какой орган обладает полномочиями по списанию безнадежных долгов по федеральным налогам

Безнадежный налоговый долг: как его списать

какой орган обладает полномочиями по списанию безнадежных долгов по федеральным налогам

Как определить безнадежность

Срок исковой давности по взысканию этой суммы прошел, а инспекция никаких требований Дивееву не предъявляла. Тогда он решил списать долг как безнадежный в судебном порядке. Но Савеловский районный суд Москвы отказал заявителю, сославшись на то, что истечение срока исковой давности для взыскания долга не прекращает обязанность истца по уплате налога. Первая инстанция отметила, что, во-первых, нет судебного решения, который подтверждает безнадежность задолженности. Во-вторых, просить суд о признании таких долгов безнадежными могут только сами налоговики, а у плательщиков такого права нет. Апелляция оставила такое решение без изменений (дело № 02а-0528/2017).

– ликвидации фирмы и ее исключении из ЕГРЮЛ;

– признании индивидуального предпринимателя банкротом;

– признании гражданина банкротом;

– смерти гражданина или объявлении его умершим в законном порядке;

– окончании исполнительного производства и возврате исполлиста взыскателю;

– принятии судебного акта, в котором указано, что инспекция утратила возможность взыскать недоимку;

– снятии с учета в налоговом органе иностранной фирмы.

* – более подробные обстоятельства указаны в ст. 59 НК.

Дивеев не согласился с такими выводами и оспорил их в Верховном суде. ВС пояснил, что сам налогоплательщик тоже может требовать в судебном порядке признать свои налоговые долги безнадежными (пп. 4 п. 1 ст. 59 НК). А невозможность взыскания 134 175 руб. сейчас с истца должен был установить и проверить сам суд, указала коллегия по административным делам ВС (дело № 5-КГ18-319). Тройка судей ВС под председательством Игоря Зинченко постановила отменить все акты нижестоящих инстанций и отправить дело на новое рассмотрение обратно в Савеловский райсуд в ином составе.

Эксперты «Право.ru»: «Нижестоящие суды отнеслись к ситуации поверхностно»

Решение нижестоящих судов юрист Taxology TAXOLOGY Результаты рейтинга «Право-300» будут доступны после 2-го декабря × Дмитрий Анищенко объясняет старинной проблемой российского правосудия, ради решения которой в 2014 году ликвидировали ВАС. Речь идет о единообразии судебной практики. По словам эксперта, подобные решения столичных СОЮ были бы маловероятны в системе арбитражных судов. Ведь еще в 2013 году Плену ВАС в Постановлении № 57 прямо указал, что обращаться в суд в подобных ситуациях могут не только налоговые органы, но и налогоплательщики.

По общему правилу задолженность может признаваться безнадежной, если в течение 11,5 месяцев налоговики никак не пытаются ее взыскать. Но на практике не все так однозначно: могут возникнуть спорные ситуации, когда суды устанавливают, что налоговики пропустили срок взыскания недоимки из-за недобросовестного поведения плательщика. В частности, если тот указал при регистрации фиктивный адрес, приводит пример Анищенко.

какой орган обладает полномочиями по списанию безнадежных долгов по федеральным налогам

Трансляция на госуровне того, что собираемость налогов должна расти, оказывает давление на судей, рассматривающих дела по существу. Но есть и нежелание физлиц и юрлиц платить налоги. Именно здесь основа злоупотреблений налогоплательщиков. Эпоха «слабой» налоговой ещё жива в памяти людей. Необходимо время, чтобы отношение плательщиков к налогам смогло перерасти из степени высокой негативности к социальной необходимости. Это вопрос культуры не только сбора налогов, но и их уплаты.

Владлена Варшавская, старший партнер ЮК Варшавский и партнеры Варшавский и партнеры Результаты рейтинга «Право-300» будут доступны после 2-го декабря ×

Но обсуждаемую ситуацию вряд ли можно отнести к категории неоднозначных. Поэтому партнера Шаймарданов и партнеры Шаймарданов и Партнеры Результаты рейтинга «Право-300» будут доступны после 2-го декабря × Айнура Ялилова удивили акты столичных судов по этому делу: «Грустно смотреть, насколько поверхностно и некачественно рассматриваются налоговые споры в судах общей юрисдикции». Он подчеркивает, что только за последние три года на возможность налогоплательщика списать безнадежные долги указывал несколько раз Верховный суд и Конституционный суд (Определение КС от 26 мая 2016 года № 1150-О). И как в подобной ситуации нижестоящие инстанции могли прийти к таким выводам – остается только недоумевать, отмечает Ялилов.

«Списание задолженности как безнадежной означает, что применение мер, направленных на принудительное исполнение налоговой обязанности, является невозможным, в связи с чем задолженность исключается из лицевого счета налогоплательщика и более не может выступать предметом взыскания», – из определения экономколлегии по делу № А65-26432/2016.

*– имя и фамилия изменены редакцией.

Источник

Какой орган обладает полномочиями по списанию безнадежных долгов по федеральным налогам

(в ред. Приказа ФНС России от 09.03.2020 N ЕД-7-8/140@)

недоимка и задолженность по пеням и штрафам, в том числе задолженность по налоговым санкциям за нарушения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, которые до введения в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации взимались в бесспорном порядке и по которым решение налогового органа было вынесено до 1 января 1999 года (за исключением задолженности, образовавшейся в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации);

проценты, предусмотренные главой 9 и статьей 176.1 Налогового кодекса Российской Федерации;

недоимка по страховым взносам в государственные социальные внебюджетные фонды, числящаяся за организациями по состоянию на 1 января 2001 года, задолженность по пеням и штрафам;

суммы налогов, сборов, страховых взносов, пеней и штрафов, списанные со счетов налогоплательщиков, плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов, налоговых агентов в банках, но не перечисленные в бюджетную систему Российской Федерации.

2. Недоимка и задолженность, указанные в пункте 1 Порядка, признаются безнадежными к взысканию в случаях, установленных пунктами 1, 4 статьи 59 Налогового кодекса Российской Федерации.

3. Налоговый орган оформляет справку о суммах недоимки и задолженности по пеням, штрафам и процентам, взыскание которых невозможно (приложение N 1 к Порядку), в течение пяти рабочих дней со дня получения (формирования) документов, подтверждающих наличие случаев, установленных пунктами 1, 4 статьи 59 Налогового кодекса Российской Федерации.

4. Органы, в компетенцию которых входит оформление Справки о суммах недоимки и задолженности по пеням, штрафам и процентам, взыскание которых невозможно, и принятие решения о признании безнадежными к взысканию и списании недоимки и задолженности по пеням, штрафам и процентам (приложение N 2 к Порядку), указаны в подпункте 1 пункта 2 статьи 59 Налогового кодекса Российской Федерации.

(в ред. Приказа ФНС России от 09.03.2020 N ЕД-7-8/140@)

(см. текст в предыдущей редакции)

5. Решение о признании безнадежными к взысканию и списании недоимки и задолженности по пеням, штрафам и процентам принимается в течение одного рабочего дня со дня оформления справки, указанной в пункте 3 Порядка.

6. В случае принятия в соответствии с пунктом 3 статьи 59 Налогового кодекса Российской Федерации законов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов представительных органов муниципальных образований, устанавливающих дополнительные основания признания безнадежными к взысканию недоимки, соответственно, по региональным и местным налогам, задолженности по пеням и штрафам по этим налогам, списание указанных недоимки и задолженности по пеням и штрафам производится в соответствии с Порядком на основании документов, подтверждающих наличие соответствующих оснований.

Источник

Статья 59. Признание недоимки и задолженности по пеням и штрафам безнадежными к взысканию и их списание

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 27 июля 2010 г. N 229-ФЗ статья 59 настоящего Кодекса изложена в новой редакции, вступающей в силу по истечении одного месяца со дня официального опубликования названного Федерального закона

Статья 59. Признание недоимки и задолженности по пеням и штрафам безнадежными к взысканию и их списание

ГАРАНТ:

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 243-ФЗ в пункт 1 статьи 59 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2017 г.

1. Безнадежными к взысканию признаются недоимка, задолженность по пеням и штрафам, числящиеся за отдельными налогоплательщиками, плательщиками сборов, плательщиками страховых взносов и налоговыми агентами, уплата и (или) взыскание которых оказались невозможными в случаях:

Информация об изменениях:

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 240-ФЗ пункт 1 статьи 59 настоящего Кодекса дополнен подпунктом 2.1, вступающим в силу по истечении одного месяца со дня официального опубликования названного Федерального закона

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 243-ФЗ в подпункт 3 пункта 1 статьи 59 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2017 г.

4) принятия судом акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, задолженности по пеням и штрафам в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе вынесения им определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании недоимки, задолженности по пеням и штрафам;

Информация об изменениях:

4.1) вынесения судебным приставом-исполнителем постановления об окончании исполнительного производства при возврате взыскателю исполнительного документа по основаниям, предусмотренным пунктами 3 и 4 части 1 статьи 46 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», если с даты образования недоимки и (или) задолженности по пеням и штрафам, размер которых не превышает размера требований к должнику, установленного законодательством Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве) для возбуждения производства по делу о банкротстве, прошло более пяти лет;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 244-ФЗ пункт 1 статьи 59 настоящего Кодекса дополнен подпунктом 4.2, вступающим в силу с 1 января 2017 г.

4.2) снятия с учета в налоговом органе иностранной организации в соответствии с пунктом 5.5 статьи 84 настоящего Кодекса;

Информация об изменениях:

4.3) принятия судом акта о возвращении заявления о признании должника банкротом или прекращении производства по делу о банкротстве в связи с отсутствием средств, достаточных для возмещения судебных расходов на проведение процедур, применяемых в деле о банкротстве;

5) в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 244-ФЗ статья 59 настоящего Кодекса дополнена пунктом 1.1, вступающим в силу с 1 января 2017 г.

1.1. В случае постановки иностранной организации на учет в соответствии с пунктом 4.6 статьи 83 настоящего Кодекса после снятия ее с учета в налоговом органе в соответствии с пунктом 5.5 статьи 84 настоящего Кодекса суммы недоимки по налогу на добавленную стоимость, задолженности по пеням и штрафам, признанных безнадежными к взысканию на основании подпункта 4.2 пункта 1 настоящей статьи, восстанавливаются и подлежат уплате в срок, предусмотренный пунктом 11 статьи 174.2 настоящего Кодекса.

2. Органами, в компетенцию которых входит принятие решения о признании недоимки, задолженности по пеням и штрафам безнадежными к взысканию и их списании, являются:

Информация об изменениях:

1) налоговые органы (за исключением случая, предусмотренного подпунктом 3 настоящего пункта);

Информация об изменениях:

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 27 ноября 2010 г. N 306-ФЗ в подпункт 3 пункта 2 статьи 59 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2011 г., но не ранее чем по истечении одного месяца со дня официального опубликования названного Федерального закона

Информация об изменениях:

3. Законами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований могут быть установлены дополнительные основания признания безнадежными к взысканию недоимки по региональным и местным налогам, задолженности по пеням и штрафам по этим налогам.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 243-ФЗ в пункт 4 статьи 59 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2017 г.

ГАРАНТ:

Положения пункта 4 статьи 59 настоящего Кодекса (в редакции Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 229-ФЗ) применяются также к суммам налога, сбора, пеней и штрафов, списанным со счетов налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, но не перечисленным банками в бюджетную систему Российской Федерации до дня вступления в силу названного Федерального закона

4. Суммы налогов, сборов, страховых взносов, пеней и штрафов, списанные со счетов налогоплательщиков, плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов, налоговых агентов в банках, но не перечисленные в бюджетную систему Российской Федерации, признаются безнадежными к взысканию и списываются в соответствии с настоящей статьей в случае, если на момент принятия решения о признании указанных сумм безнадежными к взысканию и их списании соответствующие банки ликвидированы.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 27 ноября 2010 г. N 306-ФЗ в пункт 5 статьи 59 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2011 г., но не ранее чем по истечении одного месяца со дня официального опубликования названного Федерального закона

5. Порядок списания недоимки и задолженности по пеням и штрафам, признанных безнадежными к взысканию, а также перечень документов, подтверждающих обстоятельства, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела (в части налогов, пеней, штрафов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза).

6. Правила, предусмотренные настоящей статьей, применяются также при списании безнадежной задолженности по процентам, предусмотренным главой 9, а также статьей 176.1 настоящего Кодекса.

Источник

Новый порядок списания безнадежной налоговой недоимки

Приказ Федеральной налоговой службы № ММВ-7-8/164@ от 02.04.2019

С 05.05.2019 действует новый порядок списания недоимки и задолженности по пеням, штрафам и процентам, которые налоговая инспекция признает безнадежными к взысканию. Уточнили список платежей, подлежащих списанию, форму справки о суммах недоимки и форму решения о списании, которые оформляет инспекция. Перечень документов, необходимых для признания долгов безнадежными, зависит от причины списания.

Новый порядок утвержден приказом ФНС РФ № ММВ-7-8/164@ от 02.04.2019 (далее – Порядок). Одновременно утратил силу старый приказ от 19.08.2010 № ЯК-7-8/393@.

Перечислять налоги нужно вовремя, иначе возможны последствия – это недоимка по налогам, а также штрафы и начисление пеней.

При пропуске срока уплаты налогов или страховых взносов происходит нарушение налогового законодательства (абз. 2 п. 1 ст. 45 НК РФ). У налогоплательщика образуется долг перед бюджетом – недоимка по налогам (страховым взносам) (п. 2 ст. 11 НК РФ). Налоговая недоимка возникает на следующий день после нарушения установленного законодательством срока уплаты налога в бюджет.

Бывают также ситуации, когда инспекторы обнаруживают излишне возмещенные фирмам суммы налогов из бюджета, например, по НДС или акцизам. Такие суммы тоже образуют недоимку (абз. 4 п. 8 ст. 101 НК РФ):

Недоимку можно погасить добровольно, вместе с пенями. Если этого не происходит, налоговики будут взыскивать эти суммы в принудительном порядке.

Но бывают ситуации, когда взыскать недоимку с налогоплательщика не возможно. Тогда контролирующие органы могут списать эту задолженность как безнадежную.

Кто спишет безнадежный долг

Порядок списания безнадежных налоговых долгов (общий для недоимки по федеральным, региональным и местным налогам) утверждает ФНС (п. 5 ст. 59 НК РФ).

Законами субъектов РФ, нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований могут быть предусмотрены дополнительные основания признания безнадежными к взысканию недоимки по региональным и местным налогам.

Решение о списании безнадежной задолженности принимает налоговый орган по месту нахождения налогоплательщика.

Когда спишут недоимку по налогам

Если срок исковой давности по задолженности перед бюджетом истек, то налоговики не смогут обязать должника заплатить недоимку. А задолженность так и будет числиться за ним.

Однако если такая задолженность будет признана безнадежной к взысканию, то она может быть исключена из карточки по расчетам с бюджетом.

Согласно статье 59 НК РФ налоговые долги признаются безнадежными, в частности, в таких ситуациях:

Для списания недоимки нужны документы:

Какие долги спишут

В соответствии с новым Порядком, списанию подлежат:

Такие долги инспекция будет списывать после их признания безнадежными к взысканию в случаях, установленных пунктами 1, 4 статьи 59 НК РФ.

В пункте 1 статьи 59 НК РФ речь идет о ликвидации компании – в части недоимки, задолженности по пеням и штрафам, не погашенных из-за недостаточности имущества организации и (или) невозможности их погашения учредителями (участниками) этой организации. Потребуются документы:

А в соответствии с пунктом 4 статьи 59 НК РФ налоговые органы не имеют права требовать уплаты недоимки с должника в связи с истечением установленного срока их взыскания. В этом случае потребуются заверенные гербовой печатью суда:

Согласно Порядку, инспекция списывает такие долги самостоятельно.

После того как все документы поступят в инспекцию, налоговики должны в течение 5 рабочих дней оформить справку о суммах недоимки и задолженности по пеням, штрафам и процентам, взыскание которых невозможно по форме из приложения № 1 к Порядку.

Далее ИФНС в течение одного рабочего дня принимает решение о признании безнадежными к взысканию и списании недоимки и задолженности по пеням, штрафам и процентам.

После этого все указанные суммы списываются с лицевого счета налогоплательщика.

И с этого момента требовать оплаты и применять любые меры принудительного взыскания такой недоимки налоговые органы не имеют права.

Однако заявление в налоговый орган о списании недоимки все же может потребоваться. Это может быть в ситуации, когда налоговики своевременно не списали безнадежные суммы. Например, вследствие технической ошибки.

Информация о наличии задолженности может появиться на сайте судебных приставов. Или вдруг компания получает требование об уплате «старых» налогов по устаревшим КБК.

Поделиться

Распечатать

НОРМАТИВНЫЕ АКТЫ ДЛЯ БУХГАЛТЕРА
Электронная версия популярного журнала

Новые документы с комментариями экспертов. Журнал помогает бухгалтерам разбираться в значениях и смыслах новых документов по учету и налогам.

Источник

Как списать налоги?

Наличие задолженности по налогам может стать серьезной проблемой: сейчас налоговики используют различные механизмы принудительного взыскания, в результате чего должники сталкиваются с самыми неблагоприятными для себя последствиями. В ситуации, когда у налогоплательщика нет возможности погасить долг, закономерно возникает вопрос о том, можно ли списать налоги. Такой путь решения проблемы действительно существует, однако этот процесс имеет множество нюансов.

Если у вас возникла необходимость списания налогов, в первую очередь нужно проконсультироваться со специалистом и выяснить, возможно ли аннулировать долг именно в вашей ситуации. Также юрист по налогам поможет оформить документы и проведет всю процедуру в соответствии с нормами закона и в возможно короткие сроки.

Способы списания налоговой задолженности

В каких случаях по действующему законодательству должники могут рассчитывать на списание? Существует два основных способа освобождения физического лица (т.е. обычного гражданина) от налоговой задолженности — это признание долга безнадежным и банкротство.

Первый вариант предусматривает, что налог можно списать при условии истечения срока исковой давности или же если налоговой инспекцией в установленные сроки не было выставлено требование об уплате. Также такие долги списываются на основании специальных законов. Второй вариант применим в ситуации, когда гражданин не может исполнять свои финансовые обязательства, в результате чего он в установленном порядке признается банкротом.

Как происходит списание безнадежных долгов по налогам?

Итак, понятие «списание безнадежной налоговой задолженности» является многогранным: под этот способ освобождения от долгов попадает и их аннулирование по общему правилу (если истек срок взыскания), и налоговая амнистия. В первую очередь разберемся, когда долг аннулируется по ст. 59 Налогового кодекса РФ. Нужно отметить, что налоговая может требовать оплаты долга в течение 3 лет.

Этот срок предусмотрен и для транспортного налога, и для платежей за недвижимость (квартиры, дома и т.д.) и землю. Списать налог возможно при условии, что налоговый орган:

Для списания налога не нужно обращаться с какими-либо заявлениями в налоговый орган, поскольку долг списывается инспекцией самостоятельно. Но, конечно, если основания для того, чтобы списать долг, есть, а этого не происходит, налогоплательщик вправе обратиться с соответствующим заявлением в налоговую инспекцию. При возникновении спорной ситуации может потребоваться обращение в суд для признания задолженности безнадежной и, соответственно, для ее последующего списания.

Важно, что налоговикам предоставляется право через суд восстановить пропущенный по уважительной причине срок предъявления требований к налогоплательщику. Если срок будет восстановлен, то списать долг уже не получится.

Особенности списания задолженности по налоговой амнистии

Механизм списания налоговой задолженности по амнистии запускается на основании специального федерального закона (так, в 2018 году долги списывались по ФЗ-436 от 28.12.2017 г.). Налоговая амнистия предусматривает, что долги списываются в автоматическом режиме, т.е. налогоплательщикам не нужно совершать каких-либо действий (направлять заявления, посещать налоговую инспекцию и т. д.). При этом положения распространяют свое действие на те долги, которые признаются просроченными.

В 2018 году амнистия позволяла списать налоги, сформированные на 1.01.15 г. Для физических лиц списывались следующие категории долгов:

В 2019 году информации о планах по проведению налоговой амнистии не было. Поэтому, если у вас есть необходимость в том, чтобы списать налог, нужно или использовать другие способы, или ждать принятия решения о начале амнистии.

Что нужно для списания налогов при признании банкротом?

Списание долгов (причем не только перед налоговыми органами) при помощи процедуры банкротства может стать решением в том случае, если должник не способен исполнить свои финансовые обязательства перед кредиторами. Причем, если раньше признать банкротом можно было только юридических лиц, то сейчас эта возможность стала доступна и обычным гражданам.

Итак, получение статуса банкрота позволяет списать налоги, однако сделать это можно только при условии, что вырученных от продажи имущества денежных средств будет недостаточно для уплаты долга.

Для списания налоговой задолженности после получения решения суда о признании банкротом налогоплательщику потребуется подать заявление в налоговую инспекцию и приложить к нему документы, подтверждающие статус банкрота и наличие задолженности. При банкротстве задолженность также признается безнадежной, но уже на основании того, что гражданин является финансово несостоятельным.

Важно! Судебная практика говорит о том, что иногда в ходе процедуры банкротства делается вывод о том, что должник намеренно уклонялся от уплаты налогов. В этом случае списать налоговые долги нельзя.

При этом нужно иметь в виду, что банкротство влечет за собой ряд неблагоприятных последствий для гражданина. Так, например, при обращении за кредитом на протяжении 5 лет после получения статуса банкрота гражданин будет обязан сообщать об этом факте банку. Также нельзя в течение 3 лет занимать должности в органах управления юридическим лицом. Поэтому, принимая решение списать долги при помощи банкротства, следует просчитывать все плюсы и минусы этого варианта.

Таким образом, закон на сегодняшний день предоставляет гражданам возможность избавиться от налоговой задолженности, однако реализовать это право реально только при наличии соответствующих обстоятельств (просроченная задолженность, основания для признания банкротом).

Если вы планируете списать налоги, мы рекомендуем обязательно обращаться к юристу: специалист проанализирует возможность списания тем или иным способом и окажет профессиональную юридическую помощь на всех этапах процедуры.

Поручите задачу профессионалам. Юристы выполнят заказ по стоимости, которую вы укажите. Вам не придётся изучать законы, читать статьи и разбираться в вопросе самим.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *