какой организационной идентичностью может обладать прекарий

«Коммендация» – это латинское слово, которое происходит от глагола commendare, обозначающего «рекомендовать», «вверять», «поручать». Во времена раннего Средневековья существовала процедура, которая устанавливала отношения верности между лордами и их воинами. Оформлялось это коммендацией.

Другое латинское слово – «прекарий» образовано от прилагательного precarius, что значит «преходящий», «временный». В средние века оно использовалось для обозначения установления отношений между крупными и мелкими землевладельцами.

какой организационной идентичностью может обладать прекарий Вам будет интересно: Что значит «вояж»? Это приятно или опасно?

Далее такие понятия, как «коммендация» и «прекарий», будут рассмотрены подробно.

Отношения верности

какой организационной идентичностью может обладать прекарий

Коммендация – это в истории Западной Европы процедура, совершаемая как символ установления верности воинов своему лорду. При этом последние становились вассалами. В феодальном обществе – это землевладельцы, которые своими владениями зависели от сюзерена. Они приносили ему присягу и имели перед ним определенные обязательства и повинности, включая денежную и воинскую.

Впервые такая церемония, зафиксированная документально, проводилась в 7 веке во Франции. Но сами отношения вассалитета возникли раньше, они предшествовали образованию дворянства как класса.

Два основных типа

какой организационной идентичностью может обладать прекарий

Акт коммендации имел две разновидности:

Для лучшего понимания того, что это – «коммендация», следует рассмотреть подробнее такую его составляющую, как оммаж.

Гоминиум

какой организационной идентичностью может обладать прекарий

Голова будущего вассала была непокрытой. Он приближался к господину, который встречал его либо стоя, либо сидя. Человек соединял вместе свои ладони и вкладывал их в ладони будущего сюзерена. При этом он излагал просьбу о принятии его в вассалы. Затем сюзерен поднимал его, обмениваясь с ним поцелуем в губы, который назывался «поцелуй мира».

Начиная с 8 века, в оммаж стала включаться также и клятва верности. До 11 века связь, возникавшая вслед за гоминиумом, была преимущественно личного характера. В дальнейшем эту церемонию стала сопровождать и инвеститура, под которой подразумевалась передача вассалу сеньором земельного фонда, так называемого лена.

Рассмотрев, что это – «коммендация», следует перейти и ко второму изучаемому понятию.

Прекарий

какой организационной идентичностью может обладать прекарий

Под ним понимается передача земли в пользование в Средние века от крупного земельного собственника малоземельному или безземельному человеку. Она происходила по письменной просьбе получателя земли (пекариста) либо пожизненно, либо на несколько лет. За это он был обязан выплачивать оброк, а иногда и работать на барщине в пользу собственника.

Прекарий являлся самым распространенным способом, которым свободных крестьян втягивали в феодальную зависимость. Отказываясь от прав собственности на землю, пекарист становился ее держателем. Таким образом он попадал в зависимость. Особо широкое распространение эта процедура получила в 8-9 веках.

Разновидности

Существовало три вида прекария:

Таким образом, два рассмотренных процесса – коммендация и прекарий – были двумя разновидностями способов вовлечения мелких землевладельцев и безземельных крестьян в феодальную зависимость.

Источник

Какой организационной идентичностью может обладать прекарий

Договор прекария был непосредственно связан с передачей земли. Он влек за собой возникновение условного держания земли, передаваемой во временное пользование, сопровождался возникновением тех или иных обязанностей прекариста в пользу крупного землевладельца (работать на полях господина, отдавать ему часть урожая). В лице прекаристов создавался переходный слой от свободных общинников-аллодистов к зависимым крестьянам. Существовали три формы прекария: precaria data («прекарий данный») — своеобразная форма аренды земли, на основании которой безземельный или малоземельный крестьянин получал участок земли во временное пользование. По договору precaria remuniratoria («прекарий возмещенный») прекарист первоначально отдавал свой участок земли землевладельцу и получал его обратно во владение. Этот вид прекария возникал, как правило, вследствие залога земли в обеспечение долга. По договору precaria oblata («прекарий подаренный») прекарист (чаще всего под прямым нажимом землевладельца), уже попавший в экономическую зависимость, отдавал свой участок господину, а затем получал от него свой и дополнительный участок земли, но уже в качестве держания.

Владелец прекария обладал правом судебной защиты против третьих лиц, но только не в отношении землевладельца. Прекарий мог быть взят обратно землевладельцем в любую минуту. По мере того как число подвластных магнату людей (прекаристов, коммендируемых) росло, он приобретал над ними все большую власть.

Государство всемерно содействовало укреплению этой власти. В капитулярии 787 года, например, запрещалось кому-либо принимать под покровительство людей, оставивших сеньора без его разрешения. Постепенно вассальные связи, или отношения зависимости, охватывают всех свободных. В 808 году им было предписано идти на войну со своим сеньором либо с графом.

Поздние «варварские правды» свидетельствуют и о других изменениях в социальной структуре варварских обществ, происходящих в связи с развитием новых феодальных отношений. В Аламаннской и Баварской правдах (VIII в.) все чаще упоминается фигура колона. Колон или раб, посаженный на землю, был известен и римскому праву, которое лишало его хозяйственной самостоятельности, права заключать договоры, подписывать документы и пр.

Вестготы в V–VI вв. восприняли из Рима эти запреты. Но остготы начали отходить от них. По ст. 121 Остготской правды, например, «если кто давал в долг деньги колону или рабу, без ведома господина, то он мог вернуть долг из пекулия», то есть из имущества, которым он владел.

Возникла новая феодальная форма колоната, отличающаяся от прежней тем, что колоном мог стать не только раб или безземельный арендатор, но и свободный крестьянин. Согласно Аламаннской правде (22, 3 — первой цифрой в «варварских правдах» обозначается титул, второй — статья) колон ведет самостоятельно хозяйство, но должен платить подати натурой церкви или отрабатывать барщину 3 дня в неделю.

И, наконец, в IX в. крупные бенефициарии добиваются права передавать бенефиций по наследству. На смену бенефицию приходит фео (наследственное, в отличие от бенефиция, феодальное земельное владение, пожалованное сеньором своему вассалу за службу). Крупные феодалы превращаются в суверенов, обладающих политической властью в своих владениях.

Государственный строй. В процессах становления и развития государственного аппарата франков можно выявить три главных направления. Первое направление, особенно характерное для начального этапа (V–VII вв.), проявилось в перерождении органов племенной демократии франков в органы новой, публичной власти, в собственно государственные органы. Второе — определялось развитием органов вотчинного управления, третье — было связано с постепенным превращением государственной власти франкских монархов в «частную» власть государей-сеньоров с формированием сеньориальной монархии, что выявилось в полной мере на завершающем этапе развития франкского общества (VIII–IX вв.).

Завоевание Галлии послужило мощным импульсом создания нового государственного аппарата у франков, ибо оно потребовало организации управления завоеванных областей, их защиты. Хлодвиг был первым франкским королем, утвердившим свое исключительное положение единоличного правителя. Из простого военачальника он превращается в монарха, добиваясь этого положения всеми средствами: вероломством, хитростью, уничтожением сородичей, других племенных вождей. Одной из важнейших политических акций Хлодвига, укрепивших позиции франкского государства за счет поддержки галло-римского клира, было принятие христианства.

С принятием христианства Хлодвигом церковь становится мощным фактором укрепления королевской власти. Именно церковь дала в руки франкских королей такое оправдание захватническим войнам, как ссылка на «истинную веру», объединение в вере многих народов под эгидой единого короля как верховного, не только светского, но и духовного главы своих народов.

Постепенный переход галльской элиты в христианскую веру становится также важным историческим фактором объединения Галлии, развития особой региональной феодально-христианской, западноевропейской (романо-германской) цивилизации.

Социально-экономические, религиозно-идеологические, этнографические и др. изменения в галльском обществе оказали непосредственное влияние и на процессы складывания и развития специфических черт государственного аппарата франкской империи, поглотившей в VIII–IX в. большинство варварских государств Западной Европы. Уже в V в. у франков на место старой родовой общины окончательно приходит община территориальная (марка), а вместе с ней и территориальное деление на округа (паги), сотни. Салическая правда говорит уже о существовании должностных лиц королевства: графах, сацебаронах и пр. Вместе с тем она свидетельствует о значительной роли органов общинного управления. Общеплеменного народного собрания в это время у франков уже не было. Оно было заменено смотром войска — сначала в марте («мартовские поля»), затем (при Каролингах) в мае («майские поля»). Но на местах продолжали существовать сотенные собрания («малюс»), выполняющие судебные функции под председательством туигинов, которые вместе с рахинбургами, знатоками права («выносящими приговор»), были представителями общины.

Роль общины в судебных делах была исключительно велика. Община отвечала за убийство, совершенное на ее территории, выставляла соприсяжников, свидетельствующих о добром имени своего члена, сами родственники доставляли в суд своего сородича, вместе с ним уплачивали вергельд.

Король выступал прежде всего как «охранитель мира», как исполнитель судебных решений общины. Его графы, сацебароны выполняли в основном полицейские и фискальные функции. Салическая правда предусматривала наказание для королевских должностных лиц, отказывающихся удовлетворить требование свободного человека и применить власть к правонарушителям. Вместе с тем, ограждая в определенной мере самостоятельность общины со стороны королевских должностных лиц, Салическая правда запрещала, например, чтобы на одно общинное собрание являлось больше трех сацебаронов.

Королевские предписания, согласно Салической правде, касаются незначительного круга государственных дел — призыва в войско, вызова в суд. Но Салическая правда свидетельствует и об усилении власти королей. Так, например, исполнение королевской службы оправдывает неявку обвиняемого в общинный суд. Более того, король прямо вторгается во внутриобщинные дела, в ее поземельные отношения, разрешает чужаку селиться на общинной земле.

Власть франкских королей стала передаваться по наследству. В VI–VII вв. под прямым воздействием позднеримских порядков законодательные полномочия королей усиливаются, а в капитуляриях не без влияния церкви уже говорится о священном характере королевской власти, о неограниченности ее законодательных полномочий. Показательно, что там же появляется понятие измены королю, относимой к тяжким преступлениям.

Источник

Какой организационной идентичностью может обладать прекарий

В первом томе учебника изложены важнейшие события истории средневекового общества на протяжении десяти столетий – с конца V до конца XV в. Специальные главы посвящены критике буржуазных концепций и обзору новой литературы по истории средних веков, истории католической церкви и еретических движений, развитию естествознания и культуры. Первое издание вышло в 1966 г. Предназначается для студентов исторических факультетов университетов.

Предисловие А.А.Хлевова для студентов РХГА (и не только)

Глава 1 ИСТОЧНИКИ ПО ИСТОРИИ СРЕДНИХ ВЕКОВ (V-XV вв.)

Глава 2 СУЩНОСТЬ ФЕОДАЛИЗМА И ПРОБЛЕМА ЕГО ПРОИСХОЖДЕНИЯ В ИСТОРИЧЕСКОЙ НАУКЕ

§ I. ПОНИМАНИЕ СУЩНОСТИ ФЕОДАЛИЗМА В ИСТОРИЧЕСКОЙ НАУКЕ

§ 2. ПРОБЛЕМА ПРОИСХОЖДЕНИЯ ФЕОДАЛИЗМА В ИСТОРИЧЕСКОЙ НАУКЕ

К. Маркс и Ф. Энгельс о проблеме генезиса феодализма

РАННЕЕ СРЕДНЕВЕКОВЬЕ V-XI вв.

Глава 3 ВОЗНИКНОВЕНИЕ ФЕОДАЛЬНОГО СТРОЯ В ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЕ

§ 1. КРИЗИС РАБОВЛАДЕЛЬЧЕСКОГО СТРОЯ И ЗАРОЖДЕНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ ФЕОДАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ В РИМСКОЙ ИМПЕРИИ

Упадок Римской империи. Кризис рабовладельческого строя

Изменения в аграрном строе. Формы держания земли

Роль христианской церкви в Поздней империи. Монастыри.

Характер классовой борьбы и её значение для судеб империи

Варварские племена, граничившие с Римской империей

Германцы в середине I в. до н

§ 2. ОБЩЕСТВЕННЫЙ СТРОЙ ГЕРМАНСКИХ ПЛЕМЕН

Общественный строй германцев временя Тацита

§ 3. ПАДЕНИЕ ЗАПАДНОЙ РИМСКОЙ ИМПЕРИИ И ОБРАЗОВАНИЕ ВАРВАРСКИХ КОРОЛЕВСТВ

Передвижения германцев во II—III вв.

Изменения в общественной жизни германцев во II—V вв.

Начало так называемого «Великого переселения народов»

Образование Вестготского королевства

Вандальское королевство в Африке

Образование Бургундского королевства

Гуннский племенной союз в V в.

Образование Остготского королевства

Завоевание Италии лангобардами

Образование англосаксонских королевств в Британии

Образование Франкского королевства

Падение Западной Римской империи. Общие результаты варварских завоеваний

§ 4. ПУТИ РАЗВИТИЯ ФЕОДАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ В ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЕ

Процесс феодализации в форме взаимодействия и синтеза германских и позднеримских отношений

Процесс феодализации варварских племен

Глава 4 РАЗВИТИЕ ФЕОДАЛИЗМА ВО ФРАНКСКОМ ГОСУДАРСТВЕ

§ 1. ФРАНКСКОЕ ГОСУДАРСТВО МЕРОВИНГОВ

«Салическая правда» — источник для изучения общественного строя франков

Хозяйство и общинная организация франков по данным «Салической правды»

Социальное расслоение во франкском обществе меровингского периода

Галло-римское население и его роль в феодализации франкского общества

Возникновение государства у франков

Дробление государства при преемниках Хлодвига

Объединение страны майордомами Австразии

§ 2. ФРАНКСКАЯ МОНАРХИЯ КАРОЛИНГОВ

Переворот в поземельных отношениях. Бенефициальная реформа

Переход королевского титула в Папину Короткому

Образование Папского государства

Расширение территории Франкского государства при Карле Великом

Империя Карла Великого

§ 3. РАЗВИТИЕ ФЕОДАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ И ЗАКРЕПОЩЕНИЕ КРЕСТЬЯНСТВА В КАРОЛИНГСКОМ ГОСУДАРСТВЕ

Завершение переворота в поземельных отношениях

Установление феодальной поземельной и личной зависимости крестьянства. Иммунитет. Зарождение феодальной иерархии

Организация крупного землевладения. Феодальная вотчина

Натуральный Характер хозяйства

Положение зависимого крестьянства. Крестьянские движения.

§ 4. ЭВОЛЮЦИЯ КАРОЛИНГСКОГО ГОСУДАРСТВА И ЕГО РАСПАД

Политическая организация Каролингского государства. Классовое содержание его политики

Распад империи Карла Великого

Глава 5 ВОЗНИКНОВЕНИЕ И ФОРМИРОВАНИЕ ФЕОДАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ В ВИЗАНТИИ IV-XI вв.

§ 1. ВИЗАНТИЯ IV — ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ IX в.

Образование Византийской империи

Аграрный строй Византии в IV—VI вв.

Города, ремесло и торговля

Христианская церковь и еретические движения

Правление императора Юстиниана

Внешняя политика и войны Юстиниана

Византия в конце VI—VII в.

Социально-экономические и политические изменения в Византии в VII—VIII вв.

Народные движения в VIII — первой половине IX в.

§ 2. ВИЗАНТИЯ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ IX—XI В.

Византийская деревня во второй половине IX-Х в.

Феодальный город. «Книга эпарха»

Церковь во второй половине IX—XI в.

Внешняя политика империи во второй половине IX—конце XI в.

Классовая борьба и борьба внутри господствующего класса

Глава 6. ЗАПАДНАЯ ЕВРОПА В IX-XI вв.

§ 1. ПОЛИТИЧЕСКАЯ КАРТА ЕВРОПЫ В IX—XI вв.

Изменение политической карты Европы

Набеги арабов и венгров. Норманны

§ 2. ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ ФЕОДАЛЬНОГО СТРОЯ ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ К КОНЦУ XI в.

Утверждение феодального строя в странах Западной Европы в IX—XI вв.

Основные классы феодального общества

Феодальная иерархия и крестьянство

Быт и нравы феодалов

§ 3. ФРАНЦИЯ В IX-XI вв.

Начальный этап формирования Французского королевства

Положение крестьянства и крестьянские восстания

§ 4. ИТАЛИЯ ДО КОНЦА XI в.

Развитие феодальных отношений в Северной и Средней Италии

Развитие ремесла и торговли. Раннее появление городов

§ 5. ГЕРМАНИЯ В X-XI вв.

Особенности процесса феодализации в Германии

Возникновение единого немецкого раннефеодального государства

Оттоновская церковная политика

Итальянская политика германских королей и создание Священной Римской Империи.

Начало агрессии немецких феодалов против полабских славян

Завершение складывания феодального строя

Политический кризис второй половины XI в. Начало борьбы за инвеституру

Саксонское восстание 1070—1075 гг.

Крушение церковной политики германских императоров

§ 6. АНГЛИЯ ДО СЕРЕДИНЫ XI в.

Англосаксонские королевства в Британии и особенности процесса феодализации

Социальное расслоение в среде англосаксов

Раннефеодальное государство у англосаксов

Образование единого англосаксонского государства — Англии

Возобновление датских нашествий

Развитое средневековье ХI-ХV вв.

Глава 7 ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РОСТ СРЕДНЕВЕКОВЫХ ГОРОДОВ, ИХ МЕСТО И РОЛЬ В ФЕОДАЛЬНОМ ОБЩЕСТВЕ

Господство натурального хозяйства в период раннего средневековья

Рост производительных сил. Отделение ремесла от сельского хозяйства

Отделение города от деревни

Буржуазные теории происхождения средневековых городов и их критика

Возникновение городов — центров ремесла и торговли

Простое товарное хозяйство при феодализме

Население и внешний вид средневековых городов

Городское ремесло. Цехи

Борьба цехов с городским патрициатом

Начало разложения цехового строя

Положение учеников и подмастерьев; их борьба с мастерами

Складывание и рост городского сословия

Развитие торговля и кредитного дела в Западной Европе

Зачатки капиталистической эксплуатации в городском ремесленном производстве

Развитие товарно-денежных отношений и перемены в социально-экономической жизни феодального общества

Глава 8 КРЕСТОВЫЕ ПОХОДЫ

Предпосылки крестовых походов а их характер

Начало крестоносного движения

Первый крестовый поход феодалов

Государства крестоносцев на Востоке

Второй крестовый поход

Третий крестовый поход

Четвертый крестовый поход

Последние крестовые походы

Причины упадка и последствия крестоносного движения

Глава 9 ФРАНЦИЯ В XI-XV вв.

§ 1. ФРАНЦИЯ В XI-XIII вв.

Сельское хозяйство в XI—XIII вв. и положение крестьянства

Источник

Прекарий

Прекарий (от лат. preces — просьба) — условное земельное держание в эпоху раннего Средневековья, которое крупный земельный собственник передавал в пользование (на несколько лет или пожизненно) безземельному либо малоземельному человеку по его письменной просьбе, за что получатель земли (прекарист) должен был платить оброк, в некоторых случаях — выполнять барщину в пользу собственника. Механизм возникновения крепостного права в Европе.

Прекарий был самым распространённым способом втягивания свободных крестьян в феодальную зависимость. Прекарист, отказавшись от права собственности на землю, превращался в держателя, попадая таким образом в поземельную зависимость. Прекарий получил особенно широкое распространение в VIII—IX вв. Поскольку он представлял собой двустороннюю сделку, то сохранившиеся грамоты, оформлявшие прекарные отношения, назывались либо прекарными (если они были составлены от имени лица, который просит предоставить ему прекарий), либо престарными (если составлялись от имени земельного собственника, передающего прекарий).

Существовало несколько видов прекария:

В VIII—IX вв. наряду с крестьянами в качестве прекаристов часто выступали мелкие вотчинники. В таком случае прекарий служил для оформления складывавшихся поземельных отношений внутри класса феодалов.

Литература

См. также

Полезное

Смотреть что такое «Прекарий» в других словарях:

ПРЕКАРИЙ — (лат. precarium от preces просьба), в раннее средневековье в Зап. Европе право пользования землей, предоставляемой земельным собственником на более или менее длительный срок по обращенной к нему просьбе. Был формой вовлечения еще свободных… … Большой Энциклопедический словарь

ПРЕКАРИЙ — (лат. precarium, от preces просьба) в раннее средневековье в Западной Европе право пользования землей, предоставляемой собственником на более или менее длительный срок. Был формой вовлечения еще свободных крестьян в феодальную, зависимость … Юридический словарь

прекарий — сущ., кол во синонимов: 2 • земля (106) • право (57) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

Прекарий — (лат. precarium, precaria, от preces просьба) в римском праве форма обладания вещами и правами (обычно недвижимостью и связанными с ней правами: пользования, прохода, водопоя и др.), основанная на добровольной и безвозмездной уступке их со… … Энциклопедия права

ПРЕКАРИЙ — (лат. precarium, от preces просьба) в период раннего Средневековья в Западной Европе право пользования землей, предоставляемой земельным собственником на более или менее длительный срок по обращенной к нему просьбе; форма вовлечения еще свободных … Юридическая энциклопедия

прекарий — (лат. precarium, от preces просьба), в раннее средневековье в Западной Европе право пользования землёй, предоставляемой земельным собственником на более или менее длительный срок по обращённой к нему просьбе. Был формой вовлечения ещё свободных… … Энциклопедический словарь

Прекарий — (precarium) в римском праве форма обладания вещами и правами (обыкновенно недвижимостями и связанными с ними правами: пользования, права прохода, водопоя и др.), основанная на добровольной и безвозмездной уступке их со стороны собственника вещи… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

ПРЕКАРИЙ — (лат. precarium, ср. век. лат. precaria, от preces просьба) в рим. и ср. век. праве пользование землей, предоставляемой собственником на более или менее длит. срок по обращенной к нему письм. просьбе. Документ, посредством к рого земля… … Советская историческая энциклопедия

Прекарий — (лат. precarium, от preces просьба) в римском и средневековом праве пользование землёй, предоставляемой собственником на более или менее длительный срок по обращенной к нему письменной просьбе. Утратив свойственные римскому П. право… … Большая советская энциклопедия

Прекарий — м. 1. Пожалование земельного участка (или какого либо другого имущества) во временное пользование кому либо (в Древнем Риме). 2. Владение участком земли, который предоставлялся крестьянину земельным собственником на условиях несения каких либо… … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

Источник

Прекарий

Прекарий был самым распространённым способом втягивания свободных крестьян в феодальную зависимость. Прекарист, отказавшись от права собственности на землю, превращался в держателя, попадая таким образом в поземельную зависимость. Прекарий получил особенно широкое распространение в VIII—IX вв. Поскольку он представлял собой двустороннюю сделку, то сохранившиеся грамоты, оформлявшие прекарные отношения, назывались либо прекарными (если они были составлены от имени лица, который просит предоставить ему прекарий), либо престарными (если составлялись от имени земельного собственника, передающего прекарий).

Существовало несколько видов прекария:

* данный, при котором собственник земли предоставлял просителю свою землю;

* предоставленный, при котором мелкий собственник земли под давлением обстоятельств (нужда, применение силы со стороны крупного собственника земли) передавал право собственности на свою землю (то есть дарил свою землю) крупному земельному собственнику (чаще церкви), а затем получал эту же землю обратно, но уже в качестве прекария (пожизненно или наследственно на одно-два поколения);

с вознаграждением, когда крупный земельный собственник добавлял к предоставленному прекарию дополнительный участок земли (чаще из необработанных земель), то есть прекарист получал в пользование не только свою бывшую землю, но и дополнительный участок от верховного собственника. Этот тип прекария был распространён на землях церкви.В VIII—IX вв. наряду с крестьянами в качестве прекаристов часто выступали мелкие вотчинники. В таком случае прекарий служил для оформления складывавшихся поземельных отношений внутри класса феодалов.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *