какой орган привлекает к уголовной ответственности

Порядок привлечения к уголовной и административной ответственности

Порядок привлечения к уголовной и административной ответственности за совершение преступлений и правонарушений экстремистской направленности

В соответствии со статьей 19 Конституции Российской Федерации государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. При этом запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальный, языковой или религиозной принадлежности.

В Российской Федерации признаются идеологическое, политическое многообразие, многопартийность. Запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание незаконных вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни. Не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую вражду, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства.

Обязательства государства обеспечить равенство граждан перед законом, их демократические права и свободы предусматриваются нормами международного права (в частности, Всеобщей декларацией прав человека от 10 декабря 1948 года (статья 18), Международным пактом о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 года (статья 18), Международной конвенцией о ликвидации всех форм расовый дискриминации от 21 декабря 1965 года (статья 5), Декларацией Генеральной Ассамблеи ООН от 25 ноября 1981 года (резолюция 36/55 о ликвидации всех форм нетерпимости и дискриминации на основе религии и убеждений), Конвенцией о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 года (статья 9), Шанхайской конвенция о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом 2001 года (преамбула). Указанные конституционно значимые и общепризнанные международным сообществом ценности являются объектом уголовно­правовой и административной охраны в соответствии с Уголовным кодексом Российской Федерации и Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

Источник

Понятие привлечения к уголовной ответственности

какой орган привлекает к уголовной ответственности

Адвокат Антонов А.П.

В УК РФ термин «уголовная ответственность» впервые встречается в ч. 1 ст. 1, которая закрепляет, что уголовное законодательство РФ состоит из УК РФ, в который должны включаться новые законы, предусматривающие уголовную ответственность.

Из положений ч. 2 ст. 2 УК РФ следует, что именно УК РФ устанавливает основание и принципы уголовной ответственности.

Принципами уголовной ответственности являются принципы законности (ст. 3 УК РФ), равенства граждан перед законом (ст. 4 УК РФ), вины (ст. 5 УК РФ), справедливости (ст. 6 УК РФ), гуманизма (ст. 7 УК РФ).

К уголовной ответственности привлекаются только лица, совершившие преступления, независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств (ст. 4 УК РФ).

Никто не может нести уголовную ответственность дважды за одно и то же преступление (ч. 2 ст. 6 УК РФ).

Основанием уголовной ответственности, в соответствии со ст. 8 УК РФ является совершение деяния, содержащего все признаки состава преступления, предусмотренного УК РФ.

Пункт 55 ст. 5 УПК РФ содержит понятие уголовного преследования — процессуальная деятельность, осуществляемая стороной обвинения в целях изобличения подозреваемого, обвиняемого в совершении преступления.

Таким образом, уголовная ответственность наступает при указанных выше условиях, содержащихся в УК РФ, а привлечение к ней осуществляется путем реализации закрепленных в УПК РФ процедур.

Уголовная ответственность является уголовно-правовым понятием и институтом. Сущностью уголовной ответственности в правовом государстве в самом общем виде является правоотношение, одной стороной которого является лицо, совершившее преступление и обязанное понести или претерпеть в связи с совершенным преступлением определенные правоограничения, а другой — государство, имеющее право публичного осуждения виновного и определения ему законного, обоснованного и справедливого наказания.

Уголовное преследование является одной из функций уголовного судопроизводства, которая имеет свою собственную правовую природу и отделена при реализации своих полномочий от функции защиты и разрешения уголовного дела. Уголовное преследование можно определить как уголовно-процессуальную деятельность соответствующих государственных органов и должностных лиц по привлечению к уголовной ответственности лиц (лица), совершивших преступления, включающую и возбуждение процесса расследования, и само расследование обстоятельств преступления, розыск и поимку лица, совершившего преступление, утверждение лица о виновности в совершенном преступлении, путем выдвижения тезиса о его виновности перед судебными органами, а также доказывание его виновности в судебном заседании и т.д.

Некоторые авторы справедливо считают, что привлечение к уголовной ответственности, являясь уголовно-процессуальным понятием, означает привлечение лица в качестве обвиняемого (ст. 171 УПК РФ) с тем, чтобы лицо могло полноценно защищаться от возможности возложения необоснованной обязанности подвергнуться наказанию. В концептуальном смысле необходимо понимать, что привлечен к уголовной ответственности может быть только обвиняемый. Привлечение к уголовной ответственности лица, не поставленного в положение обвиняемого, лишило бы данное лицо права на защиту. Поэтому законодатель и устанавливает актом привлечения в качестве обвиняемого пределы производства по делу in personam.

Вместе с тем представляется, что подход к рассматриваемому понятию должен быть расширен.

Действительно, привлечение лица в качестве обвиняемого тесно связано с понятием привлечения к уголовной ответственности, однако они не тождественны.

Привлечение лица в качестве обвиняемого указывает на необходимость реализации государством своего права на применение к такому лицу установленных законом ограничений в правах. Этим обвинением фактически определяется суть таких претензий, содержание «уголовно-правового спора». Привлечение лица в качестве обвиняемого не означает признания его виновным в совершении преступления, что может быть установлено только решением суда.

При таких обстоятельствах привлечение лица в качестве обвиняемого является одним из этапов привлечения лица к уголовной ответственности, и совсем не первым.

На возможность смещения начального этапа привлечения лица к уголовной ответственности на более раннюю стадию указывают некоторые нормы УПК РФ.

Напомним, что уголовное преследование — это процессуальная деятельность, осуществляемая стороной обвинения в целях изобличения не только обвиняемого, но и подозреваемого в совершении преступления.

Подозреваемому тоже обеспечивается право на защиту, а также возможность защищаться всеми не запрещенными УПК РФ способами и средствами (ст. 16 УПК РФ). Прокурор вправе после возбуждения уголовного дела заключить досудебное соглашение о сотрудничестве и с подозреваемым (ч. 5 ст. 21 УПК РФ), прекращение уголовного дела в случае смерти подозреваемого невозможно без согласия его близких родственников (п. 4 ч. 1 ст. 24 УПК РФ, Постановление Конституционного Суда РФ от 14.07.2011 N 16-П «По делу о проверке конституционности положений пункта 4 части первой статьи 24 и пункта 1 статьи 254 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации в связи с жалобами граждан С.И. Александрина и Ю.Ф. Ващенко»), к подозреваемому может быть применена мера пресечения (п. 13 ст. 5 УПК РФ), уголовное преследование в отношении подозреваемого может быть прекращено (ст. 27 УПК РФ).

Кроме того, в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 154 УПК РФ в отдельное производство может быть выделено уголовное дело в отношении несовершеннолетнего подозреваемого, привлеченного к уголовной ответственности, что указывает на привлечение к уголовной ответственности лица уже в момент признания его подозреваемым.

В соответствии со ст. 46 УПК РФ подозреваемым становится лицо, в отношении которого возбуждено уголовное дело по основаниям и в порядке, которые установлены гл. 20 УПК РФ, либо лицо, которое задержано в соответствии со ст. ст. 91, 92 УПК РФ, либо к которому применена мера пресечения до предъявления обвинения в соответствии со ст. 100 УПК РФ, либо которое уведомлено о подозрении в совершении преступления в порядке, установленном ст. 223.1 УПК РФ.

При таких обстоятельствах, а также учитывая, что истечение сроков давности привлечения к уголовной ответственности (ст. 78 УК РФ) законодатель именует и как «истечение сроков давности уголовного преследования» (п. 3 ч. 1 ст. 24 УПК РФ), что препятствует даже возбуждению уголовного дела, привлечение к уголовной ответственности возможно считать с момента возбуждения уголовного дела в отношении конкретного лица.

С уважением, адвокат Анатолий Антонов, управляющий партнер адвокатского бюро «Антонов и партнеры.

Остались вопросы к адвокату?

Задайте их прямо сейчас здесь, или позвоните нам по телефонам в Москве +7 (499) 288-34-32 или в Самаре +7 (846) 212-99-71 (круглосуточно), или приходите к нам в офис на консультацию (по предварительной записи)!

Источник

Негативные последствия, связанные с привлечением к уголовной ответственности

Наказание за совершение преступления – это не единственное неблагоприятное последствие совершения преступления. Следует знать и помнить, что само привлечение к уголовной ответственности, влечет негативные последствия для лица, совершившего преступление.

Судимость – это неблагоприятные уголовно-правовые и общеправовые последствия в виде ограничения определенных прав для гражданина, совершившего преступление.

Судимым признается лицо, осужденное за совершение преступления, со дня вступления обвинительного приговора суда в законную силу до момента погашения или снятия судимости (ст. 86 Уголовного кодекса Российской Федерации).

Сроки погашения судимости устанавливаются уголовным законом и исчисляются, как правило, после отбытия или исполнения уголовного наказания. Например, в отношении лиц, осужденных к лишению свободы за преступления небольшой и средней тяжести, судимость погашается по истечении трех лет после отбытия наказания, а не сразу же после отбытия или исполнения наказания, как, заблуждаясь, думают многие люди, не имеющие должного юридического образования. В тех случаях, когда совершено тяжкое или особо тяжкое преступление, срок погашения судимости увеличивается.

Однако, не смотря на то, что снятие судимости аннулирует все правовые последствия, связанные с нею, но лицо не перестает быть привлеченным к уголовной ответственности, что само по себе оставляет определенный негативный «отпечаток» в биографии на всю оставшуюся жизнь.

Признание факта совершения лицом преступления, сразу отпугивает многих работодателей, которые могут отказать в приеме на работу, просто не объясняя причин. Таким образом, после привлечения к уголовной ответственности страдает деловая репутация человека.

Практически во всех сферах государственной службы, для работников предъявляются высокие требования морального облика.

Так следует знать, что в соответствии с требованиями Федерального закона «О прокуратуре РФ», Федерального закона «О полиции», Закона «О статусе судей в Российской Федерации», работником прокуратуры, судьей или сотрудником ОВД не может быть гражданин Российской Федерации, имеющий или имевший судимости, либо уголовное преследование, а так же если в отношении лица было прекращено уголовное дело по не реабилитирующим основаниям, к таким основанием относится прекращение уголовного дела за примирением сторон, в связи с деятельным раскаиванием и т.д., то есть, не смотря на то, что уголовное дело было прекращено, лицо считается привлеченным к уголовной ответственности. Только в том случае, когда уголовное дело было прекращено в отношении лица по реабилитирующим основаниям (в связи с отсутствие в действиях состава или события преступления, вынесение оправдательного приговора), лицо считается не судимым.

Источник

Уголовный проступок – панацея от последствий судимости?

какой орган привлекает к уголовной ответственности

В соответствии с ч. 1 ст. 86 УК РФ лицо, осужденное за совершение преступления, считается судимым со дня вступления обвинительного приговора в силу и до момента погашения или снятия судимости. При этом, как указано в ч. 6 той же статьи, погашение или снятие судимости аннулирует все связанные с ней предусмотренные Кодексом правовые последствия.

Данное прямое указание закона неоднократно являлось предметом рассмотрения Конституционного Суда РФ, который в Постановлении от 19 марта 2003 г. № 3-П подчеркнул: «Судимость представляет собой правовое состояние лица, обусловленное фактом осуждения и назначения ему по приговору суда наказания за совершенное преступление и влекущее при повторном совершении этим лицом преступления установленные уголовным законодательством правовые последствия; имеющаяся у лица непогашенная или неснятая судимость порождает особые, складывающиеся на основе уголовно-правового регулирования публично-правовые отношения его с государством, которые при совершении этим лицом новых преступлений служат основанием для оценки его личности и совершенных им преступлений как обладающих повышенной общественной опасностью и потому предполагают применение к нему более строгих мер уголовной ответственности».

Тем самым, отмечено в постановлении, несмотря на то что все правовые последствия судимости аннулируются, федеральный законодатель имеет право, руководствуясь публично-правовыми интересами государства и общества, вводить ограничения для лиц с погашенной судимостью (в частности, запрет занимать определенные должности, заниматься правоохранной или педагогической деятельностью).

В этом смысле подход высшей судебной инстанции развивает мысль, высказанную в 1872 г. немецким политическим деятелем, философом и филологом Вильгельмом фон Гумбольдтом, утверждавшим, что право и обязанность государства охранять граждан от «подозрительных лиц» (в частности, лиц, совершивших преступление) предполагает в том числе установление законом препятствий к занятию ими определенных государственных должностей, приобретению статуса опекуна над детьми и проч. В таких ограничениях Гумбольдт усматривал не что иное, как проявление заботы государства о собственности и общественной безопасности.

Председатель ВС РФ Вячеслав Лебедев в своих публичных выступлениях указывал, что нормы уголовно-процессуального законодательства нуждаются в дальнейшей гуманизации, и ряд статей УК подлежат декриминализации, объясняя это тем, что из-за приобретения «статуса уголовника» страдают не только осужденные, у которых возникают проблемы при трудоустройстве, выезде за границу и получении кредита, но и их родственники, которым «никогда не стать судьями и не работать в полиции, например», а также тем, что «не нужно портить судимостью жизнь случайно оступившимся молодым людям».

Несмотря на официальную позицию государства, состоящую в том, что ограничения при трудоустройстве могут действовать только в особых случаях, связанных с публичным интересом (при устройстве на работу в прокуратуру, суд и иные госорганы), лица со снятой и погашенной судимостью, как правило, сталкиваются с данной проблемой в коммерческих организациях, которые, пользуясь открытым доступом к данным, запрашивают сведения о судимости у соискателей, претендующих на любую должность, после чего формально отказывают в приеме на работу из-за факта привлечения к уголовной ответственности. При этом, как правило, не имеет значения, чем закончилось уголовное преследование – прекращением дела за примирением сторон, истечением срока давности уголовного преследования, условным наказанием или другим альтернативным лишению свободы наказанием. Как верно отметил Вячеслав Лебедев, судимость, пусть снятая и погашенная, – это «клеймо» на всю жизнь.

Статистический учет лиц, ранее привлекавшихся к уголовной ответственности, равно как и судимых, относится к компетенции МВД России, поскольку за данный учет отвечает одна из структур указанного ведомства – Государственный информационный аналитический центр (ГИАЦ). Деятельность ГИАЦ регулируется внутриведомственными нормативными актами, а именно:

Так, согласно п. 15.2 Наставления даже в случае прекращения уголовного преследования в связи с примирением с потерпевшим сведения о привлечении лица к уголовной ответственности будут храниться в базе данных ГИАЦ до достижения данным лицом возраста 80 лет – т.е. фактически пожизненно.

В связи с тем что число лиц, привлеченных к уголовной ответственности, ежегодно растет, государство пытается найти механизмы, которые позволили бы снизить этот рост. Так появился законопроект о введении в уголовно-процессуальное законодательство термина «уголовный проступок» (№ 612292-7), инициатором которого выступил ВС РФ. Как указано в пояснительной записке, законопроект преследует целью «гуманизацию уголовного законодательства путем декриминализации определенных деяний и расширения сфер применения института освобождения от уголовной ответственности».

Полагаю, что данная инициатива – при всей ее необходимости – вряд ли приведет к серьезным изменениям в пенитенциарной системе, поскольку, как следует из содержания документа, прекращение уголовного дела должно быть инициировано должностными лицами правоохранительных органов – т.е. следователем (дознавателем). В связи с этим предложенные поправки в УК и УПК рискуют так и остаться «на бумаге», столкнутся с невозможностью реализации из-за наличия «палочной» системы в правоохранительных органах, непринятия нововведений должностными лицами.

Однако основная опасность, на мой взгляд, заключается в том, что принятие законопроекта в нынешней редакции может породить новый коррупционный механизм. В частности, лицо, которое предлагается наделить правом (а не обязанностью!) по собственному усмотрению решать вопрос о том, что является уголовным проступком, а что – преступлением, сможет манипулировать данными понятиями в личных интересах.

Особо отмечу, что в действующих редакциях кодексов предусмотрены аналогичные по правовой природе механизмы, которые на практике фактически не используются.

Во-первых, согласно ч. 1 ст. 75 УК РФ и ч. 1 ст. 28 УПК РФ лицо, впервые совершившее преступление небольшой или средней тяжести, может быть освобождено от уголовной ответственности, если добровольно явилось с повинной, способствовало раскрытию и расследованию данного преступления, возместило ущерб или иным образом загладило причиненный вред и вследствие деятельного раскаяния перестало быть общественно опасным.

Во-вторых, в соответствии со ст. 76.2 УК РФ и ст. 25.1 УПК РФ такое лицо может быть освобождено от уголовной ответственности с назначением судебного штрафа, если возместило ущерб или иным образом загладило причиненный преступлением вред.

Несмотря на то что институт деятельного раскаяния давно существует в российской уголовно-правовой системе, он так и не нашел широкого применения.

Фактически единственная разница в последствиях между назначением судебного штрафа и реализацией инициативы ВС РФ о введении института уголовного проступка – отсутствие факта судимости, дабы не портить характеристику личности гражданина и не лишать его возможности в дальнейшем вести нормальный образ жизни.

Здесь необходимо отметить главное – снятая и погашенная судимость фактически не влияли бы на жизнь человека, если бы не пресловутая запись в ГИАЦ и других информационных центрах, поскольку это единственное, что препятствует его нормальному существованию.

Самым простым выходом из сложившейся ситуации, не требующим изменения законодательства и правоприменительной практики и введения в правовое поле новых доктрин, представляется внесение изменений во внутриведомственный правовой акт – Наставление по формированию и ведению централизованных оперативно-справочных, криминалистических и розыскных учетов органов внутренних дел РФ.

Предлагаемые изменения могут касаться категорий записей в отношении лиц, совершивших незначительные преступления, либо тех, в отношении которых не вынесен обвинительный приговор, а именно по уголовным делам, прекращенным по нереабилитирующим основаниям (примирение сторон, срок давности и др.).

На мой взгляд, сведения о привлечении к уголовной ответственности подлежат аннулированию в ГИАЦ, когда в отношении лица:

Поскольку на момент вынесения оправдательного приговора сведения о привлечении лица к уголовной ответственности следственным органом уже содержатся в информационной базе, целесообразно аннулировать ранее сделанную запись в порядке исполнения вступившего в силу оправдательного приговора.

Также полагаю целесообразным ввести временной ценз – срок, по истечении которого сведения о привлечении лица к уголовной ответственности, равно как и о его осуждении, должны быть удалены из всех баз данных (федеральных и региональных) в отношении лиц:

При этом временной ценз имеет смысл установить равным времени хранения данных уголовных дел в суде, предусмотренному Приказом Судебного департамента при ВС РФ от 9 июня 2011 г. № 112 «Об утверждении перечня документов федеральных судов общей юрисдикции с указанием сроков хранения» (далее – Перечень).

В соответствии с п. 2.9 Перечня сроки хранения уголовных дел исчисляются с момента погашения судимости либо с момента прекращения дела. При этом согласно п. 187–188 сводной таблицы Перечня уголовные дела по преступлениям небольшой тяжести хранятся 5 лет, средней тяжести – 10 лет.

Данные установленные ВС РФ сроки хранения являются, на мой взгляд, разумными и справедливыми и должны распространяться не только на уголовное дело как физический носитель информации, но и на сведения об этом деле, хранящиеся в базах данных информационных центров (ГИАЦ, ИЦ и ЗИЦ).

В заключение отмечу, что рассматриваемая законодательная инициатива имеет важное значение для изменения правового положения лиц, которые были реабилитированы, чьи уголовные дела прекращены, либо тех, кто десятки лет назад совершил незначительные преступления. Даже в современных реалиях российской правовой системы проступок, совершенный в 18 лет, будет сказываться на человеке даже спустя 50 лет, что, на мой взгляд, является в корне несправедливым, так как за это время человек мог социализироваться и начать вести добропорядочный образ жизни, в то время как пресловутая запись в информационной системе не позволит ему устроиться на достойную работу, а его детям – занимать государственные должности.

1 Федеральные законы от 3 июля 2016 г. № 323-ФЗ и № 326-ФЗ; от 7 февраля 2017 г. № 8-ФЗ.

Источник

Уголовная ответственность

Должность руководителя государственного или муниципального учреждения налагает на замещающее ее лицо немалую ответственность. В предыдущих номерах журнала мы рассмотрели материальную, дисциплинарную и административную ответственность, а сейчас приведем обзор и проанализируем правовые и иные условия возникновения уголовной ответственности, а также последствия привлечения к ней.

Согласно типовой форме трудового договора с руководителем государственного или муниципального учреждения он может быть привлечен в том числе к уголовной ответственности. Уголовные преступления, наказания за них, порядок привлечения к такой ответственности установлены в УК РФ. Рассмотрим эти нормы более детально.

Нецелевое расходование бюджетных средств

В силу ст. 285.1 УК РФ за данное деяние уголовная ответственность предусматривается, если оно совершено в крупном (более 1,5 млн руб.) или особо крупном размере (более 7,5 млн руб.). Преступление заключается в расходовании бюджетных средств должностным лицом получателя средств на цели, не соответствующие условиям их получения, определенным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях либо иным документом-основанием. Диапазон возможных видов наказаний за такое деяние достаточно широк — от штрафа в 100 тыс. руб. до лишения свободы на срок до 5 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет. При этом совершение преступления группой лиц по предварительному сговору или в особо крупном размере — отягчающие обстоятельства.

Отметим важный момент. В отличие от ст. 15.14 КоАП РФ, в которой тоже идет речь о таком деянии, в приведенной выше формулировке прямо указывается субъект уголовной ответственности — должностное лицо получателя бюджетных средств. В трактовке бюджетного законодательства автономное учреждение не подпадает под определение «получатель бюджетных средств» (в отличие, например, от казенного учреждения (ст. 6 БК РФ)). А статья 8 УК РФ определяет, что основанием для наступления уголовной ответственности является совершение деяния, содержащего все признаки состава преступления. Поэтому с формальной точки зрения руководитель АУ не может нести уголовную ответственность за нецелевое использование бюджетных средств, а попытки привлечь его к этой ответственности лишены правовых оснований.

Однако если речь идет о нецелевом использовании средств государственных внебюджетных фондов (в частности, автономные учреждения здравоохранения выступают получателями средств ТФОМС), уголовная ответственность здесь может быть применена и к руководителям АУ, поскольку уголовное законодательство в данном случае определяет субъект уголовной ответственности просто как «должностное лицо» (ст. 285.2 УК РФ). Наказание за это предусмотрено то же, что и за нецелевое использование бюджетных средств.

Им считается хищение чужого имущества или приобретение права на чужое имущество путем обмана или злоупотребления доверием (ст. 159 УК РФ). В деятельности автономных учреждений к таким случаям может быть отнесено, например, заключение фиктивных договоров с подрядчиками, оформление на штатные ставки «мертвых душ». Здесь речь идет о мошенничестве, совершенном с использованием служебного положения, — оно наказывается штрафом в размере от 100 тыс. до 500 тыс. руб. (зарплаты либо иного дохода осужденного за период от года до 3 лет), либо принудительными работами на срок до 5 лет с ограничением свободы на срок до 2 лет или без такового, либо лишением свободы на срок до 6 лет со штрафом в размере до 80 тыс. руб. (зарплаты или иного дохода осужденного за период до 6 месяцев) либо без такового и с ограничением свободы на срок до 1,5 года либо без такового. При этом отягчающим обстоятельством будет совершение мошенничества в крупном размере (стоимость имущества или размер денежных средств превышает 250 тыс. руб.).

А вот если мошенничество совершено организованной группой (согласно п. 3 ст. 35 УК РФ это лица, заранее объединившиеся для совершения одного или нескольких преступлений) или в особо крупном размере (стоимость имущества или размер денежных средств превышает 1 млн руб.), наказание строже — лишение свободы на срок до 10 лет со штрафом в размере до 1 млн руб.

Присвоение или растрата

Сюда относится хищение чужого имущества, вверенного виновному лицу (ст. 160 УК РФ). Данный вид преступления нередко смешивается с мошенничеством. Например, оформление руководителем учреждения трудовых договоров с «мертвыми душами» в уголовной практике квалифицируется и по ст. 159, и по ст. 160 УК РФ. Однако между двумя этими понятиями все же есть разница: при присвоении или растрате преступник связан с собственником имущества не только доверительными, но и правовыми отношениями (например, собственник похищенного имущества — это работодатель преступника).

Если деяние совершено с использованием служебного положения, в составе организованной группы или в особо крупном размере, диапазон наказаний здесь такой же, как и при мошенничестве. Поэтому квалификация преступления как присвоения (растраты) или мошенничества не имеет какой-то практической значимости.

Согласно ст. 201 УК РФ это использование лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации (в нашем случае — руководителем автономного учреждения), своих полномочий вопреки законным интересам организации и в целях извлечения выгод, преимуществ для себя или других лиц либо нанесения вреда другим лицам, если это деяние повлекло причинение существенного вреда правам и законным интересам граждан или организаций либо охраняемым законом интересам общества или государства. Примером здесь может служить ситуация, когда руководитель организации подписывает акт сдачи-приемки строительных работ с подрядчиком, который эти работы не выполнял или выполнил их не полностью.

Деяние наказывается штрафом в размере до 200 тыс. руб. (зарплаты или иного дохода осужденного за период до 18 месяцев), либо обязательными работами на срок до 480 часов, либо исправительными работами на срок до 2 лет, либо принудительными работами на срок до 4 лет, либо арестом на срок до 6 месяцев, либо лишением свободы на срок до 4 лет. При тяжелых последствиях наказание может быть строже — вплоть до лишения свободы на срок до 10 лет. Правда, понятие «тяжкие последствия» в уголовном законодательстве не раскрывается, оно является оценочным.

Однако в отношении руководителей государственных и муниципальных учреждений в уголовной практике зачастую применяется отдельная статья, касающаяся злоупотребления именно должностными полномочиями (ст. 285 УК РФ). Ее содержание идентично содержанию ст. 201 УК РФ (за исключением нескольких моментов). Злоупотребление должностными полномочиями наказывается штрафом в размере до 80 тыс. руб. (зарплаты или иного дохода осужденного за период до 6 месяцев), либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 5 лет, либо принудительными работами на срок до 4 лет, либо арестом на срок от 4 до 6 месяцев, либо лишением свободы на срок до 4 лет. Наличие тяжких последствий грозит лишением свободы на срок до 10 лет.

Главная особенность заключается в том, что ст. 285 УК РФ применяется исключительно к должностным лицам, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющим функции представителя власти либо выполняющим организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных (муниципальных) учреждениях и некоторых других органах и организациях. Кроме того, применительно к данной статье Верховный суд хоть и «открытым списком» и тоже оценочно, но расшифровал понятие «тяжкие последствия». Под ними понимаются последствия в виде крупных аварий и длительной остановки транспорта или производственного процесса, иного нарушения деятельности организации, причинение значительного материального ущерба, причинение смерти по неосторожности, самоубийство или покушение на самоубийство потерпевшего и т.п.

Превышение должностных полномочий

Это совершение должностным лицом действий, явно выходящих за пределы его полномочий и повлекших существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства (ст. 286 УК РФ). При этом если при злоупотреблении полномочиями должностное лицо совершает преступное действие (бездействие) в пределах своей компетенции, превышение полномочий может выражаться в совершении должностным лицом при исполнении служебных обязанностей действий, которые:

Например, преступление может быть квалифицировано подобным образом, если руководитель автономного учреждения единолично совершит крупную сделку по продаже особо ценного движимого имущества учреждения, не получив разрешения от учредителя и не согласовав эту сделку с наблюдательным советом, как того требует федеральное законодательство об автономных учреждениях

Деяние наказывается штрафом в размере до 80 тыс. руб. (зарплаты или иного дохода осужденного за период до 6 месяцев), либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 5 лет, либо принудительными работами на срок до 4 лет, либо арестом на срок от 4 до 6 месяцев, либо лишением свободы на срок до 4 лет. Наличие тяжких последствий (они понимаются здесь так же, как и в случае злоупотребления должностными полномочиями) повлечет лишение свободы на срок от 3 до 10 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет.

За преступление предусмотрены штраф в размере до 80 тыс. руб. (зарплаты или иного дохода осужденного за период до 6 месяцев), либо обязательные работы на срок до 480 часов, либо исправительные (принудительные) работы на срок до 2 лет, либо арест на срок до 6 месяцев, либо лишение свободы на срок до 2 лет. То же деяние, повлекшее существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства, наказывается строже. Штраф, например, увеличится до 100 тыс. — 500 тыс. руб., срок принудительных работ или лишения свободы — до 4 лет.

Это получение должностным лицом лично или через посредника взятки в виде денег, ценных бумаг, иного имущества либо в виде незаконных оказания услуг имущественного характера, предоставления иных имущественных прав за совершение действий (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, если такие действия (бездействие) входят в служебные полномочия должностного лица либо если оно в силу должностного положения может способствовать таким действиям (бездействию), а равно за общее покровительство или попустительство по службе (ст. 290 УК РФ).

Под незаконным оказанием услуг имущественного характера суды понимают предоставление должностному лицу в качестве взятки любых имущественных выгод, в том числе освобождение от имущественных обязательств (предоставление кредита с заниженной процентной ставкой, бесплатных либо по заниженной стоимости туристических путевок, ремонт квартиры, строительство дачи, передача имущества (в частности, автотранспорта) для его временного использования, прощение долга или исполнение обязательств перед другими лицами). Общее покровительство по службе может проявляться в необоснованном назначении подчиненного на более высокую должность (в том числе в нарушение установленного порядка), во включении его в списки лиц, представляемых к поощрительным выплатам. А к попустительству по службе относится, например, согласие должностного лица контролирующего органа не применять входящие в его полномочия меры ответственности в случае выявления совершенного взяткодателем нарушения

Пример данного преступления — получение директором муниципального дошкольного образовательного учреждения взятки за устройство ребенка в детсад без очереди. Деяние наказывается штрафом в размере до 1 млн руб. (зарплаты или иного дохода осужденного за период до 2 лет) или в размере 10 — 50-кратной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет, либо исправительными работами на срок от года до 2 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет, либо принудительными работами на срок до 5 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет, либо лишением свободы на срок до 3 лет со штрафом в размере 10 — 20-кратной суммы взятки или без такового.

При получении должностным лицом взятки в значительном размере (более 25 тыс. руб.) наказание ужесточается: срок лишения свободы может быть увеличен до 6 лет, как и суммы штрафов. Если взятка берется за незаконные действия или бездействие (в частности, превышение должностных полномочий), лишить свободы могут на срок от 3 до 7 лет.

При получении взятки группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, вымогательстве или получении взятки в крупном размере (более 150 тыс. руб.) штраф может составить 70 — 90-кратную сумму взятки, а срок лишения свободы возрастет до 7 — 12 лет. Наконец, самое строгое наказание предусмотрено за взятку в особо крупном размере (более 1 млн руб.) — штраф составит 80 — 100-кратную ее сумму, а лишиться свободы можно на 8 — 15 лет.

Согласно ст. 293 УК РФ халатностью считается неисполнение или ненадлежащее исполнение должностным лицом своих обязанностей вследствие недобросовестного или небрежного отношения к ним, если это повлекло причинение крупного ущерба (более 1,5 млн руб.) или существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства. В частности, так будут квалифицированы действия руководителя, если при проведении в учреждении строительных работ он не примет необходимых мер для недопущения на место работ посторонних лиц, на строительную площадку попадут дети и получат травмы.

За халатность грозит штраф в размере до 120 тыс. руб. (зарплаты или иного дохода осужденного за период до года), либо обязательные работы на срок до 360 часов, либо исправительные работы на срок до года, либо арест на срок до 3 месяцев. При ущербе в особо крупном размере (более 7,5 млн руб.) штраф возрастет до 200 тыс. — 500 тыс. руб. (размера зарплаты или иного дохода осужденного за период от года до 3 лет), а срок обязательных работ увеличится до 480 часов, исправительных работ — до 2 лет, ареста — до 6 месяцев.

Самое строгое наказание предусмотрено в случае смерти двух или более лиц: принудительные работы на срок до 5 лет либо лишение свободы на срок до 7 лет.

Злоупотребления в сфере госзакупок

Уголовная ответственность за нарушения при закупках по Закону N 44-ФЗ появилась в УК РФ в 2018 году. Руководитель автономного учреждения может быть привлечен к такой ответственности, если он является руководителем контрактной службы, членом комиссии по осуществлению закупок (именно в рамках Закона N 44-ФЗ) или лицом, осуществляющим приемку товаров, работ, услуг, и если нарушение совершено им из корыстной или иной личной заинтересованности и причинило крупный ущерб (более 2,25 млн руб.). В силу ст. 200.4 УК РФ за это предусмотрены штраф в размере до 200 тыс. руб. (зарплаты или иного дохода осужденного за период до 18 месяцев), либо принудительные работы на срок до 3 лет (с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет или без такового), либо лишение свободы на срок до 3 лет (с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет или без такового).

При совершении деяния группой лиц по предварительному сговору или причинении особо крупного ущерба (более 9 млн руб.) наказание строже. Штраф составит уже 200 тыс. — 1 млн руб. (размер зарплаты или иного дохода осужденного за период от 6 месяцев до 3 лет), срок принудительных работ увеличится до 5 лет, а срок лишения свободы — до 7 лет.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *