какой орган осуществляет функцию охраны конституции рф

Глава 3. Федеративное устройство

1. Статус республики определяется Конституцией Российской Федерации и конституцией республики.
2. Статус края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа определяется Конституцией Российской Федерации и уставом края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа, принимаемым законодательным (представительным) органом соответствующего субъекта Российской Федерации.
3. По представлению законодательных и исполнительных органов автономной области, автономного округа может быть принят федеральный закон об автономной области, автономном округе.
4. Отношения автономных округов, входящих в состав края или области, могут регулироваться федеральным законом и договором между органами государственной власти автономного округа и, соответственно, органами государственной власти края или области.
5. Статус субъекта Российской Федерации может быть изменен по взаимному согласию Российской Федерации и субъекта Российской Федерации в соответствии с федеральным конституционным законом.

1. Территория Российской Федерации включает в себя территории ее субъектов, внутренние воды и территориальное море, воздушное пространство над ними.
2. Российская Федерация обладает суверенными правами и осуществляет юрисдикцию на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации в порядке, определяемом федеральным законом и нормами международного права.
3. Границы между субъектами Российской Федерации могут быть изменены с их взаимного согласия.

1. Государственным языком Российской Федерации на всей ее территории является русский язык.
2. Республики вправе устанавливать свои государственные языки. В органах государственной власти, органах местного самоуправления, государственных учреждениях республик они употребляются наряду с государственным языком Российской Федерации.
З. Российская Федерация гарантирует всем ее народам право на сохранение родного языка, создание условий для его изучения и развития.

Российская Федерация гарантирует права коренных малочисленных народов в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.

1. Государственные флаг, герб и гимн Российской Федерации, их описание и порядок официального использования устанавливаются федеральным конституционным законом.
2. Столицей Российской Федерации является город Москва. Статус столицы устанавливается федеральным законом.

1. В совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся:
а) обеспечение соответствия конституций и законов республик, уставов, законов и иных нормативных правовых актов краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов Конституции Российской Федерации и федеральным законам;
б) защита прав и свобод человека и гражданина; защита прав национальных меньшинств; обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности; режим пограничных зон;
в) вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами;
г) разграничение государственной собственности;
д) природопользование; охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности; особо охраняемые природные территории; охрана памятников истории и культуры;
е) общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта;
ж) координация вопросов здравоохранения; защита семьи, материнства, отцовства и детства; социальная защита, включая социальное обеспечение;
з) осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий;
и) установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации;
к) административное, административно-процессуальное, трудовое, семейное, жилищное, земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды;
л) кадры судебных и правоохранительных органов; адвокатура, нотариат;
м) защита исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных этнических общностей;
н) установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления;
о) координация международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации, выполнение международных договоров Российской Федерации.
2. Положения настоящей статьи в равной мере распространяются на республики, края, области, города федерального значения, автономную область, автономные округа.

Вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации субъекты Российской Федерации обладают всей полнотой государственной власти.

1. На территории Российской Федерации не допускается установление таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств.
2. Ограничения перемещения товаров и услуг могут вводиться в соответствии с федеральным законом, если это необходимо для обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей.

1. По предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории Российской Федерации.
2. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
3. Федеральные законы не могут противоречить федеральным конституционным законам.
4. Вне пределов ведения Российской Федерации, совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации республики, края, области, города федерального значения, автономная область и автономные округа осуществляют собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативных правовых актов.
5. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй настоящей статьи. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.
6. В случае противоречия между федеральным законом и нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, изданным в соответствии с частью четвертой настоящей статьи, действует нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации.

1. Система органов государственной власти республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов устанавливается субъектами Российской Федерации самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленными федеральным законом.
2. В пределах ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации образуют единую систему исполнительной власти в Российской Федерации.

1. Федеральные органы исполнительной власти для осуществления своих полномочий могут создавать свои территориальные органы и назначать соответствующих должностных лиц.
2. Федеральные органы исполнительной власти по соглашению с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации могут передавать им осуществление части своих полномочий, если это не противоречит Конституции Российской Федерации и федеральным законам.
3. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по соглашению с федеральными органами исполнительной власти могут передавать им осуществление части своих полномочий.
4. Президент Российской Федерации и Правительство Российской Федерации обеспечивают в соответствии с Конституцией Российской Федерации осуществление полномочий федеральной государственной власти на всей территории Российской Федерации.

Российская Федерация может участвовать в межгосударственных объединениях и передавать им часть своих полномочий в соответствии с международными договорами, если это не влечет ограничения прав и свобод человека и гражданина и не противоречит основам конституционного строя Российской Федерации.

Источник

Правовая охрана конституции РФ

Особая правовая охрана Конституции РФ установлена законодательством в целях обеспечения неизменности и постоянства основополагающих принципов организации российского общества: верховенства Конституции как Основного Закона государства, сущности и гарантий прав и свобод человека и гражданина, политического, религиозного и идеологического плюрализма, разделения властей, парламентаризма, всеобщего избирательного права, федеративного устройства и других демократических принципов.

Особенности правовой охраны Конституции РФ состоят в том, что вся система государственных органов РФ, в том числе Президент рФ, Правительство РФ, Федеральное Собрание РФ, а также судебная система РФ, призвана обеспечивать соблюдение конституционным норм, безусловно, органы местного самоуправления также обеспечивают соблюдение конституционных норм в отдельных населенных пунктах РФ.

Президент РФ является гарантом Конституции РФ, обеспечения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина в РФ, а также суверенитета РФ, ее независимости и государственной целостности.

Федеральное Собрание РФ принимает федеральные законы во исполнение Конституции РФ, заслушивает отчеты Правительства РФ об их исполнении и соблюдении конституционных норм в РФ, осуществляет иные полномочия по обеспечению соблюдения Конституции РФ всеми субъектами правоотношений.

Правительство РФ осуществляет контроль за соблюдением Конституции РФ и конституционных прав и свобод федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ по вопросам, отнесенным к ведению РФ, совместному ведению РФ и ее субъектов.

Особое место в охране конституционных норм принадлежит Конституционному Суду РФ. Он осуществляет следующие полномочия по контролю за соблюдением Конституции РФ: 1) издает акты официального толкования конституционных положений; 2) проверяет принимаемые законы и подзаконные акты различных органов власти на соответствие их Конституции РФ; 3) в случае обнаружения несоответствия нормативных актов федеральных органов власти и органов власти субъектов РФ признает этот акт не соответствующим Конституции РФ и отменяет его действие; 4) проверяет международные договоры РФ на соответствие нормам Конституции РФ и признает их соответствующими или не соответствующими Конституции РФ, причем в последнем случае такие международные договоры не подлежат ратификации, а значит, не подлежат применению на территории РФ.

Иные суды РФ вправе отменять действие нормативных актов органов власти субъектов РФ и местного самоуправления в случае их несоответствия положениям Конституции рФ по запросу правомочных органов. Правовой охране Конституции РФ служит особый усложненный порядок ее принятия, внесения в ее текст изменений или поправок.

Все субъекты конституционно-правовых отношений, включая и дипломатические, и консульские представительства иностранных государств, представительства международных организаций, их сотрудников, пользующихся дипломатическим и консульским иммунитетом, а также иных законно находящихся на российской территории иностранных граждан и лиц без гражданства (апатридов), обязаны соблюдать Конституцию РФ.

Источник

Какой орган осуществляет функцию охраны конституции рф

какой орган осуществляет функцию охраны конституции рф

Конституция, в отличие от обычных законов, являясь высшим и основным законом страны, нуждается в особой правовой охране и защите.

Правовая охрана Конституции — это совокупность юридических средств, при помощи которых обеспечивается ее верховенство и стабильность, реальное действие, неукоснительное исполнение и соблюдение органами публичной власти, физическими и юридическими лицами, а также предотвращение и пресечение нарушения ее норм с целью установления режима строгой конституционной законности.

Основным направлением правовой охраны Конституции является конституционный контроль.

Конституционный контроль — это деятельность уполномоченных органов и должностных лиц государства по проверке на соответствие конституции актов (их проектов) и действий органов публичной власти. Судебным органом конституционного контроля в России на общегосударственном уровне является Конституционный Суд РФ.

Различают предварительный (превентивный) и последующий (репрессивный) конституционный контроль. Первый осуществляется в отношении не вступивших в силу правовых актов. Второй представляет собой проверку уже вступивших в законную силу правовых актов на предмет их конституционности.

Конституционный Суд РФ, решая подавляющее большинство вопросов своей компетенции, осуществляет последующий конституционный контроль: разрешает дела о соответствии Конституции РФ федеральных законов, нормативных актов Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ; конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов РФ; договоров между органами государственной власти РФ и органами государственной власти РФ, договоров между органами государственной власти субъектов РФ. Предварительный конституционный контроль осуществляется Конституционным Судом РФ, например, в отношении не вступивших в силу международных договоров РФ (ч. 2 ст. 125 Конституции РФ).

По способу проведения можно выделить абстрактный и конкретный (инцидентный) конституционный контроль. Конкретный контроль осуществляется в связи с применением какого-либо нормативного акта, конституционность которого оспаривается. Так, Конституционный Суд РФ по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле. В остальных случаях Конституционный Суд РФ осуществляет абстрактный контроль, предполагающий проверку конституционности акта или его отдельного положения вне связи с каким-либо конкретным делом.

Конституционный Суд РФ является основным, но не единственным государственным органом, охраняющим Конституцию. В охране Конституции РФ задействована вся система органов государственной власти (Президент РФ, Федеральное Собрание РФ, Правительство РФ, суды, прокуратура РФ, Уполномоченный по правам человека в РФ и другие). Они осуществляют эту охрану в различных формах. Так, Президент РФ является гарантом Конституции РФ (ст.80 Конституции РФ). Как гарант Конституции Президент РФ, в частности, вправе:

Наряду с конституционным контролем есть и другие правовые средства охраны Конституции РФ: юридическая ответственность за нарушение норм Конституции; особый порядок принятия, внесения конституционных поправок и пересмотра Конституции РФ, обеспечивающий стабильность ее норм; возложение Конституцией РФ (ч. 2 ст.15) обязанности на граждан и их объединения, органы государственной власти и местного самоуправления и их должностных лиц соблюдать Конституцию РФ и законы; стабильность правовых норм; легальное толкование норм Основного Закона Конституционным Судом РФ, направленное на преодоление неопределенности в их понимании; присяга Президента, судей Конституционного Суда, генерального прокурора, лица, приобретающего гражданство РФ и другие.

Важной формой правовой охраны Конституции РФ является конституционная ответственность. Конституционная ответственность — это самостоятельный вид юридической ответственности, которая выражается в особых неблагоприятных последствиях, которые наступают в случае отступления от предписаний конституционно-правовых норм. Данные неблагоприятные последствия, называемые мерами конституционно-правовой ответственности, можно классифицировать на:

Конституционная ответственность — это ответственность, которая наступает за нарушение конституционно-правовых норм и вместе с тем предусмотрена нормами конституционного права. Этим она отличается от уголовной, административной, налоговой, гражданско-правовой ответственности за нарушение конституционных норм. Так, например, защита Отечества является конституционным долгом и обязанностью гражданина РФ (ч. 1 ст. 59 Конституции РФ), но за уклонение от этой обязанности лицо несет административную или уголовную ответственность; каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы (ст. 57 Конституции РФ), но за неисполнение этой обязанности может наступить налоговая, административная или уголовная ответственность.

Источник

Вопрос 17. Правовая охрана КРФ

какой орган осуществляет функцию охраны конституции рф какой орган осуществляет функцию охраны конституции рф какой орган осуществляет функцию охраны конституции рф какой орган осуществляет функцию охраны конституции рф

какой орган осуществляет функцию охраны конституции рф

какой орган осуществляет функцию охраны конституции рф

В конституционной практике РФ сложились следующие правовые формы (способы) охраны Конституции:

1) охрана Конституции Президентом РФ;

2) деятельность федерального Конституционного Суда как специализированного органа конституционного контроля в РФ, осуществление конституционного надзора судами общей юрисдикции;

3) деятельность иных государственных органов, прежде всего органов прокуратуры, Уполномоченного по правам человека РФ по обеспечению режима конституционной законности, охране прав и свобод в РФ;

4) Кроме того, правовая охрана Конституции осуществляется посредством: возложения Конституцией РФ (ч. 2 ст. 15) на граждан, органы государственной власти и местного самоуправления и их должностных лиц конституционной обязанности соблюдать Конституцию РФ и законы; предусмотренного Конституцией (ч. 4 ст. 3) запрета на присвоение кем бы то ни было власти в РФ; преследования федеральным законом захвата власти или присвоения властных полномочий; установления конституционного режима деятельности общественных объединений, запрещения создания и деятельности общественных объединений, цели и действия которых направлены на насильственное устранение конституционного строя, нарушение целостности, подрыв государства; установления конституционных основ регулирования чрезвычайного и военного положения; предусмотренного Конституцией РФ права граждан обращаться с жалобами на нарушение конституционных прав и свобод в Конституционный Суд РФ и др.

Источник

Охрана и контроль Конституции Российской Федерации

Президент РФ как гарант охраны Конституции РФ

Большинство направлений и типов органов государственной власти привлечены к охране Конституции РФ. Конституция включает в себя информацию относительно режима правовой охраны. На основании ст.80 ее гарант – это Президент РФ. Когда он вступает в должность, он дает обязательства относительно соблюдения и защиты Конституции РФ. Присяга главы страны, которая происходит в момент вступления Президента в должность, содержит информацию о том, что он будет защищать Конституцию РФ, охранять и уважать свободы и права гражданина и человека, верно нести службу перед народом.

Конституция РФ содержит ряд норм, которые служат для развития и наполнения реальным содержанием института президентства. Сюда же относятся нормы, которые обозначают статус Президента РФ в качестве гаранта Конституции РФ.

Для Президента РФ свойственно иметь абсолютное право законодательной инициативы, которое дает ему возможность в определенное правовой форме обозначать ряд вопросов относительно реализации в законах ряда конституционных положений, привести законодательство РФ в соответствие с Конституцией РФ.

Для Президента РФ на основании Конституции РФ допустимо использовать право вето на этапе подписания федеральных законов, а также как гарантию того, что будет обеспечена их конституционность. В ситуациях, когда существуют противоречия постановлений и распоряжений Правительства РФ Конституции РФ, для федеральных законов и указов Президента РФ допустимо применить отмену к указанным актам. Также для Президента РФ на основании Конституции РФ допустимо приостановить, тем самым обеспечив единство исполнительной власти в стране, работу актов органа исполнительной власти субъекта РФ, прежде всего в ситуациях, когда данные акты противоречат Конституции РФ. Помимо этого для Президента РФ на основании Конституции РФ допустимо давать распоряжения необходимым органам и ряду должностных лиц относительно строго следования Конституции РФ.

Контролирует то, как исполняется и соблюдается Конституция в субъектах РФ, полномочный представитель Президента страны в федеральном округе, который обеспечивает осуществление ряда конституционных полномочий главы страны. Для данного лица важно вносить Президенту РФ ряд предложений относительно приостановления действия актов органа исполнительной власти субъекта РФ, который находится в рамках границ федерального округа, в ситуациях, когда данные акты противоречат Конституции РФ.

Статус Президента РФ в качестве гаранта Конституции обуславливает его обязанности в обеспечении включения в конституционный текст ряда правок и изменений Конституции при помощи опубликования актов, которые приняты на основании ст.136 и 137 Конституции РФ в официальном порядке.

Для Президента РФ допустимо отправлять в Конституционный Суд РФ ряд запросов относительно конституционности федеральных законов, ряда нормативных актов Совета Федерации, Государственной Думы, некоторых законов и иных нормативных актов субъекта страны, делать обращения в Конституционный Суд РФ относительно вопросов толкования Конституции. Как правило, глава страны в практике часто прибегает к использованию данных полномочий, которые предоставлены ему Конституцией и особым Федеральным конституционным законом.

Роль Конституционного Суда в правовой охране Конституции РФ

Важное значение при правовой охране Конституции РФ отведено Конституционному Суду РФ. На основании ст.125 Конституции РФ данный суд рассматривает дела о том соответствует ли Конституция РФ федеральным законам, нормативным актам Президента РФ, ряда других нормативно-правовых актов субъекта РФ, которые изданы по темам, которые имеют отношение к ведению органов государственной власти РФ и совместному ведению органов государственной власти РФ и т.д.

Рассматривая акты федерального уровня, уровень конституционности которых может проверить Конституционный Суд РФ, особое внимание следует уделить контролю за законами, которые включают в себя ряд федеральных конституционных законов, обычных федеральных законов и т.д. Основываясь на современной практике, можно сказать, что большинство дел относительно конституционности имеет отношение к контролю Конституционного Суда РФ за рядом обычных федеральных законов. А это отвечает реальным потребностям правовой охраны Конституции РФ.

Вместе с рядом федеральных законов для данного суда допустимо заниматься разрешением дел относительно конституционности различных нормативных актов Президента РФ, Правительства РФ, не принимая во внимание их форму и наименование. Сегодня Конституционным Судом РФ часто используется это полномочие.

Данный суд проверяет конституционность большой сферы нормативно-правовых актов субъектов Федерации. Прежде всего, в качестве объекта конституционного контроля выступает конституция республик и устав другого субъекта РФ. Помимо этого, для Конституционного Суда важно проверять на соответствие Конституции РФ ряд законов и иных нормативных актов субъектов страны, изданных относительно вопросов, которые имеют отношение к ведению органа государственной власти РФ и совместному ведению органа государственной власти РФ и ряда ее субъектов.

В качестве нормативных актов субъекта РФ выступают нормативно-правовые акты, которые принимает орган законодательной или исполнительной власти субъектов Федерации.

Среди правомочий Конституционного Суда РФ выделяют проверку договоров, которые заключаются между органом государственной власти РФ и его субъектом. В качестве такого договора в направлении отношений конституционно-правового характера можно, к примеру, назвать договор о разграничении предметов ведения и полномочий. Все перечисленные выше нормативно-правовые акты служат основой для Конституционного Суда РФ в осуществлении последующего конституционного контроля. Иными словами, контроля за актами, которые вступили в силу. В качестве исключения выступают законы относительно конституционных поправок.

Полномочия Конституционного Суда РФ в конституционном контроле

Также, следует отметить, что для Конституционного Суда РФ свойственно обладать рядом полномочий в осуществлении предварительного конституционного контроля, который имеет отношение к разрешению дел относительно конституционности договоров РФ, которые еще не вступили в силу.

В юрисдикции данного суда находится ряд договоров с иностранными странами или международными компаниями, не принимая во внимание то, был заключен данный договор от имени России, Правительства РФ или федерального органа исполнительной власти. Если говорить о виде и наименовании, то речь может идти о договоре, соглашении, конвенции, протоколе и др.

На основании ч.3 ст.125 для Конституционного Суда РФ допустимо разрешать споры относительно компетенции между рядом федеральных органов государственной власти, в состав которых входит и Президент РФ и ряд федеральных судов и министерств, между рядом органов государственной власти и органов государственной власти ее субъектов. При рассмотрении данных споров, для Конституционного Суда важно обеспечивать реализацию органом государственной власти компетенции только со стороны соответствия нормам Конституции РФ.

В обеспечении правовой охраны важную роль играет полномочие данного суда в проверке конституционности закона, который был применен или подлежит применению в определенных делах, относительно жалоб на нарушения конституционных прав и свобод граждан и по запросу суда.

Право на то, чтобы обратиться с жалобой индивидуального или коллективного характера на нарушения конституционных свобод и прав, имеют ряд граждан, права и свободы которых были нарушены законом, который был применим или подлежал применению в ряде конкретных дел, а также ряд объединений граждан и ряд иных органов и лиц, которые указаны в федеральном законе.

Сегодня защита ключевых свобод и прав гражданина и человека – это один из основных векторов в работе Конституционного Суда РФ.

Проявление особого положения Конституционного Суда РФ в структуре государственной власти в общем и в структуре судебной власти в частности ознаменовано не только его полномочиями, но и юридической силой его решений, в также правовыми последствиями их принятия. После того как рассмотрено дела для данного суда допустимо признать ряд нормативных актов или договоров или отдельных их положений как соответствующие или не соответствующие Конституции, а в вопросах компетенции допустимо заверить или, напротив, не засвидетельствовать полномочия необходимого органа, которое стало причиной спора относительно компетенции.

Важно отметить, что ряд актов или их отдельных положений, которые были признаны как неконституционные, утрачивают силу. А для не соответствующего Конституции РФ международного договора недопустимо вводится в действие и применяться. Речь об этом идет в ст.125 Конституции РФ.

Ряд решений судов и иных органов, которые основываются на актах, и признаны как неконституционные, не следует исполнять и важно пересмотреть в ситуациях, которые установлены федеральным законом. Помимо этого, отменяется в порядке, который установлен, ряд положений иных нормативных актов, которые основываются на нормативном акте, который были признан как неконституционный, воспроизводящий его или содержащий аналогичные положения, которые выступали в качестве предмета обращения. В ситуациях, когда процесс признания нормативных актов как неконституционных, создал пробел в правовом регулировании, то важно применять непосредственно Конституцию РФ.

На основании ст.79 Закона «О Конституционном Суде РФ» ряд решений данного суда являются окончательными, не подлежат обжалованию и вступление их в силу происходит сразу после того, как их провозгласили. Действие их непосредственно и для не нужно подтверждение иного органа и должностного лица.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *