какой основной стиль руководства должен использовать вожатый при работе с детьми

Индивидуальный стиль руководства вожатого

какой основной стиль руководства должен использовать вожатый при работе с детьми

Каждый вожатый выполняет управленческие функции в определенном, свойственном ему стиле. При этом его стиль руководства ребятами выступает как сочетание неоднородных качеств: доброта и строгость, наблюдательность и деловитость, спокойствие и требовательность, мягкость и воля. Вожатым необходимо развивать в себе ряд качеств, которые помогают им в достижении профессионального успеха:

Наиболее ценные качества для вожатого — умение налаживать контакты с ребятами, добросовестность и ответственность, умение доводить начатое дело до конца, стремление все понять самим и всему научиться, интуиция, удачливость. Вожатые проявляют себя личностями яркими, сильными, способными эффективно управлять организационными системами в динамичных условиях.

Анализируя специфику вожатского стиля руководства, следует помнить, что у каждого человека свое восприятие конкретного руководителя (инструктора, куратора). Однако многие мнения в сумме создают обобщенный образ вожатого, как руководителя с набором качеств, описанных выше.

Формирование индивидуального стиля руководства

Индивидуальный стиль руководства вожатого оказывает сильнейшее влияние на систему ценностей, принятую в детском коллективе, на те неписаные нормы и правила поведения, которые приняты большинством подопечных ребят. Индивидуальный стиль вожатого играет роль камертона: он задает тон и определяет правила поведения для всего детского коллектива.

Формированию эффективного индивидуального стиля будет способствовать соблюдение вожатыми ряда принципов.

Обратные связи. Подопечные ребята, как правило, стремятся быстрее узнать оценку выполненной ими деятельности непосредственно от своего вожатого. Такие обратные связи являются ключевым моментом в процессе взаимодействия. Подопечные ребята часто задают себе вопрос: «А как, собственно говоря, я действую?» Вожатый обязан уметь вовремя и точно дать ответ на этот вопрос.

Определение свободы действий подопечного. Одним необходима большая, другим — меньшая доля свободы в деятельности. Некоторые ребята стремятся к самостоятельному принятию решений. Других такая возможность вводит в ступор. Опираясь на глубокое изучение характера своих подопечных, вожатый должен в каждом отдельном случае решить, что сделает деятельность пионера более эффективной: дать ли ему некоторую свободу действий или приглядывать, чтобы он «делал только то, что сказано».

Отношение подопечного к его деятельности. Деятельность ребят в лагере — это часть их жизни, но не вся жизнь. Вожатый, трезво оценивающий роль деятельности на лагерной смене в жизни ребят, не преувеличивая и не преуменьшая ее, помогает своим подопечным установить школу жизненных ценностей, четко определить место того, что они делают в их жизни.

Ориентация на конечные результаты деятельности. Хороший вожатый знает, как правильно отметить трудовые достижения своих подопечных ребят. Практическую ценность имеют не подготовительные этапы, не просто деятельность или работоспособность, а конечный результат. Однако важно не создать у ребят представление, что сам процесс их деятельности не имеет никакой ценности. Опытный вожатый, оценивая деятельность ребят, принимает во внимание как сам результат, так и элемент трудового состязания.

Повторение. Вожатый не должен ожидать, что его ребята поймут все с первого раза. Нужно повторять снова и снова, пока не будут достигнуты нужные результаты.

Авторитет вожатого

Истинный авторитет вожатого представляет собой заслуженное уважение к нему и основывается на таких составляющих, как: знания, опыт, ум руководителя, его доверие к подопечным ребятам и требовательность к ним, забота о них, высокие личные качества.

Авторитет вожатого придает вес его указаниям и распоряжениям. Поручения авторитетного руководителя ребята исполняют охотней, быстрей и тщательней. Неумело сформированный индивидуальный стиль руководства способствует возникновению у вожатого ложного авторитета, являющегося по существу лишь его иллюзией, призраком. Ложный авторитет снижает эффективность руководства: ребята нередко льстят вожатому, подхалимничают, в душе его не уважая.

Различают несколько форм ложного авторитета, каждая из которых связана с каким-то дефектом стиля руководства.

Вожатый подвержен различным эмоциональным воздействиям. Его неконтролируемые эмоции могут принять непредсказуемый характер, вплоть до вспышек гнева. Будучи во власти эмоций, вожатый теряет контроль над своим поведением и может принять необдуманное решение. Обидный, насмешливый тон должен быть исключен из разговора. Если вожатый говорит негромко и спокойно, это придает ее словам весомость и деловой характер. Детский коллектив чутко реагирует на уместные или неуместные замечания руководителя, его тон, эмоциональный накал. Настроение вожатого передается детскому коллективу.

Источник

Лидерство и руководство

какой основной стиль руководства должен использовать вожатый при работе с детьми

Вожатому во взаимодействии с подопечными часто приходится быть и руководителем и лидером. Лидерство и руководство — это два разных понятия. Руководство концентрирует внимание на том, чтобы люди делали вещи правильно, а лидерство — на том, чтобы люди делали правильные вещи.

Существует различие между формальным лидерством — когда влияние исходит из официального положения вожатого в детском отряде и естественным лидерством — когда влияние исходит из признания другими личного превосходства лидера. В большинстве ситуаций, конечно, эти два вида влияния переплетаются в большей или меньшей степени. Важно здесь не то, что лидер обладает качествами превосходства, а то, что его сторонники считают, будто он обладает этими качествами.

Лидерство — это психологическая характеристика поведения отдельных членов группы, а руководство — это социальная характеристика отношений в группе, и в первую очередь с точки зрения распределения ролей управления и подчинения. В отличие от лидерства руководство выступает как регламентированный обществом правовой процесс.

Однако, несмотря на приведенные различия, и лидер, и руководитель имеют дело с одним и тем же типом проблем, связанных со стимулированием подопечных, нацеливанием их на решение определенных задач, заботой о средствах, при помощи которых эти задачи могут быть решены.

Руководитель — это человек, который направляет деятельность других и несет персональную ответственность за ее результаты. Хороший вожатый вносит порядок и последовательность в выполняемую деятельность. Свое взаимодействие с подопечными он строит больше на фактах и в рамках установленных целей.

Лидер воодушевляет детей и вселяет энтузиазм в них, передавая им свое видение будущего и помогая им адаптироваться к новому, пройти этап изменений.

Руководители имеют тенденцию занимать пассивную позицию по отношению к целям. Чаще всего они по необходимости ориентируются на кем-то установленные цели и практически не используют их для проведения изменений. Лидеры, наоборот, сами устанавливают свои цели и используют их для изменения отношения детей к делу.

Официально назначенный руководитель обладает преимуществами в завоевании лидирующих позиций в группе, поэтому он чаще, чем кто-либо другой, становится лидером. Однако необходимо помнить, что быть руководителем не означает автоматически считаться лидером, так как лидерство в значительной мере базируется на неформальной основе.

Руководители предпочитают порядок во взаимодействии с подопечными. Они строят свои отношения с ними соответственно тем ролям, которые подопечные играют в запрограммированной цепочке событий или в формальном процессе принятия и реализации решений. Это во многом происходит оттого, что вожатые видят себя определенной частью детского лагеря, как организации или членами особого социального института. Лидеры подбирают и держат людей, которые понимают и разделяют их взгляды и идеи, отражаемые в лидерском видении. Лидеры учитывают потребности детей, воспринимаемые ими ценности и движущие ими эмоции. Лидеры склонны к использованию эмоций и интуиции и всегда готовы вызвать у своих последователей сильные чувства типа любви и ненависти. Лидеры не связывают уважение к себе с принадлежностью к определенной организации.

Руководители обеспечивают достижение целей подчиненными, контролируя их поведение и реагируя на каждое отклонение от запланированного ранее. Лидеры строят свои отношения с подопечными на доверии, мотивируя и вдохновляя их. Они закладывают доверие в основу групповой, совместной деятельности.

Используя свой опыт, различные способности и умения, руководители концентрируют свои усилия в области принятия решений. Они пытаются сузить набор путей решения проблемы. Решения часто принимаются на основе прошлого опыта. Лидеры, наоборот, предпринимают постоянные попытки разработки новых и неоднозначных решений проблемы. А самое главное, после того, как проблема ими решена, лидеры берут на себя риск и бремя выявления новых проблем, особенно в тех случаях, когда существуют значительные возможности для получения соответствующего бонуса.

Принято различать понятия лидера и руководителя как соответственно неформального и формального лидера. Процесс влияния через способности и умения или другие ресурсы, необходимые людям, получил название неформального лидерства. В этом случае влияние исходит из признания другими личного превосходства лидера. Формальное лидерство — это процесс влияния на людей с позиции занимаемой должности, официального положения в организации.

Формальный лидер имеет поддержку в виде делегированных ему официальных полномочий и обычно действует в отведенной ему конкретной функциональной области. Неформальный лидер выдвигается за счет своих способностей оказывать влияние на других и благодаря своим личным качествам.

Стили лидерства и руководства

Основу для классификаций стилей руководства или стилей поведения дали теории, основанные на поведенческом подходе. При поведенческом подходе к лидерству эффективность определяется не столько личными качествами руководителя, сколько его манерой поведения по отношению к подопечным.

Выделим три ставших классическими стиля управления:

Авторитарный стиль управления. Для него характерны жесткое единоличное принятие руководителем всех решений («минимум демократии»), жесткий постоянный контроль за выполнением решений с угрозой наказания («максимум контроля»), отсутствие интереса к ребенку как к личности. Дети должны исполнять лишь то, что им приказано. При этом они получают минимум информации. Интересы детей при этом во внимание не принимаются.

За счет постоянного контроля этот стиль управления обеспечивает вполне приемлемые результаты деятельности по непсихологическим критериям. Однако недостатков больше, чем достоинств:

Авторитарный стиль лежит в основе абсолютного большинства конфликтов из-за стремления управляющего к единовластию. Этот стиль управления целесообразен и оправдан лишь в критических ситуациях.

Демократический стиль управления. Управленческие решения принимаются на основе обсуждения проблемы, учета мнений и инициатив подопечных («максимум демократии»), выполнение принятых решений контролируется и руководителем, и самими детьми («максимум контроля»); руководитель проявляет интерес и доброжелательное внимание к личности подопечных, учету их интересов, потребностей, особенностей.

Демократический стиль является наиболее действенным, так как он обеспечивает высокую вероятность правильных взвешенных решений, высокие результаты деятельности, инициативу, активность детей, удовлетворенность детей своей деятельностью и членством в коллективе, благоприятный психологический климат и сплоченность коллектива. Этот стиль управления предполагает взаимодействие на основе доверия и взаимопонимания. Руководитель ведет себя в данном случае как один из членов группы; каждый ребенок может выражать свои мнения по разным вопросам, не опасаясь какой-либо мести либо одергивания. В зависимости от выполнения задачи руководство группой может передаваться от одного участника другому. При этом всячески стимулируется инициатива со стороны подопечных, в коллективе создается благоприятный психологический климат.

Однако реализация демократического стиля возможна при высоких интеллектуальных, организаторских, психологически-коммуникативных способностях руководителя.

Попустительский стиль управления характеризуется, с одной стороны, «максимумом демократии» (все могут высказывать свои позиции, но реального учета, согласования позиций не стремятся достичь), а с другой — «минимумом контроля» (даже принятые решения не выполняются, нет контроля за их реализацией, все пущено на самотек).

Этот стиль управления характеризуется безынициативностью, невмешательством в процесс той или иной деятельности. Вследствие чего:

Возможно несовпадение формы и содержания действий руководителя, например внешне используется форма демократического стиля (демонстрация внешнего расположения, вежливости к подопечным, проводится обсуждение проблемы), но в действительности решение руководителем давно уже принято единолично (маскировка авторитарного руководителя под «демократического»).

Стиль лидера отличается гибкостью, индивидуальным и ситуативным подходом. Он должен владеть всеми тремя стилями и умело применять их в зависимости от конкретной обстановки, специфики решаемых задач, социально-психологических особенностей подопечных и своих личных качеств.

Качества и черты личности лидера

Изучение личностных психологических качеств, обусловливающих успех руководства, позволило выделить следующие необходимые качества и черты личности:

Наличие у лидера четких личных ценностей и разумных личных целей крайне важно для успеха в деятельности.

Назовем восемь основных качеств, которые должны быть присущи лидеру:

Источник

Четыре стиля лидерства вожатого

какой основной стиль руководства должен использовать вожатый при работе с детьми

Лидеры создают свое видение деятельности в лагере и доводят его до сведения других. Они вдохновляют и побуждают к деятельности, которая способствует воплощению видения в реальность. Основное внимание в деятельности вожатого должно уделяться тому, чтобы«делать нужные вещи», или тому, чтобы определить направление движения, если для выполнения намеченных планов требуется новая информация. Понятие «руководство», «управление» значительно уже понятия «лидерство». Успешный вожатый любой детской группы нацелен делать все как нужно, в то время как успешный лидер делает то, что нужно.

Для построения отношений с напарником на отряде важно, чтобы каждый участник определил свой доминирующий стиль. Эту информацию можно использовать для того, чтобы улучшить взаимопонимание с напарником. Часто проблемы в общении между вожатыми на отряде объясняются различиями в присущих им стилях лидерства.

Единственно правильного, наиболее предпочтительного стиля лидерства не существует. Эффективными могут быть все стили, однако в определенных ситуациях одни стили эффективнее остальных. Оптимальный вариант — адаптировать свой стиль лидерства к конкретной ситуации. Чтобы понять, какой стиль присущ именно вам, выберите из приведенных далее тот стиль, который ближе всего вашей манере поведения. Возможно, вам подойдут два-три описания, но, как правило, один стиль все равно доминирует. Используйте эту информацию, чтобы извлечь максимум пользы из своих сильных качеств и компенсировать свои слабые стороны. Например, вы могли бы работать в паре с кем-то, чьи сильные стороны дополняют ваши слабые стороны, и тем самым повысить общую эффективность своей работы (и лидерства).

Тип I. Личность, нацеленная на решение задач и скорость

Тип II. Личность, стремящаяся к стабильности и гармонии

Тип III. Личность, ориентированная на окружающих

Тип IV. Личность, склонная к перфекционизму и анализу

Источник

Старшая вожатая

Омарова Патимат Омаровна

Старшая вожатая МКОУ » Краснооктябрьская СОШ им. Р. Гамзатова «

Роль старшего вожатого в современной школе

Вожатый – это сказочная личность,

И, сказано, он скромен, господа,

В нём сказочно отсутствует двуличность,

И выгод он не ищет никогда.

Какая сложная работа,

Счастливым сделать хоть кого-то,

Цветок удачи принести,

От одиночества спасти,

А самому затем тихонечко уйти.

Я- вожатая в современной школе. Вожатый – профессия, которой не учат ни в одном учебном заведении, это некое призвание, состояние души. Более того, вожатый –самая главная фигура в процессе воздействия на ребенка. Вожатый по отношению к ребенку занимает особую позицию – дистанция между ними значительно короче, чем у педагогов. Вожатый – это не надзиратель, вожатый должен быть другом или подругой, сестрой или братом для тех, кому нужно прийти со своими детскими проблемами, с кем можно интересно провести время, научиться чему-то новому. Вожатый – это человек, который всегда рядом с детьми, но в то же время чуть впереди. Кому как не вожатому приходится реализовывать задачи современной школы – раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире.

Из всех СМИ мы слышим постоянно «инновации», «модернизация», «конкурентоспособность» и прочее, и это на мой взгляд закономерно для 21 века. Меняется, совершенствуется весь мир, поэтому мы должны выпустить из стен нашей школы граждан инициативных, способных творчески мыслить и искать нестандартные решения, умеющих адаптироваться в современном обществе, достигать своих целей, уверенных в себе. Стать такими детям должны помочь мы, взрослые. И на мой взгляд, наибольшую роль здесь играет наш авторитет, наш пример. Как говорится «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать».

Особенности вожатского авторитета обусловлены тем, что десятки и сотни ребячьих глаз, как рентгеном, насквозь просвечивают и выявляют нравственное состояние личности вожатого. У настоящего вожатого нет другого морального выбора кроме чистоты, искренности, открытости и прямоты своих действий. В противном случае вожатый неизбежно утрачивает свое влияние на детей и право быть их воспитателем. Суть авторитета понимается в постоянном развитии вожатым в себе гражданской, творческой, человеческой личности, подлинной духовности и интеллигентности. Ребенок авансирует воспитателю свое уважение, доверие, расположение, исходя из естественного предположения о высоких качествах его личности.
Успех же нашей деятельности, как и других видов труда, зависит не от второстепенных качеств личности, а от основных. У нас можно выделить два главных компонента вожатского авторитета.
Личностный компонент вожатского авторитета: во-первых, это любовь к детям и к вожатской профессии. Решающее значение в каждой профессии имеет любовь человека к своему делу. Вожатый же не только должен любить свою профессию, но и любить детей. Любовь к детям является важным условием формирования вожатского авторитета. Уважение и доверие к ребенку – важнейшее слагаемое личностного компонента авторитета вожатого.
Авторитетный вожатый не обманывает и не лжет даже по мелочам. Никогда не проявляет невежливость. Не ссорится при ребятах с коллегами. Не вовлекает детей в группировки, направленные против других ребят. Не подрывает авторитет товарищей – вожатых, не отзывается пренебрежительно об их работе.
Вожатый должен знать, чем живут и интересуются его дети. Для всего этого не требуется много времени, для этого нужно только внимание к детям и к их жизни. В жизни ребенка бывает много случаев, когда он не знает, как нужно поступить, когда он нуждается в помощи, в совете. И если он обратится за помощью к вожатому, то это говорит, что он ему доверяет, а значит, вожатый является для него авторитетным. Педагогический авторитет во многом зависит от общей культуры поведения вожатого (умение владеть речью, мимикой и жестами, опрятность в форме и т.п.).
Немаловажное значение для вожатого имеет его умение держать себя в отряде. Не только спокойствие, выдержка, тактичность, но и известная дисциплинированность вожатого являются положительными его качествами. Неуместная мимика, чрезмерная жестикуляция не нравится детям. Это рассеивает их внимание, они хуже воспринимают и усваивают информацию.
Педагогический оптимизм – необходимое качество хорошего вожатого. За теплое, чуткое отношение к ним дети платят такой же теплотой и привязанностью.
Нельзя не остановиться на вопросе о «любимых» и «нелюбимых» детях. Существует точка зрения, что наличие у вожатого «любимчиков» в отряде снижает его авторитет, якобы к любимому ребенку вожатый относится снисходительно, не предъявляет строгих требований. Вожатому нельзя отказать в праве иметь любимых детей. «А раз любишь – ничего не прощай, требуй больше» – как говорил Макаренко.
В воспитании у вожатого культуры наблюдения большое значение имеют знания общей и возрастной психологии, педагогики. Эти науки помогают разобраться в закономерностях процесса обучения и воспитания и создавать его организованно и целенаправленно. Знания в области указанных наук помогут вожатому правильно оценивать каждый поступок своих детей и научно-обоснованными методами изучать каждого ребенка и детский коллектив в целом. Вожатый должен знать индивидуальные особенности каждого ребенка, понимать психологию ребёнка, находить путь к сердцу своих детей.

Алгоритм формирования коллектива.

Я создаю коллектив.

1. Я должен понравиться детям.

2. Я должен их изучить.

3. Я должен определить ведущий вид деятельности, в котором мы объединимся.

4. Я должен увлечь ребят этой деятельностью.

5. Я должен объединить вокруг этой деятельности ядро – моих ближайших помощников (актив).

6. Я должен поставить перед ребятами яркую далекую и не менее яркую близкую цель.

7. Я должен утвердить определенный стиль общения, стиль отношений между ребятами.

8. Я должен частично передать управление деятельностью ребятам и создать органы самоуправления.

9. Я должен предложить ребятам знаки отличия, элементы формы, ритуалы.

10. Я должен найти и оборудовать место встречи коллектива.

11. Я должен заложить определенные традиции.

12. Я должен обеспечить всем надежное чувство защищенности.

13. Я должен не допустить замыкания детей на себя, должен сделать коллектив открытым.

14. Я должен найти друзей для моих ребят – интересный коллектив.

Позиция вожатого в детско-подростковых коллективах.

В своей практике вожатый общается с постоянными, временными (например, Совет дела), разновозрастными, профильными, и т.д. детско-подростковыми коллективами. А так как в основе каждого коллектива – общий интерес, общие цели, общие дела, сплачивающие ребят постоянно или временно, то его можно назвать объединением.

В каждой школе постоянно действует 5 видов объединений, диктующие вожатому свои особенности, связи с ними, работы с их членами и руководителями, отличающиеся взаимоотношениями детей и взрослых, входящих в эти объединения.

Это следующие объединения:

– классно-урочные – строго одновозрастные, по классам, обязательные для ребят, во главе их – учителя, определяющие место и систему внутри коллективных отношений по своим программам, допускающие помощь со стороны вожатых по мере необходимости;

– факультативно-кружковые – возможно разновозрастные, создаются на основе свободного выбора учащихся, но в целом зависимы от взрослых руководителей, более свободны в своих связях с вожатым (особенно кружки), могут выполнять заказы вожатого, а отдельные кружки могут вести сами вожатые;

общественно-организационные – возможны как одна из форм школьного ученического самоуправления, например, школьная республика, город творцов, ученический совет и т.д. – разновозрастные, с активным участием взрослых, в основном – педагогов школ, в том числе и вожатых, выступающих помощниками, наставниками актива этих объединений, несущих полную педагогическую ответственность за последствия деятельности этих объединений; вожатые часто выступают организаторами и ответственными от педколлектива за работу этих объединений;

свободно образующиеся – общественные, независимые от педколлектива образовательного учреждения, представленные в нем старшим вожатым – координатором, руководителем, организатором или помощником этих объединений.

Организаторская роль вожатого в школьных объединениях разная, в зависимости от характера этих объединений. Общее то, что вожатый любому объединению помогает при составлении планов работы, в подготовке и проведении отдельных дел, в обучении актива.

Источник

Особенности руководства коллективом

Содержание

Детский коллектив

Настоящий, сплоченный коллектив не возникает сразу, а формируется постепенно, поэтапно, чему способствует совместная деятельность ребят-участников групп. В зависимости от стадии развития детского коллектива вожатый использует различные стили руководства им. Рассмотрим некоторые стили руководства детским коллективом с учетом специфики и характера деятельности.

какой основной стиль руководства должен использовать вожатый при работе с детьми

Распределение и стимулирование:

Участие в принятии решений:

Педагогический коллектив

В процессе общения полезно задуматься над тем, что движет людьми, когда они совершают те или иные поступки, какие факторы влияют на адекватность нашей оценки другого человека.

Итак, какие же факторы отражаются на нашем восприятии другого человека и на характере наших отношений с ним?

Рассмотрим следующие факторы:

Что необходимо для организации построения отношений с другим человеком?

На пути к взаимопониманию могут встретиться разные трудности:

Есть ряд приемов, способствующих увеличению вероятности успеха в построении общения:

Настроение

В процессе работы в детском лагере у вожатого возникают ситуации, когда необходимо повысить настроение, снять неблагоприятное эмоциональное или стрессовое состояние.

Есть ряд «детерминантов хорошего настроения». Обратимся к ним.

Компоненты хорошего настроения:

Способствует улучшению настроения процесс самоорганизации:

Работая в коллективе, стремитесь выстроить разумно, насколько это возможно, свои отношения как с коллегами, так и с руководством. Воспользуйтесь «Принципами мудрого отношения к жизни»:

В реальной жизни, вожатый, отправляясь работать на летнюю детскую программу, часто испытывает определенные страхи, которые не способствуют повышению качества работы. Попытаемся помочь понять их, и, тем самым, избежать в своей деятельности.

Есть взаимосвязь между работой и вызываемыми в ходе нее страхами работников. Вот эти разновидности симптоматики организационного дистресса (отрицательной эмоции).

Дистресс — перенапряжение, снижающее жизненную активность, дезорганизующее поведение, ослабляющее попытки достижения цели

Страх не справиться с работой. Стимулирован разного рода обстоятельствами: неспособностью быстро войти в проблему, неумением рационально организовать свои профессиональные дела, непродуктивным использованием времени, слабыми навыками коллективного труда, неудовлетворительным физическим и психическим состоянием и т. д.

Страх допустить ошибку. Очень часто присущ новичкам, особенно в адаптационный период, однако может иметь место и у опытных работников, находящихся под началом страдающего разного рода психическими комплексами («закомплексованного», как принято говорить в таких случаях), агрессивного, несправедливого директора.

Страх быть обойденным другими. Он проявляется в реакции людей на несправедливость в связи с поощрениями руководства (кого-то продвигают, а кого-то задвигают, причем не всегда понятно — почему). Эта реакция принимает у разных людей разные формы:«каждый. реагирует по-своему: одни испытывают разочарование, спасаются бегством в болезнь, впадают в апатию, другие же проявляют повышенную активность, энтузиазм, заметно улучшают показатели своей работы. Кто начинает трудиться с большей отдачей, надеется поправить, таким образом, свои дела. Смирившиеся полагают, что и выкладываться-то особенно не стоит.

Страх получить неудовлетворительную оценку за педагогическую деятельность. Человек перестает себя уважать. Могут пройти годы, прежде чем к нему снова вернется вера в собственные силы и возможности. Поиски разрешения возникшей ситуации, хождение по кабинетам — все это не может не вызвать чувство страха.

Страх потерять собственное Я. Человек фактически становится неким винтиком в гигантском технологическом процессе, отчего утрачивается ощущение личностной самоценности и, напротив, возрастает чувство ненужности, профессиональной обезличенности. Естественно, возникает вопрос как же предупредить подобного рода организационный дистресс?

Решающая роль в создании психологически комфортной, т. е. исключающей дистресс, ситуации принадлежит:

Рекомендации, касающиеся, заботы об индивидуальной мотивации:

Ориентиры для руководителя

(полезны, как директору, так и вожатому)

Для руководителя нет более важных стимулов для улучшения работы, чем личное знание персонала. Это дает возможность оценить качество индивидуального труда, как детей, так и взрослых; оказывать им помощь и содействие в нужный момент. Кроме этого, знающий руководитель будет иметь расширенные возможности для общения с людьми разного характера и шанс предупреждения проблем. Такое взаимодействие дает руководителю возможность делить как радости, так и сложности жизни в лагере.

Существуют некоторые принципы, которые могут помочь руководителю, имеющему небольшой опыт руководства другими людьми:

Критерии оценки успешности работы вожатого

В процессе работы в детском лагере вожатый должен проявить знания в области педагогики и психологии, методов работы с детьми разного возраста, умения применять теоретические знания на практике. Администрация лагеря оценивает следующие умения:

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *