какой ориентации клиента не существует в семейном консультировании

Семейное консультирование (3)

Главная > Лекция >Психология

К лассификационные критерии семейного и психологического консультировании подразделяются по возрасту клиента, классификации процесса, виду, основной сфере приложения.

— младенчество (от рождения до 1 года).

— преддошкольное детство (1-3 года).

— дошкольное детство (3-6 лет).

— младший школьный возраст (6-10 лет).

— подростковый возраст (10-15 лет).

— юность: первый период (старший школьный возраст 15-17 лет); второй период (17-21 год).

— зрелый возраст: первый период (21-35 лет); второй период (35-60 лет).

— пожилой возраст (60—75 лет).

— старческий возраст (75—90 лет).

— долгожители (90 лет и старше).

По данным исследований Норильского отдела защиты детства наиболее часты обращения за консультативной помощью возрастной категории людей от 26 до 35 лет. Ограничение возраста консультируемых связано как с определенной возрастной проблематикой, личностной зрелостью, необходимой для решения психологических проблем, так и с сущностью самого консультирования как метода. Консультирование ребенка до 15-летнего возраста бессмысленно, т.к. он еще не может отвечать за себя и быть продуктивной личностью, личность не сформирована и детям применима не консультативная, а психотерапевтическая помощь. Применительно к людям пожилого и особенно старческого возраста консультирование также с каждым прожитым годом все более утрачивает свои позиции, как и потребности, соответствующие возрасту и сама личность меняются таким образом, что человек вновь все меньше может отвечать за себя сам, все ниже его собственная продуктивность.

— контактное (очное), когда психолог-консультант встречается с клиентом, происходит беседа лицом к лицу;

— дистантное консультирование (заочное), которое подразделяется на телефонное и письменное;

3. Индивидуальное или групповое консультирование (с двумя и более клиентами)

4. П о основной сфере приложения – могут быть выделены следующие виды психологического консультирования: школьное консультирование, профессиональное, семейное и супружеское, ориентированное на конкретные проблемы личности и т. д.

Типы клиентов и их ориентации выделены В.В. Столиным 2 :

а) адекватная — клиент искренне заинтересован в решении проблемы («Вы сделаете все возможное. » и «Я сам готов сделать все, что вы мне скажете»);

б) неадекватная — клиент преувеличивает возможности консультанта («Я уверен, что только вы могли бы мне помочь. Вы — маг. »).

— рентная ориентация также может быть разделена на два вида:

Классификации клиентов и рекомендаций по взаимоотношениям с ними консультанта выявлены Н.Н. Обозовым 4 : по характеру запроса на психологическую помощь; по особенностям восприятия психических явлений; по способу работы со своими проблемами; в зависимости от пола клиента.

3. Клиент все знающий и доверяющий только себе все подвергает сомнению, противоречив, но при этом убежден в своей правоте; неглуп, но проблема в ха­рактере, склонен запускать свои проблемы. Таким людям в силу их резонерских особенностей нелегко бывает найти себе партнеров по общению в реальной жизни. Попытка най­ти собеседника зачастую приводит их в консультацию. Доб­рожелательное участие по отношению к клиентам этого типа и игнорирование тех особенностей, которые обычно отталкивают окружающих от этих людей, создает благо­приятные возможности для смягчения ярко выраженных негативных черт характера.

По особенностям восприятия психических явлений среди клиентов можно выделить следующие типы:

1.Рационалистичный, реалистичный, прагматически ори­ентированный клиент с тремится к точному знанию информа­ции о себе и окружающих. Обратной стороной такого стремле­ния является то, что он склонен недооценивать, игнорировать все, что касается душевной жизни человека, что трудно подда­ется объективации, рациональному анализу. Эти стороны дей­ствительности как бы дезорганизуют сложившийся склад лич­ности такого человека, поэтому относиться необходимо к ним скептически, как бы не замечать их, защи­щаться от них. Такого клиента интересуют количественные ха­рактеристики личности, факты, полученные в результате стро­гих научных экспериментов. Он особенно склонен доверять результатам высоко стандартизированных тестовых методик (таких, как MMPI, опросник «16 личностных факторов» Рай­монда Кэттелла). Его интересует не то, что говорит в данный мо­мент консультант, а на основании чего он это говорит. Все это необходимо учитывать в работе с таким клиентом, чтобы избе­жать негативного отношения к консультированию.

По способу поведения можно выделить следующие типы клиентов :

Источник

Типы клиентов и их ориентации

Кратко упомянем некоторые социально-демографические характеристики клиентов, представление о которых необходимо для понимания основ психологического консультирования. На первый взгляд это несколько формальная и малозначимая для сути консультативной работы категория. Однако достаточно четко очерченные границы контингента лиц, обращающихся за психологической помощью, позволяют яснее представить себе круг вопросов, решение которых чаще всего требуется от психолога-консультанта.

Социально-демографические характеристики включают в себя: пол, возраст, образование, социальное положение и т.п.

К примеру, следует заметить, что характеристики пола (чаще за помощью обращаются женщины) значительно влияют на консультативную ситуацию (например, эротический перенос).

Возраст клиентов, обращающихся за консультативной помощью, достаточно ограничен. По данным Пермского областного центра социально-психологической помощи пик обращаемости падает на возрастную категорию от 26 до 35 лет. Довольно высока обращаемость и людей в возрасте от 18 до 25 и от 36 до 45 лет.

Образовательный уровень клиентов психологических консультаций как правило колеблется в рамках высшего и среднего специального образований.

По социальному положению большинство клиентов являются служащими. За ними по количественному составу следуют инвалиды и рабочие. Менее представлены пенсионеры, домохозяйки, студенты и др.

Клиенты, как впрочем, и консультанты, люди разные. Различия и тех и других заключаются, прежде всего, в оп­ределенных характеристиках личности. В некоторых случаях, в особенности, если консультант вступает в контакт с “пограничным” клиентом, необходимо знание об акцентуациях характера и типах психопа­тий. И те и другие достаточно подробно описаны в соответствующих руководствах.

С особенностями личности связано и третье раз­личие между отдельными клиентами, знание и пони­мание которого практически определяет успешность консультативного процесса. Речь идет об ориента­циях клиентов. В.В.Столиным выделены три основных ориентации клиентов.

1. Деловая ориентация, существующая в двух основных видах:

а) адекватная — клиент искренне заинтересован в решении проблемы (“Вы сделаете все возможное. ” и “Я сам готов делать все, что Вы мне скажете”).

б) неадекватная — клиент преувеличивает возмож­ности консультанта (“Я уверен, что только вы могли бы мне помочь. Вы — маг. ”).

2. Рентная ориентация также может быть разде­лена на два вида:

а) “обаятельный рантье”— клиент считает, что его откровенность, его страдание, его обаяние и доверие к консультанту — тот капитал, с которого он неиз­бежно получит процент в виде переложения ответст­венности на плечи консультанта (“Ну, теперь Вы все знаете и скажете мне, что делать дальше”);

б) “требовательный рантье” — клиент хочет полу­чить процент уже с самой позиции посетителя кон­сультации (“Ну вот, теперь вы все знаете, и теперь это ваша забота — вам за это деньги платят”).

В другом случае клиент всячески усиливает безна­дежность своей проблемы, хотя реально ее не суще­ствует. (“Вы согласны, что решения нет?”). Если кон­сультант предложит какое-либо решение, клиент тут же его опровергает введением информации, ранее не сообщенной, и добавляет: “Ну разве можно выдви­гать столь необдуманные предложения?”. Если кон­сультант подтвердит отсутствие решения, клиент тут же его предложит: “Вот видите, и мы не лыком шиты и разбираемся в жизни получше вас” (Столин, Бодалев, 1989. С. 47—49).

Нам представляется, что только адекватная дело­вая ориентация клиента может привести к успеху консультации. Следовательно, надо работать над из­менением иных ориентаций. Устойчивость же (крайняя ригидность, жесткость) рентных и игровых ориентаций является показателем нуждаемости кли­ента не в консультировании, а в психотерапии.

Однако, проблема заключается в том, что прояв­ление названных ориентаций может быть и не столь явным, манипуляция маскируется, причем не всегда осознанно. И если различные манипулятивные типы достаточно хорошо описаны в литературе (см., например, Шостром, 1992), то некоторые иные подходы к рассмотрению негативных ориентаций за­служивают более детальной проработки.

Например, с точки зрения трансакционного ана­лиза игры на приеме у психотерапевта могут подраз­деляться на три типа.

1. Игры, в которые играют психотерапевты и дру­гие представители службы помощи: “Я всего лишь пытаюсь помочь вам” и “Психиатрия”.

2. Игры, в которые играют люди с медицинским (психологическим) образованием, входящие в каче­стве пациентов (клиентов) в состав психотерапевтиче­ских групп, например “Оранжерея”.

3. Игры, в которые играют пациенты и клиенты: “Неимущий”, “Крестьянка”, “Дурачок” и “Калека” (Берн, 1992. С. 119—141).

Дабы не заставлять читателя откладывать нашу работу и отправляться в библиотеку, приведем не­сколько примеров названных игр.

1. “Я всего лишь пытаюсь помочь вам”.

В этой игре психолог или психотерапевт дает па­циенту какой-то совет. При следующем посещении пациент (клиент) сообщает, что предложение не про­извело желаемого эффекта. Консультант, пожав пле­чами, покорно принимает известие о неудаче и делает следующую попытку. Обычно он не испытывает по­требности разобраться в собственных мотивах, по­скольку знает, что многие его коллеги делают то же самое и что он следует “правильной” процедуре. Если психотерапевт столкнется с игроком, не собираю­щимся отступать, ситуация будет медленно ухуд­шаться. В самом худшем случае его клиент поведет себя как разозленный параноик, который в один прекрасный день ворвется к нему в ярости, воскли­цая: “Посмотрите, до чего вы меня довели!”. Вот то­гда консультант скажет (или только подумает): “Но ведь я всего лишь пытался помочь вам!”.

В распоряжении профессионала имеются не­сколько способов справиться с приглашением поиг­рать в эту игру.

1. Приглашение пациента поиграть в эту игру со­вершенно игнорируется. Подобная ситуация может привести к полезному столкновению.

2. При более мягкой попытке дать отпор пациен­ту, психотерапевт просто заявляет, что для него (пациента) он всего лишь врач (психолог).

3. Если пациент (клиент) находится в очень воз­бужденном состоянии, то на начальной стадии, воз­можно, придется ему подыграть. В этом случае его лечением, вероятно, должен заниматься психиатр.

В эту игру активно играют представители гумани­тарных наук, например психологи. Эти молодые лю­ди в компании своих коллег часто в шуточной форме употребляют такие фразы: “Здесь проявляется ваша агрессивность” или “Это твоя проекция” и т.п. В роли пациентов психотерапевтической группы такие люди имеют тенденцию с удовольствием и (уже не шутя) предаваться взаимной критике, но поскольку в такой ситуации это не слишком продуктивное поведение, психотерапевту, возможно, придется пресечь его. В этом случае поведение может перерасти в игру “Оранжерея”. Играющие в эту игру недавние выпу­скники медицинских (психологических) факультетов, как правило, обладают преувеличенным почтением к тому, что они называют “подлинными чувствами”. Чувство описывается (преподносится группе) как редкий цветок. Создается представление, что пробле­ма состоит лишь в том, до какой степени данное чув­ство редкостно. Психотерапевт, не разделяющий это убеждение, может вызвать настоящее негодование словно он бесчувственный невежда, изуродовавший хрупкие лепестки экзотического растения.

Для успешной психотерапии в данном случае не­обходим иронический подход к описанной ситуации. Если не прервать эту игру она будет продолжаться годами, никак не изменяясь. Наиболее очевидным в этой игре является внешнее психологическое “вознаграждение”, поскольку оно дает возможность избежать психологической близости, особым обра­зом обставляя ситуацию. Вместо того, чтобы культи­вировать свои чувства в душной атмосфере оранже­реи, пациенты (клиенты) должны дать им возмож­ность произрастать естественным образом.

Эта игра — способ заработать на жизнь как для профессионалов, так и для их клиентов. Например, в одном из агенств по экономической реабилитации неимущих, судя по официальным отчетам, клиенты агентства постоянно “делали успехи”, но лишь не­многим удавалось “реабилитироваться”. Большин­ство этих “обездоленных” были клиентами подобных агенств в течение нескольких лет, переходя из одного агентства в другое. На словах они каждый день были заняты прилежными поисками работы, но фактиче­ски тратили на это очень мало усилий. К родствен­ным играм относятся “Ветеран” (в русской версии “Пенсионер”) и “Больница”. Эти игры ведутся между организациями, занимающимися делами ветеранов, лиц, достигших пенсионного возраста или делами инва­лидов. В “Больницу” играют некоторые пациенты ле­чебных учреждений. Если первые получают денежную компенсацию, то у вторых есть другие “вознаграждения” (например, получение эмоцио­нальной поддержки, тепла, избегание каких-либо обязанностей).

Профессиональное противодействие таким играм должно состоять в отказе от предоставления игрокам материальных благ, а иногда и психологических вы­год.

Тезис этой игры можно сформулировать так: “Да, я глуп, но такой уж я есть. ”. Играющий в эту игру с детства привык к тому, что люди будут вполне удов­летворены им, пока он ведет себя как дурачок. По­этому в школе ему не нужно заниматься, на работе он не должен стараться приобрести какие-то знания и т.п.

Бороться с такой игрой нелегко. Для превраще­ния “Ивана-дурака” в “принца” необходима серьез­ная психотерапевтическая работа.

Сходной с предыдущей, на наш взгляд, является и эта игра, тезис которой звучит так: “Что вы хотите от калеки”. Такая игра особенно пагубна в клинической практике, когда никакого результата от любых вариантов лечения ждать невозможно. Психо­терапевт на вопрос клиента: “Чего вы хотите от нев­ротика (калеки)?” (или на другой аналогичный во­прос) — может ответить примерно следующее: “Я ничего не хочу. Проблема в том, чего вы сами от себя хоти­те”. Пациент (клиент) должен ответить на этот вопрос серьезно. Единственная уступка, на которую может пойти психотерапевт, состоит в том, чтобы дать кли­енту достаточно много времени для ответа.

Пациенты (клиенты) могут играть и в другие раз­новидности игр. Например, “Скажите-ка мне вот что”. В этом случае клиент рассказывает свой сон или какое-то происшествие, случившееся с ним, а психо­терапевт пытается интерпретировать, задавая соот­ветствующие вопросы. В завершении игры клиент как бы говорит психотерапевту: “Ну вот, я ответил на все ваши вопросы, однако вы мне ничем не по­могли, кто же вы после этого?”.

Следующая группа характеристик клиентов — ха­рактеристики социально-демографические. На первый взгляд это более формальная и малозначимая для сути консультативной работы категория. Социально-демо­графические характеристики включают в себя: пол, возраст, образование, социальное положение и т.п.

Следует заметить, что характеристики пола (чаще за помощью обращаются женщины) влияют на консультативную ситуацию не менее, чем ориентация клиента, либо характеристики личности. Более того, пол во многом предопределяет консультативную ситуацию (например, эротический перенос).

Возраст клиентов, обращающихся за консультативной помощью, достаточно ограничен. По данным Пермского областного центра социально-психологической помощи населению пик обращаемости падает на возрастную категорию от 26 до 35 лет. Довольно высока обращаемость и людей в возрасте от 18 до 25 и от 36 до 45 лет.

Образовательный уровень клиентов психологической консультации достаточно высок: большую часть составляют люди с высшим и средним специальным образованием.По социальному положению большинство клиен­тов, обращающихся за помощью, являются служащими. За ними по количествен­ному составу следуют инвалиды и рабочие. Менее пред­ставлены пенсионеры, домохозяйки, студенты и т.д.

какой ориентации клиента не существует в семейном консультировании

какой ориентации клиента не существует в семейном консультировании

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.

какой ориентации клиента не существует в семейном консультировании

какой ориентации клиента не существует в семейном консультировании

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).

Источник

Типы клиентов и их ориентации

Типы консультирования.

Виды консультирования различаются по разным основаниям.

В качестве критерия классификации может приниматься возраст консультируемого. Обычно консультирование ребенка до 15 лет не проводится, так как он не может отвечать за себя, его личность еще полностью не сформирована. В этом возрасте оказывается психотерапевтическая помощь, в которой на психологе лежит большая доля ответственности.

В пожилом и, тем более, старческом возрасте консультирование с каждым годом все более утрачивает результативность, так как меняются потребности, снижается продуктивность личности, человек все меньше может отвечать за себя.

Другая классификация строится на основании пространственной организации консультации. В этом случае выделяются 2 вида консультирования: контактное, при котором беседа психолога с клиентом происходит лично, и дистантное, которое подразделяется на телефонное и по переписке.

Следующее основание классификации учитывает число клиентов, одновременно участвующих в процессе консультирования. По этому критерию выделяется индивидуальное и групповое консультирование.

Имеется классификация и на основе сферы приложения: школьное консультирование, профессиональное, семейное и супружеское, личностно-ориентированное и т.п.

С типами консультирования отчасти связана и определенная позиция психолога-консультанта. Под термином «позиция» подразумевается либо содержание действий консультанта, либо эмоциональный тон этих действий. В первом случае выделяются позиции: советчик, помощник, эксперт. Естественно, что эти позиции могут меняться у одного и того же консультанта как при работе с разными клиентами, так и в ходе одной сессии.

По эмоциональному тону действий позиции консультанта делятся на директивную, недирективную и промежуточную.

Согласно статистическим данным, в нашей стране за психологической помощью чаще обращаются женщины. Возраст клиентов психологических консультаций достаточно ограничен. В основном обращаются люди в возрасте от 18 до 45 лет. Пик обращаемости приходится на возраст от 26 до 35 лет. Образовательный уровень клиентов колеблется в рамках высшего и среднего специального образования. По социальному положению большинство клиентов – служащие. За ними по количеству следуют неработающие по инвалидности и рабочие. Менее представлены пенсионеры, домохозяйки, студенты и др.

В.В.Столиным выделены три основных ориентации клиентов:

Деловая, существующая в двух видах: адекватная, когда клиент искренне заинтересован в решении проблемы, и неадекватная, когда клиент преувеличивает возможности консультанта;

Рентная (обаятельный или требовательный рантье): клиент апеллируя к своему обаянию, откровенности, страданиям, либо просто к самой позиции клиента пытается полностью переложить ответственность на консультанта.

Игровая, кажется, что клиент обратился за помощью только для того, чтобы вступить в некоторые отношения с консультантом (проверка его компетентности, утверждение неразрешимости своей проблемы и т.п.). В процессе консультации можно встретить различные игры, описанные Э.Берном. Только деловая ориентация может привести к успеху консультации. Если имеется другая ориентация психологу нужно работать над ее изменением.

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Источник

Можно выделить три основные мотивационные ориентации, встречающиеся у клиентов консультации (В. В Столин).

какой ориентации клиента не существует в семейном консультировании какой ориентации клиента не существует в семейном консультировании какой ориентации клиента не существует в семейном консультировании какой ориентации клиента не существует в семейном консультировании

какой ориентации клиента не существует в семейном консультировании

какой ориентации клиента не существует в семейном консультировании

1. Деловая ориентация, которая существует в двух основных видах:

а) адекватная деловая ориентация. Клиент искренне заинтересован в изменении своей ситуации (т. е. в решении проблемы). Текстом жалобы, тоном, мимикой, всей манерой поведения клиент дает понять, что он доверяет учреждению, в которое обратился, не сомневается в личной профессиональной компетенции консультанта, ожидает помощи, возможной в его ситуации, хотя и не переоценивает вероятный эффект такой помощи, клиент готов сотрудничать и выполнять все предписания. Эту позицию можно было бы выразить так: «Я благодарен за возможность встретиться с вами, не сомневаюсь в вашей компетенции и надеюсь, что вы сделаете все возможное, чтобы мне помочь, и что в ваших силах, если вообще мне можно помочь. Сам я готов делать все, что вы мне скажете»;

б) неадекватная деловая ориентация. Эта ориентация отличается от предыдущей тем, что клиент преувеличивает возможности консультанта, так или иначе выражает завышенные ожидания эффективности его помощи. Обобщенно словесный эквивалент этой ориентации можно выразить так: «Я уверен, что вы — маг и волшебник и вы, и только вы, можете мне помочь».

2. Рентная ориентация. Эта ориентация также существует в двух видах:

а) одну из них можно было бы назвать ориентацией «обаятельного рантье». Клиент как бы считает, что его откровенность, испытываемые им страдания и невзгоды, его обаяние, симпатия и доверие к консультанту — это тот капитал, на который он неизбежно получит проценты в виде переложения ответственности на плечи консультанта. Тон его беседы как бы подчеркивает: «Ну наконец-то я встретил вас, никто другой не мог бы мне помочь». В завершение беседы клиент как бы формулирует: «Ну, теперь вы все знаете, ответственность теперь на вас, что мне делать дальше?»;

б) другую ориентацию можно обозначить как ориентацию «требовательного рантье». Клиент хочет получить причитающийся ему процент, но не с капитала обаяния и доверчивости, а с самой позиции посетителя консультации. Его позицию можно было бы выразить так: «Ну вот, теперь вы все знаете и теперь уж это ваша забота, принимайтесь за дело и не вздумайте отвертеться — вам за это деньги платят».

3. Игровая ориентация. В случае двух предыдущих ориентации клиент так или иначе заинтересован в изменении ситуации, существующей вне стен консультации. В случае игровой ориентации возникает впечатление, что клиент обратился для того, чтобы вступить в определенные отношения с консультантом, и это, прежде всего, является мотивом его посещения. Так, например, клиент дает понять, что он не такой уж профан в психологии, знает многих психологов и кое-что читал, и как бы предлагает консультанту пройти у него аттестацию, т. е. доказать свою компетентность: «Посмотрим, такой ли вы специалист, как вы представляетесь». Доказательства компетентности клиент принимает с заметным оживлением и тут же выдвигает новые «экзаменационные вопросы».

В другом случае клиент всячески усиливает безнадежность и трудность своей проблемы, хотя реально этой безнадежности не чувствует. Он как бы говорит: «Вы согласны, что моя ситуация безнадежна и решения нет?» Если консультант предложит какое-то решение, клиент тут же его опровергает введением информации, ранее не сообщенной, и добавляет: «Ну разве можно выдвигать столь необдуманные предложения?» Если консультант подтвердит отсутствие решения, клиент тут же предложит его и скажет: «Вот видите, и мы не лыком шиты, и, пожалуй, разбираемся в жизни получше вас».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *