какой орган власти осуществляет люстрацию

Люстрация

Люстра́ция (от лат. lustratio — «очищения посредством жертвоприношений») — вид политической цензуры, практика, состоящая в законодательном ограничении прав некоторых категорий лиц (выделяемых по профессиональным, партийным, религиозным или иным признакам) на:

Содержание

История

Как правило, люстрация применяется пришедшими к власти революционными режимами по отношению к их политическим противникам (состоявшим в дореволюционных политических партиях, работавших в полиции и спецслужбах свергнутой власти и т. п.). Люстрация также может использоваться правящим режимом по отношению к лицам, угрожающим его существованию (например, членам радикальных партий).

Практика люстрации применяется уже давно. Типичным образцом люстрации были советские «чистки» 1920—1930-х годов и ограничения прав «бывших».

Люстрация имела место в ходе денацификации Германии после 1945 года, демилитаризации Японии того же периода; следует также упомянуть «запреты на профессию» в ФРГ и маккартизм в США.

В наши дни о люстрации говорят применительно к законодательной практике, характерной для посткоммунистических стран Восточной Европы с конца 1980-х — начала 1990-х годов.

Правовое основание люстраций

С точки зрения права, люстрационные законы представляют собой сложный юридический казус, так как

Сторонники люстрации обычно обосновывают её необходимость:

Противники люстрации указывают на:

Европа

Судебные процессы и массовые увольнения лиц, имевших в прошлом связи со службами безопасности прежних коммунистических режимов, были призваны продемонстрировать стремление новой власти интегрироваться с некоммунистической Европой.

Законодательное оформление люстрации и практика её применения раскололи посткоммунистическую Европу на сторонников и противников люстрации.

Лех Валенса, Вацлав Гавел, Желю Желев и другие противники люстрации боролись за удержание процесса декоммунизации в узких рамках, предостерегали против сведения счетов с бывшей правящей номенклатурой. Конференция европейских церквей выступила в защиту прав преследуемых сотрудников расформированных органов безопасности в странах Восточной Европы.

В посткоммунистических государствах, где у власти остались представители прежнего режима, люстрация не проводилась или не принимала законодательно утверждённых форм (к таковым можно отнести Россию, Украину, Белоруссию, Румынию, Молдавию). В странах, где к власти через несколько лет после антикоммунистических революций вернулись посткоммунистические партии, процесс люстрации шёл в мягких формах и постепенно затихал (Венгрия, Словакия, Болгария).

Чехия

Под действие закона попали 140 000 лиц, сотрудничавших с коммунистическим режимом в 1948—1989 годах. Кадровые сотрудники и тайные агенты спецслужб, сотрудники партийного аппарата КПЧ, «политически руководившие» госбезопасностью, лишались на 5 лет права занимать ответственные посты в государственных органах, если специальная комиссия могла доказать их вину.

По закону на проверку отводилось два месяца, но иногда проверка затягивалась надолго. Уличённых в нежелательных контактах немедленно увольняли из госструктур.

В 1996 году граждане Чехии получили право знакомиться с досье спецслужб, заведёнными на них. В то же время вопросы прохождения люстрации стали активно использоваться в политической борьбе за определённые государственные посты. Нашли даже материалы допроса Вацлава Гавела, в результате которого сотрудник госбезопасности сделал вывод, что Гавела можно рассматривать как «возможного кандидата на сотрудничество».

Вацлав Гавел пытался наложить вето на продление Закона о декоммунизации до 2000 года (его действие заканчивалось в 1996 году), но парламент преодолел вето, и теперь он стал бессрочным.

Словакия

В Словакии руководство страны изначально негативно отнеслось к подобным «чисткам». Даже если суд признавал наличие вины, то наказание определялось минимальное.

Польша

В Польше, как и в Чехословакии, власть мирно перешла от коммунистов к оппозиции — «Солидарности». Правительство, образованное лидерами «Солидарности», гарантировало неприкосновенность бывшим коммунистам. В то же время часть активистов «Солидарности», недовольная распределением государственных постов, использовала проблему декоммунизации для того, чтобы попытаться получить большую власть.

После длительного периода политической борьбы вокруг этого вопроса, в ходе которой были оглашены списки лиц, сотрудничавших с прежним режимом, в 1997 году, несмотря на противодействие Валенсы, был наконец принят «Закон о люстрации» для проверки достоверности заявлений высших должностных лиц об их предполагаемых связях с органами безопасности в коммунистический период.

Все желающие поступить на госслужбу и кандидаты на парламентских выборах, прежде сотрудничавшие с коммунистическими спецслужбами, должны были покаяться публично и получить прощение. Те же, кто, по мнению властей, пытался скрыть свое прошлое, увольнялись, при этом сведения об их прошлом подвергались огласке.

Принятие закона привело к массовому доносительству. Самым известным из тех, кому пришлось подать в отставку, стал вице-премьер Януш Томашевский, бывший диссидент. Порочащие документы нашлись и на другого легендарного диссидента — Леха Валенсу, и на 7-го президента — бывшего коммуниста Квасьневского. Оба скандала, правда, закончились ничем.

Уже в 2004 году от этого закона пострадал маршалек (председатель) польского сейма Юзеф Олексы — польский люстрационный суд, который должен проверять депутатов на предмет прошлого сотрудничества со спецслужбами, постановил, что Олексы в 1970-е годы сотрудничал с армейской разведкой, но скрыл это в своем люстрационном заявлении.

21 июля 2006 нижняя палата польского парламента приняла законопроект, расширяющий действие прежнего закона о люстрациях (касавшегося лишь министров, депутатов, сенаторов, судей и чиновников) и позволяющий без дополнительных расследований увольнять с работы бывших сотрудников или агентов органов госбезопасности ПНР.

Законопроект распространяет действие существующего закона на глав администраций населенных пунктов, членов руководства фирм с государственным участием, ученых, работников университетов, директоров школ и журналистов.

В СМИ будет опубликован список бывших сотрудников и агентов госбезопасности, создаваемый на основе материалов фонда Института национальной памяти, которому передана значительная часть архивов органов госбезопасности ПНР.

В июне 2006 под давлением публикаций в СМИ вынуждена была покинуть пост министра финансов Зита Гилёвска, обвинённая в сотрудничестве с органами госбезопасности ПНР. Весной 2006 в польских СМИ было опубликовано несколько материалов о сотрудничестве со спецслужбами ПНР и нескольких сотен католических священников, однако новый законопроект не коснулся священнослужителей.

В январе 2007 в Польше вспыхнул скандал, вызванный отставкой митрополита Варшавского Станислава Вельгуса, признавшего свои связи со службами госбезопасности социалистической Польши в 1970-е годы. Внеочередной сейм польских епископов принял решение о создании комиссии, которая изучит биографии всех 45 епископов страны для выявления их связей с госбезопасностью ПНР.

Станислав Вельгус был назначен на свой пост 6 декабря 2006 г. В ходе собеседования в Ватикане, предшествовавшего его назначению, он отрицал какие-либо связи с органами госбезопасности. Однако в начале января 2007 года в польские СМИ попали архивные документы спецслужб, из которых следовало, что это сотрудничество продолжалось около 20 лет.

Принятые в 2007 году поправки к закону о люстрации, распространившие его действие на более широкий круг лиц, Коституционным судом Польши были частично признаны не соответствующими закону. От люстрации освободили журналистов, бизнесменов, представителей науки и преподавателей негосударственных ВУЗов. [3]

См. также

Германия

По Закону о документации Министерства государственной безопасности ГДР, принятому в 1991, все граждане Восточной Германии получили доступ к своим досье. Одновременно в договор об объединении Германий был включён пункт о том, что служащие государственных учреждений и судьи должны повторно подать заявления о приеме на работу. Все архивы были переданы так называемой комиссии Гаука — по имени пастора из Ростока, бывшего диссидента, которому доверили управлять доступом к документам. Его ведомство насчитывало несколько тысяч сотрудников, причём вначале эту работу поручали лишь западным немцам. Государственные органы получили право запрашивать из архива информацию о каждом новом соискателе места. Если отыскивалась информация, что претендент на должность сотрудничал с секретной службой, его увольняли.

Хотя предполагалось, что за архивами будет вестись строгий надзор, некоторые списки агентов всё же появились в прессе — а в наши дни — в Интернете, что привело к увольнениям из частных компаний и публичной травле. Власти ФРГ использовали архивы «Штази» для дискредитации восточногерманских политиков — например, лидера Партии демократического социализма (бывшей СЕПГ) Грегора Гизи.

Венгрия

Закон Зетени-Такача от 1992 установил уголовную ответственность без срока давности для лиц, совершивших в декабре 1944 — мае 1990 года предательство Родины, вплоть до пожизненного заключения. При этом под эту формулировку можно было при желании подвести любого участника советско-венгерского сотрудничества. Конституционный суд, рассмотрев обращение президента А. Гёнца, признал этот «закон мести» неконституционным.

В декабре 1994 года Конституционный суд Венгрии также вынес решение, ограничивающее «биографический контроль» в отношении лиц, занимавших государственные посты, и использование информации в отношении них.

Конституционный суд признал, что документы прошлых лет необходимо открывать для общественности, однако охарактеризовал первый этап люстрации (1992—1994) как «политическую месть».

Рассматривая вопрос о конституционности люстрации, Конституционный суд Венгрии сделал выбор в пользу права на доступ к значимой информации, нивелировав право на защиту частной жизни и указав, что политические деятели не могут в полной мере обладать последним в силу своей публичной должности.

Вопрос был передан в парламент с одновременным указанием на то, что список лиц, подпадающих под люстрацию, должен быть ограничен (исключены журналисты развлекательных программ, руководители университетов и колледжей, работники государственных предприятий и духовенство).

Второй этап люстрации (1994—2001) имел целью лишь достижение высокого уровня информирования общественности о деятельности публичной власти. Санкцией в этот период стало лишь разглашение сведений о деятельности в органах госбезопасности.

30 мая 2005 года парламент открыл широкий доступ к секретным ранее документам об агентах спецслужб.

Люстрация в Венгрии утратила репрессивный характер.

Болгария

В 1992 антикоммунистическое парламентское большинство сумело включить в несколько законов специальные статьи о декоммунизации, однако Конституционный суд объявил их не имеющими силы. Был отменён и Закон о декоммунизации науки и образования, принятый в декабре 1992 года и запрещавший бывшим активистам Компартии и преподавателям коммунистической идеологии занимать руководящие должности в научных учреждениях и вузах.

В то же время был принят Закон, запрещающий разглашение информации о деятельности тайной полиции и публикацию документов, подтверждающих отсутствие связи политиков и государственных чиновников с органами государственной безопасности.

Албания

В 1995 году были приняты Закон о верификации морального облика должностных лиц и прочих лиц, связанных с обороной демократического государства и Закон о геноциде и преступлениях против человечности, совершённых в Албании во время коммунистического режима по политическим, идеологическим и религиозным мотивам. Законами установлено, что кандидат на выборную должность должен пройти специальную административную процедуру, которая позволяет определить, какие должности ранее занимал кандидат и не был ли он «пособником» секретной полиции (то есть не был ли он причастен к геноциду либо другим преступлениям против албанского народа).

В 1993—1994 гг. здесь были организованы судебные процессы в отношении бывших членов албанского Политбюро, в их числе Неджмие Ходжи (вдовы бывшего коммунистического лидера Энвера Ходжи) и руководителя Социалистической партии Фатоса Нано. Их обвиняли в хищении государственных средств, злоупотреблении государственной властью, коррупции, нарушении прав человека.

Прибалтийские государства

В Прибалтике вопрос о люстрации впервые был поставлен в 1990 году в обращении Конгресса незаконно репрессированных Эстонии, Латвии и Литвы к Верховным Советам этих республик.

В Эстонии был принят Закон о внесудебных массовых репрессиях в Советской Эстонии в 1940—1950-е гг., по которому прокуратуре Эстонской ССР было поручено рассмотреть вопрос о возбуждении уголовных дел и привлечении к уголовной ответственности лиц, виновных в массовых убийствах, других преступлениях против человечности.

Латвийский Закон о выборах от 1992 года требовал от всех кандидатов в депутаты парламента письменное заявление о наличии либо отсутствии у них связей с советскими или иными секретными службами. Закон о выборах Сейма с 1995 запрещает избрание лиц, действовавших в компартии и ряде дружественных ей организаций после 13 января 1991 года, а также работников и агентов КГБ. Аналогичные запреты введены на натурализацию Законом о гражданстве в 1994.

В Литве был принят Закон о проверке мандатов депутатов, подозреваемых в сознательном сотрудничестве со специальными службами СССР или других государств. Согласно этому Закону, для проверки и расследования получивших огласку фактов сознательного сотрудничества депутата со специальными службами СССР или других государств должна была создаваться специальная депутатская комиссия соответствующего Совета, которая в случае надобности привлекала должностных лиц прокуратуры, внутренних дел и службы национальной безопасности.

Грузия

В октябре 2010 года парламент Грузии принял закон, запрещающий занимать высокие посты в государстве лицам, которые служили в КГБ или находились на руководящих должностях в КПСС.

Комиссия по люстрации, созданная согласно этому закону, занимается вопросами искоренения в Грузии коммунистической символики, в том числе в названиях улиц и площадей, а также ликвидирует монументы, восхваляющие тоталитарное прошлое.

Грузия — первая из неевропейских стран, провёдшая у себя десоветизацию. Интересно, что нынешний президент Грузии Саакашвили в молодости служил в советских погранвойсках, которые тогда находились в ведении КГБ СССР.

Чечня

Россия

Практика люстрации широко применялась в России в 1920 — 30 годы.

Не избирают и не могут быть избранными, хотя бы они входили в одну из вышеперечисленных категорий:
а) лица, прибегающие к наемному труду с целью извлечения прибыли;
б) лица, живущие на нетрудовой доход, как-то: проценты с капитала, доходы с предприятий, поступления с имущества и т. п.;
в) частные торговцы, торговые и коммерческие посредники;
г) монахи и духовные служители церквей и религиозных культов;
д) служащие и агенты бывшей полиции, особого корпуса жандармов и охранных отделений, а также члены царствовавшего в России дома;
е) лица, признанные в установленном порядке душевнобольными или умалишёнными, а равно лица, состоящие под опекой;
ж) лица, осуждённые за корыстные и порочащие преступления на срок, установленный законом или судебным приговором.

Конституция РСФСР 1925 года содержала аналогичный список лиц, лишённых избирательных прав, в ст. 69 и предоставляла таковые права трудящимся иностранцам в ст. 11.

Фактически ограничения в правах касались не только права избирать и быть избранным. Лишенцы не могли получить высшее образование, часто фактически лишались права проживать в Москве и Ленинграде, а также вернуться в то место, где они были арестованы.

Конституция РСФСР 1937 года предоставила избирательные права всему населению.

Отдельные элементы люстрации власти пытались ввести в 1980 — начале 1990 годов. Например, предпринимались попытки обосновать необходимость привлечения к ответственности организаторов и проводников политики тоталитаризма. Суть высказывавшихся предложений состояла в том, чтобы ограничить участие этих лиц в общественно-политической жизни или устранить их из общественных и хозяйственных сфер, обеспечивающих им власть над обществом на любом уровне.

Эти предложения, однако, практически не получили законодательного оформления. Первой и единственной люстрационной мерой в России (введённой во время действия запрета на деятельность КПСС) стал закон о реабилитации жертв политических репрессий от 18 октября 1991 года. Этот закон содержал норму, согласно которой работники ЧК, ГПУ-ОГПУ, НКВД, МГБ и прокуратуры, а также судьи, участвовавшие в расследовании и рассмотрении дел о политических репрессиях, должны были понести уголовную ответственность. Сведения о лицах, признанных виновными в фальсификации дел, применении незаконных методов расследования, преступлениях против правосудия, периодически публиковались средствами массовой информации. Однако практическая реализация данных положений не проводилась, и известны лишь единичные случаи постановки вопроса о привлечении к ответственности таких лиц (а также отказа в посмертной реабилитации лиц, самих занимавшихся репрессиями, хотя и здесь открыто имели место дискриминационные подходы).

Украина

В феврале 2005, после победы «Оранжевой революции», в СМИ появились сообщения о разработке сразу двух законопроектов о люстрации. [7] [8]

В одном из них, представленном народными депутатами Василием Червонием, Андреем Шкилем и Сергеем Олексиюком, предлагалось определить правовые и организационные принципы проведения люстрации в отношении кандидатов на руководящие посты в органах законодательной, исполнительной, судебной власти, СМИ, политических партиях и общественных организациях. Каждого из них, по мнению разработчиков законопроекта, необходимо было подвергнуть проверке на причастность к фальсификации выборов президента в 2004 году. Второй причиной запрета на работу в документе было указано сотрудничество с оперативными сотрудниками бывшего КГБ СССР, а с 1991 года — с иностранными спецслужбами. От проверки, согласно законопроекту, автоматически освобождались президент Украины и руководящий состав его администрации.

Левко Лукьяненко, автор второго законопроекта, устанавливающего «определенные ограничения при занятии должностей в государственных органах власти Украины», предлагал ввести пятилетний запрет на исполнение руководящих должностей в органах законодательной, исполнительной и судебной власти и СМИ Украины должностным лицам, которые находились на руководящих должностях в КПСС, КГБ СССР или являлись резидентами, агентами, информаторами или внештатными работниками службы безопасности, а также начальниками политических отделов в Советской армии и МВД СССР.

Левко Лукьяненко заявлял, что взял за основу «чешскую модель» люстрации: «Поляки провели так называемую мягкую люстрацию. Однако в польском обществе никогда не было такого количества разных стукачей и „внештатных сотрудников“, как в бывшем СССР. И нам нужно не церемониться с этими людьми, а поступать максимально жёстко. Только в таком случае мы сможем очистить страну от метастазов коммунистической заразы, как это сделали чехи». [7]

В 2008 году процесс подхвачен украинскими юристами, создана Общественная Организация «Люстрация» (www.lustration.org.ua). Целью организации является справедливая оценка и осуждение преступлений против украинского народа и причастных к ним лиц.

31 августа 2009 года обнародованы результаты исследования «Люстрация или Украина во власти КГБ», которое свидетельствует о том, что практически каждый пятый государственный служащий Украины имеет критическую вероятность сотрудничества с КГБ. [9]

Источник

Что должно быть в программе люстрации номенклатуры

В сегодняшней России сильно критикуют власть и чиновников, однако в основном политические движения почему-то не желают требовать люстрации номенклатуры и не желают даже формулировать подобные требования. Поскольку для социал-демократов требование люстрации очень важно, давайте попробуем понять, какие действия от них потребуются.

Мы уже рассматривали, как номенклатура в СССР выкачивала средства из граждан, какими привилегиями она располагала, а также разобрали, что она не исчезла после развала Союза, а в основном продолжает контролировать политическое поле на его бывших территориях. Очевидно, что наличие номенклатуры является одной из основных проблем современной России, и социал-демократы здесь могут видеть лишь один выход, заключающийся в люстрации российской номенклатуры.

Что такое люстрация

Иногда встречается мнение, что люстрация – это репрессии, однако чаще всего итогом люстрации становится просто временный запрет занимать государственные должности, и он не сопровождается ни тюремным заключением, ни даже лишением собственности. Хотя это зависит от многих факторов – от готовности власти добровольно сотрудничать, от тяжести её преступлений и так далее (об этом мы ещё скажем).

Что же такое номенклатура, мы рассматривали отдельной статьёй. В целом люстрации подлежат руководящие органы всех политических партий и СМИ, которые будут определены специальной комиссией как способствовавшие сохранению режима, руководящие органы исполнительной и законодательной власти (чиновники и госслужащие нижнего и среднего уровня сюда не входят). Исключение будет делаться для тех, кто относится к вышеперечисленным множеством, но имеет смягчающие обстоятельства – публично выражал протест проводившейся при прошлом режиме политике, не был замешан в коррупции и преступлениях против прав человека, финансировал или иначе помогал оппозиционным политическим организациям и СМИ.

Ранний опыт люстраций номенклатуры

Волна люстраций компартий

какой орган власти осуществляет люстрацию В 1989 году в Румынии

Парламентская ассамблея Совета Европы в 1996 году приняла резолюцию № 1096 «Меры по ликвидации наследия бывших коммунистических тоталитарных систем» (англ. Resolution 1096 (1996) «Measures to dismantle the heritage of former communist totalitarian systems» 15 ), в которой обобщена практика люстрации в постсоциалистических странах. Там же изложены требования введения люстраций независимой комиссией граждан, отстранения подверженных люстрациям от государственных должностей на срок не более пяти лет и другие демократические принципы проведения этого процесса. Это также один из документов, на которые следует ориентироваться при проведении люстраций. Среди важных его положений:

Задачи люстрации

Одна из важнейших задач люстрации – уничтожить органически присущие номенклатуре методы и механизмы кулуарного принятия управленческих решений, межличностных и групповых взаимодействий в процессе подготовки и принятии таких решений, налаженные коррупционные связи и механизмы в высших эшелонах власти. Полная замена высшего руководства страны позволит разбить подобные наработанные коррупционные связи.

Социал-демократы должны также ликвидировать и систему государственных привилегий, за счёт которой кормилась советская номенклатура (выше мы приводили ссылку на статью, где рассматривали эту систему) и продолжает кормиться сегодняшняя. Эта система привилегий – одна из мощных статей расхода, направляющих государственные бюджеты в антинародном направлении. Важно также лишить номенклатуру средств массовой информации (а наиболее злостных пропагандистов ещё и капиталов), которые могут позволить им осуществлять новые попытки реабилитации сталинизма. Одна из причин необходимости люстрации состоит также в том, что старая номенклатура не позволит провести прогрессивные демократические реформы:

Победить коррупцию и обеспечить благоприятную почву для создания полноценной демократии – вот цели, в выполнении которых должна помочь номенклатурная люстрация.

Мягкий или жёсткий сценарий

Основных сценариев проведения люстрации номенклатуры два – мягкий и жёсткий. Первый может быть реализован в случае, если номенклатура без существенных угроз её режиму пойдёт на переговоры с оппозицией и добровольно передаст власть оппозиционной широкой коалиции в обмен на гарантии своей безопасности и свободы. Если же для смены власти потребуются насильственные действия, в этом случае, скорее всего, будет реализован жёсткий сценарий, схожий с денацификацией в Германии.

В обоих случаях, как выше уже было упомянуто, люстрацией должна заниматься независимая комиссия граждан из числа предложенных и утверждённых высшими органами новой власти (дополнительно нужно обеспечить максимальную защиту членам комиссии). При этом новая власть должна быть готова к проверке независимости этой комиссии со стороны, например, того же Совета Европы или представителей средств массовой информации.

какой орган власти осуществляет люстрацию Если номенклатурщики найдут в себе мужество пойти навстречу оппозиции и гражданам, отношение к ним будет совсем иным

Жёсткий сценарий

Общий поэтапный порядок действий проведения жёсткого сценария люстрации:

По итогам этих действий в открытом доступе должен быть представлен отчёт о ходе расследований и об имуществе подследственных. Зарубежное имущество лиц, у которых оно добыто незаконным путём, должно быть немедленно изъято и распродано в пользу государственных фондов, отвечающих за экономическое развитие. Должна быть проведена сплошная проверка близкого круга общения представителей номенклатуры на предмет их нелегального сотрудничества с номенклатурой и проведение расследований со всеми вытекающими последствиями в случае выявления таких связей.

Либерал-консерваторы вряд ли примут подобный пакет мер, так как побоятся расследования итогов приватизации. Сталинисты, хоть и много говорят про это, вряд ли выработают реальный план действий, так как выражают интересы номенклатуры. Социал-демократы же не могут бояться номенклатурной люстрации, поскольку выражают интересы большинства граждан, а не финансовых элит.

Какого рода наказания должна предусматривать люстрация? Мы уже писали отдельной статьёй, что смертная казнь для социал-демократов неприемлема. Для ответственных лиц первой категории наиболее вероятные наказания – тюремные заключения сроком до 20 лет с конфискацией имущества. Впрочем, для большей части лиц, принимая во внимание их подчинённость диктатуре, следует назначить лишь крупный денежный штраф (соответственно участию каждого отдельного лица в коррупционных схемах) и лишение права занимать государственные должности, взаимодействовать со средствами массовой информации и политическими организациями в течение 5-10 лет. Наша цель – не отомстить и заполнить тюрьмы, усиливая враждебность в обществе, а создать демократическое общество. Разумеется, не следует лишать шанса людей, исполняющих распоряжения номенклатуры не по своей воле. Необходимо предусмотреть смягчающие обстоятельства для тех, кто сможет доказать факты своей борьбы с режимом номенклатуры.

«Мягкий» вариант

Мы считаем, что существует также вариант, при котором необязательно устраивать судебные процессы, экспроприации собственности и посадки. Этот вариант возможен только при заключении Договора о добровольной люстрации между номенклатурой и широкой коалицией оппозиционных демократических сил, в результате которого номенклатура сдаёт коалиции все государственные должности, лишается на 5 лет права их занимать (а также заниматься просветительской деятельностью) и обязуется продать принадлежащие ей предприятия неноменклатурным частникам. Взамен номенклатура получает полную защиту от политических преследований, деньги, уважение (как люди, имеющие мужество отказаться от своей диктатуры) и возможность начать новую, честную жизнь в прогрессивной демократической стране. Даже в кинематографе отрицательный персонаж может стать в итоге положительным героем, если в конце решится отказаться от своих амбиций:

От этого договора выиграют все слои общества. Выиграет и номенклатура, так как она, во-первых, обезопасит себя и свои семьи от возможных репрессий, во-вторых — от полной экспроприации (всё это имеет высокую вероятность быть, так как номенклатура уже подвела Россию к пропасти). Тот номенклатурщик, кто не стремится к Договору о добровольной люстрации, может поставить под угрозу свободу и благосостояние, а то и жизнь своих близких.

Некоторые могут возразить — зачем платить им деньги? Чтобы номенклатура продолжала роскошно жить, проедая украденное у народа? Однако, при социал-демократической экономике с её налоговой системой та часть номенклатуры, которая не способна эффективно организовать бизнес, постепенно разорится, то есть её капиталы перейдут в народное пользование. Ту же часть, которая эффективно распорядится своими капиталами, мы не видим смысла преследовать, так как она окажется полезной для экономики. Поэтому нет проблемы в подобной мягкой люстрации, особенно если социал-демократы будут ведущей партией в коалиции и реализуют свои требования расширения демократических институтов и реформирования налоговой системы.

Источники

какой орган власти осуществляет люстрацию

Главный редактор и создатель «Логики прогресса». Искусствовед по образованию, состоял в нескольких различных левых оппозиционных движениях.

У нас нет миллионных рекламных бюджетов, поэтому делитесь статьёй в соцсетях, если разделяете мнение, высказанное в ней

Редакция онлайн-журнала «Логика прогресса» разрешает комментарии, потому что не боится дискуссии и стремится к наиболее объективному отображению информации. Мы призываем всех присоединиться к обсуждениям, высказывать своё мнение и конструктивную критику.

Дмитрию И., который написал письмо в редакцию, передаю благодарность за его сведения и прошу связаться со мной в ВК. Немного барахлят формы обратной связи, мне не пришёл ваш электронный адрес.

Ха-Джун Чанг пишет: «Банкиры продвигают введение более мягкого финансового регулирования, промышленники просят об усилении защиты торговли, профсоюзы настаивают на повышении минимальной заработной платы, и все это они делают, не учитывая последствий для национальной финансовой стабильности, потребительских цен или безработицы… Даже если государственный аппарат сумел решить проблему неполноты информации и каким-то образом разработал здоровую политику, ему, особенно в бедных странах, может просто не хватать человеческих и финансовых ресурсов для ее надлежащего осуществления». Вот это одна из причин, почему нужна люстрация номенклатуры. Старая номенлатура просто не позволит провести реформы

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *