какой орган проводит государственный пожарный надзор на объектах защиты оао ржд
«Инфраструктура железнодорожного транспорта требования пожарной безопасности»
Утвержден и введен в действие
по делам гражданской обороны,
и ликвидации последствий
от 25 декабря 2012 г. N 804
СВОД ПРАВИЛ
ИНФРАСТРУКТУРА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА
ТРЕБОВАНИЯ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
Objects of railway infrastructure
Fire safety requirements
СП 153.13130.2013
1 января 2013 года
Сведения о своде правил
1. Разработан и внесен Открытым акционерным обществом «Научно-исследовательский институт железнодорожного транспорта» (ОАО «ВНИИЖТ») совместно с Федеральным государственным предприятием «Ведомственная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации» (ФГП ВО ЖДТ России).
2. Утвержден и введен в действие приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России) от 25 декабря 2012 г. N 804.
Нумерация пунктов дана в соответствии с официальным текстом документа.
5. Применение настоящего свода правил обеспечивает соблюдение требований пожарной безопасности при проектировании, строительстве, реконструкции и эксплуатации объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта, установленных Федеральным законом от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», техническими регламентами «О безопасности инфраструктуры железнодорожного транспорта», «О безопасности высокоскоростного железнодорожного транспорта».
Информация об изменениях к настоящему своду правил публикуется в ежегодно издаваемом информационном указателе «Национальные стандарты».
1. Область применения
1.2. Требования настоящего свода правил не распространяются на здания специального назначения (для производства и хранения взрывчатых веществ и средств взрывания, военного назначения, горных выработок), другие, не указанные в п. 1.1 здания, сооружения и объекты инфраструктуры.
1.3. При изменении функционального назначения объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта должны применяться действующие нормативные документы в соответствии с новым назначением этих зданий или помещений.
2. Нормативные ссылки
В настоящем своде правил использованы нормативные ссылки на следующие стандарты и своды правил:
ГОСТ Р 12.3.047-98 Система стандартов безопасности труда. Пожарная безопасность технологических процессов. Общие требования. Методы контроля
ГОСТ Р 12.4.026-2001 Система стандартов безопасности труда. Цвета сигнальные, знаки безопасности и разметка сигнальная. Назначение и правила применения. Общие технические требования и характеристики. Методы испытаний
ГОСТ Р 50571.10-96 (МЭК 364-5-54-80) Электроустановки зданий. Часть 5. Выбор и монтаж электрооборудования. Глава 54. Заземляющие устройства и защитные проводники
ГОСТ Р 50571.21-2000 (МЭК 60364-5-548-96) Электроустановки зданий. Часть 5. Выбор и монтаж электрооборудования. Раздел 548. Заземляющие устройства и системы уравнивания электрических потенциалов в электроустановках, содержащих оборудование обработки информации
ГОСТ Р 53261-2009 Техника пожарная. Самоспасатели фильтрующие для защиты людей от токсичных продуктов горения при эвакуации из задымленных помещений во время пожара. Общие технические требования. Методы испытаний
ГОСТ 12.1.030-81 Система стандартов безопасности труда. Электробезопасность. Защитное заземление, зануление
ГОСТ 28338-89 Соединения трубопроводов и арматура. Проходы условные (размеры номинальные). Ряды
СП 1.13130.2009 Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы
СП 2.13130.2009 Системы противопожарной защиты. Обеспечение огнестойкости объектов защиты
СП 3.13130.2009 Системы противопожарной защиты. Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. Требования пожарной безопасности
СП 4.13130.2009 Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям
СП 5.13130.2009 Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования
СП 6.13130.2009 Системы противопожарной защиты. Электрооборудование. Требования пожарной безопасности
СП 7.13130.2009 Отопление, вентиляция и кондиционирование. Противопожарные требования
СП 8.13130.2009 Системы противопожарной защиты. Источники наружного противопожарного водоснабжения. Требования пожарной безопасности
СП 9.13130.2009 Техника пожарная. Огнетушители. Требования к эксплуатации
СП 10.13130.2009 Системы противопожарной защиты. Внутренний противопожарный водопровод. Требования пожарной безопасности
СП 12.13130.2009 Определение категорий помещений, зданий и наружных установок по взрывопожарной и пожарной опасности
СП 52.13330.2011 Естественное и искусственное освещение. Актуализированная редакция СНиП 23-05-95.
3. Термины, определения и сокращения
3.1. В настоящем своде правил применены следующие термины с соответствующими определениями:
3.1.1. Минерализованная полоса: искусственно созданная полоса на поверхности земли, очищенная от горючих материалов или обработанная почвообрабатывающими орудиями либо иным способом до сплошного минерального слоя почвы.
3.1.2. Сухотруб: не заполненный огнетушащим веществом трубопровод, находящийся под атмосферным давлением окружающей среды.
3.1.3. Транспортабельный модуль: сооружение, пригодное для перевозки.
3.1.4. Штабель: ровно расположенный ряд чего-либо (например, конструктивных элементов, шпал).
3.2. В настоящем своде правил применены следующие сокращения:
4. Общие требования
4.1. Эвакуационные пути и выходы из зданий и сооружений объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта должны соответствовать требованиям СП 1.13130.
4.2. Обеспечение огнестойкости объектов защиты инфраструктуры железнодорожного транспорта следует осуществлять в соответствии с СП 2.13130.
4.3. Требования пожарной безопасности к системам оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах в зданиях, сооружениях и строениях инфраструктуры железнодорожного транспорта устанавливаются СП 3.13130.
4.4. Для ограничения распространения пожара на территориях, в зданиях и сооружениях, строениях, в том числе пожарных отсеках, объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта следует предусматривать объемно-планировочные и конструктивные решения, а также требования по противопожарным расстояниям между ними в соответствии с СП 4.13130.
4.5. Проектирование автоматических установок пожаротушения и пожарной сигнализации для зданий и сооружений инфраструктуры железнодорожного транспорта следует предусматривать в соответствии с СП 5.13130.
4.6. Требования пожарной безопасности к электрооборудованию систем противопожарной защиты зданий, сооружений и строений инфраструктуры железнодорожного транспорта устанавливаются СП 6.13130 и ГОСТ 12.1.004-91*. При проектировании электрической части объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта допускается использовать элементы электрооборудования, пожарная безопасность которых подтверждена соответствующими документами, выданными в установленном порядке (сертификатами, расчетами, результатами испытаний).
4.7. Требования пожарной безопасности к системам отопления, вентиляции, в том числе противодымной, и кондиционирования воздуха в помещениях зданий и сооружений инфраструктуры железнодорожного транспорта устанавливаются СП 7.13130 и СП 60.13330. Требования к системам электрического отопления устанавливаются СП 31-110.
4.8. Требования пожарной безопасности к источникам наружного противопожарного водоснабжения на территории объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта устанавливаются сводом правил СП 8.13130.
4.9. Требования к выбору, размещению, техническому обслуживанию и перезарядке переносных и передвижных огнетушителей, источникам давления в огнетушителях, зарядам к воздушно-пенным и воздушно-эмульсионным огнетушителям для зданий и сооружений инфраструктуры железнодорожного транспорта должны соответствовать СП 9.13130.
4.10. Требования пожарной безопасности к системам внутреннего противопожарного водопровода зданий и сооружений инфраструктуры железнодорожного транспорта устанавливаются СП 10.13130.
5. Дополнительные требования пожарной безопасности
к объектам инфраструктуры железнодорожного транспорта
5.1. Требования к полосе отвода железной дороги
5.1.1. Вдоль границ лесничеств (лесопарков) с полосой отвода и охранной зоны железной дороги должны предусматриваться шириной от 3 до 5 метров наземное покрытие из материалов, не распространяющих пламя по своей поверхности, или вспаханная полоса земли.
5.1.2. Территория, прилегающая к зданиям и сооружениям инфраструктуры железнодорожного транспорта, расположенным в полосе отвода, должна быть на расстоянии не менее 3 м очищена от сухой травы и другого горючего материала и отделена противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 1,4 м.
5.2. Требования к местам хранения деревянных шпал на открытых складах верхнего строения пути
5.2.1. Шпалы на складах верхнего строения пути должны быть уложены в штабели.
5.2.2. Площадка под штабели должна быть очищена от сухой травы и другого горючего материала. Территория вокруг групп штабелей на расстоянии не менее 3 м от групп штабелей должна быть отделена противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 1,4 м.
5.2.3. Площадь размещения групп штабелей деревянных шпал следует принимать не более 4,5 га.
5.2.4. В разрывах между штабелями не допускается складирование сгораемых материалов, оборудования.
5.2.5. Противопожарные расстояния от границ открытых складов штабелей деревянных шпал до границ объектов различного назначения следует принимать по таблице 31 СП 4.13130 как для складов круглых лесоматериалов.
5.3. Требования к грузовым дворам, контейнерным площадкам
5.3.1. Для заправки топливом автомобилей и автопогрузчиков на территории грузовых дворов и контейнерных площадок допускается размещать стационарные или передвижные автозаправочные пункты при условии соблюдения требований, установленных законодательством Российской Федерации в области пожарной безопасности в соответствии с [1] и СП 4.13130.
5.3.2. По фронту установленных контейнеров на площадке через каждые 100 м должны быть предусмотрены и обозначены проезды для пожарной техники шириной не менее 6 м. Между группами контейнеров должны быть проходы шириной не менее 0,7 м.
5.4. Требования к железнодорожным станциям
5.4.1. При проектировании путевого развития железнодорожных станций по решению владельца инфраструктуры следует предусматривать пути для стоянки пожарных поездов.
Железнодорожные пути постоянной стоянки пожарного поезда должны быть неэлектрофицированными.
Пожарные поезда должны размещаться на железнодорожных станциях, на которых имеется рабочий парк локомотивов и пункты заправки водой пожарных поездов.
5.4.2. В соответствии с требованиями, установленными по законодательству Российской Федерации в области пожарной безопасности [1], к зданиям, сооружениям и строениям, расположенным на территории железнодорожной станции, должен быть обеспечен подъезд пожарных автомобилей или пожарных поездов.
5.4.3. На железнодорожных станциях для безопасного тушения пожара следует предусматривать отключение напряжения контактной сети.
5.4.4. В парках станций налива нефтепродуктов при наличии 10 и более путей через каждые 150 м должны быть проложены сухотрубы диаметром в соответствии с ГОСТ 28338. На сухотрубах должны быть установлены пожарные краны (через каждые пять путей). Пожарный кран должен иметь заглушку для предотвращения загрязнения сухотруба. Конструкция и способ прокладки сухотрубов должны иметь возможность удаления из них воды после тушения пожара.
5.5. Требования к пешеходным мостам над железнодорожными путями, пешеходным тоннелям под железнодорожными путями
5.5.1. Пешеходные тоннели и мосты должны соответствовать требованиям к путям эвакуации в соответствии [1] и СП 1.13130.
5.5.2. При размещении в подземных пешеходных тоннелях и на пешеходных мостах технических и служебных помещений следует руководствоваться положениями, установленными законодательством Российской Федерации в области пожарной безопасности [1].
5.5.3. Пешеходные тоннели должны быть оборудованы эвакуационным освещением по СП 52.13330.
5.5.4. В пешеходных тоннелях на всем их протяжении следует устанавливать знаки безопасности по ГОСТ Р 12.4.026, указывающие направление эвакуации.
5.6. Требования к промывочно-пропарочным станциям
5.6.1. Участки территории, на которых проводят обработку цистерн для перевозки нефтепродуктов, должны иметь твердое покрытие, не допускающее проникновение нефтепродуктов в грунт.
5.6.2. При подаче цистерн к местам их обработки необходимо устанавливать не менее двух вагонов прикрытия между локомотивом и составом. Приближение локомотивов к местам обработки цистерн ближе 20 м не допускается, что должно быть обозначено знаком, запрещающим дальнейшее движение [4].
5.6.3. Категории помещений по взрывопожарной и пожарной опасности промывочно-пропарочных станций должны определяться в соответствии с СП 12.13130. Установка электрораспределительных устройств в помещениях категорий А, Б, В-1 не допускается. Выбор и установка электрооборудования (машин, аппаратов, устройств) и сетей для пожароопасных зон, расположенных в помещениях промывочно-пропарочных станций, должен выполняться в зависимости от класса взрывоопасной или пожароопасной зоны [2].
5.6.4. Железнодорожные пути, на которых проводят проверку состояния клапанов сливных приборов цистерн, должны быть оборудованы сливными лотками.
5.6.5. Резервуары, трубопроводы, эстакады, цистерны под сливом должны быть заземлены в соответствии с требованиями ГОСТ 12.1.030 для отвода статического электричества.
5.6.6. Отопление зданий и помещений промывочно-пропарочных станций должно быть только центральное (водяное, паровое низкого давления или воздушное без рециркуляции и электроподогрева).
5.6.7. На электрифицированных участках железных дорог промывочно-пропарочные станции должны быть изолированы от обратной тяговой сети установкой последовательно в обе рельсовые нитки двух пар изолирующих стыков в начале отвода сливоналивного пути и вблизи сливоналивных устройств, но не ближе 20 м.
5.7. Требования к постам ЭЦ, ДЦ, ГАЦ
5.7.1. При проектировании, строительстве и реконструкции постов ЭЦ, ДЦ, ГАЦ должны быть предусмотрены помещения для ввода кабелей СЦБ и связи в подвальном или цокольном этажах.
5.7.2. До реконструкции в существующих постах ЭЦ, ДЦ, ГАЦ при отсутствии подвального или цокольного этажей ввод кабелей может быть предусмотрен через кабельный приямок или проемы в фундаменте (стене).
5.7.3. Для ввода кабелей в проеме фундамента или стены должны быть предусмотрены вводные блоки из хризотилцементных, бетонных труб или другого негорючего материала с количеством каналов и их внутренним диаметром требуемого размера. Заделка труб и каналов кабельной канализации должна быть осуществлена на всю толщину стены с тщательным заполнением пустот между трубами материалом с пределом огнестойкости не ниже предела огнестойкости этих конструкций.
5.7.4. В местах прохождения кабелей и проводов через строительные конструкции с нормируемым пределом огнестойкости должны быть предусмотрены кабельные проходки с пределом огнестойкости не ниже предела огнестойкости данных конструкций.
5.7.5. Кабели, прокладываемые открыто, должны быть не распространяющими горение в соответствии с ГОСТ Р 53315. Входящие в посты ЭЦ, ДЦ, ГАЦ кабели СЦБ, кабели связи и силовые кабели без индекса «нг» должны быть покрыты огнезащитным кабельным покрытием по всей длине.
5.7.6. В постах ЭЦ, ДЦ, ГАЦ должны быть предусмотрены отдельные друг от друга вводы кабелей СЦБ, кабелей связи и вводы силовых кабелей.
Ввод и прокладку силовых кабелей необходимо выполнять на расстоянии не менее 1,0 м в горизонтальной и не менее 1,5 м в вертикальной плоскостях от кабелей СЦБ и связи.
При невозможности соблюдения указанных расстояний силовые кабели должны быть проложены в асбестоцементных трубах или отделяться от кабелей СЦБ и связи противопожарными перегородками с пределом огнестойкости не менее EI 15.
5.7.7. При проектировании, строительстве и реконструкции постов ЭЦ, ДЦ, ГАЦ для подачи кабелей от вводов в технологические помещения верхних этажей необходимо предусматривать устройство коммуникационных шахт, разделенными для кабелей СЦБ, кабелей связи и силовых электропитающих кабелей противопожарными перегородками с огнестойкостью не менее EI 15. Коммуникационные шахты необходимо отделять от остальных помещений противопожарными перегородками с пределом огнестойкости не менее EI 90. В местах пересечения коммуникационной шахтой конструкций с нормированным пределом огнестойкости или противопожарной преграды внутри шахты должны быть установлены кабельные проходки с пределом огнестойкости не ниже предела огнестойкости данной конструкции.
5.7.8. При проектировании, строительстве и реконструкции на посту ЭЦ, ДЦ, ГАЦ следует выполнить общий контур заземления и систему выравнивания потенциалов. Система заземления электроустановки должна соответствовать ГОСТ Р 50571.10, система выравнивания потенциалов должна соответствовать ГОСТ Р 50571.21.
5.7.9. В дополнение к требованиям СП 5.13130 защита зданий, помещений постов ЭЦ, ДЦ, ГАЦ и оборудования СЦБ автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией осуществляется в соответствии с требованиями, устанавливаемыми владельцем инфраструктуры железнодорожного транспорта.
5.7.10. Электроснабжение устройств и систем противопожарной защиты должно быть обеспечено по 1 категории надежности особой группы по [2].
5.7.11. Для дежурного оперативного персонала, рабочие места которого расположены в постах ЭЦ, ДЦ, ГАЦ, должны быть предусмотрены индивидуальные средства защиты органов дыхания при пожаре изолирующего действия по ГОСТ Р 53261 со сроком, обеспечивающим эвакуацию из постов ЭЦ, ДЦ, ГАЦ.
5.7.12. Допускается использовать электрические ящики, щитки, низковольтные комплектные устройства, соответствующие пункту 2 статьи 143 Федерального закона N 123-ФЗ [1].
5.8. Требования к организации пожаротушения на объектах инфраструктуры железнодорожного транспорта
5.8.1. Для тушения пожара на объектах инфраструктуры железнодорожного транспорта могут создаваться органы управления и подразделения ВПО. Задачи, функции и порядок деятельности органов управления и подразделений ВПО определяются положением [3].
5.8.2. Взаимодействие подразделений ВПО с владельцами инфраструктуры железнодорожного транспорта и перевозчиками при тушении пожаров на объектах инфраструктуры железнодорожного транспорта осуществляется на договорной основе, а также на основании регламентов о взаимодействии, утвержденных и согласованных в установленном порядке.
5.8.3. Подразделения ВПО должны быть обеспечены мобильными средствами пожаротушения (пожарными поездами и при необходимости другой пожарной техникой) в установленном порядке. Порядок их эксплуатации, содержания и технического обслуживания определяет балансодержатель в соответствии с общими требованиями пожарной безопасности к мобильными средствами пожаротушения, предусмотренными законодательством Российской Федерации в области пожарной безопасности [1], и дополнительными требованиями к пожарным поездам, предусмотренными Положением [3]
5.8.4. За подразделением ВПО закрепляют участки инфраструктуры железнодорожного подвижного состава для обслуживания. Границы участков обслуживания определяет владелец инфраструктуры железнодорожного транспорта по согласованию с органом управления ВПО.
5.8.5. Состав сил и средств ВПО для тушения пожаров на объектах инфраструктуры железнодорожного транспорта определяет владелец инфраструктуры железнодорожного транспорта, в ведении которого находится железнодорожный подвижной состав пожарных поездов, исходя из участков обслуживания, который согласовывается с ВПО.
5.8.6. Владельцы инфраструктуры железнодорожного транспорта и перевозчики обязаны в пределах имеющихся у них технических и технологических возможностей принимать участие в тушении пожаров, при необходимости выделять для тушении пожаров имеющиеся у них в наличии средства связи, железнодорожный подвижный состав, транспорт, средства пожаротушения и огнетушащие вещества, а также доставлять их к месту тушения пожаров в кратчайшие сроки.
5.8.7. На каждую грузовую, сортировочную, участковую железнодорожные станции ВПО должны быть разработаны документы предварительного планирования действий по тушению пожаров, которые должны быть согласованы с территориальными органами Государственной противопожарной службы.
5.8.8. В составе инфраструктуры железнодорожного транспорта должны быть организованы пункты заправки водой пожарных поездов.
Количество и место расположения пунктов заправки водой пожарных поездов определяет владелец инфраструктуры.
[1] Федеральный закон от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».
[2] Правила устройства электроустановок, утвержденные Приказом Минэнерго России от 08.07.2002 N 204.
[3] Положение о ведомственной пожарной охране железнодорожного транспорта Российской Федерации, утвержденное Приказом Росжелдора от 07.02.2008 N 46 (зарегистрировано в Минюсте России 27.02.2008, зарегистрированный N 11237).
[4] Инструкция по сигнализации на железных дорогах Российской Федерации, утвержденная МПС России 26 мая 2000 г., N ЦРБ-757.
«О федеральном государственном пожарном надзоре»
ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 12 апреля 2012 г. N 290
О ФЕДЕРАЛЬНОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ ПОЖАРНОМ НАДЗОРЕ
Список изменяющих документов
(в ред. Постановлений Правительства РФ от 24.10.2015 N 1144,
от 17.08.2016 N 806, от 21.09.2016 N 949,
от 29.12.2016 N 1535, от 29.06.2017 N 774)
В соответствии с Федеральным законом «О пожарной безопасности» Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемое Положение о федеральном государственном пожарном надзоре.
2. Установить предельную численность сотрудников федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, осуществляющих функции федерального государственного пожарного надзора, в количестве 21110 единиц.
3. Признать утратившими силу:
постановление Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2004 г. N 820 «О государственном пожарном надзоре» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 52, ст. 5491);
постановление Правительства Российской Федерации от 19 октября 2005 г. N 629 «О внесении изменений в Положение о государственном пожарном надзоре, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2004 г. N 820» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 44, ст. 4555);
постановление Правительства Российской Федерации от 22 октября 2008 г. N 771 «О внесении изменений в Положение о государственном пожарном надзоре» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 43, ст. 4949);
постановление Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2009 г. N 124 «О внесении изменения в Положение о государственном пожарном надзоре» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 8, ст. 985);
пункт 1 изменений, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2009 г. N 777 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 41, ст. 4763);
пункт 4 изменений, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации по вопросам представления уведомлений о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2011 г. N 1132 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 1, ст. 171).
от 12 апреля 2012 г. N 290
ПОЛОЖЕНИЕ О ФЕДЕРАЛЬНОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ ПОЖАРНОМ НАДЗОРЕ
Органы государственного пожарного надзора осуществляют деятельность, направленную на предупреждение, выявление и пресечение нарушений организациями и гражданами требований, установленных законодательством Российской Федерации о пожарной безопасности, посредством организации и проведения в установленном порядке проверок деятельности организаций и граждан, состояния используемых (эксплуатируемых) ими объектов защиты, а также на систематическое наблюдение за исполнением требований пожарной безопасности, анализ и прогнозирование состояния исполнения указанных требований при осуществлении организациями и гражданами своей деятельности.
Федеральный государственный пожарный надзор осуществляется органами государственного пожарного надзора с применением риск-ориентированного подхода.
2. Органами государственного пожарного надзора являются:
а) структурное подразделение центрального аппарата Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, в сферу ведения которого входят вопросы организации и осуществления федерального государственного пожарного надзора;
г) объектовые, специальные и воинские подразделения федеральной противопожарной службы в лице их руководителей и структурных подразделений, в сферу деятельности которых входят вопросы организации и осуществления федерального государственного пожарного надзора;
д) территориальные подразделения федеральной противопожарной службы в лице их руководителей и структурных подразделений, в сферу деятельности которых входят вопросы организации и осуществления федерального государственного пожарного надзора.
3. Деятельность органов государственного пожарного надзора осуществляется на основе подчинения нижестоящих органов государственного пожарного надзора вышестоящим.
4. Органы государственного пожарного надзора руководствуются в своей деятельности Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, а также настоящим Положением.
5. Органы государственного пожарного надзора в рамках своей компетенции:
а) организуют и проводят проверки деятельности организаций и граждан, состояния используемых (эксплуатируемых) ими объектов защиты;
б) производят в соответствии с законодательством Российской Федерации дознание по делам о пожарах и по делам о нарушениях требований пожарной безопасности;
в) ведут в установленном порядке производство по делам об административных правонарушениях в области пожарной безопасности;
г) осуществляют официальный статистический учет и ведение государственной статистической отчетности по пожарам и их последствиям;
д) осуществляют взаимодействие с федеральными органами исполнительной власти, в том числе с органами государственного контроля (надзора), органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и организациями, по вопросам обеспечения пожарной безопасности;
е) рассматривают обращения и жалобы организаций и граждан по вопросам обеспечения пожарной безопасности;
ж) осуществляют прием и учет уведомлений о начале осуществления юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями отдельных видов работ и услуг по перечню, утвержденному Правительством Российской Федерации.
6. Орган государственного пожарного надзора может привлекаться судом к участию в деле для дачи заключения по иску о возмещении вреда, причиненного жизни, здоровью людей, вреда, причиненного животным, растениям, окружающей среде, имуществу физических и юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу вследствие нарушений требований пожарной безопасности.
7. Органы государственного пожарного надзора имеют штампы и бланки установленного образца со своим наименованием.
8. Осуществлять полномочия в установленной сфере деятельности вправе следующие государственные инспекторы по пожарному надзору:
9. Государственные инспекторы городов (районов) субъектов Российской Федерации, территориальных, объектовых, специальных и воинских подразделений федеральной противопожарной службы по пожарному надзору в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право:
а) проводить проверки деятельности организаций и граждан, состояния используемых (эксплуатируемых) ими объектов защиты в части соблюдения требований пожарной безопасности;
б) беспрепятственно по предъявлении служебного удостоверения и заверенной в установленном порядке копии распоряжения руководителя (заместителя руководителя) органа государственного пожарного надзора о назначении проверки посещать территорию и объекты защиты и проводить их обследования. Проверка может проводиться только должностным лицом (должностными лицами), которое указано в распоряжении руководителя (заместителя руководителя) органа государственного пожарного надзора;
в) проводить исследования, испытания, экспертизы, расследования и другие мероприятия по контролю;
г) привлекать к проведению мероприятий по контролю экспертов, экспертные организации;
д) запрашивать и получать на основании мотивированных письменных запросов от организаций и граждан информацию и документы, необходимые в ходе проведения проверки;
е) выдавать организациям и гражданам предписания об устранении выявленных нарушений требований пожарной безопасности (кроме реализуемой продукции), о проведении мероприятий по обеспечению пожарной безопасности на объектах защиты и по предотвращению угрозы возникновения пожара;
ж) производить дознание по делам о пожарах и по делам о нарушениях требований пожарной безопасности;
з) составлять протоколы об административных правонарушениях, связанных с нарушениями требований пожарной безопасности, рассматривать дела об указанных административных правонарушениях и принимать меры по предотвращению таких нарушений, в том числе применять до вступления в законную силу постановления по делу об административном правонарушении временный запрет деятельности филиалов, представительств, структурных подразделений юридического лица, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг, если это необходимо для предотвращения непосредственной угрозы жизни или здоровью людей в случае возникновения пожара.
10. Главные государственные инспекторы городов (районов) субъектов Российской Федерации, объектовых, специальных и воинских подразделений федеральной противопожарной службы по пожарному надзору и их заместители пользуются правами, указанными в пункте 9 настоящего Положения, а также имеют право:
а) назначать проведение проверок деятельности организаций и граждан, состояния используемых (эксплуатируемых) ими объектов защиты в части соблюдения требований пожарной безопасности, а также назначать проведение проверок и проводить проверки деятельности территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления по обеспечению пожарной безопасности;
б) выдавать организациям и гражданам предписания об устранении выявленных нарушений требований пожарной безопасности в отношении реализуемой продукции;
в) вызывать в органы государственного пожарного надзора должностных лиц организаций и граждан по находящимся в производстве органов государственного пожарного надзора делам и материалам о пожарах, получать от указанных лиц необходимые объяснения, справки, документы и их копии;
г) вносить в органы местного самоуправления предложения об установлении особого противопожарного режима на соответствующей территории;
д) вносить в органы местного самоуправления предложения об осуществлении мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации;
е) отменять (изменять) незаконные и (или) необоснованные решения, принятые нижестоящими государственными инспекторами по пожарному надзору.
10(1). Главные государственные инспекторы территориальных подразделений федеральной противопожарной службы по пожарному надзору и их заместители пользуются правами, указанными в пунктах 9 и 10 настоящего Положения.
11. Государственные инспекторы субъектов Российской Федерации по пожарному надзору пользуются правами, указанными в пунктах 9 и 10 настоящего Положения, а также в целях подготовки решения о согласовании или о необходимости доработки, имеют право рассматривать специальные технические условия для объектов защиты, в отношении которых отсутствуют требования пожарной безопасности, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами по пожарной безопасности, в части отражения специфики обеспечения пожарной безопасности указанных объектов и содержания комплекса необходимых инженерно-технических и организационных мероприятий по обеспечению их пожарной безопасности.
а) назначать и проводить проверки деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по обеспечению пожарной безопасности;
б) вносить в органы государственной власти субъектов Российской Федерации предложения об установлении особого противопожарного режима на территориях данных субъектов;
в) вносить в органы государственной власти субъектов Российской Федерации предложения об осуществлении мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации;
г) принимать решение о согласовании или о необходимости доработки специальных технических условий для объектов защиты, в отношении которых отсутствуют требования пожарной безопасности, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами по пожарной безопасности.
в) согласовывать положения о ведомственной пожарной охране, содержащие порядок осуществления ведомственного пожарного надзора на объектах защиты, подведомственных Министерству внутренних дел Российской Федерации, Министерству обороны Российской Федерации, Федеральной службе безопасности Российской Федерации, Федеральной службе охраны Российской Федерации, Главному управлению специальных программ Президента Российской Федерации и Службе внешней разведки Российской Федерации.
16. Должностным лицам органов государственного пожарного надзора выдаются соответствующие служебные удостоверения и печати. Образцы служебных удостоверений и печатей, а также порядок их выдачи утверждаются Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
17. Должностные лица органов государственного пожарного надзора обязаны:
а) своевременно и в полной мере исполнять предоставленные в соответствии с законодательством Российской Федерации полномочия по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений требований пожарной безопасности;
б) соблюдать законодательство Российской Федерации, права и законные интересы организаций и граждан;
в) проводить проверку на основании распоряжения руководителя (заместителя руководителя) органа государственного пожарного надзора о ее проведении в соответствии с ее назначением в установленном законодательством Российской Федерации порядке;
г) проводить проверку только во время исполнения служебных обязанностей при предъявлении служебных удостоверений, копии распоряжения руководителя (заместителя руководителя) органа государственного пожарного надзора, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и копии документа о согласовании проведения проверки;
д) не препятствовать руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю организации, гражданину, его уполномоченному представителю присутствовать при проведении проверки и давать разъяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки;
е) в установленном порядке предоставлять руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю организации, гражданину, его уполномоченному представителю, присутствующим при проведении проверки, информацию и документы, относящиеся к предмету проверки;
ж) в установленном порядке знакомить руководителя, иное должностное лицо или уполномоченного представителя организации, гражданина, его уполномоченного представителя с результатами проверки;
з) учитывать при определении мер, принимаемых по фактам выявленных нарушений требований пожарной безопасности, соответствие указанных мер тяжести данных нарушений, их потенциальной опасности для жизни, здоровья людей, окружающей среды и имущества, а также не допускать необоснованное ограничение прав и законных интересов организаций и граждан;
и) доказывать обоснованность своих действий при их обжаловании организациями и гражданами;
к) соблюдать сроки проведения проверки, установленные законодательством Российской Федерации;
л) не требовать от организаций и граждан документы и сведения, представление которых не предусмотрено законодательством Российской Федерации;
м) перед началом проведения проверки по просьбе руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя организации, гражданина, его уполномоченного представителя ознакомить их с положениями административного регламента, в соответствии с которым проводится проверка;
н) осуществлять запись о проведенной проверке в журнале учета проверок.
18. Должностные лица органов государственного пожарного надзора за ненадлежащее исполнение своих обязанностей несут ответственность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
19. Финансовое и материально-техническое обеспечение органов государственного пожарного надзора является расходным обязательством Российской Федерации.
20. В целях применения при осуществлении федерального государственного пожарного надзора риск-ориентированного подхода используемые юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями производственные объекты, являющиеся объектами защиты, подлежат отнесению к одной из категорий риска в соответствии с Правилами отнесения деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и (или) используемых ими производственных объектов к определенной категории риска или определенному классу (категории) опасности, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 17 августа 2016 г. N 806 «О применении риск-ориентированного подхода при организации отдельных видов государственного контроля (надзора) и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации».
Отнесение объектов защиты к определенной категории риска осуществляется на основании критериев отнесения объектов защиты к определенной категории риска согласно приложению.
21. Проведение плановых проверок объектов защиты в зависимости от присвоенной категории риска осуществляется со следующей периодичностью:
В отношении объектов защиты, отнесенных к категории низкого риска, плановые проверки не проводятся.
Основанием для включения плановой проверки в ежегодный план проведения плановых проверок является истечение в году проведения проверки установленного периода времени с даты:
ввода объекта защиты в эксплуатацию;
окончания проведения последней плановой проверки объекта защиты.
22. Отнесение объектов защиты к категориям риска осуществляется:
23. В случае пересмотра решения об отнесении объекта защиты к одной из категорий риска решение об изменении категории риска на более высокую категорию принимается должностным лицом, уполномоченным на принятие решения об отнесении к соответствующей категории риска.
Решение об изменении категории риска на более низкую категорию принимается должностным лицом, которым ранее было принято решение об отнесении к категории риска, с направлением указанного решения, а также документов и сведений, на основании которых оно было принято, должностному лицу, уполномоченному на принятие решения об отнесении к соответствующей категории риска.
При отсутствии решения об отнесении к определенной категории риска объект защиты считается отнесенным к категории низкого риска.
Включение в перечни объектов защиты осуществляется на основании решений уполномоченных должностных лиц об отнесении объектов защиты к соответствующим категориям риска.
25. Перечни объектов защиты содержат следующую информацию:
а) полное наименование юридического лица, фамилия, имя и отчество (при наличии) индивидуального предпринимателя, являющихся собственниками (правообладателями) объектов защиты, которым присвоена категория риска;
б) основной государственный регистрационный номер;
в) индивидуальный номер налогоплательщика;
г) место нахождения объекта защиты;
д) реквизиты решения о присвоении категории риска, указание на категорию риска, а также сведения, на основании которых было принято решение об отнесении объекта защиты к категории риска.
26. На официальном сайте Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и его территориальных органов размещается и поддерживается в актуальном состоянии следующая информация об объектах, отнесенных к категориям высокого и значительного рисков, содержащаяся в перечнях объектов защиты:
а) полное наименование юридического лица, фамилия, имя и отчество (при наличии) индивидуального предпринимателя, являющихся собственниками (правообладателями) объектов защиты, которым присвоены указанные категории риска;
б) индивидуальный номер налогоплательщика;
в) место нахождения объекта защиты;
г) категория риска и дата принятия решения об отнесении объекта защиты к категории риска.
27. Размещение информации, указанной в пункте 26 настоящего Положения, осуществляется с учетом требований законодательства Российской Федерации о защите государственной тайны.
28. По запросу юридического лица или индивидуального предпринимателя, являющихся собственниками (правообладателями) объектов защиты, орган государственного пожарного надзора предоставляет им информацию о присвоенной используемым ими объектам защиты категории риска, а также сведения, использованные при отнесении таких объектов к определенной категории риска.
29. Юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, являющиеся собственниками (правообладателями) объектов защиты, вправе подать в установленном порядке в орган государственного пожарного надзора заявление об изменении ранее присвоенной используемым ими объектам защиты категории риска.
30. При проведении плановых проверок объектов защиты, используемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, должностные лица органов государственного пожарного надзора обязаны использовать проверочные листы (списки контрольных вопросов).
Использование проверочных листов (списков контрольных вопросов) осуществляется при проведении плановых проверок всех используемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями объектов защиты.
Предмет плановой проверки ограничивается перечнем вопросов, включенных в проверочные листы (списки контрольных вопросов).
Проверочные листы (списки контрольных вопросов), используемые при проведении плановой проверки, содержат вопросы, затрагивающие обязательные требования, соблюдение которых является наиболее значимым с точки зрения недопущения возникновения угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
к Положению о федеральном
государственном пожарном надзоре
ОТНЕСЕНИЯ ОБЪЕКТОВ ЗАЩИТЫ К ОПРЕДЕЛЕННОЙ КАТЕГОРИИ РИСКА
1. При отнесении объектов защиты к категориям риска используются:
а) классификация зданий и сооружений по функциональной пожарной опасности, пожарной и взрывопожарной опасности, а также наружных установок по пожарной опасности в соответствии с Федеральным законом «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»;
б) классификация опасных производственных объектов в соответствии с Федеральным законом «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»;
в) классификация особо опасных, технически сложных и уникальных объектов в соответствии со статьей 48.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
2. В соответствии с критериями тяжести потенциальных негативных последствий возможного несоблюдения на объекте защиты обязательных требований объекты защиты относятся к следующим категориям риска:
а) к категории высокого риска относятся следующие объекты защиты:
объекты дошкольного и начального общего образования;
объекты основного общего и среднего (полного) общего образования;
объекты, на которых осуществляется деятельность детских лагерей на время каникул;
объекты, на которых осуществляется предоставление социальных услуг с обеспечением проживания, а также оказание стационарной медицинской помощи;
б) к категории значительного риска относятся следующие объекты защиты:
объекты, относящиеся к особо опасным, технически сложным и уникальным объектам в соответствии со статьей 48.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации;
объекты, включенные в перечень объектов, критически важных для национальной безопасности страны, других особо важных пожароопасных объектов, особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации;
объекты, относящиеся по функциональной пожарной опасности к классам Ф1.1 (кроме объектов, относящихся к категории высокого риска), Ф1.2, Ф2.1, Ф2.2, Ф4.1 (кроме объектов, относящихся к категории высокого риска) и Ф4.2;
объекты, относящиеся по функциональной пожарной опасности к классу Ф5.1, в которых располагаются опасные производственные объекты I, II, и III классов опасности;
объекты, относящиеся по функциональной пожарной опасности к классу Ф5.2 и являющиеся складскими зданиями государственного материального резерва, зданиями книгохранилищ и архивов федерального значения, зданиями таможенных терминалов;
объекты, относящиеся по функциональной пожарной опасности к классам Ф3.1, Ф3.2, Ф3.3, Ф3.4, Ф3.5 и Ф3.6, с возможным пребыванием на них более 200 человек одновременно;
объекты, относящиеся по функциональной пожарной опасности к классу Ф4.3, высотой 28 метров и более;
в) к категории среднего риска относятся следующие объекты защиты:
объекты, относящиеся по функциональной пожарной опасности к классу Ф1.3, высотой 28 метров и более;
объекты, относящиеся по функциональной пожарной опасности к классам Ф3.1, Ф3.2, Ф3.3, Ф3.4, Ф3.5 и Ф3.6, с возможным пребыванием на них от 50 до 200 человек одновременно;
объекты, относящиеся по функциональной пожарной опасности к классу Ф4.3, высотой от 15 до 28 метров;
объекты, относящиеся по функциональной пожарной опасности к классам Ф5.1 и Ф5.2 (кроме объектов, относящихся к категории значительного риска) и по пожарной и взрывопожарной опасности к категориям А, Б и В;
наружные установки, относящиеся к категориям АН и БН по взрывопожарной и пожарной опасности;
садовые, огороднические и дачные некоммерческие объединения граждан, имеющие общую границу с лесными участками;
г) к категории умеренного риска относятся следующие объекты защиты:
объекты, относящиеся по функциональной пожарной опасности к классам Ф3.1, Ф3.2, Ф3.3, Ф3.4, Ф3.5 и Ф3.6, с возможным пребыванием на них менее 50 человек одновременно;
объекты, относящиеся по функциональной пожарной опасности к классу Ф4.3, высотой до 15 метров;
объекты, относящиеся по функциональной пожарной опасности к классу Ф1.3, высотой до 28 метров;
объекты, относящиеся по функциональной пожарной опасности к классам Ф2.3, Ф2.4 и Ф4.4;
объекты, относящиеся по функциональной пожарной опасности к классу Ф5.1 (кроме объектов, относящихся к категории значительного риска) и по взрывопожарной и пожарной опасности к категориям Г и Д;
объекты, относящиеся по функциональной пожарной опасности к классу Ф5.2 (кроме объектов, относящихся к категории значительного риска и плоскостных стоянок для автомобилей) и по взрывопожарной и пожарной опасности к категориям Г и Д;
объекты, относящиеся по функциональной пожарной опасности к классу Ф5.3 и по взрывопожарной и пожарной опасности к категориям Г и Д;
наружные установки категорий ВН, ГН и ДН по взрывопожарной и пожарной опасности;
садовые, огороднические и дачные некоммерческие объединения граждан (кроме объектов, относящихся к категории среднего риска);
д) к категории низкого риска относятся следующие объекты защиты:
объекты, относящиеся по функциональной пожарной опасности к классу Ф1.4;
объекты, относящиеся по функциональной пожарной опасности к классу Ф5.2 и являющиеся плоскостными стоянками для автомобилей;
временные постройки, киоски, навесы и другие подобные постройки;
иные объекты защиты.
3. В соответствии с критериями вероятности несоблюдения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями на используемых ими объектах защиты обязательных требований:
а) объекты защиты, подлежащие отнесению в соответствии с критериями тяжести потенциальных негативных последствий возможного несоблюдения обязательных требований к категориям значительного, среднего, умеренного риска, подлежат отнесению к категориям среднего, умеренного и низкого риска соответственно при соблюдении одного из следующих условий:
создание в установленном законодательством Российской Федерации порядке подразделения пожарной охраны для защиты соответствующих объектов (за исключением добровольных пожарных формирований);
наличие в структуре юридического лица и у индивидуального предпринимателя, которые используют объект защиты, подразделения, занимающегося вопросами пожарной профилактики, кадровый состав которого имеет специальное пожарно-техническое образование и стаж работы в системе государственного пожарного надзора или тушения пожаров не менее 5 лет;
проведение пожарного аудита объекта защиты (независимой оценки пожарного риска) с выводом о выполнении условий соответствия указанного объекта требованиям пожарной безопасности;
отсутствие при последней плановой проверке нарушений требований пожарной безопасности;
б) объекты защиты, подлежащие отнесению в соответствии с критериями тяжести потенциальных негативных последствий возможного несоблюдения на объекте защиты обязательных требований к категории значительного риска, подлежат отнесению к категории среднего риска в случае отсутствия на объекте защиты пожаров за последние 5 лет;
в) объекты защиты, подлежащие отнесению в соответствии с критериями тяжести потенциальных негативных последствий возможного несоблюдения на объекте защиты обязательных требований к категории среднего, умеренного и низкого риска, подлежат отнесению к категории значительного, среднего и умеренного риска соответственно при наличии следующих условий:
проведение пожарного аудита объекта защиты (независимой оценки пожарного риска) с выводом о невыполнении условий соответствия указанного объекта требованиям пожарной безопасности;
наличие сведений о происшедшем на объекте защиты пожаре в течение последних 5 лет;
наличие вступившего в законную силу постановления суда о назначении наказания в виде административного приостановления деятельности юридического лица и индивидуального предпринимателя на объекте защиты в течение последних 3 лет.