Какой органоид клетки обеспечивает сборку молекул белка
Установите соответствие между характеристиками и органоидами клетки, обозначенными цифрами на схеме: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ХАРАКТЕРИСТИКИ
ОРГАНОИДЫ
А) Синтез углеводов и липидов
Б) Осуществляет модификацию и выделение белков
В) Двумембранный органоид
Г) Участвует в формировании межклеточных контактов
Д) Способствует образованию лизосом
Е) Может образовывать гликокаликс
Запишите в ответ цифры 1-4 из столбца ОРГАНОИДЫ, соответствующие номерам на схеме. Расположив их в порядке, соответствующем буквам:
Рассмотрите рисунок и выполните задания 5 и 6.
Каким номером на рисунке обозначен органоид, относящийся к цитоскелету клетки?
Центриоли состоят из триплетов микротрубочек и инициируют образование микротрубочек клетке.
Установите соответствие между характеристиками и органоидами клетки, обозначенными цифрами на схеме: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ХАРАКТЕРИСТИКИ
ОРГАНОИДЫ
А) Построены из белка тубулина
Б) Содержат гидролитические ферменты
В) Имеют в своём составе ДНК
Г) Участвуют в синтезе белка
Д) Формируют веретено деления
Е) Состоят из РНК и белка
Запишите в ответ цифры 1-4 из столбца ОРГАНОИДЫ, соответствующие номерам на схеме. Расположив их в порядке, соответствующем буквам:
1. Центриоли — А) Построены из белка тубулина; Д) Формируют веретено деления.
2. Лизосомы — Б) Содержат гидролитические ферменты.
3. Рибосомы — Г) Участвуют в синтезе белка; Е) Состоят из РНК и белка.
4. Митохондрия — В) Имеют в своём составе ДНК.
Обратите внимание, что в этом задании в ответ идёт не номер на схеме, а номер правильного ответа из таблицы ОРГАНОИДЫ.
1. Ядро — В) Двумембранный органоид.
2. Аппарат Гольджи — Б) Осуществляет модификацию и выделение белков; Д) Способствует образованию лизосом.
3. Гладкий эндоплазматический ретикулум — А) Синтез углеводов и липидов.
4. Плазматическая мембрана — Г) Участвует в формировании межклеточных контактов; Е) Может образовывать гликокаликс.
Обратите внимание, что в этом задании в ответ идёт не номер на схеме, а номер правильного ответа из таблицы ОРГАНОИДЫ.
Органоиды клетки и их наличие зависит от типа клетки. Современная биология делит все клетки (или живые организмы) на два типа: прокариоты и эукариоты. Прокариоты – это безъядерные клетки или организмы, к которым относятся вирусы, прокариот-бактерии и сине-зеленые водоросли, у которых клетка состоит непосредственно из цитоплазмы, в которой расположена одна хромосома – молекула ДНК (иногда РНК).
Эукариотические клетки имеют ядро, в котором находятся нуклеопротеиды (белок гистон + комплекс ДНК), а также другие органоиды. К эукариотам относятся большинство современных известных науке одноклеточных и многоклеточных живых организмов (в том числе, и растений).
Строение ограноидов эукариотов.
Цитоплазма
Внутренняя среда клетки, в которой находится ядро и другие органоиды. Имеет полужидкую, мелкозернистую структуру.
Рибосомы
Мелкие органоиды сферической или эллипсоидной формы диаметром от 15 до 30 нанометров.
Обеспечивают процесс синтеза молекул белка, их сборку из аминокислот.
Митохондрии
Органоиды, имеющие самую разнообразную форму – от сферической до нитевидной. Внутри митохондрий имеются складки от 0,2 до 0,7 мкм. Внешняя оболочка митохондрий имеет двухмембранную структуру. Наружная мембрана гладкая, а на внутренней имеются выросты крестообразной формы с дыхательными ферментами.
Эндоплазматическая сеть (ЭПС)
Система оболочек в цитоплазме, которая образует каналы и полости. Бывает двух типов: гранулированная, на которой имеются рибосомы и гладкая.
Пластиды (органоиды, свойственные только растительным клеткам) бывают трех видов:
Лейкопласты
Бесцветные пластиды, которые содержатся в клубнях, корнях и луковицах растений.
Являются дополнительным резервуаром для хранения питательных веществ.
Хлоропласты
Органоиды овальной формы, имеющие зеленый цвет. От цитоплазмы отделяются двумя трехслойными мембранами. Внутри хлоропластов находится хлорофилл.
Преобразуют органические вещества из неорганических, используя энергию солнца.
Хромопласты
Органоиды, от желтого до бурого цвета, в которых накапливается каротин.
Способствуют появлению у растений частей с желтой, оранжевой и красной окраской.
Лизосомы
Органоиды округлой формы диаметром около 1 мкм, имеющие на поверхности мембрану, а внутри – комплекс ферментов.
Пищеварительная функция. Переваривают питательные частицы и ликвидируют отмершие части клетки.
Комплекс Гольджи
Может быть разной формы. Состоит из полостей, разграниченных мембранами. Из полостей отходят трубчатые образования с пузырьками на концах.
Клеточный центр
Состоит из центросферы (уплотненного участка цитоплазмы) и центриолей – двух маленьких телец.
Выполняет важную функцию для деления клетки.
Клеточные включения
Углеводы, жиры и белки, которые являются непостоянными компонентами клетки.
Запасные питательные вещества, которые используются для жизнедеятельности клетки.
Органоиды движения
Жгутики и реснички (выросты и клетки), миофибриллы (нитевидные образования) и псевдоподии (или ложноножки).
Выполняют двигательную функцию, а также обеспечивают процесс сокращения мышц.
Ядро клетки является главным и самым сложным органоидом клетки, поэтому его мы рассмотрим отдельно.
Запомните, что в отличие от клеточной стенки, которая есть только у растительных клеток и у клеток грибов (она придает им плотную, жесткую форму) клеточная мембрана есть у всех клеток без исключения! Этот важный момент объясню еще раз 🙂 У клеток животных имеется только клеточная мембрана, а у клеток растений и грибов есть и клеточная стенка, и клеточная мембрана.
Интегральные (пронизывающие) белки образуют каналы, по которым молекулы различных веществ могут поступать в клетку или удаляться из нее. «Заякоренные» молекулы олигосахаридов на поверхности клетки образуют гликокаликс, который выполняет рецепторную функцию, участвует в избирательном транспорте веществ через мембрану.
Вирусы и бактерии не являются исключением: они взаимодействуют только с теми клетками, на которых есть подходящие к ним рецепторы. Так, вирус гриппа поражает преимущественно клетки слизистой верхних дыхательных путей. Однако, если рецепторов нет, то вирус не может проникнуть в клетку, и организм приобретает невосприимчивость к инфекции. Вспомните врожденный иммунитет: именно по причине отсутствия рецепторов человек не восприимчив ко многим болезням животных.
Итак, вернемся к клеточной мембране. Ее можно сравнить со стенами помещения, в котором, вероятно, вы находитесь. Стены дома защищают его от ветра, дождя, снега и прочих факторов внешней среды. Рискну предположить, что в вашем доме есть окна и двери, которые по мере необходимости открываются и закрываются 🙂 Так и клеточная мембрана может сообщать внутреннюю среду клетки с внешней средой: через мембрану вещества поступают в клетку и удаляются из нее.
Внутрь клетки с помощью осмоса поступает вода. Путем простой диффузии в клетку попадают O2, H2O, CO2, мочевина. Облегченная диффузия характерна для транспорта глюкозы, аминокислот.
Активный транспорт чаще происходит против градиента концентрации, в ходе него используются белки-переносчики и энергия АТФ. Ярким примером является натрий-калиевый насос, который накачивает ионы калия внутрь клетки, а ионы натрия выводит наружу. Это происходит против градиента концентрации, поэтому без затрат энергии (АТФ) не обойтись.
Фагоцитоз был открыт И.И. Мечниковым, который создал фагоцитарную теорию иммунитета. Это теория гласит, что в основе иммунной системы нашего организма лежит явление фагоцитоза: попавшие в организм бактерии уничтожаются фагоцитами (T-лимфоцитами), которые переваривают их.
В ходе эндоцитоза мембрана сильно прогибается внутрь клетки, ее края смыкаются, захватывая бактерию, пищевые частицы или жидкость внутрь клетки. Образуется везикула (пузырек), который движется к пищеварительной вакуоли или лизосоме, где происходит внутриклеточное пищеварение.
Клеточная стенка
Цитоплазма
Постоянное движение цитоплазмы поддерживает связь между органоидами клетки и обеспечивает ее целостность.
Прокариоты и эукариоты
Немембранные органоиды
Очень мелкая органелла (около 20 нм), которая была открыта после появления электронного микроскопа. Состоит из двух субъединиц: большой и малой, в состав которых входят белки и рРНК (рибосомальная РНК), синтезируемая в ядрышке.
Это органоиды движения, которые выступают над поверхностью клетки и имеют в основе пучок микротрубочек. Реснички встречаются только в клетках животных, жгутики можно обнаружить у животных, растений и бактерий.
Одномембранные органоиды
ЭПС представляет собой систему мембран, пронизывающих всю клетку и разделяющих ее на отдельные изолированные части (компартменты). Это крайне важно, так как в разных частях клетки идут реакции, которые могут помешать друг другу, что нарушит процессы жизнедеятельности.
Выделяют гладкую ЭПС и шероховатую ЭПС. Обе они выполняют функцию внутриклеточного транспорта веществ, однако между ними имеются различия. На мембранах гладкой ЭПС происходит синтез липидов, обезвреживаются вредные вещества. Шероховатая ЭПС синтезирует белок, так как имеет на мембранах многочисленные рибосомы (потому и называется шероховатой).
Модифицированные вещества упаковываются в пузырьки и могут перемещаться к мембране клетки, соединяясь с ней, они изливают свое содержимое во внешнюю среду. Можно догадаться, что комплекс Гольджи хорошо развит в клетках эндокринных желез, которые в большом количестве синтезируют и выделяют в кровь гормоны.
В комплексе Гольджи появляются первичные лизосомы, которые содержат ферменты в неактивном состоянии.
В ходе апоптоза ферменты лизосомы изливаются внутрь клетки, ее содержимое переваривается. Предполагают, что нарушение апоптоза в раковых клетках ведет к бесконтрольному росту опухоли.
Пероксисомы (микротельца) содержат окислительно-восстановительные ферменты, которые разлагают H2O2 (пероксид водорода) на воду и кислород. Если бы пероксид водорода оставался неразрушенными, это приводило бы к серьезным повреждениям клетки.
Трудно переоценить значение вакуолей в жизнедеятельности растительной клетки. Вакуоли создают осмотическое давление, придают клетке форму.
Примечательно, что по размеру вакуолей можно судить о возрасте клетки: молодые клетки имеют вакуоли небольшого размера, а в старых клетках вакуоли могут настолько увеличиваться, что оттесняют ядро и остальные органоиды на периферию.
Двумембранные органоиды
Оболочка ядра состоит из двух мембран и пронизана большим количеством ядерных пор, через которые происходит сообщение между кариоплазмой и цитоплазмой. Главными функциями ядра является хранение, защита и передача наследственного материала дочерним клеткам.
Замечу, что хромосомы видны только в момент деления клетки. Хромосомы представляют собой сильно спирализованные молекулы ДНК, связанные с белками.
Хромосомы отличаются друг от друга по строению, форме, размерам. Совокупность всех признаков (форма, число, размер) хромосом называется кариотип. Кариотип может быть представлен по-разному: существует кариотип вида, особи, клетки.
В связи с этим, митохондрия считается полуавтономным органоидом. Вероятнее всего, изначально митохондрии были самостоятельными организмами, однако со временем вступили в симбиоз с эукариотами и стали частью клетки.
Так же, как и митохондрии, пластиды относятся к полуавтономным органоидам: в них имеется кольцевидная ДНК (находится в нуклеоиде), рибосомы.
Пластиды, которые содержат пигменты каратиноиды в различных сочетаниях. Сочетание пигментов обуславливает красную, оранжевую или желтую окраску. Находятся в плодах, листьях, лепестках цветков.
Хромопласты могут развиваться из хлоропластов: во время созревания плодов хлоропласты теряют хлорофилл и крахмал, в них активируется биосинтез каротиноидов.
Не содержат пигментов, образуются в запасающих частях растения (клубни, корневища). В лейкопластах накапливается крахмал, липиды (жиры), пептиды (белки). На свету лейкопласты могут превращаться в хлоропласты и запускать процесс фотосинтеза.
Данная статья написана Беллевичем Юрием Сергеевичем и является его интеллектуальной собственностью. Копирование, распространение (в том числе путем копирования на другие сайты и ресурсы в Интернете) или любое иное использование информации и объектов без предварительного согласия правообладателя преследуется по закону. Для получения материалов статьи и разрешения их использования, обратитесь, пожалуйста, к Беллевичу Юрию.
Ядро Функции ядра: 1)хранение наследственной информации и передача ее дочерним клеткам в процессе деления, 2) регуляция жизнедеятельности клетки путем регуляции синтеза различных белков, 3) место образования субъединиц рибосом. Основные функции ядрышка – синтез р-РНК и образование рибосом.
Описание слайда:
Органоиды – постоянные клеточные структуры, имеющие определенное строение, химический состав и выполняющие специфические функции.
Описание слайда:
Органоиды клетки Немебранные Мембранные Одномембранные Двумембранные Эндоплазматическая сеть Комплекс Гольджи Лизосомы Митохондрии Пластиды Клеточный центр
Рибосомы Вакуоли Органоиды движения Ядро
Описание слайда:
Система соединённых между собой канальцев, ёмкостей и полостей.
ЭПС Синтез белков Синтез углеводов и липидов ?
Описание слайда:
Функции ЭПС 1.Участвуетв в синтезе белков. 2. Синтезирует липиды и углеводы. 3.Транспортирует органические вещества в разные участки клетки. 4.Формирует оболочку ядра и комплекс Гольджи.
Описание слайда:
Окруженные мембранами полости (цистерны) и связанная с ними система пузырьков. Функции аппарата Гольджи 1. Накопление органических веществ. 2. «Упаковка» органических веществ. 3. Выведение органических веществ. 4.Образование лизосом. ? Аппарат Гольджи
Описание слайда:
Мембранные пузырьки, заполненные ферментами.
Функции 1.Внутриклеточное переваривание органических веществ, 2. Уничтожение ненужных клеточных и неклеточных структур, 3. Участие в процессах реорганизации клеток.
Описание слайда:
1.Установите соответствие между функцией органоида клетки и органоидом, выполняющим эту функцию. A) «Упаковка» органических веществ Б) хранение наследственной информации и передача ее дочерним клеткам в процессе деления B) формирует оболочку ядра и комплекс Гольджи Г) участвует в синтезе белков, углеводов и липидов 1) ядро 2) ЭПС 3) аппарат Гольджи
Описание слайда:
Двумембранные органоиды. Внутренняя мембрана образует выросты – кристы, содержит ДНК, РНК и рибосомы. Митохондрия Функции 1.Синтез АТФ. 2.Синтез собственных белков, нуклеиновых кислот, углеводов и липидов. 3. Образование собственных рибосом. 4. Клеточное дыхание
? На мембранах крист располагаются ферменты, участвующие в энергетическом обмене.
Описание слайда:
Мелкие сферические органоиды, состоящие из двух неравных субъединиц, содержащие примерно равное количество белка и РНК.
Функция Биосинтез белка или трансляция. ?
Описание слайда:
2.Установите соответствие между функцией органоида клетки и органоидом, выполняющим эту функцию. А) биосинтез белка или трансляция Б)синтез АТФ В) Уничтожение ненужных клеточных и неклеточных структур Г) клеточное дыхание Д) внутриклеточное переваривание органических веществ 1) митохондрия 2) рибосома 3) лизосома
Описание слайда:
Описание слайда:
Описание слайда:
Состоит из двух расположенных перпендикулярно друг другу центриолей. Клеточный центр Функция Участвует в образовании веретена деления клетки животных и низших растений. ?
Описание слайда:
Мембранные полости, содержащие клеточный сок, могут содержать пигменты. Вакуоль Функции 1. Накопление запасных питательных веществ. 2.Резервуар воды. 3. Поддержание тургорного давления в клетке.
Описание слайда:
3.Установите соответствие между строением органоида клетки и органоидом. А) состоит из двух маленьких телец — центриолей Б) состоит из тилакоидов гран и стромы В) мембранные полости содержащие клеточный сок, могут содержать пигменты Г) Немембранный органоид
1) хлоропласт 2) клеточный центр 3) вакуоль
Описание слайда:
Описание слайда:
Клеточные включения Включения – это непостоянные компоненты цитоплазмы, содержание которых меняется в зависимости от функционального состояния клетки.
Описание слайда:
Везикула Везикула- это относительно маленькие внутриклеточные органоиды, мембрано-защищённые сумки, в которых запасаются или транспортируются питательные вещества.—
Описание слайда:
Органы движения Жгутики и реснички, миофибриллы и псевдоподии или ложноножки. Выполняют двигательную функцию.
Описание слайда:
Описание слайда:
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ! Желаю успехов при подготовке к ОГЭ, ЕГЭ и сдаче экзамена!
вакуоль 2) митохондрия 3) ядро 4) комплекс Гольджи
2. Какой органоид обеспечивает сборку белка в клетках? 1) рибосома 2) ядро 3) клеточный центр 4) лизосома
3.Какой органоид обеспечивает синтез органических веществ из неорганических в растительной клетке? 1) вакуоль 2) митохондрия 3) хлоропласт 4) рибосома
Описание слайда:
4.Какой органоид обеспечивает накопление продуктов жизнедеятельности в растительной клетке? 1) вакуоль 2) рибосома 3) ядро 4) митохондрия
5.Какое образование клетки обеспечивает взаимодействие всех её структур? 1) рибосома 2) клеточная стенка 3) вакуоль 4) цитоплазма 6. В каком органоиде клетки происходит окисление органических веществ? 1) ядро 2) вакуоль 3) митохондрия 4) комплекс Гольджи 7. В каких органоидах клетки полимеры расщепляются до мономеров? 1) в рибосомах 2) в хлоропластах 3) в митохондриях 4) в лизосомах
Описание слайда:
8. Все перечисленные ниже признаки, кроме двух, можно использовать для описания изображённого на рисунке органоида клетки. Определите два признака, «выпадающих» из общего списка, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны 1) содержится в клетках растений и животных 2) характерен для прокариотических клеток 3) участвует в образовании лизосом 4) образует секреторные пузырьки 5) двумембранный органоид
1) производят органические вещества из неорганических 2) запасают воду 3) синтезируют молекулы АТФ 4) контролируют жизнедеятельность клетки
Описание слайда:
10. В каких органоидах происходит клеточное дыхание? 1) на внутренних мембранах митохондрий 2) пузырьках комплекса Гольджи 3) центриолях клеточного центра 4) вакуолях с клеточным соком
Описание слайда:
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс профессиональной переподготовки
Методическая работа в онлайн-образовании
Курс повышения квалификации
Современные педтехнологии в деятельности учителя
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Общая информация
Похожие материалы
Презентация «Особенности содержания красноухих черепах в домашних условиях»
«Центрально-Черноземный государственный природный биосферный заповедник имени профессора Василия Васильевича Алёхина»
Исследовательская работа «Особенности содержания красноухих черепах в домашних условиях»
Исследовательская работа«Влияние компьютера на успеваемость » учащихся среднего звена»
Презентация по биологии на тему «Микроэлементы. Кальций»
Презентация по биологии на тему «Грибы»
Конспект по теме Нейроны, классификация нейронов
Исследовательская работа «Дрожжи» (2класс)
Не нашли то что искали?
Воспользуйтесь поиском по нашей базе из 5326825 материалов.
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно
ЕСПЧ запретил учителям оскорблять учеников
Время чтения: 3 минуты
Дополнительные занятия по изучению культуры чеченского народа появятся в школах Чечни
Время чтения: 1 минута
На новом «Уроке цифры» школьникам расскажут о разработке игр
Время чтения: 1 минута
ФИПИ опубликовал демоверсии ОГЭ и ЕГЭ 2022
Время чтения: 1 минута
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
Педагогов и учеников предлагают тренировать на случай нападения
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Чёрная пятница
На все курсы повышения квалификации и профессиональной переподготовки