какой орган осуществляет административное управление в области энергетики
Какой орган осуществляет административное управление в области энергетики
(см. текст в предыдущей редакции)
1. Федеральный государственный энергетический надзор в сфере электроэнергетики осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации.
На объектах (в организациях), подведомственных федеральным органам исполнительной власти в сфере обороны, обеспечения безопасности, государственной охраны, внешней разведки, мобилизационной подготовки и мобилизации, федеральный государственный энергетический надзор в сфере электроэнергетики осуществляется подразделениями указанных федеральных органов исполнительной власти.
2. Предметом федерального государственного энергетического надзора в сфере электроэнергетики являются:
соблюдение субъектами электроэнергетики и (или) потребителями электрической энергии, за исключением потребителей электрической энергии, деятельность которых связана с эксплуатацией энергопринимающих устройств, использующихся для бытовых нужд, а также других энергопринимающих устройств, суммарная максимальная мощность которых не превышает 150 киловатт с номинальным напряжением до 1000 вольт и которые присоединены к одному источнику электроснабжения, следующих обязательных требований:
требований к обеспечению надежности электроэнергетических систем, надежности и безопасности объектов электроэнергетики и энергопринимающих установок при организации и осуществлении эксплуатации объектов электроэнергетики и энергопринимающих установок потребителей электрической энергии и осуществлении функций по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике, связанных с планированием и производством переключений на объектах электроэнергетики и в энергопринимающих установках потребителей электрической энергии, управлением электроэнергетическим режимом энергосистемы, предотвращением и ликвидацией аварийных электроэнергетических режимов, а также требований к подготовке и подтверждению готовности работников к работе в сфере электроэнергетики;
требований к безопасному ведению работ на объектах электроэнергетики, установленных правилами по охране труда;
требований в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности;
особых условий использования земельных участков в границах охранных зон объектов электроэнергетики;
соблюдение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований, установленных техническими регламентами, или обязательных требований, подлежащих применению до дня вступления в силу технических регламентов в соответствии с Федеральным законом от 27 декабря 2002 года N 184-ФЗ «О техническом регулировании».
В положении о федеральном государственном энергетическом надзоре в сфере электроэнергетики указываются наименование и структурные элементы технического регламента и (или) обязательных требований, подлежащих применению до дня вступления в силу технических регламентов в соответствии с Федеральным законом от 27 декабря 2002 года N 184-ФЗ «О техническом регулировании», оценка соблюдения которых осуществляется в рамках федерального государственного энергетического надзора в сфере электроэнергетики, а также виды продукции, являющиеся объектами федерального государственного энергетического надзора в сфере электроэнергетики.
К предмету федерального государственного энергетического надзора в сфере электроэнергетики также относится соблюдение субъектами электроэнергетики, осуществляющими эксплуатацию объектов по производству электрической энергии, функционирующих в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии, требований к безопасному ведению работ на объектах теплоснабжения, требований безопасности в сфере теплоснабжения и правил технической эксплуатации объектов теплоснабжения и теплопотребляющих установок, установленных Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 190-ФЗ «О теплоснабжении», а также правил по охране труда применительно к объектам теплоснабжения. Федеральный государственный энергетический надзор в сфере теплоснабжения в отношении таких субъектов применительно к объектам по производству электрической энергии, функционирующим в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии, не осуществляется.
4. Положение о федеральном государственном энергетическом надзоре утверждается Правительством Российской Федерации. Указанное положение определяет в том числе основания и порядок приостановления эксплуатации объектов электроэнергетики, оборудования и устройств, принадлежащих контролируемому лицу, а также порядок ввода в работу указанных объектов, оборудования и устройств в случае, если при проведении контрольных (надзорных) мероприятий требуется приостановление эксплуатации объектов электроэнергетики, оборудования и устройств, принадлежащих контролируемому лицу.
участвует в разработке порядка и критериев отнесения деятельности субъектов электроэнергетики, указанных в абзаце первом настоящего пункта и являющихся объектом федерального государственного энергетического надзора, к категориям риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям;
осуществляет разработку и утверждение индикаторов риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям;
осуществляет информирование в соответствии со статьями 20, 46 и 48 Федерального закона от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» в порядке и объеме, установленными положением о федеральном государственном энергетическом надзоре;
формирует и направляет в орган федерального государственного энергетического надзора предложения о разработке программ профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям и плана проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий в порядке, установленном положением о федеральном государственном энергетическом надзоре.
6. Критерии отнесения деятельности субъектов электроэнергетики, указанных в пункте 5 настоящей статьи, к категориям риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, а также индикаторы риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям разрабатываются с учетом мониторинга риска нарушения их работы в сфере электроэнергетики, осуществляемого в соответствии со статьей 28.3 настоящего Федерального закона.
7. При осуществлении федерального государственного энергетического надзора в сфере электроэнергетики проводятся следующие профилактические мероприятия:
обобщение правоприменительной практики;
8. При осуществлении федерального государственного энергетического надзора в сфере электроэнергетики проводятся следующие контрольные (надзорные) мероприятия:
9. При осуществлении в рамках федерального государственного энергетического надзора выездных плановых проверок продление срока проведения такой проверки допускается в исключительных случаях, связанных с необходимостью проведения сложных и (или) длительных исследований, испытаний, специальных экспертиз и расследований, но не более чем на пятнадцать рабочих дней.
10. В ходе сбора, обработки и анализа сведений об объектах федерального государственного энергетического надзора в целях их учета, оценки риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, организации и осуществления федерального государственного энергетического надзора не допускается требование от субъектов электроэнергетики и потребителей электрической энергии повторного представления информации, которая в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации находится в распоряжении органа государственного управления в сфере электроэнергетики, в том числе в связи с осуществлением им мониторинга рисков нарушения работы в сфере электроэнергетики, или иных федеральных органов исполнительной власти.
Компетенция органов государственной власти и управления в РФ в сфере энергоснабжения населения
Юридическая справка*
Компетенция органов государственной власти и управления в РФ в сфере энергоснабжения
Компетенция (т.е. сфера непосредственного управления) органов государственной власти и управления в РФ по принятию решений в сфере энергоснабжения населения устанавливается специальным федеральным законодательством, а также Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений.
Содержание статьи законодательства
Название нормативного акта
п. 2 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации» от 29.12.2004 N 188-ФЗ (ред. от 29.05.2019) (с изм. и доп., вступ. в силу с 09.06.2019)
(см. текст в предыдущей редакции)
Пункт 2 Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (ред. от 22.05.2019) «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (вместе с «Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов»)
Общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества и др.
Постановление Правительства РФ от 13.08.2006 N 491
«Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность»
часть 2 статьи 1 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ
(ред. от 01.05.2019, с изм. от 03.07.2019)
«Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»
К вопросам местного значения городского поселения относятся:
(в ред. Федерального закона от 27.05.2014 N 136-ФЗ)
4) организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации;
(в ред. Федерального закона от 25.06.2012 N 91-ФЗ)
Часть 1 подп.4 статьи 14
К вопросам местного значения муниципального района относятся:
4) организация в границах муниципального района электро- и газоснабжения поселений в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации;
(в ред. Федерального закона от 25.06.2012 N 91-ФЗ)
Полномочия же по принятию решений органов государственной управления в сфере энергоснабжения установлены в специальных законодательных актах об этих органах, а именно:
5. Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека осуществляет следующие полномочия:
5.1. осуществляет надзор и контроль за исполнением обязательных требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей, в области потребительского рынка и обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов в том числе:
(в ред. Постановления Правительства РФ от 13.07.2019 N 895)
5.1.1. федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор за соблюдением санитарного законодательства;
(в ред. Постановления Правительства РФ от 19.06.2012 N 612)
5.1.2. федеральный государственный надзор за соблюдением законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей;
Пункт 5 Постановления Правительства РФ от 30.06.2004 N 322
«Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека»
Федеральный антимонопольный орган, его территориальные органы
Понятия, используемые в настоящем документе, употребляются в значениях, определенных Федеральным законом «Об электроэнергетике» и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
2. Субъекты рынков электрической энергии обязаны раскрывать информацию в соответствии с настоящим документом.
3. Субъектами рынков электрической энергии информация раскрывается путем ее:
б) опубликования в электронных средствах массовой информации;
в) предоставления по письменному запросу заинтересованных лиц при условии возмещения ими расходов, связанных с предоставлением информации;
г) направления администратору торговой системы оптового рынка электроэнергии в соответствии с пунктом 51 настоящего документа;
4. Субъекты рынков электрической энергии могут публиковать в официальных печатных изданиях сведения о составе и характере раскрываемой информации со ссылкой на адрес сайта в сети «Интернет», где информация размещается в полном объеме.
Субъекты рынков электрической энергии направляют сведения о месте опубликования информации в органы государственной власти, осуществляющие государственный контроль (надзор) в части соблюдения стандартов раскрытия соответствующей информации, в срок, не превышающий 10 дней со дня ее опубликования. Субъекты естественных монополий, являющиеся субъектами рынков электрической энергии, направляют информацию в Федеральную антимонопольную службу».
«Нарушение стандартов раскрытия информации субъектами оптового рынка электрической энергии и мощности, розничных рынков электрической энергии»
(с изм. и доп., вступ. в силу с 18.07.2019)
2) Постановление Правительства РФ от 21.01.2004 N 24
«Об утверждении стандартов раскрытия информации субъектами оптового и розничных рынков электрической энергии»
«4. Министерство энергетики Российской Федерации осуществляет следующие полномочия:
4.3. на основании федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации осуществляет полномочия по контролю в установленной сфере деятельности:
4.3.1. за соблюдением субъектами оптового и розничных рынков электрической энергии и мощности требований законодательства Российской Федерации в пределах своей компетенции;…»
2) «Предмет государственного контроля (надзора)
5. Предметом государственного контроля является соблюдение объектом контроля требований законодательства Российской Федерации в сфере электроэнергетики. …».
«Права и обязанности должностных лиц при осуществлении
государственного контроля (надзора)
6. Должностные лица Департамента при исполнении государственной функции имеют право получать от объекта контроля, в отношении которого проводится проверка, документы, объяснения в письменной и устной форме и иную информацию, необходимую для осуществления контроля.
«О Министерстве энергетики Российской Федерации»
2) Приказ Минэнерго России от 18.07.2014 N 441
«Об утверждении Административного регламента исполнения Министерством энергетики Российской Федерации государственной функции по осуществлению контроля за деятельностью совета рынка»
(Зарегистрировано в Минюсте России 09.12.2014 N 35111)
Органы Ростехнадзора – Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору и его территориальные органы –
«II. Организация работ по выдаче разрешения на допуск
в эксплуатацию энергоустановки
4. Перед осмотром энергоустановки должностное лицо Службы рассматривает представленную заявителем документацию на соответствие ее техническим регламентам, проекту, исполнительной документации и техническим условиям, требованиям нормативных правовых актов Российской Федерации, нормативных документов Службы и других федеральных органов исполнительной власти, на полноту проведенных наладочных работ и испытаний энергоустановки и правильность оформления протоколов, на наличие эксплуатационной и организационно-распорядительной документации, наличие и достаточность квалификации персонала и его готовность к эксплуатации энергоустановки, на наличие сертификатов соответствия национальным стандартам (согласно утвержденному перечню продукции, подлежащей обязательной сертификации).
«Об утверждении Порядка организации работ по выдаче разрешений на допуск в эксплуатацию энергоустановок»
(Зарегистрировано в Минюсте РФ 28.04.2008 N 11597)
«О применении «Порядка организации работ по выдаче разрешений на допуск в эксплуатацию энергоустановок»
Другие полномочия определены антимонопольным законодательством по вопросам злоупотребления на рынке энергетических ресурсов.
А также Региональные энергетические комиссии по вопросам установления тарифов
При этом выбор правильного способа защиты ваших законных прав и интересов находится в прямой непосредственной и главной определяющей зависимости от существующей/или/необходимой технологической схемы энергоснабжения на территории вашей жизнедеятельности, поскольку организационно функционирует как Единая Энергетическая Система РФ, так и электрическая энергия передается через частные электрические сети частных собственников инженерной инфраструктуры, не входящие в ЕЭС. И в этом случае необходимо привлекать специалистов в области электроснабжения и энергоснабжения, которые владеют знаниями, навыками и компетенцией в решении технически сложных вопросов.
Управление в области энергетики
Содержание управления в области энергетики
Под энергетикой понимается отрасль экономики, охватывающая выработку, преобразование, передачу и использование различных видов энергии (электрической, атомной, тепловой и других).
В соответствии с Федеральным законом от 26 марта 2003 г. «Об электроэнергетике» электроэнергетика представляет собой отрасль экономики Российской Федерации, включающая в себя комплекс экономических отношений, возникающих в процессе производства (в том числе производства в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии), передачи электрической энергии, оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике, сбыта и потребления электрической энергии с использованием производственных и иных имущественных объектов (в том числе входящих в Единую энергетическую систему России), принадлежащих на праве собственности или на ином предусмотренном федеральными законами основании субъектам электроэнергетики или иным лицам.
Основными принципами государственного регулирования и контроля в электроэнергетике являются:
В электроэнергетике применяются следующие методы государственного регулирования и контроля:
В соответствии с Федеральным законом от 21 ноября 1995 г. «Об использовании атомной энергии» деятельность в области использования атомной энергии включает:
В соответствии с Федеральным законом от 31 марта 1999 г. «О газоснабжении в Российской Федерации» газоснабжение — это деятельность по обеспечению потребителей газом, в том числе деятельность по формированию фонда разведанных месторождений газа, добыче, транспортировке, хранению и поставкам газа.
В целях обеспечения единого подхода к решению вопросов, касающихся газоснабжения в Российской Федерации, со стороны органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, а также организаций, осуществляющих газоснабжение в Российской Федерации, устанавливаются следующие принципы государственной политики в указанной области:
Правовое положение Министерства энергетики Российской Федерации
Государственное управление в области энергетики осуществляет Министерство энергетики Российской Федерации (Минэнерго России), которое является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере топливно-энергетического комплекса, в том числе по вопросам электроэнергетики, нефтедобывающей, нефтеперерабатывающей, газовой, угольной, сланцевой и торфяной промышленности, магистральных трубопроводов нефти, газа и продуктов их переработки, возобновляемых источников энергии, освоения месторождений углеводородов на основе соглашений о разделе продукции, и в сфере нефтехимической промышленности, а также функции по оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом в сфере производства и использования топливно-энергетических ресурсов.
Министерство энергетики Российской Федерации принимает такие нормативные правовые акты как нормативы удельного расхода топлива; нормативы создания запасов и резервов топлива; нормативы технологических потерь электрической и тепловой энергии; нормативы технологических потерь углеводородного сырья; правила учета газа, а также ряд других нормативных правовых актов в сфере ведения.
В сфере деятельности Министерство осуществляет ряд полномочий по контролю. К ним относится контроль за соблюдением субъектами оптового и розничных рынков электрической энергии и мощности требований законодательства Российской Федерации в пределах своей компетенции; за деятельностью организаций коммерческой инфраструктуры оптового рынка электрической энергии и мощности в пределах своей компетенции; за системой оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике, а также за другими видами деятельности в сфере энергетики.
Министерство также осуществляет:
Правовое положение Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом»
Федеральным законом от 1 декабря 2007 г. № 317-ФЗ «О Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» устанавливает правовое положение, принципы организации, цели создания и деятельности, порядок управления деятельностью, порядок реорганизации и ликвидации Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом».
Создание Росатома было обусловлено необходимостью выработки механизма выполнения долгосрочных стратегических программ развития атомной отрасли, временной интервал реализации которых значительно превосходит периоды бюджетного процесса, а также потребностью в комплексном управлении ресурсами, включая финансирование за счет средств федерального бюджета.
Целями деятельности Росатома являются проведение государственной политики и обеспечение единства управления в сфере использования атомной энергии, обеспечение стабильного функционирования организаций атомного энерго-промышленного и ядерного оружейного комплексов, обеспечение ядерной и радиационной безопасности, нормативно-правовое регулирование в указанной сфере, создание условий для стабильного функционирования организаций оборонного сектора отрасли, реализация долгосрочной программы развития атомной отрасли, выполнение международных обязательств в области мирного использования атомной энергии и режима нераспространения ядерных материалов.
Деятельность Росатома направлена на создание условий и механизмов обеспечения безопасности при использовании атомной энергии, единства управления организациями атомного энерго-промышленного и ядерного оружейного комплексов Российской Федерации, организациями, функционирующими в сферах обеспечения ядерной и радиационной безопасности, атомной науки и техники, подготовки кадров.
Росатом обеспечивает проведение государственной политики в области развития атомной отрасли, выполнение заданий государственной программы вооружения и государственного оборонного заказа.
Росатом совместно с Министерством обороны Российской Федерации и воинскими частями ядерного обеспечения Вооруженных Сил Российской Федерации обеспечивает поддержание и развитие боезапаса Вооруженных Сил Российской Федерации в качественном и количественном отношении на уровне, гарантирующем реализацию политики Российской Федерации в области ядерного сдерживания.
Росатом и Министерство обороны Российской Федерации ежегодно представляют Президенту Российской Федерации доклад о состоянии ядерного оружейного комплекса Российской Федерации.
Какой орган осуществляет административное управление в области энергетики
4. Министерство энергетики Российской Федерации осуществляет следующие полномочия:
4.1. вносит в Правительство Российской Федерации проекты федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации и другие документы, по которым требуется решение Правительства Российской Федерации, по вопросам, относящимся к установленной сфере деятельности Министерства, а также проект плана работы и прогнозные показатели деятельности Министерства;
4.2. на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации самостоятельно принимает следующие нормативные правовые акты:
4.2.1. форма представления инвестиционных программ субъектов естественных монополий в топливно-энергетическом комплексе;
(см. текст в предыдущей редакции)
4.2.3.1. типовые условия долгосрочных договоров поставки угля (горючих сланцев) и (или) продукции его переработки;
(пп. 4.2.3.1 введен Постановлением Правительства РФ от 29.12.2008 N 1052)
(см. текст в предыдущей редакции)
4.2.6. порядок формирования и размещения технологического резерва мощности в Единой энергетической системе России;
4.2.7. порядок и условия поддержания технологических резервов мощностей по производству электрической энергии;
4.2.8. форма реестра объектов электросетевого хозяйства, входящих в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть;
(пп. 4.2.8 в ред. Постановления Правительства РФ от 28.03.2012 N 252)
(см. текст в предыдущей редакции)
4.2.10. единые аттестационные требования к лицам, осуществляющим профессиональную деятельность в электроэнергетике;
(см. текст в предыдущей редакции)
4.2.12. порядок определения страховых рисков субъектов оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике;
4.2.13. обязательный для покупателей электрической энергии на оптовом рынке объем приобретения электрической энергии, произведенной на функционирующих на основе использования возобновляемых источников энергии квалифицированных генерирующих объектах;
4.2.14. перечень предоставляемой субъектами электроэнергетики информации, формы и порядок ее предоставления;
(см. текст в предыдущей редакции)
4.2.14.2. порядок заключения и существенные условия договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов;
(пп. 4.2.14.2 введен Постановлением Правительства РФ от 20.02.2010 N 67)
4.2.14.3. примерная форма предложения об оснащении приборами учета используемых энергетических ресурсов;
(пп. 4.2.14.3 введен Постановлением Правительства РФ от 20.02.2010 N 67)
(см. текст в предыдущей редакции)
4.2.14.5. порядок составления топливно-энергетических балансов субъектов Российской Федерации, муниципальных образований;
(пп. 4.2.14.5 введен Постановлением Правительства РФ от 21.10.2011 N 853)
4.2.14.6. правила оценки готовности к отопительному периоду;
(пп. 4.2.14.6 введен Постановлением Правительства РФ от 21.10.2011 N 853)
4.2.14.7. порядок расследования причин аварийных ситуаций при теплоснабжении;
(пп. 4.2.14.7 введен Постановлением Правительства РФ от 21.10.2011 N 853)
4.2.14.8. порядок определения нормативов технологических потерь при передаче тепловой энергии, теплоносителя, нормативов удельного расхода топлива при производстве тепловой энергии, нормативов запасов топлива на источниках тепловой энергии (за исключением источников тепловой энергии, функционирующих в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии), в том числе в целях государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения;
(пп. 4.2.14.8 введен Постановлением Правительства РФ от 21.10.2011 N 853)
4.2.14.9. порядок создания и использования тепловыми электростанциями запасов топлива, в том числе в отопительный сезон;
(пп. 4.2.14.9 введен Постановлением Правительства РФ от 21.10.2011 N 853)
Распоряжением Правительства РФ от 27.07.2019 N 1677-р утвержден перечень форм предоставления в обязательном порядке информации для включения в государственную информационную систему топливно-энергетического комплекса.
4.2.14.10. формы представления в обязательном порядке информации в государственную информационную систему топливно-энергетического комплекса и требования к заполнению этих форм;
(пп. 4.2.14.10 введен Постановлением Правительства РФ от 24.09.2012 N 967)
4.2.14.11. требования к технологиям информационного взаимодействия в интеграционном сегменте государственной информационной системы топливно-энергетического комплекса, в том числе к форматам представления информации в рамках этого сегмента;
(пп. 4.2.14.11 введен Постановлением Правительства РФ от 24.09.2012 N 967)
4.2.14(12). порядок установления целевых показателей для целей формирования инвестиционных программ сетевых организаций, в том числе организации по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью;
(пп. 4.2.14(12) введен Постановлением Правительства РФ от 24.10.2013 N 951)
4.2.14(13). единые стандарты качества обслуживания сетевыми организациями потребителей услуг сетевых организаций;
(пп. 4.2.14(13) введен Постановлением Правительства РФ от 24.10.2013 N 951)
4.2.14(14). правила технической эксплуатации объектов теплоснабжения и теплопотребляющих установок;
(пп. 4.2.14(14) введен Постановлением Правительства РФ от 23.11.2016 N 1229)
4.2.14(15). порядок подготовки предложений об отнесении или неотнесении поселений, городских округов к ценовым зонам теплоснабжения в соответствии с частью 4 статьи 23.3 Федерального закона «О теплоснабжении»;
(пп. 4.2.14(15) введен Постановлением Правительства РФ от 01.08.2018 N 900)
4.2.14(16). форма проекта схемы теплоснабжения (проекта актуализированной схемы теплоснабжения), а также требования к форматам материалов, представляемых в электронном виде, включая требования к техническим, программным и лингвистическим средствам, необходимым для оформления и направления проекта схемы теплоснабжения (проекта актуализированной схемы теплоснабжения) в электронной форме;
(пп. 4.2.14(16) введен Постановлением Правительства РФ от 01.08.2018 N 900)
4.2.14(17). методика расчета показателей газификации;
(пп. 4.2.14(17) в ред. Постановления Правительства РФ от 23.11.2019 N 1501)
(см. текст в предыдущей редакции)
4.2.14(18). методика расчета ущерба, причиненного в результате хищения, совершенного из газопровода;
(пп. 4.2.14(18) введен Постановлением Правительства РФ от 23.11.2019 N 1501)
4.2.14(19). критерии отнесения объектов производства, хранения и использования сжиженного природного газа к малотоннажным объектам;
(пп. 4.2.14(19) введен Постановлением Правительства РФ от 10.08.2021 N 1326)
4.2.14(20). методика проведения оценки риска нарушения работы субъектов электроэнергетики в сфере электроэнергетики;
(пп. 4.2.14(20) введен Постановлением Правительства РФ от 09.11.2021 N 1925)
4.2.15. нормативные правовые акты по другим вопросам в установленной сфере деятельности Министерства, за исключением вопросов, правовое регулирование которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации осуществляется исключительно федеральными конституционными законами, федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации;
4.3. на основании федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации осуществляет полномочия по контролю в установленной сфере деятельности:
(см. текст в предыдущей редакции)
4.3.2. за деятельностью организаций коммерческой инфраструктуры оптового рынка электрической энергии и мощности в пределах своей компетенции;
(см. текст в предыдущей редакции)
4.3.4. за реализацией инвестиционных программ субъектов электроэнергетики;
4.3.5. за реализацией мероприятий по реструктуризации угольной промышленности;
(см. текст в предыдущей редакции)
4.3.7. за соблюдением порядка и условий представления в обязательном порядке субъектами государственной информационной системы топливно-энергетического комплекса информации для включения в эту систему;
(пп. 4.3.7 введен Постановлением Правительства РФ от 24.09.2012 N 967)
(см. текст в предыдущей редакции)
4.4.1. разработку программ перспективного развития электроэнергетики с учетом требований по обеспечению безопасности Российской Федерации и на основе прогноза ее социально-экономического развития;
4.4.2. формирование и обеспечение функционирования государственной системы долгосрочного прогнозирования спроса и предложения на оптовом и розничных рынках электрической энергии и мощности, в том числе разработку прогноза топливно-энергетического баланса и системы мер, направленных на обеспечение потребностей экономики в электрической и тепловой энергии;
4.4.3. утверждение инвестиционных программ субъектов электроэнергетики, в уставных капиталах которых участвует государство, а также инвестиционных программ территориальных сетевых организаций, отнесенных к числу субъектов, инвестиционные программы которых утверждаются Министерством;
4.4.4. прогнозирование возможного дефицита электрической мощности в отдельных ценовых зонах оптового рынка электрической энергии и мощности и формирование благоприятных условий для капиталовложений или при необходимости для государственных инвестиций в строительство объектов электроэнергетики в целях предотвращения возникновения дефицита электрической мощности;
(см. текст в предыдущей редакции)
4.4.6. мероприятия, связанные с подготовкой и реализацией соглашений о разделе продукции;
(см. текст в предыдущей редакции)
4.4.9. разработку и реализацию государственной политики в области газоснабжения;
(см. текст в предыдущей редакции)
4.4.11. разработку и утверждение сводов правил в установленной сфере деятельности;
(пп. 4.4.11 введен Постановлением Правительства РФ от 12.08.2009 N 656)
(см. текст в предыдущей редакции)
(см. текст в предыдущей редакции)
4.4.15. мониторинг и анализ реализации государственной политики и эффективности нормативно-правового регулирования в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности в пределах установленной сферы деятельности Министерства;
(пп. 4.4.15 введен Постановлением Правительства РФ от 20.02.2010 N 67)
4.4.16. организацию и участие в разработке и реализации программ, проектов и мероприятий в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности в пределах установленной сферы деятельности Министерства, в том числе федеральных целевых и ведомственных программ, а также иных мероприятий, направленных на обеспечение реализации законодательства Российской Федерации об энергосбережении и повышении энергетической эффективности;
(пп. 4.4.16 введен Постановлением Правительства РФ от 20.02.2010 N 67)
(см. текст в предыдущей редакции)
4.4.17. разработку и реализацию мер государственной поддержки и стимулирования в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности в пределах установленной сферы деятельности Министерства;
(пп. 4.4.17 введен Постановлением Правительства РФ от 20.02.2010 N 67)
4.4.18. разработку проектов правил и методов исследований (испытаний) и измерений, в том числе правил отбора образцов, необходимых для применения и исполнения принятого технического регламента и осуществления оценки соответствия, с использованием документов в области стандартизации в установленной сфере деятельности;
(пп. 4.4.18 введен Постановлением Правительства РФ от 26.07.2010 N 553)
4.4.19. утверждение схем теплоснабжения поселений, городских округов с численностью населения 500 тыс. человек и более, а также городов федерального значения, в том числе присвоение статуса единой теплоснабжающей организации;
(пп. 4.4.19 в ред. Постановления Правительства РФ от 01.08.2018 N 900)
(см. текст в предыдущей редакции)
4.4.20. оценку готовности субъектов электроэнергетики к работе в отопительный сезон;
(пп. 4.4.20 введен Постановлением Правительства РФ от 21.10.2011 N 853)
4.4.21. создание государственной информационной системы топливно-энергетического комплекса, организацию эксплуатации данной системы, ее эксплуатацию самостоятельно или совместно с организациями, осуществляющими эксплуатацию сегментов государственной информационной системы топливно-энергетического комплекса, и ее совершенствование;
(пп. 4.4.21 введен Постановлением Правительства РФ от 24.09.2012 N 967)
4.4.22. сбор, обработку информации для включения в государственную информационную систему топливно-энергетического комплекса, хранение такой информации, обеспечение доступа к ней, ее предоставление и распространение;
(пп. 4.4.22 введен Постановлением Правительства РФ от 24.09.2012 N 967)
4.4.23. от имени Российской Федерации правомочия обладателя информации, содержащейся в государственной информационной системе топливно-энергетического комплекса;
(пп. 4.4.23 введен Постановлением Правительства РФ от 24.09.2012 N 967)
4.4.24. принятие решения о подготовке документации по планировке территории, предназначенной для размещения объектов трубопроводного транспорта федерального значения;
(пп. 4.4.24 введен Постановлением Правительства РФ от 30.09.2014 N 997)
4.4.25. принятие решения о подготовке документации по планировке территории, предназначенной для размещения объектов энергетики федерального значения;
(пп. 4.4.25 введен Постановлением Правительства РФ от 30.09.2014 N 997)
4.4.26. принятие решений о резервировании земель, об изъятии земельных участков для государственных нужд Российской Федерации (федеральных нужд) по основаниям, связанным со строительством, реконструкцией следующих объектов федерального значения:
(в ред. Постановления Правительства РФ от 12.04.2018 N 443)
(см. текст в предыдущей редакции)
объектов федеральных энергетических систем;
объектов использования атомной энергии;
объектов систем электро-, газоснабжения федерального значения, объектов систем теплоснабжения федерального значения;
объектов федерального транспорта (в части трубопроводного транспорта);
линейных объектов федерального значения, обеспечивающих деятельность субъектов естественных монополий и относящихся к объектам, указанным в абзацах втором, четвертом и пятом настоящего подпункта;
(пп. 4.4.26 в ред. Постановления Правительства РФ от 22.03.2017 N 323)
(см. текст в предыдущей редакции)
4.4.26(1). согласование проекта планировки территории, предусматривающего строительство, реконструкцию линейного объекта федерального значения, линейного объекта регионального значения или линейного объекта местного значения, в соответствии с которым необходима реконструкция существующих линейного объекта или линейных объектов, утверждение проекта планировки которых отнесено к полномочиям Министерства;
(пп. 4.4.26(1) введен Постановлением Правительства РФ от 23.01.2021 N 37)
4.4.27. принятие решений об изъятии земельных участков для государственных нужд Российской Федерации (федеральных нужд), необходимых для обеспечения эксплуатации линейных объектов, указанных в абзаце шестом пункта 4.4.26 настоящего Положения, в случае, предусмотренном частью 4 статьи 26 Федерального закона от 31 декабря 2014 г. N 499-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»;
(пп. 4.4.27 введен Постановлением Правительства РФ от 12.04.2018 N 443)
4.4.28. в соответствии с частью 4 статьи 23.3 Федерального закона «О теплоснабжении» подготовку и внесение предложений об отнесении или неотнесении поселений, городских округов к ценовым зонам теплоснабжения в Правительство Российской Федерации;
(пп. 4.4.28 введен Постановлением Правительства РФ от 01.08.2018 N 900)
4.4.29. рассмотрение замечаний и (или) разногласий, возникающих между органами местного самоуправления и единой теплоснабжающей организацией при разработке проектов схем теплоснабжения поселений, городских округов с численностью населения 500 тыс. человек и более, отнесенных к ценовым зонам теплоснабжения;
(пп. 4.4.29 введен Постановлением Правительства РФ от 01.08.2018 N 900)
(см. текст в предыдущей редакции)
4.4.31. принятие решений об установлении публичного сервитута в отношении земельных участков и (или) земель для использования в целях размещения объектов электросетевого хозяйства, линейных объектов системы газоснабжения, нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, их неотъемлемых технологических частей, если указанные объекты являются объектами федерального значения;
(пп. 4.4.31 введен Постановлением Правительства РФ от 30.04.2019 N 543)
4.4.32. участие в разработке порядка и критериев отнесения деятельности субъектов электроэнергетики, указанных в абзаце первом пункта 5 статьи 29.1 Федерального закона «Об электроэнергетике», являющихся объектом федерального государственного энергетического надзора, к категориям риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям;
(пп. 4.4.32 введен Постановлением Правительства РФ от 09.11.2021 N 1925)
4.4.33. разработку и утверждение индикаторов риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям при организации и осуществлении федерального государственного энергетического надзора в отношении субъектов электроэнергетики, указанных в абзаце первом пункта 5 статьи 29.1 Федерального закона «Об электроэнергетике»;
(пп. 4.4.33 введен Постановлением Правительства РФ от 09.11.2021 N 1925)
4.4.34. информирование в соответствии со статьями 20, 46 и 48 Федерального закона «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» в порядке и объеме, установленными Положением о федеральном государственном энергетическом надзоре, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2021 г. N 1085 «О федеральном государственном энергетическом надзоре»;
(пп. 4.4.34 введен Постановлением Правительства РФ от 09.11.2021 N 1925)
4.4.35. формирование и направление в орган федерального государственного энергетического надзора предложения о разработке программ профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям и плана проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий в порядке, установленном Положением о федеральном государственном энергетическом надзоре, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2021 г. N 1085 «О федеральном государственном энергетическом надзоре»;
(пп. 4.4.35 введен Постановлением Правительства РФ от 09.11.2021 N 1925)
4.4.36. мониторинг риска нарушения работы субъектов электроэнергетики в сфере электроэнергетики;
(пп. 4.4.36 введен Постановлением Правительства РФ от 09.11.2021 N 1925)
4.5.1. годовые и квартальные балансы по основным видам топлива, нефтепродуктов и сжиженных углеводородных газов;
4.5.2. нормативы удельного расхода топлива при производстве электрической энергии, а также нормативы удельного расхода топлива при производстве тепловой энергии источниками тепловой энергии в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии с установленной мощностью производства электрической энергии 25 мегаватт и более;
(пп. 4.5.2 в ред. Постановления Правительства РФ от 21.10.2011 N 853)
(см. текст в предыдущей редакции)
4.5.3. нормативы создания запасов топлива при производстве электрической энергии, а также нормативы запасов топлива на источниках тепловой энергии при производстве электрической и тепловой энергии в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии с установленной мощностью производства электрической энергии 25 мегаватт и более;
(пп. 4.5.3 в ред. Постановления Правительства РФ от 21.10.2011 N 853)
(см. текст в предыдущей редакции)
4.5.4. нормативы технологических потерь электрической энергии, а также нормативы технологических потерь при передаче тепловой энергии, теплоносителя по тепловым сетям, расположенным в поселениях, городских округах с численностью населения 500 тыс. человек и более, а также в городах федерального значения;
(в ред. Постановлений Правительства РФ от 21.10.2011 N 853, от 12.07.2016 N 666)
(см. текст в предыдущей редакции)
4.5.5. нормативы технологических потерь углеводородного сырья при добыче, транспортировке сырья и продуктов его переработки трубопроводным транспортом;
4.5.6. укрупненные нормативы цены типовых технологических решений капитального строительства объектов электроэнергетики;
(пп. 4.5.6 введен Постановлением Правительства РФ от 24.10.2013 N 951)
4.5.7. показатели надежности и качества услуг по транспортировке газа по газораспределительным сетям;
(пп. 4.5.7 введен Постановлением Правительства РФ от 24.10.2013 N 951)
4.5.8. документацию по планировке территории, предназначенную для размещения объектов трубопроводного транспорта федерального значения;
(пп. 4.5.8 введен Постановлением Правительства РФ от 30.09.2014 N 997)
4.5.9. документацию по планировке территории, предназначенную для размещения объектов энергетики федерального значения;
(пп. 4.5.9 введен Постановлением Правительства РФ от 30.09.2014 N 997)
4.5.10. схему расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории в целях его или их образования для последующего изъятия земельных участков для государственных нужд Российской Федерации (федеральных нужд), в том числе для размещения объектов федерального значения;
(пп. 4.5.10 введен Постановлением Правительства РФ от 12.04.2018 N 443)
(пп. 4.5 в ред. Постановления Правительства РФ от 22.12.2009 N 1059)
(см. текст в предыдущей редакции)
4.6. осуществляет в порядке и пределах, определенных федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, полномочия собственника в отношении федерального имущества, необходимого для обеспечения исполнения функций Министерства в установленной сфере деятельности, в том числе имущества, переданного федеральным государственным унитарным предприятиям, федеральным государственным учреждениям и казенным предприятиям, подведомственным Министерству;
4.7. осуществляет экономический анализ деятельности подведомственных государственных унитарных предприятий и утверждает экономические показатели их деятельности, проводит в подведомственных организациях проверки финансово-хозяйственной деятельности и использования имущественного комплекса;
4.8. осуществляет функции государственного заказчика по организации выполнения межгосударственных программ, федеральных целевых программ и федеральной адресной инвестиционной программы;
4.9. осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд закупки товаров, работ, услуг в установленной сфере деятельности;
(пп. 4.9 в ред. Постановления Правительства РФ от 27.12.2014 N 1581)
(см. текст в предыдущей редакции)
4.10. обобщает практику применения законодательства Российской Федерации и проводит анализ реализации государственной политики в установленной сфере деятельности;
4.10(1). разрабатывает и реализует меры по развитию конкуренции на товарных рынках, включая выполнение соответствующих ведомственных целевых программ, в установленной сфере деятельности;
(пп. 4.10(1) введен Постановлением Правительства РФ от 09.08.2013 N 685)
4.11. осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание Министерства и реализацию возложенных на Министерство функций, в том числе в отношении мероприятий по реструктуризации угольной промышленности;
4.12. организует прием граждан, обеспечивает своевременное и полное рассмотрение устных и письменных обращений граждан, принятие по ним решений и направление ответов в установленный законодательством Российской Федерации срок;
4.13. обеспечивает в пределах своей компетенции защиту сведений, составляющих государственную тайну;
4.14. организует и обеспечивает мобилизационную подготовку и мобилизацию Министерства, а также руководит мобилизационной подготовкой организаций, деятельность которых связана с его деятельностью или которые находятся в сфере его ведения и имеют мобилизационные задания или выполняют задачи по мобилизационной работе;
(пп. 4.14 в ред. Постановления Правительства РФ от 03.04.2020 N 429)
(см. текст в предыдущей редакции)
4.14(1). осуществляет организацию и ведение гражданской обороны в Министерстве;
(пп. 4.14(1) введен Постановлением Правительства РФ от 15.06.2010 N 438)
4.15. организует дополнительное профессиональное образование работников Министерства;
(пп. 4.15 в ред. Постановления Правительства РФ от 22.11.2013 N 988)
(см. текст в предыдущей редакции)
4.16. в установленном порядке взаимодействует с органами государственной власти иностранных государств и международными организациями в установленной сфере деятельности;
4.17. осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации работу по комплектованию, хранению, учету и использованию архивных документов, образовавшихся в процессе деятельности Министерства;
4.17.1. разрабатывает и реализует меры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, направленные на их развитие, включая разработку и выполнение соответствующих ведомственных целевых программ, в установленной сфере деятельности;
(пп. 4.17.1 введен Постановлением Правительства РФ от 13.10.2008 N 753)
4.17(2). выдает обязательные для исполнения органами исполнительной власти городов федерального значения и органами местного самоуправления предписания об устранении нарушений требований к схемам теплоснабжения, порядку их разработки, утверждения и актуализации в установленной сфере деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации;
(пп. 4.17(2) введен Постановлением Правительства РФ от 03.04.2020 N 429)
4.17(3). рассматривает в пределах своих полномочий дела об административных правонарушениях, предусмотренных частями 1 и 2 статьи 9.24 и частями 34 и 35 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях;
(пп. 4.17(3) введен Постановлением Правительства РФ от 03.04.2020 N 429)
4.18. осуществляет иные функции в установленной сфере деятельности, если такие функции предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации.
5. Министерство энергетики Российской Федерации в целях реализации полномочий в установленной сфере деятельности имеет право:
5.1. запрашивать и получать в установленном порядке сведения, необходимые для принятия решений по отнесенным к компетенции Министерства вопросам;
5.2. учреждать в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации, ведомственный знак отличия, дающий право на присвоение звания «Ветеран труда», и иные ведомственные награды и награждать ими работников Министерства, подведомственных организаций, а также других лиц, осуществляющих деятельность в установленной сфере, утверждать положения об этих знаке и наградах, а также их описания;
(пп. 5.2 в ред. Постановления Правительства РФ от 01.07.2016 N 616)
(см. текст в предыдущей редакции)
5.3. привлекать в установленном порядке для проработки вопросов, отнесенных к сфере деятельности Министерства, научные и иные организации, ученых и специалистов;
5.4. создавать координационные и совещательные органы (советы, комиссии, группы, коллегии), в том числе межведомственные, в установленной сфере деятельности;
5.5. учреждать в установленном порядке печатные средства массовой информации для публикации нормативных правовых актов в установленной сфере деятельности, официальных объявлений, размещения других материалов по вопросам, отнесенным к компетенции Министерства.
6. При осуществлении правового регулирования в установленной сфере деятельности Министерство энергетики Российской Федерации не вправе устанавливать не предусмотренные федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации функции и полномочия федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также не вправе устанавливать ограничения на осуществление прав и свобод граждан, прав негосударственных коммерческих и некоммерческих организаций, за исключением случаев, когда возможность введения таких ограничений актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти прямо предусмотрена Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами и издаваемыми на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.