какой орган выше опеки

Какой орган выше опеки

Статья 6. Органы опеки и попечительства

1. Органами опеки и попечительства являются органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

(часть 1 в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 167-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

1.1. Органы местного самоуправления поселений, муниципальных округов, городских округов, муниципальных районов, внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя, на территориях которых отсутствуют органы опеки и попечительства, образованные в соответствии с настоящим Федеральным законом, могут наделяться законом субъекта Российской Федерации полномочиями по опеке и попечительству с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. В этом случае органы местного самоуправления являются органами опеки и попечительства.

(часть 1.1 введена Федеральным законом от 02.07.2013 N 167-ФЗ; в ред. Федеральных законов от 29.05.2019 N 107-ФЗ, от 30.04.2021 N 114-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

1.2. Вопросы организации и деятельности органов опеки и попечительства по осуществлению опеки и попечительства над детьми, оставшимися без попечения родителей, определяются настоящим Федеральным законом, Семейным кодексом Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», иными федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

(часть 1.2 введена Федеральным законом от 02.07.2013 N 167-ФЗ)

2. В акте, регламентирующем деятельность органа опеки и попечительства, должно быть указано наличие у него статуса органа опеки и попечительства.

3. Деятельность органов опеки и попечительства по оказанию подопечным и (или) опекунам или попечителям помощи в получении образования, медицинской помощи, социальных услуг, а также по подбору и подготовке граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством формах, осуществляется во взаимодействии с другими органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления и территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, образовательными организациями, медицинскими организациями, организациями, оказывающими социальные услуги, или иными организациями, в том числе для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и общественными организациями.

4. Полномочия органов опеки и попечительства по выявлению лиц, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства, а также по подбору и подготовке граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством формах, могут осуществлять образовательные организации, медицинские организации, организации, оказывающие социальные услуги, или иные организации, в том числе для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в случаях и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.

5. Уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти утверждает требования к профессиональным знаниям и навыкам работников органов опеки и попечительства, необходимым для исполнения ими должностных обязанностей, примерные дополнительные профессиональные программы для работников органов опеки и попечительства, а также осуществляет разработку методических материалов по вопросам деятельности по опеке и попечительству и контроль за деятельностью органов опеки и попечительства.

(часть 5 в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 167-ФЗ)

Источник

Права опекунов

Опекунов назначают, если нужно позаботиться о ребенке, который остался без родителей, инвалиде или пожилом человеке.

Опекун — это человек, который решит бытовые вопросы подопечного, разберется с госорганами и защитит деньги и имущество от мошенников.

Опекун может получать деньги за свою работу, а может выполнять ее бесплатно — например, если это родственник ребенка. Опекуны детей могут уходить в декрет, тратить маткапитал и применять налоговые вычеты.

Распространите знания!
Отправьте статью тем, кому она пригодится

Переслать через вотсап

Сделали табличку с правами опекунов и карточки со ссылками на законы: они могут пригодиться вам или вашим близким. Можно сохранить статью в закладки, чтобы вернуться к ней при случае.

Взять под опеку ребенка или взрослого человека

Как это работает. Опеку можно установить над:

Детей можно взять под опеку, если они остались без попечения родителей — то есть родители умерли, лишены родительских прав, попали в тюрьму, пропали без вести или вообще неизвестны. Решение принимает орган опеки. Опекун берет ребенка в свою семью, приемных родителей дети могут звать мамой и папой, но это отличается от усыновления. Ребенок не меняет фамилию, у него остается статус ребенка-сироты и право на государственные льготы.

Опеку над пожилыми родственниками устанавливают, когда они теряют дееспособность: перестают узнавать близких, забывают, где находятся и какой сейчас день. Такие люди, как и малолетние дети, считаются недееспособными. Для важных решений и юридических действий им нужен опекун. Недееспособных родственников можно взять под опеку только после решения суда. Обычно родственники сначала обращаются в органы опеки, там им рассказывают о порядке действий и дают нужные бланки. Суд выносит решение, изучив заключение психиатра, — без его участия опеку не установить.

