какой орган в древних афинах исполнял судебные функции
Афинское право
Суд в Древних Афинах
Судебные функции принадлежали и народному собранию, и ареопагу, и еще нескольким судебным коллегиям, созданным для отдельных категорий дел:
Исторически первым судом был суд базилевса — племенного вождя, имевшего власть над жизнью и имуществом соплеменников. Позднее судебные функции перешли к ареопагу, который обладал еще административной властью. В качестве суда он расследовал дело, выносил приговор и следил за его исполнением. Стороны выступали в процессе после принесения присяги.
Судебное разбирательство в афинской гелиэе имело две разновидности:
Делами государственными (общеполисными) считались такие, которые были связаны с нарушением интересов всей общины или отдельного ее члена, которым был причинен вред вследствие совершения противозаконных действий.
Частные дела возникали вследствие нарушения личных интересов.
Законы поощряли самостоятельное ведение дел в суде, поэтому официальных защитников-помощников не существовало.
Форма разбирательства была обвинительная, поэтому обязанность доказывания лежала на участниках. Свидетели присягали у жертвенника и давали свои показания устно. Свидетелей-рабов могли допрашивать с применением пыток (подвешивание, вливание в ноздри уксуса, прижигание тела раскаленным предметом и др.).
Судьи голосовали по внутреннему убеждению. Кроме того, судьи обещали не принимать даров лично или через посредство кого бы то ни было. Голосование было тайным, с помощью белых (цельных) и черных (просверленных) камешков.
Недостатком обвинительного процесса (вместо более уравновешенного состязательного) было поощрение кляузников. Для разных кляузников и доносчиков, которые в случае победы получали нечто из имущества осужденного, существовало сильное искушение начинать такие процессы.
Тот факт, что любой гражданин мог выступить против постановления народного собрания (или против одного только предложения или рекомендации народному собранию), если оно противоречит существующим законам и может навредить государству, свидетельствует о своеобразной практике общественного и судебного надзора за законностью.
Другим механизмом судебного надзора за законностью была деятельность специальной комиссии гелиастов — комиссии номофетов (законодателей). Только с одобрения коллегии номофетов законопроект становился законом и вступал в силу. Суд номофетов и суд по обвинению в противозаконности имели сильное влияние на судьбу решений народного собрания и тем самым обеспечивали здоровый консервативный настрой и обеспечивалось уважительное отношение к существующим законам, без которых демократия превращалась в заурядную охлократию.
Право в Древней Греции, как и в других регионах древнего мира, тесно увязывалось со справедливостью, но эта справедливость соотносилась с демократическим требованием равенства в пользовании политическими правами. Правовые нормы и процедуры разрешения спора о правах отыскивались в двух источниках:
Во всех кодексах точно определялся размер и характер наказаний, с тем чтобы судья не мог назначить кару по собственному произволу. Еще заметны были уступки пережиткам традиции мщения кровью (кровная месть).
В первом письменном законодательстве Афин в правление Драконта (621 г. до н.э.) не различались преступления тяжкие и легкие (это различение ввел Солон). За любую кражу наказывали смертью, хотя в числе наказаний были штрафы, изгнание, продажа в рабство, бичевание, лишение гражданских прав (атимия).
Уже в законодательстве Драконта есть понимание оправданности убийства в целях самозащиты, и наказание в данном случае предусматривало изгнание либо штраф.
Право собственности и обязательства в Древних Афинах
Собственности как абсолютного права у греков не существовало. Главным считался факт владения, фактического обладания имуществом с правом распоряжения.
Виды собственности в Древних Афинах:
Обязательства в Древних Афинах:
Заключение договоров происходило без особых формальностей, и только наиболее важные заключались в письменной форме. Исполнение договоров обеспечивалось задатком: поручительством третьих лиц, залогом (до реформ Солона еще и самозакладом).
Практиковались различные виды найма:
Существовала ответственность за других (детей, рабов).
Брак и семья в Древних Афинах
Безбрачие осуждалось морально, многоженство запрещалось. Брак сопровождался договором жениха с главой семьи невесты, платой за невесту, но приданым невеста снабжалась не всегда. Власть отца до Солона была очень большой: он мог продавать детей в рабство.
Преступления в Древних Афинах
Вора-рецидивиста обращали в рабство.
Лишение политических прав означало бесчестье (атимию) и сопровождалось отстранением от участия в народных собраниях и занятия общественных должностей. Доносчики (сикофанты) поощрялись при подтверждении политических обвинений частью конфискуемого имущества, но при ложном обвинении могли быть преданы суду сами.
§ 8. Суд и процесс
1. Судоустройство. Древнейшим судебным органом Афинского государства был ареопаг. Позднее образовался суд эфетов. Еще позднее, при Солоне, была создана гелиэя — суд присяжных заседателей. При Пизистрате для рассмотрения мелких дел учреждены были судьи по демам, уничтоженные по свержении тирании и впоследствии восстановленные в виде коллегии тридцати (позднее коллегии сорока).
Остановимся на устройстве и компетенции каждого судебного органа в отдельности.
а) Ареопаг разбирал дела о предумышленном убийстве, отравлениях и поджогах. Убийство считалось делом, вызывавшим гнев богов, поэтому наказание убийцы приобретало религиозное значение. Вот почему после похорон убитого ближайший родственник убитого обращался с жалобой к архонту-базилевсу, в ведении которого находились дела религиозного значения. Архонт-базилевс определял, какому именно суду подсудно данное дело (ареопагу, суду эфетов, гелиэе), и производил предварительное следствие. Дела, поступающие в ареопаг, слушались под открытым небом, чтобы присутствующие не осквернялись пребыванием под одной кровлей с убийцей. Обвинитель и обвиняемый стояли на двух необделанных камнях, из коих один именовался камнем непрощения, а другой — камнем обиды. Убийца мог после речи обвинителя удалиться в изгнание и в силу этого избавиться от осуждения. Обычным наказанием за умышленное убийство была смертная казнь, а за умышленное нанесение ран — изгнание с конфискацией имущества. При равенстве голосов членов ареопага подсудимый считался оправданным.
в) Для рассмотрения уголовных дел существовала еще коллегия одиннадцати. Ей подсудны были дела разбойников, ночных воров, карманных воров, похитителей граждан и других преступных элементов общества (kakourgoi).
Первоначально коллегия одиннадцати сама судила этих лиц, позднее она стала приговаривать виновных к смертной казни лишь в случае сознания преступника, в других случаях она передавала дело на рассмотрение какого-либо суда.
г) Дела по имущественным спорам слушались главным образом в суде диэтетов и в суде “сорока мужей”.
Мелкие дела по спорам на сумму не свыше десяти драхм рассматривались окончательно судом “сорока мужей” (tettarakonta), который, как было сказано выше, вел свое происхождение от “судей по демам”. По делам на сумму более десяти драхм, т. e. по большинству имущественных тяжб, в качестве первой инстанции выступал суд диэтетов. Апелляция на его решения приносилась в гелиэю. Истец мог и непосредственно начать дело в гелиэе, но считалось неудобным обращаться к гелиэе, не поставив своего дела сначала на рассмотрение диэтетов. K тому же суд диэтетов сопряжен был с меньшими издержками, чем суд гелиастов.
Дела, рассмотрение которых полагалось закончить в месячный срок, поступали на суд особых “докладчиков” (eisagogeis) и аподек- тов. Этими срочными “месячными” тяжбами считались, как сообщает Аристотель (“Афинская полития”, 52, 2), дела о возврате приданого, дела о процентном займе или о займе на оборудование мастерской, дела об обществах и товариществах, споры о триерха- риях и некоторые другие. Аподекты в месячный срок разбирали дела, возбуждаемые откупщиками и против откупщиков.
д) Наконец, важнейшим судебным органом в Афинах была ге- лиэя. Гелиэя была первой инстанцией по важнейшим судебным делам и апелляционной инстанцией по делам, решенным другими судебными учреждениями.
2. Судопроизводство. Начинать судебные дела могли лишь полноправные афинские граждане. За женщину и несовершеннолетнего действовал kyrios, за метэка — его простат, за раба — его господин.
Уже было отмечено, что в Афинах различались два рода судебных дел: a) dike и б) graphe. Процесс dike начинался по заявлению потерпевшего или его законного представителя — kyrios и т. п. Процесс graphe начинался по заявлению любого полноправного гражданина, независимо от того, были затронуты его личные интересы или нет.
Начавший процесс dike мог его прекратить, не доведя дела до постановления решения.
Начавший процесс graphe должен был довести дело до конца под угрозою штрафа в 1000 драхм. Никаких материальных выгод в случае выигрыша дела он не получал, за некоторыми исключениями. B случае проигрыша он подвергался штрафу в 1000 драхм, если при вынесении решения в его пользу голосовало меньше 1 A части судей. При процессе dike начавший дело должен был внести судебную пошлину, при процессе graphe, как общее правило, никаких пошлин вносить не полагалось.
При процессе graphe материальная выгода для начавшего дело могла получиться лишь в том случае, если он жаловался на нарушение финансовых прав государства: неуплату налогов, пошлин, нарушение правил хлебной торговли или на недобросовестную опеку. B этом случае жалобщик получал часть конфискуемого имущества или часть наложенного на виновного штрафа. To же происходило и при жалобах на осуществляемое кем-либо незаконное пользование государственным имуществом.
Эти выгоды, создававшиеся для обвинителей в некоторых видах процессов, побуждали отдельных афинян специально заниматься доносами, так что образовался особый разряд профессиональных доносчиков — сикофантов, которые разоблачали злоупотребления разного рода, но вместе с тем нередко не останавливались перед недобросовестными обвинениями. Вымогательство сикофантов угрозой возбудить обвинение считалось преступлением и давало основание для жалобы на сикофанта и начатия против него процесса.
Вызов обвиняемого или ответчика в суд производился не органами государства, а самим обвинителем (истцом), который перед свидетелями призывал обвиняемого или ответчика явиться в назначенный день и час в суд, точнее, к тому должностному лицу, которое должно было дать направление делу. При неявке дело слушалось заочно.
Должностное лицо, получившее жалобу, прежде всего само производило расследование дела — anakrisis. При этом обвиняемому (или ответчику) принадлежало право представить свои письменные возражения против заявления обвинителя (истца), так называемую paragraphe. C рассмотрения этих возражений, если они поступали, и начиналось расследование дела. Ответчик мог сослаться на то, что его дело уже однажды разбиралось раньше, или что претензия истца погашена давностью, или что дело начато не в том порядке, в каком следовало, или не у того должностного лица, у которого надлежало. Если протест признавался основательным, дело прекращалось по рассмотрении протеста.
Если же обвиняемый (ответчик) не представлял paragraphe, судья переходил к расследованию дела по существу. Стороны представляли все необходимые по делу доказательства: документы, свидетельские показания и np., скрепляли свои утверждения клятвами. B качестве свидетелей могли выступать не только свободные, но и рабы. Однако рабы, как правило, допрашивались лишь под пыткой (битье бичами, подвешивание на лестнице, заливание носа уксусом и np.), которая происходила в присутствии сторон. Женщины и несовершеннолетние не могли давать свидетельских показаний.
По окончании предварительного расследования (анакризиса) все доказательства, в том числе и записи свидетельских показаний, заключались в особые медные или глиняные сосуды (ехины), подвергавшиеся запечатыванию, после чего нельзя было уже представить новых доказательств, и при дальнейшем рассмотрении дела можно было ссылаться лишь на доказательства, заключенные в ехине.
По окончании анакризиса назначался день судебного заседания. B заседании суда секретарь оглашал жалобу обвинителя (истца) и возражения другой стороны. Затем стороны произносили речи. Для речей в большинстве случаев назначалось определенное количество времени, которое измерялось особыми водяными часами (клепсидра). Обе стороны получали поровну времени, причем на время, когда читались законы, документы или оглашались свидетельские показания, клепсидру приостанавливали. Ораторы имели обыкновение прерывать свою речь для оглашения документов, свидетельских показаний или для обращения к свидетелям, находившимся на суде. Было принято воздействовать на судей всеми доступными сторонам средствами, приводить в судебное заседание родителей, жен и детей, которые должны были своими просьбами и плачем воздействовать на судей. Это, впрочем, воспрещалось законом.
Судебное заседание заканчивалось тайным голосованием, при посредстве которого судьи выносили решение. Голосование происходило без предварительного совещания судей между собой при помощи белых и черных камешков. При равенстве голосов, которое могло получиться, если судья воздерживался от голосования (т. e. оба камешка клал в один и тот же сосуд), подсудимый считался оправданным.
Так как не во всех делах наказание было предусмотрено законом, то нередко вслед за вынесением обвинительного приговора происходило голосование относительно меры наказания. Предложения могли делать как обвинитель, так и обвиняемый. B известном процессе Сократа, когда последнему было предложено назначить себе наказание, Сократ вызывающе стал говорить о своих заслугах перед государством, за которые он достоин получить почетный обед в пританее. B крайнем случае, он соглашался уплатить сравнительно небольшой штраф. Судьи склонились в пользу наказания, предложенного обвинителем, и назначили Сократу смертную казнь.
Ha судебные решения и приговоры допускалась апелляция (efesis) к гелиэе. K гелиэе можно было апеллировать даже на решения народного собрания, которое выполняло в некоторых случаях, как мы видели выше, судебные функции. Решения гелиэи были окончательными и обжалованию не подлежали. Добиться их пересмотра можно было лишь в том случае, если осужденному удавалось доказать путем возбуждения нового процесса, что более половины свидетелей дали ложные показания, или если обнаруживалось, что он не был вызван на суд или не явился в суд по уважительной причине.
Для исполнения решения ответчику назначался срок. При неуплате в этот срок истец мог захватить имущество должника, а если встречал при этом сопротивление, начинал процесс об исполнении решения (dike exoules), проигрыш которого ответчиком влек для него штраф в пользу казны, равный сумме иска.
Если по делу назначалась уплата денежных штрафов, осужденному давался срок, по истечении которого при неуплате виновный подвергался атимии и личному задержанию, если не представлял трех поручителей. Через некоторое время штраф удваивался и, кроме того, государство могло подвергнуть конфискации имущество осужденного.
§ 8. Суд и процесс
Остановимся на устройстве и компетенции каждого судебного органа в отдельности.
а) Ареопаг разбирал дела о предумышленном убийстве, отравлениях и поджогах. Убийство считалось делом, вызывавшим гнев богов, поэтому наказание убийцы приобретало религиозное значение. Вот почему после похорон убитого ближайший родственник убитого обращался с жалобой к архонту-базилевсу, в ведении которого находились дела религиозного значения. Архонт-базилевс определял, какому именно суду подсудно данное дело (ареопагу, суду эфетов, гелиэе), и производил предварительное следствие. Дела, поступающие в ареопаг, слушались под открытым небом, чтобы присутствующие не осквернялись пребыванием под одной кровлей с убийцей. Обвинитель и обвиняемый стояли на двух необделанных камнях, из коих один именовался камнем непрощения, а другой — камнем обиды. Убийца мог после речи обвинителя удалиться в изгнание и в силу этого избавиться от осуждения. Обычным наказанием за умышленное убийство была смертная казнь, а за умышленное нанесение ран — изгнание с конфискацией имущества. При равенстве голосов членов ареопага подсудимый считался оправданным.
б) Суд эфетов разбирал дела о непредумышленных убийствах,
о подстрекательстве к убийству или нанесению увечья и дела об убийстве метэков.
в) Для рассмотрения уголовных дел существовала еще коллегия одиннадцати. Ей подсудны были дела разбойников, ночных воров, карманных воров, похитителей граждан и других преступных элементов общества (kakourgoi).
Первоначально коллегия одиннадцати сама судила этих лиц, позднее она стала приговаривать виновных к смертной казни лишь в случае сознания преступника, в других случаях она передавала дело на рассмотрение какого-либо суда. Коллегия осуществляла также надзор над тюрьмами и наблюдала за приведением в исполнение приговоров, осуждавших виновных к тюремному заключению, а также смертных приговоров.
г) Дела по имущественным спорам слушались главным образом в суде диэтетов и в суде “сорока мужей”.
Мелкие дела по спорам на сумму не свыше десяти драхм рассматривались окончательно судом “сорока мужей” (tettarakonta), который, как было сказано выше, вел свое происхождение от “судей по демам”. По делам на сумму более десяти драхм, т. е. по большинству имущественных тяжб, в качестве первой инстанции выступал суд диэтетов.
Дела, рассмотрение которых полагалось закончить в месячный срок, поступали на суд особых “докладчиков” (eisagogeis) и аподек- тов. Этими срочными “месячными” тяжбами считались, как сообщает Аристотель (“Афинская полития”, 52, 2), дела о возврате приданого, дела о процентном займе или о займе на оборудование мастерской, дела об обществах и товариществах, споры о триерха- риях и некоторые другие. Аподекты в месячный срок разбирали дела, возбуждаемые откупщиками и против откупщиков.
д) Наконец, важнейшим судебным органом в Афинах была ге- лиэя. Гелиэя была первой инстанцией по важнейшим судебным делам и апелляционной инстанцией по делам, решенным другими судебными учреждениями.
2. Судопроизводство. Начинать судебные дела могли лишь полноправные афинские граждане. За женщину и несовершеннолетнего действовал kyrios, за метэка — его простат, за раба — его господин.
Уже было отмечено, что в Афинах различались два рода судебных дел: a) dike и б) graphe. Процесс dike начинался по заявлению потерпевшего или его законного представителя — kyrios и т. п. Процесс graphe начинался по заявлению любого полноправного гражданина, независимо от того, были затронуты его личные интересы или нет.
Начавший процесс dike мог его прекратить, не доведя дела до постановления решения.
Начавший процесс graphe должен был довести дело до конца под угрозою штрафа в 1000 драхм. Никаких материальных выгод в случае выигрыша дела он не получал, за некоторыми исключениями. В случае проигрыша он подвергался штрафу в 1000 драхм, если при вынесении решения в его пользу голосовало меньше ‘А части судей. При процессе dike начавший дело должен был внести судебную пошлину, при процессе graphe, как общее правило, никаких пошлин вносить не полагалось.
При процессе graphe материальная выгода для начавшего дело могла получиться лишь в том случае, если он жаловался на нарушение финансовых прав государства: неуплату налогов, пошлин, нарушение правил хлебной торговли или на недобросовестную опеку.
Эти выгоды, создававшиеся для обвинителей в некоторых видах процессов, побуждали отдельных афинян специально заниматься доносами, так что образовался особый разряд профессиональных доносчиков — сикофантов, которые разоблачали злоупотребления разного рода, но вместе с тем нередко не останавливались перед недобросовестными обвинениями. Вымогательство сикофантов угрозой возбудить обвинение считалось преступлением и давало основание для жалобы на сикофанта и начатия против него процесса.
Вызов обвиняемого или ответчика в суд производился не органами государства, а самим обвинителем (истцом), который перед свидетелями призывал обвиняемого или ответчика явиться в назначенный день и час в суд, точнее, к тому должностному лицу, которое должно было дать направление делу. При неявке дело слушалось заочно.
Должностное лицо, получившее жалобу, прежде всего само производило расследование дела — anakrisis. При этом обвиняемому (или ответчику) принадлежало право представить свои письменные возражения против заявления обвинителя (истца), так называемую paragraphe. С рассмотрения этих возражений, если они поступали, и начиналось расследование дела. Ответчик мог сослаться на то, что его дело уже однажды разбиралось раньше, или что претензия истца погашена давностью, или что дело начато не в том порядке, в каком следовало, или не у того должностного лица, у которого надлежало. Если протест признавался основательным, дело прекращалось по рассмотрении протеста.
Если же обвиняемый (ответчик) не представлял paragraphe, судья переходил к расследованию дела по существу. Стороны представляли все необходимые по делу доказательства: документы, свидетельские показания и пр., скрепляли свои утверждения клятвами. В качестве свидетелей могли выступать не только свободные, но и рабы.
По окончании предварительного расследования (анакризиса) все доказательства, в том числе и записи свидетельских показаний, заключались в особые медные или глиняные сосуды (ехины), подвергавшиеся запечатыванию, после чего нельзя было уже представить новых доказательств, и при дальнейшем рассмотрении дела можно было ссылаться лишь на доказательства, заключенные в ехине.
По окончании анакризиса назначался день судебного заседания. В заседании суда секретарь оглашал жалобу обвинителя (истца) и возражения другой стороны. Затем стороны произносили речи. Для речей в большинстве случаев назначалось определенное количество времени, которое измерялось особыми водяными часами (клепсидра). Обе стороны получали поровну времени, причем на время, когда читались законы, документы или оглашались свидетельские показания, клепсидру приостанавливали. Ораторы имели обыкновение прерывать свою речь для оглашения документов, свидетельских показаний или для обращения к свидетелям, находившимся на суде. Было принято воздействовать на судей всеми доступными сторонам средствами, приводить в судебное заседание родителей, жен и детей, которые должны были своими просьбами и плачем воздействовать на судей. Это, впрочем, воспрещалось законом.
Судебное заседание заканчивалось тайным голосованием, при посредстве которого судьи выносили решение. Голосование происходило без предварительного совещания судей между собой при помощи белых и черных камешков. При равенстве голосов, которое могло получиться, если судья воздерживался от голосования (т. е. оба камешка клал в один и тот же сосуд), подсудимый считался оправданным.
Так как не во всех делах наказание было предусмотрено законом, то нередко вслед за вынесением обвинительного приговора происходило голосование относительно меры наказания.
На судебные решения и приговоры допускалась апелляция (efesis) к гелиэе. К гелиэе можно было апеллировать даже на решения народного собрания, которое выполняло в некоторых случаях, как мы видели выше, судебные функции. Решения гелиэи были окончательными и обжалованию не подлежали. Добиться их пересмотра можно было лишь в том случае, если осужденному удавалось доказать путем возбуждения нового процесса, что более половины свидетелей дали ложные показания, или если обнаруживалось, что он не был вызван на суд или не явился в суд по уважительной причине.
Для исполнения решения ответчику назначался срок. При неуплате в этот срок истец мог захватить имущество должника, а если встречал при этом сопротивление, начинал процесс об исполнении решения (dike exoules), проигрыш которого ответчиком влек для него штраф в пользу казны, равный сумме иска.
Если по делу назначалась уплата денежных штрафов, осужденному давался срок, по истечении которого при неуплате виновный подвергался атимии и личному задержанию, если не представлял трех поручителей. Через некоторое время штраф удваивался и, кроме того, государство могло подвергнуть конфискации имущество осужденного.
Суд, его органы и процесс в древних Афинах
В Афинском государстве существовали следующие судебные органы:
Ареопаг. Разбирал дела об умышленных убийствах, поджогах. Убийство считалось делом, вызвавшем гнев богов и поэтому приобретало религиозное значение. Убийца мог удалится в изгнание и тем самым избавится от осуждения.
Суд эфетов разбирал дела о неумышленных убийствах, дела об убийстве метэков, о нанесении увечий, об убийстве, дозволенном законом, нечаянное убийство, случаи причинения смерти животными и предметами.
Коллегия одинадцати, ей были подсудны дела разбойников, ночных воров, карманных воров, осуществляла надзор за тюрьмами и за исполнением приговоров.
Суд «сорока мужей». В нем рассматривались имущественные дела на сумму не свыше 10 драхм. Он вел свое начало от «судей по демам».
Суд диэтов. В нем рассматривались дела на сумму более 10 драхм т.е. по большинству имущественных тяжб. Апелляция на его решение подавалось в гелиэю.
Гелиэя была важнейшим судебным органом в Афинах. Первая инстанция по важнейшим судебным делам и апелляционной инстанцией.
Начинать судебный процесс имели право только полноправные граждане. Процесс dike начинался по заявлению потерпевшего, процесс graphe-по заявлению любого полноправного гражданина. Существовал особый разряд профессиональных доносчиков-сикофантов. Вызов в суд производился истцом, при неявке дело могло слушаться заочно.
29. Древняя Спарта: законодательство царя Ликурга
Основным источником наших знаний о Ликурге является его жизеописание, созданное Плутархом, который опирался на множество источников, до нас не дошедших.
Согласно Плутарху, Ликург происходил из царского рода (в Спарте с древнейших времен было 2 царя) и занялся законодательством, являясь опекуном (продиком) малолетнего племянника.
Предание гласит, что подготавливая реформу, Ликург объездил ряд стран: Крит, Малую Азию, Египет, где ознакомился с местными обычаями. Вернувшись, он обратился к Оракулу в Дельфах, который дал ему т.н. “Великую ретру” (“ретра” переводится как “договор” и как “изречение оракула”).
В ПОЛИТИЧЕСКОЙ СФЕРЕ:
В СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЕ:
-разделение граждан на филы и обы;
-замена золотой и серебряной монеты на тяжелую железную, что привело к потере смысла накопления, а также вывело Спарту из внешнего рынка. В самом городе исчезли ремесленники, создающие предметы роскоши.
В СИСТЕМЕ ВОСПИТАНИЯ: Реформа была направлена на воспитание воинов.
-слабых новорожденных кидали в пропасть, крепких же отдавали кормилицам, которые воспитывали в них силу и смелость;
–с 14 лет к ним приставляли педономов из достойнейших граждан. Еду юные спартанцы должны были воровать у периэков;
–с 20 лет спартанец принимал участие в походах, где правила поведения были уже менее строгими.
Всю жизнь спартанец принадлежал государству, а его воспитание не заканчивалось со зрелым возрастом.
Законы Ликурга не были записаны. Плутарх отдельно упоминает о трех “ретрах” Ликурга:
1)запрет писанного законодательства;
2)строительство дома только с помощью топора и пилы;
3)неучастие долгое время в войне с одним и тем же противником (чтобы не научить его военному искусству).
Закат законов Ликурга происходит в царствие Агида (426 г. до н.э.), при котором в Спарту попали золотые деньги, разрушившие строй общества, подчиненного интересам гос-ва.