какой основной эстетический принцип характерен для новаторского театра б брехта
Вопросы и ответы к теме Новаторский театр Б. Брехта
Многогранность творческой деятельности Б. Брехта. Бертольд Брехт (1898-1956) – немецкий поэт, драматург, прозаик, критик, режиссер, выдающийся теоретик театра, чье творчество отмечалось активным поиском новых художественных форм. Свои взгляды на театральное искусство Брехт изложил в многочисленных статьях: “Об опере” (1930), “Современный театр – театр эпический” (1931), “Театр развлечений или театр поучения?” (1935), “Об экспериментальном театре” (1939), “Новая техника актерского искусства” (1940) и др. их дополняют комментарии
Вместо того, чтобы навевать зрителю определенный эмоциональный залог и проводить его через “катарсис” (“очищение через страдание”), драма должна мобилизовать интеллектуально-аналитические способности публики. Конфликт остается нерешенным, лишь бы надышать зрителей искать в жизни пути решения социальных и моральных проблем, затронутых в драме. Преимущество отдается жанру драме-притчи, часто используются
Герои не я вляются драматическими характерами, а аллегориями определенных свойств человеческой природы или тех или других идей.
Весомое место занимает “эффект отчуждения” – прием, благодаря которому будничное явление возникает в новому светлые, как странное, новое, “чужое”. Преобразованию “действия на сцене” на “рассказ на сцене” оказывало содействие введение в драму заголовков, которые раскрывают содержание картины, песен (“зонгов”) и комментируют то, что происходит, а также обращение актеров к публике, надписи, спроектированные на экран и т. п..
1948 года Брехт организовал свой театр “Берлинер ансамбль”, в спектаклях которого определенной мерой воплотил свои творческие идеи и замыслы. За свою творческую деятельность создал свыше тридцати пьес. Вершинными произведениями его драматургии стали “Добрый человек с Сезуану”, “Матушка Кураж и ее дети”, “Жизнь Галилея”, “Кавказский меловый круг”.
Международное признание творчества Б. Брехта. Каждая новая постановка “Берлинер ансамбля” становилась выдающимся культурным событием не только в Германии, а и за ее пределами, куда бы не приезжал этот театр с гастролями. Пьесы Б. Брехта, заняв значительное место в репертуаре многих стран мира еще в 50-те года XX ст., и сегодня с успехом проходят на сценах Берлина и Гамбурга, Москвы и Нью-Йорка, Парижа и Варшавы, Токио и Лондона, Праги и Будапешта, Милана и Афин…
Related posts:
Какой основной эстетический принцип характерен для новаторского театра б брехта
Какой основной эстетический принцип характерен для новаторского театра Б.Брехта?
Выберите один ответ:
a. эффект текучести сознания
b. эффект очуждения
c. эффект сновидения
d. эффект гармонизации
Кто автор комедии «О, пустыня!» (1933), единственной в его творчестве?
Выберите один ответ:
Олицетворением растерзанного войной человечества в 50-е годы XX века…… из рассказа Генриха Бёлля «Путник, когда ты придёшь в Спа. »
Выберите один ответ:
a. стала несчастная девушка
b. стал изуродованный юноша
c. стал немощный старик
Почему Хемингуэя отказывались взять на фронт во время Первой мировой войны?
Выберите один ответ:
b. Психическое расстройство
Глава английского эстетизма, выдающийся писатель
Выберите один ответ:
Произведение, не принадлежавшее перу О’Нила
Выберите один ответ:
Какому течению литературы свойственны следующие признаки: сюжета и действия, фрагментарность, пародийность, использование автором определенной маски.
Выберите один ответ:
«Роман-сэнднич» соединяет в себе
Выберите один ответ:
a. мифопрозу и документ
b. все ответы верны
c. романтизм и реализм
Как называется знаменитая антиутопия О.Хаксли?
Выберите один ответ:
b. «О дивный новый мир»
Представителем экзистенциализма в литературе Германии не был
Выберите один ответ:
Кто автор романа «Назову себя Гантенбайн»
Выберите один ответ:
Роман Дж. Сэлинджера, который является художественным отражением настроений эпохи 50-х годов
Выберите один ответ:
a. «Над пропастью во ржи»
c. «Полет над пропастью»
Подлинным зачинателем эстетики массовой культуры был
Выберите один ответ:
Особая форма художественного видения мира
Выберите один ответ:
Теоретической основой постмодернизма являются
Выберите один ответ:
a. все ответы верны
c. взгляды французских пост структуралистов
Т.Манн говорил, что в этом произведении повествователь нужен, чтобы «была возможность выдержать повествование в двойном временном пласте, полифонически вплетая события, которые потрясают пишущего в самый момент работы…». О каком произведении идёт речь?
Выберите один ответ:
Теория эпического театра Брехта
Краткая биографическая справка из жизни Бертольда Брехта. Теоретические взгляды писателя. Новаторские методы Брехта. Принцип «эпического театра» в пьесе «Матушка Кураж и ее дети». «Эпическое начало» в «Жизни Галилея». Главные пьесы-притчи писателя.
Рубрика | Литература |
Вид | курсовая работа |
Язык | русский |
Дата добавления | 10.04.2013 |
Размер файла | 40,0 K |
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Размещено на http://www.allbest.ru/
Пьесы Б. Брехта ставятся по всему миру. Его новаторские идеи получили развитие в творчестве многих театральных режиссеров и драматургов. Сегодня в наше время, когда для многих знаменитый зонг «Сначала хлеб, а нравственность потом» вольно или невольно стал жизненной позицией, драматургия Бертольда Брехта вновь обрела необычайную актуальность. Заслуга Брехта в разработке принципов «эпического театра», получившим широкое эстетическое распространение благодаря режиссерским и теоретическим работам Бертольта Брехта.
— рассмотреть основные идеи «эпического театра».
— проанализировать реализацию принципов «эпического театра» на примере пьес Брехта.
Жизненный путь Б. Брехта
Закончив гимназию в 1917 году, Брехт становится студентом медицинского факультета Мюнхенского университета. Продолжает литературыне занятия. Шла война. В 1918 Брехт был мобилизован. Он служил санитаром в Аугсбургском военном госпитале. Военные впечатления отразились «Легенде о мертвом солдате» и драме «Ваал», написанных в том же году.
Песни и стихотворения молодого санитара привлекали внимание духом ненависти к войне, к прусской военщине, к немецкому империализму. В революционные дни ноября 1918 г. Брехт был избран членом Аугсбургского солдатского совета, что свидетельствовало об авторитете совсем еще молодого поэта. В 1918-24 годах Брехт живет в Мюнхене. Становится постоянным театральным рецензентом аугсбургской газеты независимых социал-демократов «Воля народа»; пишет стихи и пьесы.
После переезда в Берлин в 1924 году, Брехт работает некоторое время в литературной части «Дойчес Театер», мечтая об открытии своего театра. А пока, в 1926 году, он с молодыми актерами «Дойчес театер» ставит свою раннюю пьесу «Ваал». В 1931 году он работает на сцене «Штаатстеатер», где выпускает спектакль по своей пьесе «Что тот солдат, что этот», а в 1932 году на сцене «Театер ам Шиффбау-эрдамм» ставит спектакль «Мать».
Здание театра на набережной Шиффбауэрдамм досталось Брехту совершенно случайно. В 1928 году его арендует молодой актер Эрнст Ауфрихт и начинает собирать свою труппу. Художник Каспар Неер знакомит Брехта с арендатором театра, и они начинают вместе работать. Брехт, в свою очередь, приглашает в театр режиссера Эриха Энгеля (1891-1966), с которым работал вместе еще в Мюнхене и который вместе с Брехтом разрабатывал стилистику эпического театра. В 1928 годе Брехт пишет «Трехгрошовую оперу», которая была ярким воплощением новаторских исканий и принципов драматурга. У Брехта все персонажи кажутся фантастическими, никаких конкретных ассоциаций они не вызывают. Немецкий критик Эрнст Шумахер сурово упрекает Брехта в «недостаточной диалектичности» и «неконкретности» сюжета, в том, что персонажи оперы абстрактные англичане, а не современные Брехту немцы. В самом деле, подавляющее большинство пьес Брехта отличается именно этой «неконкретностью», абстрактностью.
Брехт разработал принципы «эпического театра», которые мы рассмотрим ниже.
Теоретические взгляды Брехта
брехт эпический театр пьеса
Термин «эпический театр» был впервые введен Э. Пискатором, но широкое эстетическое распространение он получил благодаря режиссерским и теоретическим работам Бертольта Брехта. Брехт придал термину «эпический театр» новое истолкование.
В театре Брехта первого периода главным методом работы был метод индукции. В 1924 году Брехт впервые выступил как режиссер, поставив в мюнхенском «Камерном театре» спектакль «Жизнь Эдуарда II Английского». Здесь он напрочь лишил свой спектакль привычной для постановки такого рода классики помпезности и внеисторичности. Дискуссия о постановке классических пьес в ту пору в немецком театре была в разгаре. Экспрессионисты высказывались за радикальную переделку пьес, ибо они были написаны в другую историческую эпоху. Брехт тоже считал, что осовременивания классики не избежать, но полагал, что пьесу нельзя и полностью лишать историзма. Большое внимание он уделял элементам площадного, фольклорного театра, с их помощью оживляя свои спектакли.
Идея катарсиса, порожденная античной драмой, была тесно связана с концепцией роковой предопределенности человеческой судьбы. Драматурги силой своего таланта раскрывали все мотивировки человеческого поведения, в минуты катарсиса словно молнии освещали все причины действий человека, и власть этих причин оказывалась абсолютной. Именно поэтому Брехт называл аристотелевский театр фаталистическим.
Новаторские методы Брехта
Дальнейшие поиски Брехта отмечены созданием пьес «Трехгрошовая опера» (1928), «Святая Иоанна скотобоен» (1932) и «Мать», по роману Горького (1932). За сюжетную основу своей «оперы» Брехт взял комедию английского драматурга XVIII в. Гея «Опера нищих». Но мир авантюристов, бандитов, проституток и нищих, изображенный Брехтом, имеет не только английскую специфику. Структура пьесы многопланова, острота сюжетных конфликтов напоминает кризисную атмосферу Германии времен Веймарской республики. Эта пьеса выдержана у Брехта в композиционных приемах «эпического театра». Непосредственно эстетическое содержание, заключенное в характерах и фабуле, сочетается в ней с зонгами, несущими теоретический комментарий и побуждающими зрителя к напряженной работе мысли. «Театер ам Шиффбауэрдамм» открылся «Трехгрошовой оперой» Брехта в постановке Эриха Энгеля. Спектакль, в описании Юрехта, имел следующий внешний вид: «. В глубине сцены стояла большая ярмарочная шарманка, на ступеньках располагался джаз. Когда играла музыка, разноцветные лампочки на шарманке ярко вспыхивали. Справа и слева размещались два гигантских экрана, на которые проецировались картины Неера. Во время исполнения песенок большими буквами возникали их названия и с колосников спускались лампы. Чтобы смешать ветхость с новизной, роскошь с убожеством, занавес представлял собой маленький, не очень чистый кусок бязи, двигавшийся по проволоке». Режиссер для каждого эпизода нашел достаточно точную театральную форму. Он широко использовал метод монтажа. Но все же Эгнель выводил на сцену не одни социальные маски и идеи, но за простыми человеческими поступками видел и психологические мотивы поведения, а не только социальные. В этом спектакле существенное значение имела музыка, написанная Куртом Вайлем. Это были зонги, каждый из которых был и отдельным номером и являлся «отстраняющим монологом» автора пьесы и режиссера спектакля.
Во время исполнения зонга актер выступал от собственного имени, а не от лица своего персонажа. Спектакль получился острым, парадоксальным, ярким. Брехт высоко ценил эту работу Энгеля и считал «Трехгрошовую оперу» важным практическим воплощением идеи эпического театра.
Этот спектакль после нескольких представлений был запрещен полицией. Цензуру возмутила финальная сцена спектакля, когда Мать с красным флагом в руке шла в рядах своих товарищей по борьбе. Колонна демонстрантов буквально двигалась на публику. и останавливалась у самой линии рампы.
Это был последний революционный спектакль, показанный в канун прихода к власти Гитлера.
Стихотворения начала 30-х годов были призваны рассеять гитлеровскую демагогию; поэт находил и выставлял напоказ порой незаметные обывателю противоречия в фашистских обещаниях. И здесь Брехту очень помог его принцип «очуждения». В 1933-1934 гг. поэт создает «Гитлеровские хоралы».
Принцип «эпического театра» в пьесе «Матушка Кураж и ее дети»
Реализм Брехта проявляется в пьесе не только в обрисовке главных характеров и в историзме конфликта, но и в жизненной достоверности эпизодических лиц, в шекспировской многокрасочности, напоминающей «фальстафовский фон». Каждый персонаж, втягиваясь в драматический конфликт пьесы, живет своей жизнью, мы догадываемся о его судьбе, о прошлой и будущей жизни и словно слышим каждый голос в нестройном хоре войны.
«Эпическое начало» в «Жизни Галилея»
Брехт, вопреки традиции, резко осуждает Галилея, потому что именно этот ученый, в отличие от Коперника и Бруно, имея в руках неопровержимые и очевидные для каждого человека доказательства правоты гелиоцентрической системы, испугался пыток и отказался от единственно правильного учения. Бруно умер за гипотезу, а Галилей отрекся от истины.
Замечательное мастерство Брехта проявляется не только в новаторски-сложном осмыслении проблемы науки, не только в блистательном воспроизведении интеллектуальной жизни героев, но и в создании могучих и многогранных характеров, в раскрытии их эмоциональной жизни. Монологи героев «Жизни Галилея» напоминают «поэтическое многословие» шекспировских героев. Все герои драмы несут в себе нечто возрожденческое.
Пьесы-притчи Бертольта Брехта
Шен Де воплощает в пьесе идеальную норму поведения. Шой Да, наоборот, руководствуется только трезво понятыми собственными интересами. Шен Де согласна со многими рассуждениями и действиями Шой Да, она увидела, что только в облике Шой Да она может реально существовать. Необходимость защищать сына в мире ожесточившихся и подлых людей, равнодушны друг к другу, доказывает ей правоту Шой Да. Видя, как мальчик ищет еду в помойном ведре, она клянется, что обеспечит будущее сына даже в самой жестокой борьбе.
«Кавказский меловой круг» (1945) также принадлежит к наиболее известным пьесам-притчам Брехта. Обе пьесы роднит пафос этических исканий, стремление найти человека, в котором бы с наибольшей полнотой раскрылись духовное величие и доброта. Если в «Добром человеке из Сезуана» Брехт трагически изобразил невозможность воплощения этического идеала в будничной обстановке собственнического мира, то в «Кавказском меловом круге» он раскрыл героическую ситуацию, которая требует от людей бескомпромиссного следования нравственному долгу.
В богатой философскими и эмоциональными интонациями лирике «Круга», в чередовании живого, пластического диалога и песенных интермеццо, в мягкости и внутреннем свете картин мы явно ощущаем гетевские традиции. Груше, как и Гретхен, несет в себе обаяние вечной женственности. Прекрасный человек и красота мира словно бы тяготеют друг к другу. Чем богаче и всестороннее одаренность человека, тем прекраснее для него мир, тем более значительного, горячего, неизмеримо ценного вложено в обращение к нему других людей. Много внешних препятствий встает на пути чувства Груше и Симона, но они ничтожны по сравнению с силой, вознаграждающей человека за его человеческую одаренность.
Только по возвращении из эмиграции в 1948 г. Брехт смог вновь обрести родину и практически осуществить свою мечту о новаторском драматическом театре. Он активно включается в дело возрождения демократической немецкой культуры. Литература ГДР сразу же получила в лице Брехта великого писателя. Деятельность его протекала не без трудностей. Его борьба с «аристотелевским» театром, его концепция реализма как «очуждения» встречали непонимание и со стороны публики, и со стороны догматической критики. Но Брехт писал в эти годы, что он считает литературную борьбу «хорошим признаком, признаком движения и развития».
В работе были проанализированы основные принципы эпического театра Брехта, рассмотрена реализация принципов «эпического театра» на примере пьес Брехта. Вместо драматургии, которая рассчитывала на сопереживание зрителей, Брехт выдвигает принципы построения пьес, которые бы вызывали в публике удивление и действенность, осознание общественных проблем. Брехт вводит прием, названный им «эффектом отчуждения», состоящий в том, что хорошо известное преподносится публике с неожиданной стороны. Для этого он прибегает к нарушению сценической иллюзии «подлинности». Он добивается фиксации внимания зрителя на важнейших мыслях автора с помощью введения в спектакль песни (зонга), хора. Новаторство Брехта проявилось в том, что он сумел сплавить в нерасторжимое гармоническое целое традиционные, опосредованные приемы раскрытия эстетического содержания (характеры, конфликты, фабула) с отвлеченным рефлексирующим началом. Опыт эпического театра Брехта вошел в копилку театральных идей XX века. Им еще не раз воспользуются, в том числе и на нашей сцене, особенно в Театре на Таганке.
Драматургия и поэзия Брехта не только не ушли в прошлое, но с каждым годом приобретают все большее число друзей. Идеи Брехта по-прежнему современны, и то, что вокруг них продолжаются споры, свидетельствует об их актуальности. По словам Л. Фейхтвангера, «нетерпеливый поэт Брехт написал первые стихи и пьесы третьего тысячелетия».
Список использованной литературы
1. Брехт Б. Матушка Кураж и ее дети. Жизнь Галилея. М., 1985.
2. Брехт Б. О литературе. М., 1977.
4. Гуляев Н.А. и др. История немецкой литературы. М., 1975.
5. Девекин В. Не сгоревшие на костре. Немецкая антифашистская литература 1933-1945 годов. М., 1979.
6. Зарубежная литература ХХ века. Под редакцией Л.Г. Андреева. Учебник для вузов. М., 2001.
7. Клюев В.Г. Театрально-эстетические взгляды Брехта. М., 1966.
8. Копелев Л. «Брехт». Серия биографий «Жизнь замечательных людей». Вып. 3, Москва 1966 г.
9. Лейтес Н. С. Немецкий роман 1918-1945 гг. Пермь, 1975.
10. Матузова Н. У истоков немецкой литературы социалистического реализма. Киев, 1967.
11. Павлова Н.С. Типология немецкого романа. 1900-1945. М., 1982.
12. Райх Б.Р. Б. Брехт. Очерк творчества. М., 1960.
13. Рожновский С.В. Социалистический реализм в немецкой литературе. М., 1973.
14. Савицкая А.А. Б. Брехт. Спецкурс для студентов. Орехово-Зуево, 1968-1971. Вып. 1.2.
15. Фрадкин И.М. Литература Новой Германии. 2-е изд. М., 1961.
16. Фрадкин И.М. Бертольд Брехт. Путь и метод. М., 1965.
Размещено на Allbest.ru
Подобные документы
Коротка біографічна довідка з життя Бертольда Брехта. Нагородження митця Кляйстівською премією. Роль п’єси Брехта «Копійчана опера» у світовому визнанні драматурга. Період еміграції Брехта. Повернення драматурга до Берліну після війни, творча діяльність.
презентация [3,6 M], добавлен 22.01.2013
Визначення проблематики і поетики п’єси «Матінка Кураж та ті діти». Місце досліджуємої драми у творчості Бертольда Брехта. Характеристика головної героїні маркітантки Анни Фірлінг. Поняття «діти матінки Кураж» і його ідейно-проблематичне навантаження.
курсовая работа [47,7 K], добавлен 06.10.2012
Иррациональность и несправедливость общества в романе «1984» Оруэлла. Уильям Голдинг, становление его творчества. Теория и практика «эпического театра» Б. Брехта. Появление утопического жанра. Особенности жанра антиутопии, модернизма, экзистенциализма.
шпаргалка [376,3 K], добавлен 22.04.2009
Особливості розвитку літературного процесу Німеччини у ХХ ст. Сутність головних засад «епічного театру». Аналіз новаторських ідей Б. Брехта. Естетичні погляди письменника. Філософська складова драми-перестороги. Алегоричний сенс та метафоричність п’єси.
курсовая работа [44,9 K], добавлен 02.06.2015
Краткая биографическая справка из жизни Е.Л. Шварца. Трансформация сюжетно-образного материала сказок Андерсена в пьесе Е.Л. Шварца «Голый король». Реминисцентный пласт работы «Тень». Аллюзийный и реминисцентный контексты пьесы-сказки писателя «Дракон».
курсовая работа [65,2 K], добавлен 06.06.2017
Театральная культура Западной Европы.
12. 5. Эпический театр Бертольда Брехта
12. 5. Эпический театр Бертольда Брехта
Выдающийся немецкий драматург, теоретик драмы и режиссер Бертолъд Брехт (1898-1957) приобрел известность сначала как поэт. С 1926 г. он служил в должности драматурга в Немецком театре Макса Рейнгардта. В это же время Брехт основательно изучал диалектический материализм и выступал с лекциями в марксистской рабочей школе. По своим убеждениям Брехту были близки коммунистические идеи, его воображению рисовался справедливый общественный строй как некий антипод эксплуататорского правопорядка.
В 1928 г. Брехтом была написана «Трехгрошовая опера», которая принесла автору успех на сценах всего мира. Брехт воспользовался сюжетом «Оперы нищих» английского драматурга Джона Гея, написанной ровно 200 лет назад. Гей пародировал оперы Генделя, а Брехт переделал «Оперу нищих», перенес действие в викторианскую Англию и изменил трактовку характеров основных персонажей. Успех постановки во многом был обусловлен талантливой музыкой Курта Вейля.
Брехт выводит на оперные подмостки обитателей лондонского дна и грабителей, нищих и представительниц древнейших профессий не для того, чтобы зритель сокрушался по поводу их бедственного положения, вынудившего их встать на пагубный путь. Подонки у Брехта такие же дельцы, как и представители лондонского Сити. У них существуют свои фирмы, процветает свой бизнес. Нищенство – такая же профессия, как игра на бирже. Поставив знак равенства между миром преступным и респектабельным, автор создал двойную пародию, скомпрометировав антагонистов буржуазного общества. У предшественников Брехта отверженные и униженные выступали воплощением моральной чистоты («отверженные» Виктора Гюго, «униженные и оскорбленные» Ф. М. Достоевского).
С середины 20-х гг. Б. Брехт разрабатывал теорию «эпического театра», который противопоставлялся традиционному, по выражению Брехта, аристотелевскому театру и включал в себя в совокупности ремесло драматурга, актерскую технику и режиссерскую методику.
Зритель в брехтовском театре обязан был все время помнить, что он присутствует на спектакле, а не переносится в воображаемый мир. Иллюзорность представления разрушалась условностью декораций, плакатами, постоянными обращениями исполнителей к зрительному залу.
Знакомые жизненные или литературные коллизии предстают в эпических пьесах Брехта всегда в неожиданном ракурсе. Брехт своими пьесами не стремился произвести эмоциональное потрясение. Брехтовский текст рационален и обращен к разуму зрителя. На спектаклях публика не должна сопереживать героям, по ходу пьесы каждый обязан соотносить свои решения и оценки с поступками героев. Большая роль отводилась автору: драматург выступал рассказчиком, который использовал сюжетные коллизии как аргументы в дискуссии со зрителем. Во время разработки теории эпического театра она воспринималась как критика традиционного реалистического театра. Сейчас, когда очевидно, что Брехт был величайшим реформатором театральной сцены первой половины XX в., правильнее говорить о переакцентировке внутри пьесы и спектакля.
– драму «Мамаша Кураж и ее дети» (1939). Брехт, рассказывая о превратностях карьеры маркитантки, сурово предупреждает: «Войною думает прожить – за это надобно платить!» Мамаша Кураж отдала Тридцатилетней войне своих детей. В финале спектакля, поставленного Брехтом уже после 1945 г. в театре «Берлипер Ансамбль» с Еленой Вайгель в заглавной роли, согбенная дряхлая Кураж тащила на себе фургон в одну сторону, а сценический круг вращался в другую. Когда Брехта спрашивали, почему его героиня так и не поумнела и по-прежнему думает, что война для нее кормилица, он отвечал, что ему куда важнее, чтобы прозрел зритель и сделал правильный вывод из всего увиденного.
Театральное новаторство Брехта заключалось в том, что он изменил взаимоотношения между персонажами и зрителями. Прежде персонажам сочувствовали, у Брехта сострадание необязательно. Важнее соучастие в судьбе действующих лиц и оценка правильности принятых ими решений. Драматург создает на сцене ситуации мучительные и противоречивые. Герой не в состоянии выйти из кризиса, индивидууму не под силу то, что необходимо изменить обществу в целом
известен в нашей стране. Слава к нему пришла в 60-е гг., и начало было положено спектаклем Ю. П. Любимова «Добрый человек из Сезуана», поставленным в театральном училище им. Б. Щукина, а затем перенесенным в Театр на Таганке.
Пьеса «Добрый человек из Сезуана» (1939-1941) представляет собой нравоучительную сказку, которую поведал водонос Ван. Хотя место событий обозначено как китайская провинция Сызуань, автор в ремарке поясняет, что подобное может произойти в любом месте на земном шаре, «где человек эксплуатирует человека». В современной сказочной притче Брехта в человеке попеременно выступает то добро, то зло. В несправедливо устроенном обществе, полагал Брехт, человек становится злым из чувства самосохранения. Пьеса Брехта парадоксальна, почти цинична. Железная логика сюжета убеждает в том, что человеку, чтобы выжить в бесчеловечных условиях существования, надо действовать вопреки собственной доброте.
Брехт заметил и отразил в своем творчестве еще одну странность: зло соблазняет, нищий бедняк с готовностью подчиняется злу, в особенности, если злодей наделен властью и силой. Об этом открытии он поведал в антифашистском памфлете, кровавые события которого будто бы разворачиваются за океаном. А на самом деле речь шла фашистской Германии.
«Швейк во второй мировой войне» (1944), построенной по мотивам повести Гашека «Бравый солдат Швейк».
«Карьера Артуро Уи, которой могло не быть» (1941) возник у Брехта в 1935 г. Хотя речь идет о чикагских гангстерах, в пьесе легко просматривались основные события германской и европейской истории: поджог рейхстага, захват Австрии и карьера фюрера, которой могло бы не быть.
Пьеса была поставлена в 1957 г., уже после смерти Брехта. Действие происходит в условном Чикаго, персонажи – гангстеры во главе с Артуром Уи – олицетворяют фашистов, рвущихся к власти. Автор в известной мере придерживается канвы подлинных исторических событий: обман трусливого отца города Догеборо (Гинденбурга), поджог овощного треста (рейхстага), инсценировка суда над поджигателями (процесс Димитрова), насилия и убийства, насильственные «выборы» и т. д. Брехт писал об этой пьесе, что «в гротеске должна ощущаться атмосфера ужаса», что только «гротеск годится для разоблачения исторических ничтожеств».
Брехт говорил о том, что создает широкие полотна жизни наподобие картин нидерландского художника XVI в. Питера Брейгеля. Полнокрозность, сочность, демократизм, социально-заостренная тематика свойственны произведениям Брехта.
«Жизнь Галилея» (1939-1946). Герой пьесы, великий ученый Галилео Галилей, напуганный инквизицией, отрекается от своего открытия. Галилей-человек нравственно уступает Галилею-ученому. Открытие Галилея, перевернувшее всю Солнечную систему, раскрепостило человеческую личность, освободив человека от божественной опеки. Но свобода опасна, и первым это осознал сам Галилей. Великий мыслитель, каким его изображает Брехт, корыстолюбив, хитер, труслив. Брехт не порицает Галилея, цель пьесы другая: напомнить об ответственности ученого за последствия сделанных им открытий. После атомной бомбардировки Хиросимы и Нагасаки он взялся за переделку пьесы, подчеркнув моральное поражение великого мыслителя.
«Жизни Галилея» Брехт выдвигает неоспоримые аргументы, доказывающие, что чистой науки не существует. Великие открытия и отдельные изобретения неизбежно интегрируются обществом, и как будут использованы достижения интеллекта – зависит от политиков и идеологов.
В 1949 г. был открыт театр, о котором драматург мечтал всю жизнь, — «Берлинер Ансамбль», на сцене которого шли все его пьесы. В мае 1957 г. в Москве и Ленинграде состоялись гастроли «Берлинер Ансамбля». Успех спектаклей послужил стимулом к постановкам пьес Брехта в Советском Союзе и изданию его произведений.