С опекой схоже попечительство. Его устанавливают, когда человек может сам принимать важные юридические решения, но кто-то должен это проконтролировать. Попечительство устанавливается над ребенком в возрасте от 14 до 18 лет. Можно стать попечителем для взрослого с психическим расстройством. Что предпочтительнее — опека или попечительство, — оценивают психиатр и суд. В семейных отношениях и опекуны, и попечители в основном имеют одни и те же права. Но если речь идет о договорах, правила меняются: опекуны сами подписывают все от лица подопечных, а попечители только дают на это свое согласие.

Отказаться от опеки

Как это работает. Взять кого-то под опеку можно только по доброй воле, поэтому отказаться от нее можно в любой момент. Даже если подопечный — родственник, можно передумать и перестать быть опекуном. Достаточно обратиться с заявлением в орган опеки. Заявление должны принять: если опекун не хочет исполнять свои обязанности, заставить его никто не сможет. Орган опеки будет искать нового опекуна.

Орган опеки — это условное название. В разных субъектах РФ эти полномочия принадлежат разным органам. Где-то это государственные органы, где-то — муниципальные. Куда обращаться, можно уточнить в ближайшей администрации. Может быть так, что опеку над детьми будет курировать один орган, а над взрослыми — другой.

Пройти бесплатную психологическую подготовку

Как это работает. Всем, кто хочет стать опекуном, органы опеки обязаны предоставить психологическую поддержку и возможность пройти специальную подготовку. Это касается и тех, кто берет в семью детей, и тех, кто готовится опекать человека с психическим расстройством. Психологические курсы должны быть бесплатными.

Для тех, кто готовится взять ребенка в семью, это обязательное требование — они проходят школу приемных родителей. Отказаться могут только близкие родственники ребенка, которые оформляют над ним опеку, и те, кто уже имеет опыт усыновления или опеки над детьми. Близкие родственники — это бабушки, дедушки, родные братья и сестры. Однако и они могут бесплатно посещать школу приемных родителей, если чувствуют необходимость. В программу входят блоки не только по психологии, но и по юриспруденции, медицине. Можно выбрать любую школу независимо от прописки, например в Москве. Сертификат о прохождении школы прикладывается к заявлению в орган опеки вместе с другими документами.

Те, кто готовится оформить опеку над взрослым человеком, тоже могут пройти обучающие семинары и тренинговые занятия. Сертификат о прохождении подготовки можно подать в орган опеки вместе с заявлением. В правилах сказано, что он прикладывается при наличии.

Обращаться от лица подопечного в суд и другие госорганы

Как это работает. Опекуны считаются законными представителями подопечных. Это значит, что они вместо подопечных участвуют в различных юридических процедурах. Никакие доверенности им для этого не нужны. Полномочия подтверждает акт о назначении опекуна.

Например, затопило квартиру, которая записана на престарелого дедушку. Его сын, который оформил опеку над пожилым отцом, может сам подать в суд документы для возмещения ущерба. Или ребенок получил наследство — его приемная мама может сама пойти к нотариусу, чтобы ребенок это наследство принял.

Если ребенку нет 14 лет или гражданин признан полностью недееспособным, суд может на свое усмотрение привлечь их к рассмотрению дела. Если же ребенку уже есть 14 лет либо дееспособность ограничена частично, суд уже не может, а обязан это сделать. Это дополнительная форма контроля за тем, чтобы соблюдались интересы подопечных.

Некоторые действия в суде опекуны могут совершать только с разрешения опеки. Речь идет об отказе от иска, признании иска, заключении мирового соглашения, если при этом стоимость имущества подопечного может уменьшиться. Например, опекун хочет признать иск об отмене договора дарения, по которому подопечному подарили квартиру. Для такой процедуры понадобится участие опеки, потому что могут пострадать интересы подопечного.

Если другой стороной по делу является супруг опекуна или его близкий родственник, придется выписать доверенность на какого-то представителя. В этом случае опекун не может представлять в суде своего подопечного.

Заключать договоры от имени подопечного

Как это работает. Опекуну не нужны доверенности, чтобы представлять интересы человека, которого он опекает: он и так его законный представитель. В отличие от попечителя, договоры опекун заключает сам. Попечитель только дает согласие на то, чтобы договор подписал его подопечный.

Например, мужчина оформил опеку над престарелой мамой и хочет оплатить ее лечение в платной клинике. Договор с клиникой он подпишет сам и от своего имени, указав, что действует в интересах мамы, потому что он ее опекун.

Тот же мужчина оформил попечительство над племянником, ему 15 лет. Договор с образовательным центром на платные курсы подготовки к ЕГЭ подпишет племянник, а попечитель даст на это свое согласие в письменном виде.

Опекунам и попечителям не нужна доверенность для подтверждения полномочий, только акт о назначении.

Закон установил ограничения: опекун не может, представляя подопечного, совершить сделку сам с собой, своим супругом или близким родственником. На дарение и передачу имущества в безвозмездное пользование это не распространяется, если дарит или разрешает пользоваться опекун. Дарить подопечному можно и квартиры, и машины, и книжки с игрушками.

Распоряжаться деньгами подопечного

Как это работает. Опекун может тратить деньги подопечного в его интересах или как-то иначе ими распоряжаться — например инвестировать. Как это будет организовано и нужно ли договариваться с органом опеки, зависит от того, откуда деньги.

Пенсии, пособия, алименты, какие-то другие социальные выплаты, которые платят на содержание ребенка, опекун может тратить на эти цели свободно. Разрешение от органов опеки получать не нужно, хотя потом об этих расходах нужно будет отчитаться.

Опекун открывает для выплат на содержание подопечного специальный номинальный счет на свое имя. Никакие другие выплаты туда зачисляться не будут. Чтобы открыть счет, банку понадобится акт о назначении опекуна и информация о подопечном, разрешение опеки для этого получать не нужно.

Ограничений по сумме, которую можно снимать, нет, но раз в год до 1 февраля опекун должен отчитаться перед органом опеки о том, как потратил деньги:

К отчету прикладывают подтверждающие документы: квитанции, чеки. Расходы на еду, предметы первой необходимости и мелкие бытовые нужды подтверждать не надо, требовать таких подтверждений не имеют права.

Если у подопечного появляются доходы, например от сдачи в аренду записанной на него квартиры, такими доходами опекун тоже может распоряжаться, но с двумя условиями:

Получается, даже если опекун хочет купить на эти деньги что-то полезное или организовать поездку ребенка в санаторий, сначала нужно будет получить от органа опеки письменное разрешение.

Продать квартиру подопечного с разрешения опеки

Как это работает. Если у подопечного есть недвижимость, опекун может ее продать или обменять. Однако для этого необходимо получить разрешение органа опеки. Такое разрешение орган выдаст, только если убедится, что интересы подопечного не пострадали и его имущество не уменьшилось. Например, если квартиру поменяли на другую, с большей площадью, и подопечный стал ее собственником.

Случаи, когда такие разрешения выдают, а когда нет, меняются от органа к органу, поэтому лучше заранее узнавать, какая практика сложилась по вашему месту жительства.

Точно так же разрешение нужно получить, чтобы сдать в аренду или внаем квартиру или другое помещение, принадлежащее подопечному, оформить залог.

Получать деньги за опеку каждый месяц

Как это работает. По умолчанию опека безвозмездная. Например, если сын берет под опеку пожилого отца или бабушка — внучку, которая осталась без родителей. Чтобы за опеку платили, нужно заключить с органом опеки договор. Заявление может подать любой человек, который может быть опекуном, но договоры заключают не со всеми. В субъектах РФ могут быть ограничения на то, кому опека оплачивается. Например, с родственниками могут не заключать договор о возмездной опеке — см. Кодекс Омской области о социальной защите, ст. 42. Хотя федеральный закон такого запрета не содержит.

Основная форма оплачиваемой опеки — приемная семья. В ней может быть не больше восьми человек, включая родных детей. Еще бывают патронатные семьи и другие виды возмездной опеки, для которых нет специального названия. На практике нередко опекой называют безвозмездную форму, а приемной семьей — возмездную.

Обычно оплачивают опеку над детьми, но закон не запрещает оформить ее, если подопечный — взрослый. Уточняйте требования в органе опеки: подайте письменное заявление, чтобы получить подробный ответ со ссылками на законы.

Сначала орган опеки должен вынести решение о том, что кандидат назначен опекуном, исполняющим свои обязанности возмездно. Это указывается в акте о назначении опекуна. На его основании через 10 дней должен быть заключен договор о возмездной опеке, обычно — о приемной семье. Если орган опеки отказывается заключить договор и платить деньги, можно обратиться в суд — и получить компенсацию за то время, пока выплат не было.

Приемные родители получают ежемесячное вознаграждение и дополнительные выплаты, размеры определяют региональные законы. Например, в Саратовской области платят 5404 Р в месяц, если детей меньше трех, и 10 808 Р в месяц, если детей трое или больше. На каждого ребенка доплачивают по 1601 Р в месяц. Еще есть льготы на коммунальные услуги, медикаменты, оплату сотового телефона — компенсации приемный родитель получает на свой счет. Есть и другие доплаты.

Даже если опека обычная, а не возмездная, есть возможность получать каждый месяц деньги от государства — за счет региональных пособий. Их платят в зависимости от политики и обеспеченности субъекта РФ.

Бесплатно жить в квартире подопечного

Как это работает. Опекун ребенка должен жить вместе со своим подопечным. Если под опекой взрослый человек, строгого требования нет, но совместное проживание приветствуется. Так опекун может ухаживать за подопечным, следить за его повседневными делами и помогать.

Опекун может забрать подопечного к себе, а может и переехать к нему, если у того есть квартира или жилой дом. Это должен разрешить орган опеки — и вписать в договор.

Действуют два правила:

Опекуны не получают прав члена семьи, когда переезжают к подопечному и прописываются у него. То есть у них не появляется право участвовать в приватизации квартиры. Одна опекунша так сделала, а потом суд признал договор приватизации недействительным.

Определение ВС РФ от 25.11.14 по делу № 78-КГ14-36 PDF, 683 КБ

Получать пособие по уходу за подопечным — инвалидом или престарелым

Как это работает. Пенсионный фонд платит пособие тем, кто ухаживает за инвалидами и престарелыми людьми. Оно приходит вместе с пенсией по инвалидности или по старости. Дальше пенсионер сам передает пособие тому, кто за ним ухаживает. Или не передает — как захочет.

Источник

Кто такая “опека” или третий — лишний

К вопросу о привлечении органов опеки и попечительства к участию в судебных спорах о детях

А.А. Жаров, адвокат, специалист по семейному праву

Как известно, все судебные споры о детях (определение места жительства ребенка, порядка общения с ребенком, и все прочие “детские” споры, не говоря уже о лишении родительских прав) рассматриваются судом с обязательным привлечением органа опеки и попечительства (статья 78 СК РФ).

Как правило, с тем, чтобы привлечь орган опеки суды справляются. А вот дальше — возникают вопросы.

Во-первых, в качестве кого орган опеки участвует в заседании суда? В значительной части случаев суды привлекают орган опеки и попечительства в качестве третьего лица. Иногда добавляя, что это “третье лицо” не заявляющее самостоятельных требований.

Разумеется, “опека” никакое не “третье лицо”. В соответствии со ст. 47 ГПК РФ, орган опеки и попечительства — самостоятельный субъект гражданского процесса.
Этот орган привлекается судом в силу закона к слушанию по делу для дачи заключения и, основываясь на нормах ст. 78 СК РФ и ст. 47 ГПК РФ проводят обследование условий жизни ребенка и лиц (лица), претендующих на его воспитание, представляют суду акт обследования и основанное на нем заключение.

Третье лицо (по смыслу ст. 42, 43 ГПК РФ) — лица, на чьи права и обязанности может повлиять будущее решение суда. Ни на какие права и обязанности органа опеки и попечительства, как юридического лица (если он вообще является юридическим лицом) повлиять спор о детях между родителями не может. Поэтому, орган опеки и попечительства не является третьим лицом ни по какому гражданскому делу, куда он привлекается в порядке ст. 78 СК РФ.

Первое, на что стоит обратить внимание, что орган опеки и попечительства проводит обследование как условий жизни ребенка, так и условий жизни лиц, претендующих на его воспитание (чаще всего родителей). То есть, если эти лица проживают на территории, подведомственной разным органам опеки и попечительства, необходимо привлекать все органы опеки, по всем адресам указанных лиц. И каждый из них должен составить соответствующий акт и представить заключение по делу[1].

Сложившаяся в Московской области практика, когда органы опеки и попечительства требуют от судов не просто привлечения их в дело, но и издания обязательного определения о проведении обследования жилья и дачи заключения, на законе не основана. В соответствии с установлениями ГПК вопрос о привлечении органа опеки и попечительства решается судом не обязательно отдельно изготовленным определением, а может носить характер протокольного (ч. 2 ст. 224 ГПК РФ), либо этот вопрос может быть разрешен при решении вопроса о приеме искового заявления и подготовки к делу (ст. 150 ГПК РФ). При этом высылка органу опеки и попечительства (как и прокурору, например) каких-либо материалов дела, законом не предусмотрена. Исключение составляют случаи, когда орган опеки является по делу истцом (или ответчиком), но в данной работе мы их не рассматриваем.

В соответствии с императивными требованиями, орган опеки и попечительства, привлеченный к делу обязан провести обследование условий жизни и представить акт об этом и заключение, основанное на этом акте, суду.

Никаких дополнительных распоряжений для этого суду давать не надо. Принцип разумности и так обязывает суд назначить дело к слушанию (или провести предварительное судебное заседание) с таким расчетом, чтобы участвующие в деле лица успели выполнить свои процессуальные обязанности.

Таким образом, само по себе привлечение органа опеки и попечительства к делу (даже выраженное в извещении о предстоящем судебном заседании) обязывает орган опеки провести обследование условий жизни и дать заключение по иску.

Как установлено требованиями ГПК, разъясненными Верховным Судом[2], акт обследования жилищно-бытовых условий должен быть представлен органом опеки на предварительное судебное заседание. Автор полагает, что без получения этого документа, суд не вправе считать дело подготовленным к слушанию и назначать основное судебное заседание.

Форма акта обследования жилищно-бытовых условий установлена Приказом Минобрнауки от 14.09.2009 № 334 (Приложение № 3) и подлежит применению и в данном случае как в силу аналогии права, так и в силу рекомендаций органов опеки и попечительства ряда субъектов федерации. Подчеркну, что данная форма акта не является обязательной (то есть, её несоблюдение не будет приводить к ничтожности документа), однако, органам опеки и попечительства рекомендуется использовать именно её. На это, в основном, ориентированы и суды.

Момент, когда органом опеки и попечительства будет дано заключение по существу спора, законодательством не установлен. Однако, поскольку оно входит в число доказательств по делу, заявлено оно должно быть до прения сторон, и, кроме того, должно быть сделано в письменном виде, путём составления документа, подписанного лицом, имеющим соответствующие полномочия.

Необходимо учесть, что в случае если полномочия органа опеки и попечительства делегированы законом субъекта федерации на уровень органов местного самоуправления, такое заключение должно быть подписано руководителем органа местного самоуправления (в Москве — руководителем муниципалитета), либо лицом, специально на это уполномоченным (например, доверенностью руководителя муниципалитета).

В субъектах федерации, где органом опеки и попечительства является орган исполнительной власти субъекта федерации, заключения должны подписываться руководителем такого органа, либо иными лицами, но по доверенности от руководителя, либо, в силу установленных в Положениях об этих органах полномочий, иными лицами.

При этом должности этих лиц должны быть прямо указаны в Положении о данном органе, а суду представляться документы об их назначении на эти должности.

В Московской, например, области, руководители территориальных отделов и управлений по опеке и попечительству действуют на основании доверенностей, выданных министром образования области[3]. Заключение органа опеки, во всяком случае, не может быть выражено устно в заседании.

Вопрос об обязательном присутствии (участии) органа опеки и попечительства в конкретном слушании дела законодателем разрешен. Обязательным является участие органа опеки и попечительства в заседаниях по усыновлению (ст. 273 ГПК РФ). Во всех остальных случаях законодатель не установил обязательность участие представителя органа опеки и попечительства (как и прокурора) в каждом судебном заседании, обязав лишь представить соответствующее заключение по делу.

Следует учесть, однако, что при решении ряда вопросов, например, при рассмотрении иска о лишении родительских прав, суд может принять решение о передаче ребенка органу опеки и попечительства, причем обратить это решение к немедленному исполнению, принять иные решения, прямо обязывающие орган опеки совершить какие-либо немедленные действия. В этом случае, непосредственное участие представителя органа опеки и попечительства в заседании крайне желательно.
________________
[1] Данная позиция разделяется Верховным судом РФ в “Обзоре практики разрешения судами споров, связанных с воспитанием детей”, утвержденных Президиумом ВС РФ 20.07.2011.
[2] Пункт 3 Постановления Пленума ВС РФ № 10 от 27 мая 1998 года “О применении судами законодательства при разрешении споров, связанных с воспитанием детей”.
[3] При этом следует учесть, что доверенности, выдаваемые, в свою очередь руководителями территориальных органов своим подчиненным — являются доверенностями в порядке передоверия и подлежат обязательному нотариальному заверению (ст. 187 ГК РФ). Данное требование почти никогда не соблюдается, что ставит под вопрос множество судебных решений, принятых с участием лиц, имеющих такие “простые” передоверия.

Источник

Права органов опеки и попечительства

Дети, по каким-либо причинам оставшиеся без попечения родителей, а также взрослые в случае их недееспособности, согласно законам Российской Федерации, подлежат опеке или попечительству.

Таким образом происходит защита прав и интересов отдельных категорий граждан. В случае с детьми государство также заботится об их развитии, воспитании, образовании. Именно для этих целей были созданы соответствующие госорганы, права и обязанности которых четко регламентируются законом.

Функции органов опеки и попечительства

Под опекой понимается вид устройства детей, не достигших четырнадцатилетнего возраста, а также недееспособных граждан. Их представителями назначаются опекуны, которые могут совершать в интересах и от имени своих подопечных любые правовые действия.

Под попечительством согласно ст. 30 ГК РФ понимается устройство детей с четырнадцатилетнего возраста и до совершеннолетия, а в отношении граждан, имеющих ограничения в дееспособности, — назначение законных попечителей. Они обязаны защищать права подопечных, содействовать в совершении крупных сделок и разрешении других ситуаций, предусмотренных законом.

Являясь субъектами исполнительной власти, органы опеки и попечительства призваны заниматься реализацией, установлением, а также окончанием опеки/попечительства над недееспособными гражданами и детьми, оставшимися без надзора родителей

Кроме того, они оказывают поддержку в вопросах получения медицинской помощи, образования, других социальных услуг, а также уполномочены подбирать и обучать граждан, которые приняли решение стать опекуном либо попечителем.

Данные госорганы осуществляют следующие функции:

Это далеко не полный список того, за что отвечают органы опеки. Их действия направлены на окружение подопечных заботой, сохранение их здоровья, жизни, личных прав, в том числе защиты частной собственности и гражданской свободы. Таким образом, они наделены достаточными полномочиями для урегулирования широкого круга вопросов, касающихся интересов несовершеннолетних и недееспособных граждан.

Права и обязанности органов опеки и попечительства

какой орган выше опеки

Они в полной мере ответственны за совершаемые ими действия в случае выявления нарушений. Проверку их деятельности осуществляет Рособрнадзор или Федеральная служба по надзору в сфере науки и образования (Приказ Минобрнауки РФ от 24.09.2010 № 957 ).

Это ведомство может проводить как плановые, так и внеплановые проверки, во время которых выявляют возможные нарушения, совершаемые органами опеки. В дальнейшем информацию о нарушениях направляют компетентным органам, чтобы их устранить. Такие проверки проводятся не более 20-ти дней, а также не чаще одного раза в год в плановом режиме, о чем Рособрнадзор регулярно информирует, предоставляя информацию в свободном доступе.

Если в результате действий либо бездействия, незаконного использования своих полномочий органами опеки был нанесен вред гражданам, согласно гл. 59 ГК РФ, его необходимо возместить.

Что касается полномочий данных госорганов, к ним относятся:

В случае необходимости одного и того же опекуна могут назначить сразу нескольким лицам, если это не противоречит их интересам, и также одного и того же опекаемого — нескольким попечителям.

Лишение родительских прав

Одна из функций, которую также выполняют органы опеки и попечительства, — ограничение или лишение биологических родителей ребенка родительских прав.

И если ограничение в правах происходит в целях профилактики, а ребенок временно изымается из семьи, то вторая процедура является наиболее серьезной.

Органы опеки могут ограничить в правах одного или сразу обоих родителей в том случае, если в данный конкретный момент нахождение ребенка рядом с ними может угрожать его жизни и здоровью

Ограничение по решению суда назначается на срок до полугода. За это время родителям дается шанс исправить ситуацию в лучшую сторону.

Если по истечении шести месяцев и проведенной госорганами повторной проверки условия для проживания ребенка в кровной семье так и не изменились, будет подано ходатайство о лишении родительских прав в судебном порядке.

Под лишением подразумевается более строгая мера, а именно запрет на дальнейшее воспитание ребенка как одним из родителей, так и обоими сразу. При этом их полномочия по воспитанию не ограничиваются каким-то определенным временным промежутком как в случае с ограничением, а прекращаются полностью, если решение не будет оспорено в суде.

Являются родители ограниченными в родительских правах или лишенными их, это не снимает с них обязательств материального характера. Как правило, суд также назначает размер алиментов, которые необходимо будет платить на каждого ребенка (в случае, если решение вступило в силу сразу по нескольким несовершеннолетним).

Ограничение в родительских правах является мерой, направленной на защиту прав несовершеннолетнего. Ее могут применять, например, к лицам, страдающим психическими расстройствами либо тяжелыми заболеваниями, по причине которых гражданин не может обеспечить сыну или дочери нормальную и безопасную жизнь.

Лишение прав — крайняя мера правовой защиты несовершеннолетних

Согласно ст. 69 СК РФ основаниями для лишения родительских прав могут быть:

Органы опеки и попечительства: гражданское право

какой орган выше опеки

лица, достигшие совершеннолетия, являющиеся дееспособными и не лишенными ранее родительских прав.

различные социальные и медицинские учреждения (родильные дома, дома ребенка, детские дома и т.д.).

непосредственно орган опеки и попечительства.

иные лица.

В частности, в ст. 153 СК РФ упоминаются приемные семьи, заключившие с органами опеки договор на возмездной основе на право воспитания ребенка или нескольких детей.

Лица, ставшие опекунами либо попечителями, обязаны предоставить своим подопечным должный уход, лечение, образование, воспитание, действовать в защиту их интересов и прав

Исполнять эти обязанности они могут как на возмездной, так и безвозмездной основе, в зависимости от выбранной формы семейного устройства. Кроме того, на их плечи ложится ответственность распоряжаться пенсиями, алиментами, пособиями, стипендиями и прочими доходами опекаемого только с учетом его законных интересов и под контролем госорганов.

Опекуны могут также и освобождаться от исполнения своих обязанностей. Это может произойти в следующих случаях:

Граждане также могут быть отстранены от дальнейшего воспитания ребенка на основании ст. 39 ГК РФ в принудительном порядке, если:

Резюме

Органы опеки занимаются установлением надзора над недееспособными гражданами и детьми, которые остались без родителей. Среди полномочий этих госорганов можно выделить поиск тех, кто нуждается в помощи, а также поиск и подготовку будущих опекунов.

Органы власти следят за тем, как граждане исполняют свои обязанности. В частности, они должны обеспечивать своих подопечных всем необходимым, предоставлять им лечение, образование, защищать их интересы и права.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *