какой основной художественный прием лежит в основе рассказа чехова толстый и тонкий

Анализ рассказа «Толстый и тонкий» (А.П. Чехов)

Проза А. П. Чехова стоит особняком в русской литературе, никто, кроме него, не смог так глубоко заглянуть в человеческую душу и раскрыть её читателю во всей её неоднозначности. Его рассказ «Толстый и тонкий» является ярким примером творческого периода Чехова, направленного на развитие им традиционной для русской литературы темы «маленького человека». В нём, как и во всех творениях писателя, проявляется его оригинальный взгляд на окружающий мир и человека.

Многомудрый Литрекон предлагает Вам свой разбор произведения «Толстый и Тонкий».

История создания

Сквозь года и десятилетия до нас дошли интересные факты о создании рассказа «Толстый и Тонкий». Это достижение относится к раннему творчеству Чехова и является частью золотого фонда русской литературы… А вот и то, что действительно интересно:

Направление и жанр

Рассказ «Толстый и тонкий» явно относится к направлению реализма. В нём писатель стремится к достоверному отображению окружающей действительности. Созданные им образы дышат реализмом, они максимально типичны, и мы можем поверить в то, что такие люди существуют в реальности.

Краткость, малое количество действующих лиц, максимальная размытость деталей и общая комичность позволяют нам без всяких сомнений определить жанр этого произведения, как юмористический рассказ. На «юмористичность» указывают: курьезный и анекдотический сюжет, нетипичные для России имена и забавные клички героев, комические диалоги, насыщенные живой разговорной лексикой.

«Толстый и Тонкий» — сатира на общество, которое живет в рамках строгой иерархии и подчиняет все живые и естественные чувства мертвым и навязанным условностям. Чехов высмеивает своих современников за рабскую подчиненность догматам службы. Они раболепствуют по привычке, уже даже не осознавая того. Звезды на погонах или в петлице определяют их личность, а не дела или хотя бы даже слова.

Смысл названия

Названия рассказа «Толстый и тонкий» сразу же проводит грань между двумя персонажами. Этот прием называется «контраст». Один герой противопоставляется другому, несмотря на то, что раньше они друзьями. Теперь их разделяет статус: один богат, другой беден. Уже в названии писатель закладывает основу конфликта: подчиненный и начальник, хозяин жизни и неудачник.

В данном случае слова «толстый» и «тонкий» означают не столько физиологические особенности героев, сколько их разный социальный статус и, главное, их полностью противоположные мироощущения. Один, как соломинка, пригибается к земле, стелется перед тем, что выше и крепче его. На нем, как вьюки на верблюде, висят чемоданы и заботы о семье. А Толстый свободен и обеспечен, у него нет обузы в виде багажа и семейства. Поэтому он и толст: все блага он потребляет сам. Смысл заглавия рассказа «Толстый и Тонкий» именно в противопоставлении этих героев.

Композиция и конфликт

Логически рассказ делится на две части: до того, как мы узнаём чин «толстого», и после того, как мы узнаём чин «толстого». Такая структура нужна для того, чтобы ярче выразить главную мысль рассказа, показать, как изменяется обстановка после того, как в повествование вклинивается социальный статус.

Особенность линейной композиции рассказа «Толстый и Тонкий» в том, что основная часть объема приходится на завязку и экспозицию, а кульминация и развязка представляют собой лаконичные, но предельно выразительные части.

В основе конфликта рассказа лежит противопоставление реальных человеческих отношений карьеризму и чинопочитанию, которое царит во всём русском обществе.

Суть: о чем рассказ?

На вокзале сталкиваются два чиновника: Михаил («толстый») и Порфирий («тонкий») со своей семьёй. Внезапно чиновники узнают друг в друге своих школьных приятелей. Между ними разгорается тёплый разговор о прошлом.

Однако в какой-то момент речь заходит о службе, и тут же выясняется, что «толстый» в чиновничьей иерархии находится несоизмеримо выше «тонкого». Как по волшебству, «тонкий» преображается, переходит с «ты» на «вы» и начинает беззастенчиво подлизываться к своему другу, с которым он недавно вёл себя так естественно и непринуждённо. «Толстый» испытывает отвращение и спешит удалиться.

Главные герои и их характеристика

Образы Толстого и Тонкого изображены автором схематично, они лишены индивидуальности. Каждый из них — отражение своего класса, своего чина, своего статуса в обществе и семейного положения. Их характеристика выполнена Литреконом в формате таблицы:

герои рассказа «толстый и тонкий»характеристика
михаил

тайный советник. полный человек доброго нрава. уверен в себе, испытывает отвращение к подлизам и карьеристам. он достиг карьерных высот и наслаждается обеспеченностью. несмотря на высокие достижения, он помнит старых друзей и не стремится возвыситься над ними.
порфирийколлежский асессор. худощавый мужчина. имеет жену луизу и сына нафанаила. жалкий и обремененный заботами человек, который готов пресмыкаться перед «сильными мира сего». он лишен личностных качеств: все они заменяются его служебными повадками и приличиями. он слишком вжился в роль чиновника и перестал быть человеком.

Тематика рассказа «Толстый и Тонкий» по-настоящему интересна и актуальна во все времена:

Если этот раздел показался Вам неполным, Многомудрый Литрекон дополнит его, если Вы напишите об этом в комментариях.

Проблемы

Проблематика рассказа «Толстый и Тонкий» часто встречается в эссе, поэтому запомните этот рассказ и приводите его в качестве аргументации.

Основная идея

Смысл рассказа Чехова «Толстый и Тонкий» лежит на поверхности. Развивая тему «маленьких людей», Чехов показал, что зачастую не обстоятельства делают человека тем, кто он есть. Сам индивид решает, как ему жить и кем быть: рабом или свободным человеком. Никто не заставляет Тонкого прогибаться перед начальством, кроме его же алчности и трусости.

Так же писатель изобразил общественные проблемы, которые его волновали. По его мнению, общество, погрязшее во лжи, объятое карьеризмом и чинопочитанием, обречено на гибель. В нем теряются такие важные человеческие чувства, как дружба, любовь и взаимовыручка. Такова главная мысль рассказа «Толстый и Тонкий».

Чему учит?

Этот рассказ учит нас ценить настоящие, живые чувства, не позволять таким незначительным вещам, как карьера или заработок денег, разрушить их. Такова мораль произведения «Толстый и Тонкий»: что бы ни было, человеческие отношения важнее статусных преград и бытового расчета.

Так же рассказ может помочь человеку в его духовном становлении. Он доносит до нас основную мысль, что человек в любой ситуации, даже самой неблагоприятной должен оставаться человеком и сохранять достоинство. Вывод из прочитанного текста прост: нужно выдавливать из себя раба, пока он полностью не завладел господином своей судьбы.

Критика

Как и многие другие рассказы писателя, «Толстый и тонкий» был радушно принят читателями и критикой и оставил свой след в русской литературе.

Так, литературовед Зиновий Паперный отметил достоверность героев Чехова. Он разглядел осуждение обывательщины в рассказе, порождением которой и является Порфирий.

Общую тенденцию малой прозы Чехова подметила М. Семанова:

«…серьезной теме, очень жизненной во времена Чехова и глубоко волновавшей писателя — теме деспотизма, грубости, насилия и рабской покорности, — посвящает Чехов многие свои рассказы: «Хамелеон», «Унтер Пришибеев», «Смерть чиновника», «Толстый и тонкий», «Пережитое», «Двое в одном», «Маска» и др. Эти рассказы юмористические, но они заставляют нас не только смеяться, но и серьезно задумываться. В этих рассказах Чехов не высказывает прямо, открыто своего отрицательного отношения к героям (как и в рассказах «Налим» и «Лошадиная фамилия»), но он заставляет нас угадать свое отношение по тому, каковы факты в произведении, как построен рассказ, каковы в нем слова и выражения. Для этого нужно лишь внимательно, вдумчиво читать рассказы Чехова и понимать те намеки, которые автор в них делает. » (М. Семанова, вступительная статья в книге «А.П.Чехов. Рассказы», серия «Школьная библиотека», 1951 г.)

Интересно, что в СССР, когда многие литераторы были забыты и погребены в небытие из-за идеологического несоответствия программе партии, проза Чехова, напротив, приобрела вес в литературных кругах и стала частью школьной программы.

«Чехов с самого начала своей литературной деятельности ставил перед собой художественные задачи, и его творчество резко выделялось на общем фоне беллетристики тех журналов, где он печатался. Сквозь смешные эпизоды и курьезные детали, в изобретении которых Чехов, казалось, был неистощим, наиболее чуткие современники в его рассказах улавливали нечто более значительное, понимая, как тонко и сильно художник разоблачает ложь и лицемерие буржуазного общества. В том же 1883 году среди всего, что было написано Чеховым для юмористических журналов, появляются подлинные шедевры: «Смерть чиновника», «Дочь Альбиона», «Толстый и тонкий».» (вступительная статья А.К.Котова в книге «Чехов в воспоминаниях современников», 1954 г.)

Рассказ попал в «Словарь русской культуры XX века» Руднева, который отметил не только смысловую наполненность рассказа, но и особое внимание Чехова к физиологии героев.

Источник

эссе на тему Каким образом литературные приемы помогают Чехову раскрыть идею рассказа Толстый и Тонкий

Главные выразительные средства рассказа это-РЕЧЬ
героев и художественная ДЕТАЛЬ.
Деталь-меняется поведение «тонкого» и его семьи.
«Тонкий вдруг побледнел, окаменел, но скоро лицо
его искривилось во все стороны широчайшей улыбкой;
казалось, что от лица и глаз его посыпались искры.
Сам он съёжился, сгорбился, сузился.
Его чемоданы, узлы и картонки съёжились, поморщились.
Длинный подбородок жены стал ещё длиннее;
Нафанаил вытянулся во фрунт и застегнул все пуговки
своего мундира..»
Всем своим существом тонкий стремился «выказать почтение»
и не другу уже, а высокому начальнику.
«Толстый хотел было возразить что-то, но на лице
у тонкого было написано столько благоговения,
сладости и почтительной кислоты, что тайного
советника стошнило.

В повествовании отсутствует описание внешности героев,
однако с помощью выразительных штрихов Чехов создал
яркие образы, показав место каждого персонажа в жизни.
Автор подчёркивает социальное различие приятелей
детства с помощью запахов:
от «толстого», пообедавшего в ресторане вокзала, пахло
«хересом и флер-д’оранжем»,
от «тонкого»-«ветчиной и кофейной гущей».
Речь
Узнав в Толстом большого начальника и Тонкий
начинает подобострастничать.
Обращение на «ты» сменяется «вашим превосходительством»,
в речи Порфирия появляется высокий стиль
(«милостивое внимание»).
Особый приём писателя-незаконченные предложения-
словно позволяют услышать, как прерывается дыхание
«тонкого» от почтительности.

Источник

Конспект урока литературы в 6 классе по теме «Художественное своеобразие рассказа А.П. Чехова «Толстый и тонкий»»

какой основной художественный прием лежит в основе рассказа чехова толстый и тонкий

какой основной художественный прием лежит в основе рассказа чехова толстый и тонкий

Содержимое разработки

Открытый урок литературы в 6 классе

Тема: Художественное своеобразие рассказа А.П. Чехова «Толстый и тонкий».

Тип урока: урок-мастерская.

Выяснить особенности стиля А.П.Чехова, раскрыть мастерство слова, детали.

Научить видеть красоту и меткость чеховского слова, авторское отношение к чинопочитанию.

Продолжать развивать навыки монологического высказывания, выразительного чтения, творческие способности, критическое мышление (умение анализировать, сравнивать, делать выводы).

На примере рассказа «Толстый и тонкий» воспитывать в детях чувство собственного достоинства.

Познавательные: уметь анализировать, синтезировать полученную информацию для составления ответа, обобщать, доказывать, делать выводы, строить логически обоснованные суждения, смысловое чтение текста (с выделением смысловой, подтекстовой информации).

Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу, планировать и регулировать свою деятельность; планировать (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками) необходимые действия, операции.

Коммуникативные: изложение своего мнения в учебном монологе, диалоге, полилоге, аргументируя его, подтверждая текстовыми фактами; осознанное использование речевых средств в соответствии с ситуацией общения и коммуникативной задачей

Личностные: аргументированно оценивать поступки литературных героев, опираясь на общечеловеческие нравственные ценности; осознавать свои черты характера, интересы, цели, позиции, свой мировоззренческий выбор в соотношении с поступками литературных героев

Технологии: технология развития критического мышления

Оборудование: мультимедийная презентация, раздаточный материал.

Краткость – сестра таланта.

Ребята, проверьте свою готовность. Садитесь. Сегодня у нас насыщенный урок, предстоит выполнить много работы.

Известный писатель К. Г. Паустовский говорил: «Мощь, мудрость и красота литературы открываются во всей широте только перед человеком просвещённым и знающим». Поэтому если вы будете думать, мыслить, внимательно работать с текстом, проявите активность, то вынесете для себя много полезного.

Изучение нового материала.

Сегодня мы побываем в мастерской художника слова.

— С творчеством какого писателя начали знакомство на прошлом уроке? (А.П.Чехова)

— Какие ассоциации возникают у вас, когда слышите имя этого писателя? (юмор, Хирургия, Лошадиная фамилия, художественная деталь, талантливый писатель, Хамелеон, Ванька).

— А вот какие ассоциации возникают у меня. Посмотрите на слайд.

Формулировка темы урока.

Над каким рассказом начали работу на прошлом уроке?

Дети, кто определил, какова тема сегодняшнего урока? О каком произведении мы будем говорить?

Тема нашего урока звучит так: «Художественное своеобразие рассказа А.П. Чехова «Толстый и тонкий». Перед вами рабочие листы, в которых мы будем выполнять задания на уроке. Запишите на 1 строчке число, на второй тему урока.

Посмотрите еще раз на тему, кто может определить цель нашего урока?

Сегодня мы продолжим размышление над рассказом «Толстый и тонкий», постараемся не только дать оценку героям, но и понять, в чем заключается мастерство Чехова, как писателя, будем, как всегда, вдумчиво работать с текстом.

Запишите эпиграф: «Краткость –сестра таланта». К нему мы вернемся к концу урока.

4. Постановка проблемы.

— Какое событие лежит в основе рассказа? (встреча одноклассников)

Два бывших одноклассника встретились на вокзале Николаевской железной доро­ги. Я уверена, что А. П. Чехов подсмотрел эту сценку в жизни.

— Смешно или грустно было вам, когда читали рассказ? (Сталкиваясь с теми явлениями, которые описывает Чехов, становится грустно)

— Рассказ А.П.Чехова написан в 19 веке, но содержание его актуально и в наши дни. Почему? Ответ на этот вопрос мы постараемся получить на уроке, проанализировав произведение.

Анализ художественных особенностей рассказа «Толстый и тонкий».

— А сейчас, ребята, мы обратимся с вами к секретам писательского мастерства. И начнём мы с заглавия.

По мнению А.П.Чехова, заглавие – это смысловой стержень произведения. Заглавие должно быть простым, ясным, кратким и скромным.

Вывод 1. Итак, это первая особенность рассказа: простое, предельно краткое заглавие.

— Какой художественный приём использует Чехов в заглавии рассказа? (Антитеза)

— Что такое антитеза? (художественный приём, основанный на противопоставлении)

— Этот прием поможет раскрыть особенности характеров и манеры поведения героев рассказа.

2) Прочитайте начало рассказа. (« На вокзале Николаевской железной дороги встретились два приятеля. Один толстый, другой тонкий».)

— Даёт ли автор длинное описание встречи? ( Нет, коротко и ясно говорит автор о месте встречи и главных действующих лицах).

Вывод 2. Перед нами вторая особенность стиля писателя: краткая завязка или начало произведения.

3) – Представьте, что вы ставите спектакль по данному рассказу, подбираете актёров на роли главных героев.

— Каким, по-вашему, должен быть толстый? Опишите устно его внешность, походку, манеры, одежду. (Крупного телосложения, спокойный, уверенный, неторопливый, богато одетый, статный)

— Каким вы представляете себе тонкого? (суетливый, худощавый, бедно одет)

— А теперь давайте посмотрим, как это сделал А.П.Чехов?

— Сделаем сравнительный анализ героев. Давайте обратимся к таблице, которая напечатана на рабочих листах.

Работа с таблицей. Сравнительная характеристика героев

Герои и их характеристики

Упитанный, статный, видный.

« … только что пообедал на вокзале, губы лоснились, как спелые вишни…»

«… только что вышел из вагона и был навьючен чемоданами, узлами и картонками».

« Пахло от него хересом и флёрдоранжем».

«Пахло от него ветчиной и кофейной гущей».

Коллежский асессор. Столоначальник

Маленькое жалованье, приватно продает портсигары, жена уроки музыки дает

Говорит уверенно, спокойно, немногословен

Многословен, речь бедная, сбивчивая. Разговаривает сначала на равных, а потом меняет тон, заискивает.

Поведение в начале рассказа

Первым узнает товарища, очень рад. «Порфирий. Ты ли это? Голубчик мой! Сколько зим, сколько лет!»

Рад встрече с товарищем

«Батюшки. Миша! Друг детства! Откуда ты взялся?»

Поведение в конце рассказа

«Ну, полно. Для чего этот тон?» «… тайного советника стошнило».

«… побледнел, окаменел…лицо искривилось широчайшей улыбкой». «… съёжился, сгорбился, сузился…» « …ваше превосходительство…приятно-с, хи-хи-хи-с…»

— Назовите имя и прозвище каждого из героев. Запишите их в таблицу.

Герострат— житель древнегреческого города Эфеса, сжёгший храм Артемиды, чтобы его имя помнили потомки;

Эфиальт-(предатель)- греческий государственный деятель, изменник, предатель.

— Найдите в тексте, как описывает автор внешность толстого?

— Как выглядит тонкий? Зачитайте (он навьючен)

— Что значит навьючен? (обвешан коробками и чемоданами)

— Чем пахло от тонкого? (ветчиной –еда для простого народа, и кофейной гущей)

— О чем говорит эта деталь? (Он бедный, нет денег на носильщика, поэтому сам несёт (навьючен) чемоданы). Запишите это в таблицу.

— Какой художественный приём использует Чехов, рисуя главных героев? (Антитеза).

Вы, наверное, заметили, ребята, что этот общий принцип противопоставления пронизывает весь рассказ: его название, речевые средства, систему образов.

— А теперь скажите, коротко или подробно описывает автор своих героев?

( Одно слово, одна деталь может рассказать о герое, дать представление о его положении в обществе).

– Итак, встретились два школьных товарища. Прочитайте их реплики.

— Какие чувства испытывают герои при встрече?

— Из каких предложений по цели высказывания и интонации состоят предложения? (Вопросительных, восклицательных).

— О чём это говорит? Рады ли они встрече? (О неподдельном интересе друг к другу, герои интересуются жизнью друг друга).

— Обратите внимание на то, что герои очень много говорят. Вспомните, как называется разговор двух и более лиц? ( Диалог).

— Диалог лежит в построении рассказа. И это ещё одна особенность произведений А.П.Чехова.

— Что мы узнаем из диалога о семейном положении тонкого, толстого? (женат, имеет сына)

— Что вы можете сказать о речи тонкого? (Многословен, суетлив, речь бедная, никак не соответствует ситуации. Он зачем-то несколько раз повторяет одно и то же, что его жена — лютеранка, начинает рассказывать, по чем продает портсигары)

Речь тонкого сбивчива и выдает его внутреннюю обеспокоенность. Он поражен внешним видом толстого, в его неумеренных восклицаниях можно услышать зависть и восхищение. Он спешит похвастаться родовитостью жены и успехами сына. Нервная напряженность подчеркивается повторами, полным молчанием жены и настороженностью сына.

— Что вы можете сказать о речи толстого? (Говорит уверенно, спокойно, немногословен). Запишите эти характеристики в таблицу.

Вывод 5. Речевая характеристика героев помогает раскрыть их качества, сущность, характер.

Какую должность занимает тонкий, зачитайте.

— Каково же материальном положении тонкого? (Получает маленькое жалование, жена подрабатывает уроками, сам он делает дешёвые портсигары).

— С каким чувством рассказывает о себе тонкий? (с чувством гордости)

— Какую роль играют жена и сын Нафанаил? (Это молчаливые персонажи. Они дорисовывают образ тонкого).

— Какая фраза изменяет отношение друзей во время встречи? Когда, в какой момент происходит перелом? Прочитайте.

-Что мы узнаем о положении дел толстого? /Толстый стал тайным советником. (тайный советник- один из высших рангов чиновников, соответствующий генералу в армии).

— Какие награды он имеет? Запишите в таблицу. (2 звезды имеет)

Как называется в произведении самый напряжённый момент? (Кульминацией).

Какой момент является кульминацией в этом произведении?

— Как меняется поведение тонкого и толстого? Найдите слова, реплики, характеризующие героев, зачитайте. Давайте заполним таблицу.

В начале произведения мы видим, что герои рады встрече. Запишите это. А в конце манера поведения, интонации меняются.

— Какие слова тонкого выражают льстивость, угодливость? Прочитайте. (Я, ваше превосходительство. Очень приятно-с! Друг, можно сказать, детства и вдруг вышли в такие вельможи-с! Хи-хи-с)

Какие глаголы показывают его состояние? (окаменел, побледнел, съежился, сгорбился)

— Как реагирует на такое поведение толстый? Прочитайте. (Ну, полно! — поморщился толстый.— Для чего этот тон? Мы с тобой друзья детства — и к чему тут это чинопочитание!)

Какие глаголы передают его состояние? (стошнило, поморщился)

— Мы еще раз убеждаемся, что приём противопоставления, говорящая деталь, речевая характеристика, диалогическое построение рассказа помогают раскрыть писателю сущность каждого из героев.

6. Осмысление идеи рассказа.

— Почему толстый отвернулся от тонкого и ушёл? (Ему стало противно, неприятно).

— Как об этом сказал толстый? («К чему это чинопочитание»).

— Как вы понимаете значение этого слова? (Лицемерное отношение к старшим по должности).

Синонимы к этому слову _ подхалимство, угодничество, лицемерие, раболепие.

Назовите одну и ту же фразу, которая прозвучала в начале и в конце рассказа.

Почему герои были ошеломлены в начале рассказа? В конце?

— Какие человеческие качества высмеивает писатель? (Чинопочитание, угодничество, неискренность, подхалимство).

Справились ли ребята со своей задачей?

— Рассказ Чехова юмористический или сатирический? (рассказ сатирический, писатель обличает, высмеивает пороки общества, лицемерное поведение Тонкого и подобных ему людей)

Вернемся к вопросу, который поставили в начале урока.

Почему это произведение не потеряло актуальности и в наши дни?

Толстый — человек, имеющий достаток и высокое положение в обществе, хороший доход, сытый и преуспевающий. Но несмотря на это, он общается с другом детства на равных, искренне рад встрече.

Тонкий человек, занимающий незначительное положение в обществе, знающий нужду, но умеющий приспосабливаться к людям, чинам, обстоятельствам. «Тонкий» относится к тем людям, которые в других прежде всего ценят награды, звания, а не человеческие качества. Самое обидное, что это распространяется не только на знакомых, но и на друзей.

Работа с эпиграфом.

— Посмотрите в рабочие листы и прочитайте эпиграф к нашему уроку. Как вы понимаете эти слова?

( Хочу прочитать вам продолжение этой фразы. «Краткость – сестра таланта… Умею коротко говорить о «длинных» вещах!»). Итак, великий писатель о серьёзных вещах говорит предельно кратко, ёмко, точно, лаконично. Но они надолго остаются в душе читателя и не раз вспоминаются, когда в повседневной жизни встречаешься с такими как тонкий).

Напишите синквейн, опираясь на материалы таблицы. Работу выполним по вариантам: 1вариант. Тонкий, 2 вариант:

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *