какой основной принцип в философии ф ницше
Три этапа философии Ницще
Имя немецкого философа и мыслителя Фридриха Ницше – одно из наиболее узнаваемых в мире. Его учение пронизано нигилизмом и критическим отношением ко всему существующему на земле. Труды мыслителя являются очень сложными для понимания и принятия. Его убеждения могут встретить и резко отрицательную реакцию, и недоумение, и положительное принятие. Но только не равнодушие. Биография и жизненный путь Фридриха наполнены событиями.
Философские взгляды Ницше очень долго воспринимались как идеи фашизма и нацизма. И до сих пор, его труды могут быть восприняты как основа фашистского мировоззрения. Ницше обвиняют в том, что его философия нигилизма и Сверхчеловека являются основополагающими для действий Гитлера.
Философия жизни
Основа всей философии Фридриха Ницше – происходящее Бытие. Его центр – это воля к власти, которая представляется собой ни от чего не зависящее космическое начало. Все существующее – материальное и нематериальное – появилось из небытия. Все происходящее на свете не имеет смысла и содержания. Человек находится в поиске власти и постоянства, но это неосуществимо. Все изменчиво. Весь мир – изменчивая ложь. Эти короткие цитаты являются основой философии жизни Ницше. Он утверждает, что людям необходима иллюзорная вера. Кому-то просто для выживания, а кому-то – чтобы стоять у власти. По Ницше жить значит не просто существовать, а расти, наращивать силы, укрепляться. Отсутствие воли к власти означает деградацию.
Жизнеописание Ницше сводится к тому, что жизнь существует здесь и сейчас, невозможно получить награду за хорошие поступки и достойные действия в загробной жизни, которой нет. Ницше уверял, что церковь заставляет людей совершать несвойственный им действия. Нужно понять, что Господа не существует, и ответственность за все поступки полностью ложится на самого человека.
Тогда и появится истинный человек – неповторимое природное создание или жестокий зверь. Все мужчины должны добиваться власти и достигать победы, в мужчинах заложено природой стремление доминировать.
Воля и разум по Ницше
В своей философии Ницше реализовал и довел до крайности одну из свойственных ей характеристик – разрушение. Философия только все разрушает: ценности, принципиальные убеждения, размышления. Мыслитель основывается на убеждения, что воля – основа мироздания. Его первый труд 1872 года «Рождение трагедии из духа музыки» принят читателями в штыки, книга практически не раскупается, так как философия Ницше идет вразрез с устоями людей.
Фридрих стремится объединить философскую мысль и поэзию. Он считает, что философская мысль заключена в художественном взгляде на мир и бытие. Ницше пытается изменить одностороннее материалистическое мышление того времени. По его мнению, мир – это активная энергия жизни, это воля. Она не уравновешена и не разумна, это стихия. Мироздание не упорядочено, Ницше лишает его разумности. Мир становиться полем действий стихии и силы. Им овладевают неподвластные эмоции, которые и являются характерными особенностями жизни. Все сдерживающие факторы, такие как моральные устои, религиозные убеждения, разумный подход – это показатели болезненности и слабой воли.
Разум по Ницше – это жалкие и ничего не значащие интеллектуальные черты человека, которые никоим образом не могут справиться с силами стихии. Под «правдой» разума скрывается воля. Он находится в полной власти воли. Подсознание управляет осознанной мыслью и действиями.
Как и Коперник, Фридрих превращает дух и сознание в марионетку воли. Дух не находится в центре всего. Миром никто и ничто не управляет. Мир – это слепая энергия и воля.
Три этапа ницшеанства
Ницше считал Шопенгауэра своим учителем, но его взгляды были значительно шире. Философию Ницше можно разделить на 3 стадии, каждая из которых присуща определенному отрезку жизни Фридриха. До достижения возраста 30 лет, Ницше опубликовал работу о развитии философской мысли в Греции в период трагических событий. Спустя 3 года был выпущен его труд «Несвоевременные размышления». Работы Ницше были изложены в необычной форме научной философии, которая гармонично сочеталась с содержанием трудов. Благодаря этому, не только специалисты, но и обширный круг любителей обратили внимание на произведения.
Наступление 2 этапа, определенного в будущем как «переоценка ценностей», характеризуется резким отрицанием философских воззрений Шопенгауэра. В работах « Веселая наука», «Человеческое, слишком человеческое» и «Утренняя заря» Ницше отразил свое новое мышление.
На 3 этапе философ освещает свои взгляды и понимание воли, а также определение сверхчеловека. Его труды «По ту сторону добра и зла», «Антихристианин», «Так говорил Заратустра» и посмертная «Воля к власти» являлись провозглашением евронигилизма.
Сверхчеловек
Основополагающей работой Ницше является его труд «Так говорил Заратустра», где сформулирована идея Сверхчеловека, который возникает в итоге эволюционного развития в борьбе за место лидера. Этому человеку не важны законы и основы жизни, ему чужды иллюзорные мечты и милосердие, его основная цель – властвовать над всем миром.
В качестве противовесной силы Сверхчеловеку, стоит последний человек. Он не сражается и не пытается занять лидирующую позицию, его главное стремление – просто существовать. Он принимает пищу, спит, рожает детей, подобных себе. Последние люди полностью подвластны сверхчеловеку, они могут только подчиняться его приказам.
По этой причине в мире существуют абсолютно инертные люди, которые не могут оказать никакого влияния на историю и прогресс. Но есть и благо, которое очищает пространство для сверхлюдей.
Концепция Ницше была опорой для действий Гитлера, она послужила основанием его теории расизма. В СССР работы мыслителя были под строгим запретом.
Истинное бытие
Ницше кратко затрагивает проблемы бытия. По его мнению, истину и эмпирику нельзя ставить в противовес друг другу. Мыслитель отрицает существование мира, а это приводит к отрицанию реальности жизни человека. Его точка зрения основана на том, что бытия не существует и не существовало в принципе. Есть только круговорот жизненных событий, которые периодически повторяются.
Мыслитель подвергает яростной критике практически все: религию, достижения науки, разум, моральные устои. Он утверждает, что человечество в большинстве своем – это жалкие и ничтожные люди, которыми возможно управлять только с помощью войны.
Единственным смыслом наполнена только воля к власти, разум не занимает столь значимых позиций и не достигает таких масштабов. Ницше очень агрессивно относится к женщинам, которых он сравнивает с кошками, птицами и коровами. Женщина – это только источник вдохновения мужчины, а он обязан держать ее в строгости, иногда с применением силы. Но, тем не менее, философ имеет большое количество работ положительного характера об искусстве и здоровье.
Философия доступным языком: философия Ницше
В 1870 году начинается франко-прусская война и Ницше просится стать добровольцем в качестве солдата или санитара. Правительство дает разрешение ему пойти на фронт в качестве санитара. Став санитаром он видит всю боль и грязь на поле битвы этой войны. Во время войны ему самому не раз приходилось быть на волоске от смерти. Вернувшись, домой он снова занимается университетскими делами, но со временем заявляет об уходе из филологии, говоря, что ему душно и он не может заняться своим любимым делом, творчеством, а именно сочинением и написанием книг. В 35 лет Ницше уходит из филологии. Живет на довольно скромную пенсию и очень много пишет. Всего спустя два года германия заговорит о нем не как о филологе, а как об очень талантливом философе.
ФИЛОСОФИЯ НИЦШЕ. ОСНОВНЫЕ ФИЛОСОФСКИЕ ИДЕИ
Его новые философские идеи стали очень популярными потому что были необычные и оригинальные. Взгляды которые он пропагандировал невозможно было не заметить.
Антихристианская философия Ницше: Работа под названием «антихристианин».
В этой работе Ницше призывает человечество произвести тотальную переоценку ценностей прежней культуры, прежде всего культуры христианской. Христианская культура, мораль, буквально выводила из себя автора и он ненавидел её всем своим существом. Что же так раздражало Ницше в христианстве?
Ницше говорит что на самом деле если мы попробуем для себя ответить на вопрос: «может ли существовать равенство между людьми?», (а именно это одна из идей христианской религии), то мы с неизбежностью ответим «НЕТ». Ни какого равенства быть и не может потому что изначально, кто-то может знает и умеет больше остальных. Ницше выделяет два класса людей; люди с сильной
волей к власти, и люди обладающие слабой волей к власти. Те, кто имеют слабую волю к власти по численности многократно превосходят первых. Ницше говорит, что христианство воспевает возводит на пьедестал большинство, (то есть, людей со слабой волей к власти). Это большинство по своей натуре не является борцами. Они слабое звено человечества. В них нет духа противостояния, они не являются катализатором прогресса человечества.
Ещё одна идея христианства к которой Ницше был крайне категоричен, это библейская заповедь «Возлюби ближнего своего, как самого себя». Ницше говорит «Как возможно любить ближнего, который может быть ленив, ужасно себя ведёт. Ближнего от которого дурно пахнет, или он беспредельно глуп». Он задаёт вопрос «Почему я должен любить такого человека?». Философия Ницше относительно данного вопроса такова; Если уж мне и суждено кого-то любить в этом мире, то только «дальнего своего». По той простой причине, чем меньше я знаю о человеке, чем он дальше от меня, тем меньше я рискую разочароваться в нём.
Христианское милосердие, тоже попало под шквал критики Фридриха Ницше. По его мнению; помогая бедным, больным, слабым и всем нуждающимся христианство облачается в маску лицемерия. Ницше как бы обвиняет христианство в том, что оно защищает и пропагандирует слабые и не жизнеспособные элементы. Если оказаться от этих элементов (то есть людей) то они умрут, потому что не способны бороться за своё существование. Основной принцип этой идеи у Ницше заключается в том что помогая и сострадая человек со временем сам становится слабым и не жизнеспособным элементом. Помогая становясь милосердным человек противоречит самой природе, которая истребляет слабых.
Философия Ницше: Взаимодействие сознательного, и подсознательного элементов, или «Воля к власти»
Эта идея заключается в том что всё содержание нашего сознания, которым мы так гордимся, определяется глубинными жизненными устремлениями (неосознаваемыми механизмами). Что это за механизмы? Ницше для их обозначения вводит термин «Воля к власти». Этот термин обозначает слепое, бессознательное инстинктивное движение. Это мощнейший импульс который управляет этим миром.
«Волю» в своём понимании Ницше делит на четыре части воля к жизни, внутренняя воля, бессознательная воля и воля к власти. Волей к власти обладают все живые существа. Воля к власти определяется Ницше как предельный принцип. Действие этого принципа мы находим повсюду на любой ступени существования, либо в большей либо в меньшей степени.
Философия Ницше: «Так говорил Заратустра», или идея сверхчеловека.
Кто такой сверх человек по мнению Ницше? Конечно же это человек обладающий огромной волей. Это человек управляющий не только своей судьбой, но и судьбами других. Сверхчеловек это носитель новых ценностей, норм, моральных установок. Сверхчеловек должен быть лишён; ОБЩЕПРИНЯТЫХ моральных норм, милосердия, у него свой новый взгляд на мир. Сверхчеловеком можно назвать только того кто будет лишён совести, ведь именно она управляет внутренним миром человека. У совести нет срока давности, она может свести с ума, довести до самоубийства. Сверхчеловек должен быть свободен от её оков.
(источник: Лекция по философи к.ф.н., доцент Павлова Елена Леонидовна)
Видео по теме: Философия Фридриха Ницше и теория сверхчеловека сегодня.
Какой основной принцип в философии ф ницше
Несмотря на всю сложность и противоречивость ницшеанства, можно выявить его основные постулаты.
Во-первых, это нигилистическая философия. И хотя ряд исследователей называет Ницше «анархистом», он прежде всего нигилист. Правда, нигилист не в том значении, в каком принято воспринимать это слово: нигилизм Ницше – это переходное состояние, преодоление всего того отжившего и ветхого, что уже не нужно человечеству. Ведь «человек есть нечто, что должно превзойти» [Ницше 2004: 8]. В определённом смысле слова Ницше также антигуманист и имморалист. Человек для него – лишь этап, ступень на пути от животного к Сверхчеловеку: «Я люблю всех тех, кто являются тяжёлыми каплями, падающими одна за другой из тёмной тучи, нависшей над человеком: молния приближается, возвещают они и гибнут, как провозвестники.
Смотрите, я провозвестник молнии и тяжёлая капля из тучи; но эта молния называется сверхчеловек (здесь и далее в цитатах – выделено Ницше)» [Ницше 2004: 12].
Когда Заратустра Ницше говорит, что он – «туча», это означает, что вскоре должна появиться и молния (Сверхчеловек). Заратустра – это сам Ницше – философ так же яростно критикует современное ему европейское общество обывателей (автобиографичность книги проявляется даже в мелочах: например, Заратустре в произведении сорок лет, и примерно столько же было Ницше, когда он опубликовал произведение). Подчеркнём, что здесь взгляды Ницше во многом совпадают как со взглядами консерваторов (в т.ч. русских – К.Н. Леонтьева, Н.Я. Данилевского), так и со взглядами марксистов и социалистов (антибуржуазный пафос). Для него нет ничего более жалкого и ничтожного, чем «последний человек» – житель выродившейся, «закатившейся» (по Шпенглеру) Европы, чьи дни уже сочтены.
Мораль для философа – это нечто закосневшее, отжившее. Её, как и человека, «должно преодолеть»: «Как устал я от добра моего и зла моего! Всё это бедность и грязь и жалкое довольство собою!» [Ницше 2004: 9]. Правда, Ницше критикует самодовольство человека, поскольку тот недостоин быть собой довольным. Сверхчеловек – совсем другое дело. Но для него и не будет вопроса – быть довольным или нет, он ни секунды не будет сомневаться в своей правоте.
В «Так говорил Заратустра» описывается, что должно произойти с человеческим духом в течение его жизни: он «становится верблюдом, львом верблюд и, наконец, ребёнком становится лев» [Ницше 2004: 22]. Будучи определённым предтечей символизма, Ницше, видимо, хочет этим сказать, что каждый человеческий дух для начала чем-то обременяет себя, затем – напротив, хочет от всего освободиться, а в конечном итоге приходит к детской непосредственности как «венцу творения» и новой жизни (поразительно, как эта идея совпадает с жизнью самого Ницше, последние свои годы пребывавшего в умственном забытьи).
Основные положения философии Ф.Ницше
В «Происхождение трагедии» рассматривает искусство как проявление воли или жизни вообще и противопоставляет «жизненное» искусство, символизируемое Дионисом интеллектуальному, символизируемому Аполлоном. Мысль о противоположности «жизни» и «разума» становится центральным пунктом все его последующей философской деятельности, порождая иррационализм.
Отдавая приоритет дионисийскому, он не отвергает аполлоническое, но требует их гармонического сочетания. Дионисийское начало в современном ему мире, как полагает Ницше, утрачено, а без него невозможно творчество, творческое бытие и происходит крушение, деградация культуры.
Мир не имеет ни цели, ни смысла, в силу этого человечество деградирует и неминуемо погибнет. Гибель может быть предотвращена актом творчества, но необходима цель – Сверхчеловек – это нравственный образ, который означает высшую ступень духовного развития человечества.
Сверхчеловек, прежде всего, не может быть зверем или укротителем зверей. Сверхчеловек – это тот, кто умеет повелевать себе, но что самое главное и, прежде всего – это тот, кто умеет повиноваться себе. Сверхчеловек – это тот, кто не желает ничего даром (даром получать желает только чернь), не ищет и не желает наслаждений ибо «не сила, а продолжительность высших ощущений создает высших людей».
«В человеке тварь и творец соединены воедино, ваше сострадание относится к «твари в человеке», ибо «самым опасным врагом, которого можешь ты встретить, будешь всегда ты сам…».
Сверхчеловек Ницше – это, прежде всего, могущественный и господствующий над собой и окружающим миром. Само это господство не может быть понимаемо только как политическое или правовое господство, ибо проповедуемое им господство – это духовное господство и власть над людьми приобретаемая лишь силою выдающихся духовных качеств личности. Господство лучших – это та форма жизни, которая дает простор для духовного развития, для расширения горизонтов творческой деятельности этой личности.
Идея вечного возвращения. Воля реализует себя через постоянную смену явлений. Творчество следует понимать здесь как созидание всякий раз нового явления, а иначе творчество понимать и невозможно. Даже разрушение для Ницше – это лишь момент созидания. Только творящий может уничтожать. Вечное возвращение, это не постоянное воспроизведение одного и того же, возвращения к тому же самому. Каждый раз в явлениях воля воспроизводит себя, реализует, объективирует себя иначе, чем прежде (различные индивидуальности).
В «Веселой науке» Ницше в страхе и ужасе перед вечным возвращением. «Вечные песочные часы бытия переворачиваются все снова и снова – и ты вместе с ними, песчинка из песка!»
Выход здесь только один: хорошо относиться к себе (в отличие от христианства) и к жизни, любить ее и принимать ее, такой как она есть. Переход к героическому жизнепониманию». (Так говорил Заратустра».) Мужество и твердость – это ростки великой надежды. Творчество и созидание – это основное средство возвращения к ЧЕЛОВЕКУ.
Философия жизни. Задача философии жизни – понять человеческую жизнь, исключая все внешние установки, непосредственно из ее самой. В рамках философии жизни различные феномены бытия, как-то: наука, искусство, религия и т.п. утрачивают свою сущностную самостоятельность и должны быть поняты, исходя из жизни. Философию жизни можно рассматривать и как протест против преувеличения роли рассудка в жизни человека и общества. (Протест души против машины.) Философия жизни затрагивает проблему ценности и смысла жизни.
Ницше: принципы, идеи, судьба
Более 100 лет не ослабевает слава Фридриха Ницше. Влияние Ницше на современников было не так велико, как на потомков, и в том числе на нынешние поколения. За последние десятилетия «ницшеанство» стало модным трендом для молодежи, а Ницше – кумиром образованного общества. Многие стремятся понять и принять идеи Ницше, разобраться в них, впустить в свою жизнь. Главные тезисы учения Ницше, трагедия жизни, дружба с великими современниками собраны в этом издании.
Оглавление
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Ницше: принципы, идеи, судьба предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
© ООО «Издательство «Эксмо», 2018
Фридрих Ницше в 1882 году
15 октября 1844 года — Фридрих Ницше родился в городке Рёккен в семье лютеранского пастора. Получил имя в честь короля Фридриха Вильгельма IV.
1862 — поступление в университет Бонна, изучение теологии и филологии. Вскоре перевелся в Лейпцигский университет.
1868 — знакомство с Рихардом Вагнером, творчество которого оказало огромное влияние на философию Ницше.
1869 — двадцатичетырехлетнего студента Фридриха Ницше приглашают исполнять обязанности профессора классической филологии на кафедре университета в Базеле.
1872 — выходит книга «Рождение трагедии из духа музыки», в которой молодой философ изложил свои взгляды на сущность искусства.
1878 — выход первого тома книги «Человеческое, слишком человеческое», вызвавшей яростную полемику в обществе.
1879 — из-за резкого ухудшения здоровья Ницше прекращает преподавание.
1884–1885 — в нескольких томах издается ключевое произведение философа «Так говорил Заратустра».
1888 — издается книга «Сумерки идолов, или Как философствуют молотом».
1889 — Фридрих Ницше заболевает тяжелым психическим расстройством.
25 августа 1900 года — умер.
Фридрих Ницше. «Быть великим — значит давать направление»
Пожалуй, ни одна философская система — от древности до наших дней — не вызывала столь бурных дискуссий, как учение немецкого мыслителя Фридриха Ницше (1844–1900). Его называли трагическим гением Нового времени и глашатаем жестокости, причисляли к основателям «людоедской морали нацизма» и ставили в один ряд с титанами Древней Греции и Возрождения.
«…Ницше не был сатиром, — писал Даниэль Галеви в своей книге „Жизнь Фридриха Ницше“, — это святой, раненый святой, который жаждет смерти. Он говорит, что благодарен жизни; это неправда: душа его полна горечи. Он лжет, но ложь бывает иногда победой, единственной, оставшейся человеку…»
Как же воспринимать творения Ницше — написанные ярким, афористичным языком, мрачные и завораживающие? Как относиться к его неоднозначным высказываниям (которые, правда, часто искажают и вырывают из контекста) наподобие известного «Идешь к женщине? Не забудь плеть» или «Падающего подтолкни»? Отражали ли его работы истинные убеждения философа? А может быть, это была просто грамотная провокация, растянувшаяся на много лет? Да-да, высказывались мысли о том, что истинный Ницше, каким знали его друзья и родные, был милейшим человеком — с поправкой на странности гения и прогрессировавшую душевную болезнь. А его идеи о сверхчеловеке и отрицании морали по воле философа сыграли роль зеркала, в котором отразились ложь и лицемерие современного ему общества.
Нет сомнения в том, что философия Ницше — во многом детище эпохи: наверное, только XIX век с его промышленным подъемом, бесконечными войнами, религиозными спорами и политическими катаклизмами мог породить такую философскую систему. В ней сочетаются доступность и глубина, обращение к низменным качествам человека и надежда на то, что победит все же мораль сильных духом — людей благородных и достойных.
Но как же родилась эта удивительная философия? И каков был путь самого Ницше к своим убеждениям?
Фридрих Вильгельм Ницше родился 15 октября 1844 года в Рёккене (тогда это была территория Пруссии — Германия еще не стала единым государством). Его отец — Карл Людвиг — был лютеранским пастором, мать — Франциска — также происходила из семьи священнослужителей. Правда, некоторые исследователи упоминают, что родители будущего философа не были схожи по своему интеллекту и уровню образования. Отец — утонченный, склонный к размышлениям любитель книг; мать — приземленная, трезвая и практичная. Но все же связи в семье были очень прочными; и много лет спустя именно мать будет заботиться о своем знаменитом сыне, ставшем совершенно беспомощным.
«Поэзия лирика не может высказать ничего такого, что… не было бы уже заложено в той музыке, которая принудила поэта к образной речи»
«Без музыки жизнь была бы ошибкой»
«Моя тоска хочет отдохнуть в тайниках и пропастях совершенства: для этого нужна мне музыка»
«Меня раздражает все, что нельзя выразить музыкой»
«Всякая подлинная, всякая оригинальная музыка — это лебединая песня»
Маленький Фридрих Вильгельм рос в атмосфере любви и взаимопонимания, рано научился читать и писать, проявлял способности к музыке. В 1846 году у него появилась сестра Элизабет, а еще через два года — брат Йозеф. Но вскоре на семью посыпались несчастья. Карл Людвиг получил тяжелую травму, упав с лестницы, и в 1849 году после мучительной болезни скончался. Некоторые исследователи биографии Ницше склонны думать, что падение было вызвано прогрессировавшим заболеванием мозга, которое впоследствии проявится и у сына… Впрочем, в причинах смерти Карла Людвига и Фридриха Ницше до сих пор много неясного.
Через год во время внезапного приступа судорог умер маленький Йозеф. Возможно, эти потери, потрясшие Фридриха в раннем возрасте, оказали влияние на его мировосприятие.
Уже в шестилетнем возрасте, будучи учеником, он поражает учителей и однокашников несвойственной ребенку серьезностью, равнодушием к играм, пристрастием к духовной литературе. Но главным его увлечением была музыка: мальчик заслушивается классикой, боготворит Гайдна, Моцарта, Бетховена. Он и сам пробует сочинять мелодии, пишет песни и фортепианные пьесы — это увлечение останется с ним навсегда, и, будучи уже студентом, он долго размышлял о том, не посвятить ли себя музыке. В биографической литературе встречается мнение, что Ницше-композитор интересен ничуть не менее, чем Ницше-философ…
Фридрих Ницше утверждал, что в его эссе «Свобода воли и рок» и «Рок и история», написанных им в восемнадцатилетнем возрасте, уже содержатся все основные идеи его философии и все интересовавшие его вопросы:
— Свободен ли человек?
— Существует ли рок, предопределение?
— Что такое свобода и несвобода?
— Каковы принципы и закономерности исторического процесса?
— Как связаны история и судьба отдельной личности?
В возрасте четырнадцати лет Фридриха Вильгельма, как очень одаренного мальчика, приглашают учиться в престижную гимназию-интернат «Пфорта», расположенную близ Наумбурга. Он сторонился шумных компаний, любил проводить время в одиночестве или в обществе одного-двух приятелей. Во время учебы в «Пфорте» Ницше всерьез задумывался о поступлении на факультет теологии и карьере священника. Но вскоре его взгляды резко меняются.
Часто исследователи не уделяют внимания детским и юношеским годам философа, считая, что его основные взгляды сформировались значительно позже; но на самом деле уже в 1862 году, в возрасте 18 лет, Ницше пишет две работы — «Свобода воли и рок» и «Рок и история», — и впоследствии к темам воли, свободы, морали, религии и веры он будет возвращаться постоянно.
Уже тогда сын пастора начинает высказывать идеи, явно противоречившие церковным догматам. Что отвратило его от религии, почему он впоследствии безапелляционно заявит «Бог умер!» и издаст своего «Антихриста» с подзаголовком «Проклятие христианству»? По мнению ряда биографов, философия Ницше рождалась на почве его неуверенности в себе, разочарованности жизнью. Юноша был крайне слаб здоровьем (к тридцати годам Фридрих почти ослеп), подвергался насмешкам и слыл странным — возможно, уже тогда начинали проявляться зачатки тяжелого заболевания мозга. Но, согласитесь, такое объяснение выглядит слишком упрощенным.
Почему люди воюют? Что заставляет их испытывать ненависть, сражаться друг с другом? Чем объяснить тягу правителей к бесконечным переделам мира? Можно ли решать возникающие проблемы мирным путем? Возможно, именно тогда молодой филолог (именно на этой специальности в итоге остановился Фридрих) решает не только представить в своих произведениях ответы на эти мучительные вопросы, но и заставить читателя увидеть на страницах книги портрет поколения, «лицо» себя самого и своих современников. И портрет этот будет непривлекателен…
Незадолго до войны в руки Ницше попадает книга Артура Шопенгауэра «Мир как воля и представление». Молодой человек был потрясен: ему показалось, что знаменитый философ пересказывает его собственные мысли. Зависимость человека от внешних обстоятельств, его «животность», которая обращается жестокостью и злобой, корысть и расчет — неужели это все, что движет людьми? Возможно, именно тогда в голове Фридриха начинают складываться образы, которые впоследствии выльются в идею о сверхчеловеке — одну из самых интересных и самых спорных в его философской системе.
Как только не трактовали этот образ! Дело осложнялось тем, что и сам Ницше в разные периоды своей жизни представлял своего сверхчеловека по-разному: как самый совершенный биологический вид, возникший в ходе эволюции, вершину творения природы; как идеальный морально и духовно, совершенно новый тип человеческого существа; как идеальное создание природы, не нуждающееся в общепринятой морали, — ведь его достоинства позволяют ему самому быть «моральным источником»!
Русский поэт и философ Вячеслав Иванов писал, что наиболее близким воплощением сверхчеловека является… Иисус. Колоссальный разброс, не так ли? От нацизма с его идеей расового превосходства до идеалов святости и моральной чистоты! Так, может быть, и в самом деле уникальность философии Ницше в том, что ее восприятие во многом зависит от личности и убеждений читающего?
«Книга — зеркало, — сказал однажды соотечественник Фридриха Ницше, ученый Георг Лихтенберг. — И если в него смотрится обезьяна, из него не может выглянуть лик апостола».
Музыка Вагнера — мощная, многогранная, подчас мрачная — была созвучна философии Ницше. Пристрастие композитора к истории древней Германии также находило отклик в душе философа Рихард Вагнер. Фото 1871 г.
Работа Артура Шопенгауэра «Мир как воля и представление» посвящена:
— эпистемологии — исследованию знания как такового
— онтологии — учению о сущем, о бытии
— эстетике — учению о прекрасном, его сути
— этике — учению о морали
Уделяет особое внимание понятию ВОЛЯ: философ считает, что человек и природа подчинены острой жажде жизни. Воля — то же самое, что желание, стремление. Причем именно воля к жизни — одна из главных причин страдания человека!
Работа Фридриха Ницше «Рождение трагедии из духа музыки», увидевшая свет в 1872 году, стала завершением карьеры молодого преподавателя как филолога и ознаменовала его окончательный переход в стан философов.
С 1868 года Ницше, в то время сам еще студент, уже занимал пост профессора в университете Базеля: его пригласили на эту должность благодаря таланту! Случай поистине уникальный. В том же году молодой человек свел знакомство с Рихардом Вагнером: Ницше уже давно был горячим поклонником его творчества. Правда, через несколько лет их пути разойдутся: Вагнер не сможет простить Фридриху резких высказываний в его книге «Человеческое, слишком человеческое». Композитор мечтает о «новом Возрождении» на основе традиционных ценностей, философ же мечтает ниспровергать кумиров и развенчивать идеалы. И в итоге Ницше напишет книгу «Казус Вагнер», в которой раскритикует творчество великого автора «Тангейзера», «Гибели богов» и «Тристана и Изольды»…
Сомнения Фридриха Ницше в перспективах единой Германии приводят к тому, что его объявляют «врагом империи» и начинают препятствовать его публикациям. Но все же в 1878 году выходит его новая книга «Человеческое, слишком человеческое». В ней Ницше бичует христианство и церковь, критикует «искусство ради признания» в лице Вагнера и предостерегает от увлечения социализмом и революционными идеями.
В начале знакомства Ницше пишет о музыке Вагнера:
«Я не в состоянии относиться к этой музыке с холодной критикой… Я давно не испытывал такого продолжительного восхищения»
Фридриху Ницше была близка позиция композитора относительно искусства: Вагнер был «психологом от оперы», сторонником символического, иррационального пути осмысления происходящего на сцене.
Причины последующего взаимного непонимания
Вагнер тяготел к истории, мифологии, классическому пониманию культуры.
Ницше берет на себя функции «нарушителя границ», «провокатора от культуры», что настораживает Вагнера
Композитор в расцвете своей карьеры стал выразителем государственных интересов
По мнению Ницше, то, что Вагнер стал «государственно-немецким», не пошло на пользу его творчеству: «куда бы немцы не проникали, они испортят культуру»
Философ обвиняет Вагнера (вполне справедливо) в нетерпимости к чужому мнению, в невнимании к чужим достижениям — будь то музыка, поэзия или изобразительное искусство. Но главное — он пишет: «Рихард Вагнер… пал вдруг, беспомощный и разбитый, перед христианским крестом»
Видимо, напряженная работа спровоцировала обострение многочисленных хронических болезней: философ, имя которого мало-помалу становилось все более популярным, страдает от резкого ухудшения зрения, приступов головной боли, обмороков и расстройства пищеварения. От всего этого его лечат ударными дозами лекарств, в число которых входят опиаты — и, конечно, подобные средства могли принести лишь временное облегчение… Преподавание приходится бросить, но, к счастью, университет выплачивал пенсию профессору, в возрасте тридцати пяти лет ставшему инвалидом.
Правда, творческие способности Ницше не изменяют: он издает книги «Странник и его тень», «Утренняя заря, или Мысли о моральных предрассудках»… А в 1883 году начинается издание самого, пожалуй, известного его труда — «Так говорил Заратустра». Это мощное и загадочное произведение можно трактовать по-разному — уж очень затейливым языком оно написано! Специалисты по творчеству Ницше даже утверждают иногда, что перевести «Заратустру» адекватно попросту невозможно. Следовательно, для подробного знакомства с этой книгой нужно изучить немецкий язык!
Текст подчинен сложному ритму, поэтому многие пытаются читать книгу нараспев, как древние саги, — и вроде бы даже достигают успеха. Именно в этом издании подробно раскрывается мысль о том, что человек всего лишь мост между обезьяной и сверхчеловеком: «Боги мертвы… Отныне мы хотим, чтобы здравствовал сверхчеловек».
«И пусть будет потерян для нас тот день, когда ни разу не плясали мы! И пусть ложной назовется у нас всякая идея, у которой не было смеха!»
Фридрих Ницше. «Так говорил Заратустра»
Попробуйте прочитать эту книгу — пусть в переводе, в сокращении. Найдете ли вы там призывы к «отказу от морали», к разгулу и насилию, в чем любят обвинять Ницше недоброжелатели? Или неожиданно придете к выводу, что философ отнюдь не благословляет всех, кто возомнил себя вершителем судеб? Он просто мечтает о том времени, когда моральное совершенство, обретенное тяжелым трудом, позволит человеку жить, не боясь карающего бога и посмертного наказания.
Во время работы над «Заратустрой» Ницше переживал личную драму. В 1882 году в Италии он познакомился с Луизой фон Саломе, более известной под именем Лу Саломе — удивительной женщиной, русской по происхождению, слушательницей университетских курсов в Швейцарии. Желание получить высшее образование для девушки в России тогда все еще было необычно. Но Саломе была не просто сторонницей передовых идей — она интересовалась философией и научными достижениями, мечтала создать студенческую коммуну. А кроме того, выступала за свободные отношения между мужчиной и женщиной.
Очарованный живым умом Лу (для Ницше интеллект всегда стоял выше внешней красоты), Фридрих делает ей предложение, но получает отказ. Вскоре между Ницше и Саломе происходит ссора — точные ее причины неизвестны, но есть версия, что здесь не обошлось без влияния сестры философа Элизабет. Биографы часто утверждают, что Элизабет, не отличавшаяся ни красотой, ни особенным интеллектом, возненавидела умную и обаятельную Лу… Впрочем, здесь многое относится к области предположений.