какой орган власти устанавливает мрот
Статья 133. Установление минимального размера оплаты труда
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 20 апреля 2007 г. N 54-ФЗ в статью 133 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу с 1 сентября 2007 г.
Статья 133. Установление минимального размера оплаты труда
ГАРАНТ:
См. Энциклопедии, позиции высших судов и другие комментарии к статье 133 ТК РФ
О конституционно-правовом смысле взаимосвязанных положений статьи 129, частей первой и третьей статьи 133, частей первой, второй, третьей, четвертой и одиннадцатой статьи 133.1 настоящего Кодекса см. постановления Конституционного Суда РФ от 7 декабря 2017 г. N 38-П, от 11 апреля 2019 г. N 17-П и от 16 декабря 2019 г. N 40-П
Минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом и не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения.
ГАРАНТ:
В соответствии со статьей 421 настоящего Кодекса порядок и сроки поэтапного повышения минимального размера оплаты труда до размера, предусмотренного частью первой статьи 133, устанавливаются федеральным законом
Минимальный размер оплаты труда, установленный федеральным законом, обеспечивается:
ГАРАНТ:
О конституционно-правовом смысле взаимосвязанных положений статьи 129, частей первой и третьей статьи 133, частей первой, второй, третьей, четвертой и одиннадцатой статьи 133.1 настоящего Кодекса см. постановления Конституционного Суда РФ от 7 декабря 2017 г. N 38-П, от 11 апреля 2019 г. N 17-П и от 16 декабря 2019 г. N 40-П
Месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.
Часть четвертая утратила силу с 1 сентября 2007 г.
Минимальный размер оплаты труда (подготовлено экспертами компании «Гарант»)
Минимальный размер оплаты труда
ГАРАНТ:
Минимальный размер оплаты труда (МРОТ, федеральный МРОТ) устанавливается одновременно на всей территории РФ федеральным законом. Применяется для регулирования оплаты труда и определения размеров пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, а также для иных целей обязательного социального страхования.
В субъектах РФ для работников, работающих на территории соответствующего субъекта РФ, может быть установлен свой региональный МРОТ. Если он не установлен, то применяется федеральный МРОТ.
Сумма (рублей в месяц)
Федеральный закон от 19 июня 2000 г. N 82-ФЗ
(в ред. Федерального закона от 29 декабря 2020 г. N 473-ФЗ)
Федеральный закон от 19 июня 2000 г. N 82-ФЗ
(в ред. Федерального закона от 27 декабря 2019 г. N 463-ФЗ)
Федеральный закон от 19 июня 2000 г. N 82-ФЗ
(в ред. Федерального закона от 25 декабря 2018 г. N 481-ФЗ)
Федеральный закон от 19 июня 2000 г. N 82-ФЗ
(в ред. Федерального закона от 7 марта 2018 г. N 41-ФЗ)
Федеральный закон от 19 июня 2000 г. N 82-ФЗ
(в ред. Федерального закона от 28 декабря 2017 г. N 421-ФЗ)
Федеральный закон от 19 июня 2000 г. N 82-ФЗ
(в ред. Федерального закона от 19 декабря 2016 г. N 460-ФЗ)
Федеральный закон от 19 июня 2000 г. N 82-ФЗ
(в ред. Федерального закона от 2 июня 2016 г. N 164-ФЗ)
Федеральный закон от 19 июня 2000 г. N 82-ФЗ
(в ред. Федерального закона от 14 декабря 2015 г. N 376-ФЗ)
Федеральный закон от 19 июня 2000 г. N 82-ФЗ
(в ред. Федерального закона от 1 декабря 2014 г. N 408-ФЗ)
Федеральный закон от 19 июня 2000 г. N 82-ФЗ
(в ред. Федерального закона от 2 декабря 2013 г. N 336-ФЗ)
Федеральный закон от 19 июня 2000 г. N 82-ФЗ
(в ред. Федерального закона от 3 декабря 2012 г. N 232-ФЗ)
Федеральный закон от 19.06.2000 N 82-ФЗ
(в ред. Федерального закона от 1 июня 2011 г. N 106-ФЗ)
Федеральный закон от 19.06.2000 N 82-ФЗ
(в ред. Федерального закона от 24 июня 2008 г. N 91-ФЗ)
Федеральный закон от 19.06.2000 N 82-ФЗ
(в ред. Федерального закона от 20 апреля 2007 г. N 54-ФЗ)
Федеральный закон от 19.06.2000 N 82-ФЗ
(в ред. Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 198-ФЗ)
Федеральный закон от 19.06.2000 N 82-ФЗ
(в ред. Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 198-ФЗ)
Федеральный закон от 19.06.2000 N 82-ФЗ
(в ред. Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 198-ФЗ)
Федеральный закон от 19.06.2000 N 82-ФЗ
(в ред. Федерального закона от 1 октября 2003 г. N 127-ФЗ)
Какой орган власти устанавливает мрот
Принят Государственной Думой 2 июня 2000 года
Одобрен Советом Федерации 7 июня 2000 года
(В редакции федеральных законов от 29.04.2002 № 42-ФЗ, от 26.11.2002 № 152-ФЗ, от 01.10.2003 № 127-ФЗ, от 22.08.2004 № 122-ФЗ, от 29.12.2004 № 198-ФЗ, от 20.04.2007 № 54-ФЗ, от 24.06.2008 № 91-ФЗ, от 24.07.2009 № 213-ФЗ, от 01.06.2011 № 106-ФЗ, от 03.12.2012 № 232-ФЗ, от 02.12.2013 № 336-ФЗ, от 01.12.2014 № 408-ФЗ, от 14.12.2015 № 376-ФЗ, от 02.06.2016 № 164-ФЗ, от 19.12.2016 № 460-ФЗ, от 28.12.2017 № 421-ФЗ, от 07.03.2018 № 41-ФЗ, от 25.12.2018 № 481-ФЗ, от 27.12.2019 № 463-ФЗ, от 29.12.2020 № 473-ФЗ)
Статья 1. Установить минимальный размер оплаты труда с 1 января 2021 года в сумме 12 792 рубля в месяц.
Минимальный размер оплаты труда на очередной год устанавливается федеральным законом в текущем году и исчисляется исходя из величины медианной заработной платы, рассчитанной федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по формированию официальной статистической информации о социальных, экономических, демографических, экологических и других общественных процессах в Российской Федерации, за предыдущий год.
Проект федерального закона об установлении минимального размера оплаты труда на очередной год подлежит обсуждению с Российской трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений в порядке, предусмотренном трудовым законодательством.
С 2021 года соотношение минимального размера оплаты труда и медианной заработной платы устанавливается в размере 42 процентов.
Соотношение минимального размера оплаты труда и медианной заработной платы пересматривается не реже одного раза в пять лет исходя из условий социально-экономического развития Российской Федерации.
Минимальный размер оплаты труда на очередной год устанавливается в размере не ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации на очередной год и не ниже минимального размера оплаты труда, установленного на текущий год.
Исчисление медианной заработной платы осуществляется на основании методики, определяемой федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по формированию официальной статистической информации о социальных, экономических, демографических, экологических и других общественных процессах в Российской Федерации.
(Статья в редакции Федерального закона от 29.12.2020 № 473-ФЗ)
Статья 2. Минимальный размер оплаты труда, установленный статьей 1 настоящего Федерального закона, вводится:
Статья 3. Минимальный размер оплаты труда применяется для регулирования оплаты труда и определения размеров пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, а также для иных целей обязательного социального страхования. Применение минимального размера оплаты труда для других целей не допускается. (В редакции федеральных законов от 20.04.2007 № 54-ФЗ; от 24.07.2009 № 213-ФЗ)
Статья 4. Установить, что до внесения изменений в соответствующие федеральные законы, определяющие размеры стипендий, пособий и других обязательных социальных выплат либо порядок их установления, выплата стипендий, пособий и других обязательных социальных выплат, размер которых в соответствии с законодательством Российской Федерации определяется в зависимости от минимального размера оплаты труда, производится с 1 июля 2000 года по 31 декабря 2000 года исходя из базовой суммы, равной 83 рублям 49 копейкам, с 1 января 2001 года исходя из базовой суммы, равной 100 рублям.
Статья 5. Установить, что до внесения изменений в соответствующие федеральные законы, определяющие порядок исчисления налогов, сборов, штрафов и иных платежей, исчисление налогов, сборов, штрафов и иных платежей, осуществляемое в соответствии с законодательством Российской Федерации в зависимости от минимального размера оплаты труда, производится с 1 июля 2000 года по 31 декабря 2000 года исходя из базовой суммы, равной 83 рублям 49 копейкам, с 1 января 2001 года исходя из базовой суммы, равной 100 рублям.
Исчисление платежей по гражданско-правовым обязательствам, установленных в зависимости от минимального размера оплаты труда, производится с 1 июля 2000 года по 31 декабря 2000 года исходя из базовой суммы, равной 83 рублям 49 копейкам, с 1 января 2001 года исходя из базовой суммы, равной 100 рублям.
Статья 6. Внести в пункт 2 статьи 12 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, № 22, ст. 2331) следующие изменения:
абзац второй исключить;
абзац третий изложить в следующей редакции:
«Оклады денежного содержания военнослужащих повышаются Правительством Российской Федерации в порядке и сроки, которые предусмотрены для федеральных государственных служащих.».
Статья 7. Признать утратившим силу Федеральный закон от 9 января 1997 года № 6-ФЗ «О повышении минимального размера оплаты труда» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, № 3, ст. 350).
Статья 8. Предложить Президенту Российской Федерации и поручить Правительству Российской Федерации привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Федеральным законом.
Статья 9. Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 июля 2000 года.
Какой орган власти устанавливает мрот
ТК РФ Статья 133.1. Установление размера минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации
(введена Федеральным законом от 20.04.2007 N 54-ФЗ)
Перспективы и риски споров в суде общей юрисдикции. Ситуации, связанные со ст. 133.1 ТК РФ
В субъекте Российской Федерации региональным соглашением о минимальной заработной плате может устанавливаться размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации.
Размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации может устанавливаться для работников, работающих на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, за исключением работников организаций, финансируемых из федерального бюджета.
Размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации устанавливается с учетом социально-экономических условий и величины прожиточного минимума трудоспособного населения в соответствующем субъекте Российской Федерации.
Размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом.
Размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации обеспечивается:
Разработка проекта регионального соглашения о минимальной заработной плате и заключение указанного соглашения осуществляются трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений соответствующего субъекта Российской Федерации в порядке, установленном статьей 47 настоящего Кодекса.
После заключения регионального соглашения о минимальной заработной плате руководитель уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации предлагает работодателям, осуществляющим деятельность на территории этого субъекта Российской Федерации и не участвовавшим в заключении данного соглашения, присоединиться к нему. Указанное предложение подлежит официальному опубликованию вместе с текстом данного соглашения. Руководитель уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации уведомляет об опубликовании указанных предложения и соглашения федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.
Если работодатели, осуществляющие деятельность на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, в течение 30 календарных дней со дня официального опубликования предложения о присоединении к региональному соглашению о минимальной заработной плате не представили в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации мотивированный письменный отказ присоединиться к нему, то указанное соглашение считается распространенным на этих работодателей со дня официального опубликования этого предложения и подлежит обязательному исполнению ими. К указанному отказу должны быть приложены протокол консультаций работодателя с выборным органом первичной профсоюзной организации, объединяющей работников данного работодателя, и предложения по срокам повышения минимальной заработной платы работников до размера, предусмотренного указанным соглашением.
В случае отказа работодателя присоединиться к региональному соглашению о минимальной заработной плате руководитель уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации имеет право пригласить представителей этого работодателя и представителей выборного органа первичной профсоюзной организации, объединяющей работников данного работодателя, для проведения консультаций с участием представителей сторон трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений соответствующего субъекта Российской Федерации. Представители работодателя, представители выборного органа первичной профсоюзной организации и представители указанной трехсторонней комиссии обязаны принимать участие в этих консультациях.
Копии письменных отказов работодателей от присоединения к региональному соглашению о минимальной заработной плате направляются уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствующий территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.
(в ред. Федеральных законов от 18.07.2011 N 242-ФЗ, от 28.06.2021 N 220-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
О выявлении конституционно-правового смысла ч. 11 ст. 133.1 см. Постановления КС РФ от 11.04.2019 N 17-П, от 16.12.2019 N 40-П.
Ст. 133.1 ТК РФ. Установление размера минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации
Что такое МРОТ согласно ст. 133 ТК РФ
Ст. 133 ТК РФ: официальный текст
Ст. 133 ТК РФ: вопросы и ответы
Ст. 133 ТК РФ вызывает много вопросов у работников и работодателей. Рассмотрим основные из них и постараемся дать исчерпывающие ответы.
Основные аспекты статьи 133 ТК РФ с комментариями
Ст. 133 ТК РФ на уровне федерального закона устанавливает минимальную величину зарплаты, которую должен получить работник (и обязан заплатить работодатель).
Экономическая сущность МРОТ, вытекающая из международных актов трудового права, должна:
Таким образом, работник, отработавший норматив (по ст. 133 ТК — месяц), должен получить от работодателя сумму не меньше МРОТ.
Как устанавливается МРОТ?
Размер МРОТ установлен ст. 1 закона «О МРОТ» от 19.06.2000 № 82-ФЗ. Ежегодно Правительство РФ принимает решения об уточнении (индексации) МРОТ в связи с экономической ситуацией. Эти решения (оформляемые как законы) вносят изменения в значение МРОТ, указанное в ст. 1 закона № 82-ФЗ.
Обычно изменяющий закон принимается в текущем году на следующий. В отношении 2021 года индексация сделана 1 раз, и с этого года МРОТ привязан к медианной зарпалате и составляет 12 792 руб.
Какие выплаты нужно пересмотреть работодателю в связи с увеличение МРОТ, рассказали эксперты КонсультантПлюс. Изучите обзорный материал, получив пробный доступ к системе К+ бесплатно.
Больше о влиянии размера МРОТ на выплату по больничному читайте в статье «Максимальный размер больничного листа в 2020-2021 годах».
Как соблюдается экономическая сущность МРОТ по ТК РФ?
Ознакомившись с комментариями ст. 133 ТК РФ, можно было бы ожидать, что размер МРОТ должен соответствовать большинству его характеристик в трактовке международного права. Однако на деле это не так.
Работодателям также следует помнить, что в соответствии со ст. 133.1 ТК РФ на локальном уровне (в регионе, субъекте РФ) МРОТ может быть установлен в ином (большем) размере, чем федеральный по ст. 133 ТК.
Как должен обеспечиваться МРОТ по ТК?
Выплата работникам МРОТ должна быть обеспечена:
При этом выплата зарплаты должна соответствовать всем требованиям ТК, установленным для оплаты труда:
Больше о требованиях ТК по порядку выплаты зарплаты читайте в материале «Ст. 136 ТК РФ: вопросы и ответы».
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! С МРОТ необходимо сравнивать все выплаты, причитающиеся работнику за период, в сумме. То есть если работнику ежемесячно полагается оклад и обязательные к нему надбавки (например, по коллективному договору), то сам оклад может быть меньше МРОТ, а вот общая сумма начислений за месяц (оклад + надбавки) должна быть равна или более МРОТ.
Как рассчитать и оформить доплату к зарплате до МРОТ, пошагово разъяснили Эксперты КонсультантПлюс. Чтобы все сделать правильно, получите пробный доступ к системе и переходите в Готовое решение. Это бесплатно.
Как взаимосвязаны договорные трудовые нормативы и МРОТ?
По сути ст. 133 ТК работник должен получить не меньше МРОТ, отработав установленную по его трудовым договоренностям норму времени. При этом имеется в виду полная стандартная норма времени за месяц.
Если работник работает неполное время, его оплата труда обоснованно может оказаться меньше МРОТ. Например, при расчете больничного листа по МРОТ (при отсутствии достаточного стажа) работнику-совместителю, работающему на 0,5 ставки, следует применять в расчетах и 0,5 МРОТ за месяц.
Итоги
Ст. 133 ТК регламентирует установление минимального размера оплаты труда населения в каждом регионе. Федеральное законодательство определяет минимальную планку МРОТ, а регионы должны довести его до прожиточного минимума трудоспособного населения. Работодателю при индексации зарплаты своим сотрудникам следует руководствоваться нормами регионального законодательства, т. к. минимальная сумма заработка каждого сотрудника, отработавшего установленную норму времени, не может быть ниже регионального МРОТ.