какой орган руководит уголовно исполнительной системой рф
Уголовно-исполнительная система
Термин «уголовно-исполнительная система» впервые введён в нормативный оборот Законом РФ № 5473-1 от 21.07.1993 г.
Что такое Уголовно-исполнительная система, какие задачи выполняет? Об этом – далее.
Понятие уголовно-исполнительной системы, её задачи и структура
Уголовно-исполнительная система РФ представлена совокупностью учреждений и органов, которые призваны исполнять наказания, вынесенные судебным приговором для осуждённых. Деятельность УИС осуществляется на принципах законности, гуманизма, уважительного отношения к правам человека.
К отраслевым принципам относят:
Структура УИС
Согласно ст. 5 Закона № 5473-1, УИС включает в себя:
Данный перечень могут дополнять и другие субъекты, требующиеся для обеспечения УИС. Деятельность всех вышеперечисленных субъектов, входящих в УИС, и раскрывает её понятие.
К учреждениям уголовно исполнительной системы относятся тюрьмы, все виды колоний, воспитательные и медицинские исправительные учреждения.
Задачи уголовно-исполнительной системы
В задачи УИС входит следующее:
Иные задачи на УИС могут быть возложены только законодателем.
Персонал УИС – это работники, имеющие звания сотрудников УИС, рабочие и служащие исполняющих наказания учреждений, предприятий, федерального и территориальных органов УИС, следственных изоляторов, учебных, лечебных, проектных и иных учреждений, входящих в УИС.
Порядок и условия трудовой деятельности сотрудников УИС регламентируются вышеуказанным Законом РФ и иными нормативно-правовыми актами РФ и Минюста России.
Список должностей высшего руководящего состава сотрудников УИС и соответствующих званий утверждается Президентом РФ.
Финансирование уголовно-исполнительной системы
Финансирование УИС — исключительно целевое; указывается отдельной строкой в бюджете РФ и осуществляется на базе нормативов, утверждённых Правительством РФ.
Доходы от производственной деятельности входящих в состав УИС учреждений и прибыль предприятий, на которых трудятся осуждённые после совершения обязательных выплат в бюджет, используются для совершенствования условий содержания осуждённых, а также для развития социальной сферы исполняющих наказания учреждений.
Центральные и локальные органы управления УИС вправе создавать специальные внебюджетные фонды для оказания материальной помощи отдельным учреждениям и предприятиям исполняющих наказания учреждений.
Выделение финансовых средств на развитие и укрепление УИС производится на основе федеральных программ, однако могут быть увеличены за счёт территориальных органов самоуправления и внебюджетных организаций.
В настоящее время в РФ предпринимаются меры, направленные на дальнейшее развитие и совершенствование УИС, с целью доведения её до уровня, соответствующего единым правилам европейских пенитенциарных учреждений.
Основные функции и задачи уголовно-исполнительной системы РФ
Чтобы понять, что такое уголовно исполнительная система (УИС), вначале нужно узнать, что именно в неё входит. А также необходимо рассмотреть, что относится к функциям уголовно-исполнительной системы. Системой (УИС) принято называть комплекс взаимосвязанных между собой ведомств, обязательство которых осуществление уголовных наказаний. Это понятие получило огласку благодаря Закону РФ «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы», где определяется порядок работы всех ведомств, которые вправе исполнять уголовные мероприятия.
Состав УИС
Исполнение наказания – это неотъемлемая часть и один из главных элементов борьбы с преступным миром. Оно реализовывается определёнными методами воздействия с помощью средств, обозначенных российским законодательством и возлагающимся на вышеуказанные полномочные органы, созданные как раз для данной цели.
Суды применяют следующие виды применяемых мер:
Например, лишение свободы возлагается на исправительные объекты. В добавление к этому на них возлагаются обязанности, такие как осуществление ограничения свободы, проведение арестов и реализация смертных казней (в настоящее время в России наложен мораторий на смертную казнь).
Исключениями служат военнослужащие, так как к ним применимы санкции особых воинских частей МВД, командирами гарнизонов и воинских частей и других мест, где служат военнослужащие. Некоторые обязанности возлагаются на суды.
Суды могут привлекать к ответственности:
Как мы видим, комплекс системы УИС обширен и многообразен.
Уполномоченные учреждения, которые вправе исполнять наказания делятся:
Организация, привлекающаяся к осуществлению правомерных действий, носит имя – юридическое лицо. Постановление о её создании либо ликвидации принимают Правительство и органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации совместно. Всё функционирование заведений вместе со структурами, штатами и положениями может быть утверждена центральным органом управления.
Помимо них, существуют ещё и территориальные органы. Допустим, орган управления, создаваемый в краях, областях и республиках. Они подчиняются как центральным, так и местным учреждениям.
Для успешного развития социальной сферы с целью приобщения к труду создаются организации любых форм, которые УИН может создавать и управлять ими.Кней УИ относят заведения следственных изоляторов, объекты по обеспечению деятельности УИС, научные центры и лаборатории исследования, затрагивающие проектную и учебную сферу.
Таким образом, уголовно-исполнительная система России является объединением структур под одним руководством с одинаковыми целями, задачами и функциями, направленными на перевоспитание осуждённого.
Основные задачи и функции
К функциям системы относятся:
Любые организации, выполняя свою работу, основываются на различного рода функциях и задачах. Лишь выполняя все вышеуказанные функции, можно говорить о законности всей пенитенциарной сферы.
Взаимодействие социума с деятельностью УИС
Общественность не должна полностью передавать управленческие полномочия местам УИС, она должна принимать активное участие в функционировании пенитенциарной системы, так как именно общество может защитить и отстоять социальные интересы заключённых.
Участие социума в деятельности пенитенциарных учреждений по следующим ветвям:
Участие общественных деятелей многогранно. Например, они могут входить в состав наблюдательной комиссии, воспитательного движения либо выступать в роли общественного надзирателя в исправительных работах.
В последнее время пенитенциарные заведения находятся под особым контролем СМИ, отечественных и европейских сообществ. Эти организации имеют большую историю надзора за функционированием заведений. Не только выявляют проблемы в нарушении прав заключённых и сотрудников, но и оказывают посильную помощь уполномоченным лицам.
Отметим, что при всём вмешательстве общества в систему, оно не имеет право ей противодействовать. Недопустимо никакое самопроизвольное вмешательство к оперативной или хозяйственной службе.
Обязанности пенитенциарных учреждений
Многие люди считают, что данные заведения существуют лишь для того, чтобы обвинить преступника. Но его задачи значительно обширнее.
Рассмотрим подробнее обязанности пенитенциарных субъектов:
Современная законодательная база России и международное право подвергаются постоянному реформированию и всё больше требуют гуманного обращения с подопечными.
Принципы работы сотрудников:
Все вышеуказанные принципы взаимосвязаны и служат одной общей цели – защитить права человека, попавшего в уголовно-исправительное место.
Учреждения УИС и их контингент
Существует довольно большое количество субъектов для заключения и исправления преступного мира. Выделим основные.
Колонии поселения. В данный момент существует две формы таких заведений.
Первая форма предназначена для лиц, совершивших преступление по неосторожности либо это лица, приговорённые на срок не более 5 лет. Чаще всего к ним относятся граждане, осуждённые за автотранспортное преступное деяние.
Вторая форма нужна для людей, положительно проявивших себя в других местах лишения свободы и перенаправленные в данные объекты. Переводят их только по истечении определённого времени, с момента объявления решения суда, прописанного в законодательном акте.
Сравнивая разные места лишения свободы, можно сделать вывод о том, что данный вид заключения не лишает людей свободы, а лишь ограничивает. Поэтому она является субъектом открытой формы, и условия в ней сильно отличаются от других.
В каждой колонии-поселении создаются однотипные условия всем, несмотря на вид или степень преступного деяния.
Колонии общего режима. Обычно в них находятся под арестом мужчины, которые были в первый раз приговорены за осуществление преступления разной тяжести, совершённые умышленно. Либо те, кто совершил преступное деяние по неосторожности, осуждённые судом до 5 лет. Помимо этого, здесь находятся представители женского пола, за исключением повторно привлечённых за особо опасные рецидивы.
А также под данный режим попадают те, кто был перенаправлен из других объектов судейским решением. Например, люди с детских исправительных заведений, по достижению ими полного совершеннолетия либо вернувшиеся из колонии-поселения и т. д.
В рассматриваемом режиме находится большинство заключённых, поэтому различают различные формы колоний общего режима, адаптированные под разный контингент осуждённых: обычная, облегчённая и строгая. В какую именно форму попадёт отдельно взятый человек, будет зависеть лишь от его поведения, отношения к труду, скорости и качества перевоспитания и др.
Человек, которому приговорили поселение, попадает в общежитие, разделённое на три вышеуказанные формы. Таким осуждённым разрешено каждый месяц расходовать средства, лежащие на их счетах на продуктовые товары и товары первой необходимости на общую сумму, не превышающую 50% МРОТа. Также они вправе воспользоваться 4 короткими и 4 длинными свиданиями в год и приёмом 6 посылок и столько же бандеролей.
Колонии строгого режима. Чаще всего сюда направляют мужчин, которые были приговорены в первый раз при поимке с особо тяжким преступлением, рецидивистов либо женщин, повторно совершивших преступление особой тяжести.
В подавляющем большинстве люди, находящиеся в данных местах, являются рецидивистами, уже подвергавшимися когда-либо лишению свободы. Этот факт требует особого подхода организации применяемых мер. Основная часть находящихся там лиц должна содержаться в обычных условиях, исключая лиц, пойманных с умышленным преступным деянием, совершенным во временной период заключения и лица, перешедшие с более легкого режима.
При обычном режиме заключённые живут в общежитиях, существующих внутри локализованной территории.
Права осуждённых данного типа:
Колонии особого режима. Здесь отбывают срок мужчины, приговорённые судом за сделанный особо опасный повтор преступления. Кроме того, в данных местах находятся люди, которым путём помилования отменили смертную казнь и направили на отбывание пожизненно.
Камерное содержание влияет на весь порядок нахождения людей в особом режиме. Заключенным ограничивается личное время и общение с остальными людьми. А также сильно ограничивается применение материально-бытовых вещей.
Защита прав и обязанностей сотрудников
Профессиональная деятельность сотрудников пенитенциарных служб является одним из главных факторов, влияющих на функционирование всей системы УИ. Любая деятельность сотрудников не может выполняться без перечня прав и обязанностей, которые возлагаются на них.
Главным фактором, служащим подтверждением компетентности работника – его профессионализм, от которого в большей степени зависит возможность и успешность перевоспитания осуждённых. Помимо этого, к персоналу предъявляются и другие требования. Например, наличие специального образования, возрастные критерии – от 18 до 40 лет, дееспособность и отсутствие судимости.
Современный закон заявляет нам о том, что каждый сотрудник УИС должен:
Помимо этого, существуют и другие обязанности. Например, проявление к заключённым гуманности и терпимости, вера в перевоспитание даже рецидивистов. Изложенные качества всегда будут зависеть от культуры, воспитания и кругозора работника.
Иногда сотруднику приходится усмирять возможные агрессивные действия со стороны подчинённых. Пенитенциарная сфера всегда будет требовать от человека физическую и моральную выносливость и оптимизм.
Положение о ФСИН России
ФСИН России подведомственна Минюсту России.
Цели и задачи.
Основными задачами ФСИН России являются:
1-1) контроль за нахождением лиц, подозреваемых либо обвиняемых в совершении преступлений, в местах исполнения меры пресечения в виде домашнего ареста и за соблюдением ими наложенных судом запретов и (или) ограничений;
2) контроль за поведением условно осужденных и осужденных, которым судом предоставлена отсрочка отбывания наказания;
3) обеспечение охраны прав, свобод и законных интересов осужденных и лиц, содержащихся под стражей;
5) охрана и конвоирование осужденных и лиц, содержащихся под стражей, по установленным маршрутам конвоирования, конвоирование граждан Российской Федерации и лиц без гражданства на территорию Российской Федерации, а также иностранных граждан и лиц без гражданства в случае их экстрадиции;
5-1) охрана психиатрических больниц (стационаров) специализированного типа с интенсивным наблюдением Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию, обеспечение безопасности находящихся на их территориях лиц, сопровождение и охрана лиц, которым назначено принудительное лечение в указанных больницах (стационарах), при переводе их в другие аналогичные больницы (стационары), а также в случае направления их в иные учреждения здравоохранения для оказания медицинской помощи;
6) создание осужденным и лицам, содержащимся под стражей,условий содержания, соответствующих нормам международного права, положениям международных договоров Российской Федерации и федеральных законов;
7) организация деятельности по оказанию осужденным помощи в социальной адаптации;
8) управление территориальными органами ФСИН России и непосредственно подчиненными учреждениями и организациями.
1) обеспечивает в соответствии с законодательством Российской Федерации: правопорядок и законность в учреждениях, исполняющих наказания, и следственных изоляторах, а также безопасность лиц, находящихся на их территориях; безопасность объектов уголовно-исполнительной системы, а также органов Минюста России в порядке, устанавливаемом Министром юстиции Российской Федерации; точное и безусловное исполнение приговоров, постановлений и определений судов в отношении осужденных, лиц, содержащихся под стражей, и лиц, к которым применена мера пресечения в виде домашнего ареста; установленный порядок исполнения наказаний и содержания под стражей, исполнение режимных требований в учреждениях, исполняющих наказания, и следственных изоляторах, надзор за осужденными и лицами, содержащимися под стражей; исполнение международно-правовых обязательств Российской Федерации по передаче осужденных в государства их гражданства и по экстрадиции; правовую, социальную защиту и личную безопасность работников уголовно-исполнительной системы и членов их семей; противодействие коррупции, собственную безопасность и защиту сведений, составляющих государственную и иную охраняемую законом тайну, в уголовно-исполнительной системе; условия содержания осужденных и лиц, содержащихся под стражей, в учреждениях, исполняющих наказания, и следственных изоляторах; подготовку уголовно-исполнительной системы к действиям при чрезвычайных обстоятельствах, ликвидацию их последствий на подведомственных объектах силами и средствами уголовно-исполнительной системы, а также взаимодействие с федеральными органами исполнительной власти; функционирование и развитие сети открытой и шифрованной связи, предоставление телекоммуникационных услуг осужденным и лицам, содержащимся под стражей; привлечение осужденных к труду и создание условий для их моральной и материальной заинтересованности в результатах труда;
3) принимает участие: в подготовке материалов, необходимых для рассмотрения ходатайств осужденных о помиловании; в разработке и проведении правовой экспертизы проектов законодательных и иных нормативных правовых актов, касающихся деятельности уголовно-исполнительной системы, по поручению Минюста России; в разработке федеральных программ развития и укрепления уголовно-исполнительной системы; в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, в разработке специальной техники, специальных средств, используемых в уголовно-исполнительной системе, а также осуществляет их закупку, хранение, ремонт и списание;
4) организует: общее образование, среднее профессиональное образование и профессиональное обучение, а также обучение осужденных в заочной форме, в том числе с применением дистанционных образовательных технологий и электронного обучения, в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования; осуществление предприятиями и на собственном производстве учреждениями, исполняющими наказания, обязательств по государственным и муниципальным контрактам на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг; взаимодействие территориальных органов ФСИН России с территориальными органами других федеральных органов исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, правоохранительными органами, а также с общественными и религиозными объединениями; осуществляемую учреждениями уголовно-исполнительной системы оперативно-разыскную деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации; проведение с осужденными и лицами, содержащимися под стражей, воспитательной работы, направленной на их исправление; взаимодействие со средствами массовой информации и редакционно-издательскую деятельность в целях выполнения задач, возложенных на уголовно-исполнительную систему; кадровое обеспечение центрального аппарата ФСИН России, ее территориальных органов, учреждений, исполняющих наказания, и следственных изоляторов, подготовку, профессиональную переподготовку и повышение квалификации кадров; работу по комплектованию, хранению, учету и использованию архивных документов, связанных с деятельностью ФСИН России, а также делопроизводство в соответствии с законодательством Российской Федерации; подготовку материалов для докладов Министра юстиции Российской Федерации Президенту Российской Федерации и Правительству Российской Федерации о состоянии работы по исполнению уголовных наказаний, обеспечению условий содержания осужденных и лиц, содержащихся под стражей, а также по соблюдению законности и прав человека в учреждениях, исполняющих наказания, и следственных изоляторах; исполнение актов об амнистии и помиловании;
5) создает, реорганизует и ликвидирует предприятия учреждений, исполняющих наказания, в соответствии с законодательством Российской Федерации;
6) осуществляет функции главного распорядителя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание уголовно-исполнительной системы и реализацию возложенных на нее функций;
7) осуществляет функции государственного заказчика по капитальному строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов уголовно-исполнительной системы, а также по жилищному строительству;
8) запрашивает и получает в установленном порядке сведения, необходимые для принятия решений по вопросам, относящимся к установленной сфере деятельности;
9) организует прием граждан, обеспечивает своевременное и в полном объеме рассмотрение их устных и письменных обращений по вопросам, касающимся деятельности уголовно-исполнительной системы, принятие по ним соответствующих решений и направление ответов в установленный законодательством Российской Федерации срок;
9-1) устанавливает: порядок и сроки проведения аттестации руководителей и кандидатов на должности руководителей образовательных организаций, подведомственных ФСИН России; порядок и условия приема в федеральные государственные организации, осуществляющие образовательную деятельность и подведомственные ФСИН России, в том числе перечень дополнительных вступительных испытаний при приеме в указанные организации; порядок отчисления из федеральных государственных организаций, осуществляющих образовательную деятельность и подведомственных ФСИН России, порядок восстановления в таких организациях, а также порядок перевода обучающихся из одной федеральной государственной организации, осуществляющей образовательную деятельность и подведомственной ФСИН России, в другую такую организацию; особенности организации и осуществления образовательной, методической и научной (научно-исследовательской) деятельности в области подготовки кадров в интересах обеспечения законности и правопорядка, а также деятельности федеральных государственных организаций, осуществляющих образовательную деятельность и подведомственных ФСИН России; квалификационные требования к специальной профессиональной подготовке выпускников федеральных государственных образовательных организаций, подведомственных ФСИН России; порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным профессиональным образовательным программам, реализуемым в интересах обеспечения законности и правопорядка в федеральных государственных образовательных организациях, подведомственных ФСИН России; квоту целевого приема в организации, осуществляющие образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования и подведомственные ФСИН России, для получения высшего образования в объеме установленных на очередной год контрольных цифр приема граждан на обучение за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета по каждому уровню высшего образования, каждой специальности и каждому направлению подготовки;
9-2) организует подготовку кадров в интересах обеспечения законности и правопорядка путем реализации основных и дополнительных профессиональных образовательных программ и основных программ профессионального обучения в организациях, осуществляющих образовательную деятельность и подведомственных ФСИН России;
9-3) определяет перечень информации о деятельности федеральных государственных организаций, осуществляющих образовательную деятельность и подведомственных ФСИН России, для размещения в открытых информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе на официальном сайте ФСИН России в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», а также порядок размещения этой информации;
9-4) обеспечивает разработку примерных программ подготовки научно-педагогических кадров в адъюнктуре федеральных государственных образовательных организаций, подведомственных ФСИН России;
9-5) разрабатывает и утверждает примерные основные программы профессионального обучения, примерные дополнительные профессиональные программы в области обеспечения законности и правопорядка, по которым осуществляется профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование в интересах ФСИН России;
9-6) сотрудничает в установленном порядке с органами государственной власти иностранных государств и международными организациями при осуществлении розыска лиц;
10) осуществляет иные функции в установленной сфере деятельности, если такие функции предусмотрены федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.