какой основной инстинкт у человека
Инстинкты и потребности
Инстинкт – сложный комплекс безусловных рефлексов, генетических программ поведения. Основные инстинкты человека: самосохранения, пищевой, познавательный, размножения, родительский, стадный, социальный инстинкт – инстинкт первенства, инстинкты агрессии и любви. Эти инстинкты направлены на выживание субъекта и продолжение человеческого рода.
Первые три инстинкта (самосохранения, пищевой и познавательный) направлены на выживание отдельного человека. Первый инстинкт позволяет человеку выжить, защитить себя, второй – удовлетворить голод, жажду и потребность в кислороде. Познавательный инстинкт связан с ориентированием в пространстве и времени, для того чтобы удовлетворить другие инстинкты.
Следующие три инстинкта являются социальными – направлены на выживание рода. Инстинкт размножения и родительский инстинкт приводят к формированию семьи – ячейки общества. Благодаря стадному инстинкту люди собираются в группы, в которых легче выжить. Инстинкт размножения (или половой инстинкт) заставляет людей разных полов вступать в близость с целью зачатия ребёнка, защищать друг друга. После появления детей начинает действовать родительский (материнский или отцовский) инстинкт, побуждающий защищать ребёнка и заботиться о нём.
В этих инстинктах можно выделить стремление защищать человеком себя, своего полового партнёра, детей, членов своего общества.
В обществе, сформированному благодаря стадному инстинкту, начинает проявляться инстинкт первенства, ранговый «голод», инстинкт власти. Каждый человек в обществе себе подобных пытается неосознанно выделиться, стать первым, лучшим в чём-то, в какой-либо деятельности, получить власть. Например, стать лучшим охотником, собирателем грибов, певцом, танцором, руководителем. Первенство может проявляться в виде стремления к власти. Если удовлетворён инстинкт первенства, то другие инстинкты удовлетворить гораздо проще.
Вся история людей – это история войн. Агрессию лучше направить в мирное русло – в разные виды деятельности, в которых требуется агрессивность (спорт, охота, рыбалка, образование, игры, творчество и т. п.).
Инстинкт и научение сложным образом взаимосвязаны, поэтому на самом деле трудно выделить «чистые» инстинкты (возможно, они не существуют в «чистом» виде). Возможно, что существует один многогранный инстинкт – инстинкт жизни, который в зависимости от сопутствующих внешних или внутренних условий проявляется разными гранями, как инстинкты самосохранения, пищевой, познавательный, размножения, родительский, стадный, первенства, агрессии и любви. Инстинкт жизни направлен на выживание субъекта и продолжение человеческого рода.
Потребности – это то, в чём нуждается человек. Помимо разных факторов их порождают инстинкты. На них влияют фундаментальные составляющие личности человека: чувства, разум и воля. Потребности порождают желания. Желания стимулируют к действию. Желания могут переходить в мечты либо становиться целями и задачами.
Рассмотрим основные потребности людей, опираясь на иерархию потребностей Абрахама Маслоу.
1. Физиологические потребности (воздух, вода, пища, сон, сексуальное удовлетворение, потребность в удовольствиях).
2. Потребность в защищённости, безопасности (одежда, кров, здоровье и сохранение жизни, материальные блага, комфорт).
3. Потребности принадлежности к группе, в любви, в хорошем отношении, в дружбе, в общении, в благополучии своих детей.
4. Потребности в уважении, одобрении, признании окружающих людей.
5. Потребности в самовыражении, самосохранении; в познании, в обучении, в углублении видения мира.
6. Эстетические потребности. Самоактуализация, самореализация, творчество, потребность в работе, сознание или чувство собственной значимости, потребности проявить себя, стать успешным.
7. Потребность в осознании своего предназначения. Потребность в вечной жизни, которая может проявиться в потребности в жизни после смерти.
К ним ещё добавляют потребность в положительных эмоциях.
Удовлетворение всех потребностей приводит человека на вершину пирамиды – полную самореализацию.
Известен закон возрастания потребностей: чем больше человек имеет, тем больше он ещё хочет получить. Но этот закон может ограничиваться.
Инстинкты влияют на формирование потребностей. А удовлетворение потребностей даёт ощущение счастья и осмысленность жизни.
Основные инстинкты человека
Человеком движут три основных его инстинкта, это сексуальный инстинкт, инстинкт власти и инстинкт самосохранения. Используя эти инстинкты, можно подчинить себе волю человека и манипулировать им. А также можно с их помощью стимулировать себя на достижение больших целей. Психологи считают самым слабым инстинктом, инстинкт самосохранения, но я пришел к иному выводу, и ставлю его превыше остальных, считая его основным. Я считаю, что как сексуальный инстинкт, так и инстинкт власти, имеют основу в инстинкте самосохранения, который отвечает как за собственное воспроизводство, так и за максимальную безопасность. Посудите сами, для чего еще человеку нужна власть, как не для большей безопасности, а сексуальный инстинкт, есть не что иное, как необходимость продолжения своего рода, что также можно считать самосохранением. Все манипуляции с человеческим сознанием, и главное подсознанием, замешаны на манипуляции его инстинктами.
Вообще если говорить о сознательной частичке человека, то более чем у девяноста процентов людей, она, эта частичка сознания, частичка разума, напрочь, к сожалению, атрофирована. Все дело в том, что в нашем обществе не принято эту частичку развивать, вот память тренировать, это да, это мы умеем, этому нас учат, а вот развивать сознание, у нас не принято. Поэтому эффективность обращения к подсознанию такого вот, бессознательного человека, в котором преобладают лишь его инстинкты и так сказать, фоновые мысли, а не здравый смысл, это гораздо более эффективный способ подчинить его своей воле. Но почему психологи ставят инстинкт самосохранения ниже инстинкта власти и сексуального инстинкта? При стандартном воспитании человека, сексуальный инстинкт и инстинкт власти подавляются, понятное дело по каким причинам.
Именно эти инстинкты дают человеку основное преимущество в жизни, давая ему мощный импульс к достижению высоких результатов. А вот инстинкт самосохранения, в чистом виде, в основном держится на страхе, и человек находится в подчинении из-за своего страха. Но как я уже сказал, я потому и считаю инстинкт самосохранения выше остальных, что его полная структура, это как раз и инстинкт власти и сексуальный инстинкт вместе взятые. И страх связанный с инстинктом утраты власти, равно как и инстинктом сексуальным, намного выше, что можно объяснить большим риском жизни из-за власти или секса.
Для меня это очевидные факты, ведь инстинкт самосохранения нередко притупляется двумя другими основными инстинктами, и это их недостаток, ведь жизнь для человека – это самое главное, без нее у него ничего не будет. Но по большей части, хорошо развитый инстинкт власти и сексуальный инстинкт, безусловно, дают человеку больше безопасности, чем инстинкт самосохранения, основанный на слабом страхе. Я называю его слабым страхом, так как все инстинкты являются страхом, а страх как известно дает бешеную силу, если это сильный страх.
Вот почему инстинкт самосохранения я считаю основным, потому что в полной мере он собирает в себе все страхи, связанные с жизнью человека, и заставляет его действовать, заставляет добиваться высоких результатов. Из всего сказанного можно сделать вполне логичный вывод, манипуляции подвержен любой человек, и страх свойственен каждому, он только распределяется в разных пропорциях для разных людей.
А вот если человек мыслит сознательно, то любой его страх теряет силу, ибо когда ты знаешь причину страха, тебе не составляет особого труда его устранить. Трусы боятся погибнуть, движимые неполноценным инстинктом самосохранения, они быстрее всех и погибают. Жаждущие власти, нередко забывают про самосохранение и здравый смысл, что также приводит к трагичным последствиям. Ну а уж сколько люди совершают глупостей из-за противоположного пола, перечислять полагаю не имеет смысла. И все это страх за себя, причем страх неосознанный.
Инстинкт – это как автопилот, когда вы сами себя не контролируете, инстинкт движет вами, это происходит примитивно, грубо, достаточно просто, но и часто очень даже эффективно. А все потому, что только человек, осознающий все свои действия и желания, может противостоять манипуляции, манипулировать сам, и соответственно более изящно и эффективно добиваться результатов. Но таких мало, потому изучение и применение подсознательных манипуляций человеком с целью побудить его к чему-либо, посредством его инстинктов — это самый действенный метод воздействия на людей.
Хоть и не намеренно, но нам все эти долгие столетия врали.
Есть ли инстинкты у человека?
Термин «инстинкт», как и многие другие научные термины — например, «стресс» или «экология» — давно вошёл в широкое употребление, но его первоначальное значение претерпело существенные изменения. При этом в повседневности они настолько отличаются от принятых в научной среде, что порой для обозначения того или иного понятия учёным рекомендуют ввести новые термины. Аргументируют подобные предложения, например, тем, что искажённое значение термина «экология» укоренилось в массовом сознании, и проще предложить новый термин, чем изменить существующее положение дел. Однако следует отметить, что научные термины и определения оттачивались годами и даже веками, и правильное их понимание вкупе с уместным употреблением — залог формирования у людей адекватной картины мира и образа мышления.
История этого слова древняя. Похоже, что термин «инстинкт» (лат. instinctus, др.-греч. ὁρμή) появился у философов-стоиков, и для обозначения стремления или побуждения как характеристики поведения птиц и других животных его впервые употребил стоик Хрисипп (III в. до н.э.). Термин понимался стоиками как врождённое стремление, направляющее животное к благоприятным для него факторам и отвращающее от неблагоприятных [1]. В дальнейшем тема инстинктов не получала никакого развития вплоть до XIX века, когда Ламарк дал термину первое «научное» определение: «Инстинкт животных — это наклонность, влекущая, вызываемая ощущениями на основе возникших в силу их потребностей и понуждающая к выполнению действий без всякого участия мысли, без всякого участия воли». Впоследствии исследованиями инстинктов занимались такие видные учёные, как В.А. Вагнер [2], А.Д. Слоним [3], И.П. Павлов [4], Г.Э. Циглер [5], К. Лоренц [6], Н. Тинберген [7].
В основном все определения этого термина сводились к тому, что это «нечто» наследственно закреплённое; не требующее дополнительного обучения; одинаковое у всех особей данного вида, то есть видотипичное; оптимально соответствует организации животного, его физиологии. Одно из определений научного понятия «инстинкт» — «совокупность врождённых потребностей и врождённых же программ их удовлетворения, состоящих из пускового сигнала и программы действия». Разберём последовательно по элементам все эти составляющие и составим для простоты «формулу» инстинкта. Программу действия Конрад Лоренц, один из самых знаменитых этологов, назвал «фиксированным комплексом действия» — ФКД. Таким образом, с позиции этологии получается, что:
Инстинкт = Врождённые потребности + Врождённая программа действия.
С классических позиций этологии врождённая программа действий включает в себя ключевой стимул, общий у всех представителей данного вида, который всегда будет вызывать один и тот же фиксированный комплекс действий (ФКД). Поэтому формула приобретает такой вид:
Инстинкт = Врождённые потребности + ключевой стимул + фиксированный комплекс действий.
О врождённых потребностях мы поговорим чуть позже, а сначала остановимся на ключевом стимуле и ФКД.
Ключевой стимул (КС) является действительно врождённым пусковым механизмом и обеспечивает привязку конкретного инстинктивного акта к строго конкретной стимульной ситуации. Целесообразность данного механизма обусловлена тем, что конкретное поведение должно быть осуществлено в адекватной с биологической точки зрения ситуации.
Стимул является ключевым только в том случае, если он проявляется непременно у всех представителей вида, даже если они росли изолированно от своих соплеменников и спецификаторов (совидников), то есть видотипичен.
В качестве ключевого стимула могут выступать самые разнообразные сигналы:
– химические (феромоны — половые аттрактанты, воздействующие через обонятельные пути);
– акустические (строго фиксированные крики или «песни»);
– тактильные (специфические прикосновения к определённым частям тела);
– визуальные (специфические видовые элементы окраса и разметки, видовые морфологические признаки — хохолки, гребни, наросты, общие контуры тела и размеры, внутренняя окраска клюва);
– видоспецифические телодвижения и позы — позы устрашения, подчинения, ритуалы приветствия и ухаживания.
Предъявление животному любого ключевого стимула влечёт за собой его специфическую врождённую реакцию. В качестве примеров такого ключевого стимула можно привести ярко окрашенный открытый клюв птенца, который вызывает поведение кормления у родителей, или красное брюшко самца колюшки в период брачного поведения.
В качестве примера такого ключевого стимула можно привести ярко окрашенный открытый клюв птенца, который вызывает поведение кормления у родителей.
Исследования трёхиглой колюшки — классического объекта лабораторных исследований — показали, что в брачный период брюшко самца колюшки окрашивается в ярко-красный цвет. Демонстрируя его, он, с одной стороны, отпугивает от гнезда соперников-самцов, а с другой — напротив, привлекает самку. Даже созданные в лаборатории модели, крайне отдалённо напоминающие другого самца, провоцировали нападение самца, охранявшего свою территорию, когда он видел «красное брюшко». При этом в случае максимально близкого соседства с образом другого самца, но без красного брюшка, он оставался безразличным.
Даже созданные в лаборатории модели, крайне отдалённо напоминающие другого самца, провоцировали нападение самца, охранявшего свою территорию, когда он видел «красное брюшко».
У птенцов серебристой чайки ключевой стимул — красное пятно на желтом клюве родителей, вид его «включает» реакцию выпрашивания: птенец клюёт в это пятно, а родитель отрыгивает пищу ему в рот.
Ключевой стимул запускает фиксированный комплекс действий, который, в свою очередь, не является монолитным актом, а может быть разделён на две фазы: аппетентное поведение и консуматорное поведение.
Фиксированный комплекс действий = аппетентное поведение (АП) + консуматорное поведение (КП).
Аппетентное поведение (англ. «appetitive behavior» от лат. «appetitus» — «стремление», «желание») — поиск и приближение к объекту удовлетворения потребности. Консуматорное поведение (от англ. «consummate» — «доводить до конца», «завершать») — непосредственно удовлетворение потребности (убийство добычи, совокупление). Впервые деление инстинктивного поведения ввёл Уоллес Крейг [8].
Итак, теперь мы можем преобразовать начальную формулу инстинкта И = Птрб + КС + ФКД в следующий вид:
И = Птрб + КС + АП + КП.
Если мы оперируем биологическим термином «инстинкт», то важно запомнить, что все стадии инстинкта являются врождёнными, не обусловленными научением. И поскольку мы начали наш разговор с определения разницы в восприятии понятия «инстинкт» у этологов и не искушённых в биологии людей, то здесь будет уместно уточнить, что чем сложнее организация животного, тем меньше доля врождённых компонентов в его поведении и тем менее жёстко эти компоненты запрограммированы.
Исследуя механизмы и структуру протекания инстинктивных актов, исследователи уже давно обнаружили, что аппетентное поведение, с одной стороны, является типичным для каждого конкретного вида, с другой — у многих высокоорганизованных видов оно оказалось изменчивым и приспособленным к меняющимся условиям внешней среды. То же можно сказать и про консуматорную стадию: и у птиц, и у млекопитающих ряд консуматорных, завершающих актов, в строгом смысле, не является во всей полноте данным от рождения, а содержит и некоторый элемент индивидуальной практики.
В большинстве случаев это относится к моторной составляющей самого инстинктивного акта, когда новорожденный детёныш свои первые консуматорные акты выполняет очень нестабильно, нечётко. По всей видимости, это связано с незаконченным процессом формирования нейронных ансамблей мозга, которые в норме отвечают за данный врождённый акт. Поэтому самые первые движения животного при осуществлении инстинктивного акта являются «незрелыми», «неуверенными» и только после нескольких проб и ошибок они обретают все свои сугубо видотипичные черты.
Рассмотрим стадии инстинкта у ряда животных на примере поведения совокупления и охоты.
1. Поведение совокупления
КС♀ — изменение секреции гормонов, КС♂ — феромоны самки;
АП — поиск полового партнёра, совокупление;
КП — отрывание головы самца.
КС♀ — эндогенное изменение секреции гормонов, КС♂ — феромоны самки;
АП — поиск полового партнёра;
КП — совокупление у кошек сравнительно с богомолами вариативно в отношении поведения ухаживания самцов. Вариативны также и позиции половых партнёров.
Если щенка собаки выращивать изолированно от его сверстников, то в дальнейшем, при достижении половозрелого возраста, этот пёс не сможет нормально осуществить акт спаривания с сукой: он, как полагается, вскочит на неё сзади, пристроится, и даже предпримет попытки совершения фрикций. Но это будут именно попытки, поскольку даже введения полового члена (имиссия, интромиссия, интроитус) во влагалище суки может не произойти. Координации инстинктивных движений такого кобеля будут настолько не отработанными, что в ходе движений тазом он попросту не будет попадать «в цель». А роль присутствия сверстников для нормального полового развития щенка, оказывается, важна в том плане, что именно в многочисленных играх с ними оттачиваются его двигательные механизмы, их координация, часть которых впоследствии и должна быть задействована в реализации полового инстинкта. Другими словами, если в ранний период формирования нервной системы организм не подвергается необходимой стимуляции, то его развитие может быть сильно заторможено. Таким образом, у собак можно обнаружить и врождённую потребность, и ключевой стимул, но проявление ФКД очень сильно зависит от индивидуального опыта.
У них совокупление организовано ещё сложнее, и этот процесс уже полностью не является врождённым поведением. Выращенные в изоляции обезьяны (без материнской опеки) не способны проделать это самостоятельно, более того, самки будут категорически противодействовать попыткам самцов осуществить спаривание.
2. Охотничье поведение
Охотничий «инстинкт» у кошачьих и псовых также не имеет чётко детерминированной программы, поскольку консуматорный акт убийства добычи является результатом научения.
Таким образом, врождёнными являются не столько конкретно сами двигательные акты инстинкта, сколько их некий общий шаблон, в рамках которого и развиваются уже сами движения. Ещё Вагнер [9] упоминал о некоторой едва уловимой индивидуальности в проявлении инстинкта у разных особей, и поэтому в итоге предпочитал говорить не о строго фиксированных врождённых стереотипах действия, а именно о видовых шаблонах инстинктивного поведения. Таким образом, проявление конкретного инстинкта у разных особей одного вида может иметь слабые различия, но одновременно с этим оно явно определено у всего вида в целом и может служить чёткой отличительной чертой по отношению к другим видам.
Теперь мы с вами готовы поговорить о врождённых потребностях и ответить на вопрос о существовании инстинктов у человека. Наконец-то!
Потребности — основа всякого поведения, именно они. являются стимулом поведенческой активности человека и животных. Потребности разделяют на витальные («жизненные»), социальные и идеальные.
К витальным относятся не только потребность в самосохранении, которую можно разделить на потребность в пище, в избегании боли и т.п. Жизненно важны для нас потребности в сенсорном притоке (раздражении органов чувств), в эмоциях, в получении информации и получении удовольствия.
К социальным относят все те потребности, в процессе удовлетворения которых мы налаживаем коммуникацию с другими людьми. Здесь общение нужно рассматривать в широком смысле: это не только прямые акты взаимодействия (беседа с глазу на глаз или переписка в социальных сетях), но и косвенные мотивы различных действий. Например, человек может в одиночестве мыть посуду, но делать это не потому, что нет чистой посуды, а для того, чтобы порадовать жену.
Социальных потребностей очень много, но главная из них — потребность в социальной самоидентификации, то есть потребность ощущать себя членом какого-либо сообщества. Всё наше поведение и душевные переживания строятся на основе идентификации с определённой группой: семьёй, народом, трудовым коллективом, группой внутри этого коллектива.
Самоидентификация лежит в основе «высших» форм поведения. Например, потребность в религии определяется потребностью принадлежать к ограниченному сообществу, которое отличается от других рядом внешних признаков — эти отличия обеспечиваются обрядностью. В чём помимо самоидентификации мы испытываем потребность? В доминировании и в подчинении, в дружеских отношениях и в агрессии, в самооценке, альтруизме и эгоизме и так далее. Следует подчеркнуть, что поведение всегда направлено на удовлетворение одновременно нескольких потребностей. Например, зачем студенты могут посещать занятия? Часто — чтобы получить образование и иметь высокооплачиваемую работу. Но получение знаний и практических навыков — далеко не главная потребность, которую они удовлетворяют, приходя в свой вуз. Единственная ситуация, в которой поведение человека определяется одной-единственной потребностью — когда он торопится в туалет. Но по большому счету, даже при этом он удовлетворяет социальную потребность уединяться при эвакуации содержимого мочевого пузыря и кишечника!
Знание врождённых особенностей поведения помогает обычному человеку, прежде всего, соблюдать меры безопасности, общаясь с животными. Например, на улице нельзя разглядывать собаку: прямой взгляд — выражение агрессивных намерений. Но и поведение человека подчиняется тем же закономерностям. Вообще, язык наших телодвижений весьма выразителен, и внимательному взгляду может сказать многое о намерениях собеседника, его отношении к нам и даже внутреннем мире. Каждый человек, как и каждое животное, появляется на свет со своим индивидуальным спектром врождённых потребностей, по-разному и в разной степени выраженных — именно поэтому одним из отличий этологии от других наук о поведении является тезис о врождённом разнообразии людей. К слову — да, этология изучает и поведение человека, а именно — врождённую составляющую его поведения.
Так есть ли инстинкты у человека?
Итак, исходя из определения и структуры инстинкта, которые мы только что рассмотрели, можем теперь предположить, что у человека — существа, по развитию стоящего гораздо выше кошачьих, инстинктов в классическом представлении нет.
[Хотя, по правде сказать, у человека всё же есть один-единственный инстинкт, который был обнаружен Ирениусом Эйбл-Эйбесфельдтом [10], учеником К. Лоренца. Встречая симпатичного нам человека, мы не только улыбаемся, раздвигая губы, ещё у нас непроизвольно приподнимаются брови. Это движение, которое длится 1/6 секунды, Эйбл-Эйбесфельдт зафиксировал на киноплёнку у людей разных рас. Самую большую часть своих исследований он провёл в диких уголках планеты, среди племён, которые не знают не только телевизора, но и радио, и с соседями имеют контакты редкие и поверхностные. Таким образом, поднимание бровей не могло сформироваться в результате имитационного обучения. Главным же аргументом явилось поведение детей, слепых от рождения. У них тоже голос симпатичного им человека вызывает подъём бровей, и на те же 150 миллисекунд.]
Если выражения типа «инстинкт самосохранения» некорректны, чем тогда является «автоматическое» отдёргивание руки от горячей плиты или огня? У человека есть врождённая потребность самосохранения, но не инстинкт, поскольку нет соответствующего ФКД — врождённой программы двигательной активности, которая удовлетворяла бы эту потребность. Уколовшись или обжёгшись, мы отдёргиваем руку — но это не инстинкт, а всего лишь рефлекс (безусловный) на болевое раздражение. Вообще, у нас масса защитных безусловных рефлексов, например, мигательный рефлекс, кашель, чиханье, рвота. Но это простейшие стандартные рефлексы. Все прочие угрозы целостности организма вызывают только те реакции, которые мы приобретаем в процессе обучения.
«Материнский инстинкт», «половой инстинкт» и прочие подобные выражения — все они некорректны применительно к человеку. И не только по отношению к человеку, но и ко всем высокоорганизованным животным. У нас есть соответствующие потребности, но нет ни врождённой программы их удовлетворения, ни ключевого стимула, ни ФКД.
Ещё не забыли формулу Инстинкта, уважаемый читатель?