Таким образом, например, иудеи оказались жителями окрестностей Ниневии, а на побережье Средиземного моря обосновались носители арамейского языка. Способы установления политического господства постоянно развивались ценой систематической экономической эксплуатации.

Ждать пришлось сравнительно недолго: Ассирия просуществовала около 20 веков, пик ее могущества оказался и того короче — чуть меньше века. Примерно 2,5 тысячи лет назад столицу Ассирийского царства Ниневию разрушили вавилонские войска. Многочисленные рабы с радостью наблюдали, как богатые жители метрополий пытались спастись от захватчиков.

Например, иудейский летописец по имени Наум даже не скрывал своего восторга. Он проклинал Ниневию, называл ее «развратницей приятной наружности» и был уверен: вавилоняне, убивая ассирийцев, выполняют волю высших сил. В наши дни Наум считается христианским пророком, одним из авторов Ветхого Завета, ему приписывают авторство книги, в которой говорится о разрушении Ниневии и всего Ассирийского царства.

Сохранилась и гробница Наума — предполагают, что она находится в синагоге в городке под названием Алькош (другие варианты названия — Алькуш или Алькаш) всего в 30 километрах к северу от разрушенной тысячи лет назад Ниневии. В наше время за гробницей, кстати, присматривает ассириец-христианин. Парадоксально, но он охраняет ее не совсем по своей воле: когда-то он дал такое обещание своим друзьям-евреям.

Парадоксальна не только история Наума и Ниневии, но и Ассирии в целом. Она внушала и ненависть, подобно той, о которой писал Наум, и страх. Люди в отчаянии бежали от ассирийской армии и радовались, когда первая в истории империя наконец пала. Впрочем, даже ненавидевшие Ассирию скорбели о былом величии — об этом, в частности, говорится в книге пророка Иезекииля.

какой остров был покорен ассирией

Первый христианский народ

Бывшие владения разбитого вавилонянами Ассирийского царства переходили из рук в руки. К началу нашей эры территории современных Израиля и Палестины стали провинцией Римской империи, и местные евреи далеко не всегда были просто рабами. Да, кто-то действительно в очередной раз прислуживал захватчикам, однако среди иудеев было немало перегринов — формально свободных людей без гражданства — и даже полноправных граждан империи.

Однако они остались: по некоторым преданиям, уже с I века нашей эры проживавшие в районе современного Мосула ассирийцы начали принимать христианство. На диалектах арамейского языка говорят и современные ассирийцы, на этом же языке они проводят службы в церквях. Трое волхвов, направлявшиеся принести дары новорожденному Иисусу, если верить тому же преданию, произошли из ассирийского города Амадия.

В некоторых исторических документах христиан так и называли — ассирийцы. Современные проповедники Северного Ирака считают: Иисус вырос среди ассирийских переселенцев, и потому мыслил теми же категориями, что они. Нетрудно понять, почему ассирийцы стали первым народом, который массово принял его вероучение.

В начале нашей эры ассирийцы компактно проживали к северу от Дамаска — в местности, которая сейчас разделена сирийско-турецкой границей. В первые века христианства на этих территориях были основаны древнейшие монастыри: монастырь Святой Феклы в 55 километрах от Дамаска, монастыри Мар Бехнам и Мар Маттай возле Мосула, монастырь Мор-Габриэль на турецком плато Тур-Абдин.

Уже во втором веке ассирийцы-христиане двинулись дальше на восток, рассказывая о своем учении. К концу IV века в Средней Азии целые города приняли новую веру: ныне туркменский город Мерв был христианским центром, настоящей метрополией новой веры. Из Мерва христианство распространялось дальше вдоль Великого Шелкового пути. Помимо Средней Азии, ассирийские миссионеры отправлялись на Кавказ — в Грузию, Армению и Осетию. И дальше — в Крым, на северное побережье Черного моря. Распространение христианства стало для них одной из главных идей.

какой остров был покорен ассирией

Трагедии и гонения

Впрочем, далеко не всем нравились представители новой религии. Гонения на христиан устраивали и их ближайшие соседи, иудеи. Один из лидеров восстания против Рима Шимон Бар-Кохба приказывал убивать тех, кто откажется отречься от учения Христа. Одно из самых первых свидетельств об уничтожении христиан относится к середине I века нашей эры, периоду правления императора Нерона. Древнеримский историк Тацит писал:

После христиане еще не раз переживут гонения и нападения — и в Византийской империи, и в доисламской Аравии, и при исламских властях — например, Омейядском и Аббасидском халифате. Впрочем, в основном магометане просто заключали договор с подневольным христианским населением: согласно таким соглашениям, они могли спокойно исповедовать свою религию, но при этом признавать господство ислама во всех сферах жизни.

Сравнительно мирное сосуществование разных религий длилось сравнительно недолго: уже в XX веке христианам досталось от мусульман. Одновременно с геноцидом армян в Османской империи стали истреблять и два других крупнейших христианских народа, живших на их территории, — понтийских греков и ассирийцев.

Однажды мусульмане собрали всех христианских детей от шести до пятнадцати лет и заставили подняться к вершине горы, известной как Раш-эль Хаджар. Там их бросали в пропасть, перерезая горло одному за другим

Считается, что с 1915 года были изгнаны или погибли сотни тысяч ассирийцев, живших на плато Тур-Абдин. Оба народа подвергались жестоким гонениям османских властей, которые действовали под предлогом «освобождения от нетюркского элемента».

Эти земли позднее заселили курдские племена и — в меньшей степени — турки. Ассирийцы же бежали на север, в распадавшуюся Российскую империю: осели в Грузии и Армении, многие поселились в Москве. В 1920-х и 1930-х годах основным промыслом поселившихся в столице Советской России ассирийцев была чистка обуви. Фотографии того времени показывают: у многих уличных чистильщиков башмаков — характерные восточные черты.

Спасаясь от геноцида, ассирийцы уходили и в исторические земли — на юг, в Ниневийскую равнину, где их соплеменники соседствовали с арабскими племенами и езидами. Ни арабы, ни езиды не принимали участия в геноциде, поэтому рядом с ними христиане были в безопасности. Третьим направлением расселения стали берега реки Хабур на северо-востоке современной Сирии. Там ассирийцы тоже соседствовали с арабами, поэтому проблем не возникало.

Новая волна гонений на ассирийцев-христиан началась в Ираке после свержения Саддама Хусейна в 2003 году. В стране активизировались радикалы-сунниты: они нападали на ассирийцев и устраивали кровавые теракты в их церквях. Сотни тысяч ассирийцев вынуждены были покинуть Ирак и уехать в Сирию, Европу, Австралию или Канаду.

Затем пришла «арабская весна» 2011 года, а за ней — террористическая организация «Исламское государство» (ИГ, запрещена в России), завоевавшая земли Сирии и Ирака. Одно из самых жутких происшествий тех лет — нападение на монастырь Святой Феклы в Сирии в декабре 2013-го. Местные монахини находились в плену у исламистов почти три месяца, после долгих переговоров их передали Ливану. Правительственные силы освободили монастырь лишь в апреле 2014-го, в его восстановлении участвовала и Русская православная церковь.

Впрочем, на этом гонения ИГ на христиан не заканчиваются.

Геноцид сегодня

какой остров был покорен ассирией

Более 135 тысяч ассирийцев были вынуждены бежать с родины, чтобы спастись от ИГ. Самый крупный исход случился на севере Ирака летом 2014 года. К тому времени Ниневийская равнина стала основным анклавом ассирийцев на Ближнем Востоке.

В городах и селах равнины жили, по разным оценкам, до 300 тысяч представителей этого этноса. Условной столицей общины был город Бахдида — так его называют на арамейском, для арабов это город Хамдания, а с османских времен за ним закрепилось турецкое название Каракош. Там до лета 2014 года проживало до 100 тысяч человек, в основном ассирийцы, принадлежащие к разным течениям христианства.

Материалы по теме

какой остров был покорен ассирией

Профессор из халифата

какой остров был покорен ассирией

«Это дно, хуже быть не может»

Террористы не только уничтожали мирных жителей, их дома и церкви, но и занимались грабежами. Как рассказал во время визита в Бахдиду папе римскому Франциску один из местных священников, старинные христианские манускрипты ИГ продавало на черном рынке. Это был один из необходимых террористам источников дохода.

Возвращение христиан

Ниневийская равнина находилась под властью ИГ более двух лет. Ее освобождение началось лишь осенью 2016 года. Эта операция стала частью битвы за Мосул, крупнейший город под властью террористов. Бахдиду освободили в результате совместного наступления иракских правительственных войск и христианского ополчения «Части защиты Ниневийской равнины».

Бои за Мосул продолжались еще девять месяцев. 10 июля 2017 года премьер-министр Ирака Хайдер Аль-Абади объявил о полном освобождении от террористов города и его окрестностей. Правда, бои в Старом городе продолжались еще неделю, и лишь в августе-сентябре военным удалось отловить боевиков, которые скрывались в старинных катакомбах. В сентябре того же года ликвидировали группу боевиков, которая пряталась в болотистой местности неподалеку от Мосула. Только после завершения этих операций ассирийцам разрешили возвращаться в родные города и села, освобожденные от ИГ.

какой остров был покорен ассирией

Монах Мари Сэлебу, который 15 лет прожил в Ливане, сейчас занимается ремонтом одного из монастырей Бахдиды. Сэлебу полон решимости снова превратить его в место паломничества. Он уже посадил вокруг деревья в надежде, что однажды христиане будут устраивать здесь пикники.

По словам местных жителей, когда возобновились службы в церквях и уроки в школах, стало понятно, что жизнь в Бахдиде налаживается. Один из журналистов, посетивших город накануне визита папы римского, рассказал, что город снова претендует на звание центра христианской жизни Ирака. Сюда приезжают священнослужители и ассирийцы, которые покинули Ирак много лет назад — еще до появления террористов из ИГ.

Однако, по данным британского издания The Guardian, в Бахдиду пока вернулось лишь 30 процентов тех, кто жил в городе до лета 2014-го года. Большинство ассирийских беженцев осели в Австралии.

Впрочем, у беженцев еще теплится надежда на возвращение и восстановление нормальной жизни. Ее вселил в том числе визит папы римского Франциска в начале марта 2021 года: это был первый апостольский визит в истории. Перед отъездом понтифик рассказал, что давно хотел навестить людей, которые так много страдали в последние годы. Он даже заехал в «бывшее сердце ИГ»: северо-западные районы Ирака.

Кроме надежды визит Франциска, кстати, принес и долю беспокойства: власти Ирака опасались, что многочисленные христиане, собравшиеся на пути следования кортежа и на службы, заразят друг друга коронавирусом. Ситуация с распространением болезни в Ираке и так очень серьезная: по этому показателю страна — один из мировых лидеров. После визита небольшой всплеск заболеваемости действительно произошел: если в первых числах марта в стране регистрировали примерно четыре тысячи заражений в день, то к середине месяца прирост превышал шесть тысяч.

Во время своего выступления на мосульской площади Четырех церквей (Хош аль-Бийа) в окружении развалин, которые власти не могут убрать уже почти четыре года, папа Франциск призвал христианскую общину активнее возвращаться в регион. Однако сделать это не так просто, как кажется.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *