какой орган у яблони выполняет функцию воздушного питания
Питание – жизнь, а лист – его орган для растений (4 фото)
Как питаются растения
Фотосинтез и его роль в жизни растений
Питание осуществляется благодаря хлоропластам, то есть зеленым пластидам (органоидам), содержащим хлорофилл. Они содержатся в листьях, но некоторые представители царства растений питаются с помощью клеток стебля, где тоже есть хлоропласты (к примеру, кактусы).
Однако именно лист – это орган, где происходит процесс фотосинтеза, то есть преобразования энергии света в энергию связей химических веществ при участии фотосинтетических пигментов. У большей части растений форма листа напоминают пластину солидной площади, что гарантирует максимальное соприкосновение листа с внешней средой.
При этом их расположение на стебле, ветке, стволе предусмотрено так, что они практически не закрывают друг от друга солнце. Такая система носит название листовой мозаики. У многих растений лист располагается перпендикулярно по отношению к падающим солнечным лучам, что еще больше увеличивает освещаемую площадь.
Лист устроен таким образом, чтобы максимально задействовать солнечный свет. Фотосинтез происходит в ассимиляционной паренхиме – специализированной ткани, отличающейся повышенным содержанием хлоропластов, в которых и идет этот процесс.
Хлорофилл выполняет важную функцию в процессе фотосинтеза. Он поглощает солнечный свет и задействует его энергию для создания органических веществ. То есть по сути свет представляет собой источник энергии, благодаря которой из неорганических веществ создаются органические, богатые энергией. Фотосинтез в листьях невозможен без хлорофилла и света.
Какой орган у яблони выполняет функцию воздушного питания
В ходе какого процесса возник наблюдаемый результат?
На изображённом на рисунке проводится опыт. Экспериментатор поместил элодею в стакан, заполненный водой, накрыл растение стеклянной пробиркой. Стакан с растением он поместил под свет лампы. Через определённое время экспериментатор вытащил пробирку, которая оказалась заполнена газом, и опустил в неё тлеющую лучину.
Знание в области какой ботанической науки позволяет изучить данный процесс?
На изображённом на рисунке проводится опыт. Экспериментатор поместил элодею в стакан, заполненный водой, накрыл растение стеклянной пробиркой. Стакан с растением он поместил под свет лампы. Через определённое время экспериментатор вытащил пробирку, которая оказалась заполнена газом, и опустил в неё тлеющую лучину.
Ответ: физиология растений.
Какие части растения обеспечивают этот процесс?
На изображённом на рисунке проводится опыт. Экспериментатор поместил элодею в стакан, заполненный водой, накрыл растение стеклянной пробиркой. Стакан с растением он поместил под свет лампы. Через определённое время экспериментатор вытащил пробирку, которая оказалась заполнена газом, и опустил в неё тлеющую лучину.
В приведённой ниже таблице между позициями первого и второго столбцов имеется взаимосвязь.
Целое | Часть |
---|---|
Покровная ткань | кожица |
Проводящая ткань | … |
Какое понятие следует вписать на место пропуска в этой таблице?
В ответе укажите номер правильного ответа.
Какую функцию выполняет кожица у растений?
Критерии оценивания выполнения задания | Баллы |
---|---|
Правильно указана функция | 1 |
Ответ неправильный | 0 |
Максимальный балл | 1 |
Рассмотрите рисунок растительной клетки. Какая структура клетки обозначена на рисунке буквой А?
Каково значение этой структуры в жизнедеятельности клетки?
Критерии оценивания выполнения задания | Баллы |
---|---|
Правильно указано значение | 1 |
Ответ неправильный | 0 |
Максимальный балл | 1 |
Ольга рассмотрела ткани стебля под микроскопом и сделала рисунок. Что она изобразила на рисунке под цифрой 1?
Ответ: сосуды ИЛИ сосуд.
К какой ткани относятся изображённые на рисунке клетки?
Ответ: проводящие ткани ИЛИ ксилема ИЛИ древесина.
Выберите из предложенного списка и вставьте в текст пропущенные слова (словосочетания), используя для этого их цифровые обозначения. Впишите номера выбранных слов на места пропусков в тексте.
СИНТЕЗ ОРГАНИЧЕСКИХ ВЕЩЕСТВ В РАСТЕНИИ
Энергию, необходимую для своего существования, растения запасают в виде органических веществ. Эти вещества синтезируются в ходе ___________(А). Этот процесс протекает в клетках листа в ___________(Б) — особых пластидах зелёного цвета. Они содержат особое вещество зелёного цвета — хлорофилл. Обязательным условием образования органических веществ, помимо воды и углекислого газа, является ___________(В).
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Покажите стрелками и подпишите на рисунке стебель (ствол), лист, цветок.
Рассмотрите изображение яблони и выполните задания.
Критерии оценивания выполнения задания | Баллы |
---|---|
Верно подписана только одна часть цветка. ИЛИ Ответ неправильный | 0 |
Верно подписаны только две части цветка | 1 |
Верно подписаны три части цветка | 2 |
Максимальный балл | 2 |
Какую функцию выполняет плод?
Критерии оценивания выполнения задания | Баллы |
---|---|
Ответ неправильный | 0 |
Правильно указана функция | 1 |
Максимальный балл | 1 |
Какой орган у яблони выполняет функцию воздушного питания?
Какое из перечисленных соцветий относят к сложным?
В ответе укажите номер правильного ответа.
Используя приведённую ниже таблицу, ответьте на вопросы.
Состав мёда с пасеки Ивановых
Название мёда | Содержание химических элементов (мг/кг) | |||
---|---|---|---|---|
Калий | Кальций | Натрий | Магний | |
Цветочный с клевера | 642,5 | 224,9 | 89,2 | 92,0 |
Акациевый | 401,0 | 248,9 | 90,2 | 115,5 |
Липовый | 199,3 | 268,4 | 75,7 | 97,0 |
Гречишный | 491,5 | 299,9 | 112,2 | 135,5 |
Какой мёд из перечисленных в таблице содержит больше всего кальция?
Какой мёд из перечисленных в таблице наиболее полезен для людей с недостатком калия в организме?
Содержание какого элемента в цветочном мёде с клевера и акации примерно одинаково?
2. Цветочный с клевера.
3. Содержание натрия.
Критерии оценивания выполнения задания | Баллы |
---|---|
Правильно даны ответы на три вопроса | 2 |
Правильно даны ответы на любые два вопроса | 1 |
Правильно дан ответ только на один любой вопрос. ИЛИ Ответ неправильный | 0 |
Максимальный балл | 2 |
Какую задачу ставил Николай, проводя данный опыт? В ответ напишите, от какого фактора зависит поглощение растением воды.
Известно, что поглощение воды корнями растений зависит от ряда условий. Николай решил убедиться в этом, проведя следующий опыт. Он у двух одинаковых комнатных растений бальзамина срезал стебли на высоте 3 см. На образовавшиеся пеньки Николай надел короткие резиновые трубки, соединив их со стеклянными трубками, концы которых опустил в одинаковые по объёму прозрачные стаканы. Каждое из растений он стал поливать водой одинакового объёма. Причем первое растение Николай поливал водой комнатной температуры, а второе – холодной водой. Через некоторое время он обратил внимание на разные объёмы жидкости в стакане.
Какой орган у яблони выполняет функцию воздушного питания
Как называют данный процесс?
На представленном ниже рисунке ученик зафиксировал в виде схемы один из процессов жизнедеятельности растений. Рассмотрите схему и ответьте на вопросы.
Ответ: деление клетки.
Знание в области какой ботанической науки позволит ученику изучить данный процесс?
На представленном ниже рисунке ученик зафиксировал в виде схемы один из процессов жизнедеятельности растений. Рассмотрите схему и ответьте на вопросы.
Каково значение данного процесса в жизни растения?
На представленном ниже рисунке ученик зафиксировал в виде схемы один из процессов жизнедеятельности растений. Рассмотрите схему и ответьте на вопросы.
Ответ: рост растения.
В приведённой ниже таблице между позициями первого и второго столбцов имеется взаимосвязь.
Целое | Часть |
---|---|
Образовательная ткань | камбий |
Покровная ткань | … |
Какое понятие следует вписать на место пропуска в этой таблице?
3) ситовидные трубки
4) древесные волокна
В ответе укажите номер правильного ответа.
Какую функцию выполняет камбий у растений?
Критерии оценивания выполнения задания | Баллы |
---|---|
Правильно указана функция | 1 |
Ответ неправильный | 0 |
Максимальный балл | 1 |
Рассмотрите рисунок растительной клетки (рис. 1). Какая структура клетки обозначена на рисунке буквой А?
Каково значение этой структуры в жизнедеятельности клетки?
Критерии оценивания выполнения задания | Баллы |
---|---|
Правильно указано значение | 1 |
Ответ неправильный | 0 |
Максимальный балл | 1 |
Олеся рассмотрела срез молодого древесного стебля под микроскопом и сделала микрофотографию (рис. 2). Что она обозначила на фотографии цифрой 1?
К какому типу ткани относятся обозначенные на рис. 2 цифрой 1 клетки?
Ответ: запасающая ИЛИ основная запасающая ИЛИ основная паренхима.
Выберите из предложенного списка и вставьте в текст пропущенные слова, используя для этого их цифровые обозначения. Впишите номера выбранных слов на места пропусков в тексте.
ОБМЕН ВЕЩЕСТВ В РАСТЕНИИ
Для образования органических веществ в листе необходима ___________(А), которую растение получает из почвы с помощью ___________(Б). Почвенный раствор поднимается вверх благодаря особому давлению — ___________(В) — по специальным клеткам проводящей ткани и поступает в лист. В хлоропластах листа из неорганических веществ синтезируются органические.
Список слов (словосочетание):
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Покажите стрелками и подпишите на рисунке стебель (ствол), лист, цветок.
Рассмотрите изображение яблони и выполните задания.
Критерии оценивания выполнения задания | Баллы |
---|---|
Верно подписана только одна часть цветка. ИЛИ Ответ неправильный | 0 |
Верно подписаны только две части цветка | 1 |
Верно подписаны три части цветка | 2 |
Максимальный балл | 2 |
Какую функцию выполняет плод?
Критерии оценивания выполнения задания | Баллы |
---|---|
Ответ неправильный | 0 |
Правильно указана функция | 1 |
Максимальный балл | 1 |
Какой орган у яблони выполняет функцию воздушного питания?
Что из перечисленного относят к генеративным органам?
В ответе укажите номер правильного ответа.
Используя приведённую ниже таблицу, ответьте на вопросы.
Сроки хранения и схожести семян, глубина их заделки в почву
Растение | Срок хранения, годы | Максимальный семян, см | |
---|---|---|---|
Арбуз | 6–8 | 12 | 2 |
Баклажан | 3−5 | 10 | 1–2 |
Петрушка | 1−2 | 14 | 0,5 |
Свёкла | 4−5 | 8 | 2–3 |
Семена какого растения из перечисленных в таблице сохраняют жизнеспособность более 5 лет?
Семена какого растения из перечисленных в таблице можно заделывать на глубину менее 1 см и хранить не более 2 лет?
Семена какого растения из перечисленных в таблице имеют минимальный срок всхожести, а семена какого — максимальный?
Органы растений. Формируем основные биологические понятия
У одноклеточных водорослей тело представлено одной клеткой, которая выполняет все необходимые для жизнедеятельности функции. У многоклеточных водорослей структурно однородные клетки объединяются в таллом. На первый взгляд таллом может быть похож на тело растений, однако клетки таллома однотипны и не имеют ни специализированных элементов. Поэтому такие растения относят к низшим.
В ходе эволюции с выходом растений на сушу клетки начали дифференцироваться по выполняемой функции, сформировались ткани и органы, а такие растения получили название высших.
Названия органов растения представлены на иллюстрации.
Органы растения делятся на:
вегетативные: к ним относят корень и побег. Побег в свою очередь состоит из стебля, листьев и почек;
генеративные или органы размножения — цветок, плод и семя (спорангий у споровых и шишка у голосеменных).
Орган — это часть растения выполняющая одну или несколько функций.
Благодаря вегетативным органам растение растет, питается, происходит газообмен со средой, т.е. процессы фотосинтеза и дыхания (вставка на статью), из тонкого прутика вырастает мощное дерево — т.е. вегетативные органы обеспечивают жизнедеятельность растений.
Генеративные органы нужны, чтобы растение смогло оставить потомство и обеспечивались селекция и эволюция.
К генеративным органам относятся цветок, семя и плод.
Весной и летом цветы всевозможных форм и размеров, одиночные и собранные в соцветия радуют глаз. Однако основная функция цветка — половое размножение растений.
Именно из этого модифицированного побега после опыления и оплодотворения завязи пестика формируется плод, который состоит из семян и околоплодника. В живой природе плоды весьма разнообразны: некоторые из них съедобны, и очень вкусны, как томат или яблоко. А другие наоборот ядовиты, как белладонна или волчьи ягоды.
Семя — это зачаток полноценного растения, необходимый ему для размножения, переживания неблагоприятных условий внешней среды и расселения на новые территории. В структуре семени выделяют кожуру, зародыш, запас питательных веществ. Зародыш содержит зачатки вегетативных органов — корня, стеблей, листьев, из которых в подходящих условиях вырастает новое растение.
Однако, внимательные ученики, кто наблюдал, как бабушка в деревне прикапывает усы клубники на грядке, или сами сажали картофель весной, могут возразить, что растение может размножаться и вегетативными органами тоже. И будут совершенно правы.
Некоторые растения можно размножать вегетативно — черенками, усами, клубнями. Но селекцию и эволюцию обеспечивают лишь генеративные органы.
Строение цветка, семени, различных плодов и сложные процессы опыления и оплодотворения подробно разбираются в главе № 2 учебника «Биология. 6 класс» под редакцией И.Н. Пономаревой, а мы переходим к вегетативным органам растений.
В строении вегетативных органов выделяют общие признаки:
полярность — основание и вершина растения находятся на противоположных концах растения, т.е. на разных полюсах. Это явление довольно легко наблюдать у растений, которые размножаются черенками. Например, у ивы.
Если черенок поместить во влажную среду, то через некоторое время на нижнем полюсе у основания образуются корни, на верхнем листья. И любой отрезок черенка будет вести себя подобным образом;
геотропизм — т.е. рост в определенном направлении относительно центра земного шара, благодаря тому, что растения ощущают земное притяжение.
Это явление также легко продемонстрировать на опыте, с которым можно поучаствовать в конкурсе. Если растущее растение положить горизонтально, через некоторое время его корни вновь будут расти вниз, а стебель займет вертикальное положение.
Корень обладает положительным геотропизмом, поскольку его рост направлен к центру земли, надземные части растения обладают отрицательным геотропизмом.
Благодаря геотропизму ландшафтные дизайнеры могут создавать фантазийные композиции, придавая деревьям причудливые формы. Но самый загадочный дизайнер — природа. И в Польше можно наблюдать целый кривой лес.
Выполняемая функция органов растений различна.
Корень — у большинства растений это подземный орган. Основная функция закрепление в почве или другом субстрате и обеспечение растения полезными минеральными веществами и водой, а также запасание питательных веществ. У некоторых растений корень модифицировался в клубень, как например у георгина или топинамбура.
Все корни растения называют корневой системой. Корневая система делится на:
Какой орган у яблони выполняет функцию воздушного питания
1. Закрепляет растение в почве.
2. Поглощает воду с минеральными солями («почвенное питание»).
3. Запасает органические вещества (если утолщается боковой или придаточный корень, то получается корнеклубень у георгина; если утолщается главный корень и нижняя часть стебля, то получается кореплод у свеклы).
4. Образует симбиозы, отдает симбионтам органические вещества (сахар). Получает: от грибов (в микоризе) воду с минеральными солями, от азотфиксирующих бактерий азот.
1. Фотосинтез («воздушное питание»).
2. Транспирация (испарение воды). За счет транспирации листья охлаждаются и присасывают воду из корней («верхний двигатель»).
3. Запас воды и органических веществ (мясистые листья у алоэ – приспособление к засушдивым условиям).
4. Защита (иголки у кактуса).
5. Опора (усики у гороха).
Стебель
1. Опора для всех остальных частей побега.
2. Проведение воды с растворенными в ней веществами.
3. Запас воды и органических веществ (мясистый стебель у кактуса – приспособление к засушливым условиям).
4. Фотосинтез (зеленый стебель у картофеля).
Тесты
660-01. Специализированным органом воздушного питания растения является
А) зелёный лист
Б) корнеплод
В) цветок
Г) плод
660-02. Какую роль играют корни в жизни растения?
А) образуют органические вещества из неорганических
Б) охлаждают растения
В) запасают органические вещества
Г) поглощают углекислый газ и выделяют кислород
660-03. Главной функцией корня является
А) запасание питательных веществ
Б) почвенное питание растений
В) поглощение органических веществ из почвы
Г) окисление органических веществ
660-04. Какова важнейшая роль листа в жизни растения?
А) обеспечивает испарение воды
Б) выполняет опорную функцию
В) используется как защитный орган
Г) поглощает воду и минеральные соли
660-05. При каком условии вода может подниматься в растении вверх?
А) при отсутствии испарения воды
Б) при постоянном испарении воды
В) только в дневное время
Г) только при закрытых устьицах
660-06. Основная роль листьев в жизни растений –
А) дыхание
Б) запасающая
В) фотосинтезирующая
Г) вегетативное размножение
660-07. Испарение воды листьями способствует
А) передвижению минеральных солей в растении
Б) снабжению листьев органическими веществами
В) усвоению углекислого газа хлоропластами
Г) повышению скорости образования органических веществ
660-08. Главной функцией стебля является
А) воздушное питание растений
Б) запасание воды и питательных веществ
В) проведение воды и питательных веществ
Г) испарение воды
660-09. Что из перечисленного ниже является приспособлением к засушливым условиям жизни?
А) широкие листья
Б) множество устьиц
В) мясистые стебли
Г) стелющиеся стебли
660-11. Роль стебля в жизни растения состоит в
А) укреплении растения в почве
Б) образовании органических веществ
В) передвижении веществ по растению
Г) поглощении воды и минеральных солей
660-12. Приспособленность кактусов к засушливым условиям пустыни состоит в том, что у них
А) прекращаются все процессы жизнедеятельности
Б) в стеблях имеются водоносные ткани, в которых они запасают воду
В) устьица расположены на нижней части листа
Г) корни уходят глубоко в почву, поглощают много воды