какой орган утверждает целевые модели при создании суперсервисов
Какой орган утверждает целевые модели при создании суперсервисов
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.
Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Обзор документа
Постановление Правительства РФ от 31 декабря 2020 г. N 2427 “О функционировании суперсервиса «Поступление в вуз онлайн» (документ не вступил в силу)
Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемое Положение о функционировании I этапа суперсервиса «Поступление в вуз онлайн».
федеральными органами исполнительной власти, ответственными за обеспечение реализации функционала суперсервиса в рамках своей компетенции, являются Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации и Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки.
3. Министерству цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации обеспечивать:
использование простой электронной подписи заявителя для подтверждения действий, осуществляемых с использованием суперсервиса посредством единого портала.
4. Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки обеспечивать:
функционирование сервиса приема;
получение сервисом приема из единого портала посредством системы взаимодействия информации о документе, удостоверяющем образование соответствующего уровня поступающего, в том числе электронных образов (документов на бумажном носителе, преобразованных в электронную форму путем сканирования или фотографирования);
проверку с использованием сервиса приема полученной из единого портала информации на соответствие сведениям, размещенным в федеральном реестре;
передачу в неизменном виде в образовательные организации информации о документе, удостоверяющем образование соответствующего уровня поступающего, полученной из единого портала, а также информации о наличии сведений о таком документе в федеральном реестре, включая дату загрузки и проверки.
5. Федеральным органам исполнительной власти, указанным в абзаце третьем пункта 2 настоящего постановления, и образовательным организациям при работе с суперсервисом обеспечивать соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области персональных данных в рамках реализации функционала суперсервиса.
6. Министерству науки и высшего образования Российской Федерации совместно с Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации и Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки:
ежегодно, до 30 октября, представлять в Правительство Российской Федерации доклад о результатах функционирования суперсервиса;
7. Обеспечение реализации функционала суперсервиса осуществляется федеральными органами исполнительной власти, указанными в абзаце третьем пункта 2 настоящего постановления, в пределах установленной предельной численности работников их центральных аппаратов и территориальных органов, а также бюджетных ассигнований, предусмотренных указанным федеральным органам исполнительной власти в федеральном бюджете на руководство и управление в сфере установленных функций.
Председатель Правительства Российской Федерации | М. Мишустин |
УТВЕРЖДЕНО
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 31 декабря 2020 г. N 2427
Положение
о функционировании I этапа суперсервиса «Поступление в вуз онлайн»
2. Понятия, используемые в настоящем Положении, означают следующее:
3. Целью реализации I этапа суперсервиса является обеспечение возможности проведения приема на обучение в образовательные организации, в том числе зачисления в образовательные организации в автоматизированном режиме с использованием уникального электронного заявления о согласии на зачисление и уникальной информации о документе установленного образца, полученной из единого портала.
4. Задачами реализации I этапа суперсервиса являются:
б) организация взаимодействия единого портала, единой системы справочной информации и сервиса приема с последующей передачей в образовательные организации данных о поступающих, содержащихся в заявлениях, поданных посредством единого портала, для автоматизированной обработки в целях обеспечения:
передачи посредством единого портала и сервиса приема в образовательные организации уникальной информации о документе установленного образца;
формирования заявления о приеме на обучение в образовательную организацию с указанием сведений о документе об образовании и (или) о квалификации;
направления поступающим посредством единого портала уникального электронного заявления о согласии на зачисление в конкретную образовательную организацию не более установленного образовательной организацией количества раз;
возможности отзыва посредством единого портала уникального электронного заявления о согласии на зачисление и уникальной информации о документе установленного образца;
возможности отслеживания поступающим конкурсных списков по каждому отдельному конкурсу в электронном виде на едином портале, обновляемых не реже чем 5 раз в сутки;
записи поступающего на дополнительные вступительные испытания посредством единого портала с выбором поступающим конкретной даты и времени прохождения дополнительного вступительного испытания из предложенных образовательной организацией вариантов;
направления образовательной организацией пользователю единого портала информации о вынесенном решении по итогам рассмотрения заявления о приеме на обучение, уникального электронного заявления о согласии на зачисление и уникальной информации о документе установленного образца, поданных с использованием функционала суперсервиса на едином портале;
в) осуществление технической поддержки пользователей единого портала, организационно-технической и методологической поддержки образовательных организаций разработчиками единого портала и сервиса приема, а также федеральными органами исполнительной власти, ответственными за реализацию функционала суперсервиса.
5. Функционал суперсервиса позволяет образовательным организациям проводить прием на обучение с использованием дистанционных технологий, в том числе зачисление на обучение в автоматизированном режиме с использованием уникального электронного заявления о согласии на зачисление и уникальной информации о документе установленного образца, направленных посредством единого портала.
6. Образовательные организации осуществляют работу с заявлениями о приеме на обучение и уникальными электронными заявлениями о согласии на зачисление, поступившими с использованием суперсервиса посредством единого портала по защищенным каналам связи, одним из следующих способов:
а) через программный интерфейс сервиса приема;
б) через личный кабинет образовательной организации в сервисе приема.
7. Взаимодействие информационной системы образовательной организации с сервисом приема осуществляется через программный интерфейс с применением усиленной квалифицированной электронной подписи уполномоченного лица образовательной организации. Усиленная квалифицированная электронная подпись используется для подписания сообщений, направляемых посредством информационной системы образовательной организации в сервис приема. Регистрация сертификата усиленной квалифицированной электронной подписи в сервисе приема производится уполномоченным лицом образовательной организации посредством личного кабинета образовательной организации.
8. Зачислению в образовательные организации с использованием функционала суперсервиса подлежат поступающие, успешно прошедшие конкурс, подавшие посредством единого портала уникальное электронное заявление о согласии на зачисление и уникальную информацию о документе установленного образца, которые также являются основанием для издания приказа о зачислении.
Обзор документа
Для подтверждения действий в рамках суперсервиса достаточно простой электронной подписи. Зачислению в образовательные организации подлежат поступающие, успешно прошедшие конкурс, подавшие посредством единого портала уникальное электронное заявление о согласии на зачисление и уникальную информацию о документе установленного образца.
Какой орган утверждает целевые модели при создании суперсервисов
Итого по проекту
1 658,90
100,0%
Как видим, половина расходов направлена на обеспечение функционирования и развития инфраструктуры электронного правительства, а также информационных систем, направленных на предоставление государственных услуг и исполнение государственных функций в электронном виде.
В этой связи следует напомнить, что цифровая трансформация и оптимизация государственных и муниципальных услуг ведется по 2-м направлениям: комплексное решение жизненных ситуаций граждан и бизнеса (далее – суперсервисы) и цифровая трансформация приоритетных государственных и муниципальных услуг (далее – моносервисы).
ЧТО ТАКОЕ СУПЕРСЕРВИСЫ
Суперсервисы – это комплексные госуслуги, оказываемые в проактивном режиме в связи с распространёнными жизненными ситуациями (например, рождение ребёнка, оформление заявки на кредит и т.д.).
Предполагается, что каждый суперсервис будет состоять из взаимосвязанных госуслуг, услуг бюджетных учреждений, а также негосударственных сервисов (банковских, страховых и пр.).
Согласно показателям федерального проекта «Цифровое государственное управление» доля приоритетных услуг и суперсервисов, оказываемых в целевом виде, к 2020 году должна достичь 15%, а к 2024 году – 100%.
Паспортом проекта также определены обязательные характеристики суперсервисов. Они представлены на Рис. 1.
Рисунок 1 – Целевое состояние предоставления государственных и муниципальных услуг
Таким образом, основными характеристиками суперсервисов являются:
ЧТО СДЕЛАНО ДЛЯ ВНЕДРЕНИЯ СУПЕРСЕРВИСОВ
На федеральном уровне основные решения, связанные с внедрением суперсервисов, были приняты в текущем году. Так:
На данный момент на портале Госуслуг открыт раздел, где все желающие могут ознакомиться с прототипами 10 суперсервисов (Рис. 2).
Рисунок 2 – Прототипы суперсервисов, представленные на сайте gosuslugi.ru[4]
В настоящее время идет сбор обратной связи от общественности. Большинство отзывов – положительные. Далее будут утверждены дорожные карты[5]. После утверждения дорожных карт начнется этап реализации.
ЧТО ПРЕДСТОИТ СДЕЛАТЬ
Так как разработка суперсервисов идет от целевого состояния, практическое воплощение потребует большой работы. Сейчас в федеральном законодательстве есть много норм, которые препятствуют цифровой трансформации. Например, требование о выдаче только бумажного результата услуги. Соответственно, для предоставления суперсервисов необходимо значительно изменить законодательство. По информации Минкомсвязи для запуска всех суперсервисов необходимо поменять 144 нормативных акта, на сегодня 80% из них не готовы.
КАК ВЫСТРОЕНА РАБОТА НА ФЕДЕРАЛЬНОМ УРОВНЕ
Для реализации каждого суперсервиса сформирована отдельная команда на принципах agile в рамках рабочих групп. В их состав входят представители федеральных, региональных органов власти, эксперты. Всего в этих рабочих группах задействовано более 200 человек.
Основной разработчик суперсервисов – компания «РТ-Лабс» («дочка» «Ростелекома»), в процесс вовлечены НИИ «Восход», Сбербанк, Яндекс, Mail.ru Group.
На данный момент команды решают следующие задачи:
КАК БУДУТ ЗАДЕЙСТВОВАНЫ РЕГИОНЫ В РЕАЛИЗАЦИИ НАЦПРОЕКТА
29 мая 2019 года на заседании президиума Правительственной комиссии по цифровому развитию Глава Минкомсвязи Константин Носков озвучил следующее[6]:
«В целях выравнивания возможностей регионов мы разрабатываем платформенные решения, которые регионы смогут использовать. Это облачная платформа госуслуг, которая позволит регионам самостоятельно настраивать полный цикл оказания услуг, а также интегрировать с ней и свои решения, и коммерческие сервисы… Общий принцип взаимодействия с регионами здесь следующий. Создаются и развиваются федеральные платформы, с которыми интегрируются лучшие региональные решения. Мы должны сохранить, развивать и тиражировать лучшую региональную практику регионов-лидеров. При этом, конечно, нужно предоставить типовые решения регионам, у которых их нет (это, к сожалению, большинство регионов нашей страны)».
Таким образом, у регионов есть два пути:
Учитывая фактический уровень исполнения федерального проекта, полагаем, что второй вариант по ряду суперсервисов в настоящее время является более оптимальным.
Для справки:
Основные параметры федерального проекта «Цифровое государственное управление»
Входит в национальный проект
«Национальная программа «Цифровая экономика Российской Федерации»»
Состоялась презентация модели Суперсервиса «Поступление в вуз онлайн»
С помощью Суперсервиса абитуриенты смогут подать документы через портал Государственных услуг и далее отслеживать все этапы поступления в режиме онлайн.
Базовыми приоритетами Суперсервиса «Поступление в вуз онлайн» являются:
— сокращение временных затрат (без очередей);
— отсутствие необходимости финансовых трат на дорогу в другой город для подачи пакета документов;
— вся необходимая информация о приемной кампании очередного учебного года находится в одном месте.
Заместитель Министра науки и высшего образования РФ Сергей Кузьмин представил описание целевой модели Суперсервиса «Поступление в вуз онлайн» на заседании президиума Правительственной комиссии по цифровому развитию, использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности. Заседание состоялось под председательством Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Максима Акимова.
В ходе заседания состоялась дискуссия о дальнейшей интеграции информационных систем, входящих в состав Суперсервиса, с базами данных заинтересованных федеральных органов государственной власти (в частности Минтруда России) по предоставлению абитуриентам актуальной информации о рынке труда и статистики о востребованности профессий.
Целевая модель Суперсервиса была одобрена членами президиума и допущена к дальнейшей реализации в соответствии с утвержденной дорожной картой, включающей в себя мероприятия по внесению изменений в нормативные правовые акты и разработку функциональных блоков (дистанционное прохождение вступительных испытаний, онлайн апелляции, мониторинг позиционирования поданных заявлений). Функциональные блоки Суперсервиса будут внедряться поэтапно с 2020 по 2022 гг.
Реализация пилотного проекта Суперсервиса в некоторых вузах начнется в рамках приемной кампании 2020/2021 учебного года: прием документов в электронном виде будет осуществляться через Суперсервис «Поступление в вуз онлайн». Перечень вузов будет определён до конца 2019 года.
Мероприятия по созданию Суперсервиса «Поступление в вуз онлайн» осуществляются в рамках реализации национального проекта «Цифровая экономика».
Более подробно о концепции Суперсервиса «Поступление в вуз онлайн»
Дата публикации: 22.08.2019 13:14
Дата последнего изменения: 22.08.2019 13:14
Суперсервисы и цифровая трансформация госуслуг
Описание
В рамках Федерального проекта «Цифровое государственное управление» национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации» проводятся мероприятия по Цифровой трансформации государственных и муниципальных услуг.
Цифровая трансформация и оптимизация государственных и муниципальных услуг будет базироваться на следующих принципах:
Оптимизация государственных услуг ведется по 2-м направлениям: комплексное решение жизненных ситуаций граждан и бизнеса (далее – Суперсервисы) и цифровая трансформация приоритетных государственных и муниципальных услуг (моносервисы).
Федеральным проектом «Цифровое государственное управление» национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации» запланировано следующее мероприятие:
— задача 06.01.001 «Разработаны и утверждены требования к целевому состоянию и определено целевое состояние цифровой трансформации приоритетных массовых социально значимых, в том числе разрешительных государственных и муниципальных услуг, в том числе сгруппированных по жизненным ситуациям, в соответствии с утвержденным перечнем услуг и сервисов».
С целью реализации вышеуказанного мероприятия, на заседании президиума Правительственной комиссии по цифровому развитию, использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности под председательством Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации М.А. Акимова 28 марта 2019 г. были одобрены и утверждены:
— положение о рабочих группах подкомиссии Правительственной комиссии по цифровому развитию, использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности по реализации первоочередных жизненных ситуаций (суперсервисов);
— типовой план деятельности рабочих групп при подкомиссии Правительственной комиссии по цифровому развитию, использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности по реализации первоочередных жизненных ситуаций (суперсервисов).
— перечень суперсервисов, ответственные ведомства и руководители рабочих групп по реализации суперсервисов;
— перечень государственных услуг, включаемых в план оптимизации в 2019 году;
— матрица оценки цифровой зрелости государственных и муниципальных услуг;
— типовая форма дорожной карты оптимизации государственных и муниципальных услуг на основе расширенного использования информационных технологий;
— типовые целевые показатели оптимизации государственных и муниципальных услуг на основе расширенного использования информационных технологий.
На 2019 год планируются следующие мероприятия.
— До июля 2019 года планируется разработать и утвердить на Президиуме правительственной комиссии целевые состояния и дорожные карты оптимизации и цифровой трансформации приоритетных услуг и суперсервисов.
— Обеспечить проектирование ведомственных и государственных информационных систем и подготовить изменения в нормативные правовые акты, позволяющие достичь целевое состояние оптимизации и цифровой трансформации государственных услуг в 2020 году.
Ответственные департаменты
Материалы
Прототипы суперсервисов, одобренные на совещании у Министра цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации К.Ю.Носкова 04.06.2019г.
Переезд в другой регион
Поступление в ВУЗ онлайн
Рождение ребенка
Утрата близкого человека
Цифровое исполнительное производство
Перечень документов, утвержденный на заседании президиума Правительственной комиссии по цифровому развитию, использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности под председательством Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации М.А. Акимова 28 марта 2019 г.
Доступ разрешен
Например, сервис «Рождение ребенка» позволяет родителям получить все необходимые документы и выплаты, не выходя из дома. В цифровом профиле будущей мамы на портале госуслуг появляется электронный родовой сертификат и больничный. Суперсервис сам сообщает о положенных пособиях и помогает быстро их оформить. Заявление на получение выплат заполняется автоматически. Остается лишь проверить данные и указать реквизиты банковского счета.
За несколько месяцев до родов сервис позволяет записаться в роддом. Когда малыш появится на свет, справка о рождении также появится в профиле мамы, после чего сервис предложит родителям заказать комплект документов для малыша: свидетельство о рождении, СНИЛС, медицинский полис, ИНН, справку о регистрации. Маме нужно будет внести информацию об имени малыша, месте планируемой регистрации и выбрать страховую компанию. Заявление на оформление детских документов согласовывается с отцом ребенка. Уведомление об их готовности родители также получают в электронном виде. Цифровые документы сохраняются в их профилях на портале госуслуг.
Для получения федеральных и региональных пособий, положенных в связи с рождением ребенка, маме потребуется лишь проверить данные в заявлении и подтвердить его отправку. Через некоторое время деньги поступят на карту. Далее сервис предложит прикрепить ребенка к поликлинике и записать его в детсад. Это также можно будет сделать онлайн.
Как ранее уточняли в минкомсвязи, до конца года в пилотном формате будут запущены два суперсервиса: оформление европротокола онлайн и сервис, позволяющий гражданам оперативно получить комплекс услуг, связанных с исполнительным производством. Для тестирования первого выбраны Москва, Московская область, Санкт-Петербург и Ленинградская область. Второй заработает в Карелии.