какой основной принцип организации гражданской обороны

Принципы организации ведения ГО РФ

Гражданская оборона организуется на территории Российской Федерации по территориально-производственному принципу.

Подготовка государства к ведению ГО осуществляется заблаговременно в мирное время с учетом развития вооружения, военной техники и средств защиты населения от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.

Ведение ГО

На территории Российской Федерации или в отдельных ее местно­стях начинается с момента объявления состояния войны, фактического начала воен­ных действий или введения Президентом Российской Федерации военного положе­ния на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях.

Руководство ГО

В Российской Федерации осуществляет Правительство Россий­ской Федерации; в федеральных органах исполнительной власти и организациях — их руководители, являющиеся по должности начальниками ГО указанных органов и орга­низаций; на территориях субъектов Российской Федерации и муниципальных образо­ваний — главы органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и ру­ководители местного самоуправления, являющиеся по должности начальниками ГО.

Управление ГО

Осуществляется соответствующими органами (штабами по де­лам ГО) всех уровней, специально уполномоченными на решение задач в области ГО, созданными в установленном порядке.

Силы ГО

Являются воинские формирования, специально предназначенные для решения задач в области ГО, организационно объединенные в войска ГО, а также гражданские организации (формирования) ГО.

Гражданская оборона Российской Федерации является составной частью системы общегосударственных оборонных мероприятий. Организация и ведение гражданской обороны являются одной из важнейших функций государства, составными частями оборонного строительства обеспечения безопасности. Подготовка Российского государства к ведению гражданской обороны осуществляется заблаговременно в мирное время с учетом развития вооружения, военной техники и средств защиты населения от опасностей, возникающих при ведении военных действий или в следствие этих действий. Руководство гражданской обороны на территориях республик, краев, областей, городов, поселков и т.д. осуществляют главы администраций исполнительной власти субъектов и муниципальных образований Российской Федерации. Само же введение гражданской обороны на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях начинается с момента объявления состояния войны, фактического начала военных действий или введение Президентом Российской Федерации военного положения на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях. Введение военного положения в Российской Федерации предусмотрено конституционным законом № 1 от 30 января 2002 г. «О военном положении». Согласно этому закону, военное положение – это особый правовой режим, вводимый на территории Российской Федерации или в отдельной местности указом Президента Российской Федерации в случае агрессии против России или в случае непосредственной угрозы агрессии.

Источник

Гражданская оборона: основные понятия и задачи

Гражданская оборона это:

система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.

Основные понятия:

территория, отнесенная к группе по гражданской обороне, — территория, на которой расположен город или иной населенный пункт, имеющий важное оборонное и экономическое значение, с находящимися в нем объектами, представляющий высокую степень опасности возникновения чрезвычайных ситуаций в военное и мирное время;

Задачи гражданской обороны

подготовка населения в области гражданской обороны;

оповещение населения об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера;

эвакуация населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы;

предоставление населению средств индивидуальной и коллективной защиты;

проведение мероприятий по световой маскировке и другим видам маскировки;

проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ в случае возникновения опасностей для населения при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера;

первоочередное жизнеобеспечение населения, пострадавшего при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера;

борьба с пожарами, возникшими при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов;

обнаружение и обозначение районов, подвергшихся радиоактивному, химическому, биологическому или иному заражению;

санитарная обработка населения, обеззараживание зданий и сооружений, специальная обработка техники и территорий;

восстановление и поддержание порядка в районах, пострадавших при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера;

срочное восстановление функционирования необходимых коммунальных служб в военное время;

срочное захоронение трупов в военное время;

обеспечение устойчивости функционирования организаций, необходимых для выживания населения при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера;

обеспечение постоянной готовности сил и средств гражданской обороны.

История гражданской обороны

В ходе Первой мировой войны, в 1915 году, создаётся специализированная бомбардировочная авиация, которая стала применяться для самостоятельных действий – нанесения ударов с воздуха по тылам противника. В связи с этим возникла необходимость в организации защиты городов от ударов с воздуха.

После участившихся вражеских налётов авиации на тыловые объекты в России стали разрабатывать меры по недопущению налётов «воздухоплавательных средств противника» на нашу территорию, прежде всего к Петрограду.

30 ноября 1914 года командующий 6-й армией генерал-адъютант К.П. Фан-дер-Флит приказом № 90 объявил специальную инструкцию, в соответствии с которой впервые была организована оборона Петрограда и его окрестностей. Начальником воздушной обороны был назначен генерал-майор Г.В. Бурман.

8 декабря 1914 года «Инструкция по воздухоплаванию в районе 6-й армии» была введена в действие, воздушная оборона столицы России начала осуществляться.

Под руководством генерал-майора Г.В. Бурмана объединялись действия «лётчиков и войсковых частей, назначенных для защиты Петрограда и его района от воздушного нападения противника». Для наблюдения за небом и оповещения о летательных аппаратах противника была развёрнута сеть наблюдательных постов. На позициях вокруг Петрограда и вблизи Царского Села были установлены изготовленные по специальному заказу на Путиловском заводе артиллерийские орудия, приспособленные для стрельбы по летательным аппаратам.

Из состава Гатчинской авиационной школы были отобраны экипажи, подготовленные к борьбе с летательными аппаратами противника.

Основы государственной политики Российской Федерации в области гражданской обороны на период до 2030 года»

МЧС России, совместно с заинтересованными структурами, проведена большаяРАБОТА по внедрению современных подходов к организации и ведению гражданской обороны, наращиванию ее потенциала. Органы управления и силы гражданской обороны показывают свои возрастающие возможности при ликвидации последствий крупномасштабных чрезвычайных ситуаций и пожаров. Пожарно-спасательные подразделения ежедневно выполняют боевые задачи по тушению крупных пожаров, проведению сложных спасательных работ, разминированию и практической помощи людям в беде, повышают свое профессиональное мастерство и технические возможности.

В Основе госполитики учтены положения Конституции Российской Федерации, федеральных законов, Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, документов, определяющих стратегическое планирование в сфере национальной безопасности, а также действующих нормативных правовых актов.

Данный документ определяет цели, задачи, основные направления и мероприятия реализации государственной политики в области гражданской обороны до 2030 года.

Источник

Какой основной принцип организации гражданской обороны

МОДЕЛЬНЫЙ ЗАКОН

О гражданской обороне

Настоящий Закон определяет основы гражданской обороны, правовые основы ее осуществления, полномочия и функции органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций и их должностных лиц, права и обязанности граждан в области гражданской обороны, а также силы и средства, привлекаемые для решения задач в указанной области, и основания их деятельности.

Глава 1. Общие положения

Статья 1. Понятие гражданской обороны

2. Организация и ведение гражданской обороны являются одними из важнейших функций государства, составными частями оборонного строительства, обеспечения безопасности государства.

Статья 2. Задачи в области гражданской обороны

Основными задачами в области гражданской обороны являются:

— обучение населения способам защиты от опасностей, возникающих при военных действиях, а также при катастрофах природного и техногенного характера;

— оповещение об опасности;

— предоставление убежищ и их устройство;

— предоставление средств индивидуальной защиты;

— проведение мероприятий по световой и другим видам маскировки;

— проведение аварийно-спасательных работ;

— первоочередное обеспечение пострадавшего населения, включая первую медицинскую помощь, срочное предоставление жилых помещений, а также другие необходимые меры;

— обнаружение и обозначение районов, подвергшихся радиоактивному, химическому, биологическому и иному заражению;

— обеззараживание и другие подобные меры защиты;

— восстановление и поддержание порядка в районах бедствия;

— срочное восстановление необходимых коммунальных служб;

— срочное захоронение трупов;

— разработка и осуществление мер, направленных на сохранение объектов, необходимых для выживания;

— обеспечение постоянной готовности сил и средств гражданской обороны;

— иная деятельность, необходимая для решения вышеупомянутых задач, в том числе планирование и организация мероприятий.

Статья 3. Принципы организации гражданской обороны

1. Гражданская оборона организуется на всей территории страны по территориально-производственному принципу. Руководство ею на всех уровнях государственного управления осуществляется централизованно на принципе единоначалия. С этой целью предусматриваются институт начальников гражданской обороны и создание служб этой обороны.

2. Мероприятия по гражданской обороне проводятся заблаговременно в мирное время с учетом развития средств вооруженной борьбы и средств защиты от них. С этой целью на всех уровнях исполнительной власти, в органах местного самоуправления и организациях разрабатываются планы гражданской обороны.

3. Осуществление гражданской обороны на всей территории страны или ее части начинается с возникновением реальной опасности военных действий, а также катастроф природного и техногенного характера.

Статья 4. Правовое регулирование организации и
осуществления гражданской обороны

Национальное законодательство в области гражданской обороны основывается на конституции страны, настоящем Законе, других законах и нормативных правовых актах, регулирующих отношения по защите населения, материальных и культурных ценностей, территории страны от опасностей, возникающих при военных действиях или вследствие этих действий, а также при катастрофах природного и техногенного характера.

Статья 5. Гражданская оборона в вооруженных силах и
других войсках

Задачи гражданской обороны в организациях и военных городках вооруженных сил страны и других войск решаются в соответствии с ведомственными положениями, разрабатываемыми на основе настоящего Закона и согласуемыми с государственным органом исполнительной власти, специально уполномоченным на решение задач в области гражданской обороны.

Глава 2. Силы гражданской обороны

Статья 6. Состав сил гражданской обороны

1. В состав сил гражданской обороны входят гражданские и воинские формирования гражданской обороны.

2. Для решения задач гражданской обороны могут привлекаться воинские части и подразделения вооруженных сил страны, других войск, а также ведомственные, территориальные и иные аварийно-спасательные службы и формирования.

Статья 7. Гражданские формирования гражданской обороны

1. Гражданские формирования гражданской обороны создаются на базе предприятий и организаций любых организационно-правовых форм по территориально-производственному принципу. Они оснащены специальной техникой и имуществом и подготовлены для решения задач обороны граждан от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при катастрофах природного и техногенного характера.

2. В гражданские формирования гражданской обороны должны зачисляться, как правило, мужчины в возрасте от 18 до 60 лет, женщины от 18 до 55 лет и не зачисляться военнообязанные, имеющие мобилизационные предписания, инвалиды, беременные женщины, женщины, имеющие ребенка до восьми лет, а также женщины со средним и высшим медицинским образованием, имеющие ребенка до трех лет.

3. Состав и численность гражданских формирований гражданской обороны устанавливается государственными органами исполнительной власти, региональными органами исполнительной власти страны, органами местного самоуправления, руководителями предприятий и организаций.

4. Порядок создания, комплектования, обеспечения, использования гражданских формирований гражданской обороны определяется правительством страны.

Статья 8. Воинские формирования гражданской обороны

1. Воинские формирования гражданской обороны создаются для решения задач в области гражданской обороны, которые не могут быть решены гражданскими формированиями.

2. Воинские формирования гражданской обороны и лица, проходящие в них службу, не могут участвовать в военных и иных действиях, не связанных с гражданской обороной.

3. Во время военных действий личный состав воинских формирований гражданской обороны не привлекается к каким-либо акциям, не связанным с решением задач гражданской обороны.

4. Личному составу воинских формирований гражданской обороны выдаются удостоверения установленного образца и международные отличительные знаки.

6. Воинские формирования гражданской обороны осуществляют свою деятельность только в пределах территории данного государства и не привлекаются для решения аналогичных задач на территориях других государств.

7. Организационная структура воинских формирований гражданской обороны, порядок их комплектования, социальной защиты военнослужащих воинских формирований гражданской обороны и членов их семей, финансирования деятельности этих формирований определяются соответствующим национальным законодательством.

Глава 3. Система гражданской обороны

Статья 9. Руководство гражданской обороной

1. Руководство гражданской обороной осуществляет правительство страны.

2. На территориях, подведомственных региональным органам власти и органам местного самоуправления, это руководство осуществляют главы региональных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, по должности являющиеся начальниками гражданской обороны.

3. Начальники гражданской обороны несут персональную ответственность за организацию и осуществление мероприятий гражданской обороны на соответствующих территориях, объектах и в отраслях экономики.

4. Начальникам гражданской обороны предоставляется право:

а) вводить в действие планы гражданской обороны в порядке, установленном национальным законодательством;

б) принимать решения на проведение эвакуации населения на подведомственной территории в установленном порядке;

в) издавать приказы по вопросам гражданской обороны в соответствии со своими полномочиями.

5. В военное время приказы начальников гражданской обороны регионов, городов и районов по вопросам, отнесенным к их компетенции, обязательны для исполнения должностными лицами предприятий и организаций, расположенных на соответствующих территориях, независимо от их ведомственной подчиненности и организационно-правовых форм.

Статья 10. Органы управления гражданской обороной

1. Органами управления гражданской обороной являются:

а) государственный орган исполнительной власти, специально уполномоченный для решения задач гражданской обороны, создающий с этой целью подведомственные ему территориальные органы управления;

б) структурные подразделения, специально уполномоченные или организуемые для решения задач гражданской обороны в составе центральных государственных органов исполнительной власти;

в) органы управления гражданской обороной при региональных органах исполнительной власти и местного самоуправления;

г) структурные подразделения или специалисты гражданской обороны на предприятиях и в организациях, независимо от их организационно-правовых форм.

Статья 11. Государственный орган исполнительной власти,
специально уполномоченный для решения задач
гражданской обороны

Государственный орган исполнительной власти, специально уполномоченный решать задачи гражданской обороны:

а) осуществляет государственное управление гражданской обороной;

б) принимает в пределах своей компетенции решения по вопросам подготовки и осуществления гражданской обороны, обязательные для исполнения государственными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти регионов, органами местного самоуправления, предприятиями и организациями, должностными лицами и гражданами;

в) организует разработку и выполнение государственных целевых программ гражданской обороны;

г) организует управление воинскими формированиями гражданской обороны;

д) разрабатывает проект плана гражданской обороны страны;

е) разрабатывает проекты нормативных правовых актов в области гражданской обороны и вносит их на рассмотрение в правительство страны;

ж) осуществляет мероприятия по организации и реорганизации подведомственных органов управления, соединений, воинских формирований и подразделений, организаций, учебных заведений;

з) организует подготовку сил гражданской обороны, обучение населения, разрабатывая с этой целью соответствующие программы и проводя учения по гражданской обороне;

и) составляет проект государственного заказа на поставку вооружений, техники, имущества и других материально-технических средств для сил гражданской обороны;

к) осуществляет государственный контроль за выполнением установленных нормативных требований в области гражданской обороны;

л) разрабатывает директивные документы по организации оповещения и приведению в готовность гражданской обороны страны;

м) обеспечивает мобилизационную готовность воинских формирований гражданской обороны;

н) осуществляет функции государственного заказчика для нужд гражданской обороны;

о) организует международное сотрудничество в области гражданской обороны.

Источник

Гражданская оборона

    Основными задачами в области гражданской обороны являются:

Требования в области гражданской обороны – специальные условия (правила) эксплуатации технических систем управления гражданской обороны и объектов гражданской обороны, использования и содержания систем оповещения, средств индивидуальной защиты, другой специальной техники и имущества гражданской обороны, установленные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Мероприятия по гражданской обороне — организационные и специальные действия, осуществляемые в области гражданской обороны в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Территория, отнесённая к группе по гражданской обороне — территория, на которой расположен город или иной населённый пункт, имеющий важное оборонное и экономическое значение, с находящимися в нём объектами, представляющий высокую степень опасности возникновения чрезвычайных ситуаций в военное и мирное время.

    Руководство гражданской обороной

Схема управления гражданской обороной в Российской Федерации

какой основной принцип организации гражданской обороны

Основы государственной политики Российской Федерации в области гражданской обороны на период до 2030 года, утверждённые Указом Президента Российской Федерации от 20 декабря 2016 года № 696

Целью государственной политики в области гражданской обороны является обеспечение необходимого уровня защищенности населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при военных конфликтах и чрезвычайных ситуациях.

Задачами государственной политики в области гражданской обороны являются:

а) совершенствование с учетом современных требований нормативно-правовой и нормативно-технической базы в области гражданской обороны в части, касающейся защиты населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при военных конфликтах и чрезвычайных ситуациях;

б) завершение реконструкции систем оповещения и информирования населения об опасностях, возникающих при военных конфликтах и чрезвычайных ситуациях, и создание в установленном порядке локальных систем оповещения;

в) повышение качества подготовки должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций к выполнению мероприятий по гражданской обороне;

г) координация деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций в области гражданской обороны;

д) обеспечение эффективного функционирования сил и средств гражданской обороны, поддержание необходимого уровня их готовности к использованию по предназначению, оснащение их современным вооружением и специальной техникой;

е) формирование условий для дальнейшего развития системы обеспечения выполнения мероприятий по гражданской обороне с учетом экономических, географических и других особенностей регионов;

ж) оптимизация мероприятий по защите населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при военных конфликтах и чрезвычайных ситуациях, а также повышение эффективности их выполнения;

з) внедрение современных технологий защиты населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при военных конфликтах и чрезвычайных ситуациях, с использованием технических средств, созданных отечественными производителями;

и) своевременный учет тенденций изменения характера современных вооруженных конфликтов и проявлений экстремизма;

к) формирование новых подходов к организации и ведению гражданской обороны, обеспечивающих необходимый уровень защищенности населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, характерных для определенных территорий Российской Федерации, при минимальном уровне финансовых и материальных затрат.

Приоритетными направлениями государственной политики в области гражданской обороны являются:

а) совершенствование нормативно-правовой, нормативно-технической и методической базы в области гражданской обороны с учетом изменений, вносимых в законодательные акты Российской Федерации, и внедрения в Российской Федерации системы стратегического планирования;

б) совершенствование системы управления гражданской обороной, систем оповещения и информирования населения об опасностях, возникающих при военных конфликтах и чрезвычайных ситуациях;

в) совершенствование методов и способов защиты населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при военных конфликтах и чрезвычайных ситуациях;

г) развитие сил гражданской обороны путем совершенствования их организации и подготовки к использованию по предназначению, а также путем повышения уровня их оснащенности современной специальной техникой;

д) повышение качества подготовки населения в области гражданской обороны;

е) развитие международного сотрудничества в области гражданской обороны.

Нормативные правовые акты в области гражданской обороны в Российской Федерации

Федеральные конституционные законы

Источник

Статья 4. Принципы организации и ведения гражданской обороны

Статья 4. Принципы организации и ведения гражданской обороны

1. Организация и ведение гражданской обороны на территории Российской Федерации являются одной из важнейших функций государства, составной частью оборонного строительства, обеспечения защиты населения и безопасности государства.

2. Подготовка субъекта Российской Федерации к ведению гражданской обороны осуществляется заблаговременно в мирное время с учетом развития вооружения, военной техники и средств защиты населения от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.

3. Ведение гражданской обороны заключается в выполнении мероприятий по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.

Ведение гражданской обороны в субъекте Российской Федерации и муниципальных образованиях осуществляется на основе соответствующих планов гражданской обороны и защиты населения субъекта Российской Федерации и муниципальных образований.

Ведение гражданской обороны в организациях осуществляется на основе соответствующих планов гражданской обороны организаций.

4. Силы и средства гражданской обороны привлекаются к организации и проведению мероприятий по предотвращению и ликвидации чрезвычайных ситуаций федерального и регионального характера в порядке, установленном законодательством.

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *