какой орган с 1775 г осуществлял суд для государственных крестьян в губернии
20. Губернская и судебные реформы 1775 г.
Направление губернской реформы 1775г. определили Учреждения для управления губерний Всероссийской Империи, утвержденные 7 ноября 1775 г. Накануне реформы административно-территориальное деление России было следующим: 23 губернии, 66 провинций и около 180 уездов. Проводимая реформа предполагала осуществить разукрупнение губерний. К концу реформы, т. е. через 20 лет, число губерний достигло 50.
Деление на губернии и уезды осуществлялось по административному принципу, без учета географических, национальных, экономических и других признаков. Основная цель реформы заключалась в приспособлении административного аппарата к фискальным и карательным целям государства. Губерния составляла территорию с населением в 400 тыс. душ, на территории уезда проживало около 30 тыс. душ.
Старые территориальные органы были ликвидированы. Провинции упразднялись как административно-территориальные единицы.
Во главе губернии стоял губернатор. Назначение на должность и смещение губернатора относилось к компетенции монарха.
При губернаторе состоял коллегиальный орган — губернское правление. В состав правления входили губернатор, два советника, назначаемые сенатом, и другие должностные лица. Губернское правление исполняло следующие функции: общее управление губернией, публикация законов, указов и распоряжений императора; надзор за исполнением; наложение ареста на имущество; рассмотрение жалоб и др.
Вопросами доходов и расходов в губернии занималась казенная палата. Здравоохранение и образование были отнесены к ведению Приказа общественного призрения.
Во главе уездной администрации стояли земский исправник и нижний земский суд, избираемые уездным дворянством. Нижний земский суд, в состав которого входили исправник и два заседателя, руководил земской полицией, наблюдал за проведением в жизнь законов и решений губернских правлений.
Надзор за законностью в губернии был возложен на губернского прокурора и двух губернских стряпчих. В рамках уезда надзором занимался уездный стряпчий.
В городах была введена должность городничего.
Руководство несколькими губерниями осуществлял генерал-губернатор. Ему подчинялись губернаторы, в отсутствие
монарха он являлся главнокомандующим на своей территории, мог вводить чрезвычайные меры, имел право непосредственного доклада императору и др.
Губернская реформа 1775 г. носила феодально-крепостнический характер. Она укрепила позиции дворянства, усилила власть губернаторов и, разукрупнив территории, упрочила положение административного аппарата на местах.
В процессе судебной реформы 1775 г. была образована следующая сословная судебная система.
Для дворян в каждом уезде создавался уездный суд, состоявший из избираемых дворянством на три года уездного судьи и двух заседателей. Апелляционной и ревизионной инстанцией для уездных судов являлся Верхний земский суд, который состоял из двух департаментов: по уголовным и гражданским делам. В состав Верхнего земского суда входили назначаемые царем председатель и вице-председатель, а также избираемые дворянством на три года десять заседателей. Верхний земский суд создавался один на губернию.
Для городских жителей низшей судебной инстанцией являлись городские магистраты, члены которых избирались на три года. Апелляционной инстанцией для городских магистратов были губернские магистраты. В губернский магистрат входили два председателя и заседатели, избираемые из горожан губернского города.
Для государственных крестьян первой судебной инстанцией была уездная нижняя расправа, в которой уголовные и гражданские дела рассматривали назначаемые властями чиновники. Апелляционной инстанцией для нижней расправы являлась верхняя расправа, дела в которую вносились под денежный залог в 25 руб. в течение недельного срока.
В каждой губернии учреждался совестный суд. Он состоял из сословных представителей (председателя и двух заседателей): дворян — по дворянским делам, горожан — по делам горожан, крестьян — по крестьянским делам. Суд в примирительном порядке рассматривал гражданские иски, а также уголовные дела о преступлениях малолетних, умалишенных, дела о колдовстве и т. д.
В губерниях апелляционной и ревизионной инстанцией для дел, рассмотренных в верхнем земском суде, губернском магистрате и верхней расправе, были судебные палаты по гражданским и уголовным делам. К апелляционной жалобе прилагался денежный залог в размере 100 руб.
Высшим судебным органом для судов всей системы являлся сенат.
Судебная реформа 1775г. осуществила попытку отделить суд от администрации. Попытка не удалась:
— губернаторы по-прежнему имели право приостанавливать исполнение приговоров по наиболее серьезным делам, приговоры к смертной казни и лишению чести утверждались губернатором;
— председатели всех судов назначались правительством, а представители сословий могли избирать только заседателей;
— мелкие дела рассматривались городскими полицейскими органами;
— продолжала действовать вотчинная юстиция;
— высокие судебные пошлины делали суд малодоступным для низших слоев населения.
Причины и предпосылки
Официально, принято считать, что губернская реформа Екатерины Великой в 1775 году, кроме необходимости продолжения губернской реформы Петра I, была обусловлена необходимостью пересмотра критериев административного разделения государства и желанием императрицы укрепить вертикаль власти. Однако некоторыми историками, в качестве решающего фактора, указывается крайняя обеспокоенность дворянского сословия неспособностью властей справиться с возможным возмущением крестьянства против откровенно эксплуатационной политики. Крестьянская война 1773-1775 наглядно это показала, и дворяне стали всячески «намекать» российской императрице о необходимости принятия упреждающих мер.
18 ноября 1775 года Екатериной II был подписан документ «Учреждение для управления губерний Всероссийской империи».
Кратко о сути реформы
В результате:
1. Главным критерием разделения стала численность налогооблагаемого населения – так называемые «податные души». Разделение происходило без учета национальных, географических и экономических особенностей, сложившихся в границах старых губерний. В результате разукрупнения 23 губерний, было образовано 53 наместничества (губернии).
2. Усиление местной власти и контролирующих органов – организована четко разделенная иерархичная система административных институтов для дворян, горожан и крестьянского сословия.
3. Разделение судебных и административных полномочий между различными органами власти – каждая из местных структур отвечала за определенные функции, подробнее ниже.
После губернской реформы, главными в созданных административно-территориальных делениях являлись генерал-губернаторы. Они назначались Сенатом и осуществляли контроль над несколькими губерниями вместе с губернаторами. Генерал-губернатор мог приказывать всем военным частям и формированиям, расквартированным в его губерниях, он располагал всей полнотой власти и был первым человеком после императрицы для населения (царствующая особа была далека и недоступна простым смертным).
Административная часть
Губернатор, опираясь на губернское правление, управлял конкретной губернией и назначался личным императорским указом. Ему отчитывались главы учреждений, каждое из которых отвечало за определенные функции:
Судебная часть
Реформирование судебной системы должно было выстроить последовательную систему учреждений, решающих вопросы в собственном месте расположения и рассматривающих апелляции нижестоящих инстанций.
Для каждой категории судебных органов должны были выбираться соответствующие сословные представители, однако фактически вышестоящее дворянство регулярно вмешивалось в их работу.
Процесс административно-территориального реформирования растянулся почти на десять лет и завершился к 1785 году.
Для наглядности ниже приведена краткая схема административных и судебных учреждений, образовавшихся в результате Губернской реформы 1775 года
Судебная реформа 1775 года
Суть реформы. Судебная реформа Екатерины II была проведена в ноябре 1775 года как часть Указа «Об учреждениях для управления всероссийской империей». Изначально этот Указ создавал в стране новую административную структуру, и устанавливал органы управления для них.
2. Для горожан – магистрат;
3. Для крестьян – расправа.
Суды губернского уровня выступали одновременно инстанциями 1 и 2 группы, то есть могли не только рассматривать уголовные и гражданские дела, но и выступать в роли апелляционного органа.Суды уездного уровня выступали инстанцией 1 уровня, то есть рассматривали только дела по существу.
Историческое значение. Судебная реформа 1775 года была попыткой наладить справедливые суды, но эта реформа не смогла решить двух серьезных проблем:
2. Отделение судебной власти от исполнительной. В учебниках часто пишут, что это было достигнуто, но это не так. Во-первых, все губернские суды назначались и утверждались Правительством. Во-вторых, губернатор имел личное право отменить любой приговор, а все приговоры о смертной казни требовали его согласия.[4]
Дополнение реформы. Судебная реформа 1775 года стала первым этапом изменения правового поля Российской Империи. В дальнейшем эта реформа была дополнена:
Реформа 1775г. сделала попытку отделить суд от администрации. Впервые в России появился суд, отделённый от исполнительной власти, хотя и зависимый от неё. Губернаторы имели право приостанавливать исполнение приговоров, некоторые приговоры (к смертной казни и лишению чести) утверждались губернатором. Председатели всех судов назначались правительством (представители сословий могли избирать только заседателей).
Считается что, судебная реформа проведенная Екатериной II отнюдь не означала ослабления мощной и разветвлённой системы центрального управления: её лишь «разгрузили» от мелких текущих дел, дав сословиям (дворянам, мещанам, крестьянам) права решать их самостоятельно. Таким образом, реформа 1775 года сделала большой шаг вперёд в разделении административных, финансовых и судебных дел.
Какой орган с 1775 г осуществлял суд для государственных крестьян в губернии
7 (18) ноября 1775 г. императрицей Екатериной II было издано «Учреждение для управления губерний Российской империи», в соответствии с которым в 1775-1785 гг. была проведена кардинальная реформа административно-территориального деления Российской империи. Задачей губернской реформы 1775 г. было укрепление власти дворянства на местах с целью предотвращения крестьянских восстаний.
До 1775 г. губернии Российской империи делились на провинции, а провинции — на уезды. Согласно новому указу губернии стали делиться только на уезды. Основной целью реформы было приспособление нового административного аппарата к фискальным и полицейским делам.
Деление осуществлялось без учёта географических, национальных и экономических признаков; в его основу был положен исключительно количественный критерий — численность населения. По новому указу на территории каждой губернии проживало от 300 до 400 тыс. душ, на территории уезда — около 30 тыс. душ.
Во главе губернии стоял губернатор, назначаемый и смещаемый монархом. В своей деятельности он опирался на губернское правление, в которое входили губернский прокурор и два сотника. Финансами и хозяйственными делами занималась Казённая палата. Школами и богоугодными заведениями — Приказ общественного призрения, в котором заседали выборные представители сословий под председательством чиновника. Надзор за законностью в губернии осуществлял губернский прокурор и два губернских стряпчих.
Органом исполнительной власти в уездах был нижний земский суд во главе с капитан-исправником, избираемым местным дворянством. В уездных городах власть принадлежала назначаемому городничему.
Руководство несколькими губерниями поручалось генерал-губернатору, состоявшему под непосредственным контролем императрицы и Сената. Генерал-губернатор контролировал деятельность губернаторов подведомственных ему губерний и областей, осуществлял общий надзор за чиновниками, следил за политическими настроениями сословий.
В связи с принятием губернской реформы 1775 г. полностью изменилась судебная система. Она была построена по сословному принципу: для каждого сословия — свой выборный суд. Помещиков судил Верхний земский суд в губерниях и уездный суд в уездах, государственных крестьян судила Верхняя расправа в губернии и Нижняя расправа в уезде, горожан — городовой магистрат в уезде и губернский магистрат в губернии. Все эти суды были выборными, исключая суды нижней расправы, которые назначал губернатор. Высшим судебным органом в стране становился Сенат, а в губерниях — палаты уголовного и гражданского суда. Новым для России был бессословный Совестный суд, призванный прекращать распри и мирить ссорящихся.
Губернская реформа привела к ликвидации коллегий, за исключением Иностранной, Военной и Адмиралтейской. Функции коллегий перешли к местным губернским органам. В 1775 г. была ликвидирована Запорожская Сечь, а большинство казаков переселили на Кубань.
В ходе осуществления реформы 1775 г. были приняты меры по укреплению власти дворянства в центре и на местах. Впервые в российском законодательстве появился документ, определивший деятельность местных органов государственного управления и суда. Созданная этой реформой система сохранилась до 1864 г., а административно-территориальное деление до 1917 г.
См. также в Президентской библиотеке:
Административно-территориальное деление // Территория России: коллекция;
Государство и право России во второй половине XVIII в.
Россия в эпоху просвещенного абсолютизма
Во второй половине XVIII в. в экономике преобладает феодальный уклад. В то же время в России развиваются капиталистические отношения. Постепенно укрепляются позиции буржуазии.
Буржуазия – общественный класс, к которому относятся владельцы частной собственности (деньги, земли, средства производства, патенты и т.д.), которые существуют за счет доходов от этой собственности и используют наемный труд.
Развитие промышленности и торговли тормозил феодализм. Для ускорения формирования развития капиталистических отношений требовалась наемная рабочая сила. При этом население городов не превышало 4 % всех жителей Российской империи. Большинство населения составляли крестьяне – государственные, экономические (ранее принадлежавшие церкви), дворцовые или частновладельческие (крепостные). При этом во второй половине XVIII в. количество крепостных постоянно возрастало за счет передачи государственных крестьян в руки феодалов.
Так, за период своего правления Екатерина II передала своим приближенным 800 тыс. государственных и дворцовых крестьян.
Все больше проявляется экономическая неэффективность феодализма, капиталистические отношения тормозились из-за отсутствия свободных рабочих рук. Важной особенностью стало то, что сам класс феодалов утрачивал функции, возложенные на него прежде, по несению военной и государственной гражданской службы. В 1762 г. по манифесту Петра III «О даровании вольности и свободы всему российскому дворянству» была отменена обязанность дворян поступать на службу. В то же время все привилегии дворянства сохранились и даже расширились.
Как уже было отмечено, основную часть населения составляли крестьяне. В 1763 г. крестьяне, жившие на церковных землях и принадлежавшие церкви, были переданы под управление специально созданной Коллегии экономии.
Секуляризация – обращение церковной собственности в государственную.
Государственные крестьяне, составлявшие почти 40 % всех крестьян, несли повинности и платили оброк государству. Дворцовые крестьяне (с 1797 г. – удельные) принадлежали царской семье, управление ими осуществлялось департаментом уделов.
В среде крестьянства происходило расслоение, выделялись богатые люди, стремившиеся перейти в купечество, открыть мануфактуры или заняться торговлей.
Мануфактура – крупное предприятие, основанное на использовании ручного труда, с разделением на специальности.
Процессы социально-экономического развития требовали изменений методов государственного управления. Поэтому на смену полицейскому государству приходит «просвещенный абсолютизм».
Идеология последнего вобрала в себя ряд идей, заимствованных из школы естественного права.
Можно отметить следующие особенности просвещенного абсолютизма в России времен Екатерины II:
Для обоснования легитимности монархической власти Екатерина II объявила о создании Уложенной комиссии. Данный орган, состоящий из представителей разных слоев населения, должен был разработать новое Уложение. Комиссия формировалась следующим образом.
Домовладельцы каждого города, дворяне-землевладельцы каждого уезда посылали по одному депутату. Пехотные солдаты, государственные крестьяне и казаки также получили возможность направить своих представителей. Кроме того, Сенат, Синод и коллегии посылали в комиссию по одному депутату.
В то же время в выборах не участвовали духовенство, помещичьи, экономические и дворцовые крестьяне, а также значительная часть армии. В состав Комиссии вошли дворяне – 33%, депутаты от городов – 36%, сельские жители – около 20 %. Остальную часть членов составили представители правительства, а также представители иных религий.
В 1767 г. Уложенная комиссия начала свою работу. Более чем за год своей деятельности она так и не смогла до конца разработать ни один законопроект. В конце 1768 г. ввиду начавшейся войны с Турцией члены общего собрания Комиссии были распущены. Однако до 1771 г. продолжали действовать частные комиссии.
Для Уложенной комиссии Екатерина II подготовила Наказ, где были сформулированы принципы политики и правовой системы.
Значительная часть текста Наказа (90%) была заимствована из работ Ш. Монтескье, Ч. Беккариа, Д. Дидро, Д’ Аламбера, русского правоведа С. Десницкого и некоторых других.
Монархия объявлялась лучшей формой правления, а монарх – источником неограниченной самодержавной власти. Целью верховной власти провозглашалось обеспечение безопасности каждого гражданина. Самодержавие должно было существовать не для того, чтобы отнять у людей естественную вольность, а чтобы их действия направить к получению «самого большого ото всех добра» – славы граждан, государства и государя. В Наказе провозглашалась общая для всех граждан свобода и равная обязанность перед лицом государственной власти. В то же время обосновывалось неравное положение сословий, которое связывалось с естественными законами рождения, происхождения и способностей.
Губернская реформа 1775 г.
В 1775 г. Екатерина II проводит губернскую реформу. Накануне реформы территория России разделялась на 23 губернии, 66 провинций и почти 180 уездов. Реформа была направлена на разукрупнение губерний. Их число было удвоено и к концу XVIII в. насчитывалось 50 губерний.
Деление на губернии и уезды осуществлялось по строго административному принципу. Географические, национальные и экономические признаки в расчет не принимались. Основной целью деления было приспособление нового административного аппарата к фискальным и полицейским целям.
В основу деления была положена численность населения.
На территории губернии проживало около 400 тыс. человек мужского пола, на территории уезда – около 30 тыс. Старые территориальные органы ликвидировались. Упразднялись провинции как территориальные единицы.
Управление губернией было организовано следующим образом.
Во главе губернии стоял губернатор, назначаемый и смещаемый монархом. В своей деятельности он опирался на губернское правление, в которое входили губернский прокурор и два сотника. Финансовые и фискальные вопросы в губернии решала казенная палата. Вопросами здравоохранения, образования ведал приказ общественного призрения.
Надзор за законностью в губернии осуществляли губернский прокурор и два губернских стряпчих. В уезде те же задачи решал уездный стряпчий.
Во главе уездной администрации стоял земский исправник, избираемый уездным дворянством. Также дворяне избирали коллегиальный орган управления – нижний земский суд. В нем кроме исправника действовали два заседателя.
Земский суд руководил земской полицией, наблюдал за соблюдением законов и решений губернских правлений. В городах была учреждена должность городничего.
Руководство несколькими губерниями осуществлял генерал-губернатор. Ему подчинялись губернаторы, он признавался главнокомандующим на вверенной территории, мог вводить чрезвычайные меры, непосредственно обращаться с докладом к императору.
Губернская реформа 1775 г. усилила власть губернаторов и упрочила положение административного аппарата на местах.
Судебная реформа 1775 г.
В процессе судебной реформы была упрочена сословная судебная система. Для дворян в каждом уезде создавался уездный суд. Его члены (уездный судья и два заседателя) избирались дворянством на 3 года. Апелляционной инстанцией для уездных судов стал верхний земский суд.
Апелляция – форма обжалования судебного акта, при которой дело пересматривается вышестоящим судом.
Кассация – форма обжалования судебного акта, при которой дело рассматривается вышестоящим судом с точки зрения соблюдения процедуры судопроизодства и правильности применения норм права.
Верхний земский суд состоял из двух департаментов – по уголовным и гражданским делам. Верхний земский суд создавался один на губернию. Ему принадлежало право ревизии и контроля за деятельностью уездных судов. Верхний земский суд состоял из назначенных императором председателя и вице-председателя и избранных на три года дворянством десяти заседателей.
Для горожан низшей судебной инстанцией стали городские магистраты. Члены городских магистратов избирались на три года.
Апелляционной инстанцией для городских магистратов были губернские магистраты, состоявшие из председателя и двух заседателей, избираемых из состава горожан губернского города.
Государственные крестьяне судились в уездной нижней расправе.
Здесь уголовные и гражданские дела рассматривали назначаемые властями чиновники. Апелляционной инстанцией для нижней расправы стала верхняя расправа, дела в которую вносились под денежный залог в течение недельного срока.
В губерниях учреждались совестные суды, состоявшие из сословных представителей (председателя и двух заседателей): дворян – по дворянским делам, горожан – по делам горожан, крестьян – по крестьянским делам. Суд носил характер примирительного суда, рассматривал гражданские иски, а также характер специального суда – по делам о преступлениях малолетних, умалишенных и делам о колдовстве.
Апелляционной и ревизионной инстанцией в губернии стали судебные палаты по гражданским и уголовным делам. В компетенцию палат входил пересмотр дел, рассмотренных в верхнем земском суде, губернском магистрате или верхней расправе. Апелляционная жалоба принималась только при внесении крупного денежного залога.
Сенат оставался высшим судебным органом для судов всей системы (рис. 7.1).
Судебная реформа 1775 г. сделала попытку отделить суд от администрации. Но попытка не удалась. Губернаторы имели право приостанавливать исполнение приговоров, некоторые приговоры (к смертной казни и лишению чести) утверждались губернатором. Председатели всех судов назначались правительством. Представители сословий могли избирать только заседателей. Целый ряд дел рассматривался городскими полицейскими органами. Продолжала существовать и действовать вотчинная юстиция помещиков.
Жалованные грамоты дворянству и городам 1785 г.
В начале XVIII в. с принятием указа о единонаследии 1714 г. в основном завершился процесс слияния в единый класс боярства и дворянства. Окончательная же правовая консолидация дворянства произошла с принятием в 1785 г. Жалованной грамоты дворянству.
В то же время сохранились некоторые отличия в правах для личного и потомственного дворянства. Все потомственные дворяне обладали равными правами независимо от титула (граф, князь и т. п.) и древности рода, но при этом на объем правоспособности оказывал влияние имущественный ценз. Так, правом избирать предводителей дворянства не пользовались дворяне, не имевшие земель.
В Жалованной грамоте дворянству нашли закрепление основные категории прав данного сословия – политические, личные, имущественные и судебные.
1. Политические корпоративные права дворянства включали:
2. К личным правам дворян относились:
4. Особые судебные права дворянства заключались в том, что:
Следует более подробно рассмотреть, в чем выражалось право на местное дворянское самоуправление. Дворяне губернии создавали собрание. Оно обладало правом делать представления местным и центральным властям. Собрание включало всех дворян, владевших имениями на территории губернии.
Дворяне уезда избирали уездного предводителя дворянства, а из числа последних губернское собрание избирало кандидатов в губернские предводители дворянства. Затем кандидатуру губернского предводителя утверждал губернатор.
Одновременно с Жалованной грамотой дворянству в 1785 г. была издана Жалованная грамота городам. Она закрепила единый сословный статус всего городского населения (мещан).
В отличие от прав дворянства объем прав мещан был менее обширен.
1. К личным правам мещан относились:
2. Имущественные права мещан включали:
Все городское население делилось на шесть категорий:
Как и за дворянством, за мещанами признавалось право корпоративной организации. Мещане одного города образовывали городское общество. В городе создавалась общая городская дума, в которую входили избранные городской голова и гласные (по одному от каждой из шести категорий горожан и пропорционально частям города).
Общая городская дума образовывала свой исполнительный орган – шестигласную городскую думу из числа гласных, в заседаниях которой участвовал один представитель от каждой категории.
Председательствовал городской голова.
В компетенцию городской думы входили:
1. Во второй половине XVIII в. стала все больше проявляться экономическая неэффективность феодализма, а крепостное право тормозило развитие капиталистических отношений.
2. На смену полицейскому государству приходит просвещенный абсолютизм. Для обоснования легитимности монархической власти Екатерина II создает Уложенную комиссию, состоящую из представителей различных социальных групп. Но за весь период деятельности данный орган не смог разработать ни одного законопроекта и был распущен.
3. В 1775 г. была проведена губернская реформа. Количество губерний увеличилось. В основу деления была положена численность населения. Провинции как территориальные единицы были упразднены. Губернская реформа усилила власть губернаторов.
4. В ходе судебной реформы была упрочена сословная судебная система. Судебная реформа преследовала цель отделить суд от администрации, но это не удалось.
5. В 1785 г. были изданы Жалованные грамоты дворянству и городам. В Жалованных грамотах получили закрепление права данных сословий.