какой основной вопрос затрагивает проблема коммерческих сообщений

Разглашение коммерческой тайны

Защита персональных данных
с помощью DLP-системы

какой основной вопрос затрагивает проблема коммерческих сообщений

К оммерческая тайна есть практически у каждого предприятия. Эти данные требуют защиты и контроля доступа. Разберемся, что такое коммерческая тайна, как ее защитить и какую ответственность несет человек за ее разглашение.

Определение

Коммерческая тайна – это перечень сведений, которые являются конфиденциальными в рамках предприятия. Владение этой информацией позволяет фирме повысить свой доход и выделиться среди аналогичных компаний на рынке, из-за чего существует потенциальная опасность хищения секретных данных конкурентом.

Потребность в коммерческой тайне обусловлена не только увеличением дохода, но и следующими факторами:

Что можно отнести к коммерческой тайне?

Предприятие самостоятельно определяет тип информации, которая является коммерческой тайной. Исключением будет перечень определенных законом данных.

Сведения коммерческой тайны – это любые ведомости, которые имеют технический, производственный, организационный, экономический, интеллектуальный характер и играют важную роль в создании конечного продукта компании. Если разглашение информации неуполномоченным лицам может привести к убыткам предприятия, такую информацию следует хранить под грифом «коммерческая тайна».

Данные о закупках, распределении инвестиций, новые технологии производства, контакты деловых партнеров, инновационные исследования – все это можно отнести к информации, которая имеет коммерческую ценность.

Несмотря на полное право компании самостоятельно определять ведомости коммерческой тайны, согласно закону, есть перечень данных, которые нельзя относить к тайне:

Информация о лицензиях, грантах, тендерах.

Данные о состоянии внешней среды, пищевых продуктов, медицины и о других факторах, которые оказывают прямое влияние на граждан.

Численность рабочего персонала и информация об оплате труда. Сюда относят и данные о сроках выплаты зарплаты, задолженности предприятия перед сотрудниками.

Информация о нарушении действующего законодательства.

Документы, которые подтверждают предпринимательскую деятельность. Нельзя скрывать имена учредителей и членов совета директоров.

Справки о внесении информации в открытые реестры. Эти документы не могут скрываться и должны быть поданы в налоговую как подтверждение доходов.

Не могут скрываться условия аукционов, тендеров, конкурсов, которые создает предприятие.

Размер доходов и оборота компании.

Перечень работников, которые могут действовать от имени главного директора без необходимости в предъявлении доверенности.

Способы разглашения коммерческой тайны

Разглашение коммерческой тайны может происходить только с согласия владельца этих данных. Если информация является частью предприятия, ее владельцем считается глава совета директоров.

Примеры разглашения

Продажа тайны производства конкурентным компаниям. Как правило, продают информацию сотрудники, которые имеют полномочия работы с коммерческой тайной.

Отсутствие системы защиты. Если предприятие никак не защищает сведения, которые являются коммерческий тайной, любой работник сможет получить доступ к информации и выдать ее посторонним. Простое оставление важных документов на рабочем столе без присмотра может стать причиной утечки. С развитием современных технологий злоумышленник сможет сфотографировать документацию и отправить ее конкурентам за несколько секунд.

Некомпетентные сотрудники. Такие люди часто не осведомлены или до конца не понимают всех последствий разглашения тайны. Болтливый человек может поведать о коммерческой тайне своим родственникам, близким, друзьям. Даже если разглашение не представляет угрозы для компании, оно все равно считается незаконным и является поводом для привлечения работника к дисциплинарной ответственности.

Хищение данных. Часто сотрудники целенаправленно желают получить должность в компании, чтобы иметь доступ к секретным материалам. Излишняя текучка кадров в компании также является угрозой, с которой нужно бороться для сохранения коммерческой тайны.

Отсутствие мотивации персонала. Когда на предприятии низкие зарплаты, задержки выплат, неуважительное отношение к сотрудникам, отсутствуют перспективы карьерного роста, работник может выкрасть коммерческую тайну и передать ее конкуренту. Необходимо мотивировать персонал к добросовестной работе как в финансовом плане, так и командными тренингами, и комфортной атмосферой.

Даже если сотрудник ушел из фирмы по собственному желанию или был уволен, он обязан соблюдать коммерческую тайну своего прошлого места работы. Если руководитель фирмы заподозрил уволившегося работника в разглашении КТ, у него есть полное право обратиться в суд для получения компенсации.

Среди других менее распространенных способов хищения выделяют хакерскую атаку на серверы, которые хранят КТ, и незаконное проникновение в помещения компании.

Ответственность за разглашение коммерческой тайны

Закон предусматривает наказание за разглашение коммерческой тайны. В зависимости от вида и степени ущерба ответственность может быть: уголовной; административной; дисциплинарной; гражданско-правовой.

На практике граждане РФ редко привлекаются к ответственности по законам, которые касаются разглашения коммерческой тайны. Однако при необходимости и наличии всех доказательств доказать вину злоумышленника очень просто.

Уголовная ответственность

Статья 183 УК регулирует вопрос разглашения коммерческой тайны, а именно перечисляет варианты ответственности, которые применяются к виновному:

Следует заметить, что уголовное наказание применяется крайне редко и актуально только в тех случаях, если разглашение коммерческой тайны привело к травмам, смерти других работников предприятия, нарушению работы технических мощностей, в результате которого пострадали люди.

Административная ответственность

Кодекс об Административных Правонарушениях в статье 13.14 регулирует ответственность за разглашение коммерческой тайны. После того, как вина работника доказана, ему выносится штраф, сумма которого зависит от должности в компании и от нанесенного ущерба: для физических лиц – до 1 000 рублей. для лиц, которые занимают должность в фирме, – до 5 000 рублей.

Дисциплинарная ответственность

Этот вид ответственности не подразумевает заведения официального дела в полиции. Факт утечки фиксируется службой безопасности компании, после чего проводятся первоначальные меры по определению злоумышленника.

Когда недобросовестный сотрудник выявлен, глава компании имеет полное право применить к нему следующие виды дисциплинарного взыскания: штраф; замечание; выговор; увольнение.

Гражданско-правовая ответственность

Гражданское законодательство не имеет специальной статьи, которая регулирует вопрос коммерческой тайны. Однако ответственность можно установить согласно базовым нормам гражданского права, в том числе, полное возмещение убытков.

Если доказано, что сотрудник получил доход от разглашения коммерческой тайны, истец вправе требовать возмещения убытка и суммы, которую получил сам сотрудник за разглашение секретной информации.

Обвинить работника в утечке данных может только глава службы безопасности или директор предприятия. Для подачи заявления в правоохранительные органы должно выполняться два условия:

Методы защиты от разглашения коммерческой тайны

Информация предприятия считается конфиденциальной, если на нее действуют меры защиты от несанкционированного доступа и разглашения. Только при наличии системы защиты утечку коммерческой информации классифицируют как разглашение.

Чтобы обезопасить ценную информацию от разглашения третьим лицам, в рамках предприятия следует разработать комплексную систему защиты данных от утечки. Главная сфера защиты – доступ к информации со стороны неуполномоченных работников. На остальных этапах следует учесть контроль технических каналов утечки, охрану помещений. Существуют несколько практических способов защиты коммерческой тайны.

Гриф секретности – это реквизит документа, который является официальным свидетельством его защищенности. Гриф «коммерческая тайна» ставится в правом верхнем углу первой страницы документа – это может быть специальная печать предприятия или службы безопасности. Также возле грифа ставятся подпись человека, который присвоил степень секретности, дата создания грифа и срок, на который распространяется сохранение тайны.

Все секретные документы должны в обязательном порядке подшиваться в отдельные папки и храниться только в охраняемых архивах или выделенных помещениях. Каждая папка вносится в журнал безопасности. При необходимости получить доступ к архиву с данными сотрудник сначала обращается к охраннику архива. Охранник записывает в журнал (физический или электронный) имя сотрудника, дату выдачи и возврата документа. Также необходимо проверить, есть ли у сотрудника права работать с документами коммерческой тайны.

Аналогичная процедура нанесения грифа и распространения материалов коммерческой тайны и у флеш-накопителей, только вместо печати и штампа к устройству прикрепляется специальная пломба, которая свидетельствует о степени секретности хранимых на носителе данных.

Глава службы безопасности или директор компании должны самостоятельно определить, кто из сотрудников сможет иметь доступ к коммерческой тайне для осуществления своих профессиональных обязанностей.

Положения о коммерческой тайне должны содержать подробный инструктаж по работе с тайной, предоставлять другим сотрудникам детальную информацию о том, кто может получить доступ к охраняемой информации, какую ответственность несут работники за попытки хищения или разглашения коммерческой тайны. В то же время положение должно быть составлено грамотно, дабы не выдать никаких деталей коммерческой тайны.

В процессе принятия нового сотрудника на работу в трудовой договор должен быть включен пункт об ответственности за разглашение или хищение коммерческой тайны.

Такой пункт должен быть в трудовых договорах даже тех сотрудников, в обязанности которых не входит работа с коммерческой тайной. Все работники предприятия должны быть осведомлены о возможном дисциплинарном и административном наказании за содеянное.

К организационной защите относят действия по документальной организации хранения тайны, создание положений по работе с коммерческой тайной и правил разграничения доступа. К технической защите относят проектирование, установку и дальнейшую эксплуатацию технических средств, которые препятствуют краже тайной информации. Это могут быть системы контроля и учета доступа; устройства экранирования и зашумления; регулярное сканирование помещений на предмет наличия закладных устройств; защита архитектурных конструкций (звукоизоляция стен, пола, потолков, дверных проемов и окон).

Перед созданием системы защиты необходимо подсчитать все расходы на ее проектирование и внедрение. Важно отметить, что сумма этих расходов не должна быть больше потенциального убытка от разглашения коммерческой тайны. В противном случае создание и поддержка системы не имеют смысла и являются убыточными для предприятия.

Источник

Права на тайны

В России нельзя узнать, сколько денег хранится на вашем счете в банке, что вы написали в завещании, с кем переписываетесь по вечерам, чем болеете и когда согрешили.

Все это можно сохранить в тайне от обычных людей — близких или просто любопытствующих. Есть случаи, когда информацию скрыть не удастся: например, если счетом заинтересовалась налоговая, а переговорами — оперативники. Но для этого нужны серьезные причины, а использовать их получится не всегда. Обычно у вас все-таки есть право на тайны.

Вот как это работает — или должно работать по закону.

Распространите знания!
Отправьте статью тем, кому она пригодится

Переслать через вотсап

Что можно сохранить в тайне

Неприкосновенность частной жизни

Как это работает. Частная жизнь — это собственное пространство личности: то, что касается конкретного человека и не должно контролироваться обществом и государством, если нет нарушения закона.

У каждого человека есть право на неприкосновенность частной жизни. Никто не может без вашего разрешения вмешиваться в личную и семейную жизнь, заходить в дом, читать переписку или следить за поездками. По закону нельзя использовать ваши фотографии без разрешения, публиковать персональные данные и вести скрытую видеосъемку.

Право на неприкосновенность частной жизни и личные тайны возникает с рождения. Оно не отчуждается и не передается никаким способом.

Только сам человек может определить, какие именно сведения должны быть тайной. Вы можете сами рассказать, с кем живете, куда едете в отпуск и о чем разговаривали с другом. Но другие люди не вправе распространять такую информацию без вашего разрешения — даже одному человеку. Публично — тем более.

Когда не работает. Если вы сами обнародовали какие-то сведения о себе, их распространение уже не считается нарушением тайны. Еще сведения о частной жизни можно собирать и распространять в государственных и общественных интересах: например, если речь идет о розыске человека или системе распознавания лиц. Если ваше изображение случайно попало на видео при съемке мероприятия, это тоже не нарушение прав, потому что съемка велась в общественном месте.

Чем грозит нарушение. За нарушение неприкосновенности частной жизни может наступить ответственность по статье 137 УК РФ: штраф до 200 000 Р или лишение свободы на срок до 2 лет. Под статью можно попасть и за собирание сведений — например слежку, прослушивание или опрос других людей. И за распространение — даже если это просто беседа с друзьями или пересылка личной переписки. Уголовное дело в таких случаях возбуждается только по заявлению.

Мужчина решил отомстить за разрыв отношений и взломал электронную почту девушки. Он скопировал оттуда ее фотографии в нижнем белье, разместил их в социальных сетях от ее имени и разослал знакомым. Суд счел это нарушением права на неприкосновенность частной жизни и вынес приговор по статье 137 УК РФ — условный срок лишения свободы. Еще мужчину заставили заплатить 50 000 Р за моральный вред.

Другой мужчина установил скрытый микрофон в квартире сожительницы. Это суд тоже признал нарушением права на неприкосновенность частной жизни. Правда, за этим последовало примирение сторон.

Одновременно может наступить ответственность и по другим статьям уголовного кодекса: например, за клевету, вымогательство и даже доведение до самоубийства.

Источник

Актуальные изменения и проблемы коммерческой тайны за последнее время

Понятие коммерческой тайны заложено в основе любой деятельности, связанной с коммерцией. А коммерческая деятельность, в свою очередь, как и другие сферы жизни человека, переживает информационно-технологические преобразования. Виды информации и способы её хранения находятся в непрерывном процессе изменений. Если раньше процесс коммуникации — от передачи до получения реципиентом — мог занимать месяцы, то сегодня на это уходят секунды. В таких условиях, важные и нужные сведения, использованные в нужное время и в нужном месте, способны приносить высокий доход одним участникам процесса, и разорять других. Актуальность понятия коммерческой тайны в коммерческом приобретает все большее значение, а с ней увеличивается количество нововведения в этой сфере, игнорировать которые было бы неправильно.

В данной статье мы рассмотрим новеллы гражданского кодекса об обязательствах неразглашения конфиденциальной информации, в частности коммерческой тайны, которые были осуществлены за последний год.

Формирование понятия коммерческой тайны имело длинный и любопытный путь, который начался еще во времена существования Российской Империи. Но они носили протоинституциональный характер. Окончательно институт коммерческой тайны завершил свое формирование уже в современной России. В целом в истории развития правового института коммерческой тайны можно выделить три основных этапа:

1. 1994–2004 гг. В этот период законодательно были закреплены такие понятия, как «коммерческая тайна» и «служебная тайна». Статья 139 ч. 1 Гражданского кодекса РФ не только формулирует их, но и устанавливает ответственность за незаконное получение и разглашения таких сведений. И все же, четко не описаны разграничения между этими терминами, кроме того, не введено такое понятие как «ноу-хау». В практической юриспруденции по факту в этот период отношения, касаемые коммерческой тайны, регулируются деловыми обычаями и обыкновениями.

2. 2004–2007 гг. Статья 139 ГК РФ все еще действует, вместе с тем, вступает в силу Федеральный закон РФ «О коммерческой тайне» № 98-ФЗ3 (далее – ФЗ «О коммерческой тайне»), который был принят 9 июля 2004 г. Этот документ решает вопрос отнесения информации к коммерческой тайне, а также законодательно регулирует способы передачи таких сведений, охрану её конфиденциальности. Понятие «ноу-хау» все еще не закреплено в законодательстве; весьма противоречивый и отрывочный характер носит законное регулирование договорных отношений, обуславливающих передачу от одного субъекта другому права на коммерческую информацию, составляющую тайну.

3. Начало 2008г. ознаменовало новый этап в становлении правового регулирования отношений, связанных с коммерческой тайной. Статья 139 ГК РФ утратила свою законную силу. Вместе с тем, 1 января 2008 года была принята ч. 4 ГК РФ, а также был изменен и дополнен ФЗ «О коммерческой тайне».

Закон N 35-ФЗ разделяет понятия «ноу-хау» и «информации, составляющей коммерческую тайну», таким образом, устраняя логические противоречия. В соответствии с Законом N 35-ФЗ, «секрет производства (ноу-хау)» – это сведения:

1) о результатах интеллектуальной деятельности в научно-технической сфере и (или)

2) о способах осуществления профессиональной деятельности, если обладатель этих сведений принимает разумные меры для соблюдения их конфиденциальности (новая редакция п.1 ст. 1465 ГК РФ).

Понятие «информация, составляющая коммерческую тайну», которая ранее именовалось именуется «секретом производства», истолковывает как «сведения любого характера, если обладателем в отношении таких сведений введен режим коммерческой тайны» (п. 2 ст. 3 Закона «О коммерческой тайне» в новой редакции).

Понятие «информация, составляющая коммерческую тайну» приобретает более широкий контекст, а « ноу-хау», соответственно, более узкий.

Помимо контекстуальных различий в пользу такого разделения понятий также говорит разница в критериях отнесения объектов к той или иной категории. Новый закон очень четко и взвешенно устанавливает такие критерии.

В соответствии с Законом N 35-ФЗ, секреты производства требуют, чтобы в отношении них были приняты «разумные меры соблюдения конфиденциальности», при этом, соблюдение режима тайны не является обязательным для них условием. Для сведений же, которые составляют коммерческую тайну, следует применить соответствующий режим. Законодательные изменения затронули также сферу договорных обязательств. На основании ст. 727 ГК РФ, при выполнении работ по договору подряда или возмездного оказания услуг исполнитель не имеет права разглашать полученную от заказчика информацию о новых технологических решениях, в том числе о сведениях, составляющих его коммерческую тайну.

Отметим, что сама по себе формулировка не включала в себя расшифровку, какие именно сведения могут быть расценены как коммерческая тайна. А это, в свою очередь, могло привести к различным злоупотреблениям со стороны как исполнителей, так и заказчиков.

Закон № 35-ФЗ решает эту проблему, вводя изменения в соответствующие положения ст. 727 ГК РФ. Вот уже более года, с тех пор, как закон вступил в юридическую силу, лишь те сведения, в отношении которых был установлен режим коммерческой тайны, могут считаться конфиденциальными и не должны разлашаться исполнителем.

Отметим, что изменения могут касаться и договора возмещенного оказания услуг. В соответствии со ст. 783 ГК РФ, общие положения о подряде применяются к договору возмездного оказания услуг, если иное не противоречит статьям 779-782 ГК РФ, касающимся непосредственно таких соглашений, а также особенностям предмета договора возмездного оказания услуг.

Считаем необходимым обозначить также законодательные изменения, которые напрямую не затрагивает гражданское законодательство, но о которых не упомянуть было бы неправильно. Речь об увеличении наказания за разглашение коммерческой тайны.

В качестве примера рассмотрим случай из судебной практики. В Калининградской области был вынесен приговор гражданину, который из-за конфликта с бывшим начальством решил заработать 300 000 руб. на секретах производства компании и предложил их купить конкурирующему производству. Мужчина просчитался с выбором конкурента компании и против него было возбуждено уголовное дело. Московский районный суд г. Калининграда признал 28-летнего бывшего менеджера по продажам ООО «Настоящие корабли» виновным в совершении преступления по ч.1 ст. 183 УК РФ (незаконные получение и разглашение сведений, составляющих коммерческую тайну). Суд назначил молодому человеку наказание в виде штрафа в размере 15 000 руб.

Объективно, само по себе наказание не настолько устрашающее, чтобы предупредить в дальнейшем подобные правонарушения. Сведения, стоимость которых оценивается сотни тысяч рублей, заслуживают более надежной защиты, а их разглашение должно караться более существенно. Это понимали и законодатели, поэтому не так давно это упущение в законодательстве было устранено.

Также важно отметить, что утратила свою юридическую силу ст. 2 Закона «О коммерческой тайне»: «Законодательство Российской Федерации о коммерческой тайне состоит из Гражданского кодекса Российской Федерации, настоящего Федерального закона, других федеральных законов». Таким образом, коммерческая тайна была изъята из компетенции института гражданского права и, по всей видимости, причислена к трудовому законодательству.

Изменения, произошедшие в законодательстве РФ в отношении коммерческой тайны в последний год, безусловно, были вызваны острой необходимостью. Но, осталось еще много пробелов и белых пятен, которые требуют проработки и изменений действующих законов. Прежде всего, они связаны с неустановленным статусом и ответственностью для работников, которые уволились, до введения режима коммерческой тайны. Например, в соответствии со ст. 1467 ч. 4 ГК РФ: «Исключительное право на секрет производства действует до тех пор, пока сохраняется конфиденциальность сведений, составляющих его содержание. С момента утраты конфиденциальности соответствующих сведений исключительное право на секрет производства прекращается у всех правообладателей». Буквально это означает, что на такую информацию не представляется возможным ввести режим коммерческой тайны. Нет никаких ни правовых рычагов, ни логических оснований для воздействия на уволенных сотрудников, и возможности обязать их подписать режим коммерческой тайны.

Также не определен статус электронных документов при введении режима коммерческой тайны. Несмотря на то, что ФЗ № 63 «Об электронной подписи» был принят еще в 2011 году, массового распространения данная практика среди внутреннего документооборота, и взаимодействия между юридическими и физическими лицами, не получила. Но с каждым годом, доля электронной документации растет, и по факту, ввести режим коммерческой тайны в отношении нее достаточно проблематично.

Тем не менее, очевидно, что нашими государственными органами ведется активная работа в данном направлении, видны заметные улучшения и в скором времени, возможно, эти законодательные пробелы будут устранены.

Источник

Коммерческая тайна: проблемы правовой защиты

Потрашкова Ольга Александровна, ведущий научный сотрудник научно-исследовательского отдела правовой защиты интеллектуальной собственности РНИИИС, кандидат юридических наук.

В статье исследуются вопросы правового режима охраны и защиты коммерческой тайны на предприятии с учетом правовых коллизий и судебной практики по их разрешению.

Ключевые слова: коммерческая тайна, правовой режим, охрана и защита, конфиденциальность, перечень, меры, договор.

Commercial secret: problems of legal protection

The article studies the issues of legal regime of protection of commercial secret at an enterprise taking into consideration conflict of laws and judicial practice with regard to settlement thereof.

Key words: commercial secret, legal regime, protection, confidentiality, list, measures, contract.

Согласно ч. 1 ст. 10 ФЗоКТ обладателем информации должны быть приняты следующие меры по охране ее конфиденциальности:

В соответствии с ч. 2 ст. 10 ФЗоКТ режим коммерческой тайны считается установленным после принятия обладателем информации, составляющей коммерческую тайну, всех мер, указанных в ч. 1 этой статьи.

При этом согласно ч. 5 ст. 10 ФЗоКТ меры по охране конфиденциальности информации признаются разумно достаточными, если:

В соответствии с ч. 4 ст. 10 наряду с перечисленными выше мерами обладатель информации, составляющей коммерческую тайну, вправе применять при необходимости средства и методы технической защиты конфиденциальности этой информации, а также другие не противоречащие законодательству Российской Федерации меры.

К техническим относятся меры, связанные с использованием различных технических средств, препятствующих несанкционированному доступу к информации. Сюда относятся: кодирование сообщений, передаваемых по каналам электронной или факсимильной связи; установление различных устройств, препятствующих снятию информации в процессе ее прохождения по каналам связи; использование аппаратов для уничтожения документов и ряд других.

К организационным можно отнести меры по ограничению доступа к конфиденциальной информации работников организации. Эти меры могут быть связаны с подбором кадров; с организацией документооборота; с ограничением доступа лиц к информации коммерческого характера и другими.

К юридическим мерам относятся такие способы охраны конфиденциальности информации, которые предполагают использование определенного комплекса правовых средств, предоставленных законом и подзаконными актами обладателям информации. К ним следует отнести разработку и принятие таких корпоративных актов как Перечень сведений, составляющих коммерческую тайну (с включением в него ноу-хау), Положение о коммерческой тайне и др. Кроме того, организацией разрабатывается ряд документов для регулирования трудовых отношений с работником по поводу охраны конфиденциальности информации, переданной ему для выполнения трудовых функций.

Уровень обеспечиваемой правообладателем защиты коммерческой тайны и совокупность принимаемых им мер по охране конфиденциальности информации должны соотноситься со степенью ценности информации.

При этом режим коммерческой тайны может быть введен обладателем информации на неограниченный срок, до тех пор, пока такая информация представляет для него ценность.

Сравнительный анализ положений ч. ч. 1, 2 и 5 ст. 10 ФЗоКТ позволяет утверждать, что эти нормы взаимосвязаны и эффективность действия при правоприменении обеспечивается во взаимодействии и взаимообусловленности указанных норм.

Данный вывод подтверждается также данными сложившейся судебной практики о том, что непринятие любой из перечисленных в ст. 10 ФЗоКТ мер означает, что на данную информацию не распространяется режим коммерческой тайны (например, Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 14 мая 2010 г. по делу N А21-12321/2009).

Следовательно, отсутствие, к примеру, грифа «Коммерческая тайна» является основанием считать, что в отношении документов режим коммерческой тайны не установлен. Соответственно, общество не вправе требовать с работника взыскания убытков (Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 4 июня 2008 г. по делу N А79-2693/2007).

Также, к примеру, работники не могут быть уволены, если работодатель не соблюдает все требования ст. 11 ФЗоКТ, даже при условии надлежащего ознакомления работника с положением о коммерческой тайне.

Судебная практика. Определение Московского городского суда от 22 июня 2011 г. по делу N 33-19046: общество обратилось в суд с иском о признании незаконными действий бывшего работника по разглашению конфиденциальной информации, обязании прекратить разглашение и возместить убытки. Суд первой инстанции при постановлении решения по делу полагал, что привлечь бывшего работника к какой-либо ответственности за разглашение секрета производства можно, только если у работодателя есть доказательства того, что в отношении разглашенных работником конфиденциальных сведений работодателем установлен режим коммерческой тайны и работник обязывался не разглашать такие сведения.

Определение Московского городского суда от 12 августа 2011 г. по делу N 33-23113: работник обратился с иском к работодателю об изменении формулировки увольнения, взыскании заработной платы, обязании выдать дубликат трудовой книжки, указывая на то, что был уволен без законного основания с нарушением установленной законом процедуры.

В оспариваемом приказе основание увольнения К. работодателем указано не было. Кроме того, сведения о том, что в соответствии с ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 29 июля 2004 г. N 98-ФЗ «О коммерческой тайне» работодателем были приняты меры по охране конфиденциальности информации в отношении B2B-системы, также не были представлены. В соответствии со ст. 10 Федерального закона от 29 июля 2004 г. N 98-ФЗ «О коммерческой тайне» работодателем должны быть предприняты следующие меры: определение перечня информации, составляющей коммерческую тайну, ограничение доступа к информации, составляющей коммерческую тайну, учет лиц, получивших доступ к информации, составляющей коммерческую тайну, регулирование отношений по использованию такой информации, нанесение на материальные носители, содержащие информацию, составляющую коммерческую тайну, грифа «Коммерческая тайна».

При таких данных суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что «в соответствии со ст. 394 ТК РФ увольнение К. с должности в соответствии с пп. «в» п. 6 ч. 1 ст. 81 ТК РФ следует признать незаконным, изменить формулировку увольнения на увольнение по собственному желанию и взыскать средний заработок за период вынужденного прогула».

Приведенная судебная практика также подтверждает ранее сделанный вывод о взаимообусловленности и взаимодействии норм ст. 10 ФЗоКТ.

По смыслу норм ч. ч. 1, 2, 5 ст. 10 ФЗоКТ издание локального нормативного правового акта, регулирующего порядок оборота сведений, составляющих коммерческую тайну (Положения о коммерческой тайне), требования которого фактически не соблюдаются, при отсутствии иных мер, направленных на охрану конфиденциальности информации, предусмотренных ч. 1 ст. 10 ФЗоКТ, нельзя признать разумно достаточным в смысле ч. 5 ст. 10 ФЗоКТ для обеспечения режима коммерческой тайны в организации, т.е. режим коммерческой тайны не будет считаться установленным с учетом ч. 2 ст. 10 ФЗоКТ.

В интересах защиты своих прав каждый работодатель, обладающий коммерчески ценной информацией, должен ограничить доступ к этой информации путем введения режима коммерческой тайны. Прежде всего в соответствии с положениями ст. 3 ФЗоКТ следует четко определить круг сведений, относящихся к коммерческой тайне работодателя, при этом должны быть учтены положения ст. 5 ФЗоКТ, содержащей перечень сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну.

Отнесение информации к коммерческой тайне компании должно основываться на принципе экономической обоснованности и своевременности. Чрезмерная секретность может обернуться потерей прибыли, и, наоборот, чрезмерная открытость также неизбежно приведет к отрицательным последствиям. Экономически целесообразно обеспечивать защиту только той части информации о деятельности фирмы, которая гарантирует расширение рынков сбыта продукции, улучшение ее качества, заключение выгодных контрактов с партнерами по бизнесу.

Для выделения такой части информации из общего массива информации о деятельности организации законодательством используется критерий ее действительной или потенциальной коммерческой ценности.

См.: Мейер Д.И. Русское гражданское право. М.: Статут, 1997. Ч. I. С. 137.

Гаврилов О.А. Курс правовой информатики: Учебник для вузов. М.: НОРМА; ИНФРА-М, 2000. С. 2.
Ожегов С.И. Словарь русского языка. 22-е изд., стереотипное. М., 1990. С. 228.

См.: Трахтенгерц Л.А. Квалификация договора о предоставлении права на использование охраняемой коммерческой информации // Комментарий судебной практики / Под ред. К.Б. Ярошенко. Юридическая литература, 2004. Выпуск 10.
Эрделевский А.М. О секретах производства // СПС «КонсультантПлюс».
См.: Хакулов М.Х. Коммерческая тайна как предмет преступления, предусмотренного ст. 183 УК РФ // Российский следователь. 2006. N 4.
См.: Зенин И., Моргунова Е., Погуляев В. Что такое информация и как ее защищать // Закон. 2002. N 12.

Таким образом, коммерческая ценность информации отражает ее свойство приносить имущественную выгоду правообладателю, служить источником получения прибыли.

Постановление ФАС Центрального округа от 4 сентября 2003 г. N А14-9826-02/309/21 // СПС «КонсультантПлюс». Информационный банк «Судебная практика».

Таким образом, действительная или потенциальная коммерческая ценность информации является существенным правовым признаком, необходимым (наряду с другими признаками) для признания такой информации информацией, составляющей коммерческую тайну, в отношении которой ее обладателем может быть установлен режим коммерческой тайны.

Определение перечня и состава информации, относимой к коммерческой тайне, является прерогативой обладателя такой информации при условии соблюдения им императивных требований ФЗоКТ, прежде всего в части сведений, которые не могут составлять согласно ст. 5 ФЗоКТ коммерческую тайну. При возникновении противоречий между действующими в организации локальными нормативными актами следует руководствоваться общими правилами разрешения юридических коллизий, которые сводятся к следующему:

а) если противоречат друг другу акты одного и того же органа, изданные в разное время по одному и тому же вопросу, то применяется последний по принципу: позже изданный акт отменяет предыдущий во всем том, в чем он с ним расходится;

б) если коллизионные акты изданы одновременно, но разными органами, то применяется акт, обладающий более высокой юридической силой, т.е. за основу берется принцип иерархии нормативных актов;

Если, например, речь идет о нормативных актах одного уровня, затрагивающих один и тот же вопрос и изданных в разное время, следовательно, подлежит применению тот, который принят позднее, т.е. Положение о коммерческой тайне. Перечень же может применяться только в части, не противоречащей данному Положению.

Регулирование отношений по использованию информации, составляющей коммерческую тайну, контрагентами на основании гражданско-правовых договоров относится к правовым мерам охраны информации, составляющей коммерческую тайну.

Ранее вопросы охраны конфиденциальности информации в рамках гражданско-правовых отношений регулировались отдельной ст. 12 ФЗоКТ, сфера действия которой не ограничивалась договорами, непосредственно связанными с распоряжением правами на охраняемую информацию. Речь в ней шла о контрагентах, которыми по сути дела могли выступать и стороны по договорам, где конфиденциальная информация могла затрагиваться косвенно (договоры поставки, подряда, возмездного оказания услуг и др.). При этом данной статьей Закона устанавливалась важная обязанность контрагента по информированию обладателя информации, составляющей коммерческую тайну, о допущенном контрагентом либо ставшем ему известном факте разглашения или угрозы разглашения, незаконном получении или незаконном использовании информации, составляющей коммерческую тайну, третьими лицами, что создавало некую возможность для предотвращения дальнейшего распространения информации. С 1 января 2008 г. указанные положения Закона утратили свою силу, не получив адекватной замены на уровне ГК.

ГК РФ в некоторых статьях прямо устанавливает обязанность контрагентов по неразглашению коммерческой тайны и иной конфиденциальной информации. Так, применительно к договору подряда ст. 727 ГК РФ содержит следующее требование: «Если сторона благодаря исполнению своего обязательства по договору подряда получила от другой стороны информацию о новых решениях и технических знаниях, в том числе не защищаемых законом, а также сведения, которые могут рассматриваться как коммерческая тайна (ст. 139), сторона, получившая такую информацию, не вправе сообщать ее третьим лицам без согласия другой стороны. Порядок и условия пользования такой информацией определяются соглашением сторон».

Статья 771 ГК РФ устанавливает обязанность сторон при исполнении договоров на выполнение научно-исследовательских работ, опытно-конструкторских и технологических работ обеспечить конфиденциальность сведений, касающихся предмета договора, хода его исполнения и полученных результатов, если договором между сторонами не предусмотрено иное. Объем сведений, признаваемых конфиденциальными, определяется в договоре. Каждая из сторон обязуется публиковать полученные при выполнении работы сведения, признанные конфиденциальными, только с согласия другой стороны.

Иные гражданско-правовые договоры, помимо указанных выше, также могут регулировать вопросы охраны коммерческой тайны.

В соответствии с принципом диспозитивности регулирования гражданско-правовых отношений обязательство по сохранению конфиденциальности сведений, составляющих коммерческую тайну, может быть включено в содержание любого гражданско-правового договора.

Пункт 4 ч. 1 ст. 10 ФЗоКТ предусматривает регулирование отношений по использованию информации, составляющей коммерческую тайну, работниками на основании трудовых договоров и контрагентами на основании гражданско-правовых договоров.

Основные последствия признания общества дочерним связаны с возникновением ответственности «материнской» (контролирующей) компании перед ее кредиторами (п. 2 ст. 105). Законом определены два случая такой ответственности:

При этом законом не предусмотрены какие-либо последствия рассматриваемого правового положения юридических лиц применительно к сфере их финансово-хозяйственных правоотношений с точки зрения обеспечения конфиденциальности используемой при этом информации. В связи с этим вопросы установления режима коммерческой тайны в каждом из юридических лиц и регулирования отношений по использованию информации, составляющей коммерческую тайну, во взаимоотношениях между собой и с третьими лицами должны решаться ими независимо друг от друга.

Следовательно, требования п. 4 ч. 1 ст. 10 ФЗоКТ подлежат распространению на финансово-хозяйственные взаимоотношения зависимых юридических лиц.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *