какой орган растения испаряет воду

Процесс транспирации у растений: роль и описание процесса

Каждый человек однажды наблюдал наличие жидкости на листьях и стеблях растений. Данное явление возникает благодаря биологическому свойству, называемому транспирацией.

Что такое транспирация?

Транспирация – это термин, отражающий процессы передвижения воды по организму растений с последующим её выведением через поверхность наружных органов (листья, стебель). Большая часть жидкости выводится через устьичные щели (порядка 95-99%) и только оставшиеся 1-5% процентов воды участвует в непосредственно метаболических реакциях организма растительных клеток.

Функции транспирации

Вода поглощается растением из почвы, откуда распределяется по всему организму благодаря наличию проводниковой ткани (ксилемы). Выводится вода через специальные устьицы, при выведении жидкости через органы транспирации растений происходит открытие устьиц, в результате чего в растительный организм может поступать углекислый газ.

Другая особенность трнаспирационных явлений заключается в том, что при протекании данного физиологического процесса происходит охлаждение растительного организма, улучшение тока питательных веществ к функциональным частям растительного организма, также изменяется осмотическое давление в растительные клетках, что в значительной мере определяет тургор. Помимо прочего благодаря протеканию транспирационных явлений реализуются процессы (обязательным условием протекание которых является наличие H20): фотосинтез, рост, развитие и метаболизм растительных клеток. Подытожим функции транспирации:

участвует в обеспечении фотосинтетических процессов водой;

участвует в испарении воды с листьев и стебля;

охлаждает растительного макроорганизма;

улучшает ток питательных веществ и воды к растительным клеткам;

изменяет осмотическое давление в растительные клетках;

открывает устьицы, что позволяет растению активно поглощаться углекислый газ.

Примеры транспирации

какой орган растения испаряет воду

В зависимости от различия в органах испарения воды буду наблюдаться различные виды транспирационных явлений:

стоматальная и лентикулярная транспирации;

Стоматальная транспирация

При протекании данного процесса происходит выведение воды благодаря наличию специальных устьиц в поверхности листа. При выведении влаги с листьев вода на финальной части пути к наружной поверхности органа выделения превращается к парообразную форму существования (водяной пар) и выводит через поверхность устьиц. Данный вид выведения жидкости по-другому также может называться транспирацией листьев.

Кутикулярное дыхание

Кутикула – это воскообразное покрытие листьев растений. Кутикулярное испарение воды происходит в сухих условиях, когда устьицы листьев закрыты. Благодаря кутикулярному дыханию теряется порядка 5-10% воды.

Лентикулярная транспирация

Лентикулярное выведение влаги представляет собой процесс выделения жидкости посредством использования чечевиц. Чечевицы – это небольшие порообразные структуры, которые имеются далеко не у всех семейств растений. Процент выведенной воды при таком способе выделения значительно меньше, чем при других примерах данного процесса.

Факторы, которые влияют на транспирацию

Обозначим основные факторы окружающей среды, которые активно влияют на процессы транспирации:

соотношение влажности почвы и воздуха;

При значительном повышении температурного фактора происходит открытие устьиц, в результате чего скорость выделения воды (особенно стоматальной) значительно повышается.

При высокой влажности воздуха любой процесс испарения затрудняется, однако для процесса транспирации и его скорости важно соотношение влажности почвы и воздуха. При наличии в почве большего количества влаги, чем в воздухе скорость удаления жидкости повышается.

Ветер сдувает капли влаги с поверхности листьев, в результате чего образуются новые. Таким образом, чем выше скорость ветра, тем больше скорость транспирационных процессов.

Транспирация как часть круговорота воды

Транспирационные процессы растения участвуют в протекании круговорота воды в природе. Испарение с поверхностных органов растений является частью суммарного испарения. В последующем образуются осадки, из которых посредством дождей жидкость попадает в почву, откуда вновь всасывается в растения с последующим за этим испарением.

Биологический процесс распределения и испарения воды в растительном организме достаточно сложная теоретическая часть ботанической науки, однако понимание фундаментальные основ и принципов протекания транспирационных явлений в растениях, позволяет человеку понимать генез воды на поверхностях стеблей и листьев (а также чечевиц) растений в различные периоды времени.

Источник

Bio-Lessons

Образовательный сайт по биологии

какой орган растения испаряет воду

какой орган растения испаряет воду

Значение воды в жизни растений. Испарение воды листьями.

Значение воды в жизни растений. Вода имеет очень важное значение для растительного организма. Ее недостаток приводит к замедлению роста и в конечном счете приводит к его гибели. Вода участвует и влияет на следующие процессы:

1. Образование органических веществ в ходе фотосинтеза невозможно без участия воды. Недостаток влаги приводит к полному прекращению фотосинтеза в листьях и других зеленых частях растения.

2. Вода осуществляет транспорт растворенных веществ — сахаров, минеральных солей и т. д. Вещества в организме растений не могут перемещаться в сухом виде. Поэтому транспорт любых веществ по организму растений осуществляется в виде растворов. Как вы помните, растворенные минеральные (неорганические) вещества переносятся по сосудам ксилемы — древесины, а органические вещества по ситовидным трубкам луба — флоэмы.

3. Если бы листья не испаряли воду, то растворы перестали бы подниматься по стеблям на большие расстояния. Это особенно важно для высоких древесных растений. Поскольку силы, с которой клетки корня выталкивают водные растворы в стебель, не хватает для того, чтобы вода достигла листьев. Процесс испарения способствует продвижению воды по стеблю, как бы подгоняя ее вверх.

4. Вода составляет значительную часть массы живых клеток. Значит, при росте, размножении и формировании новых клеток необходимо достаточное количество воды. Нужны и другие вещества, из которых состоят клетки. Это белки, жиры, углеводы и минеральные соли. Но в целом их нужно меньше, чем воды.

5. В жаркие дни испарение защищает листья от перегрева солнечными лучами.

Испарение воды (транспирация) происходит в основном в листьях. Чем больше пластинка листа, тем больше испаряется влаги. В испарении воды растением можно убедиться, поставив следующие опыты (рис. 1, а-б).

какой орган растения испаряет воду

Рис.1 Опыты по определению испарения воды листьями растений

Опыт №1. Возьмем комнатное растение и на один из его побегов наденем колбу. Горлышко колбы закроем ватой. Через несколько дней на внутренней стороне колбы появятся капельки воды. Они образовались из паров, которые выделяются листьями.(рис. 1, а)

Для проведения опыта №2 возьмем 3 пробирки, наполненные водой (рис. 1, б).
В первую пробирку наливается вода, при этом она ничем не прикрывается. Во вторую пробирку приливаем такой же объем воды и сверху наливается масло тонким слоев (0,5-0,6 см). В третью пробирку помещается веточка с листьями, приливается вода по уровню, равному с первыми двумя пробирками. Сверху приливаем растительное масло. Через 2-3 дня можно обнаружить, что воды в первой пробирке стало меньше, поскольку ничто не препятствовало ее испарению с поверхности.Уровень воды во второй пробирке не изменился, так как слой масла препятствовал испарению. В третьей пробирке количество воды также уменьшилось, потому что идет процесс испарения листьями.

Вода испаряется даже в плотно закупоренном сосуде, если в него через маленькое отверстие вставлена веточка растения, (рис.1, в).

Испарение воды осуществляется через устьица. Если растению не хватает воды, устьица закрываются (рис.2).

какой орган растения испаряет воду

Рис.2 Закрытое и открытое устьице

Приспособление листьев к влажному и сухому климату. В районах с повышенной влажностью листья у растений крупные и темно-зеленые, на них очень много устьиц. Насыщенность воздуха и почвы влагой способствует увеличению размера листьев.

Листья растений, произрастающих в засушливых местах, приспособлены к замедленному испарению. У одних растений они мелкие, у других преобразовались в колючки, чешуйки. Иногда они покрыты восковым налетом или густыми волосками.

Листья саксаула, растущего в южных областях Казахстана, из-за недостатка влаги видоизменены в мелкие чешуйки (рис. 3). Устьица находятся в молодых побегах, поэтому процесс фотосинтеза происходит в молодых зеленых побегах, а не в листьях.

какой орган растения испаряет воду

У песчаной акации и чингиля, растущих на засоленных и песчаных почвах, листья мелкие, узкоконусовидной формы. Снаружи они покрыты небольшими короткими густыми волосками — серебристым пушком, поэтому воду они испаряют в очень незначительном количестве. Обычно, если влаги достаточно, то устьица растений открываются, и лишняя вода испаряется. Когда наступает дефицит влаги, устьица закрываются и испарение прекращается.

Испарение воды листьями — обязательный процесс, без него вода не поднималась бы : по стеблю, а вместе с ней не транспортировались бы по растению растворенные вещества. Вода всасывается корнем, а испаряется листьями через устьица. Фотосинтез без воды тоже невозможен. Испарение воды — защита от перегрева. Чтобы растениям хватало воды, они приспособились к разному климату. У растений засушливых мест листья мелкие с толстой оболочкой, видоизмененные в колючки или чешуйки (саксаул), У растений влажных мест листья широкие, большие, с большим количеством устьиц.

какой орган растения испаряет воду Внешнее и внутреннее строение листа

какой орган растения испаряет воду Видоизменения листа

Источник

Биология

План урока:

Испарение воды растениями

Растение потребляет из земли минеральные соли, растворенные в воде. Вода требуется для перемещения питательных элементов. Наконец, она нужна для создания органических веществ. Большая же часть воды испаряется листьями растений.

Убедиться в том, что совершается процесс испарения воды у растений очень легко. Возьмем любое растение и введем один из ее листьев, не отрывая его, в чистую сухую прозрачную емкость. Прикроем ватой отверстие емкости и поместим ее на какую-либо подставку. Польем растение теплой водой, оставим его на свету.

Уже через несколько часов на внутренней стенке колбы можно будет видеть капельки воды. Эту воду выделил лист в виде пара. Пар сгустился в капельки воды на стенках колбы.

Опыт показывает, что у растений посредством листьев происходит испарение воды.

Растительный организм способен испарять значительное количество воды, причем у каждого вида по-разному.

Огромную роль в испарении воды играют устьица. Давайте вспомним строение устьиц, для того, чтобы определить какую роль они играют в жизни растений.

Каждое устьице состоит из двух замыкающих клеток, между которыми находится щель. У очень многих растений устьица расположены с нижней стороны листа, но не у всех. Познакомимся на рисунке.

Устьица в жизни растений играют роль форточек, через которые клетки мякоти листа сообщаются с окружающей средой.

Испарение воды во многом зависит от состояния устьиц и условий внешней среды.

Так, днем, на свету, устьица обычно открыты, и испарение идет более активно. Ночью же температура обычно понижается и устьица закрываются. Роль устьиц заключается в регулировании испарения воды у растений. К примеру, в засушливую погоду, когда у растений бывает недостаток влаги, устьица закрываются, и испарения не происходит, так как она необходима для других процессов. И, наоборот, в дождливую погоду, при избытке воды, испарение будет интенсивным. Так проявляется зависимость испарения от условий окружающей среды.

Попробуем выявить, какое значение имеет испарение воды для растений?

Прежде всего, листья, испаряя воду, получают ее из корня и стебля. Вода перемещается и разносит растворенные минеральные соли к органам растений. Соответственно, испарение имеет большое значение в перемещении веществ по растительному организму.

Самое главное значение испарения воды в жизни растений – это предохранение от перегревания солнцем. К примеру, смочите руку и помашите ею – вода испаряется и рука охлаждается. Точно так же в результате испарения воды охлаждаются листья. Причем свою роль регуляторов здесь выполняют устьица. В жаркую погоду в лесу дотроньтесь до листьев деревьев, и вы почувствуете прохладу.

Таким образом, испарение воды в жизни растений имеет приспособительный характер.

Листопад

Еще одним приспособлением растений к снижению испарения воды осенью и зимой считается листопад. Какие же растения можно отнести к листопадным?

У громадного большинства растений листья живут одно лето, поэтому они получили название листопадные. Опадают листья в осенний период и приобретают при этом очень красивую окраску. Что же происходит в листьях в этот период времени?

Весеннюю окраску листьям обеспечивает хлорофилл, в этот период они зеленые. Осенью хлорофилл в листьях разрушается, и они постепенно меняют свою зеленую окраску на желтую, коричневую, оранжевую, красную – самых различных оттенков. Окраску осенних листьев обеспечивают различные пигменты: ксантофилл – пигмент желтого цвета, каротин – оранжевый пигмент, антоцианы – пигменты красного цвета.

Разрушение хлорофилла идет более быстрыми темпами на ярком свету, поэтому в пасмурную дождливую погоду листья дольше сохраняют зеленую окраску. С приходом теплой ясной погоды листья очень быстро приобретают осеннюю окраску.

Листопадные растения мы с вами можем встретить в лесу, парке, на аллеях. Они окружают нас везде, стоит нам выйти на улицу. Примером листопадных растений будут береза, ива, тополь, клен и многие другие.

Листопад является приспособлением к переживанию неблагоприятного времени года. Представьте себе, что наши листопадные растения остались бы на зиму с неопадающей листвой. Листья продолжали бы испарять воду, а добывание ее корнями прекратилось бы из-за промерзания почвы. В этих условиях растениям грозило бы высыхание и гибель.

Помимо этого, вместе с опадающими листьями из растительного организма удаляются находящиеся в листьях ненужные, а иногда и вредные вещества.

Как известно, среди деревьев и кустарников имеются растения, зимующие с зеленой листвой, – сосна, ель, можжевельник и другие. Эти растения получили название вечнозеленые.

Вы уже знаете, что листья этих вечнозелёных растений имеют вид хвоинок и испаряют очень мало влаги. Однако хвоя этих деревьев не вечна. Отрастая каждую весну, она держится у сосны 3–4 года, у ели 6 – 9 лет и более, а затем желтеет и опадает.

Однако, среди хвойных растений встречаются и листопадные виды. К примеру, лиственница в осенний период сбрасывает всю листву. С приходом тепла у нее появляются первые весенние листья – хвоинки.

Вечнозеленые растения встречаются не только у хвойных, но и у цветковых растений есть такие виды. К примеру, брусника, вереск, клюква считаются вечнозелеными кустарничками. Их листья мелкие и плотные, мало испаряют влагу, и поэтому под снегом сохраняются зелеными.

Брусника под снегом

Осенью в смешанном лесу можно встретить листопадные и вечнозеленые растения. Тогда в осеннем лесу можно любоваться не только красными, желтыми, оранжевыми красками, но и зелеными. Очень красив лес осенью! Многие поэты и художники в своих произведениях восхищаются осенним пейзажем.

«Золотая осень» И.И.Левитан

Передвижение веществ в растении

Передвижение воды и веществ у растения начинается с всасывания корнем из земли питательных растворов. Эти растворы минеральных веществ не остаются в корне, а происходит их передвижение по стеблю.

Выясним, особенности передвижения воды и различных веществ по стеблю.

Возьмем веточку дерева и поместим ее в подкрашенную воду. Спустя сутки вынем ее и разрежем стебель вдоль. На срезе видно, что окрасилась древесина, а кора и сердцевина сохранились неокрашенными. Тогда передвижение воды и питательных веществ в растении осуществляется только по древесине. Здесь находятся длинные трубки, именуемые сосудами. Собственно по ним происходит передвижение воды и минеральных веществ.

Рассмотрим листья на вынутой ветке. Подкрашенная вода поднялась по черешку и жилкам и окрасила листья в красноватый цвет. Стало быть, передвижение воды и минеральных веществ происходит по стеблю и проникает к листьям. В жилках листа также есть сосуды, именно по ним и осуществляется передвижение воды и минеральных веществ.

Данный процесс в растительном организме можно использовать для получения различной окраски цветов. Так получают, к примеру, черную или синюю розу, то есть ту окраску, которая не характерна для данного вида. В магазине можно приобрести синюю орхидею, а через определенное время она потеряет окраску и станет белой.

Постепенное превращение синей орхидеи в белую

Давайте рассмотрим на опыте, как же получают цветы необычной окраски. Возьмем белые хризантемы и поместим их в окрашенную разными оттенками воду. В растении вода будет перемещаться по стеблю, и доходить до цветка, который окрашивается в определенный цвет. Этот опыт очень легко провести в домашних условиях, для этого можно использовать любые белые цветы.

По стеблю происходит перемещение и органических веществ. Как известно, они образуются из углекислого газа и воды в зеленых листьях при солнечном свете. Но мы можем обнаружить органические вещества и в корне моркови, и в клубне картофеля, и в семенах гороха, и в плодах яблони. Значит, образующиеся питательные вещества в листьях не остаются, происходит их передвижение по растению к различным органам.

По какой же части стебля происходит передвижение веществ у растений?

Это можно узнать из следующего опыта. Срежем ветку тополя или ивы. На некотором расстоянии от нижнего ее конца осторожно снимем с ветки кольцо коры. Если потом поместить ветку в воду, то через несколько недель выше вырезки коры образуется наплыв или утолщение. Через определенное время на этом утолщении формируются придаточные корни. Ниже вырезки, на ветке, корни или совсем не появляются, или вырастают очень маленькие. Очевидно, что кольцевая вырезка коры мешает передвижению органических веществ по стеблю.Органические вещества скапливаются выше вырезки в виде наплыва. Именно поэтому здесь формируются придаточные корни. Получается, что органические вещества перемещаются в стебле по коре.

Передвижение органических веществ по стеблю происходит ко всем органам растения: растущей верхушке корня, растущей верхушке стебля, к распускающимся листьям, завязывающимся плодам. За счет этих веществ осуществляется образование и рост органов растения.

В растительном организме происходит не только образование органических веществ, но и их запасание. У однолетних растений они откладываются только в плодах и семенах. А у двулетних и многолетних растений отложение происходит также в различных органах: у хрена – в корнях, у ландыша – в корневищах, у картофеля – в клубнях, у лука и чеснока – в луковицах, у капусты в кочерыге и листьях кочана.

У деревьев и кустарников запасы органических веществ откладываются на зиму в стеблях и корнях. Весною они притекают к распускающимся почкам и развивающимся из них побегам. Это процесс получил название сокодвижение. Наблюдать его мы можем, если увидим сломанную ветку березы или недавно спиленный пень. Вытекающий из растения сок называют пасока. В весенней пасоке, кроме воды и минеральных веществ, содержится сахар. Поэтому березовый сок имеет сладковатый привкус.

Прорастание семян

Цветковые растения рано или поздно образуют плоды и семена. Попадая в благоприятные условия, семена прорастают и дают начало молодым растениям.

Какие же условия необходимы семенам для прорастания?

Соответственно, для прорастания семян требуется влага. Она необходима для набухания семян, при этом происходит разрыв кожуры и появление зародыша. Влага кроме того нужна для растворения питательных веществ семени. Зародыш способен потреблять питательные вещества только в жидком виде.

Но семенам разнообразных растений нужно разное количество влаги. К примеру, семенам гороха необходимо столько же воды, сколько они весят сами, семенам пшеницы почти в два раза меньше, а семенам проса даже в три раза меньше.

Потребность в воздухе у семян растений неодинакова. К примеру, семенам гороха и фасоли нужно немало воздуха, поэтому они не способны прорастать под водой. Семена риса наоборот, способны нормально развиваться под водой. Им нужно совсем немного воздуха, растворенного в воде.

Внутри семени находится живой зародыш растения. Если ему дать необходимые условия – воду, кислород и тепло, он начнет усиленно дышать, питаться и расти. Семя от воды набухает, и кожура лопается. Зародышевый корень и стебель пробиваются наружу. Зародыш превращается в проросток.

Проросток – растеньице, развивающееся из зародыша при прорастании семян. Рост проростка происходит постепенно. В первое время питание проростка осуществляется за счет тех веществ, которые отложены в семени.

У фасоли, гороха, тыквы, то есть у двудольных растений, они находятся в семядолях; у пшеницы, кукурузы, большинства однодольных растений они находятся в эндосперме.

Затем появляется корешок, который укрепляется в почве и начинает всасывать воду и питательные вещества. Вслед за корнями начинает расти стебель с листьями. На поверхности почвы появляются всходы.

По мере роста проростка запасные вещества используются на питание, семядоли сморщиваются и отпадают.

Какие же семена прорастают? Доказано, что из более крупных семян появляются более мощные растения. Объясняется это тем, что в крупных семенах более крупный зародыш и больше питательных веществ.

Для посева пригодны только всхожие семена. У них живой зародыш, и при благоприятных условиях они могут прорасти и дать всходы. Поэтому семена обязательно проверяют на всхожесть.

Для этого отбирают 100 семян, обеспечивают им необходимые условия. У большинства растений семена проращивают в течение 7 дней. Если по истечении этого времени из 100 семян проросло 97, то всхожесть их составляет 97%. Остальные три семени не способны прорасти.

Подготовленные к посеву семена высеваются в разные сроки. От чего же зависит скорость прорастания семян? Определяется она степенью прогрева почвы. В зависимости от требовательности к теплу все растения подразделяются на холодостойкие и теплолюбивые растения. В первую очередь высевают ранние культуры – пшеницу, лен, ячмень, горох морковь и другие. Семена этих растений могут прорастать уже при +1…+3 0 С, а всходы их не страдают от весенних заморозков. Эти растения считаются холодостойкими.

Другие растения, к примеру, кукурузу, просо, томат, сеют в более поздние сроки, когда наступит теплая погода. Это требовательные растения к теплу, привезенные из южных стран.

При посеве семена разных растений заделывают в почву на различную глубину.

Так, семена моркови мелкие, поэтому их сеют на глубину 1-2 см, а более крупные семена кукурузы – на 6-8 см и глубже.

Все вышеперечисленные условия имеют большое значению для получения хорошего урожая.

Источник

Статья «Дыхание листьев. Испарение воды листьями. Информационные материалы и методические указания к уроку».

Статья «Дыхание листьев. Испарение воды листьями. Информационные материалы и методические указания к уроку».

Ц е л ь у р о к а: развить дальше понятие «дыхание», показав,

что листья дышат; сравнить процесс газообмена при дыхании

с процессом газообмена при питании и создать отчетливые

представления об их разнице.

1. Воспроизведение в памяти учащихся знаний о дыхании

2. Постановка задачи урока.

3. Демонстрация опыта, показывающего дыхание листьев.

4. Беседа о различии газообмена при дыхании и при образовании

5. Закрепление знаний.

Об о р у д о в а н и е: опыт по установлению дыхания листьев,

поставленный за день-два; известковая вода, пробирки, колба

У к а з а н и я к п р о в е д е н и ю у. рока

Беседуя с учащимися о том, что семена и корни дышат и,

как человек и животные, поглощают при этом кислород и выделяют

углекислый газ, учитель ставит новые вопросы- дышат ли

листья? Как это можно узнать? Это — задача урока.

Если листья, так же как семена и корни, дышат, т. е. поглощают кислород и выделяют углекислый газ, то надо поставить

такой же опыт, только вместо семян или корней в сосуд поместить

Опыт ставится заблаговременно: за 1—2 дня, можно даже

за 3—4 часа. В сосуд, в который предварительно налита вода

высотой на 0,5—1 см, черешками вниз в воду помещают б—

10 свежесрезанных листьев. После этого сосуд ставят на указанные

выше сроки в совершенно темное место.

При демонстрации опыта наличие углекислого газа проверить

зажженной лучинкой, а лучше с помощью известковой воды

В беседе учитель поясняет, что в зеленом листе через устьица

происходят два противоположных газо-обменных процесса—один

при дыхании, когда лист поглощает кислород и выделяет углекислый

газ, другой — при образовании органических веществ,

когда лист поглощает углекислый газ, необходимый для образования

крахмала и других органических веществ, а выделяет

кислород; что процесс дыхания идет непрерывно — днем и ночью,

на свету и в темноте, а газообмен с образованием крахмала—только на свету.

В целях уточнения и закрепления знаний по данному вопросу

сначала на классной доске, а затем в тетрадях учащиеся

вслед за учителем делают схему-рисунок (рис. 13).

Целесообразно также в целях осмысления изучаемого материала

спросить учащихся: какой газ листья поглощают и какой

газ выделяют при дыхании? Как это подтвердить с помощью

опыта? Какой газ листья поглощают и какой газ выделяют

при образовании органических веществ? С помощью какого

опыта вы узнали об этом?

Испарение воды листьями

Ц е л ь у р о к а: на основе демонстраций опытов познакомить

учащихся с процессом испарения воды растением.

1. Напоминание учащимся о поглощении воды корнями растений и определение темы урока.

2. Какой орган растения испаряет воду? — первый вопрос.

Решение его посредством демонстрации опыта.

3. Преимущественно через какую поверхность лист испаряет

Благу? — второй вопрос. Демонстрация соответствующего опыта.

4. Объяснение результатов второго опыта, рассказ о значении

устьиц в жизни растения,

5. Как много воды испаряют растения? — третий вопрос. Демонстрация

опыта и рассказ учителя.

6. Рассказ учителя о значении испарения воды в жизни растений.

7. Проверка, уточнение и закрепление знаний.

О б о р у д о в а н и е: три опыта по испарению воды растением,

поставленные за 3—4 дня до урока (техника их постановки

описана в указаниях к уроку); таблица с изображением устьица;

самодельная таблица на тему «Как много воды испаряют

У к а з а н и я к п р о в е д е н и ю у р о к а

Учебный процесс урока строится так, что перед учащимися

ставятся один за другим вопросы, ответы на которые они ищут

в демонстрируемых опытах.

Растения с помощью корней поглощают из почвы много воды,

но много ее и испаряют. Какие надземные органы—лист

или стебель — испаряют воду?

Учитель или те из учащихся, которые помогали ему ставить

опыт, рассказывают следующее:

Три дня тому назад в четыре пробирки на одинаковый уровень

была налита вода, первую пробирку оставили без растения

— контрольной, в воду остальных поместили части растения:

во вторую — лист, в третью — побег с четырьмя примерно такими

же по размеру листьями, в четвертую — побег, листья с которого

оборвали. Уровень воды в пробирках снова выровняли.

Чтобы вода не испарялась с поверхности, залили ее тонким слоем

масла. В таком виде опыт простоял три дня.

Что же получилось? См. рис. 14.

Рассматривая и сравнивая поочередно уровни воды в пробирках:

первой со второй, второй с третьей, третьей с четвертой

и четвертой с первой, учащиеся приходят к выводу, к твердому

убеждению, что лист испаряет воду, что там, где было больше

листьев, и воды испарилось больше*.

Какой поверхностью лист испаряет воду?

За ответом снова обратились к трехдневному опыту, в котором

в одном случае смазывается вазелином верхняя поверхность

листовой пластинки, в другом — нижняя. В обоих случаях

поверхность воды в пузырьках заливается маслом, а весы уравновешиваются.

На рисунках 15 и 16 опыт представлен в двух

вариантах (на выбор учителя). И тот и другой опыт приводит

учащихся к выводу, что листья данных растений испаряют воду

через нижнюю поверхность, так как в варианте с весами та чашка

поднялась (стала легче), где у листа была смазана вазелином

верхняя поверхность, в варианте с пробирками о том же

свидетельствует понижение уровня воды.

Почему испарение воды в данном случае происходит через

нижнюю поверхность листа? Ответом на данный вопрос является

рассказ учителя о роли в этом устьиц. От учащихся требуется

вспомнить строение устьица, о количестве их на 1 мм2.

Как много воды испаряют растения?

Опыт с комнатными растениями по этому вопросу готовится

так. Почва в цветочном горшке, допустим, с примулой обильно

поливается. Чтобы вода не испарялась с поверхности почвы и

через стенки горшка, горшок и почва тщательно закрываются

целлофаном или просто промасленной бумагой. В таком виде

растение ставится на весы, которые после этого уравновешиваются

Что же получилось с опытом по прошествии трех дней? (См.

Обратив внимание учащихся на то, что чашка весов с растением

стала легче, учитель предлагает им объяснить наблюдаемое

явление. Затем на виду у учащихся класса уравнове-

шивает чашки весов, выясняет, сколько воды испарило данное

В дополнение к демонстрации опыта учитель показывает самодельную

таблицу, на основании просмотра которой учащиеся

приходят к выводу, что растения за день, за весенне-летне-осенний

период, за свою жизнь испаряют много воды, причем различные

растения испаряют разные количества воды.

Остается ответить на естественно напрашивающийся вопрос:

какое значение имеет процесс испарения воды растением для

В школьных условиях на данной ступени обучения (V—

VI классы) мы отмечаем два значения: охлаждение растения

(подобно охлаждению нашего тела от испарения спирта или

эфира, которым натирают места укола или операции) и передвижение

минеральных веществ от корня к листу.

Беседа с целью проверки, уточнения и закрепления знаний

проводится по вопросам, на которые искали ответы в опытах.

При этом учащиеся должны объяснить, как с помощью опыта

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

какой орган растения испаряет воду

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

какой орган растения испаряет воду

Курс профессиональной переподготовки

Методическая работа в онлайн-образовании

какой орган растения испаряет воду

Курс повышения квалификации

Современные педтехнологии в деятельности учителя

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

Общая информация

Похожие материалы

Статья «Накопление энергии в растении. Информационные материалы и методические указания к уроку».

Статья «Поглощение листьями углекислого газа и выделение кислорода на свету. Информационные материалы и методические указания к уроку».

Презентация по биологии 6 класс «Отдел Моховидные»

Статья «Листья световые и теневые. Образование органических веществ в листьях на свету. Информационные материалы и методические указания к уроку».

Контрольные тесты по биологии 7 класс

Статья «Разнообразие форм листьев. Листорасположение. Внутреннее строение листа. Информационные материалы и методические указания к уроку».

Статья «ЛИСТ. Внешнее строение листа. Информационные материалы и методические указания к уроку».

Статья «Развитие побега из почки. Рост в высоту. Ветвление. Информационные материалы и методические указания к уроку».

Не нашли то что искали?

Воспользуйтесь поиском по нашей базе из
5326655 материалов.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами

Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно

какой орган растения испаряет воду

какой орган растения испаряет воду

Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст

Время чтения: 1 минута

какой орган растения испаряет воду

На базе колледжей создадут программы профориентации

Время чтения: 2 минуты

какой орган растения испаряет воду

ФИПИ опубликовал демоверсии ОГЭ и ЕГЭ 2022

Время чтения: 1 минута

какой орган растения испаряет воду

В 16 регионах ввели обязательную вакцинацию для студентов старше 18 лет

Время чтения: 1 минута

какой орган растения испаряет воду

В России создадут единый центр по работе с трудными подростками

Время чтения: 1 минута

какой орган растения испаряет воду

На новом «Уроке цифры» школьникам расскажут о разработке игр

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Чёрная пятница

На все курсы повышения квалификации и профессиональной переподготовки

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *