какой особый слой согласно д беллу и его сторонникам сформировался в индустриальном обществе
Концепция постиндустриального общества Д. Белла и Э. Тоффлера
Одним из первых философов, заговорившим о постиндустриальном обществе, был Д. Белл. В развернутом виде концепция постиндустриализма представлена в его книге «Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социального прогнозирования», изданной в 1973 г.
Постиндустриальное общество характеризуется, по мнению Белла, пятью признаками:
1) переходом экономики от производства товаров к производству услуг
2) преобладанием среди занятых работников профессиональных специалистов и техников
3) ведущей ролью теоретического знания
4) ориентацией технико-экономической среды на контроль над технологией
5) обеспечением процесса принятия решений новой «интеллектуальной технологией»
В качестве основных черт постиндустриального общества Белл выделяет следующие:
1) Замена механических, электрических и электромеханических средств на электронные. Телефония, телевидение, печатанье и многое другое – все это осуществляется с помощью электронных устройств.
2) Произошла миниатюризация. Компьютеры сильно уменьшились по своим размерам, одновременно сильно выиграв в качестве.
3) Преобразования в цифровую форму (язык двоичной системы исчисления.)
4) Создание программного обеспечения, которое приспосабливает компьютер к нуждам потребителя.
Для постиндустриальной стадии характерен переход от производства вещей к производству услуг. Эта черта постиндустриального общества тесно связана с изменениями в распределении занятий: наблюдается рост интеллигенции, профессионалов и «технического класса». Если индустриальное общество есть организация машин и людей для производства вещей, то центральное место в постиндустриальном обществе, по Д. Беллу, занимает знание, и притом знание теоретическое. Если в последнюю сотню лет основным институтом являлся завод или подобное ему предприятие, в постиндустриальном обществе на первое место выдвигается университет, с его ориентированностью на знание.
По мнению Д. Белла в постиндустриальном обществе бережное отношение к талантам и распространение образовательных и интеллектуальных институтов станет главной заботой общества. Для постиндустриального общества будет характерна новая элита, основанная на квалификации, получаемой индивидами благодаря образованию, а не на обладании собственностью, наследуемой или приобретаемой за счет предпринимательских способностей, и не на политической позиции, достигаемой при поддержке партий и групп.
В белловской концепции информационного общества подчеркивается важность обеспечения доступа к необходимой информации индивидов и групп, Белл видит проблемы угрозы полицейского и политического наблюдения за индивидами и группами с использованием изощренных информационных технологий. Знание и информацию Белл считает не только «агентом трансформации постиндустриального общества», но и «стратегическим ресурсом» такого общества. В этом контексте он формулирует проблему информационной теории стоимости. Именно знание, а не труд выступает источником стоимости в постиндустриальном обществе.
Немного другую позицию занимает американский социолог и философ Э. Тоффлер. Тоффлер является автором целой трилогии, посвященной исследованию постиндустриального общества: «Шок будущего» (1970), «Третья Волна» (1980) и «Метаморфозы власти» (1990)
В своей самой первой книге «Шок будущего», Тоффлер показывает всю грандиозность изменений, которую несет с собой будущее постиндустриальное общество. Развитие компьютерных и телекоммуникационных технологий приводит к тому, что потоки информации, обрушивающиеся на человека, увеличиваются с каждым днем, при одновременной тенденции к все большей дифференцированности. Человек не успевает приобщиться к чему-то одному, как уже появляются десятки, а то и сотни нововведений. Рушатся старые порядки в области техники, культуры, общественных взаимоотношений. При таких условиях экспоненциального возрастания всякого вида новшеств, человек теряется в мире. Его приоритеты рушатся, а новые не успевают еще сформироваться. Человек чувствует себя потерянным, у него появляются синдромы психологических и даже физических недомоганий. Это, по словам Тоффлера, является болезнью, которую он назвал «шоком будущего».
Единственный способ, с помощью которого можно ослабить негативное воздействия этого шока – введение в школах и университетах предмета «будущего», на котором человек будет плавно приобщаться к новшествам нашего времени перед тем, как ему придется столкнуться с ними на практике.
Более детальная и разработанная постиндустриальная концепция Тоффлера представлена в его второй книге трилогии. Она называется «Третья Волна». Эта книга по праву считается Библией постиндустриалистов, так как детально рассматривает все аспекты данного общества, от экономики и политики до сфер культуры и образования.
Тоффлер предлагает свой особый термин, характеризующий постиндустриальное общество, – «третья волна». «Первая волна» и «вторая волна» сравниваются у него соответственно с аграрным и индустриальным обществом. Термин «волна» не случаен. Постиндустриальная и в свое время индустриальная волны смывают, подобно волнам цунами, весь предыдущий порядок, затрагивая все аспекты человеческой жизни.
Подобно Беллу, Тоффлер считает началом становления постиндустриального общества середину двадцатого века, а именно время, когда компьютерные технологии достигают значительных результатов в своем развитии. Информация, как основа общества будущего, начинает теснить даже такую традиционную для индустриального общества сферу, как производство. Знание, и в первую очередь знание высокотехнологичное, способное порождать новое знание и быть внедренным в любую сферу человеческой деятельности, становится основным ресурсом человечества.
Развитие вычислительных машин сделало возможным и осуществление генетической революции. Стало возможным создание абсолютно новых видов животных и растений, что может во многом лишить мир продовольственного кризиса.
Но переход к новой цивилизации для Тоффлера не сводится только к развитию информационных технологий и революции в области генетики. Переход к данному обществу – необходимость, единственной альтернативой которой является гибель человечества в глобальных масштабах.
Во время индустриальной цивилизации человек подчинит себе природу. Подчинив ее себе, человек начал свирепое наступление на окружающий мир, безжалостно подчиняя и изменяя его.
Постиндустриальное общество, главным ресурсом которого является знание, а главной энергетической базой – возобновляемые источники энергии, является единственным возможным путем развития человечества.
В этой необходимости перехода к новому обществу и заключается основной принцип отличия Тоффлера от Белла, у которого процесс становления информационного общества – процесс планомерной эволюции. У Тоффлера же ключевой момент – момент кризиса цивилизации, ее полного изживания, в результате которого цивилизация уже не может развиваться на старой основе. Она уже достигла пика своего развития и вошла в стадию упадка: «кризис проявляется в системе социального обеспечения.
Кризис второй волны не оставляет человечеству никакой альтернативы, кроме полной смены всех старых представлений и ценностей. Переход к постиндустриальному обществу – единственная альтернатива гибели человечества. Поэтому, наряду с компьютерными и телекоммуникационными технологиями, как первоосновами постиндустриального общества, не меньшее значение, согласно Тоффлеру, занимает и переход к экологически чистым технологиям, основанным на возобновляемых источниках энергии.
Мы не можем называть общество постиндустриальным, до тех пор, пока не выполнены эти два ключевых условия: тотальная компьютеризация и полный переход на возобновляемые источники энергии. Если с первым цивилизованные страны достигли значительных успехов, то во втором заметных изменений в ближайшем будущем не предвидится. Поэтому, как считает Тоффлер, постиндустриальное общество на Западе мы не имеем права пока называть иначе, чем становящееся.
В своей третьей книге «Метаморфозы власти», заключающей книге трилогии, Тоффлер показывает, как новые тенденции в цивилизованном обществе влияют на процессы управления и даже насилия. Ключевым фактором в этом изменении тоже становится знание. Сила, богатство, знание – вот рычаги любой власти. В постиндустриальном обществе главным рычагом, воздействующим и оптимизирующим все другие, становится знание. Знание для Тоффлера, это, прежде всего, информация, данные, представления и образы, а так же подходы, ценности и прочие символические продукты общества независимо от того, «истинны» они, «приблизительны» или «ложны».
Насилие, утверждает Тоффлер, в XXI веке будет лишено своих традиционных, сложившихся тысячелетиями качеств. Из сферы физической оно перейдет в сферу интеллектуальную.
Теория постиндустриального общества Д. Белла
Многие современные социологи придерживаются гипотезы, что в общественном развитии существует три этапа:
При этом между ними до сих пор ведутся споры, достигло ли уже человечество третьей стадии или еще только на подходе к ней.
Разработка теории постиндустриализма
Особое внимание теоретизации постиндустриального общества уделял Дэниэл Белл. Этот американский социолог родился в Нью-Йорке, в 1919 г. В 1973 г., уже будучи преподавателем социологии в Гарварде, он публикует книгу «Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социального прогнозирования», полностью посвященную этому этапу общественного развития.
Изначально теория трехэтапного развития общества противостояла взглядам марксистов. Согласно схеме развития социума, созданной сторонниками марксизма, в общественном прогрессе также три ступени.
Но они носят название:
Выделялась еще промежуточная стадия между капитализмом и коммунизмом – социализм.
Градация стадий проводится по господствующей форме собственности. При феодализме средства производства находились в руках властителя и приближенных к нему. Форма собственности здесь была основана на использовании труда крепостных крестьян.
При капитализме ведущую роль играла частная собственность крупных землевладельцев и промышленников, основанная на использовании уже не подневольного, а наемного труда.
При коммунизме, по мнению теоретиков марксизма, средства производства должны были находиться в собственности всего народа, когда каждый человек имел бы к ним равный доступ. На промежуточной стадии социализма от имени народа такой собственностью управляло государство.
В отличие от марксистов, Белл считал степенью общественного прогресса не развитие собственности от феодальной к общенародной, а совершенствование информационных технологий, накопление знаний в социуме. Отправной точкой укрепления теоретического знания Белл называет вторую половину XX в., когда происходит слияние науки и практической деятельности (инженерии, механики). До этого момента в промышленности достижения теоретического знания не применялись. По выражению самого социолога, ее творили «талантливые жестянщики», такие, как Томас Альва Эдисон, Генри Бессемер, Александр Белл и др.
Социолог лишь определяет направление совершенствования социума, он не претендует на определение истины в последней инстанции. Он очерчивает контуры будущего общества, опираясь на изменения, происходившие в развитых странах, начиная с середины 60-х гг. XX в.
Экономика в постиндустриальном обществе согласно теории Д. Белла
Материально-вещественным символом нового типа общества становится компьютер как механизм, способный обработать громадный объем социальной информации. Компьютер становится инструментом управления человеческим сообществом. А еще он позволил создавать детализированные модели экономики, которые позволяют сделать управление ею более эффективным. С помощью компьютерного анализа стало возможным рассчитать последствия применения той или иной модели управления. Т.е. происходит цифровизация экономической сферы.
Экономика постиндустриального общества становится «сервисной». Это значит, что, в отличие от индустриального общества, в экономике доминирующей становится сфера оказания услуг. Они определяются как не товарные возможности, потребляемые в момент их предложения, тогда как товары являются материальными вещами, которые продаются населению.
Особенно возрастает доля так называемых информационных услуг, таких как:
Также к сервисному сектору экономики относятся финансы, транспорт, социальное обеспечение, коммунальное хозяйство, общественное питание, туризм и гостиничный бизнес.
Массовое производство стандартизированных товаров, характерное для позднего этапа индустриального общества, начинает уступать место изготовлению эксклюзивной и мелкосерийной продукции. Соответственно, и крупный бизнес, согласно теории Белла, должен постепенно отойти на второй план, отдав пальму первенства среднему и мелкому предпринимательству. Экономика все больше ориентируется на потребителя и его потребности.
Меняется и экономическая география. Ранее промышленные центры располагались вблизи ресурсных баз либо пересечения торговых линий. Сейчас, с развитием транспортной структуры, экономическая карта стран формируется больше по политическим мотивам, исходя из интересов того или иного правительства. В развитие теории Белла, исследователи высказывают гипотезу о постепенном отмирании мегаполисов, которыми трудно управлять. Они уступят место сети небольших городов. Насколько оправданна эта модель, покажет время.
Социальные изменения в информационном обществе
Труд уже не является центральной категорией в экономике. Что касается культуры и социологии, то тут он и вовсе уходит на второй план. В связи со все большим внедрением инновационных технологий доля промышленного туда в процессе производства существенно падает. Рабочий класс постепенно уходит в прошлое. Все большая роботизация производства сокращает список рабочий профессий быстрее, чем всех остальных. Еще один фактором, сокращающим количество промышленных рабочих, является вышеупомянутое расширение сервисного сектора экономики.
Усложняется разделение труда. В связи с разрозненностью экономических центров, при этом включенных в международное разделение труда, научной и технической координации современной промышленности требуется прослойка работников, осуществляющих управление производством, но непосредственно не занятых в изготовлении товаров. Это «яппи», молодые талантливые управленцы, менеджеры, разных уровней. Именно менеджер становится ключевой фигурой в экономике.
Изменяется и элитарный класс общества. К политикам и бизнесменам в постиндустриальном обществе присоединяются научные работники и высококлассные специалисты в своей области. Уровень образования имеет большую ценность, чем в индустриальном обществе. Соответственно, и социальный статус в постиндустриальном обществе зависит от образованности и профессионализма. Вообще в постиндустриальном обществе начинает сдавать позиции классовое расслоение общества. Приоритетной становится профессиональная дифференциация.
Согласно Беллу, общество условно делится на три профессиональных слоя:
Появляется даже специальный термин – меритократия, что в переводе означает «власть достойных» (от гр. «κρατός» — власть и лат. «meritus» — достойный). Согласно этому принципу, управление нужно передавать тому, кто может его эффективно осуществлять исходя из его способностей и заслуг, вне зависимости от происхождения.
Происходят и другие значимые социальные изменения. Повышается общий уровень жизни. Медицина и образование становятся доступнее.
Мужчина и женщина становятся в полной мере равноправными именно на этапе постиндустриального общества, так как работа уже не требует больших физических усилий, как в индустриальном обществе. Нет преград и в получении образования, и в дальнейшем продвижении по службе. Соответственно, роль женщины в экономике и обществе в целом повышается.
Экология и постиндустриальное общество
На этапе индустриализации люди не придавали значения вредному влиянию производства на окружающую среду. Никто не задумывался о том, в каком мире предстоит жить будущим поколениям. Все это привело к существенному истощению невозобновляемых природных ресурсов, особенно нефти и газа. Поэтому на этапе перехода к постиндустриальному обществу экологическая проблема встала во весь рост.
Согласно теории Белла и его сторонников, вредное влияние человека на окружающий мир будет постепенно снижаться в связи с:
Дэниэл Белл считал, что этап постиндустриального общества уже достигнут. Однако некоторые из современных социологов оспаривают это, ссылаясь на то, что всех признаков информационного общества нет даже в развитых странах.
Теория постиндустриального общества Д. Белла
Вы будете перенаправлены на Автор24
Постиндустриальное общество – это информационное общество, которое происходит благодаря модернизации индустриального общества и выделения в качестве ведущих сил его существования теоретических знаний и информации, а также человек-человеческой сферы взаимодействия.
Классические представления о постиндустриальном обществе Д. Белла
Термин постиндустриальное общество возник еще в начале двадцатого века и использовался в концепциях различных философ (А. Кумарасвами, А. Пенти, Д. Рисмен), однако прочно вошел в философскую практику благодаря теории, разработанной Д. Беллом в 70-х годах. Для Белла постиндустриальное общество – это общество будущего, его описание – это не исследование какого-либо реально существующего, современного ему общественного устройства, но прогноз развития западных стран.
Белл предполагал, что переход к постиндустриальному обществу произойдет благодаря коренным изменениям во всей структуре общества – ее социальной, политической и культурной сферах. В качестве основных признаков нового этапа общественного развития он выделяет:
Образ постиндустриального общества, созданный Беллом является социальной утопией, в которой благодаря изменению ведущих производительных сил и исчезновению рабочего класса, уйдут в прошлое и классовые конфликты между рабочими и промышленниками, а общество станет деклассированным, разделенным на вертикальные страты в которых определяющим станет не собственность и финансовое благосостояние, а иные признаки – например сфера занятости (ситусы ученых, художников, технологов и т.д.).
Готовые работы на аналогичную тему
Вместо рабочего класса Белл предсказал формирование класса сервисного, т.е. людей занятых в сфере услуг и главной деятельностью которых является взаимодействие с другими людьми. По мнению Белла вовлечение масс в сферу человек-человеческих отношений должно было привести к невероятному расцвету гуманистичности в обществе, вывести человеческое взаимодействие на новый уровень.
В качестве новых элит общества Белл видел ученых и технических специалистов, обладающих большим объемом теоретических знаний и технологий. С позиции Белла знание не может быть частной собственностью, поскольку производится совместными усилиями, что опять-таки уберет имущественные барьеры для социальной динамики. При этом новые элиты станут принимать управленческие решению не из субъективных предпосылок или конъектурных интересов, а основываясь на интеллектуальном, научно обоснованном анализе. Впрочем, сам Белл позже отказался от данных представлений сочтя их чрезмерно утопичными, он признал, что влияние интеллектуальных элит на политику остается в лучшем случае консультационным, в то время как реальные решения принимают элиты властные.
Теория постиндустриального общества и модернизация
Теория постиндустриального общества – это теория общественного развития, она не только прогнозирует общество будущего, но раскрывает принципы прогресса человеческого общества вообще, основываясь на реальной исторической модели развития западного общества.
Всего Белл в своей теории выделяет три общества:
Теория Белла, как например и формационная теория, является стадиальной, однако в качестве осевого принципа, определяющего степень развития общества и причины его перехода с одной стадии на другую был избран уровень его технологического прогресса.
Для индустриального общества главной деятельностью становится перерабатывающая. Оно все еще плотно привязано к природе, но уже почти не зависит от ее прихотей. Открываются новые источники энергии – использование топлива, электричества, атомной энергетики. Человеческое общество создает вторую природу – искусственную среду обитания, оторванную от природы реальной – крупные городские, промышленные центры и агломерации.
Переход от одного типа общества к другому происходит в рамках модернизации. Модернизация начинается с технологического прорыва и охватывает все сферы общества, меняет его структуру и жизненный уклад.
Развитие концепции постиндустриального общества в работах М. Кастельса
Представления о постиндустриальном обществе получили свое дальнейшее развитие в трудах испанского философа М. Кастельса. Его работы, посвященные обществу информационному были созданы в 90-х годах прошлого века, в тот период, когда постиндустриальное общество бывшее для Белла не более чем видением будущего, начало приобретать реальные черты. При этом отдельные положения теории Белла получили свое подтверждение, другие напротив, оказались опровергнуты или скорректированы.
Кастельс рассматривает современное западное общество как общество информационного капитализма, в котором главным принципом организации как социальной структуры, так системы производственных отношений или администрирования, становится сетевой. Становление сети происходит благодаря точно предсказанным Беллом процессам вытеснения труда и производства в пользу производства информации и технологии. Сеть предполагает большую мобильность ее элементов, в первую очередь социальную, информация, распространяющаяся в обществе быстро и свободно, благодаря новым коммуникационным технологиям включает процессы его самоорганизации и самоуправления.
Вместе с тем Кастельс критикует утопические воззрения Белла на изменение социальной структуры общества. Хотя рабочий класс действительно уступает место классу сервисному (во многом благодаря переносу производств в страны третьего мира), а основные социальные конфликты происходят между вертикальными стратами, отличающимися по этническому, религиозному, культурному признаку, горизонтальное деление общества никуда не исчезло – разница между бедными и богатыми только возросла.
Информация, знания не стали общим достоянием, они защищены авторским правом, причем отчуждаются от реальных авторов в пользу правообладателей, обладающих как капиталами, так и властью. Интеллектуальные элиты подчиненные социальному заказы и логике рынка не могут реализовать себя как независимые управленческие структуры. В целом, Кастельс отмечает, что информационный капитализм является превосходной стадией развития капитализма, в котором его стремление к максимизации прибыли любой ценой достигает наибольшего значения.
Теория индустриального общества Д. Белла
4. Список литературы 14
ИНДУСТРИАЛЬНОЕ ОБЩЕСТВО – общество, в котором произошла индустриализация, создавшая новые технологические основы его развития. Термин принадлежит Сен-Симону, использовался Контом для противопоставления нового, формирующегося экономического и общественного уклада прежнему, доиндустриальному. Современные теории индустриального общества представляют собой разновидность технологического детерминизма.
Отличительные особенности индустриального общества:
1. Утверждение индустриального технологического уклада как доминирующего во всех общественных сферах (от экономической до культурной).
2. Изменение пропорций занятости по отраслям: значительное сокращение доли занятых в сельском хозяйстве (до 3-5%) и рост доли занятых в промышленности (до 50-60%) и сфере услуг (до 40-45%).
3. Интенсивная урбанизация.
4. Возникновение нации-государства, организованной на основе общего языка и культуры.
5. Образовательная революция. Переход к всеобщей грамотности и формирование национальных систем образования.
6. Политическая революция, ведущая к установлению политических прав и свобод (прежде всего избирательного права).
7. Рост уровня потребления («революция потребления», формирование «государства всеобщего благосостояния»).
8. Изменение структуры рабочего и свободного времени (формирование «общества потребления»).
9. Изменение демографического типа развития (низкий уровень рождаемости, смертности, рост продолжительности жизни, постарение населения, т. е. рост доли старших возрастных групп).
Индустриализация является основой более широкого социального процесса модернизации. Модель «индустриального общества» часто использовалась в качестве универсальной для описания современного общества, охватывающего капитализм и социализм как два своих варианта. В теориях конвергенции (сближения, схождения) подчеркивались признаки сближения капиталистических и социалистических обществ, которые в конечном счете становятся и не классически капиталистическими, и не традиционно социалистическими.
Теория индустриального общества Д. Белла
В конце 1930-х и в 1940-е принимал участие в леворадикальном движении, а затем, вначале 1950-х, эволюционировал к либеральному реформизму, и, наконец, в 1960-е перешел на позиции неоконсерватизма. В 1955 Б., вместе с И. Кристолом и Д. Мойнихеном, основал журнал “The Public Interest”. Б. – один из наиболее выдающихся представителей сциентистско-технократического направления социальной философии. В 1960 Б. выступил одним из основных авторов (одновременно с Ароном) концепции деидеологизации, ставшей истоком теории индустриального общества. центральными переменными, обуславливающими тенденции, динамику и направленность развития индустриального общества, являются труд и капитал, а противоречия между ними составляют основной источник его развития. Основным инструментом оптимизации такого общества, а также управления существующими в нем организациями и предприятиями, выступает машинная технология.
Технологии как инструментальные способы рационального действия являются главным детерминантом общественного развития. Само же развитие технологии происходит рывками. Более того, можно выделить целые эпохи в ее автономном саморазвитии, в рамках которых происходят разнообразные социальные трансформации. Хотя технологические революции идеальны в своих теоретических основаниях, их символами и одновременно носителями выступают вполне реальные материально-вещные формы, например, для постиндустриального общества эта «вещь» – компьютер. Б. вводит в свою философско-социологическую концепцию в качестве теоретико-методологического основания т. наз. «осевой принцип». Суть его заключается в том, что различные типы общества развиваются в контексте определенной стержневой линии, обуславливающей социальный, экономический, культурный и политический облик их осмысления. В зависимости от выбора основной оси, согласно Б., исторический процесс можно, например, рассматривать как смену форм собственности и соответствующих им общественных формаций. И тогда правомерна его интерпретация в терминах «феодализм», «капитализм», «социализм». Если же вместо данного измерения использовать иной «осевой принцип», где «главная стержневая линия» – статус и историческая роль человеческих знаний, то социальная эволюция выглядит совершенно иначе: доиндустриальное – индустриальное – постиндустриальное общество. В отличие от индустриального общества, в постиндустриальную эпоху именно знание выступает, по Б., основным источником богатства и власти, поэтому решающим средством управления выступают уже не машинные, а интеллектуальные технологии. В наступающем столетии определяющее значение будет иметь становление системы телекоммуникаций. Для понимания сущности и характера «телекоммуникационной революции», играющей решающую роль в организации и обработке информации и знаний, особенно важны три аспекта:
1) переход от индустриального к «сервисному обществу»
2) первостепенное значение кодифицированного теоретического знания для осуществления технологических нововведений
3) превращение новой интеллектуальной технологии в ключевой инструмент системного анализа и теории принятия решений.
Взаимодействие этих трех аспектов предопределяет громадное значение теоретического знания в качестве «осевого принципа» постиндустриального общества. Одновременно в контексте проблемы «направляющей и определяющей» силы социальных изменений этого общества возрастает значимость того, что оно становится все более открытым и индетерминированным, а также увеличивается его «социальная плотность». Признавая, что знания и информация становятся стратегическими ресурсами и агентами трансформации постиндустриального общества, Б., вместе с тем, стремится избежать упреков в приверженности технологическому детерминизму. Поэтому он формулирует концепцию многоаспектности социального организма. В этой концепции каждая из сфер – экономика, социальная жизнь, культура, политика – развивается по особым, только ей присущим, законам. Поэтому эти сферы способны не только взаимодействовать, но и противостоять друг другу. В частности, «информационное общество» в силу нарастающих культурных противоречий может оказаться перед опасностью еще более глубокого разрыва между культурной и социальной жизнью. Возрастает противоречие между весьма нежелательной и опасной для развития общества «революцией растущих притязаний», и, вытесняемой ею, но действовавшей прежние десятилетия «революцией растущих ожиданий».
Самые существенные причины этих нежелательных революций, считает Б., заключаются как в непомерном уровне требований, предъявляемых их поборниками, так и в том, что они носят всеобщий характер. Это нарушает установленный в обществе порядок, расшатывает социальную устойчивость, порождает многочисленные межгрупповые конфликты. Следствием такой ситуации становится политическая нестабильность, дополняемая нестабильностью экономической. Лучшими средствами для искоренения этих нестабильностей выступают рыночная система организации экономики и, основанные на философии неоконсерватизма, принципы порядка и устойчивости, активно внедряемые в жизнь современного общества.
В русле социального эволюционизма на основе противопоставления традиционного и современного обществ в 50-60-е годы сформировалась теория индустриального общества (Р. Арон, У. Ростоу). Теория индустриального общества описывает поступательное развитие общества как переход от отсталого аграрного (традиционного) общества, в котором господствует натуральное хозяйство и сословная иерархия к передовому индустриальному обществу.
Для индустриального общества характерны:
1) развитая и сложная система разделения труда в обществе в целом, при специализации в конкретных сферах производства и управления;
2) массовое производство товаров на широкий рынок;
3) механизация и автоматизация производства и управления;
4) научно-техническая революция.
С точки зрения этой теории, основные характеристики крупной промышленности обусловливают форму поведения людей не только в сфере организации и управления производством, но во всех других сферах общественной жизни.
В 60-е годы теория индустриального общества получает развитие в теории постиндустриального общества. Д. Белла. С его точки зрения, общество в своем развитии проходит следующие стадии:
Основные характеристики обществ, выделяемых Д. Беллом